- ошибочная ориентация основных инвесторов на показатель EBITDA, который в условиях трансфертного ценообразования не является информативным;
- несовершенный механизм предоставления государственной инвестиционной поддержки сельскохозяйственным предприятиям, в т.ч. и на развитие приоритетных государственных программ, которые частично относятся к интересам агроформирований холдингового типа.
С целью улучшения инвестиционного обеспечения развития агроформирований холдингового типа необходимо создать условия и осуществить мероприятия по:
- регулированию трансфертного ценообразования в экономике Украины и в агропродовольственном комплексе в частности;
- развитию эффективных отечественных фондовых площадок и систем;
- завершению земельной реформы в части решения вопроса рынка земель сельскохозяйственного назначения и создания полного и прозрачного по отношению к собственникам государственного земельного кадастра;
- установлению системы государственного регулирования целевого и экологобезопасного использования земель, в т.ч. путем соблюдения научно обоснованных севооборотов и систем удобрения в них;
- внедрению системы рентного налогообложения агроформирований холдингового типа и действенных механизмов перераспределения изъятой ренты на развитие сельских территорий;
- содействию становления и развития действенных форм государственно-частного партнерства в агропродовольственном комплексе с ориентацией на гарантирование продовольственной независимости государства и наращения ее экспортного потенциала;
- определению долгосрочной стратегии развития агроформирований холдингового типа и их места в системе социально-экономического развития Украины;
- внедрению обязательной консолидированной отчетности агроформирований холдингового типа перед Государственной службой статистики Украины и профильными Министерствами и ведомствами;
- взятию под контроль инвестиционных проектов агроформирований холдингового типа, которые финансируются при участии экспортных кредитных агентств.
Реализация указанных мероприятий позволит увеличить объемы инвестиций в основной капитал агроформирований холдингового типа, переориентировать их развитие на социально-ответственный тип по основным стратегическим индикаторам и показателям развития сельского хозяйства и экономики страны.
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ
Дзотцоев Г. Б., аспирант ГНУ СЗ НИЭСХ Россельхозакадемии
22 августа 2012 года Россия с порядковым номером 156 включена в официальный список стран-участниц ВТО. Это означает, что перед нашей страной встает неотложная задача повышения уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, что обеспечивается на основе развития инновационных процессов на селе.
Механизмом решения данной задачи выступает комплекс государственных мер. Так, 17 ноября 2008 г. распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», целью которой является создание предпосылок для модернизации экономики, включая аграрный сектор. Для этого основными целями государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе определены: обеспечение потребностей населения в сельскохозяйственной продукции и продовольствии отечественного производства, устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни
сельского населения, рост конкурентоспособности агропромышленного комплекса, эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции, а также повышение эффективности использования в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
На уровне субъектов РФ также разработаны и реализуются программные стратегические документы, направленные на повышение инновационной деятельности на селе. Например, в декабре 2011 года был разработан проект «Концепции инновационного развития агропромышленного комплекса Северо-Западного федерального округа РФ на период до 2020 года». Исходя из анализа текущего состояния АПК Северо-Западного федерального округа (СЗФО) на основе данных Росстата, спрогнозированы оценочные показатели по растениеводству и животноводству. К 2020 году предполагаемый рост объемов производства молока составит 10-15%, по производству мяса — около 20-25%, мяса птицы — 30-40%, свинины —100% и более. По производству яиц в перспективе до 2020 г. возможен рост в пределах 10%. Что касается растениеводства, то по картофелю и овощам открытого грунта в ряде регионов планируется рост производства в сельскохозяйственных предприятиях, особенно семенного картофеля, по производству тепличной продукции (огурцы, томаты, салаты, цветы) вероятно значительное увеличение объемов производства к 2020 году (возможно почти вдвое).
Между тем, проведенный анализ ситуации в сельском хозяйстве показал, что адекватно усилить процесс освоения инноваций и ускорить процесс модернизации производства в соответствии со стоящими перед АПК задачами не представляется возможным. Существующая материально-техническая база в аграрном секторе не в состоянии позволить достичь значимых результатов в области модернизации, о чем свидетельствует такой показатель как оснащенность техническими средствами на 1000 га посевов (пашни). Из таблицы 1 видно, что происходит снижение наличия тракторов и комбайнов практически во всех областях и республиках СЗФО не только по сравнению с уровнем дореформенного периода, но и предшествующим пятилетием.
Как известно, для предотвращения данной тенденции правительством был принят ряд мер. Только в 2011 г. в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства на техническую и технологическую модернизацию было предусмотрено привлечь 50 млрд. руб. кредитов, выдано кредитных средств в объеме 46,1 млрд. руб. Принято к субсидированию кредитов и займов, включая переходящие, на сумму 130,2 млрд. рублей. Из федерального бюджета было выплачено 8,4 млрд. руб. субсидий.
