Марина МАЛЕНЬКАЯ
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
В статье приводятся проблемы традиционного дополнительного образования муниципальных служащих и основные требования к современной инновационной образовательной системе, отвечающей вызовам современного общественного развития. Предложены концептуальные подходы к построению такой системы, а также конкретные механизмы и инструменты ее реализации.
Problems of traditional additional education of municipal employees and the basic requirements to the modern innovative educational system answering to calls of modern social development are described in the article. Conceptual approaches to construction of such system, and also concrete mechanisms and tools of its realization are offered.
Ключевые слова:
дополнительное образование, муниципальные служащие, инновационная образовательная система; additional education, municipal employees, innovative educational system.
Сфера муниципального управления предъявляет высокие требования к чиновникам различных уровней управления, к их профессиональным качествам. Успешность профессиональной деятельности у многих муниципальных служащих затруднена в связи с тем, что в недавнем прошлом они были врачами, учителями, военными и др., т.е. сменили сферу и характер деятельности. Существенные изменения в профессиональной деятельности, обусловленные переходом на муниципальную службу, вызвали необходимость преодоления сложившихся ранее стереотипов деятельности, взаимодействия, ценностных суждений и т.п., формирования новых профессионально значимых качеств. По результатам опроса муниципальных служащих1 только половина респондентов отмечает высокую степень соответствия содержания базового образования респондентов содержанию выполняемой ими работы (55,1% муниципальных служащих).
В свете этого основной целью системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих сегодня можно считать рост профессионального уровня муниципальных служащих, подготовку управленческих кадров нового стиля мышления, владеющих не только необходимым уровнем профессиональных знаний, но и навыками, знаниями, необходимыми для выработки стратегии, миссии, маркетинга муниципального образования, разбирающихся в особенностях государственной и муниципальной экономики, проблемах государственного и муниципального управления, финансового менеджмента, управления человеческими ресурсами, управления социальными конфликтами на территории муниципалитетов.
1 Социологический опрос муниципальных служащих в количестве 465 чел. из девятнадцати городских и районных администраций Нижегородской обл. проведен в марте-апреле 2010 г. авторским коллективом ГОУ ВПО ВВАГС под руководством д.соц.н., профессора В.А. Мальцева в рамках проекта «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России» федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.
МАЛЕНЬКАЯ
Марина
Анатольевна —
заместитель
декана факультета
повышения
квалификации
Нижегородского
института
управления
Российской
академии народного
хозяйства и
государственной
службы при
Президенте РФ
(до 2011 г. -
ВВАГС).
Рисунок 1. Факторы, формирующие потребность муниципальных служащих в дополнительном профессиональном образовании
Исходя из этого, можно определить основные задачи системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, которые необходимо сегодня решать органам местного самоуправления в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями ДПО:
— разработка методик определения потребностей в обучении кадрового состава органов МСУ;
— построение системы непрерывного дополнительного профессионального образования муниципальных служащих;
— создание оптимальной системы программ ДПО с использованием инновационных технологий в обучении, в т.ч. информационно-коммуникационных технологий;
— создание механизмов оценки эффективности обучения муниципальных служащих в системе ДПО;
— формирование в органах местного самоуправления климата, благоприятствующего обучению и развитию муниципальных служащих, через создание системы мотивации к обучению, разработку муниципальных правовых актов в сфере ДПО муниципальных служащих, оптимальное распределение финансовых ресурсов на обучение муниципальных служащих.
По данным социологического исследования муниципальных служащих, респон-
дентами были названы факторы, обусловливающие потребность в дополнительном профессиональном образовании1 (см. рис. 1).
Удовлетворение все более нарастающей потребности института муниципальной службы в высокопрофессиональных кадрах во многом возможно путем развития современных форм и методов обучения, которые, в свою очередь, должны повысить гибкость и эффективность образовательного процесса за счет расширения доступа к учебной информации, предоставления дополнительных возможностей для саморазвития на основе выбора индивидуальной траектории обучения.
Проведенные нами социологические исследования выявили ряд проблем в сфере дополнительного образования муниципальных служащих. Так, муниципальные служащие-респонденты в основном оценили традиционные формы ДПО как средние, а не наиболее полезные (61%
— профессиональная переподготовка
1 Маленькая М.А. Инновации в дополнительном профессиональном образовании государственных и муниципальных служащих // Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России : отчет о НИР (промежуточн.). ВВАГС / рук. В. А. Мальцев; исполн. М.А. Маленькая и др. — Н. Новгород, 2010, с. 291.
и повышение квалификации в рамках ДПО, 57% — учеба в обучающих организациях, 49,5% — общение с коллегами во время обучения в рамках семинаров, курсов и др.). При этом, заметим, респонденты выделили как наиболее полезные те формы ДПО, которые осуществляются в специализированных образовательных учреждениях ДПО, а не по месту работы.
