Вестник Воронежского института МВД России №2/ 2015
И.Г. Смирнова,
кандидат педагогических наук
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
INNOVATIVE ASPECTS OF INFORMATION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMING IN THE PROCESS OF MODERN HIGHER EDUCATION
В статье рассматриваются инновационные аспекты и средства формирования информационнокоммуникативной компетенции обучающихся в образовательном процессе современного вуза.
The article presents the innovative aspects and resources of information and communicative competence forming in the process of modern higher education.
В современном образовательном пространстве высшей школы происходят существенные изменения, обусловленные постоянным внедрением новых технологий в образовательный процесс. Новые целевые ориентиры государственных образовательных стандартов приводят к педагогическому осмыслению новых задач.
Компетентностный подход, обеспечивающий качественное образование в образовательном процессе вуза, становится приоритетным в современной педагогической практике.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества и образования определяется рядом обстоятельств: необходимостью глобального обновления системы высшего профессионального образования, где инновационная направленность деятельности преподавателей выступает средством обновления образовательной политики; усилением гуманитаризации содержания высшего образования.
Согласно государственной политике Россия к 2015 году должна быть в числе двадцати ведущих стран мира в области развития информационного общества (Стратегии развития информационного общества в России от 7 февраля 2008 г. № Пр-21). Актуальность проблемы подтверждается многочисленными исследованиями, конференциями, семинарами, проводимыми совместно с международными образовательными организациями в рамках взаимного сотрудничества (Британский Совет, Европейское Сообщество Темпус — Тасис, Немецкий культурный центр им. Гёте, Программы Фонда Сороса и другие).
Активное развитие информационных технологий ставит перед российскими и зарубежными учеными всё новые задачи. Инновации в высшем образовании определяются государственной политикой, одним из важных приоритетов которой является информатизация всех сфер профессиональной деятельности. Информационные средства в высшем образовании, порядок и особенность их использования, наличие обратной связи,
212
Педагогические науки
позволяющей корректировать учебную программу, объединяются одним общим термином — информационные технологии.
Еще в конце XX века зарубежные и отечественные педагоги пришли к мнению, что информационные технологии способны стать основой проектирования и моделирования развивающей среды и обучающегося пространства, называемых также информационной средой и информационнообразовательным пространством.
Информационные технологии — это «совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» [1].
Информационные технологии в процессе формирования информационно-коммуникативной компетенции представляют собой совокупность методов, приемов и способов сбора, хранения, обработки, анализа, синтеза и предъявления учебной информации, обеспечения оперативной связи и доступа к информационным ресурсам в любой отрасли знаний без ограничения по объему и скорости, основанных на широком использовании техники, современных информационных фондов, с целью совершенствования образовательного процесса, познавательной деятельности студентов, а также управления образовательным процессом.
Составными частями информационных технологий в образовательном процессе выступают следующие компоненты:
- совокупность сведений, сообщений, данных, соответствующим образом организованная с тем, чтобы составить потенциальное знание о реальной действительности, явлениях, событиях, процессах, их взаимосвязи. В педагогической системе, образовательном процессе потенциальным знанием является содержание обучения в виде учебной информации, предъявляемой студентам и комплекса задач, заданий и упражнений, обеспечивающих формирование коммуникативных навыков и умений, приобретение первоначального опыта профессиональной деятельности. При этом аудио-, видео-, графическая, символьная, вербальная, текстовая и другая информация трансформируется в информационно-педагогический продукт, превращающийся затем в знания обучаемых;
- системообразующий компонент как проект реального педагогического процесса. Этот проект фиксируется в виде программного комплекса, обеспечивающего необходимое функционирование информационно-вычислительной техники (программы управления базами данных, обучающие программы, программы управления видеокомпьютерными, экспертными системами,
системами мультимедиа, «виртуальная реальность» и др.);
- информационно-вычислительные сети, базы данных, экспертные и другие интеллектуальные системы, автоматизированные рабочие места участников образовательного процесса, объединенные телекоммуникационными каналами в компьютеризированный комплекс, которые выступают как технико-технологическая основа информационных и телекоммуникационных технологий [2].
