Научная статья на тему 'Государственное регулирование логистическойреструктуризации системы товародвижения Ростовской области'

Государственное регулирование логистическойреструктуризации системы товародвижения Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / REGIONAL LOGISTICS DISTRIBUTION COMPLEX / INNOVATIVE TOOLS OF DISTRIBUTION LOGISTICS / INFRASTRUCTURAL OBJECTIVES OF THE GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халын Виктор Геннадьевич

В статье обозначены пути реструктуризации и модернизации логистической инфраструктуры на региональном уровне в целях решения социально-экономических задач. Пример практической реализации пяти направлений: инвестиции, инновации, инфраструктура, институты и инициатива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT REGULATION OF MOVEMENT OF GOODS SYSTEM OF THE ROSTOV REGION

The article defines the ways of restructiring and modernization of the logistics infrastructure on the regional level, that have their aim to solve social-economic problems. There is given an example of realisation in practice of 5 directions: investments, innovations, infrastructure, institutions and initiative. The development and realisation of the given directions by means of the region's infrastructure defines the perspectives of improvement of the sectoral efficiency of the regional economics.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование логистическойреструктуризации системы товародвижения Ростовской области»

3. По материалам, представленным на сайте Центра политических исследований «Ремарк» [Электронный ресурс] // Источник: http://rremark.ru/nashi-proekti/v-chem-prichma-negativnogo-otnosheшya-k-vlasti

4. Азоев Г.Л. и др. Маркетинг: Словарь. М., 2000.

5. Административная реформа в РФ. Материалы официального сайта административной реформы [Электронный ресурс] // Источник: http://www.ar.gov.ru/

УДК 338.47

Халын В. Г., ген. директор ООО «СКЛП»

Г осударственное регулирование логистической реструктуризации системы товародвижения Ростовской области

В статье обозначены пути реструктуризации и модернизации логистической инфраструктуры на региональном уровне в целях решения социально-экономических задач. Пример практической реализации пяти направлений: инвестиции, инновации, инфраструктура, институты и инициатива.

Ключевые словосочетания: региональный логистический распределительный комплекс; инновационный инструментарий распределительной логистики; инфраструктурные задачи органов государственного управления.

Россия, обладая значительным потенциалом, который предопределяется ее территориальным местоположением, является связующим звеном между Европой и Азией, своеобразным “экспедиционнораспределительным” или “транспортным” центром. Географически выгодные позиции РФ в мировой товаропроводящей системе, на наш взгляд, используются недостаточно эффективно из-за временного несоответствия требований координаторов движения материального потока и предложений логистических операторов, готовых организовать процесс транспортировки и консолидации готовой продукции. Распределительные и складские комплексы регионов страны нуждаются в эффективной реорганизации с помощью инструментария современной логистики, адекватной экономическим требованиям заказчиков.

Одной из характерных черт развития экономики России являются системные преобразования в сфере товародвижения: интеграция отечественной торговли с мировыми рынками, глобализация хозяйственной деятельности, появление новых форматов торговли и интеллектуальных технологий.

Особенно успешно торговля развивается в Ростовской области в первую очередь в силу экономико-географического расположения, что

обусловливает ее доминирующее положение на Юге России. Являясь узловым связующим звеном межрегионального и международного сотрудничества, Ростовская область занимает заметное место в системе транспортных артерий, связывающих Россию с другими государствами. Это предопределяет потенциальный и фактический интерес крупных международных и федеральных компаний-поставщиков продукции к области и продвижению товаров как на ее территории, так и через территорию области в целях оптимизации товаро-транспортных потоков. Перемещение материальных потоков в системе товародвижения невозможно без их концентрирования в логистических центрах или логистических комплексах.

Теоретические, методологические и практические основы логистики, являющиеся отправной точкой современного рыночноориентированного механизма реализации экономических преобразований, рассмотрены в трудах А.Альбекова, Б.Аникина, Н.Афанасьевой, В.Борисовой, М.Гордон, Е.Жаворонкова, М.Залмановой, А.Зырянова, В.Зырянова, Е.Ивакина, С.Карнаухова, А.Колобова, В.Лимарева, Л. Миротина, Л.Мясниковой, Ю.Неруш, О. Новикова, Д.Новикова, В.Платонова, Б.Плоткина, О.Проценко, В.Пурлик, А.Родникова,

A.Семененко, А.Смехова, В. Стаханова, Д.Стаханова, С.Уварова,

B.Украинцева, Л.Федорова, М.Чернышева, В.Щербакова и др.

Накоплен достаточно широкий опыт использования современных методов управления логистическими распределительными и складскими центрами, рассмотренный в работах В.Дыбской, А.Гаджинского, В.Сергеева. В этих работах содержатся теоретикометодологическая база системного подхода по управлению перемещением материального и сопутствующего ему потоков. На наш взгляд, она до сих пор не утратила свою научно-практическую значимость, но нуждается в некоторой корректировке и адаптации при решении логистических задач в рамках сложившейся рыночной ситуации, а также с учетом специфики экономического потенциала регионов России.

