Юлия САРКИСЯН
ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
В статье рассматривается проблема необходимости формирования проектной компетентности государственных и муниципальных служащих в системе непрерывного профессионального образования.
The article deals with the necessity of project competency formation for state and municipal employees in continuing professional education system.
Ключевые слова:
государственное и муниципальное управление, компетентностный подход, модель компетентности, проектная компетентность, система непрерывного профессионального образования; state and municipal government, competence approach, competence model, project competency, continuing professional education system.
В процессе модернизации российской системы высшего профессионального образования актуальной является проблема разработки инновационных подходов к непрерывному профессиональному образованию государственных и муниципальных служащих России. Очевидно, что они должны соответствовать:
— нормам мирового образовательного сообщества и направлениям реформирования российской системы образования;
— потребностям в качественной образовательной подготовке государственных и муниципальных служащих, ориентированной на преодоление разрыва между формально полученным образованием и готовностью к реальному решению профессиональных задач, стоящих перед российским обществом;
— необходимости формировать профессиональную готовность государственных и муниципальных служащих к регулированию инновационных и модернизационных процессов в хозяйственной, политической, социальной сферах жизни российского общества.
Отмеченные задачи отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Так, к видам профессиональной деятельности государственного и муниципального служащего, имеющего квалификацию «бакалавр», помимо организационно-управленческой, информационно-методической, коммуникативной и технологи-чески-исполнительской, отнесена и проектная деятельность. Она предполагает участие в разработке и реализации проектов государственного и муниципального управления и в проектировании организационных систем, проведение расчетов с целью выявления оптимальных проектов, а также оценку результатов проектной деятельности. Для этого бакалавр должен уметь выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели; использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов; уметь определять уровень рисков и управление бюджетом проекта; принимать участие в реализации программ организационных изменений и разрабатывать проекты социальных изменений; уметь работать с проектной документацией, а также оценивать экономические, социальные, политичес-
САРКИСЯН
Юлия
Владимировна — к.пед.н., доцент кафедры социологии и психологии ВВАГС [email protected]
кие условия и последствия осуществления государственных программ и проектов.
При квалификации «магистр» функции государственного и муниципального служащего усложняются, меняются виды профессиональной деятельности. К ним относятся организационно-управленческая, административно-технологическая, консультационная, информационно-аналитическая, научно-исследовательская и педагогическая деятельность. Но, как и у бакалавра, среди видов профессиональной деятельности остается и проектная. Речь идет в т.ч. о стратегических и междисциплинарных проектах, проектах в различных отраслях бюджетного сектора и в отдельных организациях. Магистр в области государственного и муниципального управления должен уметь составлять прогнозы развития организаций и учреждений, отдельных отраслей и предприятий, прогнозировать развитие регионов; разрабатывать программы социальноэкономического развития федерального, регионального и местного уровня; обосновывать результаты исполнения социально-экономических программ с использованием методов проектного анализа; разрабатывать технико-экономическое обоснование и определять вероятность эффективности инвестиционных проектов, прежде всего в социальной сфере.
Таким образом, подготовка служащего в области проектно-инновационной деятельности становится важнейшей составной частью профессиональной деятельности. Поэтому необходимо исследовать степень готовности государственных и муниципальных служащих к проектной деятельности, определить систему знаний, умений и компетенций, которые необходимо формировать в системе непрерывного профессионального образования. Необходимо также установить формы и методы образовательной деятельности, способствующие развитию творческого, инновационного мышления работников государственной и муниципальной службы. Это обусловливает актуальность эмпирического социологического исследования проблем проектной компетентности государственных и муниципальных служащих.
Следует отметить недостаточный теоретический уровень разработанности проблемы проектной компетентности, в т.ч. инновационной, характерный для отечес-
твенных исследований в области государственного и муниципального управления. Исторически это обусловлено как длительной невостребованностью творческих, инновационных функций государственных служащих в условиях планового директивного хозяйства, так и сложным процессом становления системы государственного регулирования сравнительно молодого отечественного рынка. На наш взгляд, теоретико-методологические исследования данной проблемы, активно проводимые учеными Российской академии государственной службы1, должны быть дополнены результатами эмпирических исследований по выявлению основных параметров инновационной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей формирование проектной компетентности государственных и муниципальных служащих.
