УДК 378.1; 371.3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В КОНСТРУКТАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Владимир П. Зубанов1 Екатерина В. Бишлер1 ®2, Лариса Н. Макарова1,
'Новокузнецкий филиал (институт) Кемеровского государственногоуниверситета, Россия, 654041, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 23
[email protected] ®2 [email protected] ®3/;[к-паика@уапёех.ги
Поступила вредакцию 03.05.2017. Принята кпечати 25.08.2017.
Ключевые слова: социализация личности, двигательная активность, технология системно-педагогического моделирования, педагогическое моделирование, педагогическая методология.
Аннотация: В статье описывается практика формирования оптимальной двигательной активности как культуры самостоятельной работы личности, включенной в систему непрерывного образования. Качество детерминации и исследования культуры самостоятельной работы личности - реализуемая модель педагогики сотрудничества и самоорганизации условий взаимодействия в мультисреде, определяемая через конструкты технологии системно-педагогического моделирования. Возможность учета индивидуальных особенностей и условий нормального распределения способностей и здоровья обучающихся может быть определена в персонификации обучения и образования. Качество формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности определяет и качество профессионально-трудовых отношений, и возможность самоорганизации условий сотрудничества и общения. Специфика непрерывного образования обусловливает персонифицированное включение личности в многовариативный поиск решений задач развития, социализации, самореализации и самоутверждения. Для целостного понимания важности формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности педагогу необходимо иметь представления о педагогическом моделировании, продуктивности и культуре как высшей форме всех преобразований в конкретном рассматриваемом явлении или феномене. Традиционное понимание культуры самостоятельной работы личности - многоуровневая система детерминаций и продуктов макро-, мезо- и микроуровневого моделирования, определяющая качество решения задач продуктивного становления личности в модели деятельности, гарантирующая своевременное и персонифицированное решение задач развития, социализации и самореализации. Инновационное понимание культуры самостоятельной работы личности - иерархия информационно-антропологических конструктов, предопределяющих естественно-научный способ решения детерминируемых задач и противоречий.
Для цитирования: Зубанов В. П., Бишлер Е. В., Макарова Л. Н. Педагогические условия формирования оптимальной двигательной активности в конструктах социализации и самореализации обучающегося // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 9-14. 001:10.21603/25421840-2017-3-9-14.
Специфика и проблемы социализации и самореализации личности - многомерный, поликультурный опыт решения задач развития личности в системе социальных, образовательных и профессиональных отношений, определяемых в системе образования для верификации качества в макро-, мезо-, микроконструктах и системах оценки качества решения задач развития личности и системы образования.
Детерминанты и матрицы социальных и профессиональных изменений несут личности и обществу позитивные и продуктивные изменения, однако потребности в различном движении или изменении не формируются у личности, определяющей комфорт и минимальную двигательную активность базой развития и конструктом получения благ и продуктов культуры, цивилизации, образования, науки, профессионального труда. На протяжении всего периода развития личности система непрерывного образования обеспечивает личность потенциалом, опре-
деляющим здоровье, развитие и образование - системно-модифицирующими конструктами будущего, где личность получает свои заслуженные продукты деятельности и перспективные формы стимуляции будущей продуктивной активности.
В таком понимании двигательная активность является, с одной стороны, механизмом страховки личности от различных социальных, интеллектуальных и профессионально-трудовых недугов, с другой стороны, определяет способность личности к получению благ и продуктов развития в различных системах оценивания результатов качества включения личности в социальные, образовательные и профессионально-трудовые отношения.
Для определения педагогических условий формирования оптимальной двигательной активности в конструктах социализации и самореализации обучающегося выделим некоторые модели и средства, гарантирующие нам каче-
ственно и объективно оценить и решить задачу формирования потребности личности в двигательной активности, а также стимулирование функций социализации и самореализации личности качественно определять перспективы развития личности в модели культуры и деятельности.
В таком понимании важно выделить следующие задачи и функции, продукты и условия исследуемого явления:
1) отметить успешность выбора основ и моделей формирования теории социализации личности, определяющей понятие и возможности формирования опыта социальных отношений и опыта социально-образовательного развития личности базовым конструктом формирования потребностей в самовыражении и акмеперсонификации [1-10];
2) определить способность к социализации и самореализации механизмом самоорганизации условий развития и жизнеспособности [8; 11-12];
3) визуализировать полисистемность формирования основ двигательной активности личности в моделях социализации и самореализации, детализирующих специфику в конструктах педагогического моделирования, гарантирующих возможность оптимизации выявляемых способов и условий повышения качества жизни и самочувствия личности и общества [6; 13-17];
4) прогнозировать изменения в потребностях и особенностях персонифицированного выбора в системной задаче «хочу, могу, надо, есть», корректирующей и корректируемой всеми звеньями антропосреды и внутреннего мира личности, генерирующих модели и условия, реализующие способность личности к самоанализу, самопрезентации, сотрудничеству, самореализации и социализации [3;8].
