РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА УНИВЕРСИТЕТА
В.М. Юрьев
Статья посвящена анализу инновационного потенциала высшего образования в современных социально-экономических условиях. Определены особенности инновационного потенциала университетского предпринимательства и показаны особенности его развития в современной отечественной высшей школе.
Ключевые слова: креативный потенциал высшего образования, Национальный проект «Образование», предпринимательство как инновация, инновационный университет.
Современность порождает целый ряд вопросов, ответы на которые может дать личность, обладающая креативным потенциалом, умеющая жить и работать в поли-культурном социально-экономическом пространстве, принимать решения в условиях свободного выбора, взаимодействовать с другими на основе диалога в сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции. Переход к информационному обществу, в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми, опирается на использование и развитие образовательной системы, которая помогает освоению людьми новых социальных навыков и ролей, развитию культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений. Любое общество, тем более современное, не может быть рассмотрено как статичное, а личность, которая будет преобразовывать современное общество, нельзя сформировать посредством системы образования, адекватной индустриальной модели экономики. Современная система образования должна не только формировать профессиональную и социокультурную компетентность, готовить специалистов под конкретные потребности рынка труда, но и обеспечивать конкурентоспособность как отдельного человека, так и всего государства в условиях глобального противостояния инновационных экономик.
Иначе говоря, в конце первого десятилетия XXI в. решающим становится не только уровень общей образованности населения, но и его способность принимать быстрые решения в разных областях общества. По первому показателю сегодня мы конкурируем с развитыми странами, но уже через несколько лет, когда основную роль в экономике станут
играть представители поколений, получившие образование в конце 1990-х и начале 2000-х годов, России угрожает перспектива потерять конкурентоспособность. Качество человеческого капитала может стать одним из самых главных препятствий экономического развития, что делает актуальным повышение качества высшего образования. Второй показатель, особенно важный в условиях перехода к рыночным отношениям, системе высшего образования еще предстоит в полной мере реализовать.
Поэтому, располагая в условиях транзи-тарной экономики ограниченными инвестиционными ресурсами, Россия выбрала образовательный сектор в качестве приоритета -одной из «национальных точек роста». Развитие системы образования, инвестиции в повышение качества человеческого капитала становятся условием развития всех секторов российской экономики. Высшее образование формирует человеческий потенциал, который дает реальные основания относить нашу страну к числу развитых, тогда как по целому ряду социально-экономических позиций она пока принадлежит скорее к странам с переходной экономикой. Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы.
Сегодня речь идет о формировании новой системы образования, которая должна соответствовать современной социальноэкономической реальности. В нашей стране на протяжении двух десятилетий вместе с трансформацией всего общества происходит и трансформация высшей школы, прошедшая несколько стадий от реформирования 90-х гг. через процесс модернизации рубежа веков к современным инновационным осо-
бенностям Национального проекта «Образование». Цель этих трансформаций - сформировать систему образования нового уровня, которая должна помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, обеспечить национальную безопасность, укрепить государственные институты власти, способствовать их адаптации к глобальным, информационным социокультурным процессам.
Государственная поддержка университетов в рамках Национального проекта «Образование» способствует сохранению и развитию отечественных научных школ, сконцентрированных в высших учебных заведениях; созданию и поддержанию их современной учебно-лабораторной и информационной базы, конкурентоспособной на мировом рынке; повышению качества подготовки специалистов, в том числе и за счет отказа практики набора платных студентов с относительно низкими результатами ЕГЭ.
Одновременно все это предполагает переход от традиционных административных структур к гибким, основанным на продуктивном использовании человеческого капитала в учебно-научной деятельности университета, информационно-технологическом
преобразовании его структур, усилении социальной ориентации принимаемых управленческих решений. Прежде чем перейти к проблемам организационного развития современного университета, несколько слов об особенностях изменений системы высшего образования в целом.
