Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования деятельности технопарков: управленческий и налоговый аспекты'

Проблемы правового регулирования деятельности технопарков: управленческий и налоговый аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
390
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОПАРК / TECHNOPARK / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / INSURANCE CONTRIBUTIONS / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисоглебская Лариса Николаевна, Викторова Наталья Геннадьевна, Миронова Валентина Иосифовна

В статье определены проблемы правового регулирования деятельности технопарков в сфере высоких технологий на основе анализа действующего законодательства. Выявлено отсутствие адресной государственной поддержки резидентов и управляющей компании технопарка через систему льгот по налогам и страховым взносам. Предложен комплекс мер по совершенствованию законодательной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисоглебская Лариса Николаевна, Викторова Наталья Геннадьевна, Миронова Валентина Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Legal Regulation Technoparks: Management and Tax Aspects

The article identifies problems of legal regulation technopark’s activity in the sphere of high technology on the basis of current legislation analysis. The authors revealed the absence of targeted state support to residents and the management company in technoparks through tax and insurance contributions. The authors propose offers for improvement of the legislative base.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования деятельности технопарков: управленческий и налоговый аспекты»

Проблемы правового регулирования деятельности технопарков: управленческий и налоговый аспекты

Л.Н. Борисоглебская

д. э. н., профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета, г. Санкт-Петербург

[email protected]

Н.Г. Викторова

к. э. н., доцент кафедры налогообложения и налогового менеджмента Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета, г. Санкт-Петербург [email protected]

В.И. Миронова

вице-президент Союза предприятий легкой промышленности, генеральный директор ООО «Леди Шарм», г. Санкт-Петербург

[email protected]

В статье определены проблемы правового регулирования деятельности технопарков в сфере высоких технологий на основе анализа действующего законодательства. Выявлено отсутствие адресной государственной поддержки резидентов и управляющей компании технопарка через систему льгот по налогам и страховым взносам. Предложен комплекс мер по совершенствованию законодательной базы.

Ключевые слова: технопарк, законодательство, управление, страховые взносы, налогообложение.

Введение

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. одной из мер, позволяющей сформировать конкурентоспособную национальную инновационную систему, является радикальное повышение эффективности существующей инновационной инфраструктуры за счет развития особых экономических зон, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и технопарков [3].

Наиболее значимыми российскими инновационными образованиями в сфере высоких технологий являются: центр «Сколково», особые экономические зоны технико-внедренческого типа, специализированные технопарки и технополисы. В отдельную группу выделены технопарки, курируемые Минком-связью России. Они имеют финансовую поддержку федерального уровня (рис. 1).

Входивший ранее в государственную программу технопарк «Ингрия» (г. Санкт-Петербург) в настоящее время выведен из нее и финансируется за счет средств регионального бюджета.

Нормативно-правовое регулирование деятельности технопарков в сфере высоких технологий

Следует отметить, что в отличие от технопарков правовые статусы инновационного центра «Сколко-во» и особых экономических зон определены специальными федеральными законами [1, 2].

Нормативно-правовое регулирование деятельности технопарков на федеральном уровне регламентируется следующими документами [5].

1. Стратегии, концепции — утвержденные распоряжениями Правительства от 08.12.2011 № 2227-р «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» и от 17.11.2008 № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

2. Федеральные законы общего характера («О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ; «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Действующие технопарки

Технопарк Новосибирского Академгородка

(Новосибирская обл., г. Новосибирск)

Технополис «Химград»

(Республика Татарстан, г. Казань)

ИТ-парк

(Республика Татарстан, г. Казань)

Кузбасский технопарк

(Кемеровская обл., г. Кемерово)

Западно-Сибирский инновационный центр

(Тюменская обл., г. Тюмень)

Технопарк-Мордовия

(Республика Мордовия, г. Саранск)

Строящиеся технопарки

Обнинск

(Калужская область, г. Обнинск)

Технопарк высоких технологий

(Пензенская область, г. Пенза)

Жигулевская долина

(Самарская обл., г. Тольятти)

ИТ парк «Анкудиновка»

(Нижегородская обл., г. Нижний Новгород)

ИТ-парк

(Республика Татарстан, г. Набережные Челны)

Зеленая долина

(Тамбовская область, г. Мичуринск)

Рис. 1. Технопарки сферы высоких технологий, курируемые Минкомсвязью России

3. Программы (государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р).

