Научная статья на тему 'Инновационное управление складским хозяйством на принципах логистики в системе товародвижения'

Инновационное управление складским хозяйством на принципах логистики в системе товародвижения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СКЛАДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / INNOVATIVE WAREHOUSE MANAGEMENT / REGIONAL LOGISTICS DISTRIBUTION COMPLEX / INNOVATIVE TOOLS OF THE LOGISTICS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халын Виктор Геннадьевич

Дан анализ организации и управления складским комплексом на принципах ло-гистики, представлен инновационный логистический инструментарий управления то-вародвижением независимым логистическим провайдером, повышения эффективности функционирования региональных логистических распределительных центров (РЛРЦ) путем их трансформации в региональные логистические распределительные комплексы (РЛРК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Халын Виктор Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There has been given the analysis of the organization and management of a warehouse complex based on the principles of logistics. There have been introduced innovative logistics tools of the management of moovement of goods by an independent logistics provider, tools to increase efficiency of the regional logistics distribution centers (RLDC) by means of their transformation into regional logistics distribution complexes (RLDCmp).

Текст научной работы на тему «Инновационное управление складским хозяйством на принципах логистики в системе товародвижения»

В.Г. Халын

ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СКЛАДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ НА ПРИНЦИПАХ ЛОГИСТИКИ В СИСТЕМЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ

Аннотация

Дан анализ организации и управления складским комплексом на принципах логистики, представлен инновационный логистический инструментарий управления товародвижением независимым логистическим провайдером, повышения эффективности функционирования региональных логистических распределительных центров (РЛРЦ) путем их трансформации в региональные логистические распределительные комплексы (РЛРК).

2011 № 2

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Annotation

There has been given the analysis of the organization and management of a warehouse complex based on the principles of logistics. There have been introduced innovative logistics tools of the management of moovement of goods by an independent logistics provider, tools to increase efficiency of the regional logistics distribution centers (RLDC) by means of their transformation into regional logistics distribution complexes (RLDCmp).

Ключевые слова

Инновационное управление складским хозяйством; региональный логистический распределительный комплекс; инновационный инструментарий логистического управления.

Key words

Innovative warehouse management; regional logistics distribution complex; innova-

tive tools of the logistics management.

Организация и управление складским комплексом на принципах логистики предусматривают взаимодействие в отношении выполнения основных и вспомогательных складских операций между владельцами складов общего пользования (СОП), посредниками и обслуживаемыми предприятиями (поклажедателями). Данное взаимодействие осуществляется на основе двух основных способов: на договорной основе либо интеграционно.

В первом указанном выше случае предусматривается в полной мере или частично передача операций, связанных с логистическим процессом, логистическому провайдеру, то есть указанные стороны вступают в договорные отношения. В данном варианте и посредникам, и поклажедателям (или предприятиям-клиентам) выгодно заключить контракт оказания логистических услуг по складированию, транспортировке и грузообработке с одним логистическим провайдером, чем с многими поставщиками, либо потребителями и посредниками. Заключая контракт, определенная компания, заказчик (или получатель) логистических услуг заинтересованы в логистическом посреднике, который способен обеспечить высокий уровень стабильности потоковых процессов, и обеспечивает рост прибыльности торго-

во-транспортных операций на региональном уровне, предоставляя лучшее качество локализованного обслуживания.

Интеграционная основа предполагает взаимодействие оптовых посредников, которые совместно создают структуры, необходимые для промежуточной консолидации грузов. Последнюю форму организации потоковых процессов в системе управления складским хозяйством федерального уровня составляют компании, к примеру, принадлежащие одной торговой марке или сети, которые могут размещаться в разных рыночных регионах. Интеграционные, рыночно ориентированные структуры обеспечивают маневренное и скоординированное использование внутри-сетевых объектов и складских мощностей, предопределяя повышение эффективности эксплуатации и размещения складских комплексов, сокращение повторных складских операций в процессе управления складским хозяйством в системе товародвижения федерального уровня.

С приходом в регионы крупных компаний-лидеров мирового рынка, а также с развитием новых форматов торговли — розничных сетей и супермаркетов — появилась потребность не только в организации региональных ло-

гистических распределительных центров (РЛРЦ), но и в предоставлении качественных логистических услуг, силами логистических провайдеров, компа-ниям-поставщикам товаров, которые обеспечивают комплексный подход к хранению и обработке продукции.

