УДК 338.22
инновационное малое
предприни мательство как стратегический ресурс экономической безопасности
Ж. К. ЛЕОНОВА,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и менеджмента
E-mail: zhjeonova@mail. ru
московский государственный областной
социально-гуманитарный институт
В условиях перехода экономики Российской Федерации на инновационный путь развития одним из стратегических ресурсов является инновационное малое предпринимательство, которое способно обеспечить результативное освоение технологий и выпуск мелкосерийной инновационной продукции. Рассмотрен мировой опыт развития и государственной поддержки данного сектора. Представлены основные направления развития малого инновационного предпринимательства в Российской Федерации.
Ключевые слова: инновационное развитие, малое инновационное предпринимательство, интенсификация инновационных процессов.
Экономическая безопасность предполагает поддержание национальной экономики на той ступени развития, которая обеспечивает дальнейший экономический рост и способна противодействовать влиянию внешних и внутренних угроз. Одними из критериев экономической безопасности являются оценка ресурсного потенциала и возможностей его развития и уровень эффективности использования ресурсов. В современных условиях одним из основных приоритетов, который определяет стратегию экономической безопасности государства, достижение пороговых значений ресурсного потенциала и возможностей его развития, а также уровень эффективности использования ресурсов, является инновационное развитие.
Необходимость перехода экономики Российской Федерации на инновационный путь
развития — это признанная точка зрения среди интеллектуальной и властной элиты. Перспектива стать сырьевым придатком мировой экономики является не очень впечатляющей. Нефть и газ остаются ключевыми статьями российского экспорта, обеспечивающими основной приток валюты в страну и налогов в бюджет. Этот факт не позволяет говорить о сформированной системе экономической безопасности и возможности завоевания более существенных позиций в мировом пространстве.
Российская Федерация в настоящее время занимает малозаметное положение на мировых рынках высокотехнологичной продукции. Пороговое значение показателя экономической безопасности страны — доля в экспорте высокотехнологической продукции — в мировой практике составляет 10—15 %, для Российской Федерации значение этого показателя находится в пределах 1 %. Удельный вес страны в совокупном объеме мирового экспорта высокотехнологичных товаров составляет 0,2—0,3 %, что сопоставимо с такими странами, как Чехия и Португалия (табл. 1).
На долю Российской Федерации приходится только 0,6 % мирового экспорта воздушных и космических аппаратов (в 67 раз меньше, чем в США), менее 0,1 % — фармацевтических продуктов, 0,01 % — продуктов биотехнической промышленности; 0,02 % — электронно-вычислительной и офисной техники; 0,1 % — телекоммуникационного оборудования [1].
- 61
Таблица 1
Объем экспорта высокотехнологичной продукции и доля его в мировом объеме: страны-лидеры и Россия
Страна Объем, млрд долл. США Объем, в % от мирового объема Ранг
Всего в мире 3331,19 100 —
Китай 416,49 12,50 1
США 402,20 12,07 2
Германия 321,62 9,65 3
Япония 218,76 6,57 4
Гонконг 181,18 5,44 5
Великобритания 167,56 5,03 6
Сингапур 152,51 4,58 7
Россия 9,46 0,28 33
Остальные страны 455,49 13,67 —
Источник, данные Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ по данным UN COMTRADE.
Для сырьевой структуры экономики развитие малого и среднего бизнеса не принципиально. Если же говорить о переходе к инновационному типу хозяйства, то без малых и средних компаний просто не обойтись.
Президент РФ Д. А. Медведев, выступая на президиуме Госсовета, заявил, что развитие малого бизнеса является ключевой задачей для стабильного и долговременного развития страны: «.. .развитие малого бизнеса — это один из решающих факторов инновационного обновления страны, обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности людей» [2].
Средний и малый бизнес базируются на многочисленном слое мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и политический облик страны. По своему уровню жизни и социальному положению они составляют заметную долю населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого и среднего бизнеса образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. Небольшие размеры предприятий в сочетании с их технологической, производственной и управленческой гибкостью позволяют чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, что является особенно актуальным в современных условиях [3].
В последнее время, несмотря на кризисные явления, можно говорить о положительных тен-
62 -
1700 1600 1500 1400 1300 1200 1100 1000 900 800
денциях в развитии малого и среднего бизнеса (рис. 1). По состоянию на 01.01.2010 в Российской Федерации было зарегистрировано 1 602,4 тыс. малых предприятий, что на 20 % больше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 189,2 ед. и составило 1 129,2 ед., а совокупный прирост сектора малых и средних предприятий за год составил 9,3 % [4].
