О ХОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ В СТРАНАХ СНГ
ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С ГОСУДАРСТВАМИ СНГ
И.А. ДОЛМАТОВИЧ
Ярославский военный финансово-экономический институт Ул. Б. Октябрьская, д.67, 150038, Ярославль, Россия
Статья посвящена анализу состояния оборонно-промышленного комплекса РФ. Рассмотрены проблемы его инновационного развития. Их решение предлагается путем реализации Россией со странами СНГ межгосударственных инновационных программ в области военно-технического сотрудничества. Реализация Россией со странами СНГ программного метода развития военной экономики позволит им избежать технологической зависимости от развитых западных стран.
Успехи хозяйственной деятельности в любой социальной системе, как известно, во многом зависят от наличия квалифицированных научно-технических кадров, формирующих научно-технический потенциал. Научно-технический потенциал и интеллект нации в целом для любой страны становятся ключевым конкурентным преимуществом. Более того, даже в условиях кризиса ни одно современное государство не в состоянии игнорировать характер функционирования своего научно-технического потенциала. Последний напрямую коррелирует с таким важным параметром научно-технологической безопасности страны, как поддержание минимально необходимого потенциала оборонных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Современные тенденции развития военных НИОКР
Во второй половине XX века система военных НИОКР, или военно-научная сфера, в развитых странах стала значительной по размерам и наиболее динамичной по характеру частью военной экономики. Особенно это характерно для США, намного оторвавшихся по уровню военно-экономического развития от всех других стран мира. В конце 1990-х гг. прошлого столетия США расходовали на военные цели 53% всех государственных ассигнований на НИОКР (78 млрд. долл.), в то время как в других странах «Большой восьмерки» этот показатель был намного ниже (см. таблицу).
В настоящее время на долю США приходится около трех четвертей всех мировых расходов на военные НИОКР, причем военно-технологический разрыв между США и другими странами продолжает увеличиваться - не только в финансовом отношении, но и в технических характеристиках новейших вооружений.
Таблица
Расходы стран «Большой восьмерки» на НИОКР (млн долл.) ________________
Показатель США (1999 ) Япония (1999) Германи я (1999) Франция (1999) Велико- британия (1999) Италия (1998) Россия (1998) Канада (1998)
Общая сумма 77640 19758 15956 12815 8918 7164 3874 3575
Военные НИОКР 53,2 4,6 8,4 22,7 34,9 2,6 29,7 4,7
Примечание: Science and Engineering Indicators. - 2002, p.81.
В 2005 г. в США планируется выделить на военные НИОКР свыше 60 млрд. долл., что составляет почти 15% всего бюджета министерства обороны. Всего за период с 1945 по 2002 г. на военные НИОКР в США было израсходовано 1,7 трлн. долл. (в постоянных ценах 2002 г.). Это оказало заметное влияние на многие стороны общественного развития в США. Военные НИОКР не только стимулировали резкий скачок в развитии американской науки, но и способствовали созданию мощной национальной инновационной системы, формированию современной экономики, определившей США как мирового лидера.
Суммарные расходы на военные НИОКР в западноевропейских странах составляют лишь пятую часть соответствующих затрат США. Однако следует иметь в виду, что на Западную Европу приходится 50% рынка гражданской авиакосмической техники, 60% рынка космических запусков и 50% коммерческого спутникового бизнеса. [1]
В России мощный научный и военно-технологический потенциал, оставшийся от Советского Союза как сверхдержавы, с начала 90-х годов прошлого века подвергается быстрой эрозии. Тем не менее, научный сектор занимает особое место в ОПК России. Если на ОПК приходится около 20% общепромышленного потенциала страны, то в интеллектуальном потенциале его доля превышает 70%. По некоторым оценкам, доля научных работников в общей численности работников ОПК составляет 23,6%, а доля научно-исследовательских организаций в общем количестве предприятий и организаций ОПК - 38,9%. Вместе с тем, до настоящего времени в экономике России удельный вес предприятий, осваивающих новую продукцию, не производившуюся ранее, по-прежнему незначителен - 6,7%, в промышленности используется около 40% устаревших машин и оборудования со сроком службы от 10 лет и выше [2].
Помимо неравномерности развития военных НИОКР в различных странах мира, наблюдаются общие характерные тенденции функционирования системы военных исследований и разработок.
К ним можно отнести:
- продолжающийся рост стоимости разработки крупных систем оружия. Например, разработка нового комплекса вооружений для сухопутных войск США «Будущие боевые системы» оценивается почти в 15 млрд. долларов;
- увеличивается наукоёмкость современных вооружений. Если раньше стоимость НИОКР в общей стоимости системы оружия составляла 10-15%, то сейчас она достигает 70%;
- усиливается интерес к разработке систем, открывающих новые возможности в ведении боевых действий, например, к созданию беспилотных летательных аппаратов с повышенными тактико-техническими характеристиками, приближающимися к характеристикам пилотируемых самолетов;
- много внимания уделяется проблемам интеграции систем в крупные комплексы для решения новых боевых задач, например, интеграция информационно-коммуникационных систем глобального характера с ударными системами;
- укрепляются связи военных НИОКР с военным производством;
- расширение масштабов и рост технической сложности современных НИОКР требуют усиления испытательно-экспериментальной базы, для чего создаются новые испытательные центры и полигоны, оснащенные новейшим оборудованием;
- расширяется кооперирование в сфере военных НИОКР между различными странами;
- особо важное значение на современном этапе имеет сближение военных и гражданских НИОКР.
