Научная статья на тему 'Цель до увеличение интеллектуального капитала'

Цель до увеличение интеллектуального капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цель до увеличение интеллектуального капитала»

длиною в жизнь», которая «относится ко всему жизненному циклу человека (с раннего детства до пенсионного возраста) и предполагает, что у человека есть желание и возможности учиться не только по мере необходимости, например профессиональной, но и исходя из своей гражданской позиции, исходя из внутренней потребности в новых знаниях, навыках, умениях» [2, с. 49], то его создание приводит к необходимости совмещения дистанционных и традиционных форм обучения.

Ведь если образование должно охватывать практически всю жизнь человека, возникает проблема дополнительности разных его форм. Вероятнее всего, перспективной является модель, при которой довузовское и первое высшее образование будут осуществляться в традиционной, а последующее повышение квалификации - в дистанционной и других инновационных формах.

Это поднимает вопрос о механизме преемственности в реализации разных образовательных подходов. В нашем вузе решение

видится в исследовании возможностей переноса элементов дистанционного образования на систему очного обучения и практическом внедрении его преимуществ в соответствующие программы.

Литература

1. Мильнер Б.З. Управление знаниями. -М., 2003.

2. Шленов Ю, Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. - 2005. -№ 3.

3. Бутко Е, Мосичева И., Шестак В. До-

полнительное образование в России. XXI век // Высшее образование в России. -2005. - № 5.

4. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. - М., 2002.

5. Лукашенко М. Distant, Open, Blended education... Что дальше?// Высшее образование в России. - 2004. - № 1.

6. Иванов В. МРЦПК: спустя семь лет // Выс-

шее образование в России. - 2005. - № 3.

В. ГОЛУБКИН, профессор, проректор по научной работе

Предметная область деятельности МИМ ЛИНК объединяет проблематику менеджмента (в первую очередь менеджмента организации) с методологией и дидактикой бизнес-образования. Такое совмещение экономических и педагогических аспектов предопределяет тематику проводимых нами научных исследований, которые охватывают весь комплекс проблем, связанных с развитием нового для отечественной экономической науки раздела менеджмента - управления знаниями. К ним должны быть отнесены: о исследование экономических трансформаций, вызванных повышением роли и

Цель ДО - увеличение

интеллектуального

капитала

глобализацией знаний и других человеческих и нематериальных активов, по сути являющихся конвертируемыми источниками долгосрочных конкурентных преимуществ;

о практические проблемы создания и использования знаний для обеспечения инновационного процесса в организации и обществе;

о педагогические и андрагогические аспекты образовательной деятельности, логически сочетающиеся с перечисленными проблемами и являющиеся основой развития интеллектуального капитала.

Одна из важнейших целей научной работы, обусловленная потребностями нашей

практической деятельности, заключается в проведении исследований по обеспечению повышения качественного уровня образования, в первую очередь дистанционного. Эта проблема имеет как научное, так и практическое значение, поскольку в результате ее решения не только создаются и распространяются знания относительно возможностей образовательных систем, но и формируются практические стратегии наиболее эффективной реализации этихвозможностей.

Обусловленное этим комплексом задач проблемное поле научных исследований определяет тематику ежегодных конференций «Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения», а также выпускаемых сборников научных трудов. Особенностью конференций является совмещение обсуждения теоретических и практических проблем управления знаниями с вопросами обеспечения и повышения качества дистанционного образования.

Многолетней традицией МИМ ЛИНК стало внедрение и пилотное испытание инноваций в центре - с последующим их распространением по сети, объединяющей наших партнеров на всей территории бывшего СССР. Такой подход используется в нашем институте и по отношению к проблеме повышения качества образовательного процесса и управления им. При решении данной задачи мы основываемся на одном из

важнейших постулатов менеджмента: явления, которыми мы хотим управлять, нужно уметь измерять.

Для измерения качества образования в разное время и в соответствии с разными задачами было выработано несколько подходов. В результате проведенного нами исследования предлагается еще один, связывающий качество открытого дистанционного образования менеджеров и других работников организации с увеличением ее интеллектуального капитала.

