Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 6, pp. 1025-1035. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 1025-1035. ISSN 1993-3541
K. A. SAVECHENKOVA
УДК 332.1 К. А. САВЕЧЕНКОВА
йО! 10.17150/1993-3541.2015.25(6).1025-1035 Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации, г. Челябинск, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация. В статье на основе анализа текущего состояния инновационного процесса в регионе представлена совокупность принципов и методов формирования и реализации организационно-экономического механизма управления деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства Челябинской области. Акцентируется внимание на исследовании вопросов формирования, реализации, оценки инновационного потенциала, тенденций его развития и государственной поддержки, что позволило определить и структурировать адаптационную систему мер государственного регулирования и формирования механизма управления развитием малого и среднего предпринимательства. На основе анализа тенденций инновационных процессов определены особенности механизма инфраструктурной поддержки и реализации инновационного предпринимательства региона с целью визуализации и, соответственно, улучшения взаимодействия институтов государственной власти с инновационной подсистемой малого и среднего предпринимательства и на этой основе сформирована организационно-экономическая модель управления его инновационным развитием. Ключевые слова. Малое и среднее предпринимательство; инфраструктура поддержки; организационно-экономическая модель управления инновационным развитием; инновационная активность. Информация о статье. Дата поступления 5 мая 2015 г.; дата принятия к печати 18 ноября 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 декабря 2015 г.
Финансирование. Государственное задание 2014 г. ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
K. A. SAVECHENKOVA
Financial University under the Government of the Russian Federation
Chelyabinsk, Russian Federation
FORMING THE INFRASTRUCTURE OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES
INNOVATIVE ACTIVITY SUPPORT
Abstract. The article presents a set of principles and methods of formation and implementation of organizational-economic mechanism of management of small and medium enterprises of the Chelyabinsk region on the basis of the analysis of the current state of the innovation process in the region. It focuses on the study of creation, implementation, and evaluation of innovative potential, its development trends and government support that allowed to define and structure the adaptive system of measures of state regulation and formation mechanism of the development of small and medium enterprises. Based on the analysis of trends in innovation processes, the author defines the features of the mechanism of infrastructure support and implementation of innovative entrepreneurship of the region intended to visualize and, therefore, to improve the interaction of state institutions with the innovative subsystem of small and medium enterprises and, proceeding from that, the organizational-economic model of management of innovative development is formed. Keywords. Small and medium enterprises; infrastructure support; organizational economic model of innovative development management; innovative activity.
Article info. Received May 5, 2015; accepted November 18, 2015; available online December 30, 2015. Financing. The governmental assignment of the Federal State-funded Educational Institution of Higher Professional Education «Financial University under the Government of the Russian Federation» in 2014.
Во всем мире малое и среднее предпринимательство (МСП) занимает важное место в национальной экономике. Малые и средние предприятия в определенной мере определяют уровень экономического потенциала страны, являются наиболее массовой формой деловой жизни и обеспечивают социально-экономиче-
скую стабильность в стране. Российский малый и средний бизнес по своему вкладу в валовой внутренний продукт (ВВП) страны (в настоящее время 23,6 %) существенно уступает развитым зарубежным странам, где данный показатель составляет около 60-70 %. В этой связи Правительством Российской Федерации поставлена
© К. А. Савеченкова, 2015
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 6, pp. 1025-1035. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 1025-1035. ISSN 1993-3541
PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT
задача к 2020 г. увеличить долю вклада малого предпринимательства в ВВП страны до величины не менее 40 %1. С другой стороны, для достижения экономического эффекта в целом по России необходимо формирование и реализация региональных стратегий инновационного развития в качестве определяющих, что предполагает включение разработки таких стратегий в общий процесс формирования программ социально-экономического развития страны [3].
Анализ данных инновационного развития России подтверждает, что ситуация за последнее десятилетие принципиально не изменилась: прямые расходы на развитие инновационной деятельности в 2011 г. составили 0,6 % ВВП (1,6 % от расходов федерального бюджета), в 2013 г. — 1 % ВВП, а с 2014 по 2020 гг. ожидается рост до 1,3 % ВВП2.
