АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД
РОССИИ
THE FORMATION ASPECT OF UNIFIED INFORMATION AREA OF EDUCATIONAL INSTITUTION OF INTERIOR OF RUSSIA
УДК 378.026
В.Л. АКАПЬЕВ,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
V.L. AKAPEV,
candidate of pedagogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
' «5» -S» f
w
А.А. ДРОГА
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
A.A. DROGA
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
С.Е. САВОТЧЕНКО,
доктор физико-математических наук, доцент
(Белгородский юридический
институт МВД России
имени И.Д. Путилина)
S.E. SAVOTCHENKO,
doctor of physical and mathematical sciences, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в работе рассмотрены проблемы, касающиеся единого информационного пространства образовательной организации. Объектом исследования является единое информационное пространство вуза МВД России. Предметом исследования является проблема формирования единого информационного пространства вуза МВД России в условиях реализации ФГОС нового поколения. В работе показана структура единого информационного пространства и ее особенности, присущие вузам МВД. Определены компоненты информационно-технологической компетентности преподавателя такого вуза, приведены характеристики уровней ее сформированности.
Ключевые слова: единое информационное пространство вуза, информационно-технологическая компетентность; информационное обеспечение; образовательный процесс вуза.
Abstract: the problems concerning unified information area of educational institution are considered. The object of study is a unified information area of educational institution of interior of Russia. Subject of study is a problem of formation a unified information area of educational institution of interior of Russia under condition of new type Federal State Educational Standard realization. The structure and peculiarities of unified information area appropriate to educational institutions of interior are shown. The components of teacher's information and technology competence are defined. Specifications features of its formation are listed.
Keywords: unified information area of educational institution information and technology competence; infoware; higher educational process.
Исходя из контекста Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, можно сделать однозначный вывод:
поставленные в нем задачи решаются только в условиях сформированного единого информационного пространства образовательной организации МВД.
К сожалению, отсутствует единообразный подход к понятию единого информационного пространства, поэтому будем относиться к данному феномену как некой системе, включающей в свою структуру ряд подсистем [1]. Некоторые из них будут рассмотрены в данной работе. Следует отметить, что элементы данной системы не являются статическими, а динамически развиваются вслед за изменениями образовательных и профессиональных стандартов, технического прогресса и социальных процессов. В частности, новыми аспектами наполняет структуру единого информационного пространства вуза введение профессиональных стандартов, в которых появляются новые требования к педагогам [2], их компетенциям [3-5].
Структурные элементы единого информационного пространства вуза приводились и обсуждались во многих работах. Отметим его наиболее значимые элементы с точки зрения их роли в образовательном процессе вуза МВД и формировании информационно-технологической компетентности его педагогических работников [3].
Особое место занимает материально-техническое обеспечение образовательного процесса, но все многообразие элементов, входящих в его структуру, мы не будем анализировать, а ограничимся составом так называемой компьютерной техники.
В настоящее время принято считать, что под это понятие подпадают три группы технических средств:
- персональные компьютеры;
- периферийные устройства;
- средства телекоммуникации.
Не вдаваясь в технические аспекты, при рассмотрении указанных средств необходимо отметить два ключевых момента, влияющих на результаты информатизации как образовательных организаций МВД, так и правоохранительной деятельности в целом.
Во-первых, на практике происходит подмена понятий информатизацияи компьютеризация. Зачастую информатизация образовательной организации, в том числе и вуза МВД, ограничивается поставками компьютерной техники и развертыванием компьютерных классов. При этом забывают, что компьютер лишь инструмент информатизации. На это указывают и количественные показатели якобы информатизации: количество персональных компьютеров, количество компьютерных классов, объем средств, затраченных на информатизацию, и т.д.
Во-вторых, в силу ряда объективных и субъективных причин не учитывается тот факт, что основным элементом современного компьютерного обеспечения образовательной деятельности являются средства телекоммуникации, т.е. связь.
Следующей подсистемой информационного пространства выступает программное обеспечение. Только симбиоз компьютерной техники и программного обеспечения позволяет создать уникальный и
универсальный инструментарий, предназначенный для решения неограниченного круга практических задач. Здесь ситуация еще более сложная: необходимость приобретения лицензий; финансовые затраты; нехватка, а иногда и полное отсутствие компьютерных обучающих программ по профилю деятельности образовательной организации; отсутствие единообразного ведомственного подхода к их приобретению и тиражированию и ряд других.