Под социализацией будем понимать оптимально подобранную систему включения личности в иерархию смыслов и продуктов развития общества, гарантирующую личности своевременность постановки задачи развития («хочу, могу, надо, есть»), сформированность и пополняе-мость социального опыта, гарантирующего востребованность личности в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и способах самоутверждения и самоактуализации, ситуативную и персонифицированную мобильность в решении задач развития личности, определяющих двигательную активность одной из видов активности, гарантирующих успешность и состоятельность продуктивного самовыражения, самоутверждения, самосовершенствования и самореализации личности.
Под самореализацией будем понимать функцию социальной среды, определяющей в формировании потребности личности определять и решать задачи развития продуктивно и возможность повышения качества жизнедеятельности как норму и продукт эволюции всех звеньев биосоциокультурного развития человека.
Многомерность моделей социализации и самореализации в образовательной практике научного знания определяют возможность детерминации понятий в широком, узком и локальном смыслах, гарантируя реализацию описанных конструктов на уровне государства, региона и местного управления образованием.
Определим модели социализации и самореализации обучающегося в системном понимании важности формирования потребности обучающегося в двигательной активности, гарантирующей творческую и трудовую активность, обеспечивающей личность всем жизненно
важным для конкурентоспособных отношений и мобильности личности в антропосреде.
Социализация (широкий смысл) - педагогический конструкт, верифицирующий на макроуровне успешность формирования социального опыта в модели непрерывного образования, гарантирующий поэтапное, возрастосообразное включение обучающегося в систему управления качеством социума как модели сотрудничества и взаимодействия.
Социализация (узкий смысл) - процесс акмеверифика-ции качества формирования идеи гуманизма, продуктивности и толерантности, определяющих возможность включения личности в социальное пространство с последующей оценкой качества востребованности в социальном пространстве как продукте эволюции и модели функционирования гуманизма и толерантности.
Социализация (локальный смысл) - процедура возможностей коррекции качества формирования опыта деятельности и общения в микродетерминированных объектах научного поиска педагога и сотрудничества педагога и обучающегося.
Самореализация (широкий смысл) - педагогический конструкт, детализирующий успешное решение задач самоутверждения личности через продукты единоличной и коллективной деятельности в макро-, мезо- и микропро-ектируемом выборе.
Самореализация (узкий смысл) - педагогический процесс, определяющий способность личности самостоятельно создавать продукты деятельности, оценивать качество созданного на конкурентоспособных началах и продуктивных способах инновационного проектирования, предопределяющих успешное развитие в модели антро-посредовых и ноосферных изменений.
Самореализация (локальный смысл) - педагогическая процедура верификации качества развитости и сформированное™ личности в модели включения личности в систему непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.
Двигательная активность (широкий смысл) - функция организма, гарантирующая личности ведение здорового образа жизни, гарантирующая воссоздание модели контроля энергетически активного выбора основ развития и становления в иерархии формируемых циклов (микро-, мезо-, макроциклы) и моделей самоутверждения, самореализации и самосохранения.
Двигательная активность (узкий смысл) - объект исследования, определяющий поэтапное измерение возрастно-образных данных, ситуативность и персонификацию успешного решения задач здоровье сберегающей педагогики, визуализирующий в единстве физического, интеллектуального и духовного развития возможность оптимизации построения основ социальных, профессиональных и научно-поисковых особенностей регламентации и следования успешного выбора и специфически детерминируемых практик коррекции асоциального способа решения выявленных проблем и задач современной деятельности, культуры, спорта, искусства.
Двигательная активность (локальный смысл) - определяемая и верифицируемая переменная развития и константа социализации, гарантирующая возможность пролонгации опыта согласованного выбора личности в иерархии формируемых и решаемых задач и практик деятельности
и общения в модели непрерывности и конкурентоспособности, гуманизма и толерантности.
В структуре продуктивного поиска нами определены педагогические условия оптимальной двигательной активности в конструктах социализации и самореализации обучающегося объектами и моделями научного исследования.
