УДК [338.48:378]:001.895
О. А. Дофельд, А. С. Лесков Инновационная концепция туристско-экскурсионного образования
Обосновывается необходимость разработки инновационной концепции туристско-экскурсионного образования в условиях внедрения федерального государственного стандарта 3++ по направлению подготовки «туризм» и нового профессионального стандарта «экскурсовод (гид)», а также актуальность современных стратегий при разработке теоретико-методологических основ образования в сфере туризма в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики. В статье рассматриваются вопросы совершенствования образовательного процесса на основе выработки актуальных компетенций для работы в сфере туризма и экскурсий, обусловленных такими требованиями времени, как расширение географии путешествий, требующих от экскурсоводов - выпускников вуза культуры, помимо креативности и владения интерактивными и анимационными технологиями, серьезной страноведческой, регионоведческой, краеведческой подготовки и географической культуры; изменившиеся информационные потребности и запросы современных экскурсантов в условиях эпохи глобализации и информационного взрыва; актуализация в условиях экономического кризиса проблемы развития у студентов положительной мотивации к обучению; задачи, стоящие перед сферой туризма в условиях развития креативной экономики, конкурентной среды, стимулирующей обновление формы и содержания экскурсионных услуг и повышение их качества.
Ключевые слова: туристско-экскурсионное образование, моделирование структур, актуальная турист-ско-экскурсионная практика, профессиональный стандарт, экскурсовод-гид, экскурсовод как инновационная личность, аксиология учебных дисциплин
Ol'ga A. Dofel'd, Aleksandr S. Leskov Innovative concept of tourist-excursion education
The article substantiates the need to develop an innovative concept of tourism and excursion education in the context of the introduction of the Federal state standard 3++ in the direction of training «tourism» and a new professional standard «guide», as well as the relevance of modern strategies in the development of theoretical and methodological foundations of education in the tourism industry in the context of domestic and foreign educational practices. The article deals with the issues of improving the educational process through the development of relevant competencies for work in the tourism and excursions industry, due to such requirements of the time as the expansion of travel, requiring the tour guides are graduates of the University of culture in addition to creativity and ownership of interactive and entertainment technologies, serious cross-cultural, regional studies, regional training, and geographical cultures; changed information needs and demands of modern tourists in the era of globalization and information explosion; actualization of the problem of development of students' positive motivation for learning in the conditions of economic crisis; the challenges facing the tourism industry in terms of the development of the creative economy, competitive environment, stimulating the renewal of the form and content of excursion services and improving their quality.
Keywords: tourist and excursion education, modeling of structure, content of training courses, actual tourist and excursion practice, professional standard, guide as innovative personality, axiology of educational disciplines DOI 10.30725/2619-0303-2019-1-163-168
Актуальность внедрения инноваций в профессиональное туристско-экскурсион-ное образование обусловлена рядом причин. Первая причина заключается в том, что сама динамика развития туристской отрасли, в значительной степени обусловленная быстро меняющимися потребностями туристов и экскурсантов, диктует необходимость выработки новых подходов к туристскому образованию. Вторая причина связана с изменениями, которые стали неотъемлемой частью системы управления туристской сферой, где уже более
пяти лет происходят положительные перемены на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Развитие культурного туризма, происходившее в значительной мере благодаря усилиям Федерального агентства по туризму, входившего вплоть до 2019 г. в состав Министерства культуры Российской Федерации, способствовало осознанию роли культуры туристской отрасли в целом, содействовало продвижению на туристском рынке культурного - экскурсионно-познавательного туризма [1].
Такого рода динамика не могла не привести к тому, что гуманитарная составляющая туристского научного знания все более приобретает приоритет в системе туристского образования, так же как и осознание необходимости развития фундаментальных и прикладных исследований, способствующих решению конкретных практических задач туристской отрасли.
Третьей причиной можно назвать проблему неизбежного обновления образования в условиях, диктуемых внешней образовательной средой, что приводит к необходимости поиска новых подходов к профессиональному туристскому образованию.
