Проблемы экономики и менеджмента
В.Г. Халын
кандидат экономических наук, ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие» (ООО «СКЛП»)
ИННОВАЦИОННЫЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СЕТИ ЮФО НА ОСНОВЕ РАБОТЫ 3PLi - ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА
(НА ПРИМЕРЕ ООО «СКЛП»)
Аннотация. Определена степень, в которой логистика влияет на процесс формирования инновационной распределительной системы на региональном уровне. Раскрыты структура и инновационный характер логистических услуг, обозначена роль региональных логистических распределительных комплексов в формировании инновационной распределительной системы и предложена классификация логистических провайдеров.
Ключевые слова: логистика, распределительный комплекс, распределительная система.
V.G. Khalyn, LLC North Caucasus Logistics Enterprise
INNOVATIVE LOGISTICS TOOLS IN THE RESTRUCTURING OF THE REGIONAL NETWORK OF GOODS MOVEMENT IN SOUTH FEDERAL DISTRICT BASED ON THE WORK OF A 3PLi OPERATOR (ON EXAMPLE OF LLC «NCLE»).
Abstract. The author has defined the degree in which logistics influences the formation of the innovation distribution system on the regional level, has revealed the structure and innovative nature of the logistics services, has defined the role of the regional logistics distribution complexes in the formation of the innovative distribution system and suggested a classification of the logistics providers.
Keywords: logistics, distribution complex, distribution system.
Сегодня большинство экспертов оценивают инновационный потенциал России негативно, в первую очередь объясняя это низким уровнем развития ее научнотехнического комплекса - доля высокотехнологичных продуктов в ВВП страны едва превышает 1% (данные за докризисный 2008 г.). Для сравнения, в развитых индустриальных странах уровень развития научно-технической базы определяет рост ВВП на 50%-90% (когда в России рост ВВП на 80%-85% зависит от мировых цен на экспортируемое сырье). Одной из основных причин технологического спада в стране, начавшегося в 90-е годы и продолжающегося до сих пор, является резкое снижение спроса на продукты инновационной деятельности, как результат экономических реформ 90-х годов. Дефицит финансирования научно-исследовательской работы, особенно в период 1991-1998 г. г., усугубил ситуацию, т.к. стало невозможным создать необходимую материально-техническую базу и подготовить кадры для разработки и развития инновационных технологий. Такая ситуация - разрыв между спросом на высокотехнологичную продукцию и возможностью ее производить - подталкивает предприятия почти всех отраслей к тому, чтобы закупать уже готовые технологии (оборудование, программное обеспечение) имеющиеся на рынке, в том числе и на международном, нежели вести собственные НИОКР [1].
По данным доклада ЮНЕСКО, в период 1998 - 2008 г.г. в России отмечался значительный рост государственных расходов на R&D (НИОКР), увеличение количест-
60
№ 4 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
ва человек, занятых в данном секторе, а также расширение системы образования (что должно обеспечить подготовку кадров для работы в секторе НИОКР). [2] Увеличилось общее число передовых производственных технологий, используемых в российской промышленности, особенно в области проектирования, инжиниринга, связи, информационных систем. [1]
Сегодня, к основным проблемам развития инноваций в России нужно отнести с одной стороны, нежелание представителей бизнеса заниматься венчурным финансированием такого рода проектов, а идти более простым и проверенным путем: закупать уже готовое оборудование, в лучшем случае совершенствовать заимствованные технологии. Такой подход позволяет модернизировать технологическую базу предприятий, но не способствует производству высокотехнологичной продукции внутри страны. С другой стороны, отсутствуют как взаимоувязанная система правовых актов, которая бы обеспечивала равные возможности вывода инновационных продуктов на рынок для малых и крупных предприятий, так и эффективные механизмы оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций. [1]
Для качественного изменения данной ситуации необходимо постоянное и согласованное взаимодействие основных участников и реализаторов инновационных процессов в стране: органов власти, представителей науки и системы образования, представителей бизнес-сообщества. Только такое взаимодействие поможет создать оптимальные условия для развития инновационных предприятий как на уровне регионов, так и на уровне всей страны.