Под педагогическими условиями оптимальной двигательной активности в конструктах социализации и самореализации обучающегося будем понимать набор педагогических конструктов, гарантирующих успешное решение задач социализации и самореализации в контексте измерения и коррекции двигательной активности обучающегося.
Педагогические условия формирования оптимальной двигательной активности в конструктах социализации и самореализации обучающегося:
- организационно-деятельностный конструкт,
- образовательно-профессиональный конструкт,
- синергетически-мобилизационный конструкт,
- коррекционно-реабилитационный конструкт,
- адаптивно-акмепедагогический конструкт,
- оздоровительно-профилактический конструкт.
Определим их основы в детерминации возможностей
развития обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, определяющего в своей основе такие ступени, как образовательную организацию общего образования, учреждения системы среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования.
Организационно-деятельностный конструкт обеспечивает формирование надлежащего уровня культуры деятельности, в том числе и культуры самостоятельной работы личности, реализует планомерное включение в возрастосо-образное проектирование двигательной активности личности обучающегося в модели непрерывного образования (ООШ/СОШ, ДЮСШ/СДЮСШОР, СК и пр.). В общеобразовательной школе данный педагогический конструкт можно осуществить через: 1) предметы основного образовательного цикла, 2) факультативные занятия и уроки вариативной части программы по культуре здоровья и физической культуре; 3) внеурочные формы деятельности, в том числе с привлечением педагогов дополнительного образования (тренеров ДЮСШ, мастеров СЮТ, балетмейстеров и хореографов ДКиТ и пр.). В системе среднего образования данная практика сохраняет три конструкта реализации основ формирования развития обучающегося: 1) предметы программы учреждения СПО, 2) внеурочные формы организации самостоятельной работы (конкурсы, смотры, программы творчества, спартакиады и пр.), 3) формы организации сотрудничества с образовательными организациями среднего и высшего образования (ярмарки, конференции, мастер-классы и пр.).
Образовательно-профессиональный конструкт гарантирует личности своевременность выбора профессии и развития профессионального мастерства, определяет двигательную активность как функцию самосохранения личности в модели непрерывного образования (ВСК ГТО, нормативы физической активности (подготовленности) в
определённых профессиях, способность личности к продуцированию различных проектов, интеллектуальных продуктов, включенности личности в систему научно-технического творчества, формирования спортивного мастерства, научной литературы и патентования, гарантирующих повышение качества решения определяемых в профессионально-трудовой деятельности задач и пр.).
Синергетически-мобилизационный конструкт определяется в контекстной постановке проблемы самоорганизации личности как ценности и продукта непрерывного образования, включение обучающегося в систему проектирования будущего и акмеперсонификацию достижений, предопределяет коррекцию функций самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самоанализа, самопрезентации, самореализации, самоутверждения, самодетерминации, сотрудничества, социализации и прочих педагогически конкурентоспособных и ликвидных моделей профессионально-трудовых функций и действий, гарантирующих своевременное и поливариативное развитие личности в системе непрерывного образования.
Коррекционно-реабилитационный конструкт гарантирует личности с особыми образовательными потребностями и временной нетрудоспособностью быть включенной в проблему адаптивного знания, в том числе и адаптивной физической культуры. Адаптивность и корректная коррекционно-реабилитационная работа выделяет системно-образующие факторы повышения сопротивляемости личности обучающегося различным деструктивным факторам социального, образовательного и профессионального генеза. В таком понимании использование различных физкультурных, физиотерапевтических, психотерапевтических средств по коррекции нарушений здоровья и развития у детей группы риска, социально незащищенной категории обучающихся, одаренных детей, детей, попавших в психотравмирующие ситуации, и пр. повысит трудоспособность и культуру интеллектуальной, социальной, физической работы.
Адаптивно-акмепедагогический конструкт определяется как единство и взаимопереход от адаптивной ступени развития личности в акмепедагогической, определяющей акмедостижения высшей формой и способом самоутверждения личности обучающегося в модели культуры, здоровья, развития и труда.
Оздоровительно-профилактический конструкт реализуется в модели непрерывного образования через организацию и контроль двигательной активности обучающихся, оздоровительную работу в образовательной организации, внеучебное стимулирование личности обучающегося в модели развития потребности в двигательной активности как гаранта социализации и самореализации.
