УДК 378.1; 371.3
ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПРОДУКТ И УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Николай И. Каргин а; Владимир Г. Свинаренко а; Ольга А. Козыреваь■с @ ш
а Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, 115409, Россия, г. Москва, Каширское шоссе, 31
ь Новокузнецкий филиал (институт) Кемеровского государственного университета, 654041, Россия, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 23
с Сибирский государственный индустриальный университет, 654007, Россия, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 42 @ [email protected] https://orcid.org/0000-0003-1834-7996
Поступила в редакцию 24.01.2018. Принята к печати 20.07.2018.
Ключевые слова:
инновационная педагогика, педагогическое моделирование, культура самостоятельной работы личности, педагогические условия, педагогическая функция, система непрерывного образования, принципы инновационной педагогики, инновационные педагогические средства.
Аннотация: В статье раскрыт понятийный аппарат инновационной педагогики - приведены объект, предмет, цель и задачи. В структуре анализа возможностей традиционной и инновационной педагогики выделены профессионально-педагогические функции изучения курса Инновационная педагогика, отражена система принципов инновационной педагогики, выделены педагогические условия оптимизации качества педагогической деятельности в модели инновационной педагогики. Специфика разделения традиционного научного знания и инновационного научного знания в педагогике по рангу получения продуктов деятельности определяет средства, методы, формы и технологии педагогической деятельности продуцированием новых результатов деятельности. Качество решения задач педагогической деятельности напрямую зависит от происходящих изменений в обществе, культуре, технике, науке и производстве. Система непрерывного образования гарантирует личности успешное включение в социальное и профессиональное пространство, данная практика подкрепляется неустанным развитием достижений в различных плоскостях науки, сопряженной с системой образования. Инновационная педагогика как генератор и модулятор новых достижений и продуктивных способов, форм и методов определяемых решений гарантирует личности и обществу возможность ситуативной, персонифицированной системы самоорганизации качества образовательных услуг и ситуативную подстройку личности в моделях акмепроектирования и акместановления.
Для цитирования: Каргин Н. И., Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Инновационная педагогика как продукт и условие развития современного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 3. С. 26-32.
Введение
Современное образование как государственный институт, система и продукт поликультурных взаимоотношений - сложная функция антропосре-ды, определяющая условия и ресурсы развития личности и ноосферы, сохраняющей ценности гуманизма и толерантности, креативности и продуктивности базовыми ценностями адаптивной и акмепедагогической практики.
Педагогика как наука и искусство - две грани единого целого, воссоздающие в определении и решении противоречий единство теории и практики педагогической науки. Первым традиционным доказательством данного факта является этимологическая модель термина педагогика (с греч. пайдос -
ребенок, аго - веду, вести), в первом приближении детерминируемая как детоводческое мастерство. Наука о детоводческом мастерстве иллюстрирует на протяжении всего периода функционирования антропосистемы возможности сохранения традиций и определение в поле ноосферных изменений продуктов и объектов инноваций, сохраняющих в единстве целостность антропосреды в уникальном многообразии форм и ресурсов воспроизводства социального знания, к которому относится и педагогическое знание. Вторым доказательством связи науки и искусства в педагогике является научно обоснованное обновление теории и практики педагогики как науки, т.е. мастерства педагогической деятельности и педагогического общения,
определяемых и визуализируемых в поле выявляемых проблем и направлений педагогической деятельности, т.е. в материалах научно-педагогического исследования, а также в структуре использования метода педагогического моделирования, фасилитирующего создание педагогических инноваций в структуре продуктивного поиска педагога и обучающихся.
Традиционная педагогика - это область педагогического знания, сложившегося в исторически обусловленном принятии идей обучения, воспитания и развития личности, гарантирующих и подтверждающих на практике на определенной ступени образования на протяжении длительного интервала времени высокий уровень достижений обучающегося.
В качестве примера можно привести систему классно-урочного обучения (предложена Я. А. Коменским), до настоящего времени нет более универсальной формы обучения для широкого круга обучающихся с 6-7 до 16-17 лет.
Традиционная педагогика - область педагогической науки, где устоявшийся опыт педагогической деятельности и общения определяет специфику и выбор модели решения задач обучения и образования, развития и социализации личности.
