15.6. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АПК РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Шидловская Е.В., аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, старший аудитор ООО «Эрнст энд Янг»
Контакты автора: bgu(@)yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - инновациям в сельском хозяйстве. Рассмотрены факторы, сдерживающие развитие АПК России. Показана роль инновационной деятельности в повышении эффективности сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова: результативность инновационной деятельности, прибыль, рентабельность, субсидии, инновации
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL INDUSTRY OF RUSSIA IN MODERN ECONOMICAL ENVIRONMENT
Shidlovskaya E.V. is a postgraduate of Bryansk State University in the honer of Petrovskogo, Senior auditor in Ernst&Young,ecomvest
Annotation: The article presents analysis of innovative development of agricultural enterprises of Russia. It shows the role of innovation activity in raising effectiveness of agricultural production.
Keywords: profit, subsidy, innovation, classification of innovations, outcome of innovation activity, profitability
Отечественное сельское хозяйство вступило в новую эпоху своего развития, предполагающую использование рыночных отношений как приоритетного механизма координации деятельности субъектов хозяйствования. Это сопровождается радикальными преобразованиями всех общественно-производственных отношений, реструктуризацией производства, формированием качественно новых процессов, строящихся на основе инновационной деятельности всех хозяйствующих субъектов.
В новых условиях эффективность развития производства, его конкурентоспособность достигается лишь при условии перманентного внедрения инноваций, обеспечивающих сохранение лидирующих позиций на рынке. Это требует теоретико-методологического осмысления всех составляющих инновационной деятельности как приоритетного фактора возрождения российского агропромышленного комплекса. В современных условиях эта деятельность характеризуется целым рядом особенностей и факторов, обусловленных возрастающей ролью инновационной деятельности в развитии постиндустриального общества.
По оценкам, Россия, располагающая огромным аграрным потенциалом, может прокормить почти втрое большее по численности население. Но чтобы успешно реализовать этот потенциал, справедливо отмечает А.Алтухов, - когда страна обеспечивает собственным продовольствием 95 млн. из 142 млн. своих жителей, сельское хозяйство необходимо модернизиро-
вать, т.е. перевести на инновационно-индустриальный путь развития [1, с.28].
К сожалению, инновационный потенциал аграрного производства, по оценкам, используется на 4-5%, а удельный вес внедренных инновационных проектов составляет не более 5% от общего реального их количества. Инновационность как способность отрасли к восприятию и реализации нововведений остается крайне низкой. По мнению Э.Крылатых «проводимая в настоящее время аграрная политика не обеспечивает устойчивого подъема и социального развития сельского хозяйства с использованием инновационных факторов [2, с.33].
Можно выделить следующие внутренние факторы, сдерживающие развитие аграрной экономики России:
1.Дитаритет цен между городов и деревней.
За годы реформ цены на промышленную продукцию более чем в 5 раз опережали цены на сельскохозяйственную продукцию. Это означает, что теперь, чтобы купить зерноуборочный комбайн или трактор сельские товаропроизводители должны продавать зерна, молока и мяса в 5 раз больше. Тем самым резко снизилась доходность отрасли и возможности его инновационного развития.
2. Технологическая отсталость и низкая конкурентоспособность аграрного производства. Если в 60-80-е годы в аграрном секторе преобладал четвертый технологический уклад, то в 90-е годы преобладающими стали третий и реликтовый уклады. Износ отдельных видов техники достигает 70%, а коэффициент их обновления 2-4%. В 2008г. доля инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций упала до 4,4% против 15,9% в 1990г.
С 1990 по 2008гг. производство тракторов сократилось в 12,3 раза, зерноуборочных комбайнов - в 8,1 раз, машин для внесения в почву минеральных удобрений и извести - в 47,8 раза [3]. И конечно, растут нагрузки на имеющуюся технику.
Так, за этот период нагрузка пашни на один трактор возросла в 2,2 раза и составила 210га (при норме 64га). Нагрузка на зерноуборочный комбайн увеличилась в 2,1 раза и составила 317га посевов зерновых культур (при норме 131га). Если в сельском хозяйстве России обеспеченность тракторами в расчете на 1000га пашни составляет 5шт., то этот показатель в США равен - 36, в странах ЕС - 90 шт. При этом у нас в стране (в расчете на 1000га зерновых) имеется зерноуборочных комбайнов в 4,9 раза меньше, чем в США и в 3,7 раза меньше, чем в Великобритании.