4. Постановления, приказы (постановление Правительства РФ от 20.12.2007 № 904 «О порядке пре-

доставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание технопарков в сфере высоких технологий»; приказ Минкомсвязи РФ от 30.03.2009 № 47 «О Межведомственной комиссии по координации деятельности по созданию, функциони-

Резидентная стратегия

Коммерческая деятельность, связанная с продажей инновационной продукции

Инкубация бизнеса и ускоренное его развитие (бизнес-инкубатор)

Формирование резидентной

инфраструктуры для реализации инновационных проектов

Стратегия оказания бизнес-услуг

Услуги по сдаче имущества в аренду

Офисные услуги для создания условий по разработке и реализации инновационных проектов

Сервисные услуги для обеспечения экономии постоянных издержек

Инвестиционная стратегия

Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности

Определение стратегических направлений

формирования инвестиционных ресурсов

Разработка инвестиционной политики резидентов Технопарке!

Стратегия управления финансами и затратами

Прогноз и анализ динамики основных финансовых показателей

Анализ формирования прибыли управляющей компании

Структурный анализ имущества и источников его формирования

Разработка системы мониторинга результативности функционирования Технопарка

Ключевые показатели эффективности

Показатели развития бизнеса резидента

Показатели реализации бизнес-услуг_

Показатели инвестиций в развитии Технопарка

Оценочные показатели вдеятельности УК

Оценка эффективности деятельности Технопарка

Рис. 2. Система управления технопарком

рованию и развитию технопарков в сфере высоких технологий»).

Деятельность технопарков на региональном уровне регламентируется по-разному:

• нормами законодательства, затрагивающего инновационную и научную сферу (например, закон Республики Татарстан от 02.08.2010 № бЗ-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», Закон Санкт-Петербурга от 12.10.2009 № 411-85 «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга»),

• или отдельным нормативно-правовым актом (например, закон Кемеровской области от 02.07.2008 № 55-ОЗ «О технопарках в Кемеровской области», Закон РМ от 24.08.2011 № 43-3 «О технопарке в сфере высоких технологий в Республике Мордовия»).

В результате анализа действующего законодательства следует выделить наиболее значимую проблему правового регулирования деятельности технопарков — отсутствие специального федерального закона, что приводит:

• к неопределенности правового статуса участников технопарков (резидентов, управляющей компании);

• к отсутствию адресного налогового стимулирования их деятельности, а также индивидуальных преференций по страховым взносам. Неоднозначность правового поля федерального

уровня влияет на региональное законодательство.

Этот факт отражается на эффективности системы управления технопарков, в основу которой положены механизмы взаимодействия управляющей компании и резидентов (рис. 2).

Управляющая компания формирует бизнес-стратегию, включающую разработку резидентной, инвестиционной стратегий, стратегии оказания бизнес-ус-

луг и управления финансами и затратами. Цель такой стратегии — получение синергетического эффекта от взаимодействия между резидентами технопарка.

На систему управления технопарком важное влияние оказывает внешняя среда, при этом, особую роль играют нормативно-правовая база, государственно-целевые программы [6, 7].

Проблемы обложения страховыми взносами резидентов технопарков

Первая проблема обусловлена следующим. Согласно п. 3 ст. 58 федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), хозяйственные общества при вузах, 1Т-организации, резиденты особой экономической зоны (ОЭЗ) при соблюдении определенных требований уплачивают пониженные тарифы страховых взносов (табл. 1).

Таким образом, резиденты технопарков не выделены в льготную категорию плательщиков. В настоящее время преференциальный характер обложения страховыми взносами для таких организаций может быть связан только с 1Т-деятельностью.

