УДК 378.096
О. М. Чоросова, А. З. Алексеева
Актуальные вопросы развития электронного (дистанционного) обучения в ДПО СВФУ в условиях цифровизации
СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Прогресс цифровизации во всех сферах жизнедеятельности общества идет с огромной скоростью, в том числе во всех ступенях образования. В статье раскрываются особенности цифровой трансформации вуза, опыт работы и рассмотрены условия успешной реализации процесса цифровизации в дополнительном профессиональном образовании СВФУ Проведен анализ современной ситуации по цифровизации образовательной деятельности и управления в СВФУ для повышения эффективности университета. Противоречие между существующей моделью обучения и возросшими социальными и культурными потребностями формирующегося информационного общества, прежде всего молодого поколения, актуализирует проблему соответствия университетского образовательного пространства требованиям обучающихся нового формата. В контексте настоящей статьи рассматривается понятие цифровой трансформации как техническое, культурное преобразование, изменение мышления, ориентирующие нас на перестройку организации учебного процесса. Предпринята попытка ответа на актуальный вопрос: как сделать процессы цифровой трансформации в дополнительном профессиональном образовании управляемыми и эффективными, рассмотрения опыта СВФУ в развитии электронного университета, а также отдельные вопросы, от решения которых зависит успешность цифровизации процесса обучения в непрерывном дополнительном профессиональном образовании (ДПО) в условиях Севера.
Ключевые слова: цифровизация, кибербезопасность, киберпрокторинг, перевернутое обучение, микрообучение, геймификация, тьютор, консультант-фасилитейтор, коуч-сет, Smart-технологии, искусственный интеллект, чат-бот, нативное обучение.
O. M. Chorosova, A. Z. Alekseeva
The current challenges in developing the electronic (remote) training during digitalization at NEFU CPE
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The progress of digitalization in all social activities is going on at an enormous speed, including all levels of education. The article reveals the features of the digital transformation of the University, work experience and the conditions for the successful implementation of the digitalization in the University's continuing professional education system. We analyzed the current situation with the digitization of educational activities and management at NEFU to improve the efficiency of the University. The contradiction between the existing training model and the increased social and cultural needs of the emerging information society, especially the
ЧОРОСОВА Ольга Марковна - доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент, директор, Институт непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.
E-mail: chorosovaom@mail.ru
CHOROSOVA Olga Markovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia.
АЛЕКСЕЕВА Александра Захаровна - старший преподаватель кафедры андрагогики, Институт непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.
E-mail: alkz2@mail.ru
ALEKSEEVA Alexandra Zakharovna - Senior Lecturer, Department of Andragogy, Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
younger generation, actualizes the urgency to comply the University's educational space with the requirements of the new-format students. In the context of this article, the concept of digital transformation is considered as a technical and cultural transformation, a change in thinking, orienting us to restructuring of the educational process. An attempt was made to address the topical issue: how to make digital transformation processes in continuing vocational education manageable and effective, as well as review the NEFU's experience in the development of an electronic university, as well as individual issues that determine the success of digitalization of the learning process in continuing professional education (CPE ) in the conditions of the North.
Keywords: digitalization, cybersecurity, cyberprojection, flipped learning, micro-education, gamification, tutor, facilitator, coach set, smart technology, artificial intelligence, chat bot, native learning.
Введение
В связи с реализацией проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» на всех ступенях системы образования требуется активизация информатизации и цифровизации процесса обучения. В последнее время все чаще говорится о «цифровой трансформации» или о четвертой технологической революции. Исходя из того, что цифровизация в образовании - явление не новое, в контексте настоящей статьи мы рассматриваем понятие цифровой трансформации как техническое, культурное преобразование, изменение мышления, ориентирующие нас на перестройку организации учебного процесса. И требует решения злободневный вопрос: как сделать процессы цифровой трансформации в дополнительном профессиональном образовании управляемыми и эффективными? В данной статье предпринимается попытка рассмотреть опыт СВФУ в развитии электронного университета, а также отдельные вопросы, от решения которых зависит успешность цифровизации процесса обучения в непрерывном дополнительном профессиональном образовании (ДПО) в условиях Севера.
