Инновационное развитие Российской Федерации в контексте участия в Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г.
Инновационное развитие — одна из важнейших задач Российской Федерации в посткризисный период так же, как и других стран СНГ. Однако для полной реализации возможностей инновационного развития необходимо межгосударственное сотрудничество в данной сфере. В настоящее время разработана Межгосударственная программа инновационного сотрудничества стран СНГ на период до 2020 г.
Лидирующую, направляющую и координирующую роль в этой деятельности может и должна взять на себя Россия. Именно она, будучи центральной страной объединения, в том числе ведущим производителем инноваций, в своем сотрудничестве со странами СНГ в посткризисный период.
Автор характеризует современное состояние инновационного сектора России и стран СНГ, а также возможные последствия реализации программы.
Ключевые слова: содружество независимых государств (СНГ), инновационное сотрудничество, модернизация, посткризисный период, Российская Федерация.
Л. В. Шкваря,
д. э. н., профессор кафедры международных экономических отношений Российского университета дружбы народов
e-mail: [email protected]
Развитие Российской Федерации в посткризис-ном периоде и в долгосрочной перспективе безусловно связано с решением задач модернизации национальной экономики, переходом от природно-ресурсного к наукоемкому высокотехнологичному экспорту на основе применения современных инновационных технологий, отвечающих вызовам XXI века. Однако социально-экономическое и инновационное развитие России в условиях глобализации должно осуществляться с учетом современного состояния национального хозяйства, а также влияния внешних факторов, которые требуют участия России в международных (ВТО) и межправительственных организациях, межгосударственных союзах и военнополитических блоках для обеспечения экономической и политической безопасности страны. Важной составляющей этого процесса становится развитие и укрепление на постсоветском пространстве интеграционных процессов в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ШОС. Приоритетным является осуществление этих процессов в посткризисный период на основе создания конкурентных преимуществ отраслей и экономик всех стран-участниц, формирования Единого экономического пространства, единого рынка СНГ, общего межгосударственного инновационного пространства.
Представляется, что ведущая роль в процессе оптимизации факторов инновационного развития экономик государств СНГ и осуществления ин-
новационного прорыва в посткризисном периоде принадлежит Российской Федерации, как наиболее развитой в научно-технической сфере стране на постсоветском пространстве, формирующей 6-й уклад постиндустриального общества, и осуществляющей комплексные, а не исключительно технологические инновации.
Развитие постиндустриального общества в России закреплено и регулируется рядом основополагающих документов:
• Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (от 17 ноября 2008 г.) [1];
• Федеральной целевой программой «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России в 2007-2012 гг.»;
• Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации;
• Планом мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий в 2009-2010 гг. в рамках реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.;
• законодательством Российской Федерации.
В развитие положений указанных документов, Президентом Российской Федерации в Послании к Федеральному Собранию 30 ноября 2010 г. поставлена задача становления Российской Федерации как
ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010
ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010
Таблица 1
Динамика ВВП в государствах - участниках СНГ в 2008-2009 гг. (в % к предыдущему году) [3]
Государства - участники СНГ 2008 г. 2009 г.
Азербайджан 110,8 109,3
Армения 106,8 85,6
Беларусь 110 100,2
Казахстан 103,3 101,3
Кыргызстан 107,6 102,3
Молдова 107,2 93,5
Россия 105,6 92,1
Таджикистан 107,9 103,4
Туркменистан 110,5 106,1
Узбекистан 109 108,1
Украина 102,1 85
В среднем по государствам - участникам СНГ 105,5 93
мирового технологического лидера уже в 2020 г. [2]. Уже сейчас Россия является не только акцептором мирового технологического развития, но и существенным образом определяет его ход в СНГ, что подтверждается современным состоянием развития ее инновационной сферы и в целом экономическими и научно-техническими показателями как Российской Федерации, так и стран СНГ.
В странах СНГ наблюдается значительная дифференциация по разным показателям глобальной конкурентоспособности, что обусловлено особенностями социально-экономического развития и демографического потенциала этих стран, а также влиянием глобального финансового кризиса.
