ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ
Т.Х. Усманова
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЭК И ЖКХ: ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ*
В статье рассматриваются проблемы прогнозирования и управления проектами развития ТЭК и ЖКХ, выявления приоритетных направлений и планирования инновационных технологий при сложившемся конфликте интересов в их экономических взаимоотношениях.
В современных условиях функционирование системы ЖКХ и качество обслуживания населения не могут расцениваться как удовлетворительные. При неполной оплате населением услуг ЖКХ действуют завышенные тарифы на услуги, существенно превышающие затраты их производителей и жилищных организаций. Причем часть платежей населения не поступает производителям коммунальных услуг, а присваивается финансовыми посредниками системы ЖКХ, ЕРКЦ.
Системы обеспечения жилищно-коммунального хозяйства в значительной мере технологически и морально устарели. Их низкая надежность приводит к значительным потерям тепла, воды, электроэнергии, газа. В то же время вяло текущая модернизация жилищного хозяйства в регионах проводится без учета дальнейших перспектив, т.е. по принципу устранения «узких мест» в системе и ликвидации аварий.
Текущая ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Проблемы развития ЖКХ в России, наряду с проблемой ветхого жилья и состояния дорог, являются наиболее острыми. Неудовлетворенность коммунальными и жилищными услугами превратилась в общенациональный вызов [1]. Уровень неплатежей, дебиторской задолженности ТЭК и кредиторской задолженности ЖКХ не позволяют эффективно планировать развитие экономики отраслей жилищно-коммунального хозяйства. Развитие ЖКХ включает модернизацию, реконструкцию и новое строительство жилищного фонда и коммунального комплекса, а также формирование эффективных финансовых моделей и денежных потоков на основе обоснованных тарифов на жизненно важные жилищно-коммунальные услуги. Формирование тарифов ЖКХ базируется на показателях Стратегии социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, где указаны целевые ориентиры их изменения, планирования субсидий, перекрестного субсидирования и т.д. [2]. В то же время развитие территорий и регионов России зависит от реализации программ государственной поддержки в области энергосбережения, повышения энергетической и экологической эффективности инновационных проектов, в том числе, в рамках государственно-частного партнерства [3].
Решение проблем просроченной задолженности ресурсоснабжающим организациям становится одним из приоритетных направлений деятельности как региональных властей, так и федерального центра. Это требует внесения изменений в существующее законодательство и методы управления развитием ЖКХ [4], так как недостатки нормативно-правового регулирования и методологии управления негативно влияют на развитие процессов и объектов в системе ЖКХ во многих регионах [5].
* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации на 2017 год.
Т.Х. Усманова
При переходе от плановой к рыночной экономике были нарушены прежние потоки поставок, сбыта, потребления и финансирования различных объектов ТЭК и ЖКХ [6]. Многие компании по производству, передаче, сбыту топливно-энергетической продукции в настоящее время несут огромные издержки из-за неэффективных финансовых взаимоотношений между отраслями ТЭК и ЖКХ, которые в конечном счете влияют на управление жилищным фондом на уровне муниципальных образований [7; 8].
Данные табл. 1 показывают, что задолженность населения по оплате за жилищные и коммунальные услуги в последние десять лет почти не росла. В то же время значительная кредиторская задолженность производителям за электроэнергию, газ и воду со стороны жилищных и коммунальных предприятий регионов России не только не снижалась, а наоборот, имела тенденцию к увеличению. Долги производителям за газ и тепло в регионах накапливаются. По мнению экспертов, нет гарантии их снижения, хотя, по итогам отчетной информации, текущие счета за поставку газа многими потребителями были оплачены почти на 100%.
Таблица 1
Динамика показателей оплаты жилья и коммунальных услуг*
Показатель 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г. 2014 г.. 2015 г.