Все указанные проблемы обостряются на фоне попытки перевести все образовательные структуры Российской Федерации на использование пакетов свободно распространяемого программного обеспечения (ПСПО) на платформе операционной системы Linux.
Если в условиях функционирования дошкольного, общего и среднего образования такой переход вполне возможен и не связан какими-то серьезными организационными проблемами, то в рамках МВД России он категорически не допустим. В первую очередь это определяется спецификой решения информационных задач при реализации правоохранительной деятельности. К сожалению, рассмотрение данной проблемы не укладывается в рамки данной работы.
Третьим элементом единого информационного пространства является информационное обеспечение. Именно указанная подсистема «затачивает» универсальный инструментарий на решение образовательных задач [1]. В данном контексте можно сказать, что ядром информационного обеспечения образовательной деятельности являются цифровые (электронные) образовательные ресурсы (ЦОР).
При существующем многообразии подходов к проблемам создания, классификации и использования современных ЦОР в рамках отведенного времени возможно остановиться лишь на некоторых моментах.
Педагогические работники вуза МВД должны четко понимать, что разработка ЦОР базируется на реализации двух ключевых аспектов: мультимедийное™ и интерактивности.
В рамках решения образовательных задач под мультимедийностьюпонимается подача учебного материала по нескольким каналам восприятия обучаемого. И чем больше будет таких каналов, тем больше вероятность запоминания курсантами и слушателями новых сведений. При этом требуется учитывать специфику детской психики, андрагогики и ряд других моментов.
Современная педагогическая наука отмечает, что традиционные принципы и методы обучения молодежи крайне неэффективны. Почему это происходит? Одним из объяснений указанной ситуации может быть рассмотрение информационной составляющей процесса обучения. В какой форме и из каких источников получает информацию современный молодой человек? В основном это анимация, компьютерная графика, 3D-графика, видео,
персональные компьютеры, планшеты, сотовые телефоны и другие электронные гаджеты.
В каком же виде поступает к нему учебный материал в рамках обучения в высшем учебном заведении? Твердые носители информации (учебно-методическая литература), вербальное изложение достаточно сложных понятий и определений, плакаты, стенды и т.д. Он бы и рад учиться, но возникает двойная проблема восприятия: незнакомая информация представлена в форме, вызывающей отторжение. Поэтому занятие, проводимое в вербальной форме, не даст ощутимых положительных результатов.
Даже подготовленная аудитория при такой форме проведения занятия в состоянии зафиксировать не более трети учебного материала. Сразу же по окончании занятия полученные знания можно делить на два, а если в течение недели эти знания не нашли прикладного значения, их объем сокращается до трех процентов от первоначального объема. Другими словами, все делали вид, что учат и учатся, но результат такого обучения практически нулевой.
В свою очередь, под интерактивносгьюследуех понимать активное вовлечение обучаемых в образовательный процесс. Курсант не должен быть сторонним наблюдателем, он должен стать активным участником процесса обучения. Именно это может стать одним из залогов успешности образовательного процесса.
То есть, если мы хотим получить требуемое качество образования, нам необходимо, в частности, переходить на современные информационные технологии образования, базирующиеся на принципах интерактивности и мультимедийности. Но здесь наиболее актуальным становится вопрос: а в должной ли мере владеет данными технологиями профессорско-преподавательский состав вузов МВД России?
Следовательно, актуализируется необходимость разработки системы непрерывного формирования и развития информационно-технологической компетентности преподавателей [3, 4].
На современном этапе создания единого информационного пространства разработка ЦОР возможна лишь с использованием специальных программных оболочек, которые во многом предопределяют качество конечного информационного продукта.
При этом необходимо четко понимать, что ни педагог, ни 1Т-специалист по отдельности не в состоянии создать полноценный ЦОР Педагог должен знать особенности и возможности соответствующей программной оболочки, а программист - ориентироваться в методических принципах построения ЦОР.
При этом все участники процесса разработки информационного обеспечения образовательного процесса, а педагогические работники - в особенности, должны понимать, что дидактические и педагогические основы построения цифровых образовательных ресурсов не имеют ничего общего с принципами построения их классических аналогов.
Попытка создания ЦОР на основе текстовой информации и статической графики обречена на провал. По причинам, рассмотренным выше, их эффективность будет крайне низкой. Необходимо как можно более активно использовать динамическую визуализацию образовательной информации, основанную на реализации, в частности, принципа кадрирования. С такой задачей очень сложно справиться без специальной подготовки и знания структуры и состава ЦОР.