Создание условий на региональном и местном (муниципальном) уровне для развития инновационных предприятий - взаимовыгодный процесс. Освоенные инновации позволяют не только развиваться конкретному предприятию, как субъекту местной экономической деятельности, но и привлекать новых субъектов экономической деятельности в регион, что способствует росту доходной части местных бюджетов.
Процесс развития мирового сообщества, мировая глобализация и динамичность развития рыночной экономики отдельных стран и регионов, предопределяют потребности внутренних рынков, ставят новые задачи и перед экономикой регионов России. Крайне важным для социально-экономического развития страны является создание такой инфраструктуры, которая бы обеспечивала наименьшую себестоимость готовой продукции, особенно в сфере народного потребления. Для того чтобы успешно функционировать в рыночных условиях и полноценно удовлетворять потребности экономических субъектов в сфере обеспечения товарами и продукцией народного потребления, в системе товародвижения страны должна быть проведена реструктуризация региональных распределительных центров.
Это обстоятельство требует существенного пересмотра механизма функционирования распределительной системы регионов России на основе логистического подхода, подразумевая под ним формирование интегрированных систем организационноэкономического, информационного и иного порядка, назначение которых состоит не только в обеспечении более совершенного уровня обслуживания потребителей, но и в глобализации хозяйственной деятельности, активизации выполнения международных требований в области ответственного хранения и углубленной обработки продукции, с помощью интеллектуализации применяемых технологий.
№ 4 - 2011
61
Проблемы экономики и менеджмента
Логистика является наиболее эффективным, рыночно ориентированным механизмом реализации экономических преобразований и выступает в мировой системе товародвижения как способ планирования, формирования и развития перемещения материальных и сопутствующим им потоков с минимальными временными и финансовыми расходами. Являясь катализатором экономического развития, логистика обладает наибольшим теоретико-прикладным инструментарием формирования интегрированных логистических систем, охватывая как отдельные сферы предпринимательства, так и целые регионы и страны.
Сегодня в России идет процесс формирования экономики инновационного типа, предполагающий интенсивное развитие и внедрение новых информационных и процессных технологий, обоснованное создание конкурентной среды в сфере товародвижения, развитие сотрудничества и взаимодействия в системе экономических взаимоотношений между участниками процесса распределения продукции. Логистика и логистический менеджмент предполагают усиление интеграционных тенденций в региональной экономике, требуют поиска оперативных и функциональных рыночных механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование распределительного комплекса страны.
Южный федеральный округ, обладая значительным потенциалом, который предопределяется его территориальным месторасположением, является связующим звеном между Европой и Азией, своеобразным «экспедиционно-распределительным» или «транспортным» центром.
Округ, имея потенциально выгодные географические позиции в товаропроводящей системе страны, должен преодолеть временное несоответствие требованиям координаторов движения материального потока и предложений логистических операторов, готовых организовать процесс транспортировки, консолидации и распределения готовой продукции.
Распределительные и складские комплексы регионов страны нуждаются в эффективной реорганизации с помощью инструментария современной логистики, адекватно экономическим требованиям заказчиков данного вида услуг.
Сформированные в настоящее время инфраструктурные элементы системы распределения продукции должны отвечать международным потребностям в данной сфере. Объективно рассматривая процесс экономических преобразований сферы обращения, следует отметить роль крупных иностранных корпораций, которые при выходе на российский рынок корректировали существовавшую на тот момент времени сферу распределения.
Необходимость в создании современных распределительных центров во всем мире возникла с развитием крупных розничных сетей, а также с появлением новых типов магазинов - супер- и гипермаркетов, которые не обладали в необходимом размере складскими помещениями. Действовавшая модель товароснабжения розницы, при которой до 60% товаров поступало непосредственно от поставщиков, а оставшаяся часть - от различных оптовых посредников, не отвечала этой специфике, она пришла в противоречие с новой практикой организации предложения товаров в рознице и с централизацией управления группами магазинов [3].
Соответствующая система товароснабжения должна была учитывать следующие специфические особенности работы этих магазинов и их клиентов: широ-
62
№ 4 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
кую номенклатуру товаров (от 5 до 30 тысяч наименований), универсальный характер ассортимента (специализация уходила на второй план), необходимость поддержания стабильного ассортимента в течение всего рабочего дня [3].
