Инновационная деятельность вузов
79
2. Академический рейтинг университетов мира 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.shanghairanking.com/ru/ARWU2014.html (дата обращения: 15.11.2014).
3. Академический рейтинг университетов мира 2014. Методика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.shanghairanking.com/ru/ARWU-Methodology-2014.html (дата обращения: 15.11.2014).
4. Национальный рейтинг университетов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://univer-rating.ru/rating_common.asp?per=7&p=2 (дата обращения: 16.11.2014).
5. Результаты научно-инновационной деятельности в 2011 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka.dvfu.ru/upload/iblock/7b6/ cqndlj mmgd%20pcfzhr-joydkcslklmlz%20pwcfkfrtsdav%20s%202011%20cbsj. pdf (дата обращения: 16.11.2014).
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.К. АММОСОВА
© Васильев К.В.*, Павлов А.И.*, Федотова С.А.*
Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск
В статье анализируется значимость инновационной деятельности вузов. На примере СВФУ показана практика развития этого направления.
Ключевые слова инновации, ВУЗ, СВФУ, развитие, деятельность.
Инновационная программа университета - комплекс взаимосвязанных мероприятий и инновационных проектов, проводимых по приоритетным научно-техническим и актуальным образовательным направлениям, и обеспечивающих в университете в течение заданного периода времени создание, производство и начало реализации нового вида продукции, технологии, услуги с целью получения прибыли или иного полезного результата в научной, образовательной сферах или определенной отрасли экономики.
Инновационная деятельность - это совокупность практических действий по обновлению продукции (услуг), организации инновационного обучения, инновационных научных исследований, производства, включая обоснование, создание (разработку) и освоение инноваций (новых продуктов, технологий, услуг) [1].
* Студент кафедры Экономики и управления производством. Научный руководитель: Сиби-лева Е.В., доцент, кандидат экономических наук.
80 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
Множество форм инновационной деятельности можно свести к трем направлениям:
1. Деятельность по созданию инноваций как фактор развития инновационной деятельности вуза;
2. Обучение инновационной деятельности как фактор воспроизводства инновационных кадров;
3. Образовательная деятельность как фактор поддержки и развития инноваций [2].
Развитие технологий, внедрение инноваций на данный момент характеризует экономику страны на мировом рынке. Инновационная деятельность вузов может способствовать этому росту.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова -многоотраслевой вуз республики Саха (Якутия), располагающий широкими возможностями для проведения учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы, в котором обучается около 20 тысяч студентов. В состав университета входят 6 научно-исследовательских институтов, 13 институтов, 5 факультетов, 3 филиала, а также 2 колледжа и 1 лицей.
Университет располагает развитой инфраструктурой научно-образовательного комплекса, современным оборудованием для фундаментальных и прикладных исследований.
Проводится ряд задач по модернизации имеющейся научно-образовательной инфраструктуры (научные лаборатории и центры, бизнес-инкубатор, технопарк), созданы новые научно-образовательные центры (центр интеллектуальной собственности, центр трансфера технологий, инновационно-технологические центры, полигоны и др.).
Это позволит сформировать завершенную инновационную цепочку -«фундаментальные исследования - прикладные НИР и ОКР - технологические работы - опытное производство - серийное производство». Кроме того, будет сформирован инновационный пояс вуза из предприятий, коммерциализирующих результаты исследовательской деятельности.
Таким образом, СВФУ станет реальным центром социально-гуманитарных, этнокультурных, исторических исследований, полигоном по разработке и практической апробации новых социально-гуманитарных практик, обеспечивающих сохранение и развитие культур народов Севера-Востока России и циркумполярных территорий. Для организации работы в этом направлении созданы соответствующие структуры - научно-образовательные лаборатории, центры, филиалы кафедр [3].
Обучение инновационной деятельности как фактор воспроизводства инновационных кадров проводится через научную школу «Основы научной и инновационной деятельности молодежи», которая открылась 24 ноября этого года.
Инновационная деятельность вузов
81
Собой эта школа представляет научное общество молодых экономистов, которое объединяет несколько организаций: Студенческое научное общество ФЭИ, Совет аспирантов и объединения молодых ученых Института региональной экономики Севера и Финансово-экономического института. Будущих экономистов обучают аспиранты и молодые ученые вуза [4].
