Научная статья на тему 'Анализ научной деятельности Гарвардского, Токийского, Пекинского, Московского и Дальневосточного университетов'

Анализ научной деятельности Гарвардского, Токийского, Пекинского, Московского и Дальневосточного университетов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
152
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / РЕЙТИНГ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бердюгин Г. В.

Проведён анализ пяти университетов различных стран по рейтингам университетов всего мира. Приведены показатели и доли каждого из них в значимости научной деятельности каждого из приведённых университетов. Сделаны выводы по изложенным показателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ научной деятельности Гарвардского, Токийского, Пекинского, Московского и Дальневосточного университетов»

АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАРВАРДСКОГО, ТОКИЙСКОГО, ПЕКИНСКОГО, МОСКОВСКОГО И ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО УНИВЕРСИТЕТОВ

© Бердюгин Г.В.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Проведён анализ пяти университетов различных стран по рейтингам университетов всего мира. Приведены показатели и доли каждого из них в значимости научной деятельности каждого из приведённых университетов. Сделаны выводы по изложенным показателям.

Ключевые слова университет, рейтинг, инновационная деятельность, научная деятельность.

На сегодняшний день развитию инновационной деятельности уделяется очень большое внимание. Ею занимаются как научно-исследовательские институты, так и высшие учебные заведения всего мира. Одной из главных задач университетов в наши дни, особенно его преподавательского состава, становится научная деятельность: публикации в научных журналах, исследовательские работы, опытно-конструкторские разработки и инновационная деятельность.

Помимо инновационной деятельности есть много показателей, по которым выводится мировой рейтинг университетов. Например, академический рейтинг университетов мира определяется по следующим показателям: качество образования, квалификация преподавателей, достижения в области научных исследований, производительность на душу населения, каждый из которых занимает определённый удельный вес в конечном результате 10, 40, 40 и 10 % соответственно [3]. Данный рейтинг утверждает, что в 2014 году, лидируют университеты различных штатов США. В рейтинге можно видеть, что на первых 4-х местах твёрдую позицию занимают Гарвардский, Стэнфордский, Массачусетский и Калифорнийский университеты и лишь на 5-ом месте базируется Кэмбридж - уроженец Великобритании [2]. Следует отметить, что Гарвардский университет в общем зачёте имеет рейтинг 100 %. Также стоит отметить, что в рейтинге «университетов-новичков» лидирует Пхоханский университет науки и технологии (Корея) [1].

Проведём анализ 5 университетов по показателям, приведённым выше в 5 областях науки. Для сравнения возьмём Гарвардский, Токийский, Пекинский университеты, Московский государственный университет им. Ломоносова и Дальневосточный федеральный университет. Выборка из этих 5 уни-

Студент.

76 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

верситетов сделана по причине того, что первые 4 университета занимают лидирующие позиции в собственной стране, а ДВФУ является университетом, на который возлагаются большие надежды, как в плане развития Дальнего Востока, так и развития международных отношений и Российской Федерации в целом.

Данные представленные в табл. 1 показывают рейтинг университетов в определённых областях.

Гарвардский университет занимает лидирующие позиции везде кроме инженерии. Что касается Токийского университета, то он далёк от показателей Гарвардского университета, однако он занимает хорошую и стабильную позицию в течение 5 лет в области естественных наук. Из данных Пекинского университета следует констатировать, что показатели в области жизни и медицины отсутствуют по сей день. Среди прочих показателей выделяются на протяжении 5 лет, лишь показатели естественных наук, в области которых МГУ находится примерно в одном и том же месте рейтинга.

Таблица 1

Места в мировом рейтинге по областям

АRWU1-область Гарвардский Токийский Пекинский МГУ им. Ломоносова

Естественные науки 2010 1 8 - 51-75

2011 1 10 76-100 51-75

2012 1 9 76-100 51-75

2013 1 9 50 51-75

2014 1 11 - 51-75

Инженерия и технологии 2010 42 51-75 - -

2011 38 51-75 101-150 -

2012 37 78-100 101-150 -

2013 39 76-100 76-100 -

2014 32 76-100 - -

Жизнь и с/х науки 2010 1 31 - -

2011 1 31 - -

2012 1 33 - -

2013 1 37 - -

2014 1 36 - -

Клиническая медицина и фармация 2010 1 51-75 - -

2011 1 51-75 - -

2012 1 51-75 - -

2013 1 51-75 - -

2014 1 76-100 - -

Общество и социальные науки 2010 1 - - -

2011 1 - - -

2012 1 151-200 101-150 -

2013 1 151-200 101-150 -

2014 1 151-200 101-150 -

ARWU (Academic Ranking of World Universities) - Академический рейтинг университетов мира.

Инновационная деятельность вузов

77

Обращаясь к месту ДВФУ в данном рейтинге, стоит отметить, что ДВФУ не входит в 500 лучших университетов мира по оценкам, зато занимает 26 место в Национальном рейтинге университетов России [4].

Делая вывод по этой таблице можно сказать о том, что Гарвардский университет лидирует практически во всех позициях.

В табл. 2 приведены данные по 5 университетам относительно 5 следующих показателей: международная перспектива: люди, исследования; исследования: объем, доход, репутации; цитаты: влиятельность исследований; доход от индустрии: инновации; преподавание среда обучения.

Данные показатели взяты из рейтинга Times Higher Education. В рейтинге Times Higher Education не учитываются университеты, если в них нет бакалаврских программ, если у них узкая специализация в одной области, или если результат их исследовательской деятельности составляет менее 1000 статей за период с 2006 по 2010 год [1]. В последнем случае делаются исключения для университетов, специализирующихся в областях, для которых характерны малые объемы публикаций, в частности, в инженерии и в искусстве и гуманитарных дисциплинах.