В условиях насыщенности потребительского рынка товарами, ограниченности покупательской способности и финансовом дефиците у многих компаний-производителей остро встает вопрос о сохранении своих позиций на рынке за счет повышения эффективности работы, которая обусловлена не только оптимизацией своих внутренних процессов, но и в первую очередь способностью обеспечить своевременную поставку нужного товара в нужном месте и необходимого потребителю качества и количества с минимальными финансовыми издержками.

Для осуществления данных задач необходимо уметь правильно применять инструменты планирования, формирования и перемещения материальных потоков, другими словами грамотно построить и скоординировать логистические процессы, связанные как с производством, так и со сбытом продукции.

Современная экономическая наука позволяет решать в комплексе многие разноплановые задачи, которые выдвигает экономическая практика. Значительную роль здесь, безусловно, играет практическая логистика, основанная на научном знании. Научнопрактическая логистика решает многие ключевые вопросы современной экономики:

• соблюдение ритмичности производства и поставки продукции.

• оптимизацию процесса товародвижения от производителя до конечного потребителя.

• оптимизацию затрат на транспортировку, хранение, углубленную складскую обработку с предпродажной подготовкой продукции.

• обеспечение необходимой производительности каналов товародвижения.

• обеспечение взаимовыгодных принципов взаимодействия различных звеньев товаропроводящей логистической сети.

• обеспечение подчинения внутрило-гистических процессов интересам конечного потребителя.

• обеспечение координации различных видов логистической деятельности.

• использование современных информационных технологий, их интеграцию с логистическими бизнес-процессами, дающую мультипликативный эффект.

• развитие управленческих и процессных инноваций.

• обеспечение утилизации и вторичного использования субъектов материального потока.

Понимание тенденций развития практической логистики невозможно без определения тенденций развития современной экономики, ее характерных черт на данном этапе развития:

• Экономика информационного общества, где информация является одновременно продуктом и предметом труда.

• Экономика сетевых форм организации бизнеса, с созданием товаросопроводительных цепей, обеспечивающих каналы товародвижения.

• Экономика сервисного типа, с усилением значения услуг, направленных на удовлетворение интересов потребителя и главным принципом развития бизнеса.

Опыт показывает, что реализация подобных задач силами компании-производителя или поставщика продукции неэффективна и нерентабельна из-за непрофильности такого рода деятельности. Уровень затрат по хранению и обработке продукции у непрофильных компаний на единицу хранимой продукции выше, чем у специализированного оператора, так как последний относит свои издержки на большее количество обрабатываемых грузов различ-

ных поклажедателей, а следовательно, имеет меньшую стоимость обработки единицы хранения. В этих условиях делегирование непрофильных операций сторонним организациям — логистическим центрам или комплексам — является наиболее целесообразным способом сохранения конкурентоспособности на рынке за счет сокращения издержек, снижающих себестоимость продукции, профессионального качества и стабильности поставок.

Таким образом, региональные логистические распределительные центры (РЛРЦ), которые оперируют материальным и связанным с ним информационным потоком, способны под управлением логистического провайдера выполнить задачи сохранения конкурентоспособности на рынке компании -поставщика продукции (поклажедателя) за счет сокращения издержек, снижающих себестоимость продукции, профессионального качества и стабильности поставок. Подобные комплексы, органично встраиваясь в сетевую организацию бизнес-процессов, оптимизируя использование всех видов ресурсов, координируя внутрипроизводственные и внешние связи, становятся важным звеном уникальной инновационной формы развития экономики на современном этапе эволюции бизнеса.

Развивая научное знание и основываясь на изучении потребностей реальных компаний (то есть на спросе), в настоящее время к представленной структуре российского рынка логистических услуг необходимо добавить следующие услуги дополнительного сервиса:

• Услуги кросс-докинга (Cross-Docking

- переотправка, отгрузка товаров, поступивших на склад, минуя зону хранения).

• Услуги по логистике возвратов -прием возвратного груза у клиентов, экспедирование на склад, сортировку, разбраковку и переупаковку, оформле-

ние документации.

• Услуги по подготовке и оформлению товаросопроводительной документации в объеме требований как российского законодательства, так и конкретных поклажедателей или грузополучателей.

• Применение компьютерных технологий интеграции систем провайдера и поклажедателя. Оперативный обмен информацией, в целях быстрого реагирования на изменение материального потока, позволяет поклажедателю поддерживать товарный запас на оптимальном уровне в цепи поставок, снижать издержки и увеличивать объемы продаж.

• Представление провайдером оперативной отчетно-аналитической информации поклажедателю об остатках, оборачиваемости, комплектации, партионном учете, сроках годности и т. п.

• Консалтинговые услуги по адаптации клиентов, входящих на региональный рынок для продвижения своей продукции.

• Утилизация отходов.

