УДК 378:001.895
ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
© Ирина Анатольевна Задонская
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены проблемы развития современного регионального университета, необходимость развития в нем инноваций, на примере развития Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина показано развитие инновационно-образовательной среды регионального классического университета.
Ключевые слова: региональный университет; инновационное развитие; инновационно-образовательная среда.
Глубокие преобразования, которые пережили или переживают в настоящее время современные общества, требуют соответствующих преобразований в национальном образовании. Но, прекрасно чувствуя, что изменения необходимы, мы плохо знаем, какими они должны быть
Эмиль Дюркгейм
Переход человечества к глобальному обществу, основанному на знаниях, обусло-
вил ряд системных изменений высшего образования. За последние десятилетия XX в. установка на получение высшего образования стала общепринятой нормой в условиях развивающегося информационного общества, а образовательные учреждения превратились в важнейшую инфраструктуру инновационного развития своих государств и территорий, приобрели стратегическое значение в формировании человеческого капитала.
Современное развитие российского высшего образования должно развиваться под влиянием паритетности глобальных / локальных тенденций, что отражается в равновесии интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство на условиях социальной адаптированности глобальных инноваций для решения внутренних социальноэкономических, социокультурных и социально-демографических проблем для национальной системы высшего образования в целом и развития ее отдельных региональных систем. В последнем случае реальная паритетность развития региональных, национальных и международных программ региональных университетов будет способствовать их эффективному функционированию в современных условиях [1].
Понятие «инновация» чаще всего мы употребляем в контексте нововведений, реформ, ожидаемых изменений. Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле слова как внесение нового, как изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно охарактеризовать как имманентную характеристику образования, вытекающую из его основного смысла, сущности и значения.
Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени. Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационный процесс «отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового» и обладает следующими свойствами [2]:
- новизна как относительная величина, определяющая соответствие нововведений данному историческому периоду, что позволяет инновациям обладать наиболее прогрессивными свойствами;
- потенциал повышения эффективности как способность инноваций обладать качествами и свойствами, существенно улучшающими функционирование системы или отдельных ее элементов;
- долговременность полезного эффекта как способность инноваций максимально длительное время сохранять признаки новизны и актуальности;
- согласованность с другими нововведениями и нормой как интегративное свойство.
Закон инновационного развития в образовании проявляется в процессах диверсификации, обновления всех составляющих образовательной практики, к которым мы можем отнести цели, задачи, структуру, технологии обучения, воспитания, управления, педагогический персонал и его квалификацию, принятые ценности и стиль отношений, научно-методическое, финансовое, материально-техническое обеспечение и др. Все эти компоненты находятся в постоянной динамике и взаимодействии в рамках региональной образовательной системы, постоянно подвергающейся воздействию таких внешних факторов, как состояние научно-технического прогресса, социокультурных изменений, ограничения со стороны законов, власти, органов управления, потребителей, конкурентов и др. Инновационное развитие региональной системы образования соответствует инновационной системе развития экономики, политики, социальной сферы региона. Она постоянно накапливает и развивает инновационный потенциал, представляющий совокупность различных видов ресурсов образовательной системы, включая кадровые, научно-методические, финансовые, интеллектуальные, материально-технические и иные ресурсы [3].
Процесс инновационного развития региональной системы образования обладает определенной направленностью: растет многообразие форм организации образовательных структур, повышается их сложность, увеличивается объем информации, с помощью которой они могут быть выявлены, описаны, изучены и осознаны.
Инновационные процессы должны осуществляться сегодня во всех образовательных структурах. Университет - особенно благоприятная территория для инноваций, его основная характеристика - постоянный приток человеческого капитала, а также университет является потенциальной колыбелью новых междисциплинарных областей науки и новых отраслей промышленности, каждая из них пересекается с другими и способствует их развитию.
Региональный университет соединяет фундаментальность образования с ориентацией на реалии и перспективы будущей про-
фессиональной деятельности в современном обществе. Эксперты международного всемирного доклада ЮНЕСКО 2005 г. «К обществам знания» утверждают, что новые наиболее эффективные способы использования человеческого капитала требуют новых моделей развития высшего образования, основанных «на знании, на взаимопомощи и всеобщем участии» [4].