Процессы глобальной цифровизации охватили все сферы жизни общества и обусловливают его развитие до знаниевого, информационного или SMART-общества. Новая промышленная революция выдвигает к содержанию высшего образования 4 основных требования: гуманитаризация, системный подход, управленческий подход, изменения в технологии мышления (С.И. Колесников). Пересечение процессов глобализации и информатизации и потребности в социокультурном характере образовательного потенциала развития общества вызывает непредсказуемые противоречия в его развитии. Возникает необходимость реформирования образовательных возможностей общества, так как существующая модель обучения перестает соответствовать социальным и культурным потребностям формирующегося информационного общества (Ю.С. Борцов). Это требует изменений в подходах к обучению, прежде всего, к образованию в течение всей жизни. В частности, необходима выработка критериев гуманитаризации информационных технологий для преодоления технократического подхода в насыщении образовательного пространства информационно-коммуникационными технологиями. Для обучающихся необходимо серьезное теоретико-методологическое обоснование (опора на социальные, психологические, методологические, культурные особенности образовательного процесса) при информатизации образования, для обучающих (педагогов, преподавателей) - изменение педагогического мышления, развитие адекватных цифровых компетенций, для работодателей - участие в кластерном подходе к образованию будущих или уже работающих трудовых кадров для получения гарантии их соответствия профессиональным квалификациям, для общества - непротиворечивый устойчивый характер развития в контексте повышения качества жизни во всех сферах [1].
Опыт Северо-Восточного федерального университета в формировании цифрового (электронного) образовательного пространства
Трансформация СВФУ в Университетский центр инновационного, технологического и социального развития северо-восточных регионов Российской Федерации, включающих Республику Саха (Якутия), Магаданскую область, Чукотский автономный округ и Камчатский край, предполагает и преобразование структуры вуза в центр пространства создания инноваций, определяет роль вуза в качестве генератора инноваций в контексте цифровизации экономи-
ки. Так, Центр цифровых компетенций СВФУ ориентирован на создание на базе СВФУ им. М.К. Аммосова условий для формирования, обновления и расширения у обучающихся и трудовых кадров Северо-Востока РФ компетенций, востребованных в условиях цифровой экономики.
В настоящее время решаются следующие задачи:
- интеграция в электронное российское и международное научно-образовательное пространство;
- развитие цифровой андрагогики;
- дополнительное профессиональное образование управленческой команды образовательных организаций на всех уровнях образования;
- подготовка IT-специалистов посредством электронной системы дополнительного профессионального образования;
- внедрение инструментов виртуальной и дополненной реальности;
- цифровизация образовательной деятельности: цифровой документооборот, цифровая аналитика, совершенствование, разработка и реализация программ ДПП онлайн-курсов, в том числе междисциплинарных и МООС (в ближайшие два года оцифровка всех учебно-методических образовательных ресурсов, обеспечение электронными онлайн-курсами все направления курсов, совершенствование медиабиблиотеки и электронной базы данных выдачи дипломов, удостоверений и др.);
- использование инновационных форм и методов электронного обучения: онлайн защита дипломных работ, применение мультимедиа при проведении демонстрационного экзамена по некоторым квалификациям и т.д. [4].
В программе «Цифровая экономика РФ» стоит задача создания формата индивидуальных профилей компетенций граждан и траекторий их развития, а также определения правил доступа к этой информации физических и юридических лиц.
В СВФУ реализуются программы, которые приобретают все большую актуальность в свете последних тенденций. Среди них, например, прикладная информатика в экономике. По программам магистратуры СВФУ уже идет подготовка специалистов по большим данным и искусственному интеллекту. Разрабатываются новые перспективные образовательные программы магистратуры по цифровой экономике, концепция проекта «Цифровая образовательная экосистема СВФУ» с конкретизацией понятий, связанных с цифровизацией экономики и образования, проект по организации виртуальных цифровых классов, которые позволят оценить сформированность цифровых компетенций абитуриентов и обучающихся СВФУ, сотрудники СВФУ будут командированы в ведущие вузы страны для изучения опыта организации образовательных программ в области цифровой экономики и др. Новый научный центр объединит исследователей вузов и НИИ Якутии, а также Томского государственного и Северного (Арктического) федерального университетов для решения задач по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики в регионе и стране. В СВФУ откроется международная Future Skills: NEFU, куда войдут компетенции, которые отвечают требованиям индустрии 4.0 и цифровой экономики и многое другое.
