ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
-
ИННОВАЦИИ СНГ
В.И. Мунтиян
Правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ, государствами-участниками СНГ, ЕврАзЭС и другими региональными
объединениями, чл-корр. НАНУ, д. э. н., проф.
Инновации — будущее
Содружества Независимых Государств
СНГ отмечает свое 20-летие и выбирает стратегический путь инновационного развития. Автор объясняет это тем, что развитие проходит по законам витальных циклов и чтоб странам Содружества осуществить прирост с низходящего цикла на восходящую волну нового цикла необходимо перейти на модель инновационного развития.
В статье раскрываются теоретические аспекты инновационного процесса. Рассматриваются вызовы современности для государств СНГ, связанные с изменением баланса между экономическими центрами и возрастанием роли региональных экономических объединений. Автор предлагает выбор и последовательное проведение государством и корпорациями межгосударственной программы инновационного прорыва, как единственный путь преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса, что в свою очередь, обеспечит конкурентоспособность отечественной продукции, инновационное обновления предельно устаревших основных фондов. Мунтиян ВИ. указывает, что именно с этой целью и была разработана Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года, которая была утверждена Решением Совета глав правительств СНГ.
Так в соответствии с Решениями Экономического совета СНГ от 20.06.2008 и Совета глав правительств СНГ от 14.112008 была начата работа над Межгосударственной целевой программой инновационного сотрудничества государств -участников СНГ на период до 2020 года. Цели которой вытекают из основных направлений долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере, а именно, создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономик государств - участников СНГ, трансформации ее в инновационную модель экономики, реализации приоритетов экономического развития на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве.
Ключевые слова:
цивилизационный путь развития, подсистема,
инновационное развитие, инновационный процесс, инновационный прорыв, инновационный сдвиг, трансформация, стратегическое планирование, метапсихологические технологии, геоэкономические, геостратегические и геополитические интересы, глобализация, регионализации, ноосферный технологический способ,
геофинансовые технологи, Стратегия экономического развития СНГ,
Межгосударственная целевая программа инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года.
В тот момент, когда Президент США Б. Обама обратился к нации, что США банкрот и над ними нависла прямая угроза дефолта, ЕС — 27 разрывает каскад суверенных долгов, а комиссия ООН во главе с лауреатом Нобелевской премии Дж. Стиглицем обвиняет США и МВФ в том, что мир стал невинной жертвой из-за ошибочного управления экономикой, СНГ отмечает свое 20-летие и выбирает стратегический путь инновационного развития.
20 лет это не просто рядовое событие, это исторический этап который прошли наши страны на стыке тысячелетий. Это этап который на практике
подтвердил правильность выбранного пути и доказал маловерам, что СНГ будет жить, развиваться и процветать, что это не путь к империи, которым нас пугают оппоненты, а это цивилизационный путь развития. Мы вместе не империя, а цивилизация — целостная система, представляющая собой комплекс экономической, социальной и духовной подсистем, это форма при которой обеспечивается стабильность и способность к саморазвитию путем саморегуляции и самопроизводства. Но развитие проходит по законам витальных циклов и чтоб странам Содружества осуществить прирост с низходящего цикла на восхо-
022
дящую волну нового цикла необходимо перейти на модель инновационного развития.
Поэтому кратко остановлюсь на теоретических аспектах инновационного процесса.
Инновации. Теоретический аспект
На наш взгляд, анализ разных определений инновации дает возможность сделать вывод, что специфическое содержание этой категории составляют изменения, соответственно, главной функцией инновационной деятельности является функция изменений. Таким образом, инновации можно трактовать в трех аспектах:
- инновация в широком смысле — как любое изменение, которое повышает конкурентоспособность субъектов хозяйствования;
- инновация в узком смысле — как процесс трансформации научных достижений в процессе производства;
- инновация, которая внедрена в хозяйственную практику.
Инновация — новое явление, новаторство или любое изменение, которое вносится субъектом хозяйствования в собственную деятельность с целью повышения своей конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
А нововведение — это инновация, которая внедрена в хозяйственную практику и качественно отличается от предыдущего аналога.
Первое инновационное наблюдение было сделано М. Кондратьевым в 20-х годах. Он установил, что мировая экономика испытывает циклические колебания с периодом от 44 до 55 лет. «Длинные волны Кондратьева» связывают с изменением технологий, что является ярким подтверждением решающей роли инноваций в циклах экономического развития.
