Научная статья на тему 'Условия, необходимые для развития малого инновационного предпринимательства в России'

Условия, необходимые для развития малого инновационного предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1972
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ФИРМЫ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL INNOVATIVE COMPANIES / INNOVATIVE DEVELOPMENT / THE VENTURE CAPITALBUSINESS / CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL INNOVATION ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грибов В. Д., Камчатников Г. В.

В статье рассмотрены значение малого инновационного предпринимательства для экономики России и те условия, которые необходимы для его успешного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS NECESSARY FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL INNOVATIVE BUSINESSES IN RUSSIA

This paper considers the value of small innovation entrepreneurship to the economy of Russia and the conditions necessary for its successful development.

Текст научной работы на тему «Условия, необходимые для развития малого инновационного предпринимательства в России»

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. сти как отдельного элемента, так и кластера в целом.

Однако в чистом виде перечисленные типы кластеров не встречаются ни за рубежом, ни в России. Отражая динамику относительных преимуществ, кластеры формируются, расширяются, углубляются, но могут также со временем сужаться, свертываться, распадаться. Подобная динамичность и гибкость кластеров является еще одним преимуществом по сравнению с другими формами организации экономической системы.

Выводы

На основе всего вышесказанного, предполагаем абсолютно доказанным тот факт, что для стимулирования модернизации и инновационного развития машиностроения на основе кластеризации необходимо на государственном и бизнес уровнях стимулировать развитие определённых направлений машиностроения в конкретно взятых регионах. Именно в этом случае мы сможем получить такой экономический эффект, как, например, в Силиконой долине. В нашей стране на данном примере реализуется проект Сколково, однако текущая модель поведения организации говорит о нём в большей степени как о инструменте инвестирования, нежели чем о самостоятельном "рыночном организме", который смог бы реализовы-вать свои продукты при минимальном или полном отсутствии контроля со стороны государства. Другие кластеры реализуемые в нашей стране (рис.3) ешё не успели доказать свою экономическую выгоду, однако, учитывая опыт зарубежных коллег, данный инструмент имеет довольно высокий потенциал, что оставляет его актуальным для обсуждения и реализации в нашей стране.

Литература

1. Борисов В. Машиностроение: инновации и конкурентоспособность/ В. Борисов, А. Жи-гин, М. Абрамов // Экономист. - М, 2000,N N8.-C38 - 42

2. Концепция формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России.

3. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. «Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года». М.: Институт экономических стратегий, 2006.

4. Мызрова О.А. Машиностроение как кластер инновационной экономики / О.А. Мызрова // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2009. - № 3 (41). -Вып. 2. - С. 289-292. - 0,44 п.л.

5. Портер М. Конкуренция. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. - С. 205-206.

6. Родивилов А. С., Темкина И. М. «Инновационное развитие экономики России: региональный аспект». Общественные науки.Философия экономики и экономическая наука. № 4(83), 2010.

7. Сковородин В. Кризис и реальные проекты / В. Сковородин // Business-Class (Пермь). -2008. - №50.

8. http://www.gks.ru

9. http://www.veb.ru/analytics/innovation/

10. http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/analytics/mi/201102.pdf

Условия, необходимые для развития малого инновационного предпринимательства в России

д.э.н. проф. Грибов В.Д., Камчатников Г.В. Московская Государственная Академия Делового Администрирования, МГТУ «МАМИ»

8(495) 223-05-23

Аннотация. В статье рассмотрены значение малого инновационного предпринимательства для экономики России и те условия, которые необходимы для его успешного развития.

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. Ключевые слова: малые инновационные фирмы, инновационное развитие, венчурное предпринимательство, условия развития малого инновационного предпринимательства.

Инновационное развитие, безальтернативный характер которого признан сегодня подавляющим большинством представителей науки, предпринимательства и власти, к сожалению, не стало ещё неотъемлемым признаком экономической практики нашей страны. Темпы инновационного обновления имеют четко выраженную зависимость от той конкретной среды, в которой осуществляется инновационная деятельность и использование результатов этой деятельности. Совершенно очевидно, что, если в России переход на инновационный путь развития экономики заявлен как национальный приоритет, в обществе должна быть создана среда, поощряющая и облегчающая инновационную деятельность всех её составляющих частей и особенно малого инновационного предпринимательства как направления связанного с развитием наукоемких, высокотехнологичных отраслей.