Инновационная педагогика - это область педагогического знания, определяющего в ситуативных изменениях социальных и личностных потребностей особенности и возможности педагогики как практической науки, гарантирующей обучающемуся социально и персонифицировано высокий уровень достижений, являющийся составной частью моделируемых и реализуемых программ конкурентоспособности и мобильной устойчивости, социализации и развития личности, включенной в систему непрерывного общего и профессионального образования.
Инновационная педагогика - это отрасль современной педагогики, определяющая и системно детерминирующая все поливидовые возможности моделирования, внедрения, модификации педагогических инноваций, повышающих качество профессионально-педагогической деятельности в различных областях педагогической практики.
Инновационная педагогика является неподдельным продуктом современной культуры и образования, гарантирует поиск и верификацию гибких условий и механизмов синергетической коррекции качества образования и образовательных услуг, что может быть в теоретической основе выбора определено через учет содержания теории современного научного знания, определяющего в нашей работе из выделенных источников [1-15] практику решения задач инновационного построения педагогического процесса в системе непрерывного образования. Нюансы использования ресурсов и продуктов, средств и методов, технологий и форм
формирования культуры самостоятельной работы личности [1-7] гибко раскрывают в своей практике особенности продуктивного использования педагогического моделирования [8; 9]. Одним из примеров может быть пример решения задач здоровьесбере-гающей педагогики как разновидности инновационной педагогики [8].
Научная основа построения теорий, моделей и концепций [10-12] определяет потребность в новых продуктах современного образования. В системе теоретических и эмпирических возможностей реконструкции изучения курсов научной педагогики могут быть определены ее продукты в системе программно-педагогического обеспечения дисциплины Педагогика и персонифицированно-деятель-ностного сопровождения модулей и предметных курсов научно-педагогического знания [13-15].
Основные понятия инновационной педагогики
Основы педагогической поддержки и акмепро-ектирования достижений в системе детерминант инновационной педагогики определяют высокие достижения как продукт учета всех составных развития общества и личности в обществе.
Определим в детерминации и моделях-связках основные понятия, непосредственно связанные с особенностями и возможностями изучения инновационной педагогики в структуре подготовки педагога, включенного в систему непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.
Объект инновационной педагогики - педагогические инновации, фасилитирующие определение и решение задач и проблем педагогической деятельности, детерминируемой в контексте выполнения профессионально-трудовых функций и верификации качества сформированности профессионально-педагогической культуры.
Предмет инновационной педагогики - моделирование и использование педагогических инноваций, повышающих качество профессионально-педагогической деятельности.
Цель инновационной педагогики - определение и решение проблем и задач педагогической деятельности в оптимальной форме и детерминированных ресурсах, представляющих собой поле инновационных продуктов и объектов современной педагогической науки, культуры и искусства (мастерства).
Задачи инновационной педагогики:
- определение проблем современной педагогической деятельности в системе непрерывного образования;
- моделирование новых педагогических средств в структуре верификации качества педагогической деятельности и общения;
- апробация новых педагогических средств в структуре верификации качества педагогической деятельности и общения;
- внедрение новых педагогических средств и инноваций в практику работы педагогов;
- распространение обобщенного опыта персонифицированной практики определения и решения задач современной профессионально-педагогической деятельности в модели создания и использования инноваций.
В структуре подготовки будущего педагога в системе постановки и решения задач инновационной педагогики культура самостоятельной работы личности является уникальным продуктом, визуализирующим возможность продуцирования новых педагогических средств и инноваций в работе педагога.
Культура самостоятельной работы личности -продукт развития и саморазвития личности, детерминируемый в 4-уровневой модели:
1) объектный уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности (персонифицированное, ситуативное использование в личной практике всех средств и способов фиксации информации);
2) индивидуальный уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности (персонифицированное, ситуативное использование в личной практике педагогического моделирования, средств и способов фиксации информации для создания новых средств, возможности определения и визуализации продуктивного решения поставленной в ходе реализуемой деятельности задачи);
3) субъектный уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности (создание, апробация и внедрение эффективных средств и продуктов деятельности, определение новых перспектив, гарантирующих личности включенность в социальное, образовательное и профессионально-трудовое пространство в циклично выполняемом креативно детализируемом алгоритме акмеверификации качества персонифицированных и коллективных достижений личности);
4) творческий уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности (внедрение эффективных продуктов ведущей деятельности и хобби в практику работы других субъектов профессиональной деятельности, в том числе институтов образования и социализации).
