Проблемы экономики и менеджмента
М.Ю. Тихонова
магистрант, кафедра мировой экономики и менеджмента, ФГБОУВПО «Кубанский государственный
университет»
И.Н. Моисеенкова
магистрант, кафедра мировой экономики и менеджмента, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный
университет»
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И РОССИЙСКИЙ АСПЕКТЫ
Аннотация. В статье рассмотрены международные аспекты формирования эффективной государственной политики, направленной на стимулирование малого инновационного бизнеса; исследуется опыт европейских стран и США. Авторы предлагают мероприятия, которые направлены на активизацию малого инновационного предпринимательства в Российской Федерации, повышение его роли в формировании инновационной модели национальной экономики.
Ключевые слова: малое инновационное предпринимательство, государственная поддержка, государственные программы, венчурный фонд, региональный гарантийный фонд.
M.Y. Tikhonova, Kuban State University
I.N. Moiseenkova, Kuban State University
TOOLS OF THE STATE SUPPORT OF SMALL INNOVATIVE BUSINESS: INTERNATIONAL AND RUSSIAN ASPECTS
Abstract. In article the international aspects of formation of the effective state policy directed on stimulation of small innovative business are considered; experience of the European countries and the USA is investigated. Authors offer actions which are directed on activization of small innovative business to the Russian Federation, increase of its role in formation of innovative model of national economy.
Keywords: small innovative entrepreneurship, government support, state programs, venture fund, regional guarantee fund.
Одной из стратегических задач российского государства на современном этапе является формирование основ инновационной экономики. В настоящее время реформирование и модернизация экономики Российской Федерации невозможны без развития малого и среднего инновационного предпринимательства. Значимость малого инновационного предпринимательства обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность в краткие сроки обеспечить привлечение человеческих, финансовых и организационных ресурсов к подготовке и выпуску инновационной, конкурентоспособной продукции.
В странах-лидерах с инновационной моделью экономики, таких, как США, Япония, Германия, Сингапур, Китай, государство активно развивает программы стимулирования именно в секторе малого и среднего инновационного предпринимательства (МСП).
Например, «Европейская сеть поддержки предпринимательства» EEN (Enterprise
128
№ 3 (31) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
Europe Network), созданная как интегрированная сеть услуг поддержки бизнеса, объединяет около 250 региональных консорциумов, оказывающих МСП услуги для поддержки развития бизнеса и инноваций. К таким услугам относятся информирование, поддержка бизнес-коопераций, интернационализация предприятий, передача знаний и технологий [11].
В Великобритании эффективным инструментом поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства является государственная Программа гарантированных кредитов. В соответствии с данной программой Правительство через уполномоченные гарантийные фонды гарантирует коммерческим банкам возврат до 85% от суммы выданных кредитов малым инновационным предприятиям. Также следует отметить, что налогообложение является общепризнанным эффективным инструментом стимулирования МСП. Нижние границы налогообложения по ряду налогов в Великобритании устанавливаются таким образом, чтобы исключить из этой категории малые и средние предприятия или предоставить им максимально льготные условия. Например, НДС взимается только с предприятий, оборот которых превышает 80 тыс. ф. ст., при этом допускается однократная оплата НДС за весь год [3].
В 2000 году в Великобритании для МСП были приняты специальные налоговые льготы, действующие для предприятий, которые каждый год направляют более 10 тыс. ф. ст. на развитие научной деятельности. Данные льготы заключаются в налоговом вычете в отношении налога на прибыль. Размер данной налоговой льготы для МСП составляет 150% от расходов на НИОКР [6].
Другими эффективными инструментами поддержки малого инновационного бизнеса в Великобритании, которые реализуются Службой малого бизнеса (The Small Business Service - SBS) являются:
- формирование сети региональных фондов венчурного капитала;
- содействия малым предприятиям в поиске инвесторов;
- государственные программы по финансированию инновационных проектов;
- программы по поддержке экспортно-ориентированных инновационных МСП [3].
В Г ермании для развития МСП предоставляются целевые долгосрочные кредиты
сроком до 20 лет на создание малого предприятия, выделяются средства из правительственного бюджета. Программы развития МСП ориентированы в основном на стимулирование наукоёмких отраслей Г ермании. Льготное кредитование осуществляется по следующим направлениям:
- кредитование инновационно активных МСП;
- кредитование проектов, способствующих сохранению и улучшению состояния окружающей среды;
- кредитование малых фирм, функционирующих в депрессивных регионах Германии;
- кредитование предприятий, чья деятельность ориентирована на строительство и решение жилищных проблем;
№ 3 (31) - 2014
129
Проблемы экономики и менеджмента
- проектное финансирование предприятий, занятых в отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства [5].