Приоритетами высшего образования в новых социально-экономических условиях становятся:
• создание инноваций за счет формирования, развития и сохранения знаний, обеспечения доступа к глобальным источникам знаний и адаптации знаний для местных условий;
• интеграция молодого поколения в глобализированный мир, мировое экономическое и информационное пространство;
• подготовка к активной жизни в демократическом обществе, создание фундамента для развития гражданской ответственности в условиях свободы выбора для каждого человека;
• формирование ценностей в области экономики и социальных отношений, кото-
рые способны облегчать социализацию в условиях развития рыночных отношений;
• обеспечение социальной мобильности в обществе посредством поддержки наиболее талантливой молодежи, выхода на рынок труда гибких и высококвалифицированных специалистов как вклад в формирование человеческого потенциала;
• противодействие процессам социально-экономической аномии, распространению девиантных и делинквентных форм поведения;
• стимулирование потребности в непрерывном образовании для постоянного обновления знаний и навыков, необходимых для профессиональной деятельности.
Переход от индустриальной экономики к постиндустриальной сделал массовым высшее образование, выдвинув на первый план инженерно-технические специальности. Развитие постиндустриальной информационной экономики сегодня делает массовыми интеллектуальные профессии, которые перестают быть исключительными. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способных переключиться с одного вида деятельности на другой. Появляется необходимость формирования таких навыков, как критическое мышление, принятие решений, оценка информации, работа в команде, дисциплина, техническая компетенция, которыми (удивительно, но результаты последних исследований это подтверждают) наилучшим образом можно овладеть при изучении гуманитарных наук. Большое значение придается также коммуникативным умениям и навыкам. На завершающих этапах обучения необходима более точная адаптация системы профессионального образования к актуальным и перспективным потребностям рынка труда, ориентация на конкретные «прогнозы профессий», многие варианты которых (нанотехнологи, спичрайтеры, трейдеры, блогеры, коучеры и др.) сегодня еще даже не получили стабильного наименования, но готовить к ним необходимо уже сейчас, чтобы соответствовать будущим потребностям экономики.
В связи с этим университеты всего мира сегодня переживают революцию, направленную на их превращение в образовательные и научно-исследовательские предприятия, вно-
сящие непосредственный вклад в экономическое развитие, что способствовало формированию таких понятий, как «интеллектуальное предпринимательство», «академический капитализм», «образовательное антрепренерство». Основная идея новой волны развития высшего образования состоит в том, что университет должен способствовать прогрессу общества знаний и наукоемкой экономики. Для того чтобы добиться престижа, современному высшему учебному заведению надо быть инновационным, преактивным, особенно внимательным к потребностям различных групп заинтересованных лиц. Это говорит о том, что традиционные функции преподавания и научно-исследовательской деятельности в современных университетах дополняются его непосредственным участием в социальном и экономическом развитии региона и страны, активной предпринимательской деятельностью.
Идея институционального предпринимательства имеет сторонников как в стенах университета, так и за его пределами [1].
Как свидетельствует опыт организации образовательной политики многих стран, причем не только США, где высшее образование традиционно рассматривается как элемент рыночных отношений, но и европейских государств, таких как Великобритания, Франция, Германия, Швеция, Финляндия, правительства побуждают университеты к экономической самостоятельности и к расширению участия в социально-экономическом развитии.
Промышленность ожидает от университетов коммерчески актуального знания, которое позволит повысить конкурентоспособность компаний на рынке, для чего активно финансирует современные университеты. Первоначально предполагалось, что коммерческие структуры будут вкладывать деньги в высшее образование бескорыстно, не налагая на свои вложения никаких ограничений. На практике появляется совершенно другая картина, например, когда крупнейшая фармацевтическая компания «Новартис» пожертвовала Калифорнийскому университету в Беркли 25 млн долл., ей были отданы два места из пяти в исследовательском комитете университета [2].
