Научная статья на тему 'Социально-философские аспекты инновационного предпринимательства'

Социально-философские аспекты инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / РЫНОЧНАЯ НОВИЗНА / INNOVATION / INNOVATIVE BUSINESS / CREATIVE STRATEGY / ENTERPRISE ACTIVITY / MARKET NOVELTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манова Маргарита Викторовна

С ростом уровня развития экономики возрастает значение использования нововведений в широких масштабах. Представлены преимущества и трудности развития инновационного предпринимательства (на примере исследования инновационного предпринимательства Самарской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY-PHILOSOPHICAL ASPECTS OF THE INNOVATION ENTERPRISE

Increase in the level of economic development grows the value of the use of innovations on wide scales. Advantages and difficulties of development of innovative business (on an example of research of innovative business of the Samara region) are presented.

Текст научной работы на тему «Социально-философские аспекты инновационного предпринимательства»

Философия. Культурология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2010, № 1 (17), с. 133-138 133

УДК 316.422.42

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© 2010 г. М.В. Манова

Тольяттинский госуниверситет [email protected]

Поступила в редакцию 08.12.2009

С ростом уровня развития экономики возрастает значение использования нововведений в широких масштабах. Представлены преимущества и трудности развития инновационного предпринимательства (на примере исследования инновационного предпринимательства Самарской области).

Ключевые слова: инновация, инновационное предпринимательство, творческая стратегия, предпринимательская активность, рыночная новизна.

Инновация

Одним из наиболее убедительных факторов, указывающих на то, что в России начался период относительной стабильности после хаоса 1990-х годов, стало появление нового класса предпринимателей, представители которого начали создавать инновационные растущие компании. В отличие от стереотипных «теневых дельцов», с которыми многие ассоциируют российский капитализм, молодые предприниматели сегодняшнего дня открывают журнальные издательства, компании по производству мороженых продуктов питания, ресторанные франшизы. Они конструируют и производят медицинское оборудование, разрабатывают лидирующее на рынке программное обеспечение. Они создают рабочие места и обеспечивают благосостояние нарождающемуся российскому среднему классу, привлекают частный акционерный капитал для финансирования экономического роста, продавая свои компании стратегическим инвесторам и снова начиная всё «с нуля».

Ещё одной чертой современных российских предпринимателей, отличающей их от предшественников, является то, что они очень заинтересованы в установлении связей между собой и готовы учиться у своих коллег, не опасаясь за сохранность своих идей (или жизни).

Термин «инновация» вошел в науку в XIX в., как необходимый показатель развития общества и отдельных его сторон. Сначала этот термин использовался в антропологии и этнографии при исследовании процессов изменений в культуре и противопоставлялся термину «традиция». В начале XX в. понятие «инновация» ос-

воили экономические науки, обозначая им новые комбинации из имеющихся элементов, предпринимаемые субъектами хозяйственной жизни и выступающие как источник предпринимательской прибыли.

Термин «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. типов инноваций:

• использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

• внедрение продукции с новыми свойствами;

• использование нового сырья;

• изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

• появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами - инновация определяется как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» [1, с. 62].

Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сэй определил предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).

Проблемы инновации

В исследованиях последних лет значительное внимание уделяется проблемам инноваций и предпринимательства, причем обе проблемы рассматриваются как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Несмотря на высокий теоретический и практический аспект, в настоящее время в России наблюдается весьма низкий уровень инновационной активности предприятий (см. таблицу [2]).

По количеству предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, Россия значительно уступает экономически развитым странам. Если в развитых странах (Западная Европа, Япония) на 1000 чел. населения в среднем приходится 30-35 малых фирм, то в России всего лишь 7. В США этот показатель достигает 74, в Италии - 68, в Японии - 50, в Великобритании - 46. Если в сфере ИП в развитых странах занято от 50-70% рабочей силы, то у нас этот показатель в лучшем случае равен 18%.

Феномен инновационного предпринимателя как субъекта особого вида деятельности сводится к тому, что он является постоянным «возмутителем» общественного производства. Он не позволяет производству «топтаться» на месте, «застаиваться». От него исходят импульсы, двигающие производство по линии поступательного движения. Для субъекта предпринимательства инновационным считается путь, который опирается на использование уже одобренных рынком новшеств.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса, эта роль особенно велика.

Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отноше-

ний, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

В условиях рыночной экономики и конкуренции ничто не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

В этой связи важно отметить, что один из классиков экономической теории, А. Маршалл, высказывался о предпринимательстве как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - «свободу производства и предпринимательство» [3].

В самом деле, конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара. Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

Что же касается преодоления кризиса и выхода на траекторию роста, то эту задачу можно решить только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной перестройки экономики, решительного обновления форм и методов работы.