В результате более 60% зарегистрированных патентов в Германии приходится именно на субъекты малого инновационного предпринимательства, а также ежегодно в стране появляется до 500 новых венчурных компаний. Также правительство Германии осуществляет эффективное стимулирование отрасли венчурного финансирования. Так, в 2004 году вышел Закон о стимулировании рискового капитала. Согласно положениям данного закона, для инициаторов создания венчурных фондов предусматриваются налоговые льготы, в частности, это освобождение от налогов на 50%. Инновационная сфера в Германии обеспечивается качественной информационной поддержкой. В стране работает Патентное ведомство Германии (всего создано около 20 патентноинформационных центров, расположенных по всей стране), которое облегчает доступ инновационных МСП к информации по новым разработкам [6].
В Швеции государственная политика в сфере инноваций реализуется посредством специализированного государственного учреждения - Правительственное агентство по инновационным системам («VINNOVA»). Главной целью деятельности VINNOVA является обеспечение эффективного сотрудничества между разработчиками инноваций - университетами и исследовательскими центрами и промышленного сектора, а также стимулирование развития венчурных отраслей науки и разработок. В стране была реализована эффективная модель коммерциализации научных разработок вузов. Согласно положениям Закона «О высшем образовании» вузы обязаны составлять отчет о своей деятельности и предоставлять его Агентству по высшему образованию.
С 1996 г. высшие учебные заведения Швеции получили право заниматься инновационной деятельностью. Так появились различные формы взаимодействия вузов и бизнеса: формирование в вузах специализированных подразделений, целью которых является коммерциализация инноваций, создание консалтинговых организаций, форумов по взаимодействию с внешними участниками, подразделений, осуществляющих консультации по экономическим и юридическим вопросам и создание холдингов. Правительством Швеции было создано 14 холдинговых фирм при вузах. Данные фирмы управляют акциями компаний, цель которых заключается в помощи по коммерциализации разработок при каждом вузе.
Также в Швеции действует программа, способствующая передаче инновационных технологий малому бизнесу (TUFF). В рамках данной программы создаются специальные организации - технологические брокеры, осуществляющие обучение, сертификацию брокеров, создание специализированной информационной сети [7].
Инновационная деятельность в США пользуется эффективной государственной поддержкой, здесь создана развитая организационно-правовая инфраструктура данной отрасли. В стране успешно функционируют различные формы сотрудничества малого бизнеса, занимающегося инновационной деятельностью с университетами, проводящими научные исследования. Таким образом, университеты получают возможность патентовать свои научные разработки, а частный бизнес - доступ к инновациям.
130
№ 3 (31) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
Одним из основных законов в сфере охраны интеллектуальной собственности в США является Закон о патентах. Благодаря принятию данного Закона, университеты, некоммерческие организации и субъекты малого бизнеса смогли получать федеральные средства для инновационной деятельности и оформления патентов на свои разработки, а также дальнейшей коммерциализации инноваций. До принятия данного Закона, все права на научные разработки университетов и бизнеса, полученные благодаря государственному финансированию, принадлежали государству. Закон о патентах содействовал улучшению условий для развития инновационной деятельности в США, поскольку после его принятия наблюдался резкий рост инновационной отрасли страны [9].
В США налоговый кредит (в данном случае компаниям, финансирующим проведение научных исследований и разработок, разрешается вычесть определенный процент затрат на НИОКР из налогооблагаемого дохода или налога на прибыль) дает возможность получить из уже уплаченного налога сумму, равную около 20% приращения расходов на НИОКР в текущем году. Данная льгота действует только в сфере НИОКР на территории США и оказывает эффективную поддержку для инновационных компаний, позволяя им проводить долгосрочные исследования. Также данный кредит особенно актуален для фирм, находящихся на ранних стадиях развития и МСП [8].
Благодаря государственной программе поддержки малого инновационного предпринимательства SBIR (Small Business Innovation Research Program) «Инновационные исследования в малом бизнесе» было направлено на исследования 21 млрд долл., получили финансирование 15000 фирм, выдано 50000 патентов, а также удалось задействовать 400000 инженеров и ученых [10].
Формирование оптимальных институциональных основ стимулирования инновационных МСП невозможно без создания института оценки эффективности государственных программ поддержки малого бизнеса. В США эти функции выполняет Генеральная инспекция (OIG), подотчетная только Президенту страны и Конгрессу, хотя формально она входит в структуру Администрации малого бизнеса США (SBA). Также для оценки эффективности государственной поддержки МСП привлекаются: Департамент управления и бюджета при Президенте США (Office of Management and Budget), Департамент Финансовой Инспекции Правительств США (US General Accountability Office). По результатам аудиторских проверок в открытой печати публикуется ежегодный отчет о деятельности Администрации малого бизнеса США, эффективности программ государственной поддержки сектора МСП в целом и инновационного бизнеса в частности. Таким образом, осуществляется жесткий, независимый контроль за расходованием государственных средств на поддержку МСП [2].