В самих университетах студенты, выступая потребителями образовательных услуг, требуют повышенного внимания к их учеб-
ным и социальным потребностям, а также повышения качества преподавания и исследований.
Такое интегрированное воздействие государства, промышленности и других заинтересованных групп на университеты способствует осознанию администрацией университетов и преподавателями того, что их престиж в значительной степени зависит от оценки обществом их деятельности. Поэтому большое внимание сосредотачивается на поведении университетов на различных рынках, диверсификации ресурсов университета, развитии предпринимательской культуры и расширении предпринимательской инфраструктуры с целью стимулирования инновационных наклонностей у профессорско-преподавательского состава.
Необходимо отметить, что предпринимательская деятельность в высшем образовании имеет свои особенности, что основано на двойственности самого термина «предпринимательская деятельность» в современной экономической теории. С одной точки зрения, предпринимательство понимается как коммерческая деятельность, которая нацелена на получение прибыли любыми способами. С другой стороны, предпринимательская деятельность - это деятельность инициативная, инновационная, направленная на организацию новой или продолжение имеющейся экономической активности. Второй подход, который основан на классических определениях предпринимательства Й. Шумпетера, Ж.Б. Сэйя, П. Друкера, как раз и отвечает потребностям современного высшего образования, его особенностям развития в глобальной информационной, постиндустриальной экономике.
Й. Шумпетер под инновациями понимал переход из одного уровня качества на другой, когда производственная система переходит в иную плоскость с новыми, более качественными параметрами. Само понятие «производство» означает не комбинацию имеющихся ресурсов, а создание нечто принципиально нового. По его представлениям, предприниматель постоянно осуществляет «созидательное разрешение», решая задачу «реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений» [3]. А. Маршалл, также подчеркивая тождественность предпринима-
тельства и нововведений, утверждал, что действительная роль предпринимателей в жизни общества состоит в создании нового порядка, влияющего на процесс развития общества.
Пионерами академического предпринимательства традиционно считаются американские университеты, где в 1947 г. был создан первый курс «Управление новыми предприятиями», положивший начало предпринимательскому образованию на университетском уровне. В 1953 г. Питер Друкер предложил курс «предпринимательства и инноваций» в Нью-Йоркском университете, а его книга, вышедшая впоследствии под тем же названием, завоевала мировую известность. Динамичный процесс развития в сфере предпринимательской подготовки в американских университетах начался в 1970-х гг. и сегодня развивается по экспоненте. В конце ХХ в. свыше 400 школ бизнеса и университетов предлагали, по крайней мере, по одному курсу предпринимательства, а уже в 2005 г. учебные планы американских университетов включали, по меньшей мере, 1000 программ предпринимательства. Несмотря на то, что история предпринимательства как университетского предмета в Европе насчитывает только десятилетие, многие исследователи отмечают лавинообразный рост университетского предпринимательского образования и здесь, особенно в Германии [4].
Именно европейская традиция способствовала трансформации самого понятия «предпринимательство», его приспособлению под потребности постиндустриальной, информационной реальности, началу использования понятия «интеллектуальное предпринимательство». Такое восприятие дает возможность университетам стать активными участниками прогнозирования и формирования основных социальных, политических, экономических и культурных процессов, а не просто выступать пассивными реципиентами различных достоинств и недостатков «чисто коммерческого» предпринимательства. Одновременно помимо преподавания и исследования, которые стимулируют интеллектуальную активность студентов за счет предоставления им глубоких и точных теоретических знаний и формируют навыки проведения фундаментальных исследований, предпринимательский университет способ-
ствует формированию практических навыков, которые впоследствии выпускники вузов будут развивать самостоятельно в ходе своей трудовой карьеры и в соответствии со своими индивидуальными профессиональными потребностями. Иначе говоря, университет непосредственно участвует в инновационной деятельности на макро- и микроуровнях.