Вторая проблема связана с тем, что в отношении лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и занимающихся научными исследованиями и разработками, также предусмотрены льготные тарифы страховых взносов (п. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ) в размере 20%. С 2014 г. указанная категория плательщиков должна применять общеустановленный совокупный тариф 30%. По сути дела речь идет о наименее защищенном от влияния внешней среды малом инновационном бизнесе, составляющем ядро любого технопарка.

Таблица 1

Тарифы страховых взносов для хозяйственных обществ при вузах, ИТ-организаций, резидентов ОЭЗ

Название фонда 2012-2017 гг. 2018 г. 2019 г.

Пенсионный фонд РФ 8% 13% 20%

Фонд социального страхования РФ 2% 2,9% 2,9%

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 4% 5,1% 5,1%

Совокупный тариф 14% 21% 28%

Размеры фиксированных платежей в социальные фонды для самозанятого населения

Название фонда 2012 г. 2013 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пенсионный фонд РФ, руб. 14 386,32 32 479,2

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, руб. 2 821,93 3 185,46

Итого, руб. 17 208,25 35 664,66

2

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Говоря о малом бизнесе, следует отметить, что в технопарках он представлен не только юридическими лицами, но и индивидуальными предпринимателями, которые должны уплачивать страховые взносы как самозанятое население.

Поэтому третья проблема состоит в том, что с 2013 г. в два раза увеличены размеры фиксированных платежей в социальные фонды, уплачиваемые такой категорией плательщиков (табл. 2). По данным ФНС России по этой причине за январь-март текущего года число предпринимателей в некоторых регионах сократилось на 14% [8]. Этот факт затрагивает все сферы деятельности, в том числе и высокотехнологичный бизнес.

Таким образом, вышеперечисленные проблемы увеличивают нагрузку резидентов технопарков по

страховым взносам и тем самым снижают эффективность формирования их прибыли.

Проблемы налогообложения участников технопарков

Далее выделим две проблемы налогообложения резидентов технопарков, обусловленные несовершенством законодательства субъектов РФ.

Первая проблема. Поскольку на региональном уровне неоднозначно сформирована законодательная база, регламентирующая деятельность технопарков, это обстоятельство распространяется и на нормы законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и муниципальных образований. Приведем два примера.

В таблице 3 представлено нормативно-правовое регулирование деятельности резидентов «Технопар-ка-Мордовия», которое иллюстрирует выделение в

Таблица 3

Нормативно-правовое регулирование деятельности резидентов «Технопарка-Мордовия»: налоговый аспект

Законодательные акты Налоговые преференции

Закон РМ от 24.08.2011 г. № 43-3 «О технопарке в сфере высоких технологий в Республике Мордовия» Предусмотрено предоставление налоговых льгот, а также отсрочки, рассрочки по уплате налогов, инвестиционного налогового кредита в соответствии с федеральным и региональным законодательством (пп. 1 и 2 п. 2 ст. 8 Закона)

Законы РМ от 25.11.2004 г. № 77-3 «О снижении ставок по налогу на прибыль организаций» и от 27.11.2003 г. № 54-3 «О налоге на имущество организаций» В отношении резидентов технопарка, осуществляющих производство научно-технической продукции (НТП) установлено: • снижение региональной части ставки налога на прибыль до 13,5% (п. 1 ст. 1 Закона № 77-3) • освобождение от уплаты налога на имущество организаций (п. 1 ст. 3 Закона № 54-З)

Закон РМ от 17.10.2002 г. № 46-3 «О транспортном налоге»; Решение Саранского городского Совета депутатов от 23.11.2005 № 174 «Об установлении земельного налога» Не предусмотрены льготы по транспортному и земельному налогам

Закон РМ от 04.05.2009 г. № 32-3 «Об основаниях и условиях изменения сроков уплаты региональных налогов» Для субъектов технопарка действуют общие правила изменения сроков уплаты налогов согласно ст. 64 и 67 Налогового кодекса РФ

Таблица 4

Нормативно-правовое регулирование деятельности резидентов технопарка «Ингрия»: налоговый аспект

со

о

и <

сю О

Законодательные акты Налоговые преференции

Закон Санкт-Петербурга от 12.10.2009 г. № 411-85 «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга» Одним из направлений финансовой поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в Санкт-Петербурге является создание условий для развития инновационной деятельности и ее стимулирование (п. 2 ст. 5 Закона).