В связи с этим разработка новых подходов к управлению инновационным развитием МСП явилась базовым положением Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [5]. Для достижения экономического эффекта в целом по России необходимо формирование и реализация региональных стратегий инновационного развития в качестве определяющих, что предполагает включение разработки таких стратегий в общий процесс формирования программ социально-экономического развития страны. Региональные стратегии определяют формирование и развитие инновационной системы и направлены на поддержку развития хозяйствующих субъектов в целях структурной модернизации экономики региона, поддержания динамичного и устойчивого экономического роста регионального хозяйства [8].
Целями региональной инновационной политики являются развитие и эффективное использование инновационного потенциала в экономике с целью увеличения выпуска конкурентоспособной и импортозамещающей продукции (работ, услуг), повышения уровня и качества жизни населения [6].
Анализ эффективности инновационного развития Челябинской области показал, что в области наблюдается высокая концентрация научного потенциала: более 200 организаций выполняют научные исследования и разработки, в том числе один национальный исследовательский университет (Южно-Уральский государственный университет), 52 высших учебных заведения (30 — государственных, 22 — негосударственных). В научной сфере в 2013 г. было занято 15,2 тыс.
1 URL : http://docs.cntd.ru/document/902317973.
2 Там же.
чел.; за период 2000-2013 гг. выпуск аспирантов и докторантов увеличился в 1,85 и в 2,7 раз соответственно3. Только с 2004 по 2013 г. число организаций в Челябинской области, выполнявших исследования и разработки, увеличилось на 39 %, при этом из 60 организаций 19 — государственные (2013). Доля малых и средних предприятий составила 34 %, некоммерческих организаций — 2 %, остальная часть — силами высшего профессионального образования4.
В результате активизации инновационных процессов в среде МСП области наблюдается тенденция их объединения с научными учреждениями и вузами области. Научная подсистема региональной инновационной системы обладает достаточным уровнем интеллектуальной мобильности и представлена широким спектром кадрового потенциала (рис. 1, а), которая способна обеспечить достаточный уровень объемных и качественных показателей сферы инновационных исследований и разработок5.
Малое и среднее предпринимательство 13^
Высшее профессиональное образование 3
б
Рис. 1. Структура организаций (б) и персонала (а), занятого исследованиями и разработками, в Челябинской области за 2013 г., %
Следует отметить, что доля собственных научно-исследовательских подразделений МСП остается невысокой, численность их персонала, занятого исследованиями, составила 13 % в сравнении с государственным сектором эконо-
3 URL : http://www. economy.gov.ru.
4 Там же.
5 Там же.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 6, pp. 1025-1035. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 1025-1035. ISSN 1993-3541
K. A. SAVECHENKOVA
мики (рис. 1, б). Кадровый резерв формируется и восполняется вузами Челябинской области. Лидирующие позиции в инновационных разработках и исследованиях занимают технические и естественные науки.
Анализ формирования и реализации инновационного потенциала Челябинской области свидетельствует о достаточно активных тенденциях его развития. Однако требуют решения вопросы финансирования инновационных исследований и разработок, взаимодействия малых и средних инновационных предприятий с крупными хозяйствующими субъектами и научными центрами Челябинской области. Кроме того, принципиальным, на наш взгляд, является положение, что для повышения эффективности предпринимательской деятельности государственная поддержка МСП должна быть направлена на создание благоприятной инновационной среды. Это особенно
важно в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию, когда изменяется внутренняя и внешняя институциональная среда.
Учитывая стратегическую цель и задачи экономического развития Челябинской области, автор акцентирует внимание на исследовании вопросов формирования, реализации, оценки инновационного потенциала и его государственной поддержки, что, несомненно, приведет к повышению активности МСП.