При этом целесообразно воспользоваться известной классификацией подходов к определению качества по Гарвину, предполагающих, что качество: о воспринимаемо; о определяется продуктом; о определяется пользователем; о определяется процессами; о отражает ценность [1]. На сегодня применительно к образованию более всего распространен процессный подход, основанный на оценке качества осуществления учебного процесса. Он является традиционным, предполагающим педагогический и андрагогический подходы к определению качества образования - оценку степени усвоения материала обучающимися. Однако переход от концепции образования как учебного процесса к более адекват-нойсовременнымусловиямконцепции,трак-тующей образование как форму предоставления услуги, требует иных подходов и позволяет использовать показатели качества услуги, определяемые, согласно модифицированной модели 8БКУ0иЛЬ [2], как: о надежность; о убедительность; о материальные составляющие; о сочувствие; о отзывчивость.

Такой подход позволяет учесть интересы и мнение обучающегося как потребителя, участвующего в предоставлении образовательной услуги. Различные потребители по-разному оценивают степень важности указанных факторов, поэтому для по-

ставщиков образовательных услуг важно знать предпочтения своих потребителей. Применительно к открытому дистанционному обучению работающих менеджеров и других работников альтернативный подход связан с учетом еще одной крайне важной заинтересованной стороны - организации, где они работают.

В этом случае на первый план выходит не качество учебного процесса и даже не степень успешности изучения материала студентами и сдачи ими итоговых экзаменующих тестов, а то, в какой степени полученные знания и навыки повысили их квалификацию и помогут им работать более эффективно. Иными словами, насколько в результате его осуществления наращиваются человеческие ресурсы и человеческий капитал организации.

Качество образования при подобном подходе также должно определяться не с позиций уровня обеспечения учебного процесса или предоставления образовательной услуги, а с позиций его результатов. Причем под результатами понимается реальное увеличение способностей работников, а в итоге - и отличительных способностей организации как основы ее конкурентных преимуществ. Таким образом, подобная трактовка качества образования акцентирует внимание прежде всего на оценке реальных изменений в знаниях, умениях и навыках конкретных работников, прошедших обучение, а также на способности применить их на практике.

Все сказанное относительно качества образования в наибольшей степени применимо к открытому дистанционному бизнес-образованию [3], поскольку оно предполагает обучение в первую очередь взрослых людей, работников и менеджеров, ориентированных на повышение собственного квалификационного уровня для улучшения производственных результатов - как своих, так и своей организации. Данный аспект качества дистанционного образования особенно важен для корпораций, заинтересованных в систематическом обучении работ-

ников, так как в результате этого достигается не повышение квалификации конкретного работника, а общее наращивание человеческих ресурсов и человеческого капитала организации, создание в ней среды лояльности и приверженности, формирование и поддержание обучающей корпоративной культуры. Впоследствии это должно привести к возникновению новых форм и методов работы и, в конечном итоге, повышению качества управления и продуктивности работы организации в целом.

В условиях становления «экономики знаний» [4, 5], когда для эффективной работы организации знания, интеллектуальные и производственные возможности ее работников как базы формирования уникальных компетентностей и трудноимити-руемых организационных способностей значат больше, чем ее материальные ресурсы, дистанционная форма образования призвана играть особую роль. Это связано с тем, что увеличение интеллектуального капитала как основы эффективной и результативной деятельности организаций и создания конкурентных преимуществ предполагает непрерывное обучение их работников на протяжении всей жизни.

Потребность в таком обучении также обусловлена сокращением «жизненного цикла» знаний, которые все быстрее устаревают, что вызывает необходимость создания обучающейся организации. Однако это невозможно, если работник вынужден для переобучения покидать производственный процесс; наиболее реальные возможности совмещения работы с образовательной деятельностью предоставляет именно дистанционное образование.

Еще одной насущной потребностью современной экономики является выравнивание далеко не однородного экономического состояния разных регионов страны. Это предполагает достижение более или менее одинакового образовательного уровня их работников, что до сих пор не могла обеспечить ни одна из используемых форм обучения. И только широкое внедрение дистан-

ционного образования позволяет гарантировать равный уровень знаний обучающихся по одной программе, но в различных регионах. Это достигается за счет использования сетевой организации работы образовательного учреждения и строгого соблюдения процедур обеспечения качества образовательного процесса в пределах всей сети.

Рассматриваемая подобным образом проблема обеспечения качества образования, в первую очередь в дистанционных формах, должна фокусировать внимание заказчиков на результатах обучения, то есть на оценке изменения используемого у них человеческого капитала. Иными словами, проблема качества образования сводится к определению интеллектуальных и производственных возможностей обучающихся или интеллектуального капитала фирм, являющихся заказчиками корпоративных программ.