Законы Санкт-Петербурга от 14.07.1995 № 8111 «О налоговых льготах» и от 23.11.2012 № 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» Не предусмотрены: пониженная ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга; льготы по земельному налогу.

Законы Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 68496 «О налоге на имущество организаций» и от 04.11.2002 № 487-53 «О транспортном налоге» Не предусмотрены льготы по налогу на имущество и транспортному налогу.

Закон Санкт-Петербурга от 23.11.2012 № 603102 «Об инвестиционном налоговом кредите» Предоставление налогового кредита возможно только в случае реализации организацией инвестиционного проекта, предусматривающего вложения в основные средства, использующиеся при производстве продукции (работ) на территории Санкт-Петербурга, на сумму свыше 300 млн руб.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Таблица 5

Ставки единого налога по УСН для малого инновационного бизнеса в 2013 г. (на примере отдельных регионов)

Субъект РФ Ставка, в %

Объект «доходы» Объект «доходы, уменьшенные на величину расходов»

Калужская обл. 15

Санкт-Петербург 10

Республика Татарстан 10

Самарская обл. 6 10

Тюменская обл. 5

Кемеровская обл. 5

Республика Мордовия 5

общем законе формы государственной поддержки технопарка через налоговые механизмы, а также адресность преференций по налогам на прибыль и имущество организаций.

Правовое регулирование налогообложения резидентов технопарка «Ингрия» в отличие от «Тех-нопарка-Мордовия» не имеет такой определенности (табл. 4). В базовом документе не предусмотрено налоговое стимулирование деятельности в сфере высоких технологий. Поэтому и налоговое законодательство г. Санкт-Петербурга не отражает налоговые льготы применительно к резидентам технопарка.

Вторая проблема. Авторами проанализированы ставки единого налога для малого инновационного бизнеса, применяющего УСН, в 2013 г. (на примере отдельных субъектов РФ). По объекту «доходы, уменьшенные на величину расходов» регионы могут устанавливать ставку налога от 5 до 15% (табл. 5). Однако не все субъекты РФ используют такую возможность для поддержки малого предпринимательства.

В некоторых случаях пониженная ставка универсальна и не зависит от вида деятельности (г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Тюменская область). Адресное льготирование малого высокотехнологичного бизнеса можно отметить в Республике Мордовия, где ставка 5% действует в отношении резидентов «Технопарка-Мордовия», осуществляющих производство научно-технической продукции, а в Кемеровской области такая ставка установлена для управляющей компании и резидентов зон экономического благоприятствования. В то время как в Самарской области ставка 10% применяется по виду деятельности «научные исследования и разработки».

Предложения по совершенствованию законодательной базы

Нами был проведен анализ нормативно-правового регулирования налогообложения технопарков в сфере высоких технологий, который позволил выявить разные подходы законодателя и предложить

типовую модель юридического закрепления налоговых преференций для участников технопарков. Модель предполагает формирование законодательства на двух уровнях [4].

Первый уровень — фиксация в специальном законе основных направлений государственной поддержки субъектов инновационной деятельности через налогообложение: установление налоговых льгот; предоставление отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

Второй уровень — реализация этих направлений в законодательстве субъекта РФ, нормативных правовых актах муниципального образования о налогах и сборах. А именно: установление пониженной ставки налога на прибыль организаций в региональной части; освобождение от уплаты налога на имущество организаций, транспортного, земельного налогов или применение льготной ставки по этим налоговым платежам; введение льготной ставки единого налога в рамках УСН; установление правил по изменению срока уплаты налога.