Обозначенные педагогические конструкты обеспечат качественное выделение критериев, показателей, этапов и педагогической технологии оценки качества сформированное™ двигательной активности обучающегося в системе непрерывного образования.
Литература
1. Бородин А. С., Зубанов В. П., Свинаренко В. Г. Теория и практика детерминации категории «социализация» будущими педагогами по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10. С. 39-41. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2016/10/7210 (дата обращения: 12.04.2017).
2. Зубанов В. П., Куренков М. А., Свинаренко В. Г. Возможности определения категории «социализация» в модели современного профессионально-педагогического образования // Современная педагогика. 2016. № 7. С. 6-15. Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5660 (дата обращения: 12.04.2017).
3. Ларин Д. В., Зубанов В. П., Свинаренко В. Г. Социализация как продукт развития личности в модели современного образования // Современная педагогика. 2017. № 1. С. 78-84. Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6646 (дата обращения: 12.04.2017).
4. Никонов Н. П., Зубанов В. П., Макарова Л. Н. Возможности исследования качества социализации и самореализации личности в структуре изучения основ педагогического знания // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8. С. 14-21. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2016/08/7023 (дата обращения: 12.04.2017).
5. Подсадник И. Г., Зубанов В. П., Свинаренко В. Г. Специфика использования педагогического моделирования в решении задач детерминации понятийного аппарата в современной педагогике // Гуманитарные научные исследования.
2016. №9. С. 84-89. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2016/09/16105 (дата обращения: 12.04.2017).
6. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с.
7. Свинаренко В. Г., Хлебников А. А., Шварцкопф Е. Ю. Особенности уточнения категории «самореализация» в структуре подготовки педагога в системе высшего профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2017. №2. С. 544-554. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/77910 (дата обращения: 12.04.2017).
8.Шишкина В. А., Зубанов В. П., Свинаренко В. Г. Особенности организации педагогического взаимодействия в работе педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 10. С. 57-62. Режим доступа: http:// pedagogika.snauka.ru/2016/10/6124 (дата обращения: 12.04.2017).
9.Юрганов И. С., Зубанов В. П., Макарова Л. Н. Возможности детерминации и исследования качества самореализации личности через спорт // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8. С. 30-34. Режим доступа: http:// psychology.snauka.ru/2016/08/7030 (дата обращения: 12.04.2017).
10. Юрганов И. С., Зубанов В. П., Макарова Л. Н. Возможности исследования качества социализации личности через спорт // Современная педагогика. 2016. № 8. С. 12-16. Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5911 (дата обращения: 12.04.2017).
11. Жихарев В. А. Здоровье сбережение как конструкт развития личности в модели непрерывного образования // Современная педагогика. 2017. № 1. С. 104-108. Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6609 (дата обращения: 12.04.2017).
12. Мусохранов К. Э., Зубанов В. П., Свинаренко В. Г. Некоторые аспекты развития личности в модели современного образования // Психология, социология и педагогика. 2017. № 1. С. 29-35. Режим доступа: http://psychology.snauka. ru/2017/01/7662 (дата обращения: 12.04.2017).
13. Зубанов В. П., Бишлер Е. В., Тимофеев Е. В. Возможности уточнения понятийного аппарата в исследовании роли двигательной активности обучающегося на занятиях физической культурой // Интернетнаука. 2016. № 10. С. 349-363.
14. Зубанов В. П., Власкина С. И., Тютченко В. Н. Особенности построения педагогического взаимодействия педагога по физической культуре в моделях профессионального становления личности // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4. С. 10-20. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6683 (дата обращения: 12.04.2017).
15. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 12(165). С. 129-135.
16. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1(178). С. 58-63.
17. Омельченко М. Г., Похоруков О. Ю., Свинаренко В. Г. Особенности детерминации категориального аппарата современной педагогики в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Современная педагогика.
2017. № 1. С. 3-8. Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6222 (дата обращения: 12.04.2017).
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR BEST MOTOR ACTIVITY FORMATION IN SOCIALIZATION AND PERSONAL FULFILLMENT CONSTRUCTS IN STUDENTS
Vladimir P. Zubanov1 Ekaterina V. Bischler1 ®2, Larisa N. Makarova1 **
'Kemerovo State University (Novokuznetskbranch), 23, TsiolkovskySt., Novokuznetsk, Russia, 654041
[email protected] ®2 [email protected] ®3 [email protected]
Received 03.05.2017. Accepted 25.08.2017.