Реализация региональной стратегии потребовала усилить координацию мероприятий по созданию соответствующей инфраструктуры инновационного предпринимательства Челябинской области с целью визуализации и, соответственно, улучшения взаимодействия институтов государственной власти с инновационной подсистемой МСП (рис. 2) [12]. Развитая инфраструктура позволяет смягчить неустранимые
Постановление Правительства Челябинской области о государственной программе «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области на 2014-2015 годы» от 22.10.2013 г. № 333-П
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Система мероприятий государственной программы Челябинской области «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области на 2014-2015 годы» от 22.10.2013 г. № 333-П
Областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области
на 2014-2015 годы»
Стратегия развития инновационной деятельности в Челябинской области до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Челябинской области от 12.10.2012 г. № 260-рп
X
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА
Постановление Правительства
Челябинской области «О порядке предоставления в 2014-2015 годах субсидий (в виде грантов) малым инновационным предприятиям
Челябинской области» от 19.03.2014 г. № 67-П
Постановление Правительства
Челябинской области «О порядке предоставления в 2014-2015 годах субсидий субъектам инновационной деятельности» от 19.03.2014 г. № 67-П
Постановление Правительства
Челябинской области «О порядке предоставления в 2014-2015 годах субсидий аккредитованным инновационным технопаркам, осуществляющим деятельность на территории Челябинской области» № 67-П от 19.03.2014 г.
Межведомственный координационный совет по вопросам инновационной деятельности в Челябинской области
ЗАО Управляющая компания «Сбережения и инвестиции»
Южноуральская торгово-промышленная палата
ООО «Челябинский инновационный центр»
ЗАО «Челябинский завод технологической оснастки»
ООО Технопарк «Новатор»
Центр научно-технической информации
ОАО «Российская венчурная компания»
ОАО «РОСНАНО»
Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Фонды
т
ГБУ Челябинской области «Инновационный бизнес-инкубатор»
МАУ «Магнитогорский инновационный бизнес-инкубатор»
АМУМО «Город Снежинск» «ИНФОРМКОМ»
МУ «Озерский инновационный центр — бизнес-инкубатор»
Бизнес-инкубаторы
Инновационные технопарки
Рис. 2. Инфраструктура поддержки инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в Челябинской области
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 6, pp. 1025-1035. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 1025-1035. ISSN 1993-3541
PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT
другими способами противоречия рынка, развивая потенциал экономики области, формируя существенное количество новых рабочих мест, а также обеспечивая развитие конкуренции и сглаживание колебаний экономических циклов [7]. Конечной целью реализации инновационной инфраструктуры является осуществление предпринимательской деятельности в интересах развития региональной инновационной системы.
Инструментарий инфраструктурного обеспечения деятельности ориентирован на формирование разветвленной системы сбыта инновационной продукции, комплекса мер, стимулирующих инновационную активность предприятий МСП. В свою очередь, это предполагает отбор объектов на основе оценки потенциала каждого экономического субъекта, привлечение научных кругов для разработки инновационных продуктов, бизнес-планов, бюджетов инновационных проектов и системы страхования венчурных рисков, содействие в финансировании проектов (в том числе за счет государственных средств) или помощь в поиске частных инвесторов, развитие информационной инфраструктуры, формирование разветвленной системы внебюджетных фондов, совместное участие в инновационных проектах через механизм частно-государственного партнерства [9]. Конечной целью реализации инновационной инфраструктуры Челябинской области является осуществление совокупной предпринимательской деятельности в интересах развития региональной инновационной системы.
Несмотря на определенные достижения, анализ тенденций развития инновационного потенциала и инновационной деятельности Челябинской области позволил определить и структурировать проблемы, выделив среди них наиболее значимые: обусловленные технологическими инновациями (разрыв в технологическом и техническом уровне между отечественными производителями и зарубежными конкурентами); связанные с ростом конкуренции в обеспечении отечественными высококвалифицированными специалистами; снижающийся уровень генерации знаний отечественной фундаментальной и прикладной науки в сравнении с зарубежными конкурентами; недостаток обеспеченности отечественного технологического базиса и технологий в результате отсутствия оборудования и материалов; сдерживающее влияние отечественной системы налогообложения на активизацию инновационной деятельности; несовершенство нормативно-правовой
базы инновационной деятельности; низкое качество информационного обеспечения о потребностях рынка в инновационной продукции; отсутствие в отдельных случаях и низкие темпы отечественных структурных преобразований в экономике регионов; недостаточно активное взаимодействие между образовательными учреждениями, малыми и промышленными предприятиями; нехватка собственных средств у субъектов инновационной деятельности на выполнение опытно-конструкторских работ и создание опытного производства инновационной продукции; дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности.