При всем многообразии образовательных ресурсов на начальном этапе формирования информационного пространства образовательной организации МВД необходимо сосредоточить усилия на разработке отдельных, небольших по объему элементов, которые в дальнейшем по блочно-модульному принципу можно будет объединять в более глобальные структуры.
Помимо единой программной платформы для разработки ЦОР должна быть сформулирована и реализовываться единая информационная политика в рамках образовательной организации МВД.
Нельзя обойти вниманием и аспект кадрового обеспечения формирования единого информационного пространства. Ключевой фигурой здесь выступает педагогический работник. Не касаясь проблемы качества его профессиональной подготовки, необходимо более развернуто рассмотреть значение наличия у него сформированной информационно-технологической компетентности.
Информационно-технологическая компетентность преподавателя - профессионально-личностное, интегральное качество, проявляющееся в поисково-аналитической, информационно-коммуникационной и информационно-инструментальной компетенциях с целью информационного обеспечения образовательной практики преподаваемых дисциплин и использования особенностей процесса подготовки сотрудников ОВД.
Информационно-технологическая компетентность - осмысленное владение информацией (ее поиск, сбор, анализ, обобщение, хранение и использование), умениями и способами, основываясь на ней, принимать решения, делать отбор, согласовываясь с нравственными нормами, необходимыми для практического использования ее конкретного содержания в педагогической практической деятельности для реализации целей и задач обучения, воспитания и развития курсантов и слушателей.
Следует отметить, что в педагогической науке используются также сходные понятия информационно-коммуникационной компетентности [4] и информационно-коммуникативной компетенции [5]. Терминологические тонкости и различия между этими понятиями выходят за рамки данной работы.
Компоненты информационно-технологической компетентности преподавателей как личностного качества и их признаки представлены в таблице 1.
Таблица 1
Компоненты информационно-технологической компетентности
Критерии Мотивационный Когнитивный Деятельност-ный Личностный
Поиско- во-анали- тическая Стремление к организации системного поиска и анализа необходимой профессионально значимой информации Знание основных алгоритмов поиска и обработки информации Владение поисковыми машинами и поисковыми системами, формальными методами анализа Аналитическое мышление
Компетенции Инфор- мацион- но-комму- никацион- ная Заинтересованность в организации взаимовыгодного информационного взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса Знание современных телекоммуникационных систем и высокая педагогическая коммуникативность Владение технологиями передачи и преобразования информации Коммуникабельность
Информа-ционно-ин-струмен-тальная Привычка к использованию информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности Знание технических средств реализации мультимедийных и интерактивных технологий Владение инфор-мационно-ком-муникационными технологиями Лабильность
Информационно-технологическая компетентность преподавателя вуза МВД как психолого-педагогическое явление представляет собой:
- ценность (государственную, общественную, социальную, личностную), определяющую возможности расширения и формирования образовательного пространства и образовательной среды посредством их формирования;
- процесс, по окончании которого преподаватель в ходе повышения квалификации достигает
более высокого уровня информационно-технологической компетентности.
Уровнями сформированности информационно-технологической компетентности преподавателей выбраны: низкий (адаптивный), средний (репродуктивный) и высокий (продуктивный). Характеристика уровней сформированности информационно-технологической компетентности преподавателей и их содержание представлены в таблице 2.
Минимальный Средний Высокий
Отличается поверхностными знаниями в области информационных технологий; поиск информации осуществляется на бумажных носителях; анализ профессионально значимой информации - на уровне обыденного сознания; неумение пользоваться телекоммуникационным оборудованием; применение компьютерной техники и технических средств обучения - от случая к случаю; отсутствие понимания значения использования мультимедийных и интерактивных технологий в образовании; отсутствие опыта решения информационных задач. Личностные качества преподавателя для работы в информационной среде недостаточно развиты. Характеризуется наличием знаний в области информатизации образования, ориентированных на решение типовых информационных задач; поиск информации осуществляется методом проб и ошибок; осуществляется не систематизированный анализ информации; использование телекоммуникационного оборудования на уровне начинающего пользователя; периодическое применение компьютерной техники в ходе занятий; использование мультимедийных технологий; имеется разрозненный опыт решения информационных задач. Формируются личные качества, необходимые для работы в информационной среде. Характеризуется знанием принципов построения единого информационного пространства образовательной организации; осуществляется системно-организованный поиск необходимой информации с использованием всех существующих носителей и форматов записи; при анализе информации используются соответствующие алгоритмы; владение современным телекоммуникационным оборудованием; наличие устойчивой привычки обращения к компьютеру; использование мультимедийных и интерактивных технологий образования; имеется систематизированный опыт решения творческих информационных задач. Сформированы личные качества члена информационного общества.