Фактически распределение или сбыт занимает буферную или смежную зону между производством и непосредственно потреблением готовой продукции, одновременно являясь соединительным звеном, способным иногда даже самостоятельно координировать процесс конечного потребления товаров. Роль и место логистики распределения в мировой экономической науке можно охарактеризовать в виде основной из направляющих материальных и информационных потоковых процессов. Однако одновременно аспекты логистического распределения, обладая прикладным характером, выступают в виде основного экономического катализатора изменений рыночной среды. Именно в

сфере распределения с помощью логистического инструментария можно определить уровень востребованности конкретного товара или даже определенной товарной группы. На рис. 1.1. показано место складского хозяйства в логистической системе.

Областью соприкосновения территориальной логистики и логистической науки в целом является распределительная логистика, одной из целей которой является минимизация совокупных затрат во всех звеньях логистической цепи, а средством достижения этой цели является оптимизация размещения предприятий на территории и их размеров [11-

Снабжение Производство Распределение

8 1 Щ ъ

1 <2> 1 1 | £ о 9

| II А э| # I I р | | ! —* § — I ■—- й 1 1-1

& м ё 2 1 1 ! — |

а в 1 о

£

Склады промежуточного 1

производства

Рис. 1.1. Место складского хозяйства в логистической системе

Необходимость в создании современных распределительных центров во всем мире возникла с развитием крупных розничных сетей, а так же с появлением новых типов магазинов - супер- и гипермаркетов, которые не обладали в необходимом размере складскими помещениями. Действовавшая модель товароснабжения розницы, при которой до 60% товаров поступало непосредственно от поставщиков, а оставшаяся часть - от различных оптовых посредников, не отвечала этой специфике, она пришла в противоречие с новой практикой организации предложения товаров в рознице и централизацией управления группами магазинов.

Соответствующая система товароснабжения должна была учитывать следующие специфические особенности работы этих магазинов и их клиентов: широкую номенклатуру товаров (от 5 до 30 тыс. наименований), универсальный характер ассортимента (специализация уходила на второй план), необходимость поддержания стабильного ассортимента в течение всего рабочего дня.

Итак, компании-лидеры мирового рынка, изначально ориентируясь на централизованную систему распределения готовой продук-

* Адаптировано автором по данным интернет ресурса www.lobanov-logist.ru

ции, существовавшую в РФ еще два десятилетия назад, начали сотрудничать с крупными распределительными центрами, территориально расположенными в Москве. Однако географическая протяженность, не всегда приемлемые климатические условия, проявления форсмажорных обстоятельств на пути следования грузов, а так же общая экономическая нестабильность, предопределили иные пути сотрудничества в плане организации распределения товаров на принципе регионального аутсорсинга.

Таким образом, выход был найден в организации и налаживании поставки готовой продукции непосредственно в региональные распределительные центры, минуя, и тем самым реконструируя централизованную систему распределения, основанную на транспортировке товаров через столицу. В результате, не только сложившаяся экономическая ситуация, но и сами основные участники торговотранспортных отношений, скорректировали существовавшую сбытовую систему и своеобразно подстроили ее под себя.

В свою очередь, региональные распределительные центры, оказавшиеся в одночасье более востребованными участниками сбытовых цепей, по сути, основными их звеньями, реально оценили свой потенциал по выполнению определенных возложенных на них функций.

На региональном уровне очень трудно найти готовые распределительные центры, которые соответствуют требованиям по следующим параметрам:

- наличие свободного необходимого поклажедателю объема складской площади (здесь сразу рассматривается комплекс факторов, таких как поддержание необходимых условий хранения грузов - температурный режим, уровень влажности и т.д.);

- наличие удобных подъездных путей (так как автотранспорт является общедоступным видом транспортного обеспечения, непосредственно предполагается наличие железнодорожной ветки);

- наличие необходимой территории или площадки, предназначенной для отстоя большегрузного транспорта;

- применение в системе внутрискладского хранения технологии зонирования площадей, информационного учета грузовых единиц и т.д.;

- возможность спецхранения отдельных групп товаров (склады-холодильники, морозильные камеры и т.д.);

- другие требования, предъявляемые представителями производителя (качество внутрискладских работ, стоимость хранения, грузо-обработки и т.п.).

Современное отечественное складское хозяйство характеризуется:

во-первых, значительными складскими площадями и количеством складов, функционирующих на территории Российской Федерации;

во-вторых, не менее значительными объемами реализации продукции материально-технического назначения со складов как товаров производственного, так и потребительского назначения;

в-третьих, складывается тенденция увеличения предприятий, использующих складскую форму поставок материально-технических ресурсов [2]..