Удельный вес расходов на оплату жилого
помещения и коммунальных услуг в по-
требительских расходах домашних хо-
зяйств, % 4,7 8,3 9,2 8,8 8,9 9,5
Индекс физического объема (к предыдущему
году), %:
жилищно-коммунальные услуги, всего 97,7 101,1 104,7 100,1 100,3 98,7
в том числе:
жилищные услуги 84,2 102,5 106,0 101,6 99,7 98,1
коммунальные услуги 100,9 100,7 103,5 99,7 100,7 99,6
Возмещаемая населением величина затрат на
предоставление жилищно-коммунальных
услуг на жилплощадь, руб. в месяц,: 146,1 663,5 1301,0 1598,0 1715,0 1840,6
в том числе:
жилищных услуг 32,6 149,6 299,1 369,9 411,3 494,1
коммунальных услуг 113,5 514,3 1004,0 1228,0 1303,0 1346,4
Доля возмещения населением затрат на пре-
доставление жилищно-коммунальных ус-
луг, % 53 85 90 90 93 94
в том числе:
жилищных услуг 51 83 85 83 94 96
коммунальных услуг 54 86 91 92 93 93
Задолженность по оплате жилищно-комму-
нальных услуг всего,
млрд. руб. 13,1 36,1 95,1 109,4 111,0 135,8
% 12,9 7,0 6,9 6,1 5,7 6,4
* Здесь и далее таблицы рассчитаны по данным Росстата.
Крупнейшие региональные госкомпании субъектов Российской Федерации, осуществляющие поставку тепла в регионе, не могут рассчитаться по задолженности с ПАО «Газпром». Причем, некоторые регионы намерены рассчитаться с ПАО «Газпром» по долгам за газ, передав в собственность газового поставщика региональные газовые сети, принадлежащие местным муниципальным предприятиям, тем самым предлагается переложить решение проблемы неплатежей на компанию «Газпром».
Управление структурами ТЭК и ЖКХ в отдельно взятых территориях зависит от конкретной ситуации в регионе. Объективно обоснованные расчеты за поставленную горячую воду, отопление и газ «увязают» в неразрешимых конфликтах интересов обособленных и индивидуальных институциональных структур ТЭК и ЖКХ.
Задолженности компаний ЖКХ перед организациями ТЭК постоянно растут. В то же время в самой сфере управления и эксплуатации жилого фонда ситуация улучшается по большинству показателей (табл. 2).
Таблица 2
Основные финансовые показатели деятельности организаций по управлению и эксплуатации жилого фонда
Показатель 2005 г. 2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Сальдированный финансовый результат
(прибыль минус убыток), млн. руб. -13595 -2567 -3353 -5516 -4249
Сумма прибыли, млн. руб. 3488 6008 5997 8326 9969
Удельный вес прибыльных организаций в
общем числе организаций, % 42,1 57,6 66,3 70,2 72,0
Рентабельность проданных товаров,
продукции (работ, услуг), % -17,0 -5,3 -3,2 -1,0 1,2
Рентабельность активов, % -1,4 -1,0 -1,0 -1,4 -1,1
Коэффициент автономии (на конец года), % 87,0 43,4 29,9 38,6 39,4
Коэффициент обеспеченности собственными
оборотными средствами (на конец года), % -32,1 4,9 5,3 10,9 16,3
Коэффициент текущей ликвидности (на ко-
нец года), % 69,9 111,8 114,7 128,3 138,3
Система генерации, передачи и потребления топливно-энергетических ресурсов, поступающих в жилищно-коммунальное хозяйство, построена таким образом, что постоянно возникает конфликт интересов участников. Без устранения этого конфликта невозможен переход к научно-обоснованной методологии управления и контроля в течение всего цикла обеспечения услугами, в том числе к цифровой технологии, индикативному и электронному управлению [9]. В табл. 3 приведены показатели кредиторской и дебиторской задолженности в системе производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также предприятий, управляющих эксплуатацией жилищного фонда и предоставлением коммунальных, социальных и персональных услуг.
Таблица 3
Структура кредиторской и дебиторской задолженности в системе ТЭК и ЖКХ за 2014 г.
Показатель Кредиторская задолженность, млрд. руб. В том числе просроченная Дебиторская задолженность ЖКХ перед ТЭК, млрд. руб. В том числе просроченная
млрд. руб. % млрд. руб. %
1. Производство и распреде-
ление электроэнергии, газа
и воды 2044 379 18,5 1843 435 23,6
2. Управление эксплуатацией
жилого фонда 139 20,5 14,7 116 17,1 14,7
3. Предоставление прочих
коммунальных, социаль-
ных и персональных услуг 126 9,9 7,9 145 9,2 6,4
4. Общий итог задолженно-
сти стр. 2+ стр. 3 265 30,4 11,5 261 26,3 10,1
5. Не компенсируемая сумма
задолженности ЖКХ пе-
ред организациями ТЭК,
стр. 1 - стр. 4 1779 348,6 19,6 1582 409 25,8
Строка 1 табл. 3 показывает наличие дебиторской задолженности системы ЖКХ перед организациями ТЭК, а также кредиторской задолженности производителей и распределителей электроэнергии, газа и воды. Можно заметить, что значительная часть дебиторской задолженности ЖКХ перед ТЭК не может быть компенсирована. Конфликт
интересов ТЭК и ЖКХ усугубляется с каждым годом. Проблема имеет глобальный межотраслевой характер, и пока соответствующие министерства и ведомства не могут решить этот конфликт интересов в рамках только одной структуры.