Поскольку формирование стратегии и экономической политики имеет установленные задачи достижения промышленного облика Челябинской области с соответствующими показателями, весь спектр принимаемых управленческих решений по данным мониторинга этих показателей, по нашему мнению, можно разделить на два корректирующих направления (рис. 3): во-первых, разработка новых управленческих решений, что требуется при изменении экономической ситуации в Челябинской области; во-вторых, корректировка целей и задач, которая необходима при достижении заданного уровня экономических показателей и изменений в экономической политике, связанной с ними.
Для разработки инновационной стратегии желательно обосновать меры по институциональному и организационному упорядочению существующих норм и правил [4]. Кроме того, внести изменения в перечень законов, нормативных актов, целевых программ о развитии инновационной деятельности на федеральном уровне и в субъектах РФ и, в конечном итоге, разработать программу реализации мер государственной поддержки инновационного развития малого и среднего предпринимательства в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Диагностика областных программ поддержки МСП позволила определить возможности получения ресурсов инновационно активными субъектами, установить закономерности и тенденции их развития. Комплексная программа государственной поддержки инновационного развития МСП Челябинской области должна учитывать наряду с переориентацией отечественных предприятий на производство наукоемких и высокотехнологичных товаров механизм внутрен-
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 6, pp. 1025-1035. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 1025-1035. ISSN 1993-3541
K. A. SAVECHENKOVA
него производителя в направлении увеличения мер нетарифной защиты и должна быть основана на прохождении трех фаз [2]:
- на первой определяются способность предприятия к инновационной деятельности, возможности реализации предложенного инновационного решения с технической точки зрения;
- на второй проводится оценка экономического и коммерческого потенциалов разработки;
- на третьей осуществляется внедрение результатов в рыночную среду и коммерческое применение разработки.
Именно эти три фазы и их организационно-управленческие и организационно-экономические особенности являются основой формирования системы управления поддержкой инновационного развития МСП в регионе.
По результатам анализа системы мероприятий государственных программ поддержки МСП Челябинской области разработана административная схема управления его поддержкой (рис. 4).
Предлагаемая А. А. Якушевым схема основана на общепринятых функциях управления (организация, регулирование, контроль, информационное обеспечение, оценка деятельности) и учитывает организационное построение и структуры государственной власти, обществен-
ные организации. При этом административная схема управления поддержкой с учетом целевой программы инновационного развития МСП Челябинской области предполагает использование в качестве индикаторов увеличение следующих показателей:
- количество субъектов МСП в расчете на 1 000 чел. населения;
- доля среднесписочной численности МСП в общей численности занятых;
- доля оборота малых и средних предприятий;
- выпуск товаров субъектами МСП.
Для использования предлагаемых индикаторов Иэ предварительно необходимо сформировать их нормативные значения, разработать и утвердить правила классификации и порядок их использования. Сравнение нормативного значения индикатора с его текущим (фактическим) значением ИФ) позволяет либо получить прогнозный вариант инновационной деятельности предприятий МСП, либо сформировать и/или скорректировать его деятельность и целевую программу в целом (см. рис. 4).
Для успешной реализации приоритетов инновационного развития требуется учесть влияние системы факторов, что позволит решить основные ключевые вопросы в инновационной деятельности МСП: во-первых, финансирование
ЭКОНОМИКА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Корректирует
Рис. 3. Взаимосвязь стратегии развития Челябинской области и ее экономической политики
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 6, pp. 1025-1035. ISSN 1993-3541
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 6. С. 1025-1035. ISSN 1993-3541
PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT
проектов (определение инвесторов и стимулирование инвестиционных вложений, бюджетные ассигнования для реализации приоритетных инфраструктурных проектов); во-вторых, разработка инструментов реализации программы инновационного развития (система менеджмента качества и сертификация по международным стандартам, современные информационные технологии и технологии управления, защита интеллектуальной собственности на глобальных рынках) [6].