Проблемы повышения эффективности ОПК РФ.
Современные тенденции развития военных НИОКР следует учитывать при формировании новой стратегии управления ОПК РФ. Необходимость в ее разработке и реализации сегодня остро стоит перед государством: объем российского военного производства сейчас примерно в 3 раза ниже уровня 1991 г.
Среди основных причин, приведших к катастрофическому положению ОПК и особенно его научного сектора, можно выделить следующие.
Во-первых, оценивая изменившуюся мировую военно-политическую ситуацию, новое руководство России пришло к выводу, что нет необходимости содержать сильные вооруженные силы, оснащенные дорогостоящим современным оружием.
Во-вторых, предпринятые экономические реформы дезорганизовали и подорвали финансовую систему страны, в результате чего государство резко ограничило финансирование потребностей на оборону. Доля расходов на военные НИОКР в бюджете МО РФ, составлявшая в 1990 г. 18,9%, сократилась в 1997 г. до 5%, затем она начала расти (12% в 2002 г. и 13,2% в 2003 г.), но остается существенно ниже уровня 1990 г. [3]
В-третьих, прежняя система управления военными НИОКР была демонтирована, а новая, после многочисленных попыток реорганизации, оказалась слабой и неэффективной. Так, федеральная целевая программа «Национальная техническая база» (1996-2005 гг.) была досрочно свернута, поскольку в 1996-2000 гг. на её исполнение было выделено 5% запланированного объема средств. Программа вооружений, подписанная президентом в 2001 г., начиная с 2002 г., выполняется не полностью.
В-четвертых, на выполнении военных НИОКР неблагоприятно сказывается их слабая связь с гражданской наукой, унаследованная в значительной мере с советских времен, отсутствие полноценной национальной инновационной системы, без которой Россия обречена оставаться сырьевым придатком. На мировом рынке высокотехнологической продукции, который по объему превосходит сырьевой рынок, доля нашей страны составляет всего 0,5%, в то время как доля США - 60%.
В силу изложенных выше и ряда других причин начавшийся в 1991 г. процесс быстрой деградации научного сектора российского ОПК продолжается. Об этом свидетельствуют, в частности, утрата некоторых известных научных школ, дальнейшая убыль научных кадров, их старение, а также рост степени износа научной, технологической и экспериментальной базы в оборонной науке.
Несмотря на все негативные и опасные тенденции, Россия пока занимает достаточно прочные позиции в области таких технологий, как электронные,
радиоэлектронные, лазерные, промышленного оборудования, двигательных установок и др. По оценкам специалистов, в области высоких технологий гражданского и двойного назначения Россия может составить конкуренцию ведущим промышленным державам только в ядерной энергетике и освоении космического пространства.
Необходимость развития инновационно-инвестиционной деятельности России со странами СНГ в области ВТС
Реформирование ОПК необходимо осуществлять на базе технического перевооружения и создания современного научно-технического задела, способного обеспечить разработку и производство современных средств ведения войн. Поскольку Россия находится в критическом положении с развитием инновационного потенциала предприятий ОПК {до сих пор предприятия ОПК фактически используют научно-технический потенциал, созданный еще в СССР), исключительное значение, наряду с другими мерами, приобретает стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности в оборонной индустрии. Создание условий для обеспечения такого вектора развития крайне необходимо и возможно путем расширения и более активного использования таких форм военнотехнического сотрудничества, как совместная разработка и производство ВВТ в рамках международных консорциумов, лицензионное производство, оффсетные сделки, усиление военно-технических связей на инновационной основе, в первую очередь со странами Содружества Независимых Государств.
Необходимость активизации инновационной деятельности стран Содружества в области военных технологий объясняется значительным сокращением объемов прикладных научных исследований и разработок в оборонном комплексе, где практически полностью прекращена деятельность ряда НИИ и КБ, снижением доли научно-технических разработок по созданию новых видов материалов, высокотехнологических процессов, опытных образцов новой военной техники. Уже к 1996 г. в странах Содружества удельный вес организаций и предприятий, осуществляющих разработку и внедрение нововведений, снизился в среднем до 20-25% (в СССР он составлял 60-70%) от общего количества промышленных предприятий и продолжает снижаться. При этом сравнительно более благоприятная ситуация складывается в топливной промышленности, цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, отраслях ОПК (40-45%), что обусловлено устойчивым спросом на их продукцию, прежде всего на внешнем рынке.
В целях активизации межгосударственной инновационно-инвестиционной деятельности в конкурентоспособных отраслях экономики стран СНГ, к которым, в первую очередь, относится сфера ОПК Содружества, разработана Концепция межгосударственной инновационной политики государств-участников СНГ на период до 2005 г., утвержденная решением Экономического совета СНГ 22 июня 2001 г. В соответствии с Концепцией межгосударственной инновационной политики СНГ основной целью межгосударственной среднесрочной инновационной стратегии является повышение технологического уровня и конкурентоспособности продукции, обеспечение выхода инновационной продукции стран СНГ на внутренний и внешний рынки.