Развитие малого и среднего бизнеса в России требует инфраструктурной поддержки. Одним из таких инструментов выступают гарантийные фонды. Гарантийные фонды обеспечивают доступ МСП к кредитам и иным финансовым ресурсам. Для этого используется система гарантий и поручительств по обязательствам МСП, которые обеспечиваются средствами, полученными из федерального и/или регионального бюджетов.
№ 3 (31) - 2014
131
Проблемы экономики и менеджмента
Рассмотрим основные показатели финансовой деятельности региональных гарантийных фондов (ГФ) Российской Федерации в 2012 г. Огавка вознаграждения гарантийным фондам находится в границах от 1% (Костромская, Волгоградская, Новосибирская и Воронежская области) до 2,5% годовых от суммы поручительства (Красноярский край). Из общего ряда выбиваются лишь показатели ГФ Ставропольского края (от 0,5% до 1/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ).
Как положительную следует отметить тенденцию, когда отдельные региональные гарантийные фонды дифференцируют размер вознаграждения в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов МСП (Краснодарский край, Волгоградская и Костромская области). Это особенно актуально в условиях серьезных деформаций отраслевой структуры МСП как в целом по российской экономике, так и по регионам. В отраслевой структуре МСП доля предприятий оптовой и розничной торговли колеблется от 37,2% (Южный федеральный округ) до 43% (Уральский федеральный округ); занятых операциями с недвижимостью и арендным бизнесом - от 12,6% (ЮФО) до 19% (СЗФО).
С малым инновационным бизнесом ситуация просто катастрофическая: доля в отраслевой структуре МСП в Центральном федеральном округе (1,1%), СевероЗападном федеральном округе (0,9%). Только 0,6% малых и микропредприятий занимаются инновационными разработками в Приволжском и Уральском федеральных округах, в Южном и Сибирском федеральном округах - 0,5%, в Дальневосточном ФО -0,3% [1].
Следующим из ключевых элементов инфраструктуры инновационной деятельности выступает венчурный капитал, являющийся финансовым звеном, объединяющим носителей капитала и носителей наукоемких технологий. Именно венчурный капитал в современной экономике решает проблему финансового обеспечения инновационных проектов.
В 2004-2009 гг. Правительство Российской Федерации учредило государственные институты развития инновационного бизнеса - ОАО «РВК», ОАО «РОСНАНО», Фонд «Сколково», которые способствовали привлечению интереса общества и предпринимателей к новой экономике, инновациям. Также были предприняты меры по созданию благоприятного режима налогообложения для инновационного бизнеса, а именно - введение в 2010 году специального налогового статуса резидентов «Сколково», льготы по НДС для лицензирования программного обеспечения, сокращение ставок социальных взносов для ИТ-компаний.
Несмотря на определенное замедление по сравнению с докризисным периодом (в 2008 г. прирост капиталов составлял примерно 40% по сравнению с 2007 годом, а в 2007 г. - около 60% по сравнению с 2006 г.), венчурный рынок России развивается и адаптируется к сложившимся общемировым тенденциям. В 2012 г. суммарный объем капитала венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, работающих на территории России, составил 26,4 млрд долл., что на 30% больше чем в 2011 г. (20,1 млрд долл.) (рис. 1). Величина относительного прироста в 2012 г. достигла 28%.
132
№ 3 (31) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
Рисунок 1 - Капитализация венчурных фондов и фондов прямых инвестиций
в России в 2006-2012 гг., млн долл. [12]
На конец 2013 года в России под управлением 173 венчурных фондов находилось 5,2 млрд долл. Движущей силой рекордного показателя капитализации фондов, который в 2013 году составил 1,3 млрд долл., докапитализация существующих фондов и создание новых. Таким образом, можно сделать вывод о том, что российский рынок венчурного капитала на данный момент все еще далек от консолидации.
Для усиления мотивации субъектов Российской Федерации в развитии венчурных и гарантийных фондов целесообразно при оценке качества институциональной среды малого предпринимательства в регионе использовать следующие показатели:
- количество малых инновационных предприятий, получивших финансовую поддержку через региональные гарантийные (венчурные) фонды;
- объем финансовой поддержки малых инновационных предприятий за счет средств региональных гарантийных (венчурных) фондов [4].
Отношение венчурных фондов к программам государственной поддержки неоднозначно. Иногда условия предоставления помощи по программам государственной поддержки не устраивают фонды. Так, например, израильский Закон о НИОКР до 2005 года требовал, чтобы компании, получившие финансирование от Главного научного управления, регистрировали созданные ими объекты интеллектуальной собственности (ИС) в Израиле, без права дальнейшей передачи ИС иностранным компаниям. Данное ограничение мешало инвесторам продавать свои компании иностранным покупателям, которые планировали использовать приобретенную ИС за пределами Израиля.