Проблеме измерения интеллектуального капитала в последнее время в экономической литературе уделяется достаточно большое внимание. Понятие «интеллектуальный капитал» [6] обозначает те нематериальные (или неосязаемые) активы, знания и компетентность персонала, которые не указываются в финансовых документах компании, но могут быть определены, оценены и управляются компанией. Термин «нематериальные активы» часто используется в годовых отчетах компаний для обозначения патентов, торговых марок и брэндов, стоимость которых должна учитываться в балансах и при приобретении компаний. В самом простом виде интеллектуальный капитал может быть оценен с помощью ц-индек-са Тобина [7], равного отношению рыночной стоимости компании к ее балансовой стоимости. Величина этого показателя варьируется в пределах от 1,5-2 для производственных компаний - до 8-10 для компаний в высокотехнологичных отраслях.

На практике руководители компаний стремятся предоставить своим акционерам и работникам более подробные описания интеллектуального капитала, чем те, кото-

рые даются в приведенных выше общих определениях. Обычно выделяют следующие четыре категории активов интеллектуального капитала, в наибольшей степени влияющие на успешность и конкурентоспособность организации в будущем:

о человеческий капитал: навыки и опыт персонала;

о инфраструктура: системы и процессы, поддерживающие операции компании;

о интеллектуальная собственность: патенты, авторские права и права на проекты;

о потребительский капитал: потребительская база, стратегии рыночного позиционирования и качество товаров и услуг.

Из приведенного перечня видно, что трудно дать безупречное определение интеллектуального капитала. Этот термин используется в широком смысле для обозначения неосязаемых активов, которые имеют решающее значение для будущего успеха и конкурентоспособности компании, в связи с чем необходимость отражения их в годовых отчетах компаний год от года возрастает. Для измерения интеллектуального капитала используются следующие группы показателей:

о денежные показатели: например, сумма, потраченная на обучение;

о абсолютные натуральные показатели: например, число менеджеров со степенью МВА, количество новых потребителей, привлеченных персоналом, обученным технике продаж;

о относительные натуральные показатели: например, отношение числа менеджеров со степенью МВА к общему их количеству, отношение количества сотрудников, прошедших обучение, к их общей численности;

о субъективные оценки (качественные показатели, для которых используется шкала ранжирования мнений): например, степень удовлетворенности сотрудников своимобу-чением, степень целесообразности обучения с точки зрения высшего руководства.

Методы измерения интеллектуального капитала разрабатываются с целью углуб-

ления понимания сути всех видов нематериальных активов, а также для создания логичной теории, объясняющей, как такие активы следует выявлять и измерять, чтобы точно оценивать реальную стоимость организаций. Предполагается, что уточнение рыночных оценок их стоимости приведет к оптимизации потоков капитала, что, в свою очередь, будет означать повышение эффективности рыночной экономики.

Таким образом, проблема оценки качества образовательного процесса по его конечным результатам для пользователей может разрешаться путем использования показателей оценки интеллектуального капитала фирм. При этом тенденции изменения этих величин в фирмах - корпоративных клиентах - могут рассматриваться в качестве производных качества обеспечения открытого дистанционного образования.

Мы бы хотели призвать всех интересующихся проблемами управления знаниями и определения на этой основе качества образовательных процессов обсуждать вместе с нами эти вопросы в научных изданиях и в рамках проводимых конференций, в том

числе и организуемых Международным институтом менеджмента ЛИНК.

Литература

1. Garvin D. Managing Quality. - New York,

1988.

2. Parasuraman A., Zeitaml V.A, Berry L.L.

Reassessment of expectations as a comparison standard in measuring service quality: Implications for further research // J. of Marketing. - 1994. - № 58 (January).

3. Щенников С.А. Открытое дистанционное

образование. - М., 2002.

4. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки

для России // Экономическая наука современной России. Экспресс-выпуск. -2003. - № 1 (11).

5. МильнерБ.З. Управление знаниями. - М.,

2003.

6. Brooking A. Intellectual Capital. - London,

1996. (Рус. перевод: Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. - СПб., 2001.)

7. Tobin J. A general equilibrium approach

to monetary theory // Journal of Money Credit and Banking. - 1969. - Vol. 1. -№1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.