В университете формируется кластерная модель непрерывного образования, включающая таких субъектов, как Государственный комитет РС (Я) по занятости населения, муниципальные органы управления образованием, общеобразовательные школы. В рамках кластера интенсивно развивается электронное обучение, прежде всего ориентированное на взрослых обучающихся, проживающих в отдаленных труднодоступных северных и арктических территориях Якутии.
В мае 2018 г. СВФУ провел первый муниципальный коуч-сет для учителей технологии «Роль учителя технологии в условиях Smart-экономики: новые образовательные практики», который собрал более 50 учителей технологии школ и учреждений дополнительного образования Якутска. Цель - изменить ценности учителя технологии в условиях технологического раз-
вития страны, формировать у учителей цифровые компетенции для ответа технологическим и информационным вызовам общества.
В СВФУ разработан обучающий курс по цифровой энергетике ICT for Smart Energy Systems (ИКТ-технологии для интеллектуальных энергетических систем) для магистрантов, изучающих основы современной энергетики. Цифровая энергетика - это важный элемент цифровой экономики и умных городов будущего. Разработанный курс ICT отвечает всем инновационным требованиям, выставляемым к энергетике в цифровую эру. Он является базовым и фундаментальным для магистров, изучающих основы современной энергетики и будет внедрен во все программы вузов-партнеров из разных стран [3].
В ИНПО СВФУ реализуются мероприятия по разработке модели инновационной образовательной онлайн-платформы, создающей возможность для развития массовости, доступности образования для всех целевых групп вне зависимости от места проживания, для обмена опытом, внедрения лучших практик, и российских, и европейских, реализации курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также общеразвивающих курсов по цифровым компетенциям, онлайн-курсов по комплексной безопасности, в том числе и кибер-безопасности и др.
В части применения лучших международных практик в образовательном процессе в СВФУ, по данным Департамента обеспечения качества образования, применяются 4 лучшие практики по интернет-технологиям, 12 - по информационно-коммуникационным технологиям.
С точки зрения региональных приоритетов, в Якутии разработан региональный проект «Кадры для цифровой экономики» программы цифрового развития Республики Саха (Якутия), соисполнителями которого являются Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», ГАУ ДПО «Высшая школа инновационного менеджмента при Главе РС (Я)», ГАПОУ «Якутский колледж связи и энергетики им. П.И. Дудкина», ГБПОУ РС(Я) «Покровский колледж», НПОУ РС(Я) «Якутский колледж инновационных технологий». СВФУ объявлен в регионе Центром компетенций по направлению «Образование» для цифровой экономики РС (Я) [4].
Начиная с начала 2012 г. ДПО СВФУ сделало в направлении цифровизации целый ряд очень важных шагов, в частности активно используя электронное дистанционное обучение, в том числе в онлайн-режиме для доступа слушателей курсов к информационным ресурсам, где прохождение промежуточного и итогового тестирования учитывается как результат освоения дисциплины, что немаловажно для достижения цели обучения. Дистанционному обучению как элементу экосистемы образования вуза и как основной составной части ДПО большое внимание уделяется таким элементам цифровизации, как хороший дизайн информационных ресурсов, структурированный контент, облачные сервисы, хранилище и приложения, мобильность, роботизация, искусственный интеллект, наличие ЭОР, онлайн-чаты, средства удаленной и коллективной работы и пр.
Цифровые технологии в образование принесли доступность знаний. Поскольку на государственном уровне активно идет подключение к Интернет-сети, включая удаленные места поселения Крайнего Севера, они в наше время должны быть доступны для всех, везде и всегда. Свою лепту вносит в этот процесс дистанционное образование, активно внедряя также онлайн-обучение, которое выражается в виде развития смешанных форм обучения (blended learning), т.е. асинхронный и синхронный виды. Здесь полностью согласны с вполне актуальным высказыванием Элвина Тоффлера, одного из авторов концепции постиндустриального общества: «...безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться разучиваться и переучиваться». Дистанционное образование и повышение квалификации даёт реальную возможность людям повышать уровень своего образования в течение всей жизни [5]. В последние годы динамика развития в ДПО Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, в том числе электронное обучение демон-
стрируется ростом количества слушателей, что свидетельствует о значимости такой формы обучения.