В 2011 году сотрудниками университета опубликовано 3996 научных работ, в том числе: 132 монографии, 316 публикаций - в зарубежных изданиях, 579 - в изданиях, включенных в перечень ВАК. Общая численность аспирантов в 2011 году составила 856 человек. В 2011 г. учеными университета подано 126 заявок на объекты интеллектуальной собственности, получено 17 патентов на изобретения и 43 - на полезные модели. Ученые университета в 2011 году приняли участие в 888 научных мероприятиях. В научноисследовательскую работу включено 8502 студента университета, молодыми учеными опубликовано 643 работы в научных изданиях, получено 50 охранных документов на ОИС [5].

Помимо отчётов по инновационной деятельности ДВФУ в 2011 году на сайте ДВФУ отмечено соотношение выдачи патентов на изобретения и полезные модели ДВФО и подмечено, что преобладающими являются патенты преподавательского состава ДВФУ Данные о выдаче патентов представлены на рис. 1.

Опираясь на вышесказанное, следует вывод: инновационная и научная деятельность российских и зарубежных ВУЗов остаётся на высоком уровне в течение последних 10 лет. Научная деятельность российских ВУЗов уступает по многим критериям зарубежным ВУЗам, но это связано в основном с «оттоком ума» заграницу. Многие учёные не видят перспектив развития в Российской Федерации и уезжают работать заграницу. Научная деятельность ДВФУ с каждым днём набирает обороты, берёт опыт зарубежных преподавателей, приглашает иностранных студентов для обучения и в ближайшем будущем ДВФУ также сможет войти в рейтинг лучших университетов мира наравне с Г арвардом и МГУ им. Ломоносова.

78 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

Таблица 2

Показатели исследовательской деятельности

Университет Преподавание: среда обучения Международная перспектива: люди, исследования Доход от индустрии: инновации Исследования: объём, доход, репутации Цитаты: влиятельность исследований

Репутация университета с точки зрения качества преподавания - опрос представителей академического сообщества Соотношение студентов и преподавателей Соотношение количества присвоенных степеней доктора и бакалавра Количество присвоенных университетом степеней доктора Доход университета с учётом численности сотрудников Отношение доли иностранных студентов к доле студентов из страны, где находится университет Отношение доли иностранных сотрудников к доле сотрудников из страны, где находится университет Доля публикаций с иностранными соавторами Объём финансирования исследований со стороны индустрии Репутация университета с точки зрения качества исследований - опрос представителей академического сообщества Доход от исследований Продуктивность исследований - публикации Уровень цитирования

Гарвардский 13,9 4,2 2,1 5,6 2,1 1,7 1,7 1,7 1,1 17,7 5,9 5,9 29,7

Токийский 12,2 3,7 1,8 4,9 1,8 0,8 0,8 0,8 1,3 15,3 5,1 5,1 22,4

Пекинский 10,5 3,2 1,6 4,2 1,6 1,3 1,3 1,3 2,5 11,1 3,7 3,7 19,1

МГУ им. Ломоносова 8,4 2,5 1,3 3,4 1,3 1,5 1,5 1,5 2,0 7,6 2,5 2,5 10,1

ДВФУ

■ Приморский край

■ Хабаровский край

■ Республика Саха (Якутия)

■ Сахалинская область

■ Камчатский край

Рис. 1. Выдача патентов на изобретения и полезные модели

Список литературы:

1. THE one hundred and fifty [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2014/one-hundred-under-fifty (дата обращения: 15.11.2014).

Инновационная деятельность вузов

79

2. Академический рейтинг университетов мира 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.shanghairanking.com/ru/ARWU2014.html (дата обращения: 15.11.2014).

3. Академический рейтинг университетов мира 2014. Методика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.shanghairanking.com/ru/ARWU-Methodology-2014.html (дата обращения: 15.11.2014).

4. Национальный рейтинг университетов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://univer-rating.ru/rating_common.asp?per=7&p=2 (дата обращения: 16.11.2014).

5. Результаты научно-инновационной деятельности в 2011 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka.dvfu.ru/upload/iblock/7b6/ cqndlj mmgd%20pcfzhr-joydkcslklmlz%20pwcfkfrtsdav%20s%202011%20cbsj. pdf (дата обращения: 16.11.2014).

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.К. АММОСОВА

© Васильев К.В.*, Павлов А.И.*, Федотова С.А.*

Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск

В статье анализируется значимость инновационной деятельности вузов. На примере СВФУ показана практика развития этого направления.

Ключевые слова инновации, ВУЗ, СВФУ, развитие, деятельность.

Инновационная программа университета - комплекс взаимосвязанных мероприятий и инновационных проектов, проводимых по приоритетным научно-техническим и актуальным образовательным направлениям, и обеспечивающих в университете в течение заданного периода времени создание, производство и начало реализации нового вида продукции, технологии, услуги с целью получения прибыли или иного полезного результата в научной, образовательной сферах или определенной отрасли экономики.

Инновационная деятельность - это совокупность практических действий по обновлению продукции (услуг), организации инновационного обучения, инновационных научных исследований, производства, включая обоснование, создание (разработку) и освоение инноваций (новых продуктов, технологий, услуг) [1].

* Студент кафедры Экономики и управления производством. Научный руководитель: Сиби-лева Е.В., доцент, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.