Однако относительно всего масштаба макроэкономики ситуация изменилась незначительно. Вклад российского малого бизнеса в ВВП страны по-прежнему незначителен и составляет лишь 15—17 %, при том, что в развитых странах он равен 40 % и более. Число субъектов малого предпринимательства определяется на уровне около 1,2 % от общего числа граждан, проживающих в Российской Федерации. В США, например, на 245 млн жителей приходится 24 млн малых фирм [2].
Лишь 10 % предприятий в Российской Федерации (от общего количества малых и средних) заняты в сфере инноваций. Подавляющее большинство таких предприятий работает в розничной торговле
882 891
Рис. 1. Число малых предприятий в 1999—2009 гг. (включая микропредприятия, без средних предприятий и индивидуальных предпринимателей), тыс. ед.
и сфере услуг. Доля малых инновационных предприятий составляет всего 1,4 %, и эта тенденция сохраняется на протяжении всех последних лет не только в традиционных, но и в высокотехнологичных секторах (например, в производстве аппаратуры для радио, телевидения и связи доля малых предприятий составляет 4,3 %, в производстве изделий медицинской техники, средств измерений — 3,9 %, в производстве химической и металлургической продукции — 3,1 %) (рис. 2) [5].
При этом важная роль в интенсификации инновационных процессов принадлежит малым предприятиям, что обусловлено их инициативностью, гибкостью, способностью быстро приспосабливаться к новым требованиям. В условиях растущей диверсификации и индивидуализации производства они способны обеспечивать результативное освоение технологий и выпуск мелкосерийной инновационной продукции.
В Российской Федерации (на фоне слабой в целом инфраструктуры поддержки) малый бизнес
до 49 50-99 100-199 200-249 250-499 500-999 1000-4999 5000-9999 10 000 и более
]М
□ 3,6
Ц7,5 "П9Д
И 13,0
□ 21,8
38,9
10
20
30
40
50
Рис. 2. Удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе предприятий промышленного производства
Рис. 3. Основные направления прямой поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом
пока еще не может влиять на повышение общего уровня инновационной активности.
Малые фирмы не имеют финансовых ресурсов для реализации даже небольших инновационных проектов, не имеют научного потенциала и квалифицированных кадров, не имеют резерва времени, необходимого для освоения новых технологических процессов.
У малых предприятий есть интеллектуальный капитал, но нет условий для развития (нужны технопарки, бизнес-инкубаторы, где с нуля созданные фирмы могли бы получить теоретическую и практическую помощь и только затем выходить самостоятельно на рынок). За рубежом такая система давно и эффективно работает. В Финляндии, к примеру, на 100 малых предприятий приходится 80 развивающихся (коэффициент 0,8). В Сингапуре подобный коэффициент равен 0,7. В Российской Федерации, где технопарков, работающих в полную силу, пока нет, говорить о каких-либо коэффициентах пока рано.
В большинстве зарубежных стран развиваются два основных направления прямой поддержки малого инновационного бизнеса (рис. 3).
Государство содействует развитию малых компаний, выходящих на рынок, которые создаются университетскими учеными и разрабатывают рисковые инновационные проекты (spin-off), и инициирует поддержку малых предприятий, осуществляющих инновации. Причем оба эти направления предусматривают активное использование разнообразных венчурных механизмов.
Классическим примером подобных проектов является американская государственная программа SBIR (Small Business Innovation Research), открытая правительством в 1982 г. в связи с экономическим кризисом 1970-х гг. Она была разработана для помощи американскому малому бизнесу за счет предоставления стартового капитала малым предприятиям, которые осваивают инновационную продукцию. При этом предприятия не должны были непосредственно возвращать эти средства и полностью обладали созданной с их использованием интеллектуальной собственностью. Программа предусматривала «косвенный» возврат вложенных средств — в виде налогов.
- 63
66,9
^ 74,2
70
80 %
0
Таблица 2
Система поддержки малых инновационных предприятий за рубежом
Страна Источники, средства и способы поддержки малого инновационного бизнеса Характеристика
Австрия Программа посевного финансирования (Seed Financing Programme) Поддержка новых инновационных фирм и spin-off компаний
Программа «А+B» (Academy plus Business Programme) Поддержка новых (не старше трех лет) малых высокотехнологичных фирм (start-up компаний)
Испания Программы «INGENIO-2010» Создание специального фонда (около 200 млн евро), который финансирует рисковые инновационные проекты через Общество венчурного капитала
Великобритания Схема корпоративного инвестирования (Enterprise Investment Scheme) Стимулирование корпоративных инвестиций в акционерный капитал малых инновационных компаний
Гранты для малого инновационного бизнеса Существующее обременение на государственные контракты в сфере науки и инноваций: с 2005 г. не менее 2,5 % от общего числа контрактов министерств и ведомств должны заключать с малыми предприятиями
Канада Банк развития бизнеса (Business Development Bank) Венчурное финансирование с использованием специально выделенного государственного пакета (250 млн канад. долл. в год) и привлечение частных средств
Германия Программа EXIST Двойная поддержка проектов малого инновационного бизнеса: средства поступают в базовую организацию (университет или научный институт) и в стартовую фирму для увеличения ее собственного капитала
Дания Министерство экономики Использование схемы премирования за риск и государственные гарантии
Норвегия. Новая Зеландия Государственный фонд для покрытия рисков инвестирования в малый инновационный бизнес Определение выгодного пакета для инвестиционных компаний, финансирующих проекты малых фирм
Нидерланды Регулярные обследования банковской системы Разработка схемы, облегчающей доступ малых инновационных предприятий к небольшим (в пределах 0,5 млн евро) займам
В настоящее время мировая практика поддержки малых инновационных предприятий продолжает динамично развиваться (табл. 2).