Й. Шумпетер указал на технологическую инновацию как экономическое средство достижения высокой прибыли в противовес теории экономического роста Дж. фон. Неймана, в которой НТП не принимался во внимание.
Инновация — это экономический феномен. Й. Шумпетер считал, что технологический прогресс является мощным фактором, поскольку он позволяет предпринимателю временно получать такие доходы, значительно превышающие отраслевую норму. Данные, характеризующие развитие экономики высокоразвитых стран, полностью подтвердили его взгляд.
Как известно, доля новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, содержащих новые знания или решения, в развитых странах составляет от 75 % до 85 % прироста ВВП. Нашим странам необходимо учесть эту тенденцию при осуществлении стратегического планирования. А для того чтобы достичь инновационного эффекта развитых стран необходимо учесть еще одну закономерность. Если доходность финансовых, операций выше средней доходности финансовых инвестиций, то экономика оказывается не подготовленной к инвестированию. В случае снижения нормы прибыли в денеж-
но-кредитной сфере, менее чем в промышленности, финансовая сфера готова инвестировать в реальный сектор экономики, что для нас в данной ситуации является ключевым фактором
Необходимо также учесть, что внедрение базисных инноваций оказывается единственной возможностью прибыльного инвестирования в фазе депрессии, которую Г. Менш считает генератором условий для появления новшеств. Ученый попытался связать темпы экономического роста и цикличность с появлением базовых нововведений, поскольку в результате их появления возникают новые предприятия, циклы развития которых взаимосвязаны.
Опыт экономического развития стран-лидеров подтверждает, что эволюционный процесс в экономике осуществляется именно через инновации. Именно инновации, влекут за собой модернизацию и структурную перестройку всей экономики, выступают как основной критерий способов развития общества.
Очень важным вопросом являются количественные оценки влияния инноваций на рост ВВП. Такие известные в мире ученые-экономисты как, М. Абрамович, Р. Солоу, Э. Солоу, Э. Денисон оценивали влияние этого фактора на уровне 88%. Так, согласно утверждению Р. Солоу в причинах прироста инвестиций необходимо видеть лишь — 12 % увеличение выхода продукции в расчете на один человеко-час, а около 87 % — технологических сдвигах.
Применительно к экономике, производству понятие «инновация» означает и внедрение новшества, и его результат. В более широком смысле — инновация (нововведение) — это конечный результат интеллектуальной деятельности в виде некоторого нового объекта (системы, продукта, технологии, услуг и т. п.). В этом смысле именно инновации ведут к обновлению и расширению соответствующих рынков, внесению изменений в управление, организацию и условия работы.
Изменение в одной из сфер является причиной либо следствием изменений в другой. Согласно этой теории в истории человечества до первой четверти XXI в. Произошло десять главных инновационных сдвигов: от примитивного общества до возникновения так называемого «естественного общества», связанного с метапсихологическими технологиями.
На основе анализа всех этих десяти стадий развития авторы прогнозируют развитие общества, его потребности в инновациях до 2033 г.
Как отмечает автор концепции, глава корпорации «Омрон» Карзума Татенси, около 2025 г. начнется эра автономности — переход от общества, находящегося под контролем сознания к «естественному», бесконтрольному обществу. При этом осознание и понимание психологического феномена неизмеримо увеличит потенциал человеческих возможностей.
Вызовы современности для государств СНГ
Предстоящий период мирового развития характеризуется, прежде всего, структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением балан-
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
ИННОВАЦИИ СНГ
са между экономическими центрами и возрастанием роли региональных экономических объединений.
Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между сложившимися тенденциями поступательной глобализации мировой экономики и тенденциями регионализации, как реакцией на рост напряженности между мировыми центрами силы и накопление диспропорций в мировой торговле и финансовой системе. И все это будет происходить при остром дефиците природных ресурсов и в условиях глобальных природно-климатических изменений.
Современное развитие мирового сообщества государств, в основном, определяется взаимодействиями между формирующимися интеграционными образованиями стран Европы, Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, в основе которых лежат геоэкономиче-ские, геостратегические и геополитические интересы.
Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций — глобализации и регионализации.
Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами-участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.