Это влияние было различным по глубине и силе. В результате в среднем по государствам - участникам СНГ в 2009 г. валовой внутренний продукт (ВВП) сократился на 6,6%, в то время как в 2008 г. он вырос на 5,5%, а в 2007 г. — на 9% [3]. Сократился объем товарооборота и приток иностранных инвестиций в страны СНГ. Глубина спада в государствах - участниках СНГ и, соответственно, состояние их национальных хозяйств существенно различаются, как явствует из анализа статистических данных табл. 1. В некоторых государствах - участниках СНГ наблюдалось увели-
чение ВВП, хотя темпы его роста замедлились. Наиболее сильный экономический спад зафиксирован в Армении и Украине.
Однако и в этих условиях, хотя спад в России превысил средний по СНГ уровень, Российская Федерация продолжает оставаться ведущей экономикой на постсоветском пространстве (см. рис. 1).
Кризис значительно изменил глобальные позиции стран Содружества: Азербайджан оказался на первом месте по уровню конкурентоспособности среди стран СНГ, поднявшись на 10 позиций, а Россия — на втором (табл. 2).
В то же время по показателям инновационного потенциала, емкости рынка, инфраструктуре, здравоохранения и начального образования Российская Федерация существенно опережает страны СНГ.
В России в 2009-2010 гг. осуществлялось увеличение как бюджетного, так и частного финансирования секторов НИОКР, образования и здравоохранения при некотором опережении первого.
В 2011-2013 гг. и в перспективе будет осуществляться бюджетное (всех уровней) и внебюджетное финансирование инновационного направления в России. В 2011-2013 гг. расходы федерального бюджета по направлению «Инновационное развитие и модернизация экономики» в 2011 г. составят около 5000 млрд руб. [6].
Решение задачи инновационного развития и модернизации экономики планируется обеспечить за счет реализации 17 государственных программ. Финансовое обеспечение проектов модернизации в трехлетнем бюджете закладывается в размере 10,0 млрд руб. ежегодно. В целях реализации задач по модернизации экономики бюджетные ассигнования на науку гражданского назначения составят в 2011-2013 гг. 757,7 млрд руб. Дополнительные ассигнования будут направлены на поддержку развития инноваций, ориентированных на рост научного потенциала страны, создание объектов интеллектуальной собственности, способствующих решению задач модернизации экономики.
В целях формирования современной инфраструктуры национальной инновационной системы предприняты дополнительные меры по развитию
2000 г. 2009 г.
Рис. 1. Страны СНГ по объему ВВП в 2000-2009 гг. (по данным [4])
Таблица 2
Рейтинг стран СНГ по индексу глобальной конкурентоспособности в 2010-2011 гг.1 (источник: [5])
Страна2 Показатели индекса глобальной конкурентоспособности Общий индекс конкурен- тоспособ- ности
Каче- ство инсти- тутов Инфра- струк- тура Макро- эконо- миче- ская стабиль- ность Здоровье и начальное образование Высшее образование и профессиональная подготовка Эффек-тив-ность рынка товаров и услуг Эф- фек- тив- ность рынка труда Раз- витость финан- сового рынка Техно- логи- ческий уро- вень Размер рынка Конку- ренто- способ- ность компа- ний Иннова- ционный потен- циал
Азербайджан 71 (3,86) 76 (3,69) 13 (5,62) 83 (5,50) 77 (3,96) 93 (3,92) 25 (4,82) 71 (4,12) 70 (3,55) 76 (3,46) 72 (3,84) 61 (3,16) 57 (4,29)