Подобная система мер в Российской Федерации отсутствует. Но современная государственная политика, ориентированная на опережающее развитие, требует разработки комплексного подхода, охватывающего законодательную область, макроэкономическое регулирование, институциональное развитие, процессы стандартизации. Более того, активное развитие этих процессов как внутри страны, так и в международном масштабе послужит достижению важнейших государственных целей: формированию экономической безопасности страны, оздоровлению инновационной сферы и ее соответствию мировому уровню, усилению конкурентоспособности российской экономики путем выхода на мировые наукоемкие рынки.
Для реализации инновационно-производственного потенциала малого бизнеса в Российской Федерации необходимо создание благоприятной внешней среды его функционирования. Благопри-
ятная внешняя среда предпринимательства — это комплекс соответствующих экономических, организационно-правовых, социально-психологических, политических и научно-технических условий, формируемых, в том числе и целенаправленной государственной политикой. В настоящее время разработаны меры отечественной инновационной политики и виды регулирования, ориентированные, в том числе и на усиление инновационного потенциала малых инновационных предприятий. К ним относятся:
1) софинансирование инновационных разработок, проводимых малыми инновационными предприятиями;
2) поддержка инновационных разработок на создаваемых малых фирмах (программа «СТАРТ»);
3) налоговые льготы для организаций, работающих в области информационных технологий [1].
Указанный перечень структурно перекрывает многие направления выработанных мировых рекомендаций в этой области, но анализ каждой из мер показывает, что большинство из них включает
слишком большой компонент государственной поддержки. Необходимо сформировать микшированную систему поддержки инновационного предпринимательства, опирающуюся на рыночный механизм и государственные меры.
Во-первых, необходимо создать инфраструктуру, стимулирующую разработку и применение инновации (она должна включать комфортную и дешевую офисную инфраструктуру, специальные положения в законодательстве, связанные с налогами, с таможенными вопросами, с защитой интеллектуальной собственности и т. д.).
Экономическая наука давно ответила на вопросы, когда и для чего предприниматель осуществляет инновации. Инновации — это один из инструментов конкурентной борьбы.
При оценке возможности использования инноваций как инструмента конкурентной борьбы предприниматель учитывает высокую степень риска при использовании этого инструмента. Поэтому если у предпринимателя есть возможность использовать в конкурентной борьбе инструменты менее затратные и рискованные, чем инновации, то от последнего инструмента предприниматель откажется. Чтобы предприниматель использовал инновации в своей деятельности, необходимо чтобы риски от их использования были ниже, чем риски от другого вида деятельности.
Во-вторых, необходимо разработать систему подготовки предпринимательских кадров. В стране существует мощный научно-технологический потенциал, есть люди с креативным предпринимательским духом. Но при этом в нашей стране нет опыта по созданию креативного бизнеса.
Инновационные предприниматели предпочитают уезжать в другие страны, где существуют более комфортные условия для их деятельности. Им проще выучить язык и уехать, чем «пробиваться» в нашей стране.
В-третьих, основополагающим направлением в развитии российского инновационного предпринимательства на современном этапе должна стать интеграция малого бизнеса в экономический комплекс крупных предпринимательских структур. Корпорации могут использовать рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их инновационные возможности. Заинтересованность крупных предприятий в сотрудничестве с малыми предприятиями может быть обусловлена тем, что именно интеграция сможет компенсировать их «неповоротливость» в поиске и реализации новых технических решений, в процессе их проникновения на новые
рынки сбыта и в оперативном получении важной информации и передовых инновационных технологий. Такое взаимодействие позволяет перераспределять риск от тех или иных операций на малые предпринимательские структуры. А малое и среднее инновационное предпринимательство могут использовать своего крупного партнера как организатора производственных процессов и источник финансирования.
В-четвертых, необходимо развитие системы венчурного финансирования, которое связано с деятельностью венчурных фирм.