Механизм взаимодействия факторов инновационного роста МСП Челябинской области предлагается осуществлять по методике Т. Л. Харламовой [10]:
- выявление вариации показателей инновационного роста МСП под воздействием факторов внешней (внутренней) среды;
- определение стимулов инновационного роста на основе анализа ограничений и факторов, определяющих развитие МСП;
- обеспечение поддержки формирования институциональной среды в направлении обеспечения инновационного роста субъектов МСП;
- включение субъектов МСП в инновационную среду на основе взаимосвязей с инновационно активными другими субъектами предпринимательства и инфраструктурой инновационного роста;
- разработка механизма обеспечения формирования и реализации инновационного роста субъектов МСП.
В условиях современной экономики особое значение приобретает формирование и эффективное функционирование организационно-экономической модели управления инновационным
Рис. 4. Административная схема управления поддержкой малого и среднего предпринимательства Челябинской области
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 6, pp. 1025-1035. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 1025-1035. ISSN 1993-3541
K. A. SAVECHENKOVA
развитием МСП (рис. 5), одной из причин создания которой является тенденция роста затрат на исследования и разработки [11]. Ее применение, на наш взгляд, позволит повысить уровень коммерциализации инноваций, сбалансированность структуру источников финансирования инновационных предприятий и, в конечном итоге, будет стимулировать повышение эффективности инновационной деятельности предприятий МСП.
Представленная модель (см. рис. 5) состоит из двух подсистем: управляющей (субъект) и управляемой (объект). Управляющая подсистема ориентирована на реализацию функции формирования регионального потребительского рынка товаров и услуг, инфраструктуры развития инновационных (и не только) предприятий МСП, подготовки управленческих кадров, региональной поддержки инновационных процессов и функции управления (стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование и координация).
Управляющая подсистема имеет ограничения в виде решений губернатора, Законодательного собрания, правительства и администрации Челябинской области в части экономической
политики предпринимательства, в том числе инновационного, его экономического развития и нормативно-правового регулирования. По нашему мнению, управляющие воздействия контура управления должны исходить от заместителя министра — начальника Департамента поддержки предпринимательства, а также координационного Совета по развитию МСП (правительство, территориальные подразделения Федеральных органов власти, муниципальные образования). При этом рекомендуется структура Департамента, включающая следующие отделы: инновационной экономики, инфраструктурного развития МСП, отраслевых и муниципальных программ развития МСП, товарных рынков и конкуренции, экономического анализа и финансовых продук-тов,финансово-правовых консультаций.
Управляемая подсистема МСП содержит подсистему управления непосредственно самим инновационным развитием МСП области. В свою очередь, она включает совокупность элементов подсистемы знаний, научно-технической, производственно-технологической, инфраструктурной и управленческой. Таким образом, внутренняя структура модели представляет собой
Рис. 5. Организационно-экономическая модель управления инновационным развитием Челябинской области
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 6, pp. 1025-1035. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 1025-1035. ISSN 1993-3541
PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT
совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия подсистем, переработку ресурсов (вход) в инновационную продукцию (выход) и достижение цели восстановления, сохранения и укрепления конкурентоспособности, обеспечения стабильности развития экономики Челябинской области.
Рассматривая функционирование системы как процесс постоянного непрерывного развития, необходимо отметить, что входом модели являются цель (стимулировать повышение эффективности инновационной деятельности предприятий МСП) и задачи (создание благоприятного инновационного климата, усиление инновационного потенциала, снижение инновационных рисков, повышение инновационной активности). На вход модели поступают разного рода ресурсы (трудовые, материальные, технические, финансовые, информационные, организационные) и информация о взаимодействии социально-экономических систем с внешней среды (совокупность экономических субъектов, сил, факторов и т. д.) и ее влиянии на инновационную деятельность МСП. На выходе модели предполагается получение инновационной продукции и достижение цели восстановления, сохранения и укрепления конкурентоспособности предприятий МСП. Для экономии сил и средств на начальном этапе управляющая подсистема прогнозирует стратегию выхода, исходя из инновационных возможностей региона.