В идеале предпринимательский университет ставит перед собой две задачи:
1) предлагать и осуществлять программы предпринимательства для того, чтобы готовить людей, стремящихся основать собственный бизнес, и развивать предпринимательское мышление у студентов, обучающихся по другим специальностям;
2) самому выступать предпринимательским учреждением, организуя бизнес-инкубаторы, технологические парки и т. д., вовлекая в эту деятельность студентов и выпускников, помогая им тем самым основать собственные компании [5].
Предпринимательский университет, таким образом, осуществляет не только обучение и исследования в области бизнеса и других социально-экономических сферах, но и способствует привлечению в университеты больших финансовых вложений как со стороны крупных корпораций, так и со стороны правительства, получению прибыли университетом от собственной предпринимательской деятельности.
Большое значение, как практическое, так и теоретическое, для развития университетского предпринимательства имела Гельзенкирхенская декларация институционального предпринимательского управления и изучения предпринимательства в системах высшего образования Европы, принятая в декабре 2003 г. Идея «предпринимательского университета», отмечено в Декларации, подразумевает соответствующую корректировку управленческих структур и деятельности университета, что способствует институализации университетского менеджмента, которому свойственны:
• профессионализация в сочетании с сильным исполнительным руководством;
• диверсификация источников дохода;
• изучение и интеграция новых рыночных методов менеджмента при условии бе-
режного отношения к ключевым академическим ценностям;
• тесные связи с деловыми кругами и обществом;
• развитие инициативной и инновационной предпринимательской культуры: передача знаний, основание новых производственных компаний, продолжение образования и налаживание контактов с выпускниками, в том числе и для привлечения финансовых средств в университет;
• интеграция академических и исследовательских подразделений посредством размывания традиционных дисциплинарных границ и учреждения проектных начинаний, соответствующих новым методам производства знаний.
Необходимо подчеркнуть, что помимо изменения институциональных основ академического менеджмента, которые помогут адаптироваться университетам на глобальном рынке образования, Декларация акцентирует внимание на самом изучении предпринимательства, которое поможет выпускникам вузов успешнее устроиться на глобальном рынке труда. Изучение предпринимательства, основанное на интегрированном подходе к ознакомлению, обучению и интеллектуальному предпринимательству, позволит каждому студенту, вне зависимости от сферы специализации, приобщиться к предпринимательской культуре, проникнутой духом инициативности и ответственности. Создание и изучение новых программ предпринимательства, где последнее понимается как поиск возможностей, не зависящих от имеющихся в наличии ресурсов, расширит ряды потенциальных предпринимателей, активизирует исследовательскую деятельность, облегчит выпускникам процесс основания новых компаний и понимание схем функционирования рынков в условиях наукоемкой экономики. По сути, формирование навыков инновационного предпринимательства в таких университетах способствует их сближению с исследовательскими моделями.
Инновационный социальный эффект отечественного высшего образования напрямую связан с исследовательскими университетами, которые интегрируют все три элемента современного «треугольника знаний» - образование, исследования и инновации, что в процессе получения высшего образования спо-
собствует подготовке гибких профессионалов, способных в течение жизни неоднократно сменить сферу деятельности, а не людей, освоивших одну специальность.
Непосредственно в рамки университетского менеджмента входит обоснование современных изменений организационной культуры университета, процессов интеграции традиционных исследовательских и инновационных предпринимательских тенденций, поиск оптимального баланса классического академического этоса и постакадеми-ческих ценностей. Инновационные исследовательские университеты начинают выступать на рынке образования не только как социокультурные институты, но и как организации.
Образовательные организации в высшей школе в начале века формировались на основе стратегий, возникших в бизнес-компаниях в 1990-х годах. Развитие университетов как социальных организаций, изменение их менеджмента, формирование новых инновационных стратегий прошли в нашей стране, как минимум, три стадии.