«Для достижения нового качества образования сегодня реформируются все элементы образовательной системы: цели и содержание образования, формы организации образовательного процесса, методики обучения и контроля знаний. Нужный, своевременный, закономерный, но сложный процесс, который требует детальной проработки в каждом сегменте» [2, с. 22].
Успешному развитию туризма в XXI в. будет способствовать новая концепция туристского образования, в основе ее лежит учебный план, отражающий всю глубину и специфику турист-ско-экскурсионной практики с ее целостной многоуровневой структурой, в которой должны сочетаться ресурсоориентированный и клиен-тоориентированный подходы и современные технологии проектирования и продвижения туристского продукта на отечественном и международном рынках.
Это обстоятельство требует разработки такого учебного профиля и таких профессиональных компетенций в рамках направления «туризм», которые, соответствуя нуждам современного турбизнеса, отражали бы идеи научной и учебно-методической школ, сформированных за три десятилетия подготовки по данному направлению в вузе культуры. Теоретики туризма выявляют также сложности профессиональной адаптации студентов, связанные с многопрофильным характером туристско-экскурсионной деятельности, многоотраслевым междисциплинарным характером научных основ экс-курсоведения и наполнением учебного плана дисциплинами, весьма далекими от практики. Возрастание значимости экскурсий и попадание их в широчайшую сферу информационных и коммуникационных услуг актуализирует проблему качества этой деятельности.
Особенностью современного учебного плана по направлению подготовки может быть разбивка всех дисциплин на три блока, которые отличаются объектом изучения: «среда - природная, культурная, социальная» - средовые
дисциплины, «человек» - дисциплины, направленные на изучение современного человека как потребителя туристско-экскурсионных услуг, и третий объект - это собственно турист-ско-экскурсионная сфера, современные технологии, обеспечивающие встречу экскурсантов со средой. Каждый блок дисциплин должен иметь внутреннюю разбивку на модули, организуемые на основе функционального подхода. Этот подход к учебному плану бакалавриата получает свое дальнейшее развитие в учебном плане магистратуры, призванной подготовить выпускника к управленческой деятельности, что стало весьма актуальным в условиях государственно-частного партнерства. Экскурсия, являющаяся главным предметом научной рефлексии и практического освоения в рамках учебного плана, постигается путем приобщения студентов к проектированию экскурсионных маршрутов и текстов, понимаемых не как ретрансляция известных текстов путеводителей, но как тексты информационно-аналитические, «продающие», создающие положительный образ региона, содержащие глубокое современное истолкование, прочтение. Поэтому в рамках инновационной концепции туристско-экскурсионного образования большое внимание уделяется вербальным основам профессиональной деятельности, включая обучение студентов са!Б-технологиям -описанию экскурсий в социальных сетях перед их внедрением в производство и постоянному информационному сопровождению, включающему всевозможные современные визуальные средства, адресованные разным категориям потребителей.
Авторы рассматривают вузовскую двухуровневую подготовку «серединной» частью туристско-экскурсионного образования как образования «непрерывного». Мы полагаем, что эта подготовка специалиста в области ту-ристско-экскурсионной деятельности должна начинаться в рамках довузовского школьного и дополнительного образования. Непрерывное образование в области экскурсоведения продолжает Центр дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского государственного института культуры, работающий по программам, созданным на кафедре туризма и социально-культурных технологий и адресованным людям, не имеющим профильного образования. Кроме того, разрабатываемая инновационная концепция туристско-экскурси-онного образования включает в себя идею самообразования выпускников вуза и всех заинтересованных лиц, которое будет курироваться кафедрой. «Самообразование как новый термин Ие^адоду (хьютагогика), был введен в оборот
в 2000 г. Стюартом Хассе и Крисом Кеньоном» [3]. К экскурсионной сфере это понятие подходит как ни к какой другой: каждый экскурсовод постоянно занимается хьютагогикой, наращивая свои знания и совершенствуя свой опыт. Кафедра туризма могла бы создавать методические рекомендации по самообразованию, оказывать помощь в поиске информации, в написании текстов, в отработке риторических приемов и анимационных форм работы. Проектирование экскурсий, по сути, является процессом, включающим самостоятельное обучение, самостоятельное формирование новых знаний, самообучение, самообразование.