Компании - лидеры мирового рынка, изначально ориентируясь на централизованную систему распределения готовой продукции, существовавшую в РФ в 80-90-е годы, начали сотрудничать с крупными распределительными центрами, территориально расположенными в Москве. Однако географическая протяженность, не всегда приемлемые климатические условия для транспортировки и проявления форс-мажорных обстоятельств на пути следования грузов, а также общая экономическая нестабильность предопределили иные пути сотрудничества в плане организации распределения товаров на принципе регионального аутсорсинга.
Южный федеральный округ, по своим масштабам, социально-экономической ситуации, территориальному расположению, является достаточно показательным субъектом экономических отношений РФ для анализа на его примере, общероссийской ситуации в рассматриваемом нами вопросе.
На основании изучения имеющихся данных можно сделать вывод о том, что потенциал роста логистического рынка на Юге России не уступает российскому. Однако, по оценкам экспертов, рынок логистических услуг ЮФО, как и общероссийской рынок в данной сфере, не достаточно развит, диспропорционален, его структура в основном состоит из множества мелких складов, которые обслуживаются, как правило, логистическими операторами уровня 1PL и 2PL, которые в основном предоставляют традиционный набор услуг по транспортировке грузов и управлению простейшими складскими операциями [4].
Относительная концентрация имеющихся складских мощностей и логистических провайдеров, участвующих в процессе товародвижения на Юге России и в ЮФО сосредоточена в основном в 3-х федеральных образованиях: Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области.
Обобщая аналитические данные, сгруппированные по указанным административным образованиям ЮФО, можно охарактеризовать и проанализировать состояние распределительных центров Южного Федерального округа.
Сектор складской недвижимости в Краснодарском крае развивается менее высокими темпами по сравнению с другими сегментами коммерческой недвижимости. Объем предложения даже на середину докризисного 2008 г. оценивался на уровне 350 000
кв. м. Особенностью рынка складской недвижимости данного региона является отсутствие современных складских комплексов класса «А» и «В». Все представленные на рынке 350 000 кв. м площадей относятся к классу «С» и «D» [5]. Ряд проектов по строительству современных логистических комплексов был приостановлен («Pakridge Holdings», «Raven Russia», «М-Индустрия», «ADM Group», торгово-логистический Технопарк, логистический парк «Девелопмент Юг» и др.)
Рынок складской недвижимости Волгограда характеризуется начальной стадией развития. На рынке не существует ни одного современного комплекса, который способен обслужить достаточно серьезные логистические потоки. Склады преимущественно представлены старыми производственными помещениями: цехами заводов, ангарами, бывшими продовольственными базами. Предложение на данном рынке значительно
№ 4 - 2011
63
Проблемы экономики и менеджмента
превышает спрос. Собственные складские мощности имеют такие крупные комплексы, как «Metro Cash&Carry» и «Park House», но они не оказывают услуги третьим лицам. Специалисты также отмечают, что этим торговым операторам недостаточно даже своих помещений [6].
Рынок складской недвижимости в Ростовской области более развит по сравнению с соседними областями. Он представлен как крупными федеральными и международными, так и местными логистическими операторами, предоставляющими качественные складские помещения класса «А» и «В» и позиционирующими себя как 3PL-операторы по международной классификации. Также на рынке работают и более мелкие операторы, предоставляющие складские помещения класса «С» и «D».
Из представленных на рынке складских помещений, по состоянию на апрель 2011г., в системе добровольной сертификации Торгово-промышленной палаты Ростовской области сертифицированы только помещения класса А и В ООО «СевероКавказское логистическое предприятие» (ООО «СКЛП»). Складские мощности ООО «СКЛП» обслуживаются предприятием самостоятельно в рамках оказания логистических услуг третьим лицам в инновационном формате обслуживания 3PLi, по уточненной автором международной классификации.