Инновационный процесс во многом определяется количеством и качеством природных ресурсов, их доступностью для использования,

Таблица

Основные характеристики современного вклада ИП в экономику на 2007-2008 гг.

Показатели Россия Развитые страны

Количество предприятий ИД 1 946 тыс. за 2007-2008 гг. увеличилось на 10% В среднем в России на 1 тыс. чел. приходится 7 ИП против 30-35 в Европе и США

Доля ИП и ВВП составляет 10-12% 50-60%

Доля трудоспособного населения, занятого в сфере ИП 17-19% 70% (Европа)

объемом и качественными параметрами основного капитала, уровнем технологии, наличием трудовых ресурсов, их образовательными и квалификационными характеристиками, спросом на производимые товары и способностью к полному использованию расширяющегося объема ресурсов, способностью распределения в национальном хозяйстве имеющихся ресурсов для получения максимального количества высококачественной продукции.

Для эффективного воздействия каждого из этих факторов необходимо освоение достижений НТП при внедрении инноваций, которые обеспечивают создание новшеств и их практическую реализацию в виде нового товара, вложения средств, обеспечивающих смену поколений техники и технологии, эффективное использование этих новшеств, экономический рост.

Ведущие предприятия и страны мира в своем стремлении добиться технологического преимущества преследуют цель не только достичь повышения производительности и конкурентоспособности на мировом рынке, но и обеспечить основы своего долгосрочного экономического развития. Тезис о том, что промышленность и правительство должны в этом тесно сотрудничать, сплоченные общей инновационной политикой в стратегический союз нового типа, служит ориентиром для всех участников данного процесса.

Причем подразумевается, что промышленность в большей степени заинтересована в краткосрочных инвестициях, в исследованиях и разработках, коль скоро от правительства ожидают в основном поддержки фундаментальных исследований. Этот союз тем более значим, что достигнутые предприятием или страной передовые позиции не дают гарантий сохранения их первенства.

В условиях глобализации все больше фактов свидетельствует о важности ускоренной инновации, без которой уже трудно удержать лидерство, а также невозможно поддерживать динамический баланс общества: традиционный или статический привычными методами уже не сохранить, а динамический баланс требует безостановочного развития. Если вести речь о слаборазвитых странах, то они имеют шанс догнать ушедших вперед лидеров и обеспечить свое технологическое первенство, если будут в состоянии освоить стратегически правильную модель инновационного саморазвития. Ключевыми словами в малом бизнесе начинают становиться: инновационное предпринимательство, нелинейность, саморазвитие, стратегия.

Через инновационную деятельность субъекта предпринимательства, через реализацию нововведений в технике и технологиях, способах их создания и использования осуществляется технический прогресс. НТР придает предпринимательству инновационный тип воспроизводства. Это позволяет в рамках предпринимательской структуры (предприятия, отрасли, национального хозяйства в целом) обеспечить воспроизводство наиболее рациональным способом, эффективно использовать ресурсы. Овладение передовыми технологиями является ключевым моментом в достижении конкурентных преимуществ.

Для субъекта предпринимательства инновационным считается путь, который опирается на использование уже одобренных рынком новшеств. Это подтверждается масштабами рыночного распространения нововведений, возможностей диверсификации, а также способностей предпринимателей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Процесс выбора инновационной стратегии развития субъектом предпринимательства предполагает его оценку всех форм инновационной деятельности, проявляющейся в нововведениях различного типа. В зависимости от конкретных условий микро- и макросреды субъект деятельности может выбрать адаптационную либо творческую инновационную стратегию.

Инновация и творчество

Сущность адаптационной стратегии состоит в проведении хозяйствующим субъектом частичных изменений, которые позволяют ему усовершенствовать ранее освоенные товары и услуги в рамках сложившихся в ней организационных структур и тенденций деятельности.

Так, предприятие выходит на рынок нововведений не в качестве первого продавца, а вслед за ним, когда уже известна реакция рынка на предложенное новшество. Поэтому инновации такой хозяйственной структуры выступают как формы вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды предприятия, чтобы не потерять завоеванные ранее рыночные позиции. В условиях нестабильности товарно-денежных отношений адаптационная стратегия малоэффективна.

Творческая инновационная стратегия появляется тогда, когда инновации становятся исходной базой повышения конкурентоспособности продукции, расширения и укрепления рыночных позиций, освоения новых областей применения знаний, иначе говоря, активным средством предпринимательства.

Здесь инновационная деятельность в короткие сроки воплощает научные открытия в практику, качественно меняет весь технологический способ производства, начиная с системы машин и кончая формами организации и управления, положением работника в производстве, достигается более высокая ступень управления всеми процессами производства на основе их автоматизации и изготовления искусственных материалов с заранее заданными свойствами; используются более эффективные орудия труда и технологические способы обработки изделий. В результате предпринимательство получает возможности для достижения максимальных результатов при наименьших затратах.