Общие долги перед поставщиками газа и тепла во многих регионах приобретают катастрофические размеры, что мешает планировать проекты энергосбережения и повышения их энергетической и экологической эффективности. Основная масса долга потребителей приходится на предприятия коммунальной энергетики. Навести порядок во взаиморасчетах без системно воспроизводимого конфликта интересов управленческих институциональных структур в рамках эффективного менеджмента и обеспечения устойчивого развития территорий [10; 11] возможно только путем преодоления недостатков и порождающих их причин в сфере управления ЖКХ. К их числу относится, прежде всего, несовершенная методика формирования тарифов на услуги и не основанная на статистике практика определения размера субсидий, выделяемых из местных, региональных и федеральных бюджетов. Кроме того, необходимо создание эффективных механизмов финансирования и обеспечения возвратности капитальных затрат на модернизацию объектов ЖКХ.
Необходима централизованная поддержка проектов инновационной модернизации процессов обеспечения услугами ЖКХ. Возможности такой поддержки регламентируются в Государственной программе энергосбережения и энергоэффективности, где главным целевым показателем является экономия энергоресурсов, влияющих на энергосбережение и экономический рост в масштабах всей страны. В [9] показано, что энергоемкость ВВП России в 2000-2011 гг. снизилась в основном за счет структурных сдвигов в экономике, а технологическое обновление обеспечивало сокращение энергоемкости менее чем на 1% в год. Если в 1998-2008 гг. снижение энергоемкости ВВП составило 48%, т.е. около 5% в год, и опережало аналогичные показатели в ведущих странах мира, то после кризиса 2008 г. энергоемкость в 2009 г. возросла на 2,3%, а в 2010 г. - еще на 0,5% [9]. Рост энергоэффективности, в том числе и на объектах ЖКХ, неустойчив и практически не отразился на тарифах для населения.
Системно-функциональный подход к управлению развитием сферы ЖКХ. Перспективное развитие процессов обеспечения коммунальными услугами взамен текущего устранения «узких мест» и аварийных ситуаций означает переход к использованию новых технологий активного управления проектами. Предложенный в [12] системно-функциональный подход основан на применении эффективных технологических решений с учетом влияния на себестоимость услуг в рамках полного жизненного цикла. Модернизация систем обеспечения коммунальными услугами предполагает выбор проектов и реализуемых в них инновационных решений с учетом стоимости, длительности жизненного цикла, качества услуг и возможных рисков.
К основным составляющим системно-функционального подхода относятся прогнозирование, реализация проектов, осуществляемых в рамках структур государственно-частного партнерства (ГЧП), подготовка проектов в рамках Федерального фонда управления развитием процессов обеспечения коммунальными услугами и его региональных отделений.
Прогнозирование перспектив развития процессов и объектов коммунального обеспечения. Прогноз перспектив развития процессов ЖКХ может служить основой обоснования стратегии развития систем обслуживающих их объектов и выбора эффективных проектов. Методические основы прогнозирования развития базируются на учете закономерностей научно-технологического развития и закономерностей развития конкретных исследуемых процессов и объектов, а также выборе адекватных этим особенностям методов прогнозирования [13-15].
Процессы оказания услуг и объекты жилищно-коммунального хозяйства имеют свои характерные свойства, определяемые в том числе их пространственной рассредоточен-ностью и территориальными климатическими особенностями, высокой социальной важностью качественных и надежных коммунальных услуг Взаимосвязанный учет этих свойств применительно к конкретным процессам и объектам в регионах и муниципальных образованиях должен стать основой механизма формирования прогнозов.