Самую общую характеристику наступившего столетия можно выразить двумя словами — эпоха инноваций, глубокой трансформации всех сторон жизни общества, определяющей судьбу и облик человечества — до следующей эпохи инноваций [2].
Таким образом, первая половина XXI века — это эпоха становления постиндустриальной цивилизации, период бурных перемен и эпохальных инноваций, которые преобразят все стороны жизни общества, изменят его облик.
Человечество ожидает в ближайшие полвека природно-экологический вызов.
Выход из весьма очевидного тупика может быть только один: научно-технический переворот, осуществление волны эпохальных и базисных инноваций, которые откроют дорогу к постиндустриальному ноосферному технологическому способу производства, позволяющему многократно повысить производительность труда и абсолютно сократить потребление природных ресурсов и вредные выбросы в окружающую среду.
В настоящее время перед СНГ остро встают вопросы определения места в меняющейся конфигурации современного мира, повышения конкурентоспособности национальной экономики, превращения Содружества в региональное экономическое объединение, способное играть не просто существенную роль в мировой экономике, а и предложить тонущему миру «спасательный круг» — принципиально новую доктрину сосуществования мировой цивилизации и биосферы планеты.
Имеющийся значительный потенциал является достаточной основой для увеличения объемов производства, обеспечения экономической устойчивости и повышения благосостояния граждан государств-участников СНГ.
Исходя из новой мирохозяйственной ситуации и международной безопасности, с целью не допущения потерь геоэкономического потенциала, обеспечения необходимой защиты национальных интересов государств Содружества, необходимо точно определить свое состояние, роль и место в мировой хозяйственной системе, и реальные перспективы своего развития с учетом новых мировых тенденций глобальных перемен. И на этой основе увидеть государства Содружества на мировой арене в системе координат нового мирового порядка и новой архитектуры безопасности.
Если проанализировать основные показатели по удельному весу СНГ в мире, то самые выгодные и перспективные позиции имеют страны СНГ. После краха виртуальной экономики, роль СНГ с ее уникальными ресурсами и в первую очередь с универсальными, которые включают чистый воздух, воду, продукты питания и др. выросла на порядок. Без стран Содружества завтра уже нельзя будет решить ни один стратегический вопрос.
Территория СНГ — 16 %, население — 4 %, ВВП —
5.1 %, производство электроэнергии — 7 %, добыча нефти — 16 %, добыча природного газа — 24 %, производства зерна — 7 % [7]. Это все прекрасно, но если сравнивать показатели общей и сравнительной эффективности производства, производительности труда, фондовооруженности и фондоотдачи, финансовые показатели прибыльности и рентабельности, а также обратные им показатели трудоемкости, фондо-и материалоемкости, наукоемкости и показателей общих затрат всех видов ресурсов в расчете на единицу ВНП или национального богатства то картина будет неприглядной. Одним словом существующая модель экономики расточительна и не имеет права на существование. Поэтому и стал срочный вопрос заменить ее на инновационную модель экономики.
Для примера возьмем Российскую Федерацию, которая по запасам ресурсов занимает 1-е место в мире.
При российских запасах полезных ископаемых, которые в 3,5 раз больше чем в США (в том числе в
4.1 раза больше по нефти, в 4,7 раза по лесу), и практически на порядок (т. е. в 10 раз больше), чем в Европе (в том числе в 34,9 раза больше по нефти, 17,9 раза — по газу, 15,8 раза — по углю и в 26,6 раза по лесу), общие затраты энергоресурсов в расчете на единицу ВНП в России в 4,5 раза больше (больше — значит хуже), чем в США, в 6,4 больше, чем в странах ОЭСР, в 8 раз больше, чем в странах ЕС и в 10,6 раза выше чем в Японии. Соответственно, Россия на единицу энергозатрат получает всего 0,63 единиц ВВП, тогда как в США — 2,9, страны ОЭСР — 4, страны ЕС — 5, а Япония все 6,7 единиц, т. е. на целый порядок больше [3].
Выход из этой сложной ситуации возможен через инновационный путь развития. Но, несмотря на безусловную приоритетность данного пути, что под-
022
тверждается опытом развитых стран, в государствах Содружества существует большая инертность, мало учитывается фактор времени, низкий уровень стратегического планирования и нежелание выделять средства на внедрение новаций. К большому сожалению, эти упущения присущи как государственным структурам так и бизнесу, как на центральном, так и на региональном уровнях.