В инновационной концепции особое место уделяется авторской интерпретации экскурсионных объектов. Основные положения герменевтики должны излагаться в дисциплине «Вербальные основы туристско-экскурсионной деятельности». Герменевтика как метод интерпретации текста предполагает двухсубъектность мышления, так как любой текст имеет два значения: значение для говорящего - экскурсовода и значение для слушающего, т. е. экскурсанта. В этом заключается главная сущность экскурсии как услуги информационной, предполагающей высокий уровень культуры человека, такую услугу оказывающего.
В качестве теоретической основы используемого герменевтического метода, как самого актуального для отрасли, должны быть использованы:
- антропоцентрический и аксиологический подходы, ставящие во главу угла информационные потребности человека - экскурсанта и его культурные и психофизические возможности, ценностный аспект коммуникации рассматривается как ведущий;
- культурологический и цивилизационный подходы, предполагающие, что знаки и символы, заключенные в экскурсионных объектах как материальных носителях, имеют историческую обусловленность, географическую привязку и требуют соответствующей интерпретации;
- коммуникационный и диалогический подходы, реализуемые на межличностном, групповом, массовом уровнях и учитывающие разницу взглядов экскурсантов при их диалоге с памятниками других культур и иных культурно-исторических эпох.
Кризис компетентности сформировал проблему - научить студентов - будущих экскурсоводов инновациям, дав им научное обоснование. Кризисное время диктует подход, в котором решаются не только сиюминутные задач, а педагогическая мысль работает на перспективу, формируя обоснованные представления у будущих специалистов о вариантах развития отрасли.
Предлагаемые нами подходы и методики основаны не только на современных тенденциях, но и на анализе опыта экскурсионной деятельности последних десятилетий. В этой деятельности постоянно появляются актуальные реалии, формирующие новый язык, наполненный понятиями с новыми смыслами и значениями, как на практике, так и в научной и образовательной сферах.
Концепция современного туристско-экскур-сионного образования должна исходить из реалий, затронувших туристскую отрасль и такую важнейшую ее часть, как экскурсионное сопровождение «человека путешествующего»:
- развитие третичного сектора экономики -сектора услуг и как следствие - формирование устойчивого представления об экскурсии как услуге информационно-коммуникационной (возможно даже относить экскурсию как услугу информационную к четвертичному сектору экономики - инновационной экономике знаний). Относя экскурсионную деятельность к сфере интеллектуальной экономики, что уместно в условиях передачи всего туризма под юрисдикцию Министерства экономического развития РФ, предполагаем, что при этом прибыль от экскурсий создает интеллект экскурсоводов-новаторов с их герменевтическими способностями, постоянно развивающимися за счет развития информационной сферы, благодаря ежедневной интеллектуальной работе над экскурсией, мыслящейся как научный продукт, а совершаемой как художественное действие;
- информатизация общества и его компьютеризация, сделавшие доступной любую информацию, потребляемую в путешествии, при котором пропадает необходимость пользоваться услугами гида-экскурсовода;
- новое понимание экскурсионной услуги в условиях усложнения форм и каналов коммуникации с туристско-экскурсионной средой, посещаемой дестинации, мыслимой как среда социокультурная, в которой объектами экскурсионного интереса являются не только памятники культуры, но и люди - резиденты, жители посещаемого места (что требует изучения социологии, антропологии, энвайронментальной психологии).
