Литература:
1. Апанасенко Г.Л. Валеология на рубеже веков // Валеология.- 2000.- №1.— С.4-119.
2. Горащук В.П. Культура здоровья — современное направление в системе образования // Олимпийский спорт, физическая культура, здоровье нации в современных условиях: Материалы Второй Международной научно— практической конферениции.
— Луганск: ОА ЛОО НОК Украины, 2005. — С. 271-283.
3. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пос. [для студ. высш. учеб. зав.] / Дубровинская Н.В., Безруких М.М., Фарбер Д.А. — [2-е изд.].— М.: Изд-во МПСИ, 2005. — 496 с.
4. Дубогай О.Д. Роль фiзичного ви-ховання у формувант здорового способу життя // Молодь за здоров'я: Матерiа-ли Мiжнародноl конференций — К. — 2001.
— С. 33.
5. Долинський Б.Т. Методолопя здоров'язберЬаючо!' дiяльностi майбутньо-го вчителя початково!' школи: [монографiя].
— Одеса: Видавець М.П. Черкасов, 2010.— 266 с.
6. Кремень В. Г. Стратепчт напрями модертзаци освети i науки Украши // Освь та Украши. — 2004. — №41. — С. 4-5.
7. Наталов Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология). Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора пед. наук. 13.00.04 - теория и методика физического воспитания спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры. - Краснодар, 1998.106 с.
8. Сентизова М. И. Педагогическое обеспечение подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности: автореф. дис... на соискание ученой степени канд. пед. н.: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». - Якутск, 2008. - 20 с.
9. Степанова Г.А. Профессионально-педагогическая подготовка будущих специалистов по физической культуре к оздоровлению школьников / Г.А. Степанова, Г.А. Булатова, Р.М. Гимазов // Теория и практика физической культуры. - 2004.
- №8. - С. 60-62.
10. Сущенко Л.П. Професшна шдго-товка майбуттх фахiвцiв фiзичного вихо-вання та спорту (теоретико-методолопч-ний аспект): [монографiя] - Заж^жжя: Заж^зький державний утверситет, 2003.
- 442 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.С. Урустемханова
В ходе исследования был проведен анализ информационной парадигмы современного образования и выявлены особенности информационно-коммуникативного подхода в обучении; разработана информационная модель обучения на основе современных достижений различных областей науки (педагогики, психо-
логии, психолингвистики, языкознания и др.); выявлены основные дидактические принципы реализации информационно-коммуникативного подхода в учебно-воспитательном процессе в ВУЗе; раскрыты теоретические основы культурологического подхода как педагогической модели подготовки специалистов в сфере иноязычного образования, развития лингвокультурологическойкомпетентност-ной личности студентов; обоснованы организационно-педагогические условия реализации разработанной модели обучения; определена методика оценки эффективности использования информационной модели обучения в ВУЗе. На основе этого были выделены условия эффективной реализации принципов доступности и коммуникативной направленности обучения средствами инфокоммуникаци-онных технологий, перестройки учебно-педагогического процесса, обоснования инновационных подходов к организации иноязычного образования в вузе.
Ключевые слова: информация, педагогика, лингвокультурологическая компетенция, иноязычная межкультурная коммуникация, высшее профессиональное образование, анализ информационной парадигмы, условия
Formation of linguacultural competence of future professionals in the didactic information and learning environment.During the results of research the analysis of information paradigm of modern education was carried out and features of an information and communicative approach in training are revealed; information model of training on the basis of modern achievements of various areas of a science (pedagogics, psychology, psycholinguistics, linguistics, etc.) is developed; the basic didactic principles of realization of an information and communicative approach in teaching and educational process in Higher Education Institution are revealed; theoretical bases of a culturological approach as pedagogical model of training of specialists in the sphere of foreign education, developments of the lingvacultural competence ofstudents are opened; organizational and pedagogical conditions of realization of the developed model of training are proved; the technique of an assessment of efficiency of use of information model of training in Higher Education Institution is defined. On the basis of it, conditions of effective realization of principles of availability and a communicative orientation of training with means of infocommunicative technologies, reorganizations of educational and pedagogical process, justification of innovative approaches to the organization of education foreign in higher education institution were allocated.
