УДК 001.895:334.7 (045)
инновационное развитие малого и среднего бизнеса: региональный аспект'
ЯКУШЕВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, кандидат технических наук, доцент, директор Челябинского филиала Финансового университета E-mail: [email protected]
Аннотация. Региональная инновационная политика направлена на формирование и развитие инновационной подсистемы экономики области, поддержание устойчивого экономического роста регионального хозяйства. Малое и среднее предпринимательство, имея неоспоримые преимущества при реализации инновационных проектов, наиболее привлекательно в этом процессе, что подтверждают статистические данные об эффективности инновационного развития Челябинской области, приведенные в статье. Наряду с успехами в статье акцентируется внимание на проблемах, с которыми столкнулись предприниматели региона при реализации инновационной политики.
В рамках стратегии развития экономики и с учетом проблем в статье рассматриваются существующая инфраструктура поддержки инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в Челябинской области, ее место и роль в совершенствовании управления инновационным процессом. Отмечено, что для подобной инфраструктуры необходима соответствующая система управления, которая в условиях современной экономики приобретает особое значение.
В статье как вариант в качестве системы предлагается организационно-экономическая модель управления инновационным развитием малого и среднего предпринимательства. В основу формирования модели в соответствии с программой поддержки заложены три этапа и структурно модель состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В статье достаточно подробно рассматривается структура модели и ее роль в развитии инновационной системы Челябинской области.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, инновационная инфраструктура, организационно-экономическая модель управления инновационным развитием малого и среднего предпринимательства.
innovative Development of Small- and Medium-Scale Business: Regional Aspect**
YAKUSHEVANATOLIYA., Candidate of Technical Sciences, Docent, the Head of Chelyabinsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. Regional innovation policy is aimed at the formation and development of innovative subsystem of the regional economy and at the maintenance of a sustainable regional economy's growth. Having undeniable advantage in innovative projects implementation, small- and medium-scale enterprises is the most attractive in the process, which is confirmed by the statistical data on the effectiveness of innovative development of the Chelyabinsk region, given in the article. The article focuses on the problems faced by regional entrepreneurship in the implementation of innovative policies along with its progress.
Within the economy development strategy and with regard to the problems, the article considers the existing
' Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета в 2014 г.
** The article is based on the research results, carried out at the expense of budget funds on the Financial University's state task in 2014.
infrastructure of innovation activities support of small- and medium-scale enterprises in Chelyabinsk region, their place and role in the improvement of the innovation process management. It is noted that the infrastructure requires an appropriate management system, which is of particular importance in today's economy.
The article offers the organizational-economic model as an optional system of innovative development management of small- and medium-scale enterprises. In accordance with the assistance program, the model formation is based on the three phases, and structurally the model consists of two subsystems: the controlling one and the manageable one. The article considers the model structure in detail and its role in the development of the innovation system of the Chelyabinsk region.
Keywords: small- and medium-scale enterprises, innovation infrastructure, organizational-economic model of management of innovative development of small- and medium-scale enterprises.
Региональные стратегии определяют формирование и развитие инновационной подсистемы экономики области и направлены на поддержку развития хозяйствующих субъектов в целях структурной модернизации экономики региона, поддержания динамичного и устойчивого экономического роста регионального хозяйства [1].
Целями региональной инновационной политики являются развитие и эффективное использование инновационного потенциала в экономике, внедрение результатов научно-технической деятельности для увеличения выпуска конкурентоспособной и импортозамещающей продукции (работ, услуг), повышения уровня и качества жизни населения.
Наиболее привлекательной в этом процессе является сфера малого и среднего предпринимательства, поскольку данные субъекты имеют неоспоримые преимущества при реализации инновационных проектов [2].
Во-первых, эти предприятия наиболее приближены к поставщикам и потребителям рынка, оперативно приспосабливаются к их потребностям и могут оказывать услуги специфического характера (в сфере инжиниринга, промышленного дизайна и др.).
Во-вторых, малые предприятия являются «стартовой площадкой» для создания крупных предприятий, при этом их «инновационность» является одним из важнейших условий эффективности деятельности.
В-третьих, относительно низкий уровень затрат на создание инновационных предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) снижает порог их вхождения на рынок.
В-четвертых, создается возможность участия в этом бизнесе высококвалифицированных специалистов, намеренных осуществлять коммерциализацию результатов своих научных исследований и др.
Анализ эффективности инновационного развития Челябинской области показывает, что
в области наблюдается высокая концентрация научного потенциала. Научные исследования и разработки выполняют более 200 организаций, один национальный исследовательский университет (Южно-Уральский государственный университет), 52 высших учебных заведения (30 — государственных, 22 — негосударственных); в научной сфере заняты 15,2 тыс. человек (данные 2013 г.); за период 2000-2013 гг. выпуск аспирантов и докторантов увеличился в 1,85 и 2,7 раза соответственно [3].
