СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
- С. 272 - 278.
2. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т. 15 . - № 3. - С. 133 - 136.
3/ Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Устройство для измерения температуры // Официальный бюллетень Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий. - 1982.
- № 4. - С. 167.
© Каримов М.Ф., Гильманова А.А., 2018
УДК 373.24
Н. В. Глупак
Заведующий МКДОУ д/с № 460, г. Новосибирск,РФ e-mail: [email protected]
ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ
Аннотация
Проблема взаимодействия детского сада и семьи всегда находилась в центре внимания педагогической науки и практики, что привело к появлению многочисленных исследований и методических наработок в данном направлении
Ключевые слова
Взаимодействие, квалифицированная помощь семье, равенства позиций, проектная деятельность
Дошкольная образовательная организация (ДОО) и семья являются двумя важнейшими институтами социализации ребенка. Сегодня становится все более очевидным, что улучшение результатов и качества деятельности ДОО не реально представить без эффективного взаимодействия с родителями воспитанников.
Педагогам и родителям нужно стать постоянными партнерами и соратниками в процессе образования и воспитания ребенка. Без этого нельзя осуществлять гармоничное развитие ребенка, вводить его в социум. Семья и ДОО не заменяют, а дополняют друг друга, поэтому им необходим процесс взаимодействия.
Главная цель взаимодействия ДОО с семьей - установление доверительных взаимоотношений между участниками воспитательного процесса, а конкретно: детьми, родителями и педагогами, а также образование этого процесса в единое целое, понимание проблемы каждого и удачное разрешение разного направления педагогических ситуаций [13].
Взаимодействие педагогов и родителей может быть осуществлено через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- участие родителей в организации жизни ДОО;
- посещение родителями некоторых занятий;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей [14].
Проблема взаимодействия детского сада и семьи всегда находилась в центре внимания
13 Барчева А.А. Инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). URL: http://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf (дата обращения: 22.09.2017).
14 Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.
-( )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
педагогической науки и практики, что привело к появлению многочисленных исследований и методических наработок в данном направлении.
Несмотря на достаточный уровень изученности, обнаруживает себя тенденция к возрастанию интереса к данному направлению деятельности дошкольной образовательной организации по целому ряду причин:
— закрепление Законом РФ «Об образовании» (2012г.) приоритетной роли семьи в воспитании ребенка;
— определение Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в качестве ведущего направления работы детского сада - осуществление сотрудничества Организации с семьями воспитанников с целью повышения педагогической культуры родителей;
— обострение проблем семейного воспитания, обусловленных нестабильностью жизни в условиях значительных перемен, происходящих в стране в последнее время; недостаточной готовностью родителей к осуществлению воспитательной функции.
Становится очевидной необходимость оказания квалифицированной помощи семье со стороны детского сада, активизации субъектной позиции родителей, что может быть осуществлено через организацию взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия. Анализ научной и методической литературы, периодических изданий (О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер [15], Т.Н. Доронова [16], Н.М. Сертакова [17], О.В. Солодянкина [18] и др.) позволяет определить взаимодействие как способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании равенства позиций партнеров, взаимоуважении, взаимопомощи, взаимодоверия, желании поддерживать и развивать контакты друг с другом.
На современном этапе развития дошкольного образования ведется активный поиск наиболее значимого содержания, методов и форм работы с семьей с целью повышения эффективности совместной деятельности детского сада и семьи в вопросах воспитания подрастающего поколения.
В ФГОС ДО подчеркивается необходимость непосредственного вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, в том в числе посредствам создания совместных образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Проектная деятельность достаточно уверенно вошла в практику работы дошкольной образовательной организации (А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса [19]; Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова [20], Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова [21] и др.), а сам проект определяется как инновационная форма организации образовательного процесса.
Проведенный анализ научной и методической литературы позволяет утверждать, что вовлечение родителей (законных представителей) в совместные проекты имеет ряд преимуществ:
— обеспечивает функционирование детского сада как открытой системы;
— помогает выйти на новый уровень взаимодействия в триаде «дети - родитель - педагог»: понимание друг друга, поддержка и помощь в совместной деятельности. Родители начинают видеть в педагогах компетентных помощников в вопросах воспитания своих детей; педагоги приобретают возможность
15 Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ // Управление ДОУ. - 2008. - № 2. - С. 45-47.
16 Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. -С. 60 - 68.
17 Сертакова Н.М. Иновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: метод. пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. - 80 с.
18 Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ. - 2 -е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2005. - 80 с.
19 Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.
20 Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. - М.: Айрис - пресс, 2010. - 208 с.
21 Кисилева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: Олма-Пресс, 2014. - 96 с.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.
расширить педагогические ресурсы, используя потенциал семьи; дети получают опыт совместной творческой деятельности;
— изменяет роль родителей в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации, они становятся активными участниками процесса, а не исполнителями воли отдельных специалистов;
— способствует выработке у родителей аналитического взгляда на практику воспитания и обучения
детей.
Таким образом, совместные проекты - это важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразно влияют на семейную среду, способствуют интеграции усилий дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка. Проект можно считать эффективной формой взаимодействия детского сада и семьи, поскольку благодаря активному включению дошкольников и их родителей в создание тех или иных проектов дает возможность изучать новое, не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку, родителю сегодня, в реальной жизни. Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изм. и доп. от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ. - СПС Гарант.
2. Барчева А.А. Инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). URL: http://sibac.info/archive/guman/10(37).pdf (дата обращения: 22.09.2017).
3. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014. - 177 с.
4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.
5. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. -М.: Айрис - пресс, 2010. - 208 с.
6. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ // Управление ДОУ. - 2008. -№ 2. - С. 45-47.
7. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. -2004. - № 1. - С. 60 - 68.
8. Кисилева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: Олма-Пресс, 2014. - 96 с.
© Глупак Н. В., 2018
УДК 376.42
И.Н.Гусева
канд.пед. наук, доцент КГУ, г. Курск, РФ E-mail: [email protected] С.А. Жарких студент 4 курса КГУ, г. Курск, РФ E-mail: [email protected]
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ПО ТЕМЕ «СИММЕТРИЯ»
Аннотация
В статье рассматриваются результаты курсового исследования с целью выявления сформированности