Необходимым условием инновационного и социально-экономического роста является наличие обратной связи, сигнализирующей о достигнутых результатах. Обратная связь здесь рассматривается как информационный процесс. На основании полученной информации о результатах инновационного развития предприятий МСП (через реализацию инновационной продукции) идет процесс корректировки управляющего воздействия, и социально-экономическая система региона работает уже с учетом вносимых в управление поправок. По сути, таким образом, обнажается логика функционирования системы, вскрываются доминирующие на текущий момент тенденции ее развития и появляется возможность идентифицировать «узкие места», которые могут трансформироваться в существенные препятствия для системы в будущем.
Анализ обратной связи модели позволяет понять и проследить, как одни элементы системы и их образования влияют на другие и как собственно генерируются ее эмерджентные свойства [1]. Обратная связь в модели корректирует влияние под-
системы управления в части исполнения решений и при определении потоков денежных средств, налоговых льгот, финансовой поддержки.
На инновационную систему, в целом, оказывают влияние как внутренние факторы, так и внешняя среда, представляемая нами как совокупность факторов субъектов экономики (и не только) региона и внешних сил, оказывающие действие на инновационную деятельность предприятий МСП. Реализация предлагаемой организационно-экономической модели управления развитием инновационной системы Челябинской области позволит в полной мере осуществить экономические, инновационно-развивающие, организационно-управленческие, социальные функции МСП региона.
Далее рассмотрим механизм реализации финансовой поддержки инновационной активности МСП. Функции управления, на взгляд автора, являются методологической основой принятия управленческих решений по возможности оказания финансовой поддержки инновационных предприятий. Формирование базы исходных данных в разрезе инновационной деятельности МСП и предпринимательской деятельности как таковой в основном происходит на базе информации Росстата, его региональных отделений по показателям в разрезе факторов: инновационного потенциала, инвестиционного климата, результативности инновационной деятельности. Аналитическое сопровождение на основе исходных данных заключается в проведении комплексного финансово-экономического анализа и оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, по результатам которых осуществляется процесс моделирования деятельности. На основе мер социально-экономического управленческого порядка в ходе реализации целевых программ осуществляется функция «Координация, регулирование и мотивация развития». Оценка результативности деятельности позволяет производить распределение финансовых ресурсов (кредит) в зависимости от инновационной активности предприятий МСП.
Механизм выдачи кредита предполагает использование предложенного нами алгоритма (рис. 6). Предприятие подает заявку в Департамент малого и среднего предпринимательства на получение необходимого для него размера кредита с приложением соответствующей отчетности (состав определен Департаментом поддержки и развития предпринимательства). Предположим, что в департаменте имеются разработанные и утвержденные к применению
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 6, pp. 1025-1035. ISSN 1993-3541
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 6. С. 1025-1035. ISSN 1993-3541
K. A. SAVECHENKOVA
модель индикатора и его нормативы. Решение о выдаче кредита и его размере определяется попаданием фактического (возможного, расчетного) значения индикатора ИЭФ) в соответствующую область норматива иЭН)
Расчетное значение показателей определяется по формулам:
в„
*
Ib =
INV
D
INS
, = DINS .
• If —
V
INS
Iv =■
Z,
H
BINV
где 1В — доля инновационной выручки в доходности инвестиций; 1К — доход на вложенный капитал; V — наукоемкость инновационной деятельности.