Основные показатели существующей отечественной товаропроводящей сети представлены в виде таблицы.

Показатели товаропроводящей сети по регионам РФ [2]

Экономические районы Общая складская площадь, тыс. м3 Объем реализации со складов, млрд руб.

Северный 2573,7 2249,2

Северо-Западный 6914,8 2020,0

Центральный 10988,9 10146,2

Волго-Вятский 1944,6 2731,5

Центрально-Черноземный 3729,9 2734,1

Поволжский 3662,0 5978,5

Северо-Кавказский 4232,6 4268,2

Уральский 5038,6 9373,6

Западно-Сибирский 10148,3 14912,9

Восточно-Сибирский 6502,7 4468,8

Дальневосточный 3231,6 3477,7

Итого 58967,7 62360,7

Из таблицы видно, что Российская Федерация обладает региональной складской площадью в необходимом размере, однако, на наш взгляд, качество этой площади и существующие технологии обработки грузов оставляют желать лучшего. Без организации складского хозяйства на новом, инновационном уровне невозможно увеличить объемы реализации продукции и материалов с региональных складов.

Разработанные нами методы логистической реструктуризации региональных распределительных центров позволяют:

1. Наиболее эффективно управлять логистической системой распределения готовой продукции на макроуровне, используя пути инновационных управленческих методик, модернизации экономического пространства и повышения внутриотраслевого потенциала;

2. Российским торгово-транспортным, посредническим организациям, а так же предприятиям, предоставляющим услуги по ответст-

венному хранению грузов повысить уровень оказываемых услуг, а так же оказать влияние на управление стоимостью логистических услуг, сделав их более конкурентоспособными в рамках расширения международного и межрегионального товарообмена и сотрудничества.

3. Определить направление развития и способы организации региональных логистических распределительных комплексов (РЛРК), как качественного нового инновационного инструмента:

- повышения инвестиционной привлекательности региона для инвестора размещающего производственные предприятия на территории региона за счет готового логистического инструментария распределения продукции и организации маркетинговых центров;

- для инвестора в строительство или реорганизацию регионального логистического распределительного центра (РЛРЦ) в региональный логистический распределительный комплекс (РЛРК) способы организации и пути обеспечения рентабельности капитальных вложений;

- для органов исполнительной власти субъектов российской федерации обоснованности использования методов государственночастного партнерства (ГЧП) при размещении РЛРК на территории региона в целях как повышения инвестиционной привлекательности региона, так и за счет перенаправления через данную территорию товарных, транспортных и связанных с ними финансовых, таможенных и налоговых потоков формирующих региональный бюджет;

- увеличения числа предприятий малого и среднего бизнеса -основы экономической стабильности, как за счет организации-собственника подобного комплекса, так и за счет развития организаций МСБ формирующихся для обеспечения и обслуживания потоков генерируемых данным комплексом;

- развития региональной экономики в целом на инновационных рельсах с созданием новых высокопроизводительных рабочих мест повышенной социальной статусности (работа даже низового производственного звена с терминалами беспроводного обмена данными (носимыми микрокомпьютерами) на высокотехнологичной технике с постоянным процессом обучения новым приемам и способам труда).

Как нами отмечено, в настоящей работе деятельность логистических центров, как правило, ограничивается обслуживанием материального и сопутствующего информационного потока.

Логистические комплексы, в отличие от логистических центров, обслуживают как материальные, так информационные и сервисные потоки компаний-клиентов. Это осуществляется посредством их эффективного участия, в том числе в таких ключевых звеньях цепочки поставок как управление выполнением заказов и информационно-

аналитическое обслуживание. В задачи логистического комплекса входит поддержка и развитие производственных процессов поклажедателей и ритейлеров, доведение качества продукции до ее коммерческого использования; управление возвратным материальным потоком; предоставление услуг дополнительного сервиса.

Реализация подобных задач силами поставщика продукции неэффективна и нерентабельна в силу того, что его логистические издержки на единицу продукции значительно выше, чем у компании, профессионально занимающейся решением таких задач, — логистического провайдера.

Передача таких операций на аутсорсинг логистическим комплексам — наиболее целесообразный способ построения, координации и рационализации логистических процессов, связанных как с производством, так и со сбытом продукции.

Построение инновационной экономики Российской Федерации, по определению Президента России Д. Медведева должно строиться на 4 «И»: инновации, инвестиции, инфраструктура и институты [3].

Губернатором Ростовской области В. Голубевым добавлена 5-я «И» - инициатива [4]. Добавлена, на наш взгляд, справедливо, ибо без инициативы невозможно реализовать никакую стратегию.