Не останавливаясь на анализе множественных отечественных и зарубежных трактовок терминов «компетенция» и «компетентность», отметим, что применительно к системе высшего профессионального образования компетентность может рассматриваться как комплекс профессионально-личностных качеств работника, за счет постоянного обновления обеспечивающих результативность в решении профессиональных задач на уровне требования общества, рынка, профессиональной среды. Проблемы компетентностного подхода в профессиональном образовании государственных и муниципальных служащих применительно к задачам инновационного развития страны в последнее время стали объектом активного внимания ряда российских исследователей2. Но проектная форма разработки и внедрения социально-экономических и организационных инноваций предполагает специальную подготовку обучающихся.
Для формирования инновационной системы непрерывного профессиональ-
1 Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих : учебное пособие / под общ. ред. А.А. Деркача. — М. : Изд-во РАГС, 2006; Личностная и профессиональная зрелость кадров государственной службы : сборник научных статей. Ч. 1 / под общ. ред. А.А. Деркача. - М. : Изд-во РАГС, 2009; и др.
2 Личностная и профессиональная зрелость кадров государственной службы : сборник научных статей. Ч. 1 / под общ. ред. А.А. Деркача. — М. : Изд-во РАГС, 2009; Романов В.Л. Социальноинновационный вызов государственному управлению. — М. : Изд-во РАГС, 2006; и др.
ного образования, соответствующей требованиям компетентностного подхода, должна быть разработана модель проектной компетентности, удовлетворяющая следующим принципам:
1) носить системный характер — наиболее полно отражать основные элементы профессиональной готовности служащего к участию в разработке и эффективной реализации социально-экономических, организационных и др. проектов;
2) отражать взаимосвязь и взаимодействие элементов профессиональной готовности служащего к проектной деятельности, т.е. быть функционально адекватной;
3) быть операциональной, что означает не только теоретическую готовность работника к проектной деятельности, но и возможность служить инструментом практического регулирования процесса профессионального образования.
В рамках социологического исследования «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России», проведенного Волго-Вятской академией государственной службы (ВВАГС) в 2010 г., получены эмпирические данные, которые позволили:
— выявить отношение респондентов к такому виду деятельности, как проектная, т.е. степень информированности о проектной деятельности в сфере государственного и муниципального управления, понимание сущности и необходимости проектных форм государственного и муниципального управления, мотивация к проектной деятельности и др.;
— определить те параметры проектной компетентности государственных и муниципальных служащих, которые выделили респонденты;
— выявить уровень профессиональноличностной готовности респондентов к деятельности в сфере разработки и реализации социально-экономических и организационных проектов;
— определить степень их готовности к приобретению знаний, навыков и компетенций в проектной сфере, а также предпочтения в сфере форм профессионального образования.
Кроме письменного опроса 667 государственных и 465 муниципальных служащих из разных регионов России, были проведены два экспертных опроса — среди наиболее квалифицированных работников системы государственной и муниципальной службы и преподавателей системы высшего профессионального образования в сфере государственного и муниципального управления.
Анализ полученных данных позволил выявить ряд эмпирических фактов и закономерностей в сфере профессиональной компетентности респондентов в целом, а также в области их готовности к реализации проектной функции в сферах государственного и муниципального управления.
Программа эмпирического исследования предполагала выявление потребностей, предпочтений, установок и ценностных ориентаций работников системы государственного и муниципального управления в системе непрерывного профессионального образования. Из общего массива полученных данных выделим то, что, на наш взгляд, более соответствует рассматриваемой проблеме.
Так, при определении степени соответствия базового образования содержанию выполняемой работы 9,9% респондентов из числа государственных служащих (объем выборки составил 667 чел.) оценили ее как низкую, 28,5% — как среднюю (см. табл. 1).
Таблица 1
Степень соответствия содержания базового образования респондентов содержанию
выполняемой ими работы
№ Степень соответствия Частота, чел. Частота, %
1. Нет ответа 14 2,1
2. Низкая 66 9,9
3. Средняя 190 28,5
4. Высокая 397 59,5
Итого 667 100,0
Таблица 2
Наличие второго высшего образования
№ Наличие образования Частота, чел. Частота, %
1. Нет ответа 3 0,4
2. Имеется 146 21,9
3. В процессе обучения 34 5,1
4. Не имеется 484 72,6
Итого 667 100,0
При этом 27% опрошенных государственных слушателей имеют возможность сравнить содержание базового образования с содержанием второго высшего (21,9% респондентов его имеют и 5,1% получают его в настоящее время) (см. табл. 2). Подавляющее число респондентов, имеющих или получающих второе высшее образование, получают его в области юриспруденции, а также государственного и муниципального управления
Распределение мнений по данной проблеме по двум группам респондентов представлено на рис.1.