Армения 97 (3,50) 90 (3,46) 99 (4,23) 93 (5,37) 91 (3,66) 113 (3,72) 47 (4,61) 110 (3,60) 108 (2,96) 116 (2,50) 109 (3,33) 116 (2,63) 98 (3,76)
Грузия3 69 (3,87) 73 (3,75) 130 (3,26) 73 (5,64) 90 (3,74) 64 (4,18) 31 (4,75) 108 (3,62) 98 (3,14) 107 (2,80) 111 (3,29) 125 (2,51) 93 (3,86)
Казахстан 91 (3,58) 81 (3,57) 26 (5,27) 85 (5,48) 65 (4,20) 86 (3,98) 21 (4,86) 117 (3,39) 82 (3,40) 55 (4,16) 102 (3,47) 101 (2,81) 72 (4,12)
Киргизия 131 (3,01) 124 (2,47) 119 (3,66) 101 (5,21) 86 (3,83) 121 (3,58) 65 (4,42) 111 (3,54) 119 (2,75) 115 (2,53) 130 (3,05) 139 (2,12) 121 (3,49)
Молдавия 102 (3,43) 97 (3,18) 90 (4,31) 84 (5,50) 78 (3,95) 104 (3,83) 68 (4,41) 103 (3,68) 89 (3,28) 121 (2,40) 113 (3,28) 129 (2,49) 94 (3,86)
Российская Федерация 118 (3,22) 47 (4,46) 79 (4,49) 53 (5,92) 50 (4,55) 123 (3,58) 57 (4,51) 125 (3,18) 69 (3,56) 8 (5,74) 101 (3,47) 57 (3,25) 63 (4,24)
Таджикистан 77 (3,76) 116 (2,63) 131 (3,25) 97 (5,32) 105 (3,41) 128 (3,54) 73 (4,38) 127 (3,14) 120 (2,74) 126 (2,30) 126 (3,13) 103 (2,79) 116 (3,53)
Украина 134 (2,96) 68 (3,83) 132 (3,20) 67 (5,70) 46 (4,61) 129 (3,53) 54 (4,54) 119 (3,31) 83 (3,37) 38 (4,53) 100 (3,48) 63 (3,11) 89 (3,90)
Средний показатель СНГ4 99 (3,47) 86 (3,45) 91 (4,14) 82 (5,52) 76 (3,99) 107 (3,76) 49 (4,59) 110 (3,51) 93 (3,19) 85 (3,38) 107 (3,37) 99 (2,76) 89 (3,89)
П р и м е ч а н и я: 1 — в таблице цифры показывают место в рейтинге, цифры в скобках — значение индекса; 2 — всего в рейтинге ВЭФ участвовало 139 стран. Белоруссия, Узбекистан и Туркменистан в рейтинге не учитывались; 3 — Грузия не является участницей СНГ; 4 — средний показатель рассчитан как среднеарифметический.
малого инновационного предпринимательства. Среди них новые подходы к управлению знаниями (в том числе человеческим капиталом) на микро-, мезо- и макроуровне с учетом влияния кризиса; увеличение государственного финансирования фундаментальной и прикладной науки; налоговые стимулы; усовершенствование законодательства; инвестиции в создание инфраструктуры; защита национального рынка от разрушающей иностранной конкуренции; политическая и организационная поддержка национального производителя на зарубежных рынках; создание технологических платформ как в России, так и на межнациональном пространстве СНГ и формирование общего межгосударственного пространства.
Дополнительные импульсы развитию будут обеспечены за счет синергического эффекта, возникающего на основе углубления межгосударственного инновационного сотрудничества в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г.
Участие России в Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г. должно содействовать решению ряда крупных для страны задач, прежде всего достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституциональных прав граждан [1].
Для формирования инновационных проектов выделяется ряд приоритетных направлений развития науки, технологий и техники (индустрия наносистем и материалы, информационно-телекоммуникационные системы, перспективные вооружения, военная и специальная техника, рациональное природопользование, транспортные, авиационные и космические системы, энергетика и энергосбережение), а также пять важнейших сфер для технологической модернизации страны (энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии и фармацевтика, стратегические информационные технологии). Именно прогресс в этих сферах должен обеспечить модернизационный прорыв России [1].