Мнение муниципальных служащих о возможностях, которые должно давать и реально дает дополнительное профессиональное образование, а также о причинах, по которым ДПО не способствует профессиональному развитию чиновников, выводит на поверхность проблему, препятствующую сегодня построению эффективной системы дополнительного профессионального образования чиновников
— отсутствие зависимости карьерного роста, улучшения условий оплаты труда, других мотивационных факторов профессиональной деятельности от результатов обучения по программам ДПО.
Основными причинами, по которым ДПО, по мнению опрошенных муниципальных служащих, не способствует их профессиональному развитию, является отсутствие вакантных должностей в системе муниципальной службы (68,8%), отсутствие системы управления карьерой в органах власти (39,6%), а также отсутствие у самих служащих стремления к карьерному росту (более 30% респондентов).
Оценивая результаты своего последнего обучения по программе повышения квалификации, большинство респондентов (60,4%) нашли возможность применить полученные в ходе обучения знания на практике. Только 18,9% служащих поделились с коллегами содержанием обучающей программы. К сожалению, только 12,3% муниципальных служащих прошли собеседование с руководителями по результатам своего обучения и 3,4% служащих разработали конкретные предложения по совершенствованию служебной деятельности. Это свидетельствует о наличии барьеров в использовании на практике результатов обучения как со стороны руководства органов МСУ, которое часто не стремится использовать кадровый потенциал органов власти с учетом новых полученных в ходе обучения знаний и навыков, так и со стороны самих служащих, которые либо не считают нужным распространять в коллективе полученные
в ходе обучения знания, либо сталкиваются с отторжением новых принципов работы со стороны коллег.
Учитывая результаты социологического исследования потребностей в дополнительном профессиональном образовании и некоторых характеристик системы ДПО, следует, очевидно, полагать, что именно мобильная и вариативная система дополнительного профессионального образования муниципальных служащих способна обеспечить непосредственную связь с реальной управленческой деятельностью в органах местного самоуправления. Практические навыки во многом влияют на цели, задачи, содержание, методы обучения служащих, т.к. именно практические навыки в наибольшей степени определяют уровень их квалификации.
В настоящее время в системе дополнительного профессионального образования муниципальных служащих накоплен большой опыт, разработаны и реализуются разнообразные дополнительные образовательные программы, однако прежде всего система дополнительного профессионального образования нацелена не на перспективу, а на решение сегодняшних проблем. «Тем самым реальная управленческая практика генерирует противоречия и проблемы настоящего, и при этом существующая система образования закрепляет все это в качестве эталона, опираясь на сакраментальный тезис о связи науки и практики. Возникает парадоксальная ситуация
— ориентация на сложившуюся практику становится фундаментально непрактичной, поскольку в этом случае на вызовы будущего современный управленец отвечает методами прошлого»1. Однако реальная социальная практика требует решения современных управленческих проблем не с позиции прошлого, а с позиции будущего.
Адекватным ответом на этот вызов современного общественного развития может быть лишь инновационная трансформация самой системы подготовки специалистов в сфере управления: требуется ввести определенные коррективы в содержание и построение учебного материала на уровне отдельных дисциплин, тем и на междисциплинарном уровне. Содержание
1 Сурин А.В. Подготовка управленцев нового поколения: кого, чему и как учить? // Вопросы государственного и муниципального управления, 2007, № 1, с. 183.
обучения должно включать не только системное раскрытие объекта дисциплины, но сами познавательные методы, формирующие логику мышления. Ведущую роль играет здесь общенаучная, конкретнонаучная методология и, прежде всего, методология, опирающаяся на принцип системности. Специалист сферы управления, не получивший основательной методологической подготовки в процессе обучения, не может должным образом ориентироваться в непрерывно обновляющемся мире даже в относительно локальных областях, не говоря уже об адаптации полученных знаний к межотраслевым задачам.
Построение инновационной системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих необходимо подчинить принципу непрерывности, базирующемуся на постоянном адекватном совершенствовании содержания образования, отражающем непрерывные и динамичные изменения социальной реальности, а также внедрении в учебный процесс инновационных образовательных технологий1.
Цель опережающего образования — сформировать у чиновника целостный инновационный взгляд на процесс управления, научить видеть не только свои функции в ситуации нормы, но и в нужное время взять на себя необходимую инициативу, привить навыки работы в кризисной ситуации и способность к стратегическому мышлению.