Инновационное развитие регионального университета является одной из наиболее актуальных проблем, решение которой связано с обеспечением национальных приоритетов страны. Основными требованиями, предъявляемыми постиндустриальным обществом к образованию, являются:
- ориентированность на передачу знаний и формирование компетенций, обеспечивающая повышение человеческого капитала личности;
- создание системы непрерывного образования;
- совершенствование технологической основы передачи знаний;
- востребованность образованной личности на рынке труда;
- разработка и внедрение организационно-экономических механизмов,
- развитие научных школ, фундаментальных и прикладных исследований и мн. др.
Анализ региональных образовательных систем, каждая из которых включает в себя такие элементы, как муниципальные образовательные системы, учреждения профессионального образования разного уровня, региональные органы управления образованием, позволяет сделать вывод о возможности формирования системы инновационного развития регионального образования на базе классического университета.
К достоинствам классического университета в данном контексте относятся [5]:
- значительный потенциал в области фундаментального развития человеческого капитала личности;
- опора на традиции отечественного образования по системному развитию личности, включая сложившиеся научнопедагогические школы, обеспечивающие востребованность выпускников университета на рынке труда;
- традиции научно-исследовательской, экспедиционно-изыскательской, инновацион-
ной деятельности и имеющийся потенциал позволяют классическому университету трансформировать традиционное образование индустриального общества в инновационное образование информационного общества;
- инфраструктура образовательного комплекса классического университета, как правило, обеспечивает инновационное развитие непрерывного образования в регионе;
- практика деятельности классического университета по инновационному развитию детей и молодежи региона позволяет стать ему основным элементом в региональной системе инновационного развития образования.
Вышеперечисленные достоинства обеспечивают реальную возможность по трансформации потенциала фундаментальных знаний классического университета в ценности человеческого капитала личности для граждан региона независимо от их возраста. Именно это является основой инновационного развития образования.
Практическим инструментом для реализации указанной возможности является разработка и внедрение инновационной образовательной программы классического университета, которая должна соответствовать следующим требованиям [5, с. 23-25]:
- интеграции деятельности университета по удовлетворению потребностей социально-экономического развития региона, а также с глобальными требованиями к инновационному характеру образования с учетом требований Болонского процесса;
- создаваемые образовательные ресурсы должны обеспечивать развитие функциональной грамотности, формирование универсальных компетенций, междисциплинарный характер получаемых знаний;
- образовательные технологии, используемые в процессе обучения, должны опираться на современные достижения в области передачи знаний и информации;
- лабораторная база, используемая в процессе обучения, должна быть адекватна уровню технического прогресса;
- научно-исследовательская деятельность должна включать поддержку выдающихся ученых, быть обеспечена необходимым оборудованием и технологиями на уровне мировых стандартов, осуществляться в интересах повышения инвестиционной привлекательности научно-исследовательских про-
ектов с учетом внедренческих эффектов, органично вписываться в образовательный процесс;
- обеспечение доступности инновационных образовательных ресурсов до их потребителей на основе системы дистанционного образования с использованием информационных и коммуникационных технологий;
- решение задач инновационного развития университета должно базироваться на современных технологиях управления и соответствующей информационной инфраструктуре.
Инновационная образовательная программа классического университета является отражением как объективной необходимости трансформации университета на качественно новый уровень, так и его потенциальных возможностей по осуществлению изменений, обеспечивающих позиционирование университета в качестве фактора инновационного развития региона. Инновационная образовательная программа определяет видение классического университета в качестве [5, с. 24-25]:
- институциональной структуры непрерывного развития человеческого капитала личности в регионе, включая довузовское и послевузовское образование;
- системообразующего элемента инновационной системы образования в регионе, обеспечивающей доступность и качество современного образования в интересах развития личности, общества, государства;
- источника решений по инновационному развития детей и молодежи для региональной образовательной системы.