Инновация как практика - это искусство стратегии развития, творческая деятельность, сотворение новшества, отрицающего старое. Инновация - не экономическая категория. Инновация в большей мере психологический эффект, инженерное и философское понятие, явление само по себе.

В современных условиях переход от массового производства к мелкосерийному с учетом разнообразных потребностей населения обусловливает необходимость интенсивного развития малых форм организации инновационной деятельности.

В США около 12% малых предприятий занимаются наукой и научным обслуживанием. В России же количество малых предприятий сферы науки и научного обслуживания составляет всего 2.2%. При этом за последние 10 лет количество малых предприятий этого типа сократилось почти в 3 раза. Эта негативная тенденция объясняется тем, что в России, несмотря на наличие огромных трудовых, материальных, а в последнее время и финансовых ресурсов, до сих пор не реализуется политика модернизации отечественной экономики, развития наукоемких отраслей.

Итак, будучи общественной деятельностью, инновация имеет хорошо проявленную экономическую сторону эффекта, но явление инновации, даже исходя из принципа свободного рынка, - это (позволим опять-таки повторить) создание и сохранение в течение продолжительного срока конкурентоспособного технического преимущества, которое путем использования, предпринимательской реализации этого преимущества в производстве и на рынке может привести к экономической прибыли. По мере этого процесса освоения и распространения инновация из новшества превращается в навык.

Каждая инновация проходит такие этапы инновационного цикла, как принятие инновационного решения, внедрение в деятельность новшеств, изменения в социально-экономической системе, вызываемые инновацией, смена нововведения.

По классификации американского исследователя Б. Кирхгоффа, в зависимости от темпов внедрения инноваций выделяют 4 типа предпринимательских организаций:

1. «Сердцевинные» (core) - предпринимательские структуры с низкими темпами инноваций и роста, обычно начинающиеся с внедрения одной-двух инноваций и после некоторого незначительного и непродолжительного роста стабилизирующиеся, они представляют большинство малых предприятий.

2. «Честолюбивые» (ambitions) - характеризуются низкими темпами инноваций и быстрым ростом. Начинают примерно так же, как и «сердцевинные», но предприниматели более умело используют возможности для расширения своих рынков.

3. «Эффектные» (glamorous) - таким предприятиям присущ высокий темп инноваций и быстрый рост, который происходит главным образом за счет непрерывного внедрения инноваций. Они обычно служат примером успешной предпринимательской деятельности.

4. «Стесненные» (constrained) - обладают высоким темпом инноваций, но не в состоянии достичь быстрого роста по причинам недостатка венчурного капитала (такую ситуацию называют «стеклянным потолком для предпринимателя»). Если субъект предпринимательства не сумеет преодолеть свою «стесненность», то он может оказаться перед угрозой краха, поскольку дорогостоящая инновационная деятельность может быстро исчерпать ограниченный ресурс.

Инновационная активность положительно коррелирует с размерами предпринимательских организаций. Причем корреляция имеет диапазонную природу и зависит от конкретной фазы цикла деловой активности.

Основным показателем, характеризующим предпринимательский потенциал, является индекс предпринимательской активности (Total Entrepreneurial Activity, TEA). Он рассчитывается как процент населения в возрасте от 18 до 64 лет, являющегося «нарождающимися» предпринимателями (т.е. людьми, которые готовятся в ближайшее время начать свое дело) и владельцами вновь созданного бизнеса. В России индекс предпринимательской активности в 2008 г. составил 2.7% и существенно сократился по сравнению с прошлым годом (4.9%).

Теоретически можно говорить, что снижение уровня предпринимательской активности, сопровождающееся экономическим ростом и политической стабильностью, является позитивным изменением, так как по мере дальнейшего увеличения доходов роль предпринимательского сектора может возрасти.

Высокоинновационные малые предприятия играют исключительно важную роль в ранние периоды смены соответствующей технологической парадигмы.

Важную роль в процессе разработки и внедрения инноваций играют венчурные предприятия, действующие в наукоемких сферах хозяйства. Венчурное (рисковое) предприятие - это основная форма технологических нововведений, обеспечивающая коммерциализацию результатов научных исследований и внедрение инноваций, не имеющих гарантированной перспективы (то есть со значительной долей риска). Предприятия венчурного капитала получают средства от крупных финансовых институтов, предпринимателей и инвестируют их в новые быстрорастущие рисковые предприятия, ориентируя деятельность последних на быстрый экономический рост.