Образно говоря, логистика - это сосудистая система живого организма экономики, по которой течет материальный и сопутствующие ему потоки, давая жизнь гражданам государства.

Строительство, на инновационной основе, системы региональных логистических распределительных комплексов (РЛРК) - это, по сути, построение эффективной товаропроводящей системы, составляющей основу жизнедеятельности экономического развития государства. И в самом факте организации этой системы реализуется принцип 5-ти «И».

Инновационность логистического комплекса заключается в том, что логистический оператор полностью берет на себя функции по управлению и, если необходимо, оптимизации процесса управления товародвижением, что позволяет производителям продукции оптимизировать свои бизнес-процессы, сделать поток товаров от производителя к потребителю не только беспрепятственным, но и выгодным, а также сосредоточить свои силы на развитии и укреплении своих сильных сторон и конкурентных преимуществ.

Инвестиции в инновационные процессные технологии мирового уровня позволяют таким комплексам не только развиваться как субъекту инновационной экономической деятельности, но и эффективно участвовать в логистической цепи товародвижения международ-

ных, федеральных и местных поставщиков продукции. Внедрение принципиально новых для регионов России информационно-логистических технологий, разработанных на базе СКЛП, позволит существенно повысить эффективность работы логистических комплексов.

Инициативность субъекта экономики в разработке и внедрении комплексного подхода к обслуживанию клиентов, переход от простого распределительного логистического Центра к логистическому Комплексу, не только способствует повышению эффективности работы компаний-клиентов такого комплекса, но и активно содействует повышению региональной инвестиционной привлекательности, в нашем случае - Ростовской области, в системе товародвижения Российской федерации, в том числе и за счет повышения интереса товаропроизводителей к размещению производства продукции на данной территории.

Институты. Понятие и главное фактическая организация Регионального логистического комплекса, каким, например, является Северо-Кавказское логистическое предприятие, с объединением в одном месте обслуживания материального, информационного и сервисного потока, создание сети таких Комплексов, является новым институтом для России, крайне востребованным в новой рыночной, пришедшей на смену распределительной, системе, без которой, особенно с развитием международной интеграции и вступлением в ВТО, невозможно развитие конкурентных преимуществ нашей экономики. Институциональное построение такой системы должно строиться на активном стимулировании частного бизнеса экономическими методами со стороны государства.

Инфраструктура. Создание инфраструктурной сети региональных логистических распределительных комплексов, позволяет нашему государству занять как достойное место в международной и российской системах товародвижения, так и обеспечить минимизацию затрат производителя на внутрироссийском рынке за счет сокращения издержек и снижения стоимости готовой продукции для населения. В снижении себестоимости продукции, за счет эффективного функционирования системы таких логистических комплексов, есть элемент социальной миссии создания подобной региональной сети.

ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие» - на практике реализовало описанный в настоящей работе проект логистической реструктуризации и совершенствования регионального комплекса хранения и грузопереработки на основе системного инновационного подхода к организации и функционированию складского хозяйства. Успешная работа в течение ряда лет, проверка устойчивости

развития в кризисные годы, высокая степень востребованности на рынке - все это подтверждает обоснованность положений и выводов настоящей работы.

Подтверждением этому служит и признание эффективности работы предприятия международным фондом экономического развития, многими международными и отечественными компаниями, органами государственной и муниципальной законодательной и исполнительной власти.

Регион, способный организовать на своей территории систему таких логистических Комплексов, эффективно интегрируется в международную и российскую экономику, привлекает дополнительные инвестиции, и через транзит товарных, транспортных, таможенных и финансовых потоков, обеспечивает большую наполняемость регионального бюджета и повышение уровня жизни населения.

Литература

1. Козловский В.А., Козловская Э.А., Савруков Н.Т. Логистический менеджмент. СПб.: Политехника, 1999.

2. Степанов В.И. Логистика: Учебник. М.: Изд-во Проспект, 2007.

3. Панфилова О. Медведев назвал 4 «И» своей экономической программы / http: //www .nr2.ru/policy/ 164498.html.

4. Логвинов Н. Пять «И» Василия Голубева // Вестник: Экономика, инфраструктура, инвестиции - http://www.donbiz.ru /archive/articles/2055.html

УДК 947

Липатова О.В., к.ист.н.

Местное самоуправление как условие и направление модернизации гражданского общества

В статье обобщаются существующие подходы к анализу взаимоотношений местного самоуправления и гражданского общества. Автор формулирует предположения по решению этой проблемы в современных условиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова и словосочетания: местное самоуправление, гражданское общество, модернизация, человеческий капитал.

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического государства является наличие гражданского общества. Общеизвестно, что институт местного самоуправления всегда и везде имеет принципиальное значение для формирования гражданского общества и правового государства.

Опираясь на определение местного самоуправления, данное в Европейской Хартии [1], можно сказать, что данный социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.