Неудовлетворительное положение сложилось с использованием в сельском хозяйстве минеральных и органических удобрений. Их внесение в почву составляет соответственно 36кг и 1 тонна на посев сельскохозяйственных культур, а удельный вес удобренной площади минеральными и органическими удобрениями соответственно составляет 44 и 6,2%. При таком чрезвычайно низком уровне применения удобрений неуклонно снижается почвенное плодородие: при среднегодовом выносе с урожаем питательных веществ в размере более 13 млн. тонн в почву возвращается их только 2,7 млн. тонн. Вместе с тем свыше 85% минеральных удобрений экспортируется из страны, что снижает устойчивость ведения растениеводства и производство продукции отрасли в целом.
Наша страна располагает обширным фондом земель сельскохозяйственного назначения - 220,5 млн. га. Однако, как показывают официальные материалы, в стране крайне неблагополучно состояние земель: на
Шидловская
Е.В.
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АПК РОССИИ
долю эрозийно опасных угодий приходится 58% их общей площади. Удельный вес земель, имеющих отрицательный баланс гумуса, превышает 97%. Повышенную кислотность имеют 70 млн. га, из них более половины приходится на сильно- и среднекислые земли. Кроме того, огромные площади земель загрязнены отходами промышленного производства, а около 3 млн. га загрязнены радиационными отходами. К тому же 50 млн. га земель подвержены опустыванию или опасны в этом отношении. Сейчас важно преодолеть эти негативные тенденции, поскольку ухудшение состояния земель России представляет угрозу её национальной безопасности.
В результате снижения конкурентоспособности аграрного производства, растет импорт продовольственной продукции (в 2009г. он составил 30 млрд. долл.), усиливается продовольственная зависимость России. В 2009г. удельный вес импортной продовольственной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка составил 33%, что более в 2 раза выше пороговых значений продовольственной безопасности. И даже с учетом этого, с 1990 по 2008гг. потребление мяса на душу населения сократилось с 75 до 61кг, молока и молокопродуктов - с 386 до 243кг, яиц - с 20 до 15кг. Ныне потребление мяса, молочных продуктов, яиц и рыбы по отношению к региональным нормам составляет соответственно 75, 62, 87 и 60%.
3.Деконцентрация сельскохозяйственного производства.
В 2008г. в структуре продукции сельского хозяйства России удельный вес сельскохозяйственных организаций составил 48,1%, хозяйств населения - 43,4%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 8,5%. В результате неолиберальных реформ вырос мелкотоварный уклад, представляющий хозяйства населения, основанные на ручном труде и примитивной технологии, что снижает эффективность отрасли в целом.
4.Свёртывание государственной поддержки аграрного сектора.
Во всех развитых странах используется обширный арсенал экономических и административных мер по поддержке аграрного сектора экономики, сельхозпредприятий. Однако в 90-е годы был принят курс на свёртывание поддержки сельского хозяйства и созданы условия для роста импорта продовольствия. В настоящее время уровень этой поддержки более чем в 3 раза ниже. Чем в США и странах Западной Европы. Причем в 2008-2009гг. капитальные вложения здесь резко сократились. Как отмечает А.Алтухов «за годы реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» отрасль была недофинансирована почти на 290 млрд. руб., что негативно отразилось на обновлении машинотракторного парка и укреплении производственного потенциала для её устойчивого развития».
5.Низкий уровень социального развития и оплаты труда работников отрасли. За последние почти два десятилетия в результате ухудшения экономического положения отрасли на селе идет неуклонный процесс свёртывания сельской социальной сферы. Так, в 2008г. по сравнению с 1990г. сеть сельских школ сократилась на 14 тыс. (20,7%), детских садов - на 20,5 тыс. (43,3%), учреждений культурно-договорного типа - на 18,7 тыс. (29,9%), сеть торговых предприятий потребительской кооперации - вдвое. К тому же ухудша-
ется материально- техническая база объектов социальной базы села: значительная их часть находится в изношенном состоянии и требует капитального ремонта.
Анализ показывает, что за годы реформ возрос разрыв между уровнем жизни сельского и городского населения, уровень заработной платы на селе по сравнению к средней заработной плате по экономике страны сократился с 95% в 1990г. до 49% в 2008г., а среднемесячная заработная плата составила 8474 руб. Причем уровень бедности в сельской местности вдвое выше, чем в городской, а доля семей, с доходами ниже прожиточного минимума, здесь составила почти 60%.
В тоже время коэффициент смертности на селе на 19% выше, чем в городе, а средняя продолжительность жизни, наоборот, на 2,8% ниже. «Если в 1980-е годы речь шла об оттоке людей из деревни, - считает Л.Бондаренко, - то теперь о её вымирании... Всего за 1990-е годы село потянуло в порядке естественной убыли около 2 млн. человек [4, с.16].
Что касается контура внешних факторов национальной программы, то здесь главным стратегическим направлением является интеграция на инновационной основе аграрного сектора России и стран СНГ, усиления их сотрудничества в области науки и образования, разработки и реализации, совместных инновационноинвестиционных проектов, направленных на решение продовольственной безопасности.