Формирование и развитие этих направлений связано с необходимостью разработки эффективных инновационных проектов и обеспечения их бюджетного и внебюджетного финансирования и формирования механизма повышения инновационной активности предприятий. Важно обеспечить такой уровень финансирования НИОКР и инноваций, который будет способствовать реальному росту инновационного потенциала. По оценкам автора, это возможно при ежегодном увеличении финансирования на 10-15%.
Расходы выделяемых средств, в частности, на проекты в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г., должны жестко контролироваться. Обязателен прозрачный многоуровневый отбор проектов и мониторинг их исполнения на всех этапах вплоть до получения результата в соответствии
ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010
ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010
Таблица 3
Показатели оценки эффективности программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ и их значения на 2020 г. (на основе [1])
с рекомендациями, разработанными в Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г. Результат должен оцениваться с точки зрения улучшения базовых экономических показателей развития Российской Федерации, а также СНГ в целом.
Реализацию проектов Программы предпочтительнее осуществлять в соответствии с различными временными уровнями в рамках кратко-, средне- и долгосрочного планирования. При этом наиболее оптимальным сроком, на наш взгляд, является лаг бюджетного планирования, и только уникальные проекты могут выходить за пределы этих временных рамок.
Участие Российской Федерации в Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г. позволит достичь качественного роста инновационного сегмента отечественной экономики и содействовать активному инновационному развитию стран СНГ, обеспечит устойчивое повышение эффективности их национальных экономических систем, как это видно в табл. 3.
Реализация положений Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г. будет содействовать обмену интеллектуальной собственно-
стью (при обеспечении правовой охраны результатов исследований и разработок), модернизации национальных экономик, и на этой основе улучшит позиции Содружества в мировой экономике и международной торговле, обеспечит странами СНГ достижение более высокого уровня глобальной конкурентоспособности, индекса человеческого развития и в целом устойчивого социально-экономического прогресса.
Страны СНГ смогут постепенно стать одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе финансовым центром), создать благоприятные условия для формирования эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок СНГ с предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.
Список использованных источников
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Сайт Министерства экономического развития РФ http://www.economy.gov.ru.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 г.//Российская газета, № 273, 02-08.12.2010.
3. Исполнительный комитет СНГ. http://www.cis.minsk.by.
4. UNCTAD Handbook of statistics, 2010.
5. The Global Competitiveness Report 2010-2011. World Economic Forum. http://www.gcr.weforum.org.
6. «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012-2013 гг.». Проект федерального закона.
Innovative development of Russian Federation in the context of intergovernmental program of CIS countries innovation cooperation for a period to 2020 L. V. Shkvarya, D.Sc. (Economics), professor of an economic department of People’s Friendship University of Russia.
This article analysis the Russian Federation and CIS countries innovative development and cooperation peculiarities. Comprehensive innovative cooperation between Russia and the CIS countries is the way of scientific-and-technological advance strengthening and economic development for these countries as well the mean of integration deepening.
One of the most important problem of Russia and the CIS countries is necessity to switch over the export of raw materials to innovative economic development model. The task of this solution is possible on the way to the initiation of the innovation oriented economic systems — within the bounds of countries or region in whole.
Keywords: The Commonwealth of Independent States (CIS), innovative cooperation, meet the global crisis, modernization, Russian Federation.
№ Индикатор Пороговое значение на 2020 г.
Базовые показатели
1. Прирост ВВП увеличение в 2,1 раза
2. Прирост производительности труда увеличение в 1,5 раза
3. Удельный вес наукоемкой продукции в ВВП 15%
Дополняющие показатели
4. Государственные расходы на НИОКР (% от ВВП) 2%
5. Расходы бизнеса на НИОКР (% от ВВП) 1,5%
6. Экспорт высокотехнологичной продукции (% от экспорта промышленной продукции) 15-20%
7. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному уровню 3,5 раза и выше
8. Численность занятых в наукоемких отраслях (на 1 млн чел.) увеличение в 1,5 раза