Keywords:Information, pedagogic, linguacultural competence, foreign intercultural communication, higher professional education, information paradigm analysis, conditions
Нарастание объема информации, с которым приходится сталкиваться в повседневной деятельности специалистам различного профиля и уровня компетенции, в полной мере и, прежде всего, характерно для образовательной сферы, где изменения, связанные
с вторжением информационных технологий и компьютерных систем обучения, наиболее очевидны, ощутимы и тотальны. При этом возникает ряд принципиально новых требований к организации образовательного пространства как инфотехнологических, так и
дидактических. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема управления процессом реализации дидактических принципов, обеспечивающих активное и сознательное освоение студентом знаний, умений и навыков, в частности в сфере формирования и развития лингвокультурологической компетенции будущих специалистов.
Поэтому целью работы было теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность топологической модели реализации дидактических принципов лингвокуль-турологического обучения студентов
в условиях инфокоммуникационных технологий. Объектом исследованияя-вился процесс подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования.
Как отмечает С.Г. Тер-Минасова [25], современным подходом к проектированию образовательного процесса по иностранному языку является культурологический подход, предполагающий обучение в культуросообразной среде. Именно такой подход был избран нами при моделировании процесса формирования лингвокультуроло-гической компетенции студентов.
Общекультурная компетенция
Страноведческая компетенция
Социолингвистическая _компетенция_
Тематическая компетенция
Топологическая модель формирования лингвокультурологической компетенции
студентов
В основу рассматриваемой модели положены две категории принципов — это принцип дидактической кулъту-росообразности и принцип - доминирования проблемных культуроведчес-ких заданий.[23].
Анализируя результаты моделирования, мы пришли к выводу о том, что условиям создания технологической среды, способствующей реализации принципов доступности и коммуникативной направленности обучения иностранному языку, в на-
ибольшей степени отвечает технология «обучение в сотрудничестве» — «Соорега^уеЬеагш^», основная идея которой состоит в создании условий совместной учебной деятельности студентов в различных учебных ситуациях [19].
Технология «обучение в сотрудничестве» обеспечивает самостоятельную деятельность каждого студента и всей группы. В этом случае топологический подход выступает основой моделирования полей самостоятельной
работы студентов на занятии. Для этого формируются и выделяются уровни самостоятельной работы, определяются виды их взаимосвязей. При этом задание получает вся группа и каждый студент в отдельности; индивидуальная работа студента является частью групповой, а групповая - элементом коллективной работы. Результат деятельности каждого студента влияет на результат коллективной работы.
Анализ технологии «обучение в сотрудничестве» позволил осуществить моделирование технологии проектной деятельности.
Данная технология обучения обеспечивает активизацию личностных качеств студента, обеспечивая личностную свободу при разработке темы проекта, выполнение того, что нравится и интересно самому студенту, стимулирует его заинтересованность, творческое выполнение задания и социализацию в рамках межкультурного общения [6; 9; 15; 24; 26; 27].
Рассмотрим технологию проектной деятельности, осуществляемую под гибким руководством преподавателя, направленную на решение исследовательской или социально-значимой прагматической проблемы и получение конкретного результата в виде материального (коллаж, альбом, тур проспект, ведение дневника на иностранном языке, написание писем, создание газеты и т.д.) или идеального продукта (сделанные на основе изучения информации умозаключения, выводы, сформированные знания).
В основе технологии проектной деятельности лежит метод проектов [5; 6; 7; 8 и др.].
Т.Ю. Тамбовкина [24], определяя понятие «метод проектов», подчерки-
вает, что в центре учебного процесса находится активная самостоятельная деятельность студента, направленная на создание конкретного продукта (решения) отдельной проблемы, взятой из реальной жизни.
Согласно нашим наблюдениям, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, от студентов требуется не только хорошее владение иностранным языком, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний.
Кроме того, поданным других исследователей [1; 9; 11; 12;] студенты должны владеть определенными интеллектуальными умениями (работать с информацией, выделяя главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте; анализировать, делать обобщения, выводы), творческими умениями (обладать знаниями из различных областей знаний; уметь генерировать идеи, предлагать варианты решения проблемы; прогнозировать последствия того или иного решения) и коммуникативными умениями (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником и лаконично излагать свою мысль).
Метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы студентов с работой в малых группах, коллективе.
Основные положения проектной методики обучения иностранному языку можно определить как:
- формирование личностных качеств каждого студента и развитие его творческих способностей в процессе обучения;
- развитие способности к сотрудничеству в рамках совместной деятельности (работа в группах);
- обучение языку как средству межкультурного взаимодействия.