Для достижения поставленной цели необходимо решение основных задач межгосударственной инновационной политики СНГ в области военнотехнического сотрудничества:
- координация действий органов исполнительной власти государств Содружества в целях разработки комплексного подхода к решению задач инновационного развития производства ВВТ;
- концентрация организационных мер и ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной сферы с целью повышения спроса наукоемких военных и двойных технологий;
привлечение инвестиций к финансированию инновационных программ и проектов в сфере военно-технического сотрудничества Содружества.
Решение задач межгосударственной инновационной политики в области военнотехнического сотрудничества в Содружестве, на наш взгляд, целесообразно проводить по следующим направлениям:
- дальнейшее формирование институциональных и законодательных условий для масштабного освоения инновационных технологий и создания производств наукоемких видов продукции военного и двойного назначения;
- разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационного пути развития военно-технического сотрудничества и механизмов его стимулирования;
- совершенствование налогового законодательства и механизмов его применения с целью создания благоприятных условий для развития высокотехнологичных направлений;
- расширение инновационной инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытноконструкторских работ;
- развитие системы венчурного инвестирования (внебюджетного финансирования высокорисковых проектов) в инновационной сфере.
Основные направления инновационного пути развития ВТС стран СНГ.
Одним из оптимальных механизмов национальной поддержки инновационного пути развития военно-технического сотрудничества в Содружестве являются межгосударственные инновационные программы, концентрирующие инвестиции государств СНГ и внебюджетные инвестиции на финансировании научных исследований, опытно-конструкторских разработок и освоение их промышленностью. При создании этого коллективного инвестиционного пула средства, затрачиваемые каждой страной Содружества, будут значительно меньше, чем, если бы государство самостоятельно занималось инвестированием конкретной инновационной проблемы.
На ближайшую перспективу в качестве межгосударственных могут быть определены следующие инновационные программы, направленные на повышение технологичности и конкурентоспособности продукции военного и двойного назначения:
«Ресурсосбережение в СНГ», направленная на обеспечение сокращения потерь и повышение эффективности использования материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;
«Интегрированная технологическая база государств — участников СНГ», обеспечивающая технологический прорыв в различных отраслях экономики;
«Новые материалы в СНГ», направленная на создание и внедрение в производство конкурентоспособных на мировом рынке материалов нового поколения;
«CALS-технологии в СНГ», обеспечивающие создание принципиально новых компьютерных технологий и процессов разработки, производства, сбыта,
модернизации и технического обслуживания высокотехнологичной продукции во всех отраслях экономики;
«Подготовка кадров управления в научно-производственной и инновационной сферах СНГ», создающая высокоэффективное кадровое обеспечение процесса освоения производства, маркетинга, сбыта, модернизации и технического обслуживания инновационной продукции;
«Информационно-маркетинговые центры Содружества», направленная на создание условий для согласованного продвижения в первую очередь инновационных товаров на национальные рынки государств - участников СНГ и мировые рынки.
Следующим уровнем в иерархии целей инновационной политики должны стать национальные программы и проекты инновационного развития, главной целью которых является обеспечение выпуска определенных видов (групп) конкурентоспособной продукции военного и двойного назначения.
С учетом того, что в научно-технической и инновационной сферах оборонного комплекса СНГ существует достаточное количество разработок готовых к освоению в производстве, программный метод вывода военной экономики на инновационный путь развития должен сочетаться с реализацией отдельных инновационных проектов высокой степени коммерциализации.
Предлагаемый комплекс мер создаст надлежащие условия для роста рынка продукции военного и двойного назначения стран СНГ и будет способствовать преодолению факторов, препятствующих укреплению сотрудничества РФ со странами СНГ в военно-экономической области, таких как слабость технологической базы оборонной промышленности стран СНГ, малая емкость внутреннего рынка военной продукции, экономическая зависимость от развитых западных стран, в первую очередь, от США.
ЛИТЕРАТУРА
1. The Economist, July 20, 2002, A Survey of the Defense Industry, p. 14.
2. Водопьянова Е В. Научно-технический потенциал стран СНГ и Восточной Европы: проблемы и перспективы - М.: Институт Европы РАН, 1999. - С. 35.
3. Фарамазян Р.А., Борисов В.В. Трансформация военной экономики в XX и начале XXI века - М.: ИМЭМО РАН, 2004. - С. 158.
INNOVATION FACTOR IN MILITARY AND TECHNOLOGICAL COOPERATION OF RUSSIA WITH CIS COUNTRIES
I.A. DOLMATOVICH
Yaroslovle Military Institute for Finance and Economics 67 Bolshaja Octiabrskaja St., Yaroslavl 150038, Russia
The article analyzes the state of defense industry complex of the Russian Federation and the problems of its innovation development. The answer to the challenge is implementing Russia -CIS interstate innovation programs in the sphere of military and technological cooperation with would allow avoiding technological dependence from developed western countries.