Анализ представленных данных показывает, что значительная часть имеющихся логистических провайдеров Южного федерального округа оперирует со стандартным пакетом логистических услуг, формата 2PL, который включает в себя ответственное хранение и транспортировку. Некоторые компании расширили спектр услуг и соответствуют уровню 2PL с элементами 3PL-уровня (за счет дополнительных услуг по частичной углубленной обработке). При этом позиционирование таких компаний в формате 3PL носит скорее рекламный характер и не подтверждается ни полным спектром оказания услуг, ни независимой сертификацией. Незначительное количество представленных на рынке операторов реально соответствует уровню 3PL (как по спектру, так и по качеству предоставляемых услуг). Рынок складской логистики на территории Ростовской области также представлен крупными предприятиями, работающими в сфере внутрипроизводственных процессов и услуг по поставке запасных частей. Но такие предприятия не оказывают логистические услуги третьим лицам и не участвуют в цепи регионального распределительного товародвижения.
Анализ полученной информации позволяет сделать вывод о лидирующих позициях Ростовской области в ЮФО в сфере существующего потенциала организации товародвижения через региональные распределительные центры.
Статистика неопровержимо свидетельствует о том, что затраты на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы и складирование в современном производстве составляют до 50% конечной стоимости продукта [7]. Поэтому эффективная организация транспортно-складского обслуживания через распределительные центры в товаропроводящей региональной сети является важным звеном в сокращении накладных расходов, снижении себестоимости продукции, обеспечению конкурентных преимуществ развития конкретных регионов.
Создание современного логистического распределительного центра является частью успешного продвижения материального и сопутствующего ему информационного потока от производителя к конечному потребителю.
64
№ 4 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
Рассматривая вопросы организации российской современной распределительной системы, мы должны опираться не только на существующие потребности, но и видеть перспективу, закладывая в стратегию организации рассматриваемой системы инновационный сценарий, формируя товаропроводящую логистическую систему, способную отвечать не только текущим требованиям экономических субъектов России, но и формировать и организовывать работу национальных операторов с учетом международного опыта, потребностей глобального рынка. Формирование такой системы служит, как дополнительным стимулом для привлечения инвестиций в экономику регионов и страны в целом, так и через снижение себестоимости готовой продукции, решает и социальные задачи.
Развивая и совершенствуя товаропроводящую систему страны с учетом предлагаемого инновационного сценария, мы должны переходить от практики создания региональных логистических распределительных Центров (РЛРЦ) к созданию или трансформации таких региональных логистических центров в логистические распределительные Комплексы.
Методика рыночной трансформации логистических центров в комплексы основана на усилении роли сервисного обслуживания и провайдерских услуг, а региональные логистические распределительные комплексы (РЛРК), в свою очередь, эффективно встраиваясь в многоуровневую логистическую систему, способны соответствовать современным рыночным требованиям, генерируя материальные, сервисные, информационные и финансовые потоки.
Все это должно сопровождаться соблюдением экономических, организационных, экологических и правовых требований, что предполагает интеграцию сервисного обеспечения, определение и конкретизацию путей минимизации рисков и затрат при организации и осуществлении складского технологического процесса в региональных распределительных комплексах.
Деятельность логистических центров (РЛРЦ), как правило, ограничивается приемкой, ответственным хранением товарно-материальных ценностей, комплектацией грузов, учетом сроков годности, подготовкой товарно-сопроводительной документации, отгрузкой продукции.
Логистические комплексы (РЛРК), дополнительно к услугам логистических центров, осуществляют углубленную обработку продукции, оперируя как материальными, так и информационными и сервисными потоками компаний-клиентов. Это осуществляется посредством их эффективного участия, в том числе в таких ключевых звеньях цепочки поставок как управление выполнением заказов и информационноаналитическое обслуживание. В задачи логистического комплекса входит поддержка и развитие производственных процессов поклажедателей и ритейлеров, доведение качества продукции до ее коммерческого использования; управление возвратными материальными потоками; предоставление услуг дополнительного сервиса.
Опыт показывает, что реализация подобных задач силами поставщика продукции (Поклажедателя) неэффективна и нерентабельна в силу того, что его логистические издержки на единицу продукции значительно выше, чем у компании, профессионально занимающейся решением таких задач - логистического провайдера. Передача таких операций на аутсорсинг логистическим комплексам - наиболее целесообразный способ построения, координации и рационализации логистических процессов, связанных со
№ 4 - 2011
65
Проблемы экономики и менеджмента
сбытом продукции. Для российского рынка это достаточно новый комплекс услуг.
Реализация концепции создания и организация работы такого регионального логистического распределительного комплекса реализована автором на примере ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие» (ООО «СКЛП») в г. Ростове-на-Дону.