По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, в экспорте государств-участников СНГ набольший объем приходится на сырьевые товары: нефть, газ, черные и цветные металлы, лес, руда и другие виды сырья и материалов с низким уровнем обработки и добавленной стоимости.
В современных условиях ограниченных ресурсов и жесткой конкуренции такая практика недопустима, альтернатива — только инновационный путь развития. Через минимизацию, энерго- и ресурсосбережения, через возобновляемые источники, через гуманизацию и экологизацию экономик и высокую инновационную культуру мы сможем выдержать конкуренцию и достичь необходимых эффектов.
Отрыв государств-участников СНГ от развитых государств мира по доли экспорта высокотехнологической продукции в общем объеме промышленного экспорта не сокращался.
Так, за последние 15 лет в странах с развитой экономикой доля затрат на научные исследования и разработки составляла 2,5-3 % ВВП, в то время как в госу-дарствах-участниках СНГ за годы рыночных реформ этот показатель в среднем снизился до 0,4-0,5 % ВВП.
Современная отечественная наука в странах СНГ оказалась на грани распада и выживает по преимуществу за счет собственного энтузиазма, а также частично за счет иностранной помощи, которые многие специалисты вполне обоснованно считают сомнительной и воспринимают неоднозначно.
Что касается внутренних затрат на исследования и разработки, то их величина в сопоставимых ценах несколько понизилась, а доля в ВВП (0,7-0,9 %) оставалась неизменной. Совокупная величина затрат на НИОКР в России за рассматриваемый период находилась на уровне 1,08-1,41 % к ВВП, что соответствовало положению дел с финансированием исследований и разработок в стране в 1950-1955 годах. На фоне развитых стран эти цифры выглядят крайне скудными и явно недостаточными.
В сложившихся условиях кризиса ни одна страна не может осуществить переход к инновационной модели развития в одиночку.
В условиях глобализации, по существу происходит интеллектуальный передел мира, означающий жесткую борьбу за преимущественное обладание стратегическим ресурсом-интеллектом, создающими наукоемкую продукцию. Поэтому только осуществление совместного инновационного прорыва может обеспечить доступ государствам Содружества к мировой интеллектуальной квази ренте.
Определить будущее СНГ на долгосрочную перспективу невозможно без понимания тех радикальных
перемен, которые происходят и будут происходить в мировом обществе в условиях дальнейшего развития глобализации, развертывающегося научно-технологического переворота, становления ноосферной постиндустриальной мировой цивилизации.
Единственный путь преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса, обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, инновационного обновления предельно устаревших основных фондов — выбор и последовательное проведение государством и корпорациями межгосударственной программы инновационного прорыва.
С этой целью была разработана Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года, которая была утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 14.11.2008.
Целью Стратегии является придание дополнительных импульсов экономическому взаимодействию государств-участников СНГ, обеспечение устойчивого развития, экономической безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения на основе синергетического эффекта и эффекта масштаба, конкурентоспособности национальной экономики государств-участников СНГ и укрепления их позиций в мировой хозяйственной системе [8].
Так в соответствии с Решениями Экономического совета СНГ от 20.06.2008 и Совета глав правительств СНГ от 14.11.2008 была начата работа над Межгосударственной целевой программой инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года.
Важно отметить, что сама программа должна быть инновационной, многофункциональной и многоуровневой, поскольку перед нами стоит задача интеграции не только национальных инновационных систем в единое инновационное пространство, но и получение глобальных эффектов от этой интеграции. Нужно точно определить приоритеты взаимодействия, наметить проекты и определить их инвестирование.
Реализация Программы, позволит обеспечить неразрывность процесса развития науки и инноваций в государствах-участниках Программы, сформулировать задачи межгосударственного инновационного сотрудничества, использовать существующие национальные и разработать в рамках Содружества новые механизмы их реализации, соответствующие современным требованиям перехода к инновационному пути развития экономики.
Исходным пунктом инновационного прорыва является использование достижений научно-технического прогресса, итогом которого будет становление новой постиндустриальной научной парадигмы. Чтобы наука стала первоисточником инновационно-технологического прорыва, необходимы более ощутимая поддержка государством фундаментальных исследований, научных школ мирового уровня, органический синтез академической и отраслевой науки и высшей школы, что обеспечит приток инноваторов в эту сферу.