Таблица 1. Оснащенность техническими средствами сельскохозяйственного производства в
регионах СЗФО РФ [1]
Приходится единиц техники на 1000 га посевов (пашни)
Виды техники Регионы 1990г. 1995г. 2000г. 2005г. 2010г. 2012г. 2012г. в % к 1990г
Комбайны зерноубо рочные Северо-Западный ФО 10 11 11 9 6 5 50,0
Архангельская обл. 11 13 23 30 22 13 118,2
Вологодская обл. 9 9 9 8 5 4 44,4
Республика Карелия н/д 31 24 56 108 300 -
Республика Коми н/д 22 71 25 529 667 -
Ленинградская обл. 15 14 13 10 6 5 33,3
Новгородская обл. 10 13 16 30 9 8 80,0
Псковская обл. 10 12 12 21 17 8 80,0
Калининградская обл. 9 8 7 4 4 4 44,4
Тракторы Северо-Западный ФО 24,9 20 14,2 10 9,1 7,3 19,4
Архангельская обл. 39,1 33,7 21,9 11,7 8,6 7,6 36,3
Вологодская обл. 21,2 18,5 14,7 10,2 9 7,7 28,1
Республика Карелия 33,1 26,9 21,7 17,5 13,3 9,3 35,9
Республика Коми 53,5 46,3 32,6 18,9 20,8 19,2 30,0
Ленинградская обл. 31 24,2 16,9 11,2 11,1 9,3 14,0
Новгородская обл. 22,2 15,7 8,3 6,3 3,9 3,1 28,0
Псковская обл. 19,3 13,6 9,7 8,1 8,7 5,4 19,4
Калининградская обл. 22,6 18,3 13 11,2 14,8 10,6 46,9
Это позволило сельскохозяйственным товаропроизводителям приобрести 41 тыс. тракторов, 12,5 тыс. зерноуборочных и 3,5 тыс. кормоуборочных комбайнов. Парк тракторов обновлен на 9,2%, зерноуборочных комбайнов на 11,5%, кормоуборочных комбайнов на 12,0%. [2, с. 127]. Выполнение мероприятий по технической и технологической модернизации осуществлялось с привлечением средств государственной поддержки в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам.
Однако, несмотря на принятые меры, запланированные в 2011 г. показатели по приобретению сельскохозяйственной техники были выполнены не во всех субъектах РФ СЗФО, что связано с недостаточностью финансовых ресурсов у сельскохозяйственных организаций (табл.2).
Другой особенностью инновационного процесса на современном этапе развития экономики является резкая дифференциация товаропроизводителей по уровню модернизации производства, как между регионами, так и в рамках одного субъекта РФ. Об этом также свидетельствуют данные табл. 2.
Таблица 2. Выполнение целевых показателей по приобретению сельскохозяйственной
техники в 2011 г. в целом по РФ и в разрезе регионов СЗФО, ед. [1].
Регионы Тракторы Зерноуборочные комбайны
план приобретено выполнение плана, % план приобретено выполнение плана, %
Российская Федерация 41000 21216 51,75 12500 6878 55,02
СЕВЕРОЗАПАДНЫЙ ФО 1710 563 32,92 159 76 47,80
Республика Карелия 18 13 72,22 0 0 -
Республика Коми 50 51 102,00 0 1 -
Архангельская область 199 35 17,59 1 3 300,00
Вологодская область 667 127 19,04 59 34 57,63
Калининградская область 178 42 23,60 40 16 40,00
Ленинградская область 396 136 34,34 26 11 42,31
Мурманская область 6 6 100,00 0 0 -
Новгородская область 88 102 115,91 17 5 29,41
Псковская область 100 48 48,00 16 6 37,50
Как известно, от уровня модернизации зависит величина себестоимости продукции в сельскохозяйственных организациях, а, следовательно, и рентабельность производства в целом. Между тем, уровень рентабельности по РФ в 2011 году составил всего 11,8%, в то время как для расширенного воспроизводства необходимо около 40%. Рис. 1 наглядно иллюстрирует, во-первых, незначительный уровень доходности сельскохозяйственной деятельности на северо-западе страны, не позволяющий осуществлять процесс модернизации производства за счет собственных средств, во-вторых, дифференциацию показателя рентабельности производства между регионами СЗФО.
Таким образом, на основе проведенных исследований можно выделить следующие основные особенности инновационной деятельности в аграрном секторе страны и СЗФО.
Рисунок. 1. Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций СЗФО в 2011г. (с
учетом субсидий)- [2, с. 220-221]
1. В наибольшей степени модернизацией производства охвачены успешно функционирующие сельскохозяйственные организации с помощью мер государственной поддержки расширения их доступа к кредитам банков и субсидирования.
2. Недостаточный уровень оснащенности техническими средствами значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им выйти из зоны производственного и ресурсного рисков.
3. Высокий уровень дифференциации сельхозтоваропроизводителей по финансовому состоянию при недостаточных параметрах рентабельности производства остро ставит на повестку дня задачу увеличения объемов государственной поддержки аграрного сектора для целей модернизации производства.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральная служба государственной статистики -http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/databases/
2. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2011 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы»//Министерство сельского хозяйства Российской федерации. - М.: 2012. - 270 с.
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы// Министерство сельского хозяйства РФ - М.: 2008 http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/1347.285.htm
ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Долматов А. А., аспирант ФГБОУДПОС Алтайский институт повышения квалификации руководителей и
специалистов агропромышленного комплекса
Молочай лозный - опасный сорняк полей Алтая.
Борьба с засоренностью посевов сельскохозяйственных культур является одной из наиболее актуальных и приоритетных задач земледелия Западной Сибири.
Современная отечественная аграрная наука в основу систем защиты растений ставит сочетание организационно-агротехнических и химических мероприятий, что создает лучшие условия для роста и развития культурных растений, увеличивает их конкурентоспособность