• Учет, хранение и вторичное использование оборотной тары.

Услуги дополнительного сервиса, в свою очередь, могут быть дополнены такими инновационными для российского рынка чертами, как:

• транспортные услуги - оказываются логистическим провайдером с отслеживанием в реальном режиме времени местоположения транспортных средств и прогнозированием времени доставки (через системы спутникового слежения), что позволяет оптимально рассчитать время поступления продукции на РЛРЦ или конечному получателю продукции, что способствует оптимизации внутрилогистических процессов;

• складские услуги - включают в себя не только углубленную обработку грузов - фасовку, переупаковку, создание «метро-юнитов» (комплектация и единая упаковка нескольких единиц продукции, с созданием новой товарной

единицы (ТЕ)), но и создание и нанесение на продукцию маркировочных ярлыков (стикеров) с информацией и шрих-кодированием, необходимыми

для розничной (и/или мелкооптовой) реализации продукции поклажедателя конечному потребителю. Данный вид сервисной услуги позволяет иметь поклажедателю конкурентное преимущество перед другими поставщиками продукции розничного продавца (ритейлера), так как освобождает ритейлера от дополнительных затрат по предпродажной подготовке продукции в объеме, необходимом для розничной реализации конечному покупателю.

Оказание подобных сервисных услуг, дополнительно к услугам по обслуживанию материального и сопутствующего информационного потоков на практике трансформирует логистический распределительный центр (ЛРЦ) в логистический комплекс (ЛРК), основное отличие которого от логистического центра и состоит в обслуживании сервисного потока в логистике.

Необходимость, правильный выбор географического месторасположения и уровень РЛРЦ обусловливаются также состоянием транспортнодорожного комплекса России.

Плотность автодорог в России в 40 раз меньше, чем в Европе, и в 32 раза меньше, чем в США. Плотность железных дорог в 10 и более раз меньше по сравнению с такими странами, как Германия, Франция, Япония. Отсюда вытекает значительная цена ошибки при неправильном или нерациональном планировании как транспортной, так и складской составляющей логистики управления материальным потоком.

Успех работы современного РЛРЦ зависит от внедрения и использования современных информационных технологий. Необходимо также учитывать, что, как правило, РЛРЦ, особенно работающий на условиях аутсорсинга, обслуживает материальный и информа-

ционный потоки в торговой логистике.

Современные распределительные центры во всем мире возникали с развитием крупных розничных сетей, а также с открытием новых типов магазинов -супер- и гипермаркетов, которые не обладали в необходимом размере складскими помещениями. Действовавшая модель товароснабжения розницы, при которой до 60% товаров поступало непосредственно от поставщиков, а оставшаяся часть - от различных оптовых посредников, не отвечала этой специфике; она пришла в противоречие с новой практикой организации предложения товаров в рознице и централизацией управления группами магазинов

В России среднестатистический магазин закупает товары у 300-500 поставщиков. Если это крупный супермаркет с ассортиментом 15 тыс. наименований, то количество поставщиков увеличивается до 600-1000 (супермаркет «Континент» при ассортименте 35 тыс. наименований имел 1500 поставщиков).

Мировой опыт показывает, что в сфере розничной торговли окончательно одержит победу сетевая революция и в первую очередь в крупных и средних городах. Торговая сеть будет нуждаться в квалифицированных логистических услугах.

Важнейшим фактором развития логистики и создания РЛРЦ с последующей их трансформацией в РЛРК становится также и активно формирующийся рынок электронной и дистанционной торговли по почте. «Сетевая электронная коммерция ликвидирует пространство. Заказчик не желает знать, где находится Продавец, а Продавцу безразлично, откуда поступает заказ на его товар. Логистика - важнейший фактор, определяющий конкурентоспособность в торговле. Поставки из вспомогательной функции превращаются в основную сферу компетенции компании. Их скорость, качество и спо-

собность реагировать на запросы, а также послепродажное обслуживание формируют виртуальный тренд компании и ее конкурентный рейтинг».

Роль РЛРК в современной, а особенно в экономике ближайшего будущего, с расширением их функций за пределы материального и информационного потоков активным включением в сервисный поток, будет только возрастать. Совокупность потоков - материальных, информационных, финансовых и сервисных выражается через производное понятие «экономический поток». Одной из реальных форм существования и обслуживания экономического потока и должны стать РЛРК.