В результате многие венчурные фонды не позволяли своим портфельным компаниям пользоваться государственной поддержкой. Однако со временем
№ 3 (31) - 2014
133
Проблемы экономики и менеджмента
правительство Израиля пересмотрело положения Закона и разрешило передавать ОИС на специальных условиях. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что государство должно учитывать потребности участников сферы инноваций и разрабатывать инструменты поддержки с учетом нужд бизнеса.
Исследование мер государственной поддержки инновационной деятельности в развитых странах показывает, что эффективным программам, инициативам и льготам присущи общие черты. Можно выделить основные критерии эффективных программ господдержки:
- ориентация на потребности отрасли;
- достаточное количество потенциальных участников;
- заранее четко установленные цели;
- единообразный и прозрачный процесс отбора участников;
- разумный уровень бюрократии;
- приемлемые нормы и правила;
- выделение достаточного бюджета;
- понимание долгосрочных перспектив;
- механизм активной обратной связи с рынком;
- контроль программы на государственном уровне [9].
По нашему мнению, комплекс мер для эффективного и динамичного развития малого и среднего инновационного бизнеса в России, должен включать следующие основные мероприятия:
- приведение институциональных факторов развития малого инновационного предпринимательства в соответствие с передовым зарубежным опытом стран с инновационно-ориентированной экономикой;
- выделение направления государственной поддержки инновационного предпринимательства в секторе МСП как приоритетного.
Одной из современных тенденций государственного стимулирования малого инновационного предпринимательства в промышленно развитых странах является приоритетное развитие инновационного бизнеса в регионах.
Мы поддерживаем точку зрения авторов, предлагающих в качестве показателей оценки эффективности работы региональных и муниципальных администраций следующие индикаторы:
- доля малых инновационных предприятий в региональной отраслевой структуре МСП;
- количество зарегистрированных патентов и внедренных азработок малыми инновационными предприятиями;
- общая площадь региональной (муниципальной) инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки);
- объем финансовой поддержки малых инновационных предприятий за счет средств регионального и муниципального бюджетов;
- удельный вес количества и стоимости контрактов на поставки товаров для
134
№ 3 (31) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
государственных и муниципальных нужд, заключенных с субъектами малого инновационного предпринимательства [4].
В заключение отметим, что для России проблема развития малого инновационного бизнеса крайне актуальна в связи со значительными деформациями отраслевой структуры МСП, в которой преобладают предприятия торговли, а также занятые арендным и риэлторским бизнесом. Создание эффективной системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства будет способствовать не только увеличению доли инновационных предприятий в отраслевой структуре МСП, но и переходу на инновационную модель развития национальной экономики.
Список литературы:
1. Александрин Ю.Н. Инновационная модель развития малого
предпринимательства // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 195-199.
2. Александрин Ю.Н. Институциональный аспект стимулирования малого предпринимательства в условиях формирования инновационной модели экономики // Экономика: теория и практика. 2010. № 1 (19). С. 13-19.
3. Александрин Ю.Н. Опыт Великобритании в модернизации системы государственной поддержки малого бизнеса // Экономика: теория и практика. 2011. № 4 (24). С. 29-35.
4. Александрин Ю.Н. Адаптация институтов развития малого
предпринимательства к инновационной экономике // Экономика: теория и практика. 2011. № 2 (22). С. 39-48.
5. Гринберг Р.С. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. М.: Наука, 2011. 258 с.
6. Калятин В.О. Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций / В.О. Калятин, В.Б. Наумов, Т.С. Никифорова // Российский юридический журнал. 2011. № 1 (76).
7. Кошелева Т.Н. Зарубежный опыт инновационной политики для малого предпринимательства // Общество. Среда. Развитие» («TERRA HUMANA»). 2010. № 2.
8. Макашева Н.П. Государственная поддержка и финансирование инновационной деятельности в России и странах мира // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 3 (23).
9. Малый бизнес: зарубежный опыт [Электронный ресурс] / ТПП-Информ. URL: http://www.nisse.ru/business/article/artide_1141.html
10. Официальный сайт правительства США, программа SBIR [Электронный ресурс]. URL: http://www.sbir.gov/about/about-sbir
11. Официальный сайт российской бизнес-инновационной сети [Электронный ресурс]. URL: http://www.gate2rubin.ru/een
12. Исследование российского и мирового венчурного рынка за 2007-2013 гг.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/
docsZ201402_RVC_EY_venture_markets_RU.pdf
№ 3 (31) - 2014
135