Информационная и статистическая база прогнозирования должна включать матрицы межотраслевых и межмуниципальных балансов и дополнительные таблицы, публикуемые Росстатом. В настоящее время баланс - информационная база для прогнозирования по каждому году представлена всего шестью таблицами [16]: потоки затрат и выпусков продукции в текущих ценах производителей; потоки затрат и выпусков продукции в постоянных ценах производителей 2010 г.; матрица налогов на используемые продукты; матрица торговой наценки; матрица транспортных наценок; матрица используемых импортных продуктов.
Прогнозирование полного жизненного цикла развития процессов ТЭК и ЖКХ должно предусматривать решение следующих назревших проблем:
- снижение изношенности генерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов страны; повышение надежности энергоснабжения;
- преодоление длительного технологического отставания в создании и освоении энергоэффективных парогазовых, экологически чистых угольных и энергосетевых технологий;
- повышение энергетической и экономической эффективности отрасли (низкий коэффициент полезного действия большинства тепловых электростанций, высокие потери (до 40%) в электрических сетях, неоптимальная загрузка генерирующих мощностей Единой энергетической системы России);
- снижение чрезмерной зависимости энергетики от природного газа;
- ограничение перекрестного субсидирования между группами потребителей энергии, между электрической и тепловой энергией.
В составе стратегических целей развития полного жизненного цикла развития ТЭК и ЖКХ необходимо учитывать:
- сбалансированное развитие генерирующих и сетевых мощностей, обеспечивающих необходимый уровень надежности снабжения электроэнергией как страны в целом, так и всех ее регионов;
- расширенное строительство и модернизацию основных производственных фондов в энергетике для обеспечения потребностей экономики и общества в энергии;
- обеспечение экономической обоснованности цен и тарифов на соответствующие товары и услуги;
- разработку и реализацию механизма сдерживания цен за счет технологического инновационного развития отрасли, снижения затрат на строительство генерирующих и сетевых мощностей;
- опережающее развитие атомной, угольной и возобновляемой энергетики, направленное на снижение зависимости отрасли от природного газа, а также на диверсификацию топливно-энергетического баланса страны;
- расширенное внедрение новых экологически чистых и высокоэффективных технологий сжигания угля, парогазовых установок с высокими коэффициентами полезного действия, управляемых сетей нового поколения и других новых технологий для повышения эффективности отрасли;
- синхронизацию модели рынка энергии и модели рынка теплоснабжения в целях обеспечения приоритета комбинированной выработки электрической и тепловой энергии и создания условий для повышения энергоэффективности сферы теплоснабжения.
В рамках реализации содействия инновационному развитию топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства с опорой на потенциал РАН и отраслевых НИИ должна быть обеспечена поддержка разработки и внедрения конкурентоспособной техники и технологий, обновления, модернизации и ввода новых мощностей [17].
Прогнозирование полного жизненного цикла процессов энергосбережения, повышения качества коммунальных услуг и развития экологических проектов в рамках государственно-частного партнерства предполагает софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации. Бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляются средства федерального бюджета на реализацию эффективных региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также решения экологических проблем [1]. Отбор субъектов Российской Федерации - получателей субсидий осуществляется исходя из критериев, включающих достижение показателей эффективности подготовки и реализации региональных программ [9].
Преимущества механизмов и инструментов государственно-частного партнерства позволяют сохранять компании по производству коммунальных услуг и не доводить их до банкротства, как это происходит в настоящее время в коммерческих проектах. Участие государства в партнерстве предполагает, прежде всего, возможность контроля за финансовыми потоками и позволяет сохранить предприятие. Положительный мировой опыт ГЧП позволяет допускать организацию и реализацию проектов, ориентированных на результат, т. е. на формирование высокой добавленной стоимости в рамках всего жизненного цикла таких проектов. Нарушения в управлении проектами в последние годы привели к каскадным банкротствам значительного числа предприятий и организаций в России и в мире [9; 18].
Чтобы избежать банкротства в рамках новых проектов ГЧП, необходимо иметь возможность для стимулирования и содействия реализации мероприятий по внедрению энергоэффективных технологий и оборудования. Подобные мероприятия должны иметь страхование на основе предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической и экологической эффективности, привлекаемым организациями, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации [9].