В таком понимании только на поисковом и творческом уровне сформированности культуры самостоятельной работы личности возможна практика создания и внедрения новых педагогических средств и педагогических инноваций в работе педагога как субъекта современного образования и культуры, деятельности и общения.
Инновационная педагогика как самостоятельный курс может быть изучен в структуре подготов-
ки аспирантов по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки 13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
Система принципов инновационной педагогики - совокупность положений, определяющих качественное решение задач развития личности в модели современного образования, гарантирующего личности соблюдение прав и возможностей развития в поликультурном образовательном пространстве, реализующем образовательные услуги в интересах человека и государства.
Система принципов инновационной педагогики
I. Принцип научности в продуктивном поиске оптимальных возможностей развития личности обучающегося и педагога:
- последовательность, целостность, объективность, достоверность получаемых результатов в единстве педагогической практики и педагогической теории;
- системность, систематичность, цикличность, здоровьесбережение, дифференциация в изучении дидактического материала;
- единство сознания и деятельности в продуктивном становлении личности обучающегося;
- социальная направленность всех изменений во внутриличностном развитии и становлении обучающегося, включенного в систему непрерывного образования;
- верификация и акмедетерминация индивидуальной образовательной траектории обучающегося в системе общего, профессионального и дополнительного образования;
- уровневая, диалектическая природа развития обучающегося в современном образовательном пространстве;
- единство видов и моделей воспитания, обучения, образования, социализации, адаптации, самореализации в решении задач развития обучающегося и системы образования.
II. Принцип аксиолого-акмеологической направленности развития обучающегося в поликультурной образовательной среде:
- единство целей и ценностей современного педагогического взаимодействия;
- дихотомическое проецирования репродуктив-но-продуктивного обучения обучающегося в системе непрерывного образования;
- гуманизация и персонификация развития личности как объекта и продукта психолого-педагогических исследований и инноваций;
- доступность и своевременность педагогической поддержки и педагогической коррекции в модели адаптивной подготовки обучающегося;
- учет индивидуальных возможностей, способностей и здоровья в освоении персонифицированных
и групповых программ современного обучения и образования;
- учет нормального распределения способностей в выборе модели обучения и образования, развития и самоутверждения, самосовершенствования и самореализации;
- своевременное включение обучающегося в социальные отношения и способы решения задач развития и саморазвития.
III. Принцип продуктивности в развитии обучающегося, детерминируемый в модели формирования культуры самостоятельной работы личности:
- принятие идеи культуры как высшей ценности и функции, продукта и ресурса развития личности и общества;
- формирование потребности в самостоятельном, продуктивном интеллектуальном труде;
- ситуативное, персонифицированное обогащение внутреннего мира обучающегося социально и образовательно реализуемыми программами развития личности;
- формирование потребности личности в качественном продукте ведущей деятельности и общения, хобби и досуга;
- единство самодетерминации, самоидентификации, самореализации, самоутверждения, самосовершенствования, саморазвития, самовоспитания, самообучения, самообразования в модели становления и формирования конкурентоспособной, гибкой, креативной, устойчивой личности;
- формирование самостоятельности и потребности в самостоятельной работе, визуализируемых в уровне сформированности культуры самостоятельной работы и корректируемых в практике решения задач развития и саморазвития;
- достаточность и регулярное обновление программно-педагогического обеспечения целостного педагогического процесса.
IV. Принцип формирования потребности в здоровом образе жизни и продуктивном самовыражении в науке, искусстве, культуре, спорте:
- формирование потребности в физической и интеллектуальной активности обучающегося в модели современного образования и досуга;
- формирование целостной, практико-ориенти-рованной модели развития и саморазвития личности в системе непрерывного образования;
- соблюдение основ рационального питания и занятий физической культурой и спортом, своевременного восстановления после различных нагрузок;
- определение и верификация модели социализации и самореализации личности в поле персонифицированных, профессиональных и социальных интересов;
- продуктивное самовыражение и самоутверждение личности в науке, искусстве, культуре, спор-
те как гарантах стабильного развития личности и антропосреды;
- единство и взаимодополнение репродуктивного и продуктивного обучения в модели развития личности;
- ситуативный, персонифицированный выбор и уникальное единство адаптивного и акмевери-фицированного знания в модели современного образования;
- гуманистическое управление функциями и механизмами развития в системе современного образования, обеспечивающего качественное решение задач здоровьесбережения и продуктивного становления личности.