Keywords: Socialization of Abstract: This article describes the practice of creating a culture of self-operation of the the person, physical activity, person involved in the system of continuous education. The quality determination and the technology of system- study of the individual independent work culture are the model realized in the pedagogy of
pedagogical modeling, cooperation and self-organization in terms of the interaction of multi-environment. The model
pedagogical methodology. is defined by technology constructs of system-pedagogical modeling. The possibility of taking
into account individual characteristics and conditions of the normal distribution of abilities and health of students can be defined in the personalization of learning and education. The quality of formation and formedness of independent work of the individual culture defines the quality of vocational and labor relations and the ability for self-organization cooperation and communication conditions. The peculiarities of lifelong education lead to the inclusion of the individual in a personalized poly-variation search for solutions of the problems, socialization, self-realization and self-affirmation. For a complete understanding of the importance of the formation and the formedness of independent work of the individual culture of teachers it is necessary to be aware of the pedagogical modeling, productivity and culture as the highest form of all changes in a particular phenomenon or phenomenon under consideration. The traditional understanding of the culture of independent work of the individual reads as follow: a multi-level determinations and the system of products on macro-, mezo- and micro-level simulation, which determines the quality of the issue of one's productive personality development in the activity model that ensures timely and personalized solutionof development, socialization and self-realization. The innovative understanding of the individual culture of independent work is a hierarchy of information and anthropological constructs that underpin natural-scientific way of solving determinate problems and contradictions.
For citation: Zubanov V. P., Bishler E. V., Makarova L. N. Pedagogicheskie usloviia formirovaniia optimal'noi dvigatel'noi aktivnosti v konstruktakh sotsializatsii i samorealizatsii obuchaiushchegosia [Pedagogical Conditions for Best Motor Activity Formation in Socialization and Personal Fulfillment Constructs in Students]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 3 (2017): 9-14. DOI:10.21603/2542-1840-2017-3-9-14.
References
1. Borodin A. S., Zubanov V. P., Svinarenko V. G. Teoriia i praktika determinatsii kategorii «sotsializatsiia» budushchimi pedagogami po fizicheskoi kul'ture [Theory and practice of determination of the category of «socialization» of future teachers on physical training], Psikhologiia, sotsiologiia i pedagogika = Psychology, sociology and pedagogy, no. 10 (2016): 39-41. Available at: http://psychology.snauka.ru/2016/10/7210 (accessed 12.04.2017).
2. Zubanov V. P., Kurenkov M. A., Svinarenko V. G. Vozmozhnosti opredeleniia kategorii «sotsializatsiia» v modeli sovremennogo professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniia [Features definitions of «socialization» category in the model of modern professional-pedagogical education], Sovremennaiapedagogika = Modern pedagogy, no. 7 (2016): 6-15. Available at: http://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5660 (accessed 12.04.2017).
3. LarinD. V., Zubanov V. P., Svinarenko V. G. Sotsializatsiiakakproduktrazvitiialichnostiv modeli sovremennogo obrazovaniia [Socialization as a product of personality development in the model of modern education], Sovremennaiapedagogika = Modern pedagogy, no. 1 (2017): 78-84. Available at: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6646 (accessed 12.04.2017).
4. Nikonov N. P., Zubanov V. P., Makarova L. N. Vozmozhnosti issledovaniia kachestva sotsializatsii i samorealizatsii lichnosti v strukture izucheniia osnov pedagogicheskogo znaniia [Quality research possibilities of socialization and personal fulfillment in the structure of learning the basics of pedagogical knowledge]. Psikhologiia, sotsiologiia i pedagogika = Psychology, sociology andpedagogy, no. 8 (2016): 14-21. Available at: http://psychology.snauka.ru/2016/08/7023 (accessed 12.04.2017).
5.Podsadnik I. G., Zubanov V. P., Svinarenko V. G. Spetsifika ispol'zovaniia pedagogicheskogo modelirovaniia v reshenii zadach determinatsii poniatiinogo apparata v sovremennoi pedagogike [The specific use of pedagogical modeling in solving the problems of determination of the conceptual apparatus in modern pedagogy]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniia = Humanities scientific researches, no. 9 (2016): 84-89. Available at: http://human.snauka.ru/2016/09/16105 (accessed 12.04.2017).
6. Svinarenko V. G., KozyrevaO. A. Nauchnoe issledovanie po pedagogike v strukture vuzovskogo i dopolnitel'nogo obrazovaniia [Scientific research on pedagogy in the structure of higher and further education], Moscow: NllaU MIFI, 2014, 92.