Перемены, происходящие во всех сферах нашей жизни, в том числе и новом понимании новых форм туризма как особого вида досуго-вой деятельности, требуют пересмотра точек зрения на такие понятия, как: экскурсионная среда и ее ресурсы, логистика экскурсионного маршрута, учитывающего потребности экскурсанта, сам экскурсант - потребитель экскурсионной среды как многослойного
культурного пространства, выступающий в разных ипостасях:
- экскурсант как homo aestheticus, приобретающий эстетический опыт в пространстве городской культуры;
- экскурсант как homo economicus, воспринимающий морфологию города через его валютоносные точки;
- экскурсант как homo habilis - человек умелый, желающий познать деятельностью формы культуры;
- экскурсант как homo ludens - человек играющий, рассчитывающий на сценарно-дра-матургический подход к прочтению города;
- экскурсант как homo scientific - человек научный, не приемлющий игровых и мифологизированных форм подачи экскурсионного материала;
- экскурсант как homo sociologicus - человек социальный, испытывающий интерес к познанию общественной стороны жизни посещаемого места.
Все дисциплины разрабатываемого инновационного учебного плана обеспечивают следующие подходы к использованию постоянно пополняемой информации и ее интерпретации:
- ландшафтный, предполагающий умение увидеть и обозначить в экскурсии взаимосвязи и взаимную обусловленность природных географических компонентов той или иной среды, в которой происходит экскурсия и историко-культурных элементов этой среды. Ландшафтный подход представляет собой наиболее общий системный подход, объединяющий все прочие подходы. Его педагогический, в том числе и эколого-просветительский, смыслы очевидны, так же как и методологическая роль при изучении экскурсантами исторических процессов, происходивших и происходящих в том или ином месте;
- культурологический, который предполагает анализ посещаемого места сквозь призму культурного пространства, в контексте культурных реалий. Частными случаями этих реалий являются: рассмотрение той или иной культурно-исторической эпохи, наиболее ярко представленной в посещаемом месте (например, петровского барокко в Санкт-Петербурге или эпоха Возрождения в городах Италии и т. д.), показ элементов той или иной субкультуры (например, молодежной) и т. п. Реализация такого подхода приводит к принципу множественности описания. Исходя из этого, разные аспекты сущности индивида понимаются в их «иерархическом сопряжении». Культурологический подход предполагает изучение культур посещаемых де-стинаций разного ранга - локальных, региональ-
ных, национальных. Обучение методу ведется в рамках таких дисциплин, как «Региональная культурология», «Ресурсы культурного туризма», «Менеджмент культурного туризма»;
- цивилизационный подход к показу и интерпретации экскурсионных ресурсов подразумевает не только памятники культурного наследия, но и объекты, связанные с показом техники, производства и истории их происхождения, что может придать системный характер исторической памяти экскурсантов. Научить экскурсанта мыслить глобально, понимая локальные особенности той или иной исчезнувшей или ныне существующей цивилизации, - задача экскурсовода, владеющего цивилизационным методом показа действительности. Цивилизационный подход открывает широкие перспективы перед городами, имеющими имидж мировых, евразийских интеллектуально-промышленных центров. Для успешного применения цивилизационного подхода необходимы систематические глубокие знания в области истории мировых цивилизаций у студентов, готовящихся к работе в экскурсионной сфере;
- трансдисциплинарный предполагает объединение в единую систему исследований, прикладных и фундаментальных знаний. Пост-неклассическая наука - это не просто естественные, гуманитарные, технические науки. По определению академика В. И. Вернадского, «рост научного знания ХХ в. быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой -расширять охват его со всех точек зрения» [4]. Данный постулат заставляет задуматься о необходимости трансдисциплинарного подхода к дисциплинам учебного плана и метапредмет-ных связей между ними;
- метапредметный подход к образованию с соответствующими образовательными технологиями необходим для решения проблемы несогласованности друг с другом отдельных научных и учебных дисциплин. Термин «метапред-метность» ввел еще Аристотель. Метапредмет-ному типу сознания, не ограниченному одним каким-либо учебным предметом, соответствует гипертекстуальность экскурсии как главное свойство особого метапредметного текста;
- ресурсоориентированный, или «ресурсно-центричный» подход предполагает акцентирование внимания экскурсантов на объективных признаках и свойствах экскурсионном предмета без учета специфики информационного запроса конкретной экскурсионной группы или одного экскурсанта как индивида. Сегодняшним
требованием к экскурсоводу является его ориентация на потребителя, но она невозможна без углубленного знания всей ресурсной базы посещаемой территории на предмет замены «менее интересного» для данного потребителя на «более интересный» ресурс;
- клиентоориентированный подразумевает такой подход к созданию экскурсионного продукта и способам оказания экскурсионных услуг, при которых фокус внимания направлен на потребителей-экскурсантов. Принципами клиентоориентированного подхода являются глубокое понимание потребностей и проблем клиентов, реализация услуг, качество которых соответствует ожиданиям потребителей или превосходит их.