Приоритетные направления инновационно-технологического прорыва где он может принести наиболь-
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
ИННОВАЦИИ СНГ
ший экономический, социальный, экологический эффект, стать основой ускорения экономического роста: это модернизация и опережающие развитие высокотехнологического сектора — локомотива распространения современного 5 и освоение перспективного 6 технологических укладов, основы безопасности страны. Это реструктуризация энергосектора, переход к энергосберегающему типу воспроизводства, освоение принципиально новых технологий генерации, передачи и использования энергии.
Необходимо наполнить поток инвестиций инновационным содержанием; создать максимально благоприятный инвестиционный климат для притока частных отечественных и иностранных инвестиций к приоритетным направлениям инновационно-технологического прорыва; осуществлять прямые бюджетные вложения в освоение базисных инноваций в производственной сфере и в инновационное обновление нерыночного сектора.
Главным условием реализации программы технологического прорыва является формирование в стране инновационного партнерства государства, предпринимателей, науки и общества. Ведущая роль в этом партнерстве должна принадлежать государству.
Программа позволит обеспечить отработку механизмов государственной поддержки инновационной сферы, ее координацию, осуществить рациональный выбор межгосударственных приоритетов и критических технологий как предмета сотрудничества, развить научно-технический и инновационный потенциал участников Программы на долгосрочный период.
Целью Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года, вытекающей из Основных направлений долгосрочного сотрудничества го-сударств-участников СНГ в инновационной сфере, есть создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономик государств-участ-ников СНГ, трансформации ее в инновационную модель экономики, реализации приоритетов экономического развития на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве.
Основные направления долгосрочного сотрудничества государств-участников СНГ в инновационной сфере как основа Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ
Основные направления инновационного сотрудничества предопределяются национальными экономическими стратегиями, имеющимися для их реализации ресурсами, политической волей руководителей государств-участников СНГ к формированию новой системы межгосударственного инновационного сотрудничества на основе равного партнерства, признания суверенитета и учета национальных интересов.
Межгосударственное инновационное сотрудничество государств-участников СНГ является объективной необходимостью и предполагает:
— создание межгосударственного инновационного пространства, объединяющего ресурсы национальных инновационных систем, придающего системный характер инновационному развитию и способствующего использованию научно-технических разработок и изобретений;
— усиление инновационной компоненты экономического роста на основе формирования национальных инновационных систем и межгосударственных инновационных проектов;
— осуществление мер по созданию импортозамещаемых производств в отдельных сегментах экономики;
— увеличение доли отраслевой науки в формируемых системах научно-технических и инновационных фондов;
— формирование полноценного рынка нанопродукции.
Базисом Основных направлений стала система смыслообразующих политических намерений государств, их добровольность и самостоятельность в определении направлений и приоритетов инновационного развития, последовательность реализации мероприятий по развитию межгосударственного инновационного сотрудничества.
Все это даст возможность не только прагматично оценить реальные перспективы сложившейся ситуации, имеющихся инновационных потенциалов и ресурсов, а самое главное — обеспечить выход из финансово-экономического кризиса и заложить основы перехода национальных экономик на инновационную модель развития.
Основные направления базируются на:
— результатах системного анализа всеобъемлющей глобализации и тенденций развития НТП;
— определении реального диагноза мировой хозяйственной системы с установлением причинноследственных связей и тенденций ее дальнейшего развития;
— постэкономической ситуации, сложившейся в го-сударствах-участниках СНГ в ходе экономических реформ и интеграционных процессов за период их деятельности;
— прогнозе глобальных и планетарных вызовов и рисков, с которыми придется столкнуться человечеству в среднесрочном и долгосрочном периодах;
— тенденциях развития инновационного пространства, в котором предстоит функционировать хозяйствам стран Содружества;
— результатах долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования, которые предусматривают реализацию Основных направлений на период как минимум до 2020 года [9].
При формировании инновационной модели экономики необходимо учитывать геоэкономические и институциональные аспекты. Институциональные аспекты в области экономики связаны с формированием цивилизационных экономических отношений, отвечающих передовым достижениям науки
022
и лучшим примерам мировой практики в области осуществления инновационного развития. Геоэконо-мические связаны с обеспечением достойного места национальных экономик государств Содружества в мировых экономических отношениях.
