ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СЛУЖАЩИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
В статье изложены особенности использования дистанционных образовательных технологий в профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных и муниципальных служащих. Проанализированы основные проблемы, возникающие в образовательном процессе на базе дистанционных технологий.
Features of using distant educational technologies in professional retraining and advancement of qualification of civil and municipal servants are stated in the article. The main problems arising in educational process on the basis of distant technologies are analyzed.
Ключевые слова:
дистанционные технологии в образовании, профессионализация, государственные и муниципальные служащие; distant technologies in education, professionalization, civil and municipal servants.
В Послании Федеральному собранию РФ 12 декабря 2012 г. президент России В.В. Путин отметил: «Всем очевидны и главные проблемы, ничего нового здесь тоже не скажу, — это низкая эффективность государственной власти и коррупция. Без качественного современного госуправления, без высокой персо нальной ответственности тех, кто этим занимается, мы не решим задач, стоящих перед обществом и страной»1.
Думается, ни у кого не вызывает сомнений, что эффективное функционирование системы государственного управления и мест ного самоуправления непосредственно связано с уровнем профес -сиональной подготовки государственных и муниципальных служа -щих. В то же время следует признать, что большинство сегодняшних государственных и муниципальных служащих получили профес -сиональные знания достаточно давно, в стране с другим государ ственным устройством, с иной экономикой и системой управления. Поэтому они не имеют достаточных знаний о работе государствен ного механизма и местного самоуправления в современных усло -виях, об особенностях рыночной экономики, новых формах управ -ления. Кроме того, за последние десятилетия существенно обнови -лась база знаний в области управления. Современные научные раз -работки в этой области открывают новые возможности повышения эффективности управленческого труда, в т.ч. и в государственном и муниципальном управлении.
В связи с этим образовательная деятельность в сфере профес -сиональной переподготовки и повышения квалификации государ -ственных и муниципальных служащих приобретает особую значи мость, являясь, по сути, инструментом обеспечения остро востре -бованного сегодня «качественного современного госуправления». Подтверждением этому служит Указ Президента РФ № 261 от 10 марта 2009 г. «О федеральной программе “Реформирование и раз -витие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)”». Этим Указом утверждена федеральная про -грамма «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)», где среди целе -БАЖИН вых индикаторов и показателей содержатся индикаторы, имеющие
Игорь непосредственное отношение к системе профессиональной пере -
Иванович —
д.тех.н., д.соц.н., ___________
профессор 1 Послание Президента РФ Федеральному собранию 12 декабря 2012 г.
[email protected] Москва, Кремль.
подготовки и повышения квалификации государственных служащих, а именно:
• число реализованных инновационных образовательных программ в области го -сударственной службы (к 2010 г. этот пока -затель должен был достигнуть не менее 112%, а к 2103 г. — не менее 125% базового значения);
• число государственных служащих, принявших участие в инновационных про -граммах профессиональной подготовки и переподготовки государственных служа -щих (к 2010 г. этот показатель должен был достигнуть не менее 200%, а к 2013 г. — не менее 300% базового значения).
Ранее мы рассматривали три аспекта инновационности образовательных про грамм: инновационность содержатель -ного наполнения, инновационность мето дического обеспечения, инновационность организационного обеспечения1.
Что касается инновационности содержательного наполнения, то она поддержи -валась внедренной с 2005 г. в Институте повышения квалификации ВолгоВятской академии государственной службы (с 2011 г. — Нижегородский инсти -тут управления — филиал РАНХиГС при Президенте РФ) системой образователь -ных программ профессиональной пере подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных слу жащих. При этом содержательное напол нение отвечает таким основным крите риям, как системность, специфичность, прикладная направленность2.
Инновационность методического обеспечения образовательных программ опре -деляется созданием учебно - методических материалов, соответствующих всем тре -бованиям к профессиональным знаниям государственных служащих различных сфер деятельности, категорий и групп, а также отражением в учебных модулях (как в теоретическом, так и в практиче ском аспекте) специфики той или иной сферы деятельности государственного служащего3.
1 Бажин И.И. Инновационная система профессионализации служащих органов власти // Власть, 2009, № 10, с. 65-69.
2 Бажин И.И. Система образовательных про -грамм профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих // Государственная служба, 2005, № 4, с. 107-118.
3 Бажин И.И. Инновационная система профессионализации служащих органов власти // Власть, 2009, № 10, с. 65-69.