Предпринимательская активность университетов, в том числе и Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, проявилась в конце 1990-х - начале 2000-х годов в применении технологий инновационного менеджмента в деятельности по изменению системы управления вузом, переорганизации его структуры, что нашло отражение в следующих позициях:
• Усиление административного ядра;
• Развитие гибкой инфраструктуры университета «развивающейся» периферии (Б. Кларк), обеспечивающей его эффективное взаимодействие с окружающей социальноэкономической и социокультурной средой;
• Формирование самоуправления структурных подразделений университета, делегирование компетенций влиятельным, энергичным представителям академического сообщества;
• Создание интегрированной предпринимательской корпоративной культуры и внутренней конкурентной среды университета;
• Стимулирование заинтересованности структурных подразделений университета в проводимых преобразованиях, в т. ч. и за счет различных источников денежных поступлений;
• Перманентный реинжиниринг бизнес-процессов.
Необходимо учитывать тот факт, что идеальной организационной структуры современного университета, подходящей всем, не существует. Однозначно сегодня не эффективны классические предприятия, строившиеся по канонам научной организации труда Ф. Тейлора, Г. Форда, А. Файоля. Поэтому в образовательную среду активно начали внедряться новые структуры организации предприятий, такие как горизонтальные, расширенные, целевые, виртуальные, сетевые, интеллектуальные, оболочечные, обучающиеся и т. д. Большинство из них строятся на основе матричных организационных структур, поскольку в рыночных условиях структура, также как и деятельность университета, не может быть стабильной, она должна меняться с целью более полного удовлетворения запросов потребителей (студентов, работодателей, региональной инфраструктуры и т. д.), совершенствования внутренних процессов, расширения перечня предлагаемых образовательных услуг.
В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина при формировании образовательно-исследовательской инновационной модели в начале 2000-х гг. упор был сделан на такие компоненты, как:
• развитие университета как регионообразующего фактора на базе оптимизации его инновационно-инвестиционной деятельности;
• ориентация на гражданское общество;
• формирование инновационного технопарка, объединяющего образовательный, исследовательский, производственный и культурно-досуговый блоки;
• конкурентный бренд университета и его узнаваемость;
• корпоративная идеология университетского сообщества;
• качество получаемого образования;
• конкурентоспособность научных и научно-технических разработок;
• международное образовательное и научное сотрудничество;
• эффективная и гибкая система стимулирования труда ППС;
• улучшение условий труда и отдыха сотрудников и студентов;
• создание условий для решения жилищной проблемы;
• качественные изменения МТБ университета;
• усиление роли университета как центра государственной идеологии в регионе;
• расширение просветительской деятельности среди населения;
• введение производственного образования и т. д.
Используя некоторые идеи теории стратегического менеджмента, руководство ТГУ им. Г.Р. Державина определило два главных принципа концепции развития университета: качество и эффективная конкурентоспособность, что способствовало становлению университета как системообразующего фактора благоприятной социально-экономической и социокультурной среды региона.
Основываясь на стратегическом менеджменте организации, можно по другому смотреть на имидж университета и на формирование имиджевого апельсина. Условно имиджевый апельсин изображен на рис. 1.
В состав его «долек» входят: позиционирование (развитие инноваций, формирующих имя нашей организации), маркетинг, брендинг, марка, эффективная конкурентоспособность.
Процесс формирования нового имиджа университета в 2006 г. поставил вопрос поиска инновационной ниши, собственного инновационного стиля, для чего была скорректирована идеология инновационного развития. Суть этой корректировки заключалась в поиске особых зон жизнедеятельности вуза и его структурных подразделений, которые были условно обозначены как «точки прорыва», обеспечивающие специфичность и инновационную специализацию нашего университета с учетом развития кадровых, материальных и финансовых ресурсов, а также региона. Фактически речь шла о вычленении в вузовской структуре ряда инновационных кластеров, которые должны определять движение университета.
