Научная статья на тему 'Налоговая политика в инновационной деятельности'

Налоговая политика в инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
442
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ЛЬГОТЫ / ПРЕФЕРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветкова Нина Михайловна, Билько Андрей Михайлович

Основной проблемой развития инноваций является низкая концентрация инновационного потенциала. Решением данной проблемы может стать создание новых форм инновационного развития: технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров. Важнейшим условием их развития является система налогообложения. Авторами данной статьи рассматриваются налоговые льготы и преференции, применяемые к российским предприятиям инновационной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax policy in Innovative activities

The central question in innovation development is a low concentration of capacity for innovations. We can find the decision of this problem in creating of new innovation development forms: technological clusters, business incubators, centers of technology and innovations. The main factor of these frms’ advance is a tax system. The present authors study tax concessions and preferences operated on Russian organizations of the innovation field.

Текст научной работы на тему «Налоговая политика в инновационной деятельности»

УДК 336.22 + 001.895

Н. М. Цветкова1, А. М. Билько2

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основной проблемой развития инноваций является низкая концентрация инновационного потенциала. Решением данной проблемы может стать создание новых форм инновационного развития: технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров. Важнейшим условием их развития является система налогообложения. Авторами данной статьи рассматриваются налоговые льготы и преференции, применяемые к российским предприятиям инновационной сферы.

Ключевые слова: технико-внедренческие особые экономические зоны, инновационная деятельность, налогообложение, льготы, преференции.

Важнейшим условием инновационного воспроизводства является система налогообложения, ориентированная на создание благоприятного экономического климата, снижение налогового бремени для повышения скорости обновления основных фондов предприятий, роста затрат на НИОКР. Налоговая система не должна создавать препятствий для предложения инноваций — деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в производственные процессы результатов научных исследований и опытноконструкторских работ, приводящих к увеличению производительности труда. Регулирование деятельности предприятий с использованием налоговых инструментов призвано обеспечить согласование интересов и возможностей государства по использованию государственных и частных средств.

В настоящее время активно обсуждается возможность модернизации российской экономики путем стимулирования инновационной деятельности. При этом налоговое стимулирование научно-технической и внедренческой деятельности компаний признается одним из главных условий формирования эффективной инновационной среды. В связи с этим рассматриваются различные подходы к созданию благоприятных налоговых условий для инновационных компаний. В настоящее время список

1 © Нина Михайловна Цветкова, доцент кафедры экономики Финансово экономического института Дальневосточного государственного аграрного университета

2 © Андрей Михайлович Билько, аспирант Дальневосточного государственного аграрного университета, ул. Политехническая, 86, г. Благовещенск, Амурская область, 675005, Россия, Е-таП:44038а@таП.га

налоговых льгот и преференций в России значительно расширяется, ведётся разработки программ по стимулированию инновационной деятельности до 2013 года. Целью этих мероприятий является уменьшение налогового бремени посредством как прямого его сокращения, так и использование косвенного механизма, предполагающего отсрочку или рассрочку налогового платежа, что может рассматриваться как скрытая форма кредита.

Разрабатываемые льготы и преференции могут быть разделены на две группы: применяющиеся ко всем налогоплательщикам, осуществляющим инновационную деятельность, и специально предусмотренные в отношении компаний, являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон (технопарков).

В России в настоящее время существует четыре таких зоны, действующих на основании Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»: в Зеленограде (Москва), Дубне (Московская область), Санкт-Петербурге и Томске, все они созданы по итогам проведенного конкурса в 2005 г. и будут продолжать свою деятельность до 2025 г. Также разрабатывается проект инновационного центра «Сколково», в отношении которого планируется создание особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности, максимально облегчающего условия реализации инновационных разработок для участников этого проекта[1].

К первой группе относят следующие льготы: освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; льготы при учете расходов на НИОКР; единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники; ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности; освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования; инвестиционный налоговый кредит и д.р.