В 2018 году реализовано: 172 программы повышения квалификации, обучено 6747 чел.; 67 ДПП профессиональной переподготовки, обучено 1163 человек. Численность слушателей -7910 человек, из них женщин 6327, что составляет 80 %.
Обучено сотрудников СВФУ 639 чел., в том числе по курсам ПК - 627 чел., по курсам ПП
- 12 чел.; руководителей и специалистов организаций - 2445 чел., в том числе по курсам ПК -2074 чел., по курсам ПП - 371 чел.
Численность слушателей из педагогических работников всего - 3870 человека, в том числе по программам: повышения квалификации 3440 человек, профессиональной переподготовки
- 430 чел.
Из общего количества слушателей (7910 чел.) обучилось сторонних слушателей - 7271 чел., в том числе по курсам ПК - 6120 чел., по курсам ПП - 1151 чел.
Количество слушателей, обучившихся с применением электронного обучения - 2377 чел., в том числе по курсам ПК - 2061 чел., по курсам ПП - 316 чел. С применением дистанционных образовательных технологий обучен 2221 чел., в том числе по курсам ПК - 1542 чел., по курсам ПП - 679 чел. [6]. 10000
3000
6000
4000
2000
о
Программной средой, обеспечивающей существование и функционирование дистанционных курсов, является обучающая среда Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), где функции дистанционного обучения у некоторых структур в системе реализуются путем интегрирования Moodle и веб-приложения World Press, предоставляющим возможность создавать сайты для онлайн-обучения.
Условия, необходимые для успешной цифровизации ДПО СВФУ
1. Высокий уровень организации учебного процесса, способность быстро адаптироваться к изменениям цифрового мира и оптимизировать свою деятельность, подстраиваясь под ожидания вызовов современного общества являются требованием по умолчанию. Следует учесть и тот факт, что в современном мире аборигены цифрового мира, которые относятся к поколению «digital natives» родились с смартфонами в руках и для них инструменты цифровизации являются монотехнологией в повседневной жизни. И потому ожидания обучающихся по поводу скорости и доступа к учебной информации, получение качественных образовательных услуг стремительно растут.
2. Существует острая потребность в преподавателях, тьюторах, консультантах-фасилитей-торах, которые должны быть готовы к работе с этой новой категорией обучающихся и нужно будет приспособиться к новым технологиям, осваивая новые инструменты и навыки. Это значит, что нужно уметь работать не только с наполнением контента дистанционного обучения, но и контента умного мобильного приложения и с большими данными.
3. Что касается технической стороны дистанционного обучения, то современные люди все больше ценят свое время, им нужна мгновенная обратная связь, а также понятный и удобный
Образовательная деятельность ДПО СВФУ за 2010-18 гг.
JÍ722
-4^6635 4ШГ ' 7043
ю/ _4?8— 616 599 1094 1099 -Ш2—4188
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
—ПК ПП
Рис. 1. Динамика изменений количества слушателей ДПО СВФУ
интерфейс. Для удовлетворения этих потребностей такие инструменты цифровизации, как дизайн, мультимедийность, онлайн и офлайн-обучение, образовательный портал, мобильные приложения и их адаптация с обучающим сайтом должны отвечать всем этим требованиям.
4. Понимая то, что динамика развития электронного обучения демонстрируется, в частности, ростом доступных дистанционных курсов, ростом количества слушателей, следует активно разрабатывать курсы на актуальные темы в соответствии с требованиями современных нормативов, как Профстандарт и др., также обеспечение эффективного и своевременного обновления обучающих ресурсов.
5. Чтобы ответить на один из актуальных вопросов, можно ли в электронном обучении, кроме знаний, обрести навыки, умения, владения, разработчикам очных и дистанционных курсов следует обратить внимание на практические задания, на геймификацию или элементы геймификации, на использование симуляторов в деле наглядности и интерактивности учебных пособий, которые несомненно помогут объединить слушателей одной виртуальной аудитории, а также сделать возможной и безопасной практику в некоторых областях (медицина, физика, химия, горные работы, техника...).