Работа над проектом способствует развитию студентов и повышает их мотивацию в силу следующих особенностей: проектная технология является личностно-ориентированной по определению; в ходе ее реализации используется разнообразные дидактические методы (совместное учение, мозговой штурм, проблемное обучение и др.).
Использование « метода проектов» предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. В нашем случае - это языковой продукт речи. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации (использование инновационных методических и инфокомму-никационных технологий) [15].
Одним из таких условий является следование принципам проектного подхода применительно к обучению языку [20]:
I. Принцип коллективной деятельности
II. Принцип самостоятельности
III. Принцип творчества
IV. Принцип аутентичности учебных материалов.
Использование проектной технологии позволяет реализовать принципы доступности и коммуникативной направленности обучения иностранному языку, что возможно в ходе организации совместных международных телекоммуникационных проектов с носителями языка, создающих реальную языковую среду межкультурного общения [5; 13; 14; 21;29 и др.].
Рассмотрим учебный телекоммуникационный проект как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность обучающихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные виды деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности [28].
Международные учебные телекоммуникационные проекты, которые организуются в сети Интернет на основе какой-то общей проблемы, значимы для партнеров разных стран, ибо создают подлинную языковую среду.
Исследуемая совместно проблема может быть: экологической, политической, исторической, страноведческой, лингвистической и т. д. Главное, чтобы она исследовалась, обсуждалась участниками проекта и решалась на иностранном языке.
В ходе организации международного проекта иностранный язык выступает в своей прямой функции - средства формирования и формулирования мыслей. Это и является подлинной обучающей средой, настоящим погружением не только в исследуемую проблему, но и в саму иноязычную деятельность, в другую культуру.
Поиск нужной информации приводит участников проекта в виртуальные библиотеки, базы данных, виртуальные кафе и музеи, на различные информационные и образовательные серверы. Необходимость живого общения с реальными партнерами обращает его участников к возможностям электронной почты, телеконференций, чат-технологий и др.
Мы сочли необходимым определить следующие требования, которым
должен отвечать международный телекоммуникационный проект:
— в ходе реализации проекта студенты обсуждают решение проблем в рамках реальной языковой среды межкультурного общения;
— работа студентов осмыслена и активна, т. е., они должны систематически и четко излагать свои мысли, анализировать поступающую к ним информацию и пытаться систематизировать новые идеи, используя средства инфокоммуникационных технологий (электронная почта, чат-технологии и
др.);
— в проекте организация взаимодействия студентов полностью отвечает требованиям групповой работы («обучение в сотрудничестве»);
— методика проведения проекта позволяет органично интегрировать знания студентов из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Важно отметить, что в качестве основного метода работы над телекоммуникационным проектом признается исследовательский метод с элементами проблемного обучения [15; 16; 17; 19; 21].
Использование же проектной технологии позволяет формировать у студентов полезные навыки — поиск, анализ и отбор информации, работа с аутентичными источниками информации и развивать познавательные умения — самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве и т. п.
Работа над проектом меняет и роль преподавателя — осуществляя гибкую поддержку студентов, он становится организатором их самостоя-
тельной работы, используя при этом разнообразные формы и методы учебной деятельности.
При организации международного телекоммуникационного проекта важна и роль координатора, который помогает преподавателю и студентам из разных стран в осуществлении проекта [24; 26].
Как показало наше исследование, работа над телекоммуникационным проектом слагается из нескольких этапов: подготовительного, основного и заключительного (иногда к нему добавляют этап практического использования результатов, полученных в ходе проекта); внутри этих этапов мы выделили отдельные шаги (фазы), нацеленные на решение конкретных задач проекта, количество которых может быть различным и зависит от содержания конкретного проекта [10;19; 22].
В целом эксперимент показал,
что:
— в ходе проекта студенты выполняют много подпроблемных устных и письменных заданий, работая по технологии «сотрудничества»;
— использование аутентичных материалов побуждает студентов высказываться на реальные (актуальные) темы, которые не только интересны, но и социально значимы для них;
— происходит формирование лингвистической (свободное использование нового лексического материала), социолингвистической (умение свободно оперировать в соответствии с речевой задачей), прагматической (знание содержательной части темы, умение вести активный диалог и выражать свои мысли в виде описания, рассуждения, умение выслушивать оппонентов, активно в рамках культуры общения реагировать на реплики и высказыва-
ния партнеров по проекту) компетенций у студентов в ходе проведения международного проекта.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование проектной методики является актуальным при обеспечении доступности обучения и его коммуникативной направленности, поскольку основная её цель - не воспроизведение полученных знаний, а формирование языкового сознания, глобального мышления и, соответственно, развитие личности и способности самореализации.