РЛРК органично вписываются и в понятие интегрированной логистики. Интегрированная логистика основывается на необходимости различных предприятий, входящих в цепь поставок, работать на общий конечный результат. Для характеристики комплексного подхода к управлению движением материальных потоков в интегрированных системах «производство-реализация» товаров используется термин «рохрематика». По определению Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейга, рохрематика - это наука об управлении материальным потоком, рассматривающая основные функции производства и распределения в качестве интегрированной системы и изучающая наиболее эффективные комбинации таких подфункций, как: перемещение, обработка, хранение и распределение товаров.

Анализ зарубежной практики, согласно мнению проф. В. Щербакова «показывает, что еще в 70-х - 80-х годах прошлого века многие предприятия провели интеграцию своих логистических операций внутри фирмы, в результате чего различными родственными логистическими операциями стал заниматься один отдел. Этим, по существу, были созданы системы внутрифирменной интегрированной логистики. В 90-е

годы предприятия начали расширять интеграцию за пределами фирмы. Движение к внешней интеграции явилось следствием желания участников цепи поставок получить конкурентное преимущество от повышения суммарной эффективности цепи за счет снижения издержек, диссипации риска и эффективного использования ресурсов, которыми располагают участники. Межфирменная интегрированная логистика способствует устранению узких мест и делает всю цепь поставок более совершенной. Наилучшие показатели функционирования цепей поставок достигаются в том случае, когда предприятия направляют сотрудничество на использование современных технологий и этим способствуют развитию интегрированной логистики на инновационной основе».

Одной из важнейших функций деятельности РЛРК является сокращение времени на обработку продукции и увеличение скорости ее оборачиваемости. Выполнение этой функции требует эффективной организации современных логистических процессов, которая невозможна без применения информационных технологий. Информационные технологии типа Time-based Logistics, или Логистика в реальном масштабе времени, базируются на идее сокращения продолжительности логистического цикла заказа. В данном случае наибольшей ценностью выступает время, которое тратится на исполнение полного цикла оборота. Оптимизация достигается за счет сокращения потери времени на всех этапах жизненного цикла продукта. Формирование хозяйственных связей происходит и с помощью технологий E- logistics (Электронная логистика) и Virtual Logistics (Виртуальная логистика), которые позволяют обеспечить выполнение особых требований к объемам, качеству, скорости передачи данных и обработки информации. Информационная технология ECR

- Efficient Customer Response (Эффективная реакция на запросы потребителей) фокусируется на распределении, продвижении, продаже товара.

Рассматривая всю совокупность анализируемых процессов современного экономического потока, можно говорить о необходимости включения РЛРК в следующие процессы интегрированной логистики механизма функционирования распределительной системы регионов России на инновационной основе:

• В товаропроводящей сети - интеграция поставщика (продавца), провайдера, мелкооптового покупателя, ритейлера (розничного продавца), потребителя, то есть субъектов логистической деятельности, направленной на продукт (товар), то есть объект деятельности. В процессе прохождения продукта по логистической цепи товародвижения происходит доведение его до необходимой кондиции, необходимой (или предлагаемой) потребителя(ю) на момент получения им продукта.

Например: При проведении конкретной акции по продвижению продукции на рынке или оперативного сбыта имеющейся продукции перед получением товара с улучшенными свойствами ритейлером или поставщиком продукции принимается решение по изменению комплектации или объединению различных товарных единиц, с созданием новой товарной единицы продукции, уже находящейся в цепи товародвижения (например, у логистического провайдера), или возврат имеющихся товаров у ритейлера не поставщику, а логистическому провайдеру для проведения вышеуказанных действий с товаром. Маркировка новой товарной единицы (товара) по заданию, шрих-кодом и указанием информации, необходимой для возможности продажи данного товара ритейлером покупателю. Здесь же можно привести примеры с продажей товара к праздникам (Новому году, 23

февраля, 8 марта), которые требуют или специального оформления или комплектации, с последующем изменением оформления, комплектации и маркировки нереализованной продукции.

• В информационном обеспечении -интеграция провайдеров 1Т-услуг. Оперативное дистанционное управление процессом товародвижения невозможно без сопряжения различных систем учета товародвижения отлаженных и адаптированных у каждого конкретного участника логистической цепи под собственные нужды. Здесь объективно и логично в качестве организатора выступить логистическому провайдеру.

• В процессном управлении (управление бизнес-процессами) - необходимость интеграции в товаропроводящей сети и информационном обеспечении, а также оказание большого количества сервисных услуг всем конкретным звеньям логистической цепи логистическим Провайдером делает его как важным звеном в формировании структуры бизнес-процессов, так и как следствие -важной частью становления структуры управления бизнес- процессами.