Для решения имеющихся проблем нормативно-правового регулирования деятельности технопарков, как в сфере высоких технологий, так и технопарков другой специализации можно предложить следующий комплекс мер:

1. Введение федерального закона о технопарках.

2. Адаптация региональных нормативно-правовых актов под его положения.

3. Реализация субъектами РФ государственной поддержки технопарков с использованием предложенной модели юридического закрепления налоговых преференций.

4. Выделение участников технопарков в льготную категорию плательщиков страховых взносов с применением тарифов как для резидентов ОЭЗ.

5. Продление срока действия льготного тарифа страховых взносов для лиц, применяющих УСН в области научных исследований и разработок до 2019 г.

6. Установление дифференцированных подходов к исчислению страховых взносов самозанятым

со

о

<

со О

населением в зависимости от вида деятельности, льготирование инновационных направлений. Таким образом, решение проблем эффективного управления системой технопарков зависит от определения правового статуса их резидентов и управляющей компании, снижения нагрузки по налогам и страховым взносам в отношении участников инновационной деятельности. Для этого требуется совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности технопарков, закрепление в федеральном, региональном и местном законодательстве преференций по обязательным налоговым платежам и отчислениям во внебюджетные государственные социальные фонды.

Список литературы

1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». [Электронный ресурс]: СПС «Кон-сультантПлюс».

3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс».

4. Викторова Н.Г. Инновационная деятельность в сфере высоких технологий: налогово-правовой аспект // Инновации, № 10 (168), 2012. С. 21-25.

5. Викторова Н.Г. Управление налогообложением и налоговыми рисками резидентов технопарков в сфере высоких технологий: Монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 167 с. (Научная мысль).

6. Миронова В.И., Молчанова С.Г. Формирование инновационного кластера предприятий легкой промышленности на основе профильного технопарка как инструмента эффективной формы организационного развития // Инновации, № 2, 2013. С. 73-77.

7. Панкова Н.В., Мац А.В., Борисоглебская Л.Н. Концепция построения системы стратегического управления технопарками в сфере высоких технологий в Российской Федерации: Монография / Под ред. Л.Н. Борисоглебской. СПб.: Петроцентр, 2011. 220 с.

8. Что ожидает индивидуальных предпринимателей в ближайшее время? Мнения специалистов в программе «Налоги». Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. http:// www.nalog.ru/rub_mns_news/4149508/.

Problems of legal regulation technoparks: management and tax aspects

L. N. Borisoglebskaya, Doctror of Economics, Professor, Pro-rector for Research of Saint-Petersburg State University of commerce and economics

N.G. Viktorova, Ph.D. in Economics, Associate Professor of Taxation and tax management of Saint-Petersburg State University of commerce and economics

V. I. Mironova, Acting President of the Union of Consumer Industry Enterprises, director of Ledi Sharm LLC

The article identifies problems of legal regulation technoparks activity in the sphere of high technology based on an analysis current legislation. Revealed the absence of targeted state support residents and the management company of technopark through tax and insurance contributions benefits. Proposed a package of measures to perfecting the legal framework.

Keywords: technopark, legislation, management, insurance contributions, taxation.

Международная научно-практическая конференция ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

21-22 августа 2013 г., г. Уфа, РФ

Уважаеммые коллеги!

Приглашаем Вас и Ваших коллег принять участие в работе заочной Международной научно-практической конференции «Инновационная наука и современное общество», которая будет проходить 21-22 августа 2013 г. в г. Уфа.

Тезисы для публикации в сборнике принимаются до 21 августа 2013 г.

Сборнику научных трудов присваиваются соответствующие библиотечные индексы УДК, ББК и международный стандартный книжный номер (ISBN).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 475 к опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, приравниваются работы, опубликованные в материалах всесоюзных, всероссийских и международных конференций и симпозиумов.

Всем участникам конференции высылается сертификат участника

С уважением, Оргкомитет конференции.

Контактная информация: +7 (917) 802 99 92, [email protected], http://vk.com/aeterna.science, 450000, г. Уфа, Ленина 28, а/я 1300

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.