Научная подсистема региональной инновационной системы обладает достаточным уровнем интеллектуальной мобильности и представлена широким спектром кадрового потенциала (рис. 1, а) [3]. Интеллектуальная мобильность научных кадров позволяет обеспечить достаточный уровень объемных и качественных показателей сферы инновационных исследований и разработок. Поскольку штатное расписание для большинства малых предприятий формируется самостоятельно, то, по нашему мнению, рост удельного веса исследователей вспомогательного персонала будет обеспечивать заданные объемы инновационных разработок.
Следует отметить, что доля собственных научно-исследовательских подразделений МСП остается невысокой, численность их персонала составила 13% в сравнении с численностью персонала, занятого исследованиями и разработками в государственном секторе деятельности (рис. 1, б) [3]. Кадровый резерв формируется и восполняется вузами Челябинской области. Лидирующие позиции в инновационных разработках и исследованиях занимают технические и естественные науки.
Тем не менее, несмотря на определенные достижения, анализ тенденций развития инновационной деятельности и инновационного потенциала Челябинской области позволил определить
Прочий персонал — 20%
2013 год
Исследователи — 45% МСП — 13%
ВПО — 3%
Вспомогательный персонал — 26% \Техники — 9% Государство — 84%
а б
Рис. 1. структура организаций и численность персонала, занятого исследованиями и разработками
и структурировать проблемы, выделив среди них наиболее значимые:
• проблемы, обусловленные технологическими инновациями (разрыв в технологическом и техническом уровне между отечественными производителями и зарубежными конкурентами);
• проблемы, связанные с ростом конкуренции в обеспечении высококвалифицированными специалистами;
• снижающийся уровень генерации знаний отечественной фундаментальной и прикладной науки в сравнении с зарубежными конкурентами;
• недостаток обеспеченности отечественного технологического базиса и технологий в результате отсутствия научного оборудования и материалов;
• сдерживающее влияние отечественной системы налогообложения на активизацию инновационной деятельности;
• несовершенство нормативно-правовой базы инновационной деятельности;
• низкое качество информационного обеспече-нияо потребностях рынка в инновационной продукции; низкие темпы отечественных структурных преобразований в экономике регионов и в отдельных случаях их отсутствие;
• недостаточное взаимодействие образовательных учреждений с малыми и промышленными предприятиями;
• нехватка собственных средств у субъектов инновационной деятельности на выполнение опытно-конструкторских работ и создание опытного производства инновационной продукции;
• дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок
и управлению результатами интеллектуальной деятельности.
В рамках стратегии развития и с учетом перечисленных выше проблем необходима система управления инновационным процессом. С целью визуализации и соответственно улучшения взаимодействия институтов государственной власти с инновационной подсистемой малого бизнеса создана инфраструктура поддержки инновационной деятельности МСП в Челябинской области (рис. 2).
Конечной целью реализации инновационной инфраструктуры (см. рис. 2) является осуществление совокупной предпринимательской деятельности в интересах развития региональной инновационной системы. Кроме того, инфраструктура позволяет смягчить неустранимые другими способами противоречия рынка, развивая потенциал экономики области, формируя значительное количество новых рабочих мест, а также обеспечивая развитие конкуренции.
Инструментарий инфраструктурного обеспечения деятельности ориентирован на формирование разветвленной системы сбыта инновационной продукции, комплекса мер, стимулирующих инновационную активность предприятий МСП. В свою очередь, это предполагает отбор объектов содействия на основе оценки потенциала экономического субъекта, привлечение науки для разработки инновационных продуктов, их бизнес-планов и бюджетов, участие в финансировании проектов или оказание помощи в поиске инвесторов, развитие информационной инфраструктуры, формирование разветвленной системы внебюджетных фондов, разработку инновационных
Постановление Правительства Челябинской области о государственной программе "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области _на 2014-2015 годы' №333-П от 22.10.2013 г._
1ШНОВА1ЩОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Система мероприятий государственной программы Челябинской области "Развитие инновационной деятельности в Челябинской области на 2014-2015 годы" №333-П от 22.10.2013 г.
Областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в _Челябинской области на 2014-2015 годы"_
Стратегия развития инновационной деятельности в Челябинской области до 2020 гола
Утверждена распоряжением Правительства Челябинской области от 12.10. 2012 г. №2б0-рп
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА
Постановление Правительства Челябинской области №67-П от 19.03.2014 г. "О порядке предоставления в 2014-2015 годах субсидий (в виде грантов) малым инновационным предприятиям Челябинской области"
Постановление Правительства Челябинской области №67-П от 19.03.2014 г. "О порядке предоставления в 2014-2015 годах субсидий субъектам инновационной деятельности"
Постановление Правительства Челябинской области №67-П от 19.03.2014 г. "О порядке предоставления в 2014-2015 годах субсидий аккредитованным инновационным технопаркам, осуществляющим деятельность на территории Челябинской области"
Межведомственный координационный совет по вопросам инновационной деятельности в Челябинской области
ЗАО Управляющая компания "Сбережения и инвестиции"
Южноуральская торгово-промышленная палата
ООО "Челябинский инновационный центр"
ЗАО "Челябинский завод технологической оснастки"
ООО Технопарк "Новатор"
Центр научно-технической информации
ОАО "Российская венчурная компания1
ОАО "РОСНАНО"
Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере
I Фоцд содействия развитию малых форм I | предприятий в науно-технической сфере|—
Фонды
ПБУ Челябинской области "Инновационный бизнес-инкубатор"
МАУ "Магнитогорский инновационный бизнес-инкубатор'
АМУМО "Город Снежинок" «ИНФОРМКОМ»
МУ "Озерский инновационный I центр - бизнес-инкубатор"
Бпзнес-пнкубаторы
Инновационные технопарки
Рис. 2. инфраструктура поддержки инновационной деятельности мсП челябинской области
проектов через механизм частно-государственного партнерства, создание системы страхования венчурных рисков.