Учитывая вышесказанное, можно сказать, что в современном обществе классический университет становится центром инновационного развития региональной образовательной среды. Инновационные принципы управления (инновационный менеджмент) научной и образовательной деятельностью предполагают реализацию полного инновационного цикла от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильных рынках. Новые знания, получаемые в ходе выполнения фундаментальных и поисковых исследований, должны реализовываться в научной и образовательной сферах деятельности университетов.
Далее автор хотел бы остановиться на роли университетских комплексов в иннова-
ционно-образовательной среде университета, которые позволяют последнему выступать лидером и координирующим центром в обеспечении инновационного развития территории.
Правительство Российской Федерации в области образования предоставило ведущим университетам нашей страны уникальную возможность стать центром научного, технологического, образовательного и культурного преобразования регионов, отраслей и ведомств и активно влиять на формирование инновационного пути развития отечественной экономики на основе создания университетских комплексов.
Становление региональных университетских комплексов имеет ряд особенностей [2, с. 36]:
- они призваны выполнять не только требования государственных образовательных стандартов подготовки специалистов различного профиля, но и принять на себя функции центра науки, культуры и образования территории;
- комплексы испытывают в своей деятельности противоречивое влияние со стороны различных групп и организаций федерального и регионального уровней, каждая из которых преследует собственные интересы, сбалансировать которые является достаточно сложной управленческой задачей;
- развитие потенциала и кадровых ресурсов региональных университетских комплексов тесно связано с потребностями региона, с необходимостью участия в разработке и реализации программ социальноэкономического развития региона;
- комплексы имеют достаточно сложную содержательную и организационную структуры, обеспечивающие преемственность, непрерывность и многоуровневость профессионального образования;
- в отличие от классических университетов региональные университетские комплексы обязаны обеспечить не только фундаментальную научную подготовку, но и освоение выпускниками компетентностей, позволяющих им успешно осуществлять профессиональную деятельность в различных сферах.
Следовательно, региональные комплексы представляют совокупность образовательных, научных, конструкторских, техно-
логических, производственных, инновационных, социальных и иных структур, организационно связанных с целью повышения роли университета в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии города, региона и страны в целом, расширения сферы его деятельности, привлечения инвестиций в университетский комплекс на основе реализации проектов в образовательной, научно-технической, производственной и инновационной областях. Региональные научно-образовательные комплексы обеспечивают перспективную форму взаимодействия образовательных учреждений с органами управления образованием как на региональном, так и на федеральном уровнях, а также с предприятиями, социальной сферой, интеллектуально-культурными и деловыми кругами, представителями общественности. Главная цель создания университетского комплекса - повышение роли университетов в социально-экономическом, технологическом и культурном развитии регионов и страны в целом, расширение масштабов их деятельности, обеспечение инвестиций в университетский комплекс на основе реализации крупных проектов [6]. Одной из форм университетского комплекса можно считать университетский образовательный округ.
Сегодня становится очевидным, что региональные научно-образовательные комплексы представляют собой наиболее перспективную и адекватную современному этапу национально-технологического прогресса форму обогащения интеллектуальнодуховного и материально-технического потенциала самого образования. Они дают возможность создать региональные информационно-образовательные среды, интегрирующие коммуникационные ресурсы и технологии ассоциированных образовательных учреждений независимо от уровня, типа и вида последних. В дальнейшем на их базе могут появиться научно-технологические парки и центры высоких образовательных и производственных технологий.
Следует отметить, что за годы реформ в Тамбовской области создан уникальный по российским меркам университетский научноакадемический образовательный комплекс. Создана достаточно разветвленная образова-
тельная инфраструктура и современная модель непрерывного образования.
Примером может служить Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, который является одним из ведущих классических вузов региона. Университетский комплекс представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, в которой каждый предыдущий уровень обеспечивает функционирование последующего. Первый уровень образуют подразделения базового образовательного учреждения -ТГУ им. Г.Р. Державина, - входящие в учебный, научный и инновационные блоки. Второй уровень образуют инфраструктурные подразделения, созданные при участии ТГУ для исполнения инновационной деятельности в сфере науки, переподготовки кадров и других задач. Третий уровень образуют предприятия и организации - партнеры, вовлеченные в инновационную деятельность [7].