Как показывает практика в регионах России, балансовая стоимость тепловых сетей за последние годы не переоценивалась, поэтому они могут быть переданы по размеру долга, не соответствующего их реальной стоимости. В этой связи в настоящее время сложно привлекать инвестиционные средства в проекты ТЭК и ЖКХ без учета прогнозов их развития, включая достоверные оценки их реальной стоимости. При этом особое внимание необходимо уделить подготовке профессиональных кадров, которые могут объективно ориентироваться в противостоянии интересов ТЭК и ЖКХ. Проблема подготовки и повышения квалификации специалистов во многих регионах стоит остро из-за экономии средств по этой статье расходов.
Одной из насущных проблем, которые обсуждались в Государственном Совете по проблемам ЖКХ, было предложение об установлении на федеральном уровне порядка долгосрочного регулирования роста платежей ЖКХ. При этом было отмечено, что «... политика госрегулирования тарифов должна быть понятной и прозрачной, чтобы инвестор понимал, когда и с какой доходностью он сможет вернуть вложенный капитал . инвестиции в ЖКХ должны быть выгодными, и это справедливый, оправданный подход, никакого другого пути эффективной модернизации отрасли нет и быть не может» [10].
Научное и методическое обоснование модернизации объектов коммунальной инфраструктуры требует кардинального пересмотра многих позиций, которые до сих пор тормозят формирование проектов развития и обеспечения прозрачности тарифов ЖКХ и построения адекватной финансовой модели. Нередко возникают вопросы в связи со сложностью жесткого контроля проектных процессов по качеству и срокам исполнения. Однако самая сложная ситуация разворачивается вокруг возвратности инвестиций, а также отсутствия компенсации тех услуг, которые ТЭК уже оказал системе ЖКХ.
Стратегия долгосрочного развития Российской Федерации предусматривает границы повышения тарифов ЖКХ, инфляции и других основных экономических показателей. При отсутствии прозрачности тарифов ЖКХ и обоснованных прогнозов трудно на основе имеющихся механизмов приблизить фактические показатели к планируемым. Поэтому адаптация в каждом регионе своего учетного процесса, налогообложения и аудита и эффективного прогнозирования процессов в условиях неопределенности представляется хотя и сложной, но необходимой и возможной.
Действующее законодательство рассчитывает на обязательность выполнения всех пунктов законов и подзаконных актов. Однако в условиях переходной экономики не обеспечен эффективный контроль в данной системе и возможен уход государства от регулирования многих аспектов. Все это способствовало формированию компаний, которые становятся банкротами в системе ЖКХ через каждый год-полтора. Именно такие компании наносят невосполнимый урон жилищно-коммунальному хозяйству в аккумулировании финансовых средств для капитального и текущего ремонта, а также в рамках переселения из ветхого фонда. До сих пор нет законодательства, которое могло бы остановить увеличение дебиторской задолженности организаций, оказывающих услуги ЖКХ. Самый крупный и явный пример конфликта интересов ТЭК и ЖКХ - это ООО «Межрегионгаз». Дебиторская задолженность населения компенсируется кредиторской задолженностью перед ПАО «Газпром». И такие примеры - не единичны. Все эти противоречия связаны с неэффективной учетной политикой и с отсутствием финансового моделирования на уровне участников процесса.
В настоящее время население оплачивает коммунальные платежи в некоторых регионах на уровне 95-98%. Однако даже в них регулярно отключают энергию за неоплату счетов энергоснабжающих организаций, поскольку население не может противостоять бесконтрольным со стороны государства и стейкхолдеров действиям разнообразных ТСЖ, ЖСК, УК и т. д.
Интересы населения и поставщиков услуг могут быть согласованы при условии эффективного прогнозирования и планирования производства коммунальных услуг, передачи, управления, аккумулирования финансовых ресурсов в системе ТЭК и ЖКХ на уровне муниципального образования. Прогнозирование полного жизненного цикла проектов ТЭК и ЖКХ создаст основу взаимосвязанного рассмотрения множества проблем и согласования интересов. Информационная система должна быть основана на консолидированной отчетности, где учитывается не только затратная сторона оказания услуг, не только налоги, но и инвестиционная составляющая в тарифе, которая реально отражает финансовое участие инвестора в производственном процессе и возможности компенсации инвестиционных вложений. Прогнозирование и дальнейшее развитие полного жизненного цикла энергосервисных и экологических проектов ГЧП требует их экспертизы, отбора по приоритетным направлениям, оценки размеров их бюджетного и внебюджетного финансирования, создания государственной информационной системы.