Таким образом, предстоит масштабная и многоплановая работа по переходу аграрного сектора экономики на новую экономику (с учетом присоединения России к ВТО), которая потребует комплексного решения технологических, финансово-экономических, экологических проблем (рис.3).
Техникотехнологические факторы
Обновление отраслей АПК на основе использования пятого технологического уклада
Социально- Правовые, финансовые
экономические факто- " и организационные факто-
ры ры
Подготовка к адр ов Правовое и финан-
для инновационнои совое обеспечение
деятельности
Инновационное обновление крестьянских (фермерских) хозяйств и ЛПХ
Эффективное вос-
п роизводство п риродных ресурсов
Комплексное развитие сельских территорий
Создание благо- Развитие аграрной
приятных условий науки интеграции в
труда и быта рамках СНГ
Создание инфор-
мацинно-
консультативных и внедренческих служб
Рисунок 3. Факторы и основные направления инновационного обновления и повышения конкурентоспособности аграрного сектора России.
К сожалению, приходится констатировать, что государственная поддержка сельского хозяйства является
недостаточной, особенно по сравнению с развитыми странами. В таких странах учитывается, что сельское хозяйство объективно неконкурентоспособно и стараются его защитить от прямого воздействия рынка. Там устанавливаются экономически обоснованные цены и объемы государственных закупок, товаропроизводители запрещаются от инвенции более дешевого продовольствия из-за рубежа. Это означает, что государственная политика направлена не только на стимулирование аграрного производства, но и на сохранение и сельской территориальной общности людей.
В целом наиболее развитые страны на поддержку аграрного сектора расходуют 274 млрд. долл., или 38% стоимости валовой продукции отрасли [1].
В нашей стране в 2010г. из федерального бюджета на развитие сельского хозяйства выделено 58 млрд. руб., или 0,7% расходной части бюджета, в то время как в дореформенный период этот уровень составлял 18-20%. Такой же уровень поддержки сельского хозяйства (около 1% расходной части федерального бюджета) намечен и в ближайшие годы, что не способствует инновационному развитию общества. Между тем сельское хозяйство является фундаментальной базовой отраслью экономики, её первоосновой. Поэтому без модернизации аграрного производства невозможно осуществить модернизацию экономики в целом.
Подводя итог, можно сказать следующее: сегодня стало неотложной мерой разработка и принятие национальной программы инновационного обновления аграрного сектора России. В ней должны быть определены стратегические цели отрасли и механизм их реализации, принципы и условия государственного регулирования, роль и степень участия государства в кардинальном решении социальных, экономических, технико-технологических и экологических проблем села. Основные трудности в реализации аграрного потенциала связаны с нехваткой собственных средств у организаций, ограниченностью бюджетного финансирования. Перелом сложившейся ситуации возможен только на основе усиления государственного управления инновационной деятельности, создания действенного механизма её мотивации, подготовки высококвалифицированных кадров и развития аграрной науки.
Список литературы:
1. Шафронов А.О. Оценка и факторы эффективности аграрной экономики: Монография. - М.: Издательский дом «Экономическая литература», 2006. - 184с.
2. Алтухов А. Риски и возможности их преодоления в сельском хозяйстве // Экономист. - 2010. - №9. - с.28-36.
3. Стратегия инновационного обновления и повышения конкурентоспособности агропродовольственного комплекса России. Международный форум, посв. Н.Д.Кондратьеву. - М.; 2005. - 427с.
4. Российский статистический ежегодник. 2009. Стат. сб./Росстат. - М., 2009. - 795с.
5. Бондаренко Л. Социально-демографическая ситуация на селе // АПК: Экономика, управление. 2002. - №2. - с.13-20.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Шидловской Е.В. «Инновационное развитие АПК России в современных условиях».
Тема статьи чрезвычайно актуальна, поскольку ныне инновационная деятельность является важнейшим фактором экономическою роста.
В статье рассмотрены факторы, сдерживающие развитие АПК России. Лимитирующими факторами инновационного развития в современных условиях являют-
ся финансовое, кадровое и материально-техническое обеспечение. Всё это требует построения многоуровневой системы обеспечения инновационного развития АПК в соответствии с содержанием и особенностями управления инновационной деятельностью на всех иерархических уровнях.
Автором выделено, что в сельском хозяйстве, необходима разработка национальной программы инновационного развития, которая должна иметь ранг федерального закона. Это означает, что её генеральным заказчиком является Правительство РФ, что программа должна быть подкреплена материальными и финансовыми ресурсами, установлены сроки и ответственные за её проведение.
В целом статья имеет важное теоретическое и практическое значение и может быть опубликована в изданиях, рекомендуемых ВАК.
Профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, д.э.н. А.Д. Шафронов