7. Svinarenko V. G., Khlebnikov A. A., Shvartskopf E. Iu. Osobennosti utochneniia kategorii «samorealizatsiia» v strukture podgotovki pedagoga v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniia [Features specification category «self-realization» in the structure of teacher preparation in the system of higher education], Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii = Modern scientific researches and innovations, no. 2 (2017): 544-554. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/77910 (accessed 12.04.2017).
8. Shishkina V. A., Zubanov V. P., Svinarenko V. G. Osobennosti organizatsii pedagogicheskogo vzaimodeistviia v rabote pedagoga po fizicheskoi kul'ture [Features of the organization of pedagogical interaction in the work of the teacher on physical training], Sovremennaia pedagogika = Modern pedagogy, no. 10 (2016): 57-62. Available at: http://pedagogika.snauka. ru/2016/10/6124 (accessed 12.04.2017).
9.Iurganov I. S., Zubanov V. P., Makarova L. N. Vozmozhnosti determinatsii i issledovaniia kachestva samorealizatsii lichnosti cherez sport [Possibilities of determination and personal qualities self-study through sport]. Psikhologiia, sotsiologiia i pedagogika = Psychology, sociology and pedagogy, no. 8 (2016): 30-34. Available at: http://psychology.snauka. ru/2016/08/7030 (accessed 12.04.2017).
10. Iurganov I. S., Zubanov V. P., Makarova L. N. Vozmozhnosti issledovaniia kachestva sotsializatsii lichnosti cherez sport [Features quality of socialization research through sport]. Sovremennaia pedagogika = Modern pedagogy, no. 8 (2016): 12-16. Available at: http://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5911 (accessed 12.04.2017).
11.Zhikharev V. A. Zdorov'esberezhenie kak konstrukt razvitiia lichnosti v modeli nepreryvnogo obrazovaniia [Health savings as a construct of personality development in the continuing education model]. Sovremennaia pedagogika = Modern pedagogy, no. 1 (2017): 104-108. Available at: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6609 (accessed 12.04.2017).
12.Musokhranov K. E., Zubanov V. P., Svinarenko V. G. Nekotorye aspekty razvitiia lichnosti v modeli sovremennogo obrazovaniia [Some aspects of the development of the individual in the model of modern education], Psikhologiia, sotsiologiia i pedagogika = Psychology, sociology and pedagogy, no. 1 (2017): 29-35. Available at: http://psychology.snauka. ru/2017/01/7662 (accessed 12.04.2017).
13.Zubanov V. P., Bishler E. V., Timofeev E. V. Vozmozhnosti utochneniia poniatiinogo apparata v issledovanii roli dvigatel'noi aktivnosti obuchaiushchegosia na zaniatiiakh fizicheskoi kul'turoi [Features clarify the conceptual apparatus to study the role of physical activity on student physical education], Internetnauka = Internet Science, no. 10 (2016): 349-363.
14. Zubanov V P., Vlaskina S. I., Tiutchenko V. N. Osobennosti postroeniia pedagogicheskogo vzaimodeistviia pedagoga po fizicheskoi kul'ture v modeliakh professional'nogo stanovleniia lichnosti [Features of construction of pedagogical interaction of the teacher of physical culture models of professional formation of the person], Psikhologiia, sotsiologiia i pedagogika = Psychology, sociology andpedagogy, no. 4 (2016): 10-20. Available at: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6683 (accessed 12.04.2017).
15.Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Vozmozhnosti pedagogicheskogo modelirovaniia v reshenii zadach nauchnogo issledovaniia [Possible pedagogical modeling in solving problems in scientific research]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk state pedagogical university bulletin, no. 12(165) (2015): 129-135.
lö.Konovalov S. V., Kozyreva O. A. Pedagogicheskoe modelirovanie v konstruktakh sovremennogo obrazovaniia [Pedagogical modeling in the constructs of modern education], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk state pedagogical university bulletin, no. 1(178) (2017): 58-63.
17. Omel'chenko M. G., Pokhorukov O. Iu., Svinarenko V. G. Osobennosti determinatsii kategorial'nogo apparata sovremennoi pedagogiki v strukture podgotovki budushchego pedagoga po fizicheskoi kul'ture [Features of determination of categorical apparatus of modern pedagogy in the structure of training of the future teacher of physical training]. Sovremennaia pedagogika = Modern pedagogy, no. 1 (2017): 3-8. Available at: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6222 (accessed 12.04.2017)