Инновационность концепции ООО «СКЛП», как логистического комплекса, заключается в том, что он полностью берет на себя функции по управлению и, если необходимо, оптимизации процесса управления товародвижением, что позволяет производителям продукции оптимизировать свои бизнес-процессы, сделать поток товаров от производителя к потребителю не только беспрепятственным, но и более рентабельным, а также сосредоточить свои ресурсы на развитии и укреплении своих сильных сторон и конкурентных преимуществ.
Организация работы логистического провайдера такого регионального распределительного комплекса классифицирована автором, как работа в формате 3PLi, уточненного формата международной классификации услуг логистических провайдеров [8]:
- 1PL (First Party Logistics) - все операции с продукцией выполняет сам собственник самостоятельно;
- 2PL (Second Party Logistics) - независимые логистические операторы, оказывающие услуги по транспортировке и управлению складскими помещениями;
- 3PL (Third Party Logistics) - независимые логистические операторы, оказывающие расширенный перечень услуг, включающий в себя углубленную обработку грузов (складирование, перегрузку, фасовку и т.п.), услуги по ответственному хранению со значительной добавленной стоимостью. Услуги оказываются лично или с привлечением субподрядчиков;
- 3PLi (Third Party Innovation Logistics) [9] - независимые логистические операторы, оказывающие расширенный перечень услуг, включающий в себя углубленную обработку грузов (приемку, складирование, перегрузку, создание новых товарных единиц, предпродажную подготовку продукции для нужд ритейлера и т.п.), услуги по ответственному хранению и обслуживанию сервисного потока со значительной добавленной стоимостью. Интеграция отдельных звеньев логистической цепи хранения, поставок и возвратного материального потока, на основе информационной управляющей системы. Интеграция в отдельные логистические процессы деятельности собственника продукции (Поклажедателя). Услуги оказываются лично или с привлечением субподрядчиков;
- 4PL (Fourth Party Logistics) - системные логистические операторы, осуществляющие интеграцию всех звеньев логистической цепи поставок, управление сетевой логистикой на основе информационной системы, управляющей ресурсными и материальными потоками;
- 5PL (Fifth Party Logistics) - «виртуальный логистический сервисный провайдер» - оператор, использующий ноу-хау в управлении логистическими сетевыми предприятиями без управления физическими процессами.
Инновационность 3PLi - оператора, заключается в интеграции предоставляемых услуг и возможностей по обслуживанию материального, информационного и сервисного потоков. Основным конкурентным преимуществом работы логистического комплекса, под управлением оператора уровня 3PLi, является комплексность перечисленных услуг и предоставляемых возможностей в одном месте, одним оператором. Подобный провай-
66
№ 4 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
дер, как например, ООО «СКЛП», должен обладать соответствующей инфраструктурой, которая способна предоставлять собственнику продукции (Поклажедателю) возможность организовывать на территории комплекса офисы маркетинга, продаж, обучающих и сервисных центров и т.п. Дополнительно могут оказываться и консалтинговые услуги по адаптации Поклажедателя на региональном уровне и продвижению его продукции.
В современных экономических условиях России, текущего и прогнозного состояния ее рынка, а также аналогичных развивающихся рынков многих других стран и экономик, использование провайдерских услуг уровня 4PL не всегда возможно, а подчас и нецелесообразно. Формат 3PLi допускает частичную интеграцию Провайдера в отдельные логистические процессы деятельности собственника продукции - Поклажедателя, под его контролем и активным партнерским взаимодействием. Эти процессы являются наиболее востребованными и эффективными особенно для стран с растущими, развивающимися экономиками. Инновационность такого формата заключается так же и в работе с сервисным потоком одним провайдером, в одном месте.
Системный подход в понимании логистики как раз и основан на исследовании и разработке объектов, которые являются взаимосвязанными и взаимозависимыми в рамках одной или нескольких интегрированных логистических систем. Именно такой, инновационный поход, к функционированию современной российской распределительной системы, и предлагается автором для методологии ее построения.