Соответственно, дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих сегодня должно базироваться на формировании опережающего мышления управленцев, развитии профессионального управленческого потенциала в постоянно меняющихся условиях в соответствии с вызовами времени. Образовательный продукт системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих должен в большей степени обеспечивать:
— системное мировосприятие муниципальных служащих;
— способность чиновников к междисциплинарному мышлению, нестандартному действию;
— социально-значимые ценностные ориентации чиновников;
1 Маленькая М.А. Указ.соч., с. 291.
— нормы и принципы служебного поведения муниципальных служащих;
— развитую профессиональную культуру в профессиональной среде органов местного самоуправления;
— использование инновационных подходов и технологий к организации обучения муниципальных служащих2.
Инновации в системе дополнительного профессионального образования муниципальных служащих должны способствовать мобильности системы, развитию опережающего характера содержания образовательных программ, а также развитию у муниципальных служащих мотивации к самообразованию как эффективному инструменту раскрытия и использования их личностного потенциала и способностей. Это особенно актуально в контексте осуществления реформы местного самоуправления, расширения и усложнений функций муниципального управления, постоянного изменения нормативно-правовой базы деятельности муниципальных служащих. В связи с этим в системе дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, являющейся составной частью многоуровневой структуры профессионального обучения, стержнем содержательной стороны обучения должны стать новые управленческие технологии, отражающие идеологию «нового менеджмента» в системе муниципального управления.
Инновационная система дополнительного профессионального образования муниципальных служащих должна обеспечиваться такими составляющими, как правовой, кадровый, программный, организационный, методический, финансовый компоненты3. Среди названных компонентов ключевыми являются программное и кадровое обеспечение.
Программное обеспечение является ядром системы, создавая содержательное наполнение образовательного процесса. Эффективность этой содержательной части системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации должна отвечать следующим основным критериям.
1. Системность образовательных про-
2 Там же, с. 294-295.
3 Бажин И.И. Система образовательных программ повышения квалификации муниципальных служащих // Вестник МГУ. Сер. 21. Управление (государство и общество). — М., 2009, № 1, с. 43-52.
грамм. Этот критерий рассматривается в двух аспектах:
— системность как показатель эффективности «вписанности» в структуру проблем местного самоуправления и муниципальной службы (здесь, с одной стороны, имеется в виду, что система переподготовки и повышения квалификации должна в полной мере охватывать весь спектр основных сфер деятельности муниципальных служащих, с другой стороны, она должна обеспечивать соответствие содержания образовательных программ требованиям федерального законодательства, регулирующего вопросы осуществления местного самоуправления, что должно корреспондироваться с основными квалификационными требованиями к должностям муниципальной службы всех уровней);
— системность как показатель достаточной полноты охвата всех компонентов деятельности муниципальных служащих: правового, управленческого, экономического, коммуникативно-психологического, информационно-технологического.
Поскольку в России сложились две иерархические ступени государственного управления — федеральная и региональная, и в муниципальном управлении также существует своя иерархия, то сегодня и государственная гражданская, и муниципальная службы не представляют собой единообразный социальный слой. Следовательно, в повышении квалификации и профессиональной переподготовке необходимо учитывать специфику управления на разных уровнях. Поэтому в целях внедрения инноваций в систему дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, полагаем, необходимо также создать типовую модель идеального муниципального служащего новой формации, описать основные его характеристики, определить требования, которые предъявляются государством и обществом к чиновникам. Типовая модель идеального управленца новой формации должна служить ориентиром для учреждений дополнительного профессионального образования при формулировании и формировании содержания дополнительных професси-
ональных образовательных программ, соответствующих критерию системности образовательных программ.
2. Специфичность образовательных программ. Этот критерий отражает требование соответствия содержательной части той или иной программы специфике соответствующего объекта управления. Иными словами, в соответствии с этим критерием каждая из образовательных программ должна содержать учебный материал, напрямую связанный со спецификой той или иной сферы деятельности государственного гражданского или муниципального служащего определенной категории и группы должностей государственной или муниципальной службы соответствующего уровня государственного или муниципального управления.
3. Прикладная направленность образовательных программ. Этот критерий подразумевает наличие в каждой программе не только основных положений базовой теории по конкретному направлению знаний и не только освещения новейших научных изысканий в сферах деятельности муниципальных служащих, но и определенного количества учебного материала, раскрывающего прикладную значимость соответствующих научных положений для сферы практического управления социально-экономическими системами, а также методически и технологически направленного на выработку у слушателей практических навыков.
Содержательное наполнение системы повышения квалификации муниципальных служащих, соответствующей всем описанным критериям, может быть эффективно осуществлено на основе блочно-модульного принципа построения образовательных программ.
При этом системность образовательных программ обеспечивается, с одной стороны, соответствием наполнения учебного материала всем требованиям к профессиональным знаниям служащих различных сфер деятельности, с другой — блочной структурой образовательных программ, в которых блоки соответствуют всем компонентам управленческой деятельности служащих.