Процессы логистики распределительной системы, в которые в рамках реструктуризации необходимо включить РЛРК, представлены на рисунке 1.( Авторская разработка)

Рассматриваемые функции РЛРК напрямую указывают на его органичную встраиваемость в структуру интегральной логистики уровня 4РЬ, без развития которой российская экономика не сможет соответствовать международному уровню и участвовать в процессах международного разделения труда и механизмов товародвижения. Актуальность данного положения значительно возрастет с вступлением России в ВТО.

Перспективными задачами РЛРК являются усилия по координации различных процессов и совершенствованию бизнес-процессов клиентов. Важ-

ной составляющей частью услуг дополнительного сервиса может являться также оказание РЛРК консалтинговых услуг по адаптации клиентов, входящих в региональный рынок для продвижения своей продукции.

Таким образом, преимущество РЛРК заключается в эффективном участии в таких ключевых звеньях бизнес-процесса цепи поставок, как: управление выполнением заказов, информационно-аналитическое и практическое обслуживание, поддержка и развитие про-

изводственных процессов потребителей собственных услуг и конечных потребителей, доведение качества продукции до ее коммерческого использования, управление возвратными материальными потоками, предоставление услуг дополнительного сервиса. Данный вид услуг способствует развитию регионального рынка товаров и услуг, привлечению новых компаний, расширению межрегиональных связей и развитию российской товаропроводящей сети в целом.

У правление возвратными материальными потоками

Оказание услуг дополнительного сервиса; консалтинг

Рис. 1. Процессы логистики распределительной системы, в которые интегрируется РЛРК.

С учетом проведенного анализа, рассматривая позиционирование РЛРК в существующей классификации логистических провайдеров, можно говорить о создании нового, инновационного провайдера и предложить обозначать

его в классификаторе дополнительным индексом - «1» (innovation).

Например: 3 PLi (Third Party Innovation Logistics) - провайдер инновационных логистических услуг. Данный индекс может присваиваться провайде-

ру, оказывающему комплекс инновационных услуг по обслуживанию материального, информационного и сервисного логистического потока. Введение индекса «і» в классификатор провайдерских услуг органично вписывается в определения инновационной логистики, инновационного потенциала логистики, инновации в логистике, данные учеными Афанасенко И. Д. и Борисовой В.В.

Создание РЛРК, по своей сути, является новацией в логистике, развивает инновационный потенциал логистики, создает новую качественную характеристику и организационные приемы логистики - инновационную логистику. Инновационное управление складским хозяйством в системе товародвижения федерального уровня, основанное на инновационной реструктуризации региональных распределительных центров, позволит Российской Федерации полнее использовать свои географические и геополитические преимущества и быть достойно представленной в мировой глобальной экономике.

Библиографический список

1. Афанасенко И.Д., Борисова В.В., Логистика снабжения: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. - с. 336.

2. Интернет-ресурс: 1о§ІБ-Шу.гц/.../га8ргеёеШе1ше48епШ-ткоуоу-opit-i-2.html.

3. Основы логистики: Учебник для вузов/ Под ред. В.Щербакова.- СПб, 2009.

4. Орлов А., Орлов В. О мерах по улучшению железнодорожного транс-

порта// Экономист. 2007. №8. - С.43.

5. Douglas Bade, James Mueller, Bryan Youd. Technology in the Next Generation of Supply Chain Outsourcing - Leveraging Capabilities of Fouth Party Logistics.

6. Манжосов Г.П., Титюхин Н.Ф., Логистика пришла в Россию// www.cia-center.ru.

7. CALM Supply Chain & Logistics Journal, "Fourth Party Logistics: The Evolution of Supply Chain Outsourcing", DN Bauknight, JR Miller, 1999.

Bibliographic list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Afanasenko I.D., Borisova V.V., Logistics Management: A Textbook for universities. - St.: Peter, 2010. - With. 336.

2. Internet resource: logistov.ru/.../raspredelitelnie-tsentri-mirovoy-opit-i-2.html.

3. Fundamentals of Logistics: A Textbook for high schools, Ed. Vladimir Shcherbakov .- SPb, 2009.

4. Orlov A., Orlov V. "On measures to improve rail transport / / Economist. 2007. № 8. - p.43.

5.Douglas Bade, James Mueller, Bryan Youd. Technology in the Next Generation of Supply Chain Outsourcing - Leveraging Capabilities of Fouth Party Logistics.

5.Manzhonsov G.P., Tityukhin N.F., Logistics came to Russia // www.cia-center.ru.

6. CALM Supply Chain & Logistics Journal, "Fourth Party Logistics: The Evolution of Supply Chain Outsourcing", DN Bauknight, JR Miller, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.