В международной практике, региональные логистические распределительные центры (РЛРЦ), оказывают услуги в классическом формате 3PL, когда Поклажедателями выступают международные компании, обладающие специфическими знаниями и инфраструктурными возможностями развитых экономик, позволяющие им самостоятельно обслуживать или привлекать на субподряд иные специализированные фирмы по организации и обслуживанию сервисного и информационно-аналитического потока. С учетом, активно развивающего российского рынка товародвижения, особенно в части продуктов питания и товаров народного потребления, в условиях относительной неразвитости инфраструктурных составляющих современных региональных распределительных систем, крайне необходим инновационный подход, позволяющий логистическому провайдеру обеспечить следующее.
1) Для международных или крупных федеральных фирм, выводящих на региональные рынки свою продукцию возможности по организации, одним провайдером и на единой территории комплекса, услуг по организации работы с материальным, информационным и сервисным потоками.
1. С материальным потоком:
- доставка продукции от Поставщика или изготовителя;
- входной контроль качества поступающей продукции;
- организация хранения и углубленная обработка с возможностью формирования новых товарных и транспортных единиц;
- услуги кросс-докинга;
- выходной контроль качества и подготовка полного пакета товаросопроводительной документации;
- доставка партий продукции конечному получателю;
- работа с возвратным материальным потоком и по необходимости утилизация
№ 4 - 2011
67
Проблемы экономики и менеджмента
продукции.
2. С информационным потоком:
- организация электронного документооборота между Поклажедателем, Провайдером и Ритейлером;
- организация доставки продукции с использованием спутникового слежения за движением транспортных средств в целях оптимизации времени порузочно-выгрузочных работ и иных издержек в транспортно-логистической цепи товародвижения;
- использование электронного документооборота и технологий беспроводного обмена данными в информационных сетях провайдера, что позволяет последнему, не только минимизировать возможность ошибок «человеческого фактора», но и работать в режиме «on-line», что в свою очередь, позволяет оперативно работать с данным информационным потоком и Поклажедателю. Подобная интеграция информационных систем позволяет снизить и оптимизировать складские запасы, повысить оборачиваемость продукции, а следовательно снизить транзакционные издержки в себестоимости продукции.
3. С сервисным потоком:
- изготовление стикеров, маркирование и предпродажная подготовка хранимой продукции, под нужды ритейлера, что обеспечивает конкурентные преимущества Поклажедателя у Ритейлера по сравнению с иными поставщиками продукции;
- работа с рекламной продукцией Поклажедателя, подготовка продукции к проведение рекламных и маркетинговых акций, обработка рекламных стикеров, флайеров и т.п.;
- бизнес-консалтинг: услуги по адаптации конкретного бизнеса на территории региона (для федеральных или иногородних фирм) и страны в целом (для международных бизнес-структур), с возможностью предоставления юридического адреса представительства, консультации по местному законодательству, анализ рынка и т.п.;
- консультационная помощь в подборе таможенного брокера или организации процесса таможенной очистки продукции;
- предоставление инфраструктурных услуг для организации Поклажедателем офисов продаж, маркетинга, обучающих центров и т.п. Организация подобных центров в месте хранения продукции позволяет Поклажедателю продемонстрировать потенциальному получателю продукции всю номенклатуру, объем, условия хранения и т.п., что создает дополнительные рекламно-маркетинговые преимущества Поклажедателю на региональном рынке.
2) Для местных или иногородних не сетевых компаний, по мимо предоставления указанного выше перечня услуг, работа с подобным провайдером, это и хорошая школа, возможность получить бизнес-консультации международного уровня и создавать собственные сети продвижения продукции используя лучший практический опыт. Для рассматриваемых фирм - это возможность использования инноваций в собственной деятельности, а для региона - создание эффективной конкурентной среды, со всеми вытекающими последствиями: повышение инвестиционной привлекательности, наполнение регионального бюджета, снижение стоимости «потребительской корзины» для населения и т. п.
Инвестиции в инновационные процессные технологии мирового уровня позволяют региональному 3PLi - провайдеру не только развиваться как субъекту инновационной экономической деятельности, но и эффективно участвовать в логистической це-
68
№ 4 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
пи товародвижения международных, федеральных и местных поставщиков продукции. Внедрение принципиально новых для российских регионов информационнологистических технологий и процессных инноваций, предложенных автором, позволяют существенно повысить эффективность работы регионального складского распределительного комплекса.