Формирование базы исходных данных
1. Деятельность предпрятий малого и среднего бизнеса
2. Инновационная деятельность предприятий малого и среднего предпринимательства:
— объем инвестиций Vins;
— затраты на НИОКР ZH;
— доход от инвестиционной деятельности Dins;
— выручка от инновационной деятельности Binv
£
Аналитическое сопровождение
Анализ и оценка деятельности Моделирование деятельности
1 f-
Разработка целевых программ развития
Координация, регулирование и мотивация развития
Контроль и учет результативности деятельности Нормативы
I* _ BINV I _ DINS I _ ZH
'в = п ' Ik = V ' V = B
DINS VINS BINV
H
Модель нормативного индикатора
Èi > = àiB + + a3iv,
Государственная финансовая поддержка
Документ, дающий право на получение ссуды (кредита) соответствующего размера
Корректировка целей и задач развития
Рис. 6. Основные функции регионального управления инновационным ростом малого и среднего предпринимательства
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 6, pp. 1025-1035. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 1025-1035. ISSN 1993-3541
PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT
Расчетное значение норматива можно найти с использованием фактических данных, представленных предприятием, по выражению
ИЭН) = аI + а21к + а31у,
или
ИН = ЬВЬКЬ^,
где ИН — интегральный норматив; а!, а2, а3, Ь^ Ь2, Ь3 — весовые коэффициенты; 1В, 1К, 1У — индикаторы.
Если фактическое значение индикатора ИФ) соответствует нормативу И*Н), то принимается решение о государственной финансовой поддержке. Если фактическое значение индикатора Иф не попадает в нормативную область, то осуществляется (возврат к функции «Разработка целевых программ развития») корректировка цели и задач инновационного развития (см. рис. 4). Именно поэтому необходима обоснованная методика оценки уровня инновационной активности.
Решение департамента о получении кредита соответствующего размера выдается предприятию и банку, который будет выдавать кредит.
Данный подход обоснованного регулирования финансовых потоков имеет практическую направленность для институтов государственной власти. Главное отличие данного подхода — переход от «заявительного» принципа к принципу выделения средств господдержки в зависимости от результата инновационной активности.
Таким образом, анализ инновационного развития Челябинской области и инфраструктуры поддержки инновационной деятельности предприятий позволил определить взаимосвязь Стратегии развития региона и его экономической политики, разработать административную схему управления поддержкой инновационной активности МСП. Предлагаемая организационно-экономическая модель управления инновационным развитием региона позволит повысить инновационную активность и потенциал предприятий МСП, сбалансировать структуру источников финансирования инновационных предприятий, создаст благоприятный инновационный климат и, в конечном итоге, будет стимулировать повышение эффективности инновационной деятельности предприятий МСП в регионе.
Список использованной литературы
1. Дрогобыцкий И. Н. Модели процессов реформирования системы высшего образования / И. Н. Дрогобыцкий // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — № 35 (272). — С. 2-18.
2. Иваний П. В. Государственная стратегия поддержки малого бизнеса в США : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / П. В. Иваний. — М., 2012. — 32 с.
3. Киреенко А. П. Применение программно-целевого метода для государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах Сибирского федерального округа / А. П. Киреенко, Л. В. Санина // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 4 (96). — С. 117-132.
4. Кирсанова О. В. Экономические условия и механизмы развития малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / О. В. Кирсанова. — Воронеж, 2014. — 24 с.
5. Малюгина А. А. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / А. А. Малюгина. — М., 2012. — 24 с.
6. Пугачева Л. В. Участие России во Всемирной торговой организации: регионально-отраслевые аспекты экономической интеграции : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / Л. В. Пугачева. — Ростов н/Д, 2014. — 25 с.
7. Соколова Л. Г. Региональные аспекты внедрения программно-целевого управления / Л. Г. Соколова, Е. Ю. Евстафьева, Н. Ю. Терентьева. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 238 с.
8. Социально-экономические системы региона: состояние, эффективность управления / В. Ю. Рогов, А. Ф. Шу-плецов, О. В. Чистякова [и др.] ; под ред. А. Ф. Шуплецова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008. — 382 с.
9. Строева О. А. Развитие инновационной деятельности в регионе: теория, методология и практика : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / О. А. Строева. — Тамбов, 2013. — 42 с.
10. Харламова Т. Л. Методология и инструментарий управления процессом развития предприятий в условиях глобализации : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / Т. Л. Харламова. — СПб., 2012. — 42 с.
11. Чистякова О. В. Инновационные аспекты повышения конкурентоспособности предпринимательских структур / О. В. Чистякова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 204 с.