Инновационная деятельность малых фирм создает базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе. Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики. При оценке инновационного потенциала малого бизнеса следует исходить из положения о том, что малый бизнес инновационен по своей природе. Этому способствуют следующие характеристики организаций малого бизнеса:

• многоплановый характер мотиваций к инновационной деятельности, обусловленный экономическими и неэкономическими факторами (внеэкономическая причина -честолюбие автора изобретения, экономическая причина - успешная реализация изобретения, позволяющая автору состояться как предпринимателю);

• узкая специализация творческого поиска;

• немногочисленный персонал;

• ориентация на конечный результат;

• возможность идти на риск, что абсолютно неприемлемо для большинства крупных организаций. Научное предпринимательство связано с особым риском (статистика показывает, что путь от идеи до наукоемкого коммерческого товара занимает от трех до пяти лет; лишь одна-две инновации из десяти доходят до рынка);

• малые фирмы, работающие по аутсорсингу с крупными, оперативно реагируют на спрос к изменениям со стороны крупного бизнеса и становятся источниками инноваций в экономике;

• динамическая роль малого бизнеса как источника развития, значительно повышающая его относительно низкую эффективность;

• высокая производительность труда и малые издержки производства;

• высокая отдача на единицу денежных средств, вложенных в НИОКР.

Многие товары, определяющие ныне лицо современного общества, появились благодаря именно наукоемкому бизнесу.

Основное преимущество малого бизнеса заключается в повышенной творческой инициативности, способности к быстрым переменам, самостоятельности в принятии главных решений, что позволяет получать выгоды от изменений во внешней среде, способствует созданию и внедрению новшеств. Характерна легкость, с которой вводят новшества многие небольшие компании. Они разрабатывают новые изделия, процессы и услуги со скоростью и эффективностью, которой не смогут достичь крупные компании. В малой фирме обычно хорошо налажены коммуникации. Сотрудники постоянно находятся в контакте друг с другом, быстро приходят к общему мнению в оценке трудностей. Им приходится менять характер работы или дублировать друг друга, чтобы избавиться от критических «узких мест». Часто один и тот же человек выполняет многочисленные функции. Пересечение

обязанностей помогает преодолению организационных барьеров, препятствующих инновационным процессам. Руководство малых компаний, как правило, терпимее относится к неудачам в работе своих сотрудников, понимая, что создавать новое нелегко. Успешно действующие компании предоставляют своим сотрудникам оплачиваемое время для проведения поисковых работ по рисковым проектам. Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управлению, с другой, будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.

Приоритетное поле деятельности малых фирм составляют наукоемкие отрасли. К характерным особенностям наукоемких отраслей, определяющих их роль в экономике в целом, относятся высокие темпы роста, в три-четыре раза превышающие темпы роста прочих отраслей хозяйства, что во многом обусловлено большей долей добавленной стоимости в конечной продукции; повышенная заработная плата работающих; крупные объемы экспорта, что особенно важно, высокий инновационный потенциал, обслуживающий не только обладающую им отрасль, но и другие отрасли экономики, порождающий «цепную реакцию» нововведений в национальном и мировом хозяйстве. Наукоемкие отрасли, как правило, основаны на высоких технологиях; это требует, чтобы технологический уклад, формирующий основные технико-технологические решения отрасли, ее производственный потенциал относились к технологическим укладам высокого уровня. Наивысшим считается шестой технологический уклад, в котором развиваются такие отрасли, как микробиология, нанотехнология, генная инженерия.

Россия располагает мощным интеллектуальным потенциалом, поэтому развитие малых предприятий в сфере исследований и разработок открывает необозримое поле деятельности для наших ученых и инженеров многочисленных НИИ. В США 55 % новых товаров создано на предприятиях малого бизнеса. Инновационный потенциал малого бизнеса обусловлен его экономической и технологической гибкостью в реализации новых идей, позволяющей реагировать на требования рынка. Малое инновационное предпринимательство основано на коммерциализации новейших достижений отечественной науки и техники, изобретений и открытий. Это особый и еще мало развитый в России бизнес.