Запатентованные ООО «СКЛП» информационно-логистические и процессные технологии: «Автоматизированная система логистических процессов внутрискладской углубленной обработки товарно-материальных ценностей (АСЛП ТМЦ)» и «Автоматическая система управления складским логистическим распределительным комплексом» позволяют значительно сократить физические показатели времени обработки продукции в различных звеньях логистической цепи, обеспечить Поклажедателю минимальный товарный запас продукции, практически исключить брак и пересорт продукции.
Эффективность работы предлагаемого РЛРК, на примере ООО «СКЛП», по ключевым операциям и использованием инновационного логистического инструментария по основным логистическим операциям в сравнении со среднеотраслевыми показателями предприятий аналогичного уровня представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели ООО «СКЛП» по основным логистическим операциям
в сравнении со среднеотраслевыми
Виды работ, оборачиваемость товара Отраслевые показатели Показатель СКЛП
Погрузо-разгрузочные работы (палетированный груз)* 90-120 мин. 20-40 мин.
Погрузо-разгрузочные работы (не палетированный груз)* 240 мин. 120-150 мин.
Инвентаризация 6 тыс. палетомест 16 часов 5-6 часов
Оборачиваемость товара на 5000 м2 площади хранения 40 еврофур в смену более 70 еврофур в смену
по 1-й еврофуре, с учетом времени на обработку товаросопроводительной документации.
Эффективность разработанных автором и примененных ООО «СКЛП» - провайдером уровня 3 PLi, технологий и процессных инноваций подтверждена практикой многолетней работы с такими крупными федеральными и международными компаниями, как: «Вимм-Билль-Данн», Unilever, Japan Tobacco International (JTI), Caparol, Leroy Merlin и др.
Инновационность концепции РЛРК, как логистического комплекса, обслуживаемого инновационным провайдером уровня 3 PLi, заключается в том, что он полностью берет на себя функции по управлению и оптимизации процесса управления товародвижением, что позволяет производителям продукции оптимизировать свои бизнеспроцессы, а также сосредоточить свои ресурсы на развитии и укреплении сильных сторон и конкурентных преимуществ.
Основным конкурентным преимуществом рассматриваемого инновационного провайдера является комплексность перечисленных услуг и предоставляемых возможностей в одном месте, одним оператором.
В свою очередь компании - клиенты такого провайдера, функционирующего на базе РЛРК, - Поклажедатели получают следующие конкурентные преимущества:
№ 4 - 2011
69
Проблемы экономики и менеджмента
1. поддержку и развитие производственных процессов поклажедателей и ритейлеров;
2. снижение затрат на организацию логистических процессов;
3. поддержание товарного запаса на минимальном уровне;
4. дистанционное управление поставкой товара в регионе;
5. контроль качества входящей и отгружаемой продукции;
6. подготовка полного пакета товаро-сопроводительной документации;
7. доведение качества продукции до ее коммерческого использования: комплектация товарных единиц с последующей упаковкой в термоусадочную пленку, партионный учет, изготовление стикеров, отслеживание сроков годности и т.п.;
8. управление выполнением заказов и информационно-аналитическое сопровождение процесса товародвижения продукции;
9. управление возвратными материальными потоками;
10. предоставление услуг дополнительного сервиса;
11. консалтинговые услуги по адаптации на региональном рынке.
Разработка и внедрение комплексного подхода к обслуживанию клиентов, с переходом от простого распределительного логистического центра к логистическому Комплексу (РЛРК), не только способствует повышению эффективности работы компаний-клиентов подобного предприятия, но и активно содействует повышению инвестиционной привлекательности региона в системе товародвижения Российской Федерации, в том числе и за счет повышения интереса товаропроизводителей к размещению производства продукции на данной территории.
Понятие и, главное, фактическое строительство в предложенном автором формате, регионального распределительного логистического комплекса (РЛРК), управляемого инновационным логистическим провайдером уровня 3 PLi, с объединением в одном месте обслуживания материального, информационного и сервисного потока, является новым институтом для России, крайне востребованным в новой рыночной системе. Создание инфраструктурной сети подобных логистических Комплексов может позволить нашей стране занять как достойное место в международной системе товародвижения, так и обеспечить минимизацию затрат производителя на внутрироссийском рынке за счет сокращения издержек и снижения стоимости готовой продукции для населения. В этом есть элемент социальной миссии создания таких комплексов.