Представленное на рис.1 распределение позиций подтверждается оценками экспертов-специалистов. При ответе на вопросы о преимуществах и ограничениях базового образования по специальности «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ), эксперты-практики отметили отраслевой характер содержания значительной части функций государственных служащих: если они имеют конкретную отраслевую направленность, например, в области статистики, финансов, транспорта и т.д., то образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», должно, по мнению большинства экспертов, выступать скорее как дополнительное.
Но при оценке значения профессионального образования в области ГМУ как базового эксперты-практики выделили также его преимущества по сравнению с узкоспециальным. Приведем одну из наиболее характерных оценок: «Базовое образование в сфере ГМУ позволяет работнику быстрее и глубже осознать цели и задачи профессиональной деятельности подразделения и госслужбы в целом. Это определяется развитием управленческих, личностных и профессиональных качеств».
Таким образом, мы видим, что оценки
экспертов-практиков позволяют выявить противоречие между отсутствием у выпускников с образованием в области ГМУ узкоспециальной профессиональной подготовки и их способностью быстрее адаптироваться к профессиональной среде и решаемым профессиональным задачам. Широкая подготовка в сфере государственного и муниципального управления дает также более широкое видение профессиональных проблем и задач, обеспечивает лучшую нормативно-правовую базу деятельности служащего.
Добавим, что данный вывод подтверждается также исследованием мнения муниципальных служащих по анализируемым проблемам. При опросе 465 чел. существенного расхождения основных позиций респондентов по сравнению с группой государственных служащих выявлено не было. Более того, по ряду позиций ответы муниципальных служащих усиливают выявленные оценки государственных служащих.
Расхождение в оценках по двум группам респондентов отражено на рис.2.
Обратимся к опросу преподавателей, который также проводился в рамках исследования (объем выборочной совокупности составил 219 чел.). Большинство респондентов этой группы выделяют проблему недостаточного соответствия содержания обучения в вузе потребностям практической работы государственных и муниципальных служащих. Это проявляется, по мнению опрошенных, в недостаточности практических умений и навыков, формируемых в процессе обучения, когда преобладает теоретический, а не практический уровень подготовки, дидактический, а не компетентностный подход. Причины этого респонденты видят в том, что в настоящее время «недостаточно преподавателей с опытом практической работы в системе государственного и
Грсу дарствен
Достаточно баювою образования в сфере государственном н муниципального управленім
Достаточно базового обріїмамм в конкретной <ф<рг
государственного и муниципального управленім
Попучгннг 6а«>«аі<> <і(іра«онаніп вефгрг ю<у дарственною и муимципыикио управлении с А пгртодіоіоаком
Получение базового обра юваніп по профилю конкретной сферы государственною и му ниципальною управления с последующей переподготовкой
О 5 10 15 20 25 30 35 40 45
Рисунок 1 Мнение респондентов о наиболее предпочтительном варианте профессиональной подготовки,%
■ Муниципальные служащие
■ Государственныеслужащие
Средняя
Рисунок 2 Степень соответствия содержания базового образования респондентов содержанию выполняемой ими работы, %
муниципального управления», «недостаточно высок уровень владения преподавателей инновационными технологиями обучения», «недостаточна связь вузов с органами государственного и муниципального управления», «существуют проблемы прохождения производственной практики студентов в профильных организациях». Предлагаются основные пути решения этой проблемы — формирование профессиональной компетентности самих преподавателей и качественное изменение содержания и технологической стороны образовательного процесса.
На наш взгляд, именно формирование компетенций в сфере управления проектами может снять выявленное в процессе социологического опроса противоречие между потребностью большинства служащих в узкопрофессиональном (инженерно-техническом, финансовом, экономическом, юридическом и др.) образовании и теми преимуществами, которые способно обеспечить базовое профессиональное образование в области ГМУ. Способствовать решению
этой проблемы могут, например, образовательные технологии, в т.ч. и на основе современного программного обеспечения, активно включающие студентов и слушателей в деятельность по разработке и экспертизе проектов в конкретных сферах профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих. Таким образом, формирование проектной компетентности государственных и муниципальных служащих в процессе образовательной деятельности может сочетаться с формированием навыков в узкопрофессиональной сфере деятельности.
Статья подготовлена на основе гранта «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России», ВВАГС, 2010 (Государственный контракт № П2331 федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы).