ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS
УДК 378.1; 371.3
ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Анна Н. Аксенова1 @1, Олег С. Комяков2, @2, Елена Ю. Шварцкопф3, @3
1 Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, 654066, Россия, г. Новокузнецк, пр. Октябрьский, 49
2 Сибирский государственный индустриальный университет, Россия, 654007, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 42
3 Новокузнецкий филиал (институт) Кемеровского государственного университета, 654041, Россия, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 23
@1 [email protected] @2 [email protected] @3 [email protected]
Поступила в редакцию 11.01.2018. Принята к печати 13.03.2018.
Ключевые слова: здоро-вьесберегающая подготовка личности обучающегося, педагогическая технология, педагогические условия, принципы, методы и средства здоро-вьесберегающей подготовки обучающегося.
Аннотация: Теория и практика современного профессионального образования определяет через систему формируемых компетенций возможность качественного решения задач развития личности обучающегося. В структуре поиска оптимальных решений в здоровьесберегающей подготовке личности обучающегося в модели непрерывного образования важным элементом определяется педагогическая технология, гарантирующая успешность поиска задач и ресурсов продуктивного решения выделенных условий и моделей функционирования реализуемой деятельности, гарантирующей качество и надежность научно обоснованного объективного и достоверного результата через признание и принятие основ педагогической методологии и научного исследования в целом. В структуре детализации качества здоровьесберегающей подготовки обучающегося могут быть выделены продукты самоанализа личности и наблюдение педагога. Показателем качества здоровьесбе-регающей подготовки обучающегося является включенность личности в социальные, образовательные и профессиональные отношения, отсутствие непосещения и отстранения личности от общества и деятельности в целом, в таком понимании здоровье является главным конструктом всех достижений и значимым ресурсом самосохранения личности и общества. Феноменология здоровья и здорового образа жизни - важные конструкты самоорганизации качества решения задач развития, в модели которых здоровьесберегающей подготовке обучающегося можно определить одно из главных мест, фасилитирующих в педагогической деятельности качественное, персонифицированное выявление и решение задач, непосредственно связанных с условиями выбора средств, методов и педагогических технологий.
Для цитирования: Аксенова А. Н., Комяков О. С., Шварцкопф Е. Ю. Особенности здоровьесберегающей подготовки личности обучающегося в модели непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 1. С. 4-9.
Возможности современного научного поиска в структуре актуализации основ планирования и реализации непрерывного образования определяют важным процесс поиска педагогически гибких и конкурентоспособных ресурсов самоорганизации качества управления педагогической деятельностью, одним из таких направлений может быть здоровьесберегающая деятельность и здоро-вьесберегающая подготовка личности в модели непрерывного образования.
В структуре исследования возможностей потребностей человека [1] и основ формирования здорового образа жизни [2-4] средствами физического воспитания и физической культуры можно выделить способ реали-
зации целостного развития личности через готовность личности к самостоятельной деятельности и самостоятельному определению потенциальных путей решения выделенных противоречий. Самостоятельная деятельность и культура самостоятельной работы личности [5-8] в детерминации понятийного аппарата определят одно из направлений фасилитации продуктивного становления личности, основы которого будут реализованы в работе с обучающимися основной и специальной медицинских групп на занятиях физической культуры.
В системе самоорганизации и саморазвития, системности и научности основ развития личности [8-10] здоровьесберегающая подготовка личности определяет
роль конструктора качества педагогических решений, гарантирующих сохранение ценности гуманизма и здо-ровьесбережения на протяжении всего периода развития обучающегося, включенного в систему непрерывного образования.
Для обеспечения качества создаваемых продуктов в решении задач здоровьесберегающей подготовки личности определим педагогическое моделирование в структуре исследования качества самостоятельности и продуктивности личности [11-13] средством и методами научного поиска, выделив три общеизвестные практики детерминации понятийного аппарата в широком, узком и локальном смыслах рассматриваемых понятий и явлений научной педагогики, а стиль любой деятельности, в том числе и здоровьесбережения [14], - одной из моделей популяризации научной педагогики в широких кругах профессионалов непедагогических специальностей. Для этого в структуре организуемой работы нам будет необходима модель педагогической поддержки [15], пролонгирующей возможность продуктивного становления и развития личности [5; 6; 16; 17], способности которой определены в структуре деления обучающихся на группы, где учитываются основы нормального распределения способностей и здоровья, а также определяется группа обучающихся, нуждающихся в качественно организованной педагогической поддержке.
Специфика научного поиска и научного исследования в области профессиональной и общей педагогики [5-13; 18], педагогики физической культуры и спорта [1-4; 14] позволяет выделить основы педагогического моделирования в уточнении понятийного аппарата научного исследования и определить словесно-логические модели или детерминанты [11; 13] и педагогические условия [16; 19], гарантирующие качественное научно обоснованное построение основ педагогической деятельности и педагогической поддержки личности в структуре организации занятий и досуга.
Теория и практика современного профессионального образования определяет через систему формируемых компетенций возможность качественного решения задач развития личности обучающегося. Особенности современного уточнения и детализации успешного выбора личностью и системой образования основ развития и сотрудничества определяются в системе компетенций, трудовых и профессионально-трудовых функций.
В структуре поиска оптимальных решений в здоро-вьесберегающей подготовке личности обучающегося в модели непрерывного образования важным элементом определяется педагогическая технология, гарантирующая успешность поиска задач и ресурсов продуктивного решения выделенных условий и моделей функционирования реализуемой деятельности, гарантирующей качество и надежность научно обоснованного объективного и достоверного результата через признание и принятие основ педагогической методологии и научного исследования в целом.
В таком понимании совокупность детерминированных моделей, выделенных педагогических условий и разработанной технологии здоровьесберегающей под-
готовки личности обучающегося в модели непрерывного образования будет определять предмет нашей работы.
Под здоровьесберегающей подготовкой личности обучающегося в модели непрерывного образования будем понимать многомерное определение, измерение (исследование), коррекцию и фасилитацию формирования внутреннего мира личности, включенной в систему непрерывного образования, определяющей на макро-, мезо-, микроуровнях успешность связи здоровья с качеством получаемых и реализуемых продуктов деятельности и общения.
Здоровьесберегающая подготовка личности обучающегося в модели непрерывного образования (широкий смысл, макроуровень) - педагогический конструкт самоорганизации качества развития личности в различных направлениях социализации и самореализации, общения и взаимодействия, продуцирования и распределения благ и ресурсов современной культуры, деятельности, спорта, искусства и прочих направлений антропологически обусловленного решения задач деятельности и общения, где рассматриваемый феномен отражает качество продуктов развития и эволюции, обеспечивающих личность и общество многомерным инструментом сравнения и коррекции, модификации и создания нового, позволяющих личности повышать качество жизни и самореализации.
Здоровьесберегающая подготовка личности обучающегося в модели непрерывного образования (узкий смысл, мезоуровень) - процесс реализации поликультурных основ формирования и развития личности в структуре освоения общеучебного проектирования и самореализации личности, включенной в социальное пространство на основе выделяемых положений (принципов) самореализации и социализации, общения и сотрудничества, гарантирующих получение высоких результатов в соответствии с конструктами и конструкторами реализуемой деятельности и акмеверифициру-емыми способами самоорганизации качества решения детерминируемых задач и противоречий, основы которых в той или иной мере связаны со здоровым образом жизни и повышением качества решений, продукты определяемых решений предопределяют успешность развития личности и общества.
Здоровьесберегающая подготовка личности обучающегося в модели непрерывного образования (локальный смысл, микроуровень) - процедура акмеверифи-кации выбора условий развития личности в структуре активного познания и самопознания объективного в ан-тропопространстве и ноосфере, раскрывающих потенциальные возможности самореализации и социализации личности в признании условий и способов развития личности в моделях культуры, образования, деятельности, искусства и т. д.
Педагогические условия здоровьесберегающей подготовки личности обучающегося в модели непрерывного образования - совокупность ограничений и возможностей реализации процесса здоровьесберегающей подготовки личности обучающегося в модели непрерывного образования, определяемых в системном анализе оптимального выбора решений, гарантирующих
повышение качества всех составляющих деятельности педагога и системы образования в целом.
Педагогические условия здоровьесберегающей подготовки личности обучающегося в модели непрерывного образования:
- актуализация потребности личности в занятиях физической культурой и спортом;
- детерминация и использование основ научного мировоззрения личности в модели непрерывного образования;
- определение акметраектории развития личности в структуре активного воспроизводства уровня составных развития в задаче «хочу, могу, надо»;
- принятие условий нормального распределения способностей и здоровья базовым конструктом самоорганизации качества выбора и организации педагогической деятельности и педагогической поддержки;
- формирование внутреннего мира личности в условиях организуемых микро-, мезо-, макрогрупповых способов сотрудничества в различных направлениях самовыражения и самореализации;
- формирование личности на основе реализации гуманистического отношения к различным дихотомически определяемым и решаемым задачам развития личности и общества;
- формирование общей культуры личности как продукта эволюции и способа, механизма и ресурса самоорганизации;
- формирование потребности в труде и активном образе жизни, определяющем на трёх уровнях (духовный, интеллектуальный и физический) возможность продуктивного становления личности как ценности и продукта эволюции всех составных антропопро-странства;
- формирование потребности в науке и образовании, самоактуализации и самореализации, социализации и сотрудничества.
Раскроем выделенные педагогические условия здо-ровьесберегающей подготовки личности обучающегося в модели непрерывного образования в структуре гуманистического, культурологического, компетентностного и функционально-трудового подходов, определяющих в нашей работе основы философско-деятельностных способов решения выявляемых противоречий и проблем.
Актуализация потребности личности в занятиях физической культурой и спортом является общедоступной практикой решения задачи повышения уровня культуры здоровьесберегающей деятельности, определяющей способности личности в поле приоритетов формирования ценностей здоровья, продуктивности, гибкости, гуманизма. Основы научного познания расширяют возможности развития личности и общества в соответствии с формируемыми ценностями здоровья и культурой выстраиваемых в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях норм и практик решения задач и проблем современной деятельности.
Детерминация и использование основ научного мировоззрения личности в модели непрерывного образования гарантирует успешность научной педагогике как модели формирования образов, ценностей, смыслов, мо-
тивов реализуемых решений в узких и широких кругах лиц, заинтересованных качеством педагогической деятельности как основы развития личности и общества.
Определение акметраектории развития личности в структуре активного воспроизводства уровня составляющих развития в задаче «хочу, могу, надо» гарантирует успешное понимание важности развития личности и формирование целостного представления о способах, условиях, моделях и конструктах решения задач развития личности.
Принятие условий нормального распределения способностей и здоровья базовым конструктом самоорганизации качества выбора и организации педагогической деятельности и педагогической поддержки является одним из положений в инновационной педагогике, определяющей важность учета условий и возможностей развития личности через персонификацию и адаптацию, фасилитацию и унификацию решения задач свободного развития личности, включённой в систему непрерывного образования.
- Формирование внутреннего мира личности в условиях организуемых микро-, мезо-, макрогрупповых способов сотрудничества в различных направлениях самовыражения и самореализации (осуществляется определение направлений социализации и самореализации обучающихся в таких направлениях и способах визуализации качества, как «образование», «искусство», «наука», «культура», «спорт» и пр.).
- Формирование личности на основе реализации гуманистического отношения к различным дихотомически определяемым и решаемым задачам развития личности и общества. Имеется в виду использование двух диаметрально противоположных способов и явлений, например индуктивных и дедуктивных методов решения задач.
- Формирование общей культуры личности как продукта эволюции и способа, механизма и ресурса самоорганизации. Культура представляет собой матрицу оптимальных преобразований личности и общества, гарантирующую повышение качества и возможностей функционирования антропопространства как модели эволюции и самоорганизации развития живой материи.
- Формирование потребности в труде и активном образе жизни, определяющем на трёх уровнях (духовный, интеллектуальный и физический) возможность продуктивного становления личности как ценности и продукта эволюции всех составных антропопро-странства, гарантирует через продукты и трудолюбие решать задачи современной деятельности и культуры взаимоотношений.
- Формирование потребности в науке и образовании, самоактуализации и самореализации, социализации и сотрудничества гарантирует личности включенность в систему непрерывного образования и реализацию различных потенциально возможных направлений развития и самоутверждения личности через социально значимые продукты.
В таком поиске процесс формирования основ здорового образа жизни определяет перспективы и моде-
ли социально и персонифицированно важных направлений самореализации и становления.
Технология здоровьесберегающей подготовки личности обучающегося в модели непрерывного образования - реализуемая практика продуктивного выбора идей здоровьесбережения в детализации и оптимизации качества решения задач развития и сотрудничества, сотворчества и взаимодействия, самопознания и самоактуализации, где совокупность средств и методов организуемой работы гарантирует высокие достижения личности в выделенной плоскости продуктивного становления и сотрудничества.
Технология здоровьесберегающей подготовки личности обучающегося в модели непрерывного образования будет определяться в трёх блоках анализа качества решения задач развития личности обучающегося:
1) достижения личности обучающегося в структуре освоения предметной области «физическая культура»;
1) достижения обучающихся и педагогов в структуре совместной деятельности (патенты, изобретения, научные публикации и пр.);
1) достижения образовательной организации в структуре общепринятых конструктов анализа качества современного образования и профессионально-трудовых отношений.
В структуре детализации качества здоровьесберега-ющей подготовки обучающегося могут быть выделены продукты самоанализа личности и наблюдение педагога.
Показателем качества здоровьесберегающей подготовки обучающегося является включенность личности в социальные, образовательные и профессиональные отношения, отсутствие непосещения и отстранения личности от общества и деятельности в целом, в таком понимании здоровье является главным конструктом всех достижений и значимым ресурсом самосохранения личности и общества.
Литература
1. Генкин Б. М. Человек и его потребности: учебное пособие. М.: Норма: Инфра-М, 2013. 255 с.
2. Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие. М.: Форум; Инфра-М, 2014. 208 с.
3. Карпушин Б. А. Педагогика физической культуры: учебник. М.: Советский спорт, 2013. 299 с.
4. Кобяков Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. 252 с.
5. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
6. Козырева О. А., Козырев Н. А., Свинаренко В. Г. Воспитание в профессиональной подготовке педагогов: монография. М.: НИЯУ МИФИ, 2017. 400 с.
7. Козырева О. А. Педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 17-26. DOI:10.21603/2542-1840-2017-2-17-26.
8. Козырева О. А., Козырев Н. А. Конструктор принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Педагогика» // Интернетнаука. 2016. № 9. С. 55-62. DOI:10.19075/2414-0031-2016-9-43-50.
9. Козырева О. А., Козырев Н. А. Саморазвитие личности в системе непрерывного образования // Интернетнаука. 2016. № 9. С. 63-71. DOI:10.19075/2414-0031-2016-9-51-59.
10. Козырева О. А., Козырев Н. А., Митькина Е. В. Инновационная педагогика в модели современного образования // Интернетнаука. 2016. № 10. С. 391-405. DOI:10.19075/2414-0031-2016-10-178-192.
11. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 12. С. 129-135.
12. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 153-156.
13. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 58-63.
14. Мануйленко Э. В. Здоровый стиль жизни: учебное пособие. Ростов н/Д.: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 2011. 101 с.
15. Митькина Е. В., Сорокин С. В., Свинаренко В. Г. Педагогическая поддержка обучающегося: модели и технологии: учебное пособие. М.: МИФИ, 2017. 120 с.
16. Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 1. С. 27-29.
17. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 50-62.
18. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с.
19. Свинаренко В. Г., Сорокин С. В., Тарасевич М. В. Возможности педагогического моделирования в системе непрерывного образования: монография. М.: МИФИ, 2017. 148 с.
HEALTH-SAVING TRAINING IN THE MODEL OF CONTINUING EDUCATION
Anna N. Aksenova1 @1, Oleg S. Komyakov2, @2, Elena Yu. Shvartskopf ■ @3
1 Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, 49, Oktyabrsky Ave., Novokuznetsk, Russia, 654066
2 The Siberian State Industrial University, 42, Kirov St., Novokuznetsk, Russia, 654007
3 Kemerovo State University (Novokuznetsk branch), 23, Tsiolkovsky St., Novokuznetsk, Russia, 654041 @1 [email protected]
@2 [email protected] @3 [email protected]
Received 11.01.2018. Accepted 13.03.2018.
Keywords: health-saving training of the trainee's personality, pedagogical technology, pedagogical conditions, principles, methods and means of health-saving training of the student.
Abstract: The theory and practice of modern vocational education determines a possibility of a qualitative solution for the personality development problems, through the system of competences formed. Continuing education presupposes such pedagogical technology that would provide a productive implementation model for activity in question and guarantee the quality and reliability of scientific result based on the foundations of pedagogical methodology and scientific research in general. A detailed structure of the quality of the student's health-saving training is based on the products of personal self-examination and observation of the teaching staff. A health-saving training implies involving the student into social, educational and professional relationships, as well as good attendance. In this sense, health becomes the main construct of all achievements and a significant resource of personal and social self-preservation. Phenomenology of health and healthy lifestyle is important for solving development problems, where health-saving training can be identified as one of the main components. In education process, health-training helps to identify and resolve various matters related to the choice of means, methods and pedagogical techniques.
For citation: Aksenova A. N., Komyakov O. S., Shvartskopf E. Yu. Osobennosti zdorov'esberegaiushchei podgotovki lichnosti obuchaiushchegosia v modeli nepreryvnogo obrazovaniia [Health-Saving Training in the Model of Continuing Education]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 1 (2018): 4-9.
References
1. Genkin B. M. Chelovek i ego potrebnosti [People and their needs]. Moscow: Norma;Infra-M, 2013, 256.
2. Kainova E. B. Obshchaia pedagogika fizicheskoi kul'tury i sporta [General pedagogy of physical culture and sports]. Moscow: Forum; Infra-M, 2014, 208.
3. Karpushin B. A. Pedagogika fizicheskoi kul'tury [Pedagogy of Physical Culture]. Moscow: Sovetskii Sport, 2013, 299.
4. Kobiakov Iu. P. Fizicheskaia kul'tura. Osnovy zdorovogo obraza zhizni [Fundamentals of a healthy lifestyle]. Rostov on Don, 2014, 252.
5. Kozyreva O. A. Tekhnologiia sistemno-pedagogicheskogo modelirovaniia v usloviiakh nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniia [Technology system-pedagogical modeling in continuous professional education]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern high technologies, no. 3-2 (2016): 355-359.
6. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A., Svinarenko V. G. Vospitanie v professional'noi podgotovke pedagogov [Education in the professional training of teachers]. Moscow: NIIAU MIFI, 2017, 400.
7. Kozyreva O. A. Pedagogicheskie usloviia formirovaniia kul'tury samostoiatel'noi raboty lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniia [Pedagogical conditions of self-dependent work culture formation in the person in the system of continuous education]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 2 (2017): 17-26. DOI: 10.21603/2542-1840-2017-2-17-26.
8. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A. Konstruktor printsipov pedagogicheskogo vzaimodeystviia v strukture izucheniia kursa «Pedagogika» [The constructor of the principles of pedagogical interaction in the structure of Pedagogy]. Internetnauka = Internet Science, no. 9 (2016): 55-62.
9. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A. Samorazvitie lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniia [Self-development of personality in the system of continuous education]. Internetnauka = Internet Science, no. 9 (2016): 63-71. DOI: 10.19075/2414-0031-2016-9-51-59.
10. Kozyreva O. A., Kozyrev N. A., Mit'kina E. V. Innovatsionnaia pedagogika v modeli sovremennogo obrazovaniia [Innovative pedagogy in the model of modern education]. Internetnauka = Internet Science, no. 10 (2016): 391-405. DOI: 10.19075/2414-0031-2016-10-178-192.
11. Konovalov S. V, Kozyreva O. A. Vozmozhnosti pedagogicheskogo modelirovaniia v reshenii zadach nauchnogo issledovaniia [Features pedagogical modeling in solving the tasks of scientific research]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, no. 12 (2015): 129-135.
12. Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Organizatsiia produktivnoi samostoiatel'noi raboty studentov kak sotsial'no-professional'naia problema [Organization of productive independent work of students as a social and professional problem]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional education in Russia and abroad, no. 2 (2015): 153-156.
13. Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Pedagogicheskoe modelirovanie v konstruktakh sovremennogo obrazovaniia [Teacher modeling constructs of contemporary education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, no. 1 (2017): 58-63.
14. Manuilenko E. V. Zdorovyi stil' zhizni [Healthy life style]. Rostov on Don: Rostovskii gosudarstvennyi ekonomicheskii universitet (RINKH), 2011, 101.
15. Mit'kina E. V., Sorokin S. V., Svinarenko V. G. Pedagogicheskaia podderzhka obuchaiushchegosia: modeli i tekhnologii [Pedagogical support of the student: models and technologies: a textbook]. Moscow: MIFI, 2017, 120.
16. Redlikh S. M., Kozyreva O. A. Sistema printsipov formirovaniia kul'tury samostoiatel'noi raboty pedagoga kak mekhanizm realizatsii uslovii produktivnogo pedagogicheskogo vzaimodeistviia [The system of principles for the formation of a culture of independent work of the teacher as a mechanism for realizing the conditions of productive pedagogical interaction]. Professional'noe obrazovanie vRossii i za rubezhom = Professional education in Russia and abroad, no. 1 (2012): 27-29.
17. Redlikh S. M., Kozyreva O. A. Sovremennye metody produktivnoi pedagogiki i problema formirovaniia kul'tury samostoiatel'noy raboty pedagoga [Modern methods of productive pedagogy and the problem of formation of the culture of independent work of the teacher]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional education in Russia and abroad, no. 1 (2011): 50-62.
18. Svinarenko V. G., Kozyreva O. A. Nauchnoe issledovaniepopedagogike v strukture vuzovskogo i dopolnitel'nogo obrazovaniia [Scientific research on pedagogy in the structure of higher and further education: a textbook for pedagogical universities and the system of additional professional education]. Moscow: NIIAU MIFI, 2014, 92.
19. Svinarenko V. G., Sorokin S. V., Tarasevich M. V. Vozmozhnosti pedagogicheskogo modelirovaniia v sisteme nepreryvnogo obrazovaniia [Possibilities of pedagogical modeling in the system of continuous education]. Moscow: MIFI, 2017, 148.