Регион, способный организовать на своей территории систему таких логистических Комплексов, не только органично встраивается в международную и внутрироссийскую интеграцию, привлекает дополнительные инвестиции, но и пропуская через себя товарные, транспортные и финансовые потоки, обеспечивает большую наполняемость регионального бюджета и повышение уровня жизни населения.
В развитых экономиках мира инновационное развитие достигается за счет финансирования бизнесом порядка 70% затрат на инновации и 30% - государством. В России сегодня, к сожалению, наоборот. Если, через восприятие бизнес-сообществом необходимости инвестиций в инновации в России эту пирамиду перевернуть, т. е. бизнес будет финансировать 70%, а государство - 30%, то помимо роста экономики на инновационной основе, мы получим еще и значительную экономию бюджетных средств. Иначе говоря, создание условий государством для развития инноваций бизнесом при-
70
№ 4 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
несут государству доходность в 40%.
Сегодня и власти, и бизнесу необычайно выгодны и жизненно необходимы - инновационные способы решения экономических проблем.
Создание государством условий для реструктуризации региональной товаропроводящей сети на основе работы Региональных Логистических Распределительных Комплексов (РЛРК), под управлением 3PLi - инновационного логистического оператора - это одна из реальных форм частно-государственного партнерства, это новый уровень строительства логистической инфраструктуры экономики регионов России.
Список литературы:
1. По материалам статьи «Теоретический анализ особенностей инновационного развития России в условиях финансовой нестабильности», автор Марков М.А. при участии Подлипинского А.И., январь 2010 г., сайт «Финансы.ЯИ». URL:
http://www.finansy.ru/publ/rus/016markov.htm.
2. По материалам статьи «Устами ЮНЕСКО о российской науке», автор Стерлигов И., сайт «S&T RF», декабрь 2010 г. URL: http://www.strf.ru/material.aspx? CatalogId=221&d_no=35545.
3. Журнал Эксперт: Оборудование. - 2001. - №8 (режим доступа: www.jur-jur/jurnals/.../index.html).
4. Юг еще не готов // LogLink: интернет-портал. - 2008. - 13 мая. . URL: http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=462.
5. Обзор рынка складской недвижимости май // Macon Realty Group. - Краснодар, 2008. . URL: http://www.macon-realty.com.
6. Обзор рынка коммерческой недвижимости // Инвестиционный путеводитель. . URL: http://invest.volgadmin.ru/grad/doc/505.html.
7. Логистика склада. URL: http://www.sklad-in.ru/.
8. Gericke J. Etappen biz zum 5PL // LOGISTIC HEUTE. - 2003. - №4. - P. 37.
9. Авторское право. Зарегистрировано ООО «Российское авторское общество», свидетельство №1870 от 04 октября 2011 г.
List of references:
1. “Theoretical analysis of the peculiarities of the innovative development of Russia in the environment of the financial instability”, author Markov M.A. with participation of Podlipinskij A.I., January 2010, website “Finansy.RU”. URL: http://www.finansy.ru/publ/rus/016markov.htm.
2. “UNESCO about Russian science”, author Sterligov I., website «S&T RF», December 2010 г. URL: http ://www.strf.ru/material.aspx? CatalogId=221 &d_no=3 5545.
3. Journal “Expert: Equipment” - 2001. - №8 URL: www.jur-jur/jurnals/.../index.html.
4. “South is not ready yet” // LogLink: internet-portal. - 2008. - 13 May. URL: http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=462.
5. Warehouse Market Overview, May // Macon Realty Group. - Krasnodar, 2008. URL: http://www.macon-realty.com.
6. Real Estate Market Overview //Investment guide. URL: http://invest.volgadmin.ru/grad/doc/505.html.
7. Warehousing. URL: http://www.sklad-in.ru/.
8. Gericke J. Etappen biz zum 5PL // LOGISTIC HEUTE. - 2003. - №4. - P. 37.
9. Author’s classification - author’s right registered OOO “Russian Authors’ Society”, Certificate №1870 issued 4 October 2011.
№ 4 - 2011
71