6. Использование новых инструментов требует от преподавателей и других сотрудников адаптивных способностей, им необходимые новые знания и навыки, чтобы в будущем использовать искусственный интеллект, машинное обучение и интернет вещей, перейти на электронный документооборот и автоматизацию. И потому постоянное технологическое повышение квалификации с целью получения нужных навыков и компетенций, чтобы участвовать в качественных изменениях, где скорость реакции, гибкость, способность приспосабливаться к изменениям являются неотъемлемой частью цифровой миграции.
7. Успешно реализовать процесс цифровизации возможно при использовании таких инновационных образовательных технологий, как смешанное обучение (синхронное и асинхронное), интерактивное дистанционное обучение, перевернутое обучение, виртуальная и дополненная реальности, геймификация, нативное обучение, внедрение киберпрокторинга, где основой являются автоматизация, роботизация, искусственный интеллект и чат-боты. Натив-ное обучение рассматривается как обучение через привычные каналы: мессенджеры, ватсап, электронную почту и др., т.е. мобильное приложение, которое адаптивно к веб-сайту. Прогрессивные и гибридные веб-приложения, с помощью которых можно дополнить веб-сайт, расширяя его охват, могут улучшить глобальный пользовательский опыт с устройствами, которые их поддерживают. Но поскольку эта технология не распространена, ее следует рассматривать как дополнительное средство расширения возможностей веб-сайта, а не как способ трансформации веб-сайта в мобильное приложение.
8. Разработка и внедрение модели инновационной образовательной онлайн-платформы обеспечат решение следующих проблем: недостаточное количество образовательных программ, ориентированных на развитие трудовых кадров для цифровой экономики, в том числе доступных для самообразования общеобразовательных программ для взрослого населения по развитию цифровых компетенций; низкая оснащенность контента электронными учебно-методическими комплексами, в том числе из-за технических проблем, характерных для северных и арктических территорий (низкое качество интернет-подключения и программного обеспечения); недостаточное количество подготовленных специалистов и преподавательского корпуса в сфере технологий е-Ьеагт^; низкая самоорганизация, ИКТ-некомпетентность или низкий уровень цифровых компетенций обучающихся. Создание современной образовательной 1Т-инфраструктуры позволит создать единое сетевое образовательное пространство; повысить эффективность системы непрерывного образования (КЬК) по индивидуализации освоения образовательных программ всеми категориями обучающихся; увеличить количество участников электронного обучения с учетом потребностей рынка труда всех категорий взрослого населения; расширить спектр участия организаций-работодателей реального сектора экономики, бизнеса и социальной сферы, заинтересованных в образовательных результатах; повысить
виртуальную академическую мобильность всех участников образовательного процесса (предоставление возможности получения альтернативного онлайн-образования в других образовательных учреждениях-партнерах; расширение диссеминации лучших практик непрерывного образования (LLL) в цифровом пространстве); расширить формат «смешанного обучения» (объединение преимуществ обучения электронного, очной и очно-заочной форм, в том числе на базе предприятий) посредством развития смешанных форм обучения (blended learning) и онлайн-курсов MOOC (Massive on-line open course); обеспечить поддержку академического образовательного процесса системами электронного обучения, дистанционных технологий обучения на базе образовательной онлайн-платформы; распространить на российском и международном образовательном уровнях через виртуальное пространство инновационные образовательные проекты, новые методы и технологии и сетевые стартапы); интегрировать рынок труда и образования за счет тесного взаимодействия в процессе подготовки будущих трудовых кадров для цифровой экономики.
Заключение
Создание благоприятной образовательной среды в этом контексте приобретает важное значение, особенно если при этом у обучающегося будет возможность доступа к образовательным ресурсам и образовательному процессу без посещения университета и выезда к месту учебы.