V. Принцип персонифицированного самоопределения и акмеверификации профессионально-трудовых отношений личности в модели культуры и образования:
- качественно реализуемые условия и возможности современной профориентации в системе объективного выбора личности;
- своевременное решение противоречий внутри-личностного и поликультурного генеза в целостном развитии личности, визуализируемом в системе детерминируемых условий хочу, могу, надо, есть;
- учет уровневости и индивидуализации современного профессионального обучения и профессионального образования;
- моделирование, коррекция и апробация профессионально-трудовых функций обучающегося в системе непрерывного профессионального образования.
VI. Принцип продуктивности выбора в модификации традиционного и определения инновационного знания в модели развития личности и системы образования:
- единство и дополнение традиционного и инновационного знания;
- развитие в инновационном обеспечении современного образования;
- диалектическое и синергетическое управление качеством разрабатываемых педагогических инноваций;
- универсальность, гибкость и пополнение (обновление) научного знания и определяемых в нем моделей;
- своевременность и многофункциональность в развитии личности и системы образования;
- реализация возможности продуктивного становления личности в модели формирования культуры самостоятельной работы, обеспечивающей повышение качества решения профессионально-педагогических задач и внедрение моделируемых и проектируемых педагогических инноваций.
VII. Принцип инновационного программирования и проектирования цели и продуктов современного образования:
- уровневое развитие способностей и компетенций обучающегося в структуре продуктивной деятельности как высшей формы становления личности в модели ведущей деятельности и общения, хобби и досуга;
- повышение качества и возможностей профессионального мастерства в определении, визуализации, оптимизации и решении современных образовательных и профессионально-трудовых задач;
- включенность обучающегося и педагога в инновационное проектирование педагогического процесса;
- универсальность профессионально-педагогического и адаптивного знания в подготовке обучающихся, имеющих отклонения в развитии и здоровье;
- повышение возможностей личности в модели перехода от адаптивных к акмеверифицированным условиям профессионального совершенствования и самореализации;
- значимость педагогических инноваций в развитии личности и образования.
Одним из ресурсов осознания необходимости и возможности моделирования системы принципов является конструктор принципов педагогической деятельности. Примеров моделирования конструкторов принципов педагогического управления, педагогического взаимодействия, воспитания, социализации, самореализации личности в структуре подготовки педагогов по программам бакалавриата и специалитета немало.
Важно осознавать, что любой разрабатываемый педагогический конструктор развивает какую-либо грань или функцию профессионально-педагогической деятельности, является средством фасилита-ции осознания и решения задач. Без педагогического конструктора бывает сложно вывести на творческий уровень педагогического проектирования и моделирования всю генеральную совокупность обучающихся в модели профессионально-педагогического образования. Не является исключением любое другое направление подготовки, в структуре которого разрабатываются конструкторы, тренажеры, адаптивные педагогические средства.
Категории современной педагогической науки в структуре традиционного и инновационного изучения - это теория и практика репродуктивного и продуктивного изучения категориального аппа-
рата педагогики как науки. В структуре традиционного обучения категории педагогики рассматриваются на репродуктивном уровне, т.е. происходит заучивание детерминаций категориального аппарата. В структуре инновационного обучения категории педагогики рассматриваются на продуктивном уровне, обеспечивающем будущему педагогу возможность детализации, уточнения и моделирования определения изучаемого процесса или механизма, процедуры или системы.
Качество изучения категориального аппарата современной педагогики насчитывает многотысячный арсенал словесно-логических моделей таких категорий, как воспитание, обучение, развитие, социализация, просвещение, формирование, адаптация, фасилитация, саморазвитие, самосовершенствование, самоутверждение, самореализация, самоидентификация, самоопределение, самовоспитание, самообучение, самообразование и пр.