Структура венчурного бизнеса делится на две составляющие: инновационная фирма и фонд венчурного финансирования. Инновационные фирмы в наукоемких отраслях сталкиваются с коммерческим риском, который принимает на себя венчурный фонд и делит этот риск между многочисленными партнерами пропорционально вкладу каждого из них. Финансовая компания скупает у вновь образующейся инновационной фирмы большую часть ее пакета акций, осуществляя тем самым ее финансовую поддержку.
В области финансирования инновационного малого предпринимательства наиболее эффективно создание единого механизма (состоящего из технополисов, технопарков, инновационных компаний высших учебных заведений, соответствующих подразделений государственных и муниципальных органов, консультационных и других предприятий сферы услуг), обеспечивающего достижение лидирующих позиций в макротехнологиях.
Таким образом, мировая практика развития малого инновационного предпринимательства в странах с рыночной экономикой определяет необходимое условие для успешного функционирования таких предприятий, которое заключается в непосредственном участии органов государственной власти и управления в формировании и реализации экономической политики поддержки в отношении малых инновационных предприятий. Широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит более эффективно решать такие проблемы экономической безопасности, как расширение социальной базы экономических реформ и обеспечение гарантий их необратимости; мобилизация трудовых, инвестиционных, инновационных, информационных и других ресурсов; развитие конкуренции; структурная перестройка экономики и увеличение национальных конкурентных преимуществ. Решив множество проблем малого и среднего бизнеса, защитив его, государс-
- 65
тво только выиграет и получит мультипликативный эффект в виде роста благосостояния населения и роста национальной экономики, основанного на инновационном факторе. Это, в свою очередь, повысит экономическую и политическую стабильность и безопасность страны.
Список литературы
1. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ—ВШЭ. 2008. 168 с.
2. Выступление Д. Медведева на президиуме Госсовета Российской Федерации от 27.03.2008. URL: http://www. rost. га.
3. Леонова Ж. К., Хижняк А. Н. Стратегия формирования бизнес-образования в малых и средних городах. Коломна: РАЕН. 2007. 236 с.
4. Малое предпринимательство в России в 2009 г. и первой половине 2010 г., влияние государственной поддержки на сектор: материалы V межрегионального Круглого стола «Финансирование малого и среднего бизнеса в Урало-Западносибирском регионе». Екатеринбург, 2010.
5. Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сборник / Росстат. М.: Росстат. 2009.
6. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. М., 2005. 896 с.
Конкурс взял с места в карьер
6 декабря 2010 г. при организационной поддержке Cisco I-PRIZE начат прием заявок на участие в конкурсе на соискание премии инноваций Сколково. Медиа-партнером премии выступил Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».
Конкурс был объявлен 22 ноября и тут же вызвал неподдельный интерес по всей России: уже в первые же две недели организаторы конкурса получили 252 обращения из 88 населенных пунктов РФ, включая Южно-Сахалинск, Владивосток, Сургут, Улан-Удэ, село Чугуевка (Приморский край), якутский поселок Усть-Нера.
Конкурс на соискание премии инноваций Сколково организован в развитие договоренностей, достигнутых в ходе июньской встречи председателя совета директоров, главного исполнительного директора компании Cisco Джона Чемберса с Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым, и призван содействовать развитию инноваций в России. В нем могут участвовать проживающие на территории Российской Федерации граждане РФ не моложе 18 лет, способные предложить новаторские идеи, которые можно было бы воплотить в следующих областях:
• применение технологий в энергосбережении;
• применение технологий в здравоохранении;
• информационные технологии.
Заявки на участие в конкурсе принимаются до конца дня 15 февраля 2011 г. Все идеи будут оцениваться компетентным жюри по следующим критериям: рыночный потенциал, оригинальность и креативность, соответствие условиям российского и мирового рынков, вероятность успешного применения.
Итоги конкурса будут объявлены в двадцатых числах апреля 2011 г. Победители, будь то отдельные лица или коллективы, получат денежные призы, которыми они смогут воспользоваться для дальнейшего развития своих идей и строительства собственных компаний:
• первая премия - 3 млн руб.;
• вторая премия - 1,5 млн руб.;
• третья премия - 750 тыс руб..
Как подчеркнул старший директор Cisco, куратор глобальных инкубационных проектов компании Кристофер Томпсон (Christopher Thompson), «чтобы сделать конкурс максимально честным и открытым, к участию в нем не допускаются сотрудники Cisco, люди, имеющие деловые отношения с нашей компанией, сотрудники фонда "Сколково" и таких государственных учреждений, как министерства и ведомства. С другой стороны, мы сделаем все возможное, чтобы обеспечить участие в конкурсе учащимся, студентам и преподавателям российских школ и вузов».
http://www. cisco. com/