Исходной базой для обоснования основных направлений инновационного развития должны стать долгосрочные прогнозы инновационного развития государств с учетом мировых тенденций смены поколений техники и технологических укладов, определяющих конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке, а также прогнозы по направлениям научно-технического прогресса.
Сложность перехода на инновационную модель развития объясняется не только потребностью в качественных изменениях в общественном сознании, но и необходимостью вовлечения большого числа общественных экономических институтов для интеграции возможностей науки, бизнеса и образования.
Почему государствам Содружества необходима инновационная экономика? Потому, что в условиях формирующейся инновационной экономики новые научные знания напрямую определяют приоритеты и темпы экономического развития, реализуясь в инновациях, освоение которых обеспечивают трудовые ресурсы новой генерации.
Потому, что именно инновации являются важнейшим фактором воспроизводственного процесса в современной экономике, пронизывая все его фазы, а также определяя переход от экстенсивного к интенсивному способу воспроизводства.
Потому, что инновации составляют основу развития социально-экономических систем, определяют темпы и масштабы их роста, а также структурные изменения.
По мере повышения уровня экономического развития нарастает противоречие между ограниченностью ресурсов и возрастающей потребностью населения. Данное противоречие решается переходом на инновационную экономику.
Общественный продукт в современных условиях характеризуется не столько материальным содержанием, сколько уровнем инновационности.
Именно инновации выступают ключевым фактором улучшения качества товаров и услуг, экономии трудовых и материальных ресурсов, увеличения производительности труда, совершенствования организации производства.
В инновационной экономике именно инновации являются тем источником, который формирует механизм саморазвития и самоорганизации как важнейший фактор развития рыночной экономической системы.
Приоритетные сферы и направления межгосударственного инновационного сотрудничества государств-участников СНГ
При формировании приоритетов долгосрочного межгосударственного инновационного сотрудничества целесообразно исходить из следующего:
Степень заинтересованности государств-участни-ков СНГ в экономическом сотрудничестве обосновывается балансом их стратегических интересов и целей, достижение которых с наименьшими затратами одинаково важно для всех государств.
Чтобы самостоятельно укрепить экономический потенциал отдельного государства, необходимы огромные материальные, трудовые и финансовые затраты и большое количество времени, которое и без того упущено. На территории государств-участников СНГ могут быть реализованы масштабные инновационные проекты, которые позволят эффективно развивать как хозяйство отдельного государства, так и всего Содружества.
Приоритеты экономического развития лежат в сфере расширения экономического сотрудничества по улучшению использования имеющихся природно-ресурсного, научно-технического потенциалов, топливно-энергетического комплекса, отраслей современного машиностроения, промышленного и агропромышленного комплексов, энергетики, здравоохранения и сферы услуг.
Приоритетными направлениями являются:
1. Освоение современных геофинансовых технологий.
2. Освоение современных информационных технологий.
3. Развитие нанотехнологий и создание наноматериалов с заранее заданными свойствами.
4. Развитие биотехнологий, генной инженерии, обеспечивающих эффективность здравоохранения, АПК, фармакологической, пищевой и других видов промышленности.
5. Развитие солнечной, ветровой, водородной энергетики, а также других возобновляемых источников энергии.
6. Развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их использования.
7. Развитие лазерных технологий.
8. Применение технологий регенерации тканей.
9. Комплексное развитие ракето-космической промышленности и другие [1].
В процессе реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года будут созданы необходимые экономические, информационные, организационные, кадровые условия для реализации приоритетных направлений, а это в свою очередь обеспечит возможность сочетания различных методов и инструментов прямой и косвенной государственной поддержки межгосударственной инновационной деятельности.
Международное инновационное пространство государств Содружества будет содействовать росту экономической эффективности научных исследований и разработок, создаст основу для формирования взаимовыгодных научно-производственных кооперационных связей в рамках СНГ и совместного выхода на мировой уровень с конкурентоспособной продукцией.
Создание межгосударственного инновационного пространства предполагает:
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
• Предоставление государству СНГ возможности использования инновационных пространств, рынков научно-технологических товаров и услуг других государств СНГ с определением конкретных механизмов и условий реализации этих возможностей путем заключения как многосторонних, так и двусторонних межгосударственных соглашений.