Одним из примеров является уточнение категориального аппарата с позиции трех смыслов: широкий, узкий и локальный. Другим примером уточнения категориального аппарата является использование современной педагогической методологии - построение определений категориального аппарата современной педагогики с позиции того или иного методологического подхода [3].
Заключение
Успешность педагогической деятельности в модели инновационной педагогики определяется четкостью и многомерностью осознания качества выявления и решения задач развития личности и общества, унифицированная модель которых в общедоступной форме может быть определена как хочу, могу, надо, есть. Инновационная педагогика как продукт и условие развития современного образования определяет перспективность продуктивных способов и методов решения задач и проблем современных воспитательно-образовательных и профессионально-трудовых отношений. Все составные детерминированных явлений и процессов определяет в различных плоскостях профессиональной деятельности поле будущих нововведений и интегрированных продуктов развития общества и личности.
Литература
1. Бойкова И. В. Специфика и педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы студентов техникума // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-2. С. 7-11.
2. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
3. Козырева О. А., Козырев Н. А., Свинаренко В. Г. Воспитание в профессиональной подготовке педагогов. М.: МИФИ, 2017. 400 с.
4. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С. 478-488.
5. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы личности: модели и возможности формирования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. С. 95.
6. Козырева О. А., Козырев Н. А. Конструктор принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Педагогика» // Интернетнаука. 2016. № 9. С. 55-62.
7. Козырева О. А., Козырев Н. А. Саморазвитие личности в системе непрерывного образования // Интернетнаука. 2016. № 9. С. 63-71.
8. Козырева О. А., Козырев Н. А., Митькина Е. В. Инновационная педагогика в модели современного образования // Интернетнаука. 2016. № 10. С. 391-405.
9. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 58-63.
10. Ревякина В. И. Проблемы научной деятельности преподавателя высшей школы // Информация и образование: границы коммуникаций. 2011. № 3. С. 125-127.
11. Свинаренко В. Г., Сорокин С. В., Тарасевич М. В. Возможности педагогического моделирования в системе непрерывного образования. М.: МИФИ, 2017. 148 с.
12. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования. М.: МИФИ, 2014. 92 с.
13. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Введение в педагогику: контрольно-измерительные материалы. Стерлитамак: АМИ, 2016. 40 с.
14. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования: контрольно-измерительные материалы. Стерлитамак: АМИ, 2016. 28 с.
15. Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика: контрольно-измерительные материалы. Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
INNOVATIVE PEDAGOGY AS A PRODUCT AND CONDITION OF THE DEVELOPMENT OF MODERN EDUCATION
Nikolay I. Kargin a; Vladimir G. Svinarenko a; Olga A. Kozyrevab■c■ @ 'D
a National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), 31, Kashirskoe Shosse, Moscow, Russia, 115409
bKemerovo State University (Novokuznetsk branch), 23, Tsiolkovsky St., Novokuznetsk, Russia, 654041 cSiberian State Industrial University, 42, Kirov St., Novokuznetsk, Russia, 654007 @ [email protected] 'D https://orcid.org/0000-0003-1834-7996
Received 24.01.2018. Accepted 20.07.2018.
Keywords: innovative pedagogy, pedagogical modeling, independent work culture of personality, pedagogical conditions, pedagogical function, continuous education system, principles innovative pedagogy, innovative pedagogical tools.
Abstract: The article reveals the conceptual apparatus of innovative pedagogy, i.e. its object, subject, objectives, and tasks. The authors analyze the possibilities of traditional and innovative pedagogy and define the professional pedagogical functions of the course of Innovative pedagogy. The article also features the system of principles of innovative pedagogy and pedagogical conditions required to improve the quality of pedagogical activity in the framework of innovative pedagogy. In pedagogy, the ranking of traditional scientific knowledge and innovative scientific knowledge according to activity products determines the means, methods, forms and technologies of pedagogical activity by the resource of new performance results. How well the tasks of pedagogical activity will be resolved directly depends on the ongoing changes in society, culture, technology, science, and industry. The system of lifelong learning guarantees social and professional inclusion. This practice benefits from constant achievements in various areas of education. Innovative pedagogy as a generator of new achievements and productive methods produces a situational and personalized system of self-organization of the quality of educational services and situational adjustment of the personality in the models of acme-projection and acme-building.
For citation: Kargin N. I., Svinarenko V. G., Kozyreva O. A. Innovatsionnaia pedagogika kak produkt i uslovie razvitie sovremennogo obrazovaniia [Innovative Pedagogy as a Product and Condition of the Development of Modern Education]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 3 (2018): 26-32.
References
1. Boikova I. V. Spetsifika i pedagogicheskiie usloviia formirovaniia kul'tury samostoiatel'noi raboty studentov tekhnikuma [Specificity and pedagogical conditions for the formation of a culture of independent work of technical college students]. Bulletin of the Kemerovo State University, no. 4-2 (2015): 7-11.
2. Kozyreva O. A. Tekhnologiia sistemno-pedagogicheskogo modelirovaniia v usloviiakh nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniia [Technology of system-pedagogical modeling in conditions of continuous vocational education]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern high technology, no. 3-2 (2016): 355-359.
3. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A., Svinarenko V. G. Vospitanie vprofessional'noipodgotovkepedagogov [Education in the professional training of teachers]. Moscow: MIFI, 2017, 400.
4. Kozyreva O. A. Kul'tura samostoiatel'noi raboty lichnosti v konstruktakh pedagogicheskoi metodologii [Culture of self-dependent living activities of personality in constructs of pedagogical methodology]. Internetnauka = Internet Science, no. 5 (2016): 478-488.
5. Kozyreva O. A. Kul'tura samostoiatel'noi raboty lichnosti: modeli i vozmozhnosti formirovaniia [Culture of independent individual work: models and possibilities of formation]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia = Modern problems of science and education, no. 3 (2017): 95.
6. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A. Konstruktor printsipov pedagogicheskogo vzaimodeystviia v strukture izucheniia kursa «Pedagogika» [The constructor of the principles of pedagogical interaction in the structure of pedagogy]. Internetnauka = Internet Science, no. 9 (2016): 55-62.
7. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A. Samorazvitie lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniia [Self-development of personality in the system of continuous education]. Internetnauka = Internet Science, no. 9 (2016): 63-71.
8. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A., Mit'kina E. V. Innovatsionnaia pedagogika v modeli sovremennogo obrazovaniia [Innovative pedagogy in the model of modern education]. Internetnauka = Internet Science, no. 10 (2016): 391-405.
9. Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Pedagogicheskoe modelirovanie v konstruktakh sovremennogo obrazovaniia [Teacher modeling constructs of contemporary education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk state pedagogical university bulletin, no. 1 (2017): 58-63.
10. Reviakina V. I. Problemy nauchnoi deiatel'nosti prepodavatelia vysshei shkoly [Problems of scientific activity of the teacher of higher school]. Informatsiia i obrazovanie: granitsy kommunikatsii = Information and education: the boundaries of communications, no. 3 (2011): 125-127.
11. Svinarenko V. G., Sorokin S. V., Tarasevich M. V. Vozmozhnosti pedagogicheskogo modelirovaniia v sisteme nepreryvnogo obrazovaniia [Possibilities of pedagogical modeling in the system of continuous education]. Moscow: MIFI, 2017, 148.
12. Svinarenko V. G., Kozyreva O. A. Nauchnoe issledovanie po pedagogike v strukture vuzovskogo i dopolnitel'nogo obrazovaniia [Scientific research on pedagogy in the structure of higher and further education]. Moscow: MIFI, 2014, 92.
13. Svinarenko V. G., Sukiasyan A. A., Kozyreva O. A. Vvedenie v pedagogiku: kontrol'no-izmeritel'nye materialy [Introduction to pedagogy: control and measuring materials]. Sterlitamak: AMI, 2016, 40.
14. Svinarenko V. G., Sukiasyan A. A., Kozyreva O. A. Istoriia pedagogiki i obrazovaniia: kontrol'no-izmeritel'nye materialy [History of Pedagogy and Education: Control and Measuring Materials]. Sterlitamak: AMI, 2016, 28.
15. Svinarenko V. G., Sukiasyan A. A., Kozyreva O. A. Sotsial'naia pedagogika: kontrol'no-izmeritel'nye materialy [Social pedagogy: control and measuring materials]. Sterlitamak: AMI, 2015, 52.