Созданная инфраструктура поддержки требует, в свою очередь, соответствующей системы управления, которая в условиях современной экономики приобретает особое значение. В исследовании, как вариант, в качестве системы предлагается организационно-экономическая модель управления инновационным развитием МСП (рис. 3).
В основу формирования модели в соответствии с программой поддержки заложены три этапа [4]: на первом определяются способности предприятия МСП к инновационной деятельности, возможности реализации предложенного инновационного решения с технической точки зрения; на втором проводится оценка экономического и коммерческого потенциалов разработки; на третьем осуществляются внедрение результатов в рыночную среду и коммерческое применение разработки.
Структурно представляемая модель МСП состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой.
Управляющая подсистема ориентирована на реализацию функции формирования регионального потребительского рынка товаров и услуг, инфраструктуры развития инновационных (и не только) предприятий МСП, подготовки управленческих кадров, региональной поддержки инновационных процессов и функции управления.
Управляемая подсистема структурно включает подсистему непосредственно инновационного малого и среднего предпринимательства области, которая представлена совокупностью элементов подсистемы знаний, научно-технической подсистемы, производственно-технологической, инфраструктурной и управленческой подсистемами (см. рис. 3).
На вход модели поступает информация в виде разного рода ресурсов о взаимодействии инновационной подсистемы (трудовые, материальные, технические, финансовые, информационные,
Рис. 3. Организационно-экономическая модель управления инновационным развитием
мСП Челябинской области
организационные) с внешней средой (совокупность экономических субъектов, сил, факторов и т.д.) и ее влиянии на инновационную деятельность МСП. На выходе модели — инновационная продукция и результаты достижения цели восстановления, сохранения и укрепления конкурентоспособности предприятий МСП.
Обратная связь в модели корректирует влияние внешнего контура управления в части исполнения решений и внутреннего контура управления при определении потоков денежных средств, налоговых льгот, финансовой поддержки и, по сути, является информационным процессом (см. рис. 2). Таким образом, выявляется логика функционирования системы, вскрываются доминирующие на текущий момент тенденции ее развития и появляется возможность идентифицировать «узкие места», которые могут трансформироваться в существенные препятствия для системы в будущем [5].
В заключение следует отметить, что реализация предлагаемой организационно-экономической модели управления развитием инновационной системы Челябинской области, на наш взгляд, позволит в полной мере осуществить экономические, инновационно-развивающие, организационно-управленческие, социальные функции МСП региона. Кроме того, это приведет к повышению инновационной активности и потенциала предприятий малого бизнеса, созданию благоприятного инновационного климата, снижению рисков, что, в свою очередь, повысит уровень коммерциализации инноваций, сбалансирует структуры источников финансирования инновационных предприятий и в итоге повысит эффективность инновационной деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства.
Литература
1. Голосов О.В., Лаптев О.В. Регион: модельное отображение. М.: Экономика, 2007. 350 с.
2. Окладникова Д.Р. Модернизация механизма стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса: автореф. дис. ... канд. экон. наук по специальности 08.00.15 «Экономика и управление народным хозяйством». Иркутск, 2014. 20 с.
3. URL: http://www.economy.gov.ru // Официальный сайт Министерства экономического развития Челябинской области (дата обращения: 16.10.2014).
4. Иваний П.В. Государственная стратегия поддержки малого бизнеса в США: автореф. дис. ... канд. экон. наук по специальности 08.00.14 «Мировая экономика». М., 2012. 32 с.
5. Дрогобыцкий И.Н. Модели процессов реформирования системы высшего образования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 35 (272). С. 2-17.
References
1. Golosov O. V., Laptev O. V. Region: model map. Moscow, 2007, 350 p. (in Russian).
2. Okladnikova D.R. Modernization of the mechanism of stimulating innovation and investment activities of small and medium business. Cand. dis. (Economics). Irkutsk, 2014, 20 p. (in Russian).
3. URL: http://www.economy.gov.ru // Official website of the Ministry of economic development of Chelyabinsk region (accessed 16.10.2014) (in Russian).
4. Ivaniy P. V. Government strategy to support small businesses in the U.S. Cand. dis. (Economics). Moscow, 2012, 32 p. (in Russian).
5. Drogobyckiy I.N. Models of the processes of reforming the system of higher education. Nacional'nyeinteresy: prioritety i bezopasnost", 2014, no. 35 (272), pp. 2-17 (in Russian).