• Внедрение согласованной системы научного прогнозирования и стратегического планирования процессов инновационного развития и определения на их основе приоритетных направлений развития, предоставляющих взаимный межгосударственный интерес.
• Совершенствования финансово-экономических механизмов, приоритетное финансирование фундаментальных исследований, прикладных и инновационных разработок, целевых инвестиций в рамках инновационных межгосударственных программ и других форм государственной поддержки совместных работ.
• Обмен результатами совместных научно-технологических разработок.
• Совместную эксплуатацию уникальных научных объектов и сооружений на паритетной основе инновационных платформ.
• Проведение необходимых мероприятий по гармонизации и унификации законодательств государств Содружества необходимого для эффективного функционирования инновационного пространства. Формирование межгосударственного инновационного пространства должно осуществляться во взаимосвязи с развитием интеграционных процессов в
рамках Содружества путем принятия государствами соответствующих согласованных мер, устанавливающих правовые и процедурные нормы программно-целевого управления комплексом межгосударственных программ и проектов. А также контроль за выполнением этих норм, организацию научно-методологического обеспечения их практического применения и совершенствования, оценку технико-экономической эффективности результатов реализации совместных инновационных программ и проектов.
Литература
1.
Мунтіян В.І. Економіка в умовах кризи. Збірник праць. 5 том К.: КВІЦ, 2010. 863 с. 698-699, 712-715, 718-722, 735-736.
Кузык БН, Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2005. 624 с, с. 19. Симчера В.М. Развитие экономики России за 100 лет: 19002000. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2007. 687 с., с. 59. Шкваря Л.В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве. М.: Инфра-М, 2011. 315 с.
Доклад Стиглица. О реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса (доклад Комиссии финансовых экспертов ООН). М.: Международные отношения, 2010. 324 с.
Доклад о конкурентоспособности России 2011. закладывая фундамент устойчивого процветания. Женева, Всемирный экономический форум, 2011.
Содружество Независимых Государств, 20 лет. Статистический сборник. Межгосударственный статкомитет СНГ. М.: 2011. 513 с. Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года. Основные направления долгосрочного сотрудничества госу-дарств-участников СНГ в инновационной сфере.
10. Предварительный проект Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года.
2.
3.
4.
5.
б.
Innovation — the future of the Commonwealth of Independent State
Valerii Muntiian, Doctor of Economics, Professor, Government Commissioner for Cooperation with RF, CIS, EurAsEc and other Regional Units, The Chairman of the Working Group on Interstate Program of Innovation CIS countries cooperation by to 2020
CIS celebrates its 20th anniversary, and selects a strategic way of innovation development. The author explains this by saying that development proceeds according to the laws of the vital cycles, and so the Commonwealth to implement an increase to a rising wave of a new cycle should go to innovation development model.
The article describes the theoretical aspects of the innovation process. We consider the challenges of modernity for the CIS, related to changes in the balance between the economic centers and the growing role of regional economic groupings. The author offers a selection and consistent application of state and corporate inter-state program of innovative break through, the only way to overcome the effects of the global financial crisis, which in turn will ensure the competitiveness of domestic products, an innovative update extremely outdated capital stock. Muntiian VJ. indicates that for this purpose was developed a strategy of CIS economic development till 2020 which was approved by the Board of Heads of Government.
Thus, in accordance with the decisions of the CIS Economic Council of20.062008 and Council of CIS Heads of Government from 14.112008 work has begun on the Interstate Trust Program for Innovative Cooperation states - participants of the CIS up to 2020. The objectives which follow the main directions of long-term cooperation among states - participants of CIS in the sphere of innovation, namely, the creation of conditions for enhancing global competitiveness of the economies of - the CIS, its transformation into an inno vative model of the economy, the priorities of economic development based on effective interaction between national innovation systems integrable innovation space.
Keywords: Civilizational development path, subsystem, Innovative, Development, innovation process, innovative breakthrough, innovative shift transformation, strategic, planning, geo-economic, geo-strategic, geopolitical interests, globalization, regionalization, Noosphere technological way, geo-financial technology, CIS Economic Development Strategy, Interstate Target Program for Innovative Cooperation States — CIS in 2020.