В связи с этим в качестве основных блоков нам видятся следующие:
- формирование цифровой образовательной среды, максимально адаптированной для категорий уязвимых обучающихся (Якутский глобальный университет, портал «Веб-кафедра» Института непрерывного профессионального образования);
- разработка и реализация дополнительных элективных курсов для студентов «Поликультурное образование через всю жизнь: согласие и единение», развивающих цифровые компетенции, а также следующие компетентности: коммуникативная - умение вступать и поддерживать коммуникацию, критическая - умение корректно воспринимать и реагировать на критическое осмысление и различные интерпретации исторических событий, рефлексивная, эмпатийная - межкультурное взаимодействие, навыки анализа и выбора стратегии поведения, установка на солидарность и взаимодействие и др. с привлечением ассоциативных партнеров;
- разработка и реализация курсов повышения квалификации для преподавателей, работающих с иностранными студентами «Образование в условиях культурного многообразия общества» (рабочее название), включающие следующие тематические разделы: общие ценностные ориентиры многообразного общества, межкультурное взаимодействие, понятие идентичности, понятие этнокультурных стереотипов, ситутативный характер принадлежности к «большинству» и «меньшинству», многообразие и проблема неравенства, развитие и разрешение противоречий, понятие толерантности в современном противоречивом мире;
- формирование тьюторской службы по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий иностранных студентов в СВФУ с участием Управления международных связей, Департамента обеспечения качества образования, основных образовательных подразделений, Института непрерывного профессионального образования - обучение тьюторов на курсах повышения квалификации, возможная сертификация тьюторов.
Цифровизация образования своевременно обеспечит потребность рынка труда в высококвалифицированных специалистах посредством дополнительных профессиональных программ, создаст условия для перехода системы дополнительного профессионального образования на новую траекторию развития. Разработка востребованных региональным рынком труда электронных ресурсов программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для специалистов сектора экономики, бизнеса и социальной сферы позволит восполнить текущую и прогнозную потребность в специалистах, повысить их профессиональный уровень посредством обеспечения доступности и индивидуализации образования.
Литература
1. Mikhailova Evgenia I., Chorosova Olga M. Federal University: Synchronising Trends Of Sustainable Development Of A University And Region // The European Proceedings of Social&Behavioral Sciences. EpSBS elSSN: 2357-1330; Future Academy, 2017; IFTE 2017: 3rd International Forum on Teacher Education. - P. 518526. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/IFTE2017 KazanFederalUniversityRussia.
2. Михайлова Е.И., Чоросова О.М., Соломонова Г.С. Моделирование кластерной системы дополнительного профессионального образования в условиях качественных и структурных изменений экономики Республики Саха (Якутия) // SOCIETY INTEGRATION. EDUCATION. Proceedings of the International Scientific Conference.
3. https://www.s-vfu.ru/kolonka-rektora/detail.php?ID=86304
4. https://www.s-vfu.ru/kolonka-rektora/detail.php?ID=110295
5. Мердок М. Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса / Мэттью Мердок, Трейон Мюллер; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 190 с.
6. Непрерывное профессиональное образование в СВФУ им. М.К. Аммосова: каталог / Авт-сост.: О.М. Чоросова, Р.Е. Герасимова и др.; ИНПО СВФУ - Якутск, 2019.
References
1. Mikhailova Evgenia I., Shorosova Olga M. Federal University: Synchronising Trends Of Sustainable Development Of A University And Region // The European Proceedings of Social&Behavioral Sciences. EpSBS eISSN: 2357-1330; Future Academy, 2017; IFTE 2017: 3rd International Forum on Teacher Education. P. 518526. Elektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/IFTE2017Kaz anFederalUniversityRussia.
2. Mihajlova E.I., CHorosova O.M., Solomonova G.S. Modelirovanie klasternoj sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v usloviyah kachestvennyh i strukturnyh izmenenij ekonomiki Respubliki Saha (YAkutiya) // SOCIETY. INTEGRATION. EDUCATION. Proceedings of the International Scientific Conference.
3. https://www.s-vfu.ru/kolonka-rektora/detail.php?ID=86304
4. https://www.s-vfu.ru/kolonka-rektora/detail.php?ID=110295
5. Merdok M. Vzryv obucheniya: Devyat' pravil effektivnogo virtual'nogo klassa / Mett'yu Merdok, Trejon Myuller; Per. s angl. - M.: Al'pina Pablisher, 2012. - 190 s.
6. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie v SVFU im. M.K. Ammosova: katalog / Avt-sost.: O.M. CHorosova, R.E. Gerasimova i dr.; INPO SVFU. - YAkutsk, 2019.
^iMSr^Sr