Литература:
1. Алборова С.З. Телекоммуникации как средство формирования познавательного интереса // Научно-метод. сб. тезисов докл. ИТО - 98-99, М.: БИТпро, 2008. - С. 29-30.
2. Андрианова Г.А. Функции дистанционного учителя // На урок - в Интеренет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000. - С.51-57.
3. Апатова Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе: Автореф. дисс. ... док.пед. наук. - М., 2004. - 34 с.
4. Бако Э.К. Структурная перестройка системы управления образованием: новые принципы и подходы // Школьные технологии. - 2009. - № 3. - С. 56-65.
5. Болдырев Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 3. - С. 12-22; № 4. - С. 16-20.
6. Ваграменко Я.А., Круподеров Р.И. Телекоммуникации как средство дифференциации обучения: Автореф. дисс. . док.пед. наук. - М., 2007. - 38 с.
7. Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся
при обучении иноязычному общению // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 2.
- С. 3 - 6.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1986. - С. 198
- 199.
9. Демкин В.П. Психолого-педагогические особенности дистанционного образования // Высшее образование в России.
- 2000. - № 3. - С. 124 - 128.
10. Добунько Т.В. Формирование профессиональной компетенции учителя информатики в условиях информатизации образования: Автореф. дисс. ... д-ра.пед. наук. - М., 1999. - 44 с.
11. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования. - М. - 1997. - 265 с.
12. Кручинина Г.А. Новые информационные технологии в учебном процессе: Internet. Дидактические материалы к спецкурсу. - Ниж. Новгород, ННГУ, 2000. -52 с.
13. Малитиков Е.М., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Инновации в образовании. - 2001. - № 1. - С. 17 - 27.
14. Мишина Г.С. Из опыта работы с международными e-mail проектами // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 4.
- С. 54 - 57.
15. Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) // Школьные технологии. - 2000. - № 3. - С. 57.
16. Назарова Т.С. Образовательная среда школы и новые технологии обучения на рубеже XXI века // Школьные технологии. - 2000. - № 4. - С. 198 - 199.
17. Носович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 7. -С. 11 - 16.
18. Питюков В.Ю. Педагогическая технология в процессе профессиональной подготовки учителя: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М., 2004. - 16 с.
19. Полат Е.С. Дистанционное обучение // Двенадцатилетняя школа. - 2000.
- № 1. - С. 28-33.
20. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2.
- С. 14-19.
21. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 2. - С. 14-19.
22. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993. - 38 с.
23. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - 585 с.
24. Тангян С.А. Высшее образование в перспективе XXI столетия // Педагогика.
- 2000. - № 2. - С. 3 - 10.
25. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация // Слово.-2008. 624 с.
26. Уваров А.Ю. Интернет в школе: смена парадигмы // Информатика и образование. - 2001. - № 3. - С. 7.
27. Холирики О.Г. Инновации в практике обучения // Педагогика. - 1993. - № 2.
- С. 35 - 38.
28. Lamasterk. (1999). Preservice Teachers As Mentors Using Telecommunications. International Jl. Of Educational Telecommunications. 5 (1), 25 - 46.
29. Smolen L. Developing Student Self-Assessment Strategies // TESOL J. - 2005.
- Vol. 5, № 3. - P 22.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
Р.Х. Мингазов, Р.Р. Гайфуллин, Р.Г. Даутов, Ф.А. Сабирова
В статье рассматривается педагогическое проектирование - как высший уровень педагогической деятельности. Выявлены методологические цели технологической подготовки учителей к проектированию педагогических технологий. Представлена система технологической подготовки будущего учителя. Отражены основные компоненты модели педагогической технологии и комплекс моделей частных технологий обучения.
Ключевые слова: профессиональное образование, педагогическое проектирование, педагогические технологии
Design of pedagogical technologies as result of creative activity of the teacher of physics.Pedagogical design - as the highest level of pedagogical activity. The methodological purposes of technological preparation of teachers to design of pedagogical technologies are revealed. The system of technological preparation of future teacher is presented. The main are reflected componental model of pedagogical technology and a complex of models ofprivate technologies of training.
Key words: professional education, design of pedagogical technologies.