Стратегическая программа ТГУ им. Г.Р. Державина заключается в формировании качественно нового государственного учреждения высшего профессионального образования классического типа. Формой такого нового вуза должен стать инновационный технопарк, а сам университет принять форму образовательно-исследовательского инновационного государственного университета. Сутью нового университета является его ориентация на логическое совмещение в рамках проводимой единой учебно-научной политики образовательно-исследовательской деятельности, построенной на базе инновационных разработок, методик и программ. Создание вокруг нового университета технопарковой зоны позволит наиболее полно реализовать его возможности и наиболее адекватно выразить себя как системообразующий фактор развития региона в целом [8].
В качестве важнейших форм проявления системообразующего содержания университет проявляет себя через качество подготовки своих выпускников, т. е. через качество осуществляемых им образовательных и научно-исследовательских услуг. Тем самым университет достигает эффективной конкурентоспособности и узнаваемости на рынке образовательных, научно-исследовательских и социально-экономических услуг. В свою очередь, подобная деятельность университета формирует благоприятную среду его существования,
а также укрепляет в регионе государственную идеологию, ориентированную на национально-государственные интересы страны в целом и инвестиционно-инновационную привлекательность региона, на развитие благоприятного социально-экономического климата в Тамбовской области [8, с. 27].
С целью создания в регионе «точки роста» в области развития, освоения и научнотехнического сопровождения перспективных нанотехнологических разработок, а также внедрения инновационных проектов по нанотехнологиям в рамках реализации Инновационно-образовательной программы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина был создан учебно-инновационный центр «Нанотехнологии и наноматериалы» [9].
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина через Институт инновационного предпринимательства АОО и ИП призван осуществлять качественное и своевременное реагирование на последние тенденции внедрения инноваций в реальную практику с созданием механизма доведения инновационных продуктов, созданных в университете, совместно с иными хозяйствующими субъектами и предприятиями Тамбова.
В заключение хотелось бы отметить, что одним из основных этапов развития ТГУ им. Г. Р. Державина является создание такой системы образования, которая способна подготовить специалистов для осуществления инновационных преобразований в различных сферах региона. Инновации в образовании необходимо продолжать изучать, т. к. в ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система. И, как сказал президент РФ Д.А. Медведев: «Главное в инновациях - результат». В Тамбовском государственном университете
им. Г.Р. Державина результат очевиден, т. к. вуз в полной мере отвечает всем актуальным экономическим, научным и социокультурным требованиям современного общества.
1. Налетова И.В., Русанов Д.В. Глобальнолокальные приоритеты развития отечественной системы высшего образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. № 3 (71).
2. Гавриков А.Л. Региональный университетский комплекс: от концепции до ее воплощения. СПб., 2002. С. 34.
3. Найденова З.Г. Инновационное развитие региональной системы образования: гуманистический подход: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2010. С. 11.
4. Всемирный доклад ЮНЕСКО 2005 г. «К обществам знания». Париж, 2005. URL: http:// www.unesco.org/ru/worldreport. Загл. с экрана.
5. Яковлев Ю.Б. Инновационная образовательная программа классического университета для региона // Совет ректоров. 2008. № 1. С. 22.
6. Шукшунов В. More scholastico // Высшее образование в России. 2003. № 4. С. 66.
7. Куличенко Р.М., Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Университетский комплекс непрерывного педагогического образования: структура и направления деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. № 5 (61). С. 10.
8. Юрьев В.М. Формирование региональной инновационно-образовательной среды системы непрерывного образования: опыт и перспективы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина // Гаудеамус. 2004. № 1 (5). С. 26-27.
9. Юрьев В.М. Об университете. URL: http:// tsutmb.ru. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 4.0S.2010 г.
UDC 378:001.895
INNOVATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF REGIONAL CLASSICAL UNIVERSITY
Irina Anatolyevna Zadonskaya, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Theoretical and Applied Sociology Department, e-mail: ir-yar7 5 @mail.ru
The article scrutinizes the problems of development of modern regional university, the necessity of development of innovations in it, on the example of Tambov State University named after G.R. Derzhavin the development of innovation and educational environment of regional classical university is shown.
Key words: regional university; innovation development; innovation and educational environment.