«Точки прорыва» были направлены на резкое увеличение качества образования, способствовали созданию благоприятных условий для устойчивого развития инновационно-образовательных кластеров 60-ти выпускающих кафедр университета на основе: интеграции образования, науки и инновационной деятельности; международного сотрудничества; социального партнерства с
Рис. 1. Имиджевый апельсин
предприятиями и организациями, научными институтами РАН и др.; применения перспективных технологий, активизирующих инновационно-образовательную деятельность. Для достижения поставленной цели было необходимо:
• Создать условия для устойчивого развития инновационно-образовательных кластеров на выпускающих кафедрах университета.
• Создать условия и механизмы для максимально быстрого внедрения инновационных научных разработок в образовательный процесс.
• Сформировать привлекательный имидж владельца (хозяина) наукоемкого бизнеса, развивать предпринимательский дух среди студенчества и молодых специалистов.
• Создать инфраструктуру развития наукоемкого бизнеса.
• Развивать механизм финансирования инновационных проектов.
• Содействовать процессу создания и развития малых венчурных инновационных предприятий и инновационных студенческих фирм.
Сформированные «точки прорыва» позволили интегрировать три основных поля деятельности университета - общеобразовательное, научно-исследовательское и производственно-венчурное, - а также связать с ними структуру университета, ее управляемость (прогнозирование деятельности и ее результатов) и внутренний климат (культуру организации). На основе этого они помогли выйти на новый уровень развития университета: его соответствие потребностям и ожиданиям основных социальных групп, заинтересованных в качестве высшего образования, исследований и инноваций - студентов, промышленности, общества и власти. Другими словами, если первые два этапа предполагали реализацию одной задачи предпринимательского университета (выступать предпринимательским учреждением, организуя бизнес-инкубаторы, технологические парки и т. д., вовлекая в эту деятельность студентов и выпускников, помогая им тем самым основать собственные компании), то сейчас настало время реализации и его второй задачи - предлагать и осуществлять программы предпринимательства для того, чтобы готовить людей, стремящихся основать собственный бизнес, и
развивать предпринимательское мышление у студентов, обучающихся как по экономическим, так и по другим специальностям.
Введение курса предпринимательства в учебные планы способствует не только развитию креативности, профессиональной гибкости, умения решать практические проблемы, чаще всего инновационной направленности. Для преподавания такого курса необходимо привлечение специалистов из самых разнообразных областей знаний, не только из сферы экономики и управления, но и инженерно-конструкторских дисциплин, международных отношений, психологии, социологии, необходимо повысить требования к изучению иностранного языка, экономики и истории зарубежных стран, отечественной и зарубежной культуры. На основании такой многосторонней подготовки студенты будут в лучшей степени подготовлены к проектной деятельности, в процессе осуществления которой они будут общаться не только с своими преподавателями и сокурсниками, но и преподавателями и студентами других отделений, представителями регионального бизнеса, общественных организаций и властных структур.
Большое значение должно уделяться подбору самих преподавателей инновационного предпринимательства из рядов не только профессорского состава университета, но и предпринимателей, которые выступают будущими работодателями, что будет также способствовать более успешной адаптации выпускников на рынке труда. Ведь как показывают результаты исследований, представления о целях образования, его качестве у преподавателей, студентов и работодателей значительно отличаются.
Таблица 1
Представления о целях образования основных социальных групп, включенных в этот процесс
Выпускники Работодатели Преподаватели
Способность к анализу и синтезу Способность к обучению Базовые знания
Способность к обучению Умение применять знания на практике Способность к анализу и синтезу
Умение применять знания на практике Способность к анализу и синтезу
Элементарный уровень компьютерной грамотности
Знание реальных потребностей работодателей, их оценки квалификации и качества образования выпускников, мотивации совместного сотрудничества позволит университету более успешно реализовывать себя в экономике региона. По мнению большинства респондентов от работодателей, проблема дефицита кадров обусловлена неудовлетворительным характером взаимодействия бизнеса и образования. Университет и бизнес по-разному видят задачи и перспективы совместного сотрудничества. Если для представителей академического сообщества наиболее ожидаемо меценатское отношение к региональным предпринимательским структурами, что предусматривает благотворительный вариант социального взаимодействия через оказание финансовой помощи университету в рамках спонсорской поддержки, то бизнес-сообщество не воспринимает себя только как финансиста системы образования, и его представители видят свои задачи значительно шире - в системном участии в обучении студентов, повышении их знаний и компетентности. Работодатели хотят принимать участие в формировании учебных программ, в совместных научно-практических исследованиях, сотрудничать в реализации инновационных программ и проектов.