Основным многоотраслевым научно-инновационным образовательным комплексом Северо-Восточного федерального университета является Арктический инновационный центр.
Цель Арктического инновационного центра - повышение качества жизни населения Северо-Востока России, в первую очередь, Республики Саха (Якутия), путем формирования и развития инновационной инфраструктуры федерального университета.
Направления деятельности Арктического инновационного центра:
- создание и развитие системы управления результатами интеллектуальной деятельности;
- поддержка научно-инновационной предпринимательской активности молодежи;
- сопровождение научных проектов с высоким инновационным потенциалом с целью коммерциализации РИД;
- развитие пояса малых инновационных предприятий СВФУ;
- развитие центра коллективного пользования оборудованием и поддержка системы научно-образовательных центров СВФУ
По результатам открытого конкурса Министерства образования и науки РФ Университет получил субсидию в размере 85,7 млн. руб. на реализацию в 2010-2012 гг. Программы «Развитие инновационной инфраструктуры СВФУ «Создание Арктического инновационного центра», мониторинг реализации которой осуществляется Минобрнауки РФ до 2017 г.
За годы работы Арктического инновационного центра создана существенная инфраструктура инновационной деятельности, включающая Центр интеллектуальной собственности, Центр коллективного пользования, Межвузовский студенческий инновационный бизнес-инкубатор, Центр коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, Отдел развития малых инновационных предприятий [5].
Деятельность по созданию и развитию хозяйствующих обществ осуществляется АИЦ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности СВФУ с высоким коммерческим потенциалом, создания новых высококвалифицированных рабочих мест для трудоустройства выпускников.
За 2011-2013 г. на основе 42 результатов научно-технической деятельности СВФУ создано 20 малых инновационных предприятий в сфере информационных технологий, медицины и биотехнологий, разведке и добы-
82 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
че полезных ископаемых, энергоэффективного строительства в условиях севера.
На базе ФГАОУ ВПО «СВФУ» в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании по созданию ЦПТИ в Российской Федерации между Федеральной службой по интеллектуальной собственности (ФИПС) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) создан Центр поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ).
ЦПТИ создан с целью наращивания инновационного потенциала в Российской Федерации через обеспечение информационной и научно-методической поддержки пользователям услуг ЦПТИ в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Основными задачами ЦПТИ являются:
- Повышение эффективности распространения знаний по вопросам правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и проведения патентных исследований;
- Пропаганда и популяризация в обществе инновационной деятельности путем проведения в регионах конференций, семинаров и других мероприятий по вопросам интеллектуальной собственности;
- Предоставление разработчикам бесплатного доступа к патентным и непатентным информационным ресурсам ФИПС, а также другим бесплатным информационным ресурсам в области интеллектуальной собственности для повышения их стимулирования по созданию и эффективному использованию результатов интеллектуальной деятельности [6].
Таким образом, в современных социально-экономических условиях инновационная деятельность является одним из приоритетных направлений СВФУ
Список литературы:
1. Харченко Л.Н. Инновационная деятельность в современном университете: нормативно -правовые документы. - М: Директ-Медиа, 2014. -С. 264-265.
2. Арутюнов В., Стрекова Л., Цыганов С. Инновации и система корпоративного образования: вклад университетов // Высшее образование в России. - 2005. - № 1. - С. 29-39.
3. Официальный сайт ФГАОУ ВПО Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.s-vfu.ru/universitet/o-vuze/ (дата обращения: 03.12.14).
4. Сайт «Образование на Дальнем Востоке» [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://dv-obrazovanie.ru/svfu/49097/v_svfu_nachala_rabo-
tu_nauchnaya_shkola_osnovy_nauchnoy_i_innovatsionnoy_deyatelnosti_molode-zhi/ (дата обращения: 03.12.14).
Инновационная деятельность вузов
83
5. Официальный сайт ФГАОУ ВПО Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Подразделения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/vspomogatel-nye-podrazdeleniya/aic/ (дата обращения: 03.12.14).
6. Официальный сайт Арктического инновационного центра СВФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aic-svfu.ru/innopark/ (дата обращения: 03.12.14).