В совокупности эти подходы обосновывают единую систему профессионального туристско-экскурсионного образования, ориентированную на формирование у будущих экскурсоводов и экскурсоведов системного мышления, развитие способности системного видения решения профессиональных задач. «Роскошь системного мышления» не доступна каждому человеку от рождения, однако постановка цели его развития в процессе изучения каждой дисциплины нового учебного плана позволит создать конкурентное преимущество у наших выпускников.
Современная профессиональная грамотность в сфере экскурсоведения включает такие понятия, как: географическая культура, мыслимая в первую очередь как градоведческая грамотность, источниковедческо-библиографиче-ская грамотность, «визуальная грамотность».
«XXI век можно охарактеризовать как мир экранной, „зримой", культуры, которая требует должного уровня компетентности прочтения и визуальной грамотности (visual literacy)» [5]. Предлагаемая нами культурологическая модель экскурсии - это единство визуального, вербального и акционального, однако приоритет был, есть и навсегда останется за визуальным. По образному выражению П. Клоделя, «глаз слушает».
«За» обучение такому подходу в экскурсионной деятельности выступают:
- современный интерес людей к визуальным образам, их потреблению, а также к визуальной среде в целом;
- глобализация и в соответствии с ней -стремление не только к виртуальному, но и к реальному познанию глобального мира путем путешествий, экскурсий - peregrinandum.
«Против» обучения экскурсии как вербальной услуге, оказываемой экскурсоводом-профессионалом современным поколениям - представителям визуальной культуры, говорит тот
факт, что визуальный образ как основная коммуникативная единица для многих ее потребителей самодостаточен, является «оппозиционной по отношению к текстуальной культуре с ее словом» [6, с. 16], и, таким образом, не нуждается в вербальном сопровождении.
Потребность в визуализации информации и ее генерализации привела к необходимости использования в обучении экскурсоведе-нию методики создания ментальных карт, или интеллект-карт, помогающих созданию экскурсионного текста, его визуализации и структурированию под запрос потребителя, обновился и формат портфеля экскурсовода, в котором присутствует и обязательно должна присутствовать инфографика.
Об инновационном понимании профессиональной грамотности в целом и еще об одной ипостаси грамотности - сетевой - пишет в статье «Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия» профессор И. А. Колесникова [5]. Сетевое общение проявляется в экскурсионной деятельности как новый вид коммуникации. Без изучения текстов и изображений, размещаемых туристами и экскурсантами в социальных сетях после посещения того или иного места, нельзя понять их информационные потребности и запросы. Для работы наших выпускников в глобальных сетях необходимы умения выявлять нелинейные связи между различными источниками информации, самостоятельно интерпретировать усвоенную информацию, что заставляет усилить внимание к дисциплинам, обучающим работать с информацией.
Изучению потребителей экскурсионных услуг, учету поведенческих, ценностных и тендерных особенностей экскурсантов должны быть посвящены учебные дисциплины психолого-педагогического цикла.
Большое значение в образовательном процессе имеет обучение студентов гипертекстуальности, выражаемой в вариативности экскурсионного текста, обусловленной избирательностью экскурсионных запросов. Гуманистический смысл новой образовательной парадигмы заключается в умении научить студента понимать запросы потребителя экскурсионной услуги. Главное, что выносит экскурсант из путешествия, в котором были произведены адресные информационные услуги и созданы условия близости с предметным миром культуры, это более высокая степень уверенности в себе, это своеобразная метафизическая бодрость, которая укрепляет человека - потребителя экскурсионной услуги - в ненапрасности собственного существования.