Таблица 2
Характеристика уровней сформированности информационно-технологической
компетентности преподавателей
- система, т.е. модель психолого-педагогического явления, объединяющая все виды деятельности по формированию информационно-технологической компетентности преподавателя (овладение знаниями, умениями, навыками, способами деятельности) в структурную целостность - психолого-педагогический механизм, который продуцирует, формирует информационно-технологическую компетентность, управляет процессом этого формирования на основе замыслов, ценностей, целей, задач; система, выполняющая тройную функциональную нагрузку: как способ познания теории и практики информационно-технологической компетентности преподавателя, как теоретико-методологический принцип ее осмысления и осуществления в действительности и как методологическое условие педагогической деятельности по ее реализации;
-результатвоздействия объективных сил личности преподавателя, направленных на самообразование, самообучение, саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию, самооценку уровней своей информационно-технологической компетентности в системе повышения квалификации.
Структурообразующим основанием информационно-технологической компетентности преподавателя является информационный опыт. Под информационным опытом понимаются конкретные образы, знания, представления, получение которых обусловливает свободный доступ к значимой информации, обеспечивающей руководство обучением в мысленном конструировании его, в опоре на эту информацию как при выполнении действий целеполагания, планирования, так и при выполнении ответных действий, осуществляя контроль и оценку результатов каждого действия в дея-
тельности. Содержание информационного опыта включает полную, исчерпывающую информацию о психологическом образе предмета деятельности (его содержании, структуре, функциях), программе действий (внутренний план деятельности), корректируемой на основе непрерывно поступающей информации из всех источников, в том числе с помощью информационных компьютерных и интернет-технологий.
Педагогические условия, способствующие повышению уровня формирования информационно-технологической компетентности преподавателя вуза МВД:
а) высокий уровень информационно-технологической компетентности преподавателей, привлекаемых руководством факультета дополнительного профессионального образования;
б) мотивация преподавателей на овладение информационно-технологической компетентностью;
в) опора на имеющийся информационный опыт преподавателей;
г) ориентация слушателей в образовательном процессе на непрерывный профессиональный рост и саморазвитие информационно-технологической компетентности;
д) алгоритмизация информационной деятельности преподавателей;
е) наличие формализованного стандарта информационного опыта;
ж) развитие формализованного опыта на основе решения типовых информационных задач.
Рассмотренный состав структурных элементов единого информационного пространства образовательной организации не является исчерпывающим и требует более детального и углубленного анализа.
Литература
1. Дрешер Ю.Н. Информационное обеспечение ученых и специалистов: учебно-методическое пособие. — СПб.: Профессия, 2008. 462 с.
2. Блинов В.И. Профессиональные стандарты педагогической деятельности // Педагогика. 2010. № 5. С. 14-42.
3. Акапьев В.Л. Формирование информационно-технологической компетентности сотрудников ОВД: монография. - Белгород: РИО БелЮИ МВД России, 2015. 189 с.
4. Корнилова Е.А., Савотченко С.Е. О формировании информационно-коммуникационной компетентности педагогов // Научные ведомости «БелГУ». Сер. История. Политология. Информатика. 2014. Вып. 32/1 № 21(192). C. 175-181.
5. Смирнова И.Г. Инновационные аспекты формирования информационно-коммуникативной компетенции в образовательном пространстве современного вуза // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 2. С. 212-214.
References
1. Dresher Yu.N. Information support of scientists and specialists: training and methodical manual. — SPb.: Profession, 2008. 462 p.
2. Blinov V.I. Professional standards for educational activities // Pedagogics. 2010. № 5. P. 14-42.
3. Akapiev V.L. Formation of information-technological competence of the employees of ATS: monograph. - Belgorod: RIO Belyi MVD, 2015. 189 p.
4. Kornilov E.A., Savotchenko S.E. About forming information and communication competence of teachers // Scientific Bulletin of «Belgu». Ser. History. Political science. Informatics. 2014. Vol. 32/1 № 21(192). Р. 175-181.
5. Smirnova I.G. The Innovative aspects of formation of information and communicative competence in the educational space of modern higher school // Vestnik of Voronezh Institute of MIA Russia. 2015. № 2. P. 212-214.
(статья сдана в редакцию 11.12.2015)
- Проблемы правоохранительной деятельности 1'16
106