Ко второй группе относят следующий спектр льгот и преференций; примененяется пониженная ставка налога на прибыль: доход резидентов от технико-внедренческой деятельности в ТВОЭЗ может облагаться по пониженной ставке налога на прибыль в части налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, которая, тем не менее, не может быть ниже 13,5% (при стандартной величине 18%). Налогоплательщики в ТВОЭЗ освобождаются от налога на имущество, земельного и транспортного налогов: льгота (освобождение) по налогу на имущество (в настоящее время его максимальная ставка составляет 2,2%) предоставляется на пять лет со дня постановки на учет имущества, но может быть продлена на основании соответствующего закона субъекта РФ (например, в Томске освобождение от уплаты налога на имущество предоставляется на 10 лет). Резиденты ТВОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять

лет. Освобождение от уплаты транспортного налога в отношении транспортных средств, приобретенных резидентами ТВОЭЗ, предоставляется на уровне законов субъектов РФ. Применяются пониженные тарифы страховых взносов: для плательщиков резидентов ТВОЭЗ в 2010 году, пониженный совокупный тариф составляет 14% (против 26%). В период с 2011 по 2012 год совокупный тариф для резидентов технико-внедренческих зон планируется в районе 20,2%, в период с 2013 по 2014 год — 27,1% (против 34%). [2]

При разработке системы налогообложения необходимо рассматривать и опыт экономически развитых стран, где практически вся сфера НИОКР и инновационной деятельности попадает под налоговый иммунитет на государственном или местном уровне. Согласно принятой в этих странах концепции, деятельность по развитию в науки и национального богатства не является хозяйственной, т.е. предпринимательской деятельностью, осуществляемой с целью извлечения прибыли. Поэтому научная и связанная с ней инновационная деятельность по закону исключена из общего режима налогообложения, а вузы, НИИ, лаборатории, научные отделы частных предприятий освобождаются от уплаты налогов на всех уровнях налоговой системы. [3]

В ряде стран стимулы даже превышают объём инвестиций. Например, в Австралии налоговая льгота составляет 150 процентов инвестиций, в Бельгии — 110 процентов, в Канаде, США, Японии, Франции, Италии и др. предусматривается 100-процентное исключение из облагаемого налогом дохода затрат на инновации.

В Китае правовое регулирование включает следующие льготы: освобождение от всех видов выплат в государственные фонды общественного потребления, приоритетное обеспечение водной, электрической энергией, транспортными услугами и коммуникационным оборудованием, предоставляется доступ к национальным финансовым ресурсам в форме первоочередного получения краткосрочных и среднесрочных кредитов банков КНР на формирование основных и оборотных фондов.

Основные проблемы при внедрении льгот в России могут возникнуть на региональном уровне, где необходим пересмотр законодательства в инновационной сфере. Так например, в Амурской области в 2008 г был принят закон Закона № 365-ОЗ «об инновационной деятельности в Амурской области», в котором отражены разнообразные формы государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе и предоставление инвестиционного налогового кредита, налоговых льгот в части сумм, подлежащих зачислению в областной бюджет, в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и области.

Но условием оказания государственной поддержки инновационной деятельности является включение организации в областной реестр инновационных проектов, в котором на 01.05.2010 насчитывалось всего

10 организаций. Причём государственная поддержка инновационной деятельности оказывается субъектам инновационной деятельности области на период окупаемости, но не более чем на три года с начала финансирования инновационного проекта.

Такие условия на наш взгляд, являются сдерживающим фактором для развития инновационной сферы в регионе. Одним из главных моментов в разработке системы налогообложения для российской экономики будет является правильный выбор цели стимулирования.

Если целью является техническое перевооружение всех отраслей производства на новом технологическом уровне, общая активизация применения инноваций, то достаточно общих решений, одинаково распространяющихся на все сферы экономики. Но это может стимулировать развитие тех отраслей, которые и сегодня являются наиболее инвестиционно привлекательными — отрасти ТЭК — и в результате приведёт к однообразной структуре экспорта и сохранившейся зависимость от мировых цен на сырье.

Если же одновременно должна быть решена задача структурной перестройки и повышения конкурентоспособности реальных секторов экономики с учетом перспективы выхода на мировой рынок, то механизм стимулирования должен включать в себя и выбор приоритетов государства, и особый (еще более выгодный инвестору) механизм стимулирования этих приоритетов на всех уровнях власти.

В условиях модернизации экономики особое значение в инновационной среде будет иметь развитие ТВОЭЗ (технопарков), Бизнес инкубаторов, Венчурных фирм чёткой направленности. В современных условиях наиболее применимы два подхода при создании форм инновационного развития территориальный и функциональный.

Территориальный обеспечивает преференции и льготы всем предприятиям на территории ТВОЭЗ, что соответствует общей цели их создания. В нашем случае более рациональным можно считать функциональный подход, когда предприятия получают льготы и преференции в зависимости от выполняемых ими функций.

1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах.

2. Зобнина С.В., Балта Е.Ю. Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности / Налоговый вестник

3. Инновационный менеджмент / Барышева А.В. — М.: Дашков и К, 2010. — 384 с.

4. Закона № 365-ОЗ «Об инновационной деятельности в Амурской области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.