Необходимость реализации второй задачи инновационного университета - обучение предпринимательству - может способствовать укреплению связей высшего учебного заведения и регионального сообщества, без эффективного взаимодействия которых невозможно инновационное развитие экономики, ее реструктуризация, переориентация вектора развития от сырьевого, ресурсодобывающего, на наукоемкий и технологичный. Одновременно такое взаимодействие должно способствовать и повышению престижа самого высшего образования в обществе и каждого университета в окружающем его социально-экономическом и социокультурном пространстве.
Развитие инновационного потенциала высшего образования способствует не только его количественным изменениям, но и изменению качественных характеристик. Качество и полезность формируют «конкурентоспособное образование», достижение которого связано с целым рядом проблем и противоречий.
Во-первых, для эффективного преподавания необходимо оптимизировать контингент студентов в университете, то есть обеспечить оптимальное согласование между количеством студентов и их качеством, их потенциальными возможностями и полезностью передаваемых знаний, между полезностью образования и реальностью успешной и благополучной жизни в обществе выпускников вуза.
Вторая группа проблем связана с:
• формированием в университете слаженной и эффективной системы послевузовского образования;
• органичным включением до и после -вузовского образования в общую систему жизнедеятельности университета;
• созданием и продвижением бренда университета и его узнаваемости на рынках труда в регионе, федерации и за рубежом;
• взаимодействием университета и региона как взаимодополняющих системообразующих факторов.
Эффективное развитие регионального университета формирует и условия ускоренного социально-экономического развития региона. Развитие инновационного потенциала нашего университета позволило ТГУ им. Г.Р. Державина стать регионообразующим фактором в жизни Тамбовской области, не только образовательным, но и культурновоспитательным и просветительским центром окружающего социально-экономического и социокультурного пространства. Развитие университета идет строго в рамках интересов региона и его населения, внешнее влияние из года в год усиливается и сегодня охватывает уже более 25 % населения области, и сегодня важно сохранить позитивные темпы интегра-
ционных процессов развития ТГУ им. Г.Р. Державина и региона, не допустить их снижения и обеспечить им необратимость и эффективность.
Футурология инновационного потенциала нашего университета связана с особым характером развития Тамбовщины и всей России в XXI в. - инновационной стратегии, которую называют сегодня «планом Путина». Его осуществление обеспечит переход страны и всех ее регионов в качественно новое состояние. Приобретая черты великой державы, Россия займет достойное место одного из лидеров в многополярном постиндустриальном обществе.
1. Mikla M. // Higher Education in Europe. 2006. ХХХ1 (2).
2. Brock-Utne B. // Higher Education in Europe. 2002. XXVII (3).
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.
4. Klandt H., Folkmann K. // Higher Education in Europe. 2006. XXVII (3).
5. Schulte P. // Higher Education in Europe. 2004. XXIX (2). Р. 188.
Поступила в редакцию 25.12.2007 г.
Yuryev V.M. Development of the university innovation potential. The article is dedicated to the analysis of innovation potential of higher education in modern social and economic conditions. Peculiarities of innovation potential of university entrepreneurship are determined and peculiarities of its development in modern national higher education.
Key words: creative potential of higher education, National project “Education”, entrepreneurship as innovation, innovation university.