Инновационность организационного обеспечения образовательных программ обусловлена тем, что официальное про -возглашение принципа непрерывности профессионального образования государ -ственных служащих, повсеместное вне -дрение информационных технологий в их профессиональную деятельность актуали -зировало поиск новых организационных форм и видов обучения государственных гражданских служащих.
И здесь одним из эффективных направ -лений является применение в учебном процессе дистанционных образователь -ных технологий. Именно эти технологии в течение ряда лет и являлись в ИПК ВВАГС ведущей организационной фор -мой ведения учебного процесса. Заметим, что в послании президента РФ отмечена необходимость развития дистанционных технологий образовательных процессов4. Выделена эта образовательная техноло -гия и в новом Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образова -нии в Российской Федерации», где в ст. 16 дано содержательное определение этой формы ведения учебного процесса: «Под дистанционными образовательными тех нологиями понимаются образователь -ные технологии, реализуемые в основ ном с применением информационно телекоммуникационных сетей при опо средованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»5.
Структурные особенности этой про грессивной формы образовательных про цессов, исследованные нами ранее6, пред -полагают реализацию в дистанционных технологиях всех традиционных форм обучения: очной, очно заочной и заочной. Дистанционная технология в определен -ной мере стирает границы между традици -онными формами обучения. Эти границы теперь определяются техническими воз -можностями, которые, по сути, и опреде -ляют ту или иную форму обучения.
В целом отличительной особенностью дистанционного обучения является то,
4 Послание Президента РФ Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. Москва, Кремль.
5 http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie - dok. Ыт1
6 Бажин И.И. Структурные особенности дистан -ционного обучения. Материалы Международной конференции «Інформаційні технології в економіці, менеджменті і бізнесі. Проблеми науки, практики і освіти». ЕУФИМБ, Киев, 2002 г.
что здесь особенно ярко проявляется двойственность вида информации в про цессе обучения — это информация содер -жания и информация управления. Первая составляет предмет изучения и характе ризуется построением и преобразованием видовых моделей. Вторая выступает как средство и способ усвоения информации содержания.
Упомянутая дистанционная образова -тельная технология (ДОТ), реализованная в образовательном процессе ИПК ВВАГС в системе прохождения государственными и муниципальными служащими программ дополнительного профессионального образования, включает следующие ком -поненты: кейс -технологии в сочетании с технологиями электронной почты и Интернетом (в частности, с программой Skype); четкая организация работы слуша -телей в межсессионный период, требую щая в период первой очной сессии пред варительной специальной подготовки слушателей к использованию электронной обучающей системы (ЭОС); использова -ние специально созданной в ИПК универ сальной программы автоматизированной проверки тестовых работ, выполняемых слушателями в процессе дистанционного обучения.
Вместе с тем нельзя не признать, что современные дистанционные образо -вательные технологии содержат в себе определенные проблемы, безусловно влияющие на уровень и качество подго товки обучающихся.
Следует подчеркнуть, что исторически дистанционная образовательная техноло гия (впервые, как известно, реализованная при обучении моряков подводного флота США) всегда требовала либо специаль -ных условий (например, искусственной изоляции, как в упомянутом американ ском флоте), либо очень высокого уровня мотивации и добросовестности обучаю щихся. Именно выраженная мотивация самого обучающегося, обеспечивающая его участие в обучении в качестве субъекта образовательного процесса, при высо ком уровне содержания образовательных программ гарантирует должное качество знаний и навыков, полученных обучаю щимся.
Это связано в первую очередь с тем, что эта форма обучения до сегодняшнего дня пока не реализовала надежные виды контроля полученных знаний, обеспечи
вающие безусловное усвоение требуемых объемов знаний и исключающих получе ние недобросовестными обучающимися диплома об образовании. Именно это обстоятельство долгие годы служило глав ным аргументом сторонников традицион ных форм обучения — активных против -ников дистанционного образования.