Для развития малого инновационного предпринимательства в любой стране, в том числе и в России, необходимы следующие условия:

• благоприятная экономическая ситуация в стране;

• благоприятный законодательный и налоговый режимы, направленные на всемерное поощрение развития предпринимательской деятельности;

• востребованность инноваций промышленностью и покупателями новых технологий, продуктов и услуг;

• развитая банковская система и система венчурных фондов;

• наличие венчурных капиталистов, готовых и желающих инвестировать в рисковые, ранние стадии создания и реализации научно-технических проектов;

• достаточно высокий уровень научного потенциала в стране (наличие новых идей, новых технологий, ноу-хау);

• высокая культура рыночных отношений (культура и этика предпринимательства, наличие опытных менеджеров, полная поддержка предпринимательства со стороны государства).

Для России реально наличие всех этих условий. Несмотря на значительную «утечку мозгов», в стране сохраняются высококвалифицированные научные и научно-технические кадры, фундаментальные и технологические научные заделы, уникальная научно-производственная база. К сожалению, по-прежнему крайне слаба ориентация этого громадного национального достояния на создание и реализацию конкретных инноваций.

Инновационный потенциал страны невостребован. Инновации внедряют лишь 9,4 % российских предприятий.

В 2008 г. крупными и средними предприятиями России было произведено инновационной продукции на сумму 714,0 млрд. руб., а её доля в общем объёме товаров, работ, услуг составила всего 5,5 %. При этом принципиально новая продукция составила всего десятую часть инновационной продукции (чуть более 70 млрд. руб., или 0,6 % промышленного производства). Остальные 90 % - это усовершенствованные или вновь внедренные на отечественных предприятиях товары и услуги. В итоге доля России на мировых рынках высокотехнологической продукции всего лишь 0,3 % - это на уровне Чехии, Норвегии и Португалии. И то в основном за счет традиционной отрасли - «воздушных и космических летательных аппаратов». Между тем в мире высокотехнологические рынки динамично растут: фармацевтика и биотехнологии прибавляют более чем на 20 % в год, поражает воображение потенциал нанотехнологий (рынок нанотехнологических товаров, по прогнозу The Nanotech Report, вырастет с $ 50 млрд. в 2006 г. до $ 2,5 трлн. в 2014 г.) [1].

Основной сдерживающий фактор инновационного развития предприятий и экономики России в целом - это прежде всего недостаток финансирования этого направления деятельности. Следует отметить, что многие российские предприятия попросту не имеют возможности финансировать инновационные проекты. Экономический кризис ещё в большей степени сократил эти возможности. Поэтому у многих отечественных предприятий основное стремление - выжить.

В этой связи следует отметить, что во всех промышленно развитых странах - США, а также ЕС - определяющую роль в формировании системы венчурного финансирования играет государство, осуществляющее целенаправленную политику в области формирования инновационной инфраструктуры и венчурных фондов, создания законодательно-правовых регуляторов венчурных инвестиций и льготных налогов, информационно-правового обеспечения и развития венчурного предпринимательства. Государственная инновационная политика в области венчурного бизнеса предусматривает в первую очередь правовое регулирование деятельности венчурных фондов и обеспечение льготного налогообложения прибыли венчурных инвесторов, зарабатываемой этими фондами [2].

Кроме льгот по налогообложению инновационных кредитов, комплекс нормативно-правовых актов предусматривает возможность безналогового инвестирования финансовых средств за счет отчислений от прибыли, полученной от реализации инновационных проектов; льготы при формировании кредитных ресурсов в качестве оборотных средств фонда, льготы участникам инновационных проектов в части таможенных сборов и пошлин, получении генеральных лицензий и разрешений на бартерные сделки. В большинстве стран (Германия, Италия, Китай, США, Финляндия и др.) бизнес-инкубаторы получают существенную государственную помощь, а в некоторых странах приняты специальные законы, определяющие статус и регламентирующие деятельность бизнес-инкубаторов по развитию и поддержке малого венчурного предпринимательства.

Российская экономика пока мало готова к тому, чтобы начать эффективно развивать венчурное предпринимательство.

В настоящее время в России риски венчурного предпринимательства, имеющего дело с базисными, радикальными инновациями, весьма разнообразны и значительно превышают его уверенные ожидания. В первую очередь это политические риски возникновения убытков или сокращения прибыли вследствие возможного изменения политики государства. В контексте функционирования венчурного фонда этот риск выражается в неблагоприятном инвестиционном климате - в низкой способности государства защищать права венчурных инвесторов, в особенности право свободно распорядиться возвращаемыми средствами.

Политические риски формируют неустойчивую деловую среду венчурного предпринимательства, прежде всего риски возможности сбора необходимых средств,

которые блокируют развитие инновационного процесса на самой ранней его стадии. К этому добавляется риск недобросовестного поведения первоначальных подписчиков фонда. В основном в инвестиционном периоде акционеров и менеджеров фонда поджидают достаточно известные риски - некачественные инвестиционные предложения, финансовые (угроза неплатежей), юридические, маркетинговые, технологические, экологические, криминальные и другие, в том числе форс-мажорные. Все это сопровождается отсутствием законодательной базы, которая должна регулировать деятельность венчурного предпринимательства.

Но основной риск - инновационный, обусловленный самой природой базисных нововведений. Это преимущественно исследовательский и маркетинговый риски. Первый труднопрогнозируемый, а второй, напротив, должен быть четко просчитан и дополнен использованием опыта развитых европейских стран. Наибольшие риски связаны с заключительным этапом - выходом фонда из компании, в которую вложен венчурный капитал. Отсутствие в России развитого фондового рынка сильно снижает вероятность выхода с помощью первого выпуска акций (1Р0) венчурной компании на таком рынке.

Важнейшим условием развития венчурного предпринимательства является широкая правовая среда функционирования венчурных фирм.

Формирование правовой среды малых инновационных предприятий является обязательным и непременным условием, обеспечивающим им экономическую свободу, права и гарантии, позволяющие осознано заниматься бизнесом, разрешенным законом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность венчурных фирм перед хозяйствующими субъектами, партнёрами, потребителями (покупателями), бюджетами разного уровня за выполнение обязательств в установленные сроки и в полном объеме.

Законодательные и нормативные акты формируют систему экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям малых предприятий. Устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся запреты на введение незаконного предпринимательства. Одновременно законодательными актами устанавливаются меры защиты субъектов предпринимательства от негативного влияния внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти разного уровня. С принятием законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность происходит совершенствование инфраструктуры малого венчурного предпринимательства, важное значение для активизации венчурного предпринимательства имеет либерализация налогообложения, в частности применение налоговых льгот (снижение ставок налогов, «налоговые каникулы» и др.).

Косвенные методы стимулирования инновационной активности, такие как налоговые вычеты и преференции, до недавнего времени были незначительными и, следовательно, малоэффективными. Разрабатываемые изменения к налоговому законодательству предусматривают существенное увеличение льгот для инвесторов, особенно в части освобождения инновационной деятельности от НДС и увеличения амортизационной премии. И все же они по-прежнему ниже, чем аналогичные вычеты и преференции в странах, занимающих лидирующее положение в инновационной гонке. Для сравнения, в США насчитывается более сотни льгот, активизирующих научно-технический прогресс. Общая сумма налоговых льгот примерно равняется затратам компании на инновации. В Японии, Канаде, Франции, Италии предусматривается 100-процентное исключение из облагаемого налогом дохода затрат на инвестиции [3].

На создание благоприятного климата в обществе в целях активизации венчурного бизнеса оказывают влияние множество факторов. Важнейшие из них приведены в таблице 1.

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки.

Таблица 1

Факторы, благоприятствующие развитию венчурных высокотехнологичных компаний

[4]

№ п/п Факторы, влияющие на развитие венчурного бизнеса

1 Политическая и экономическая стабильность

2 Четкая государственная стратегия экономического развития страны

3 Обоснованная налоговая политика, способствующая формированию благоприятного инвестиционного фона

4 Гарантии незыблемости прав собственности

5 Узаконенное право собственности на землю

6 Государственная защита интересов компаний за рубежом

7 Законодательное обеспечение налоговых льгот инвесторам

8 Защита интеллектуальной собственности как важнейшей составляющей высокотехнологического бизнеса

9 Независимость и действенность судебной власти при рассмотрении имущественных споров

10 Защита от государственного рэкета в виде взяточничества и коррупции

11 Достаточная транспарентность малых венчурных предприятий

12 Адекватная современным мировым требованиям система бухгалтерского учета

13 Наличие у малых предприятий, компаний или фирм опыта по подготовке четких и экономически привлекательных долгосрочных бизнес-планов

14 Совместимость менталитета иностранных и отечественных инвесторов с менталитетом основателей компаний, менеджеров и акционеров малых предприятий

15 Защищенность прав акционеров

16 Условия для обеспечения ликвидности активов малых высокотехнологичных компаний

17 Развитая финансово-банковская система

18 Система посреднических услуг для субъектов венчурного бизнеса

19 Рынок капиталов

20 Альтернативный фондовый рынок для акций малых высокотехнологичных компаний и др.

Государственную экономическую политику страны следует направить на создание и стимулирование новых малых высокотехнологичных компаний, формирование индустрии венчурного бизнеса. Это позволит повысить интеллектуальный и технологический потенциал страны, добиться серьёзных успехов на пути построения сильной и процветающей России.

Особенно важно формировать условия распространения венчурной формы финансирования для молодых, быстрорастущих частных компаний. Известно, что достартовое финансирование (seed) и стартовое (start up) являются самыми рискованными вложениями для предпринимателя. В данной ситуации государственная поддержка «стартовых» условий развития этих компаний может оказать свое мощное воздействие на прозрачность горизонта венчурного финансирования.

С целью государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства в российских высших учебных заведениях, было принято постановление правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Постановление направлено на формирование инновационной среды, поддержку создания хозяйственных обществ, учреждаемых в соответствии с федеральным законом № 217-ФЗ.

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки.

Правительство Российской Федерации включило развитие малого и среднего предпринимательства в Основные направления деятельности на период до 2012 года. Основной акцент сделан на поддержку инновационных малых компаний и поддержку компаний, осуществляющих модернизацию производства, сохранены наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, обучающие программы.

Среди основных мер поддержки начинающих малых инновационных компаний можно выделить гранты малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях. Сумма гранта составит 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки - юридическое лицо. На эти цели в 2010-2012 годы планируется выделить 12 млрд. руб.

Также предусмотрено предоставление субсидий уже действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в т.ч. прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и т. п.

В число приоритетов включена поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, так как именно такие компании производят конкурентоспособную продукцию.

Выводы

Таким образом, принят ряд важных мер, способствующих развитию малых инновационных предприятий. Тем не менее такая работа должна быть продолжена, поскольку эта сфера пока не отвечает в полной мере переходу экономики России на инновационный путь развития.

Литература

1. http://www.hse.ru Национальный доклад «Инновационное развитие-основа модернизации экономики», с. 43.

2. Новицкий Н.А. Инновационная экономика России-М., 2008, с. 114.

3. Тарутин А. Узкие места инновационного процесса // Экономист 2008, №10, с. 44.

4. Воронцов В.А., Ивина Л.В., Основные понятия и термины венчурного финансированияМ: СТУПЕНИ, 2002-с. 235.

Теоретические аспекты управления предприятиями промышленности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

маркетинговый подход

д.э.н. проф. Басков Л.П.

Московская Академия Предпринимательства при Правительстве Москвы

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты управления предприятием промышленности, вопрос становления и развития маркетинга как самостоятельной отрасли. Определен маркетинговый подход управления предприятием промышленности.

Ключевые слова: маркетинг, предприниматель, конкуренция, промышленность.

Маркетинг возник и оформился в самостоятельную отрасль знаний и свод практических действий на рынке товаров и услуг в США на рубеже XIX и XX веков.

Он был востребован предпринимателями того времени как ответная реакция на обостряющуюся конкуренцию на товарных рынках. И появился как некая совокупность правил успешной деятельности на товарных рынках в условиях конкуренции. В 1910-х годах XX века маркетинг как самостоятельная дисциплина уже изучается в университетах США.

Существует множество определений маркетинга. Известный американский учёный,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.