Наиболее важной особенностью венчурного капитала является то, что он позволяет талантливым энтузиастам, не имеющим собственных средств, реализовывать свои конкретные, ориентированные на рынок идеи. Не появись венчурный капитал, многие добившиеся успеха рисковые предприятия не могли бы выжить. Особенность механизма венчурного инвестирования состоит в том, что рисковые предприятия не должны возвращать инвестированные в них средства. Венчурное инвестирование осуществляется в расчете не на проценты, а на развитие самих рисковых предприятий, их нововведений.

Результатами нововведений становятся товары и услуги с новыми параметрами качества, новые общественные полезности, товары «рыночной новизны». Они открывают перед потребителями возможность удовлетворения совершенно новой потребности: либо поднимают на новую качественную ступень удовлетворение обычной, известной потребности, либо позволяют более широкому кругу покупателей удовлетворять на определенном уровне известную потребность.

Товары «рыночной новизны» являются ключевыми для коммерческого успеха деятельности как индивидуального, так и коллективного предпринимателя. Он имеет возможность назначать монопольные цены и получать более высокую, по сравнению со средней по отрасли,

норму прибыли. Поэтому залогом устойчивости и рентабельности предприятия являются анализ рынка и соответствующее развитие НИОКР, обеспечивающие постоянную разработку и ввод на рынок новой продукции.

Особенности инновационного предпринимательства в Самарском регионе

В Самарской области развитие инновационного предпринимательства сталкивается с рядом трудностей (по результатам социологического исследования, проведенного ООО «Аналитика и консалтинг» в период с февраля по март 2008 г.)

Основная трудность, характерная не только для Самарской области, а в целом по стране, в том, что по-прежнему сохраняется государст-венно-монополистическя система экономики, ориентированная на поддержку крупных финансовых и промышленных структур. Рост рынка вызывает конкуренцию по мере того, как другие субъекты предпринимательства разрабатывают подобные продукты. Это приводит к постепенному снижению цены и нормы прибыли. В конце концов наступает стадия, на которой рынок достигает насыщения и дальнейшие потребности становятся недостаточными для продолжающегося использования всех мощностей отрасли. Те предприятия, у которых уровень затрат оказался сравнительно высоким, вынуждены оставлять проработанные сегменты рынка. Также отсутствуют достаточные экономические, правовые, институциональные, социальные условия роста предпринимательской активности.

По результатам исследований за 20072008 гг., инновации в предпринимательстве наиболее интенсивно развиваются в сфере торговли и услуг. На сегодняшний день именно сфера услуг, сервиса становится одним из главных секторов развития рыночных отношений, вовлечения населения в предпринимательскую деятельность. На нее приходится более 72% оборота. Промышленность и строительство на втором месте (9.8% и 7% соответственно), далее наука и научное облуживание (3.2%), транспорт (2.8%), сельское хозяйство (2.0%) и другие отрасли (16%). Другими словами, используя, с одной стороны, достижения науки и техники, придавая новые свойства и признаки создаваемым товарам и услугам, субъект предпринимательства определяет им новую форму существования, обеспечивающую их конкурентоспособность.

«Задача предпринимателей, - писал Й. Шум-петер, - реформировать и революционировать

производство путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - через использование новых технологических возможностей для производства новых или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции -вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности» [4, с. 64].

Такая конструктивно-инновационная деятельность связана с раскрытием творческих способностей субъекта деятельности. Ведь в процессе производства, как справедливо отмечал К. Маркс, происходит совершенствование многообразных способностей человека, «изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык» [5].

Заключение

Поиск и реализация новых подходов к производству и продвижению продукции на рынке составляют основное содержание философских

аспектов инновационной деятельности субъекта предпринимательства. Предпринимательство представляет собой особую форму экономической активности, основанную на инновационном, самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров и услуг, приносящих субъекту предпринимательской активности доход и осознание своей значимости.

Список литературы

1. Кокурин Д. Инновационная деятельность как форма труда и развития бизнеса // Человек и труд. 2001. № 2 . С. 62.

2. Основные характеристики современного вклада ИП в экономику. По данным развития ИП в 2007-2008 гг. // Промышленная политика в РФ. 2008. № 3. С. 10.

3. Маршалл А. Анализ преимуществ крупного производства и мелкого предпринимательства / Из истории экономической теории. Ч. 1. Гл. 3.3: Формирование неоклассического направления / Сыктывкар, 1994. С. 135.

4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С. 64.

5. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал (пер. с англ.). СПб.: Питер, 2001. С. 76.

SOCIALLY-PHILOSOPHICAL ASPECTS OF THE INNOVATION ENTERPRISE

M. V. Manova

Increase in the level of economic development grows the value of the use of innovations on wide scales. Advantages and difficulties of development of innovative business (on an example of research of innovative business of the Samara region) are presented.

Keywords: innovation, innovative business, creative strategy, enterprise activity, market novelty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.