И действительно, при массовом вне дрении дистанционных технологий (в частности, при профессионализации слу жащих органов власти) вряд ли можно рассчитывать на гарантированно высокую мотивацию обучающихся. Это подтверж дается исследованиями, проведенными научно исследовательской методической лабораторией ВВАГС в октябре-ноябре 2008 г. по заказу Министерства региональ -ного развития РФ среди глав городских и сельских поселений, председателей пред ставительных органов, иных должност -ных лиц городских и сельских поселений Нижегородской обл.1
Отметим, что значительная часть респон дентов (41,4%) имели стаж работы в муни -ципальной службе более 10 лет, причем подавляющее большинство (91,4%) и до прихода в современную систему местного самоуправления работали в органах мест ного самоуправления. При этом большин ство из респондентов оценивают уровень профессиональной подготовки муници пальных служащих в своем муниципаль ном образовании как средний и невысокий (почти 84%). Но все же 10,2% респонден тов оценивают уровень профессиональной подготовки муниципальных служащих как высокий. Кроме того, 7,6% обследованных не считают необходимым прохождение специальной подготовки при поступлении на работу в органы власти. Именно среди этой части служащих в первую очередь и формируются слабо мотивированные слу шатели, которые в силу требования закона об обязательном повышении квалифика ции попадают на обучение.
Необходимо также отметить, что мно голетняя преподавательская практика автора (более 10 тыс. обучившихся госу дарственных и муниципальных служа щих), показывает, что хотя большинство обучающихся тщательно осваивают учеб ный материал, к сожалению, приблизи тельно 2—4% слушателей не проявляют
1 Маленькая М.А. Особенности осуществления реформ в муниципальном управлении // Власть, 2010, № 7, с. 38—42.
должной добросовестности, не мотиви рованы на получение прочных знаний и навыков, которые должны обеспечить эффективность их служебной деятель ности. Эта часть обучающихся мотиви рована, в первую очередь, на получение диплома об образовании «любой ценой», что формально обеспечивает им возмож ность продолжать государственную или муниципальную службу независимо от реального наличия у них требуемых зна ний и навыков.
В условиях объективно существующей проблемы недостаточных гарантий высо кой мотивации государственных и муни ципальных служащих к обучению, обеспе чивающему достаточную их профессиона -лизацию, особую значимость приобретает четкость и ответственность в организации учебного процесса на базе дистанцион -ных технологий в образовательной организации. Требуется отлаженная система контроля знаний, исключающая возмож ность получения диплома об образова нии недобросовестными слушателями, не выполнившими в полном объеме учеб ную программу. Объективные трудности эффективного контроля знаний при дис танционной форме обучения в принципе открывают возможность в т.ч. и коррупци -онных проявлений, о чем говорил прези дент РФ в своем послании Федеральному собранию.
И здесь на первое место выходит такой важный компонент, как система ценно -стей, профессиональная честь препода вателей и руководства образовательной организации. Ведь именно профессио нальная честь преподавателя и понимание руководством учебного заведения высокой ответственности за качество подготовки государственных и муниципальных служа щих служит тем самым фильтром, который способен обеспечить допуск к государст -венной и муниципальной службе только высокопрофессиональных работников.
К сожалению, на практике дело обстоит не так радужно. Проводимая в настоя -щее время реорганизация, связанная с присоединением Российской академии государственной службы к Российской академии народного хозяйства, вызвала организационные трудности, ошибки в кадровых решениях.
Таким образом, внедрение дистанци онных технологий в обучение государ -
ственных и муниципальных служащих выявляет ряд проблем, требующих даль нейшего совершенствования организации образовательного процесса, что должно исключить малейшие попытки корруп ционных проявлений в важнейшей сфере обеспечения профессионализма государ ственного управления.
Определенные надежды в этом отно шении вселяет ст. 16 нового закона «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающая право организаций, осуществляющих образовательную де ятельность, применять «дистанционные образовательные технологии при реализа ции образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регу лированию в сфере образования»1. То есть, надо полагать, что сопутствующими новому закону нормативно правовыми актами федерального уровня будут постав лены надежные барьеры коррупционным проявлениям и иным нарушениям в дис танционном образовании. Особая роль в решении этой проблемы возлагается на надзорный орган в сфере образования — Рособрнадзор РФ.
Не менее важной является роль образо -вательной организации (вуза) как носи -теля системы ценностей. Именно это под черкнул президент РФ В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию: «Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традици онных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поко ления в поколение»2. Традиционно вуз всегда являлся носителем системы нацио нальных ценностей, выполняя, помимо обучающей, еще и воспитательную функ цию. В свете этого представляется весьма важным, чтобы на руководящие долж -ности (начиная с первого лица) каждой образовательной организации отбирались люди, разделяющие отмеченные прези дентом РФ исконные ценности, а не при верженцы «золотого тельца» и апологеты «монетизации» образовательного про цесса.
1 http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie - dok. Мт1
2 Послание Президента Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. Москва, Кремль.