Важным направлением совершенствования проектов ТЭК и ЖКХ является повышение качества человеческого капитала и кадрового потенциала в сфере комму-
Т.Х. Усманова
нальных услуг. В рамках планирования таких проектов необходимо предусмотреть создание курсов повышения квалификации, обучение лиц, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической и экологической эффективности. Основным направлением должно быть финансирование мероприятий, направленных на формирование энергоэффективных моделей взаимодействия систем ТЭК и ЖКХ в рамках государственно-частного партнерства [2].
Накопившиеся проблемные ситуации в сфере ЖКХ имеют многосоставный характер, а на практике их разрешение осуществляется без предвидения развития процессов и объектов ЖКХ, по принципу ликвидации «узких мест» и текущего устранения аварий. Для решения проблем развития сферы коммунальных услуг назрела необходимость системно-функционального подхода, который предполагает прогнозирование полного жизненного цикла процессов обеспечения услуг, моделирование перспектив модернизации и подготовку целевых инвестиционных проектов. Поиск вариантов модернизации основан на выявлении резервов снижения (сохранения на достигнутом уровне) затрат и тарифов. В их числе для обеспечения прозрачности финансовых потоков от потребителей коммунальных услуг к их поставщикам важное место отводится созданию государственно-частного партнерства в системе жилищно-коммунального хозяйства.
Литература
1. Ивантер В.В. и др. Восстановление экономического роста в России //Проблемы прогнозирования. 2016. № 5. С. 3-17.
2. Трачук А.В., Линдер Н.В., Зубакин В.А., Золотова И.Ю., Володин Ю.В. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: проблемы и пути решения. СПб: Изд. дом «Реальная экономика», 2017. 64 с.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.
4. Баринов В.А., Барон Ю.Л., Батенин ВМ., Безруких П.П., Бушуев В.В. и др. Энергетика России: взгляд в будущее // Обосновывающие материалы к Энергетической стратегии России на период до 2030 г. Институт систем энергетики им. Л А. Мелентьева СО РАН. М.: Издательский дом «Энергия», 2010. С. 616.
5. Авдийский В.И., Безденежных ВМ. Экономическая безопасность и устойчивость сложных социально-экономических систем //Проблемы развития современных социально-экономических систем (ПАУЭР-2014). Сб. Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирский государственный университет путей сообщения. 2015. С. 9-24.
6. Сенчагов В.К. Национальная структурная политика — путь к обеспечению экономической безопасности //Вестник РАЕН. 2015. № 5. С. 64-70.
7. Николаев В.А., Исаков Д.А. Методология стратегического анализа рисков социальных систем // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 1. С. 316-318.
8. Исаков ДА. Управление рисками развития муниципальных экономических систем. М.: МАКС Пресс, 2010.160 с.
9. Башмаков И.А. Разработка комплексных долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности: методология и практика. Автореф. дис. докт. эконом. наук. М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2013. 40 с.
10. Усманова Т.Х. Менеджмент устойчивого социально-экономического развития регионов в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 1 (25). С. 123-131.
11. Усманова Т.Х. Инновационный менеджмент как инструмент развития человеческого капитала и повышения качества жизни //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 3 (27). С. 98-106.
12. Комков Н.И., Усманова Т.Х., Исаков ДА. Системно-функциональный подход к обеспечению коммунальными услугами //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 7. № 4 (32). С .468-477.
13. Комков Н.И. и др. Методические и организационные основы управления развитием компаний. СПб: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015. 522 с.
14. Инновационная модернизация и технологическое развитие: отказ или корректировка стратегии? // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2013. № 15. С. 4-11.
15. Комков Н.И., Романов С.В., Лазарев А.А. Возможности и проблемы системно-технологического проектирования // В кн. «Прогнозирование перспектив технологической модернизации экономики России». М.: МАКС-Пресс, 2010. С. 49-78.
16. Широв А.А. Роль инструментальных методов анализа и прогнозирования при обосновании экономической политики //Проблемы прогнозирования. 2017. № 2. C. 3-9.
17. Akimov V., Porfiriev B. The Institutional Framework and Governance Model of Russia's Crisis Policy: Disaster focus // Crises in Russia: Contemporary Management Policy and Practice from a Historical Perspective. Москва. 2012. Pp. 63-80.
18. Komkov N.I. Complex Forecast of Scientific and Technological Development: Experience and Lessons Learned // Studies on Russian Economic Development. 2014. Т. 25. № 2. Pp. 111-121.