Следует выделить телекоммуникационные технологии как важный составной компонент информационной технологии. Базой телекоммуникационных технологий является Интернет. В процессе формирования информационно-коммуникативной компетенции такая сетевая информационная технология дает широкие возможности обучающимся и преподавателям использовать:
- удаленный доступ к базам данных и знаний для получения учебной, научной и другой информации в целях углубленного изучения учебных дисциплин;
- оперативный обмен учебной, научной и методической информацией между учебными заведениями, учебно-методическими центрами, отдельными преподавателями и обучающимися;
- телеконференции (он-лайн конференции) в учебных целях с одновременным участием обучающихся и преподавателей из различных регионов.
В современном образовательном пространстве проектная деятельность получает все более широкое распространение как личностноориентированная педагогическая технология, реализующая обучение в сотрудничестве, при котором обучающиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение задач, начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого, что способствует развитию их личностных качеств.
Наибольший интерес представляет анализ проектной деятельности с точки зрения ее интерактивного характера, непосредственно направленного на взаимодействие партнеров по коммуникации. Обучение на интерактивной основе с использованием телекоммуникационных проектов представляет собой свободное раскрытие личностных возможностей обучающихся в ситуациях, имитирующих их будущую профессиональную деятельность, тем самым способствуя формированию информационно-коммуникативной компетенции, которая определяется как сложный образовательный процесс, включающий в себя информационную и коммуникативную компетенции. Информационно-коммуникативная компетенция подразумевает готовность к
213
Вестник Воронежского института МВД России №2/ 2015
использованию информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности, обеспечивает широкий доступ к профессионально значимой информации, расширяет знание современных технологий, обеспечивает возможность виртуальной иноязычной коммуникации, повышает мотивацию формирования информационно -коммуникативной компетенции в образовательном процессе вуза.
Важным средством, обеспечивающим создание нового информационного поля, являются телекоммуникационные проекты, которые обеспечивают широкий доступ к информации, интерактивный диалог, а также открывают новые возможности в организации процесса формирования личностных компетенций.
Под телекоммуникационном проектом понимается продуктивная учебно-познавательная, творческая деятельность преподавателя и студентов, основанная на использовании образовательных возможностей интернет-ресурсов, компьютерных телекоммуникаций для достижения совместного конструктивного решения и получения конечного информационного продукта, способствующая развитию личностных компетенций будущих специалистов [3].
Следовательно, новые целевые ориентиры побуждают преподавателей к педагогическому осмыслению новых задач и применению системы инноваций:
- в организации личностно-ориентированного образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- в организации образовательного мониторинга, контроля и самоконтроля, новых подходов к оценке результата;
- в создании технически оснащённого образовательного пространства.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс высшего учебного заведения означает реорганизацию процесса обращения знаний в педагогической системе методами и средствами, присущими работе с информацией, является обязательным условием для реализации успешного образовательного процесса и формирования информационно-коммуникативной компетенции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005. — 264 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионализма. — Воронеж, 1996. — 400 с.
3. Серостанова Н.Н. Формирование личностных компетенций будущих экономистов на основе телекоммуникационного проекта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. — Воронеж, 2012. — 202 с.
REFERENCES
1. Zaharova I.G. Informatsionnyie tehnologii v obrazovanii: ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ucheb. zavedeniy. — M.: Akademiya, 2005. — 264 s.
2. Klimov E.A. Psihologiya professionalizma. — Voronezh, 1996. — 400 s.
3. Serostanova N.N. Formirovanie lichnostnyih kompetentsiy buduschih ekonomistov na osnove telekommunikatsionnogo proekta: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. — Voronezh, 2012. — 202 s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Смирнова Ирина Григорьевна. Доцент кафедры иностранных языков. Кандидат педагогических наук. Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-58.
Smirnova Irina Grigorievna. Assistant Professor of the ^air of Foreign Languages. Candidate of Pedagogic Sciences.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-58.
Ключевые слова: информационно-коммуникативная компетенция; инновационные аспекты; образовательный процесс вуза.
Key words: information and communicative competence; innovative aspects; higher educational process. УДК 378.026:004
214