Обучение созданию экскурсионного текста как гипертекста - самая главная инноватика, продиктованная учетом информационных запросов экскурсантов. Имея только технологические навыки, без наличия спонтанности и креативности, которые также неосуществимы без владения навыками создания гипертекста, невозможно работать в современном информационном пространстве. Поэтому одной из задач образования XXI в. должно стать формирование у студентов креативного гипертекстуального мышления.
Одним из видов профессиональной грамотности современного экскурсовода является «грамотность культурная» (термин введен в научный обиход американским культурологом Э. Д. Хир-шем), без которой нельзя представить экскурсанту другую культуру как комплекс культур, ее интерпретировать. При показе культуры посещаемой дестинации необходимо руководствоваться принципом генерализации, понимаемой как выделение наиболее характерных для данного места разновидностей культуры и субкультур, а также наиболее представительных культурных эпох.
Общей профессиональной грамотности экскурсовода не может быть без правовой грамотности, а также грамотности экономической. Понятие «грамотность» предполагает и владение соответствующим языком, терминологическим аппаратом, формированию которого должны быть посвящены соответствующие учебные дисциплины правового и экономического модулей.
Перед дисциплинами педагогического модуля стоит задача разработки аксономии видов грамотности экскурсовода, на которой должен строиться учебный план и содержание дисциплин, в него входящих.
Никакая традиционная или инновационная образовательная концепция в вузе культуры не может существовать без воспитательной составляющей, которая включает:
- воспитание будущего экскурсовода как инновационной личности, обладающей высокой культурой;
- формирование готовности выпускников вуза культуры к общению в сфере туристско-экскурсионного сервиса, что подразумевает высокий гуманистический смысл их профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Лесков А. С., Лескова Г. А. Профессиональное туристское образование: трансдисциплинарный подход // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2018. № 1 (34). С. 157-162.
2. Тургаев А. С. Реформа образования и проблемы ее реализации в вузах культуры и искусств // Культура и образование. 2011. № 2. С. 22-27.
3. Игнатович Е. В. Хьютагогика как зарубежная концепция самостоятельного обучения // Непрерыв. образование: XXI в. 2013. Вып. 3. URL: http: // lll21. petrsu. ru (дата обращения: 28.02.2019).
4. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление / отв. ред. А. Л. Яншин. Москва: Наука, 1991. URL: http: // pedlib.ru (дата обращения: 28.02.2019).
5. Колесникова И. А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия // Непрерыв. образование: XXI в. 2013. Вып. 2. URL: http: // lll21. petrsu. ru (дата обращения: 28.02.2019).
6. Реутов А. С. Визуальные исследования современной культуры: феноменологический аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09. 00. 13. Нижний Новгород, 2018. 35 с.
References
1. Leskov A. S., Leskova G. A. Professional tourism education: transdisciplinary approach. Vestn. of Saint Petersburg State Univ. of Culture and Arts. 2018. 1 (34), 157-162 (in Russ.).
2. Turgaev A. S. Education reform and problems of its implementation in universities of culture and arts. Kul'tura i obrazovanie. 2011. 1, 22-27 (in Russ.).
3. Ignatovich E. V. Hjutogogika as foreign concept of independent learning. Nepreryvnoe obrazovanie: 21st century. 2013. 3. URL: http: // lll21. petrsu. ru. URL: http: // lll21. petrsu. ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ.).
4. Vernadskii V. I.; Yanshin A. L. (ed.) Scientific thought as planetary phenomenon. Moscow: Nauka, 1991. URL: http: // pedlib.ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ.).
5. Kolesnikova I. A. New literacy and new illiteracy of 21st century. Nepreryvnoe obrazovanie:21st century. 2013. 2. URL: http: // lll21. petrsu. ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ.).
6. Reutov A. S. Visual studies of contemporary culture: phenomenological aspect: abstract dis. on competition of sci. degree PhD in philosophy: 09. 00. 13. Nizhny Novgorod, 2018. 35 (in Russ.).