12. Якушев А. А. Региональный аспект инновационного развития малого и среднего предпринимательства / А. А. Якушев // Управленческие науки. — 2015. — № 1 (14). — С. 81-86.
References
1. Drogobytskii I. N. Models of reforming processes of the higher education system. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2014, no. 35 (272), pp. 2-18. (In Russian).
2. Ivanii P. V. Gosudarstvennaya strategiya podderzhki malogo biznesa vSShA. Avtoref. Kand. Diss. [State strategy of small businesses support in the US. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2012. 32 p.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 6, pp. 1025-1035. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 1025-1035. ISSN 1993-3541
K. A. SAVECHENKOVA
3. Kirienko A. P., Sanina L. V. Application of program-targeted method for small and medium business state support in the regions of the Siberian Federal District. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 4 (96), pp. 117-132. (In Russian).
4. Kirsanova O. V. Ekonomicheskie usloviya i mekhanizmy razvitiya malogo i srednego biznesa v sel'skom khozyaistve. Avtoref. Kand. Diss. [Economic conditions and mechanisms of development of small and medium enterprises in agriculture. Cand. Diss. Thesis]. Voronezh, 2014. 24 p.
5. Malyugina A. A. Opyt gosudarstvennoi podderzhki malogo i srednego biznesa vo Frantsii. Avtoref. Kand. Diss. [The experience of state support of small and medium businesses in France. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2012. 24 p.
6. Pugacheva L. V. Uchastie Rossii vo Vsemirnoi torgovoi organizatsii: regional'no-otraslevye aspekty ekonomicheskoi integratsii. Avtoref. Kand. Diss. [Russia's participation in the World Trade Organization: regional and sectoral aspects of economic integration. Cand. Diss. Thesis]. Rostov-on-Don, 2014. 25 p.
7. Sokolova L. G., E Evstafieva. Yu., Terentieva N. Yu. Regionalnye aspekty vnedreniya programmnotselevogo uprav-leniya [Regional aspects of introduction of management by objectives]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 238 p.
8. Rogov V. Yu., Shupletsov A. F., Chistyakova O. V. et al. Sotsialnoekonomicheskie sistemy regiona: sostoyanie, ef-fektivnost upravleniya [Socioeconomic systems of the region: the state and management effectiveness]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2008. 382 p.
9. Stroeva O. A. Razvitie innovatsionnoi deyatel'nosti v regione: teoriya, metodologiya i praktika. Avtoref. Kand. Diss. [Development of innovative activity in the region: theory, methodology and practice. Cand. Diss. Thesis]. Tambov, 2013. 42 p.
10. Kharlamova T. L. Metodologiya i instrumentarii upravleniya protsessom razvitiya predpriyatii v usloviyakh global-izatsii. Avtoref. Kand. Diss. [Methodology and tools of businesses development management in the context of globalization. Cand. Diss. Thesis]. Saint Petersburg, 2012. 42 p.
11. Chistyakova O. V. Innovatsionnye aspekty povysheniya konkurentosposobnosti predprinimatelskikh struktur [Innovative aspects of improving the competitiveness of business entities]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011. 204 p.
12. Yakushev A. A. Innovative development of small- and medium-scale business: regional aspect. Upravlencheskie nauki = Management science, 2015, no. 1 (14), pp. 81-86. (In Russian).
Информация об авторе Савеченкова Клара Алексеевна — магистр, заместитель директора по учебно-методической работе, Челябинский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 454084, г. Челябинск, ул. Работниц, 58, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи Савеченкова К. А. Формирование инфраструктуры поддержки инновационной активности малого и среднего предпринимательства / К. А. Савеченкова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 6. — С. 1025-1035. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(6).1025-1035.
Author
Clara A. Savechenkova — Graduate student, Deputy Director for Educational Work, Financial University under the Government of the Russian Federation, Chelyabinsk branch, 58 Rabotnits St., 454084, Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Reference to article Savechenkova K. A. Forming the infrastructure of small and medium enterprises innovative activity support. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 30. no. 6, pp. 1025-1035. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(6).1025-1035. (In Russian).