ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
шей площади. Чему равна эта площадь? Составить алгоритм решения задачи и привести примеры решений для различных а, в и Н.
Примерные темы проектов (11 кл.)
1. Найти количество корней уравнения а^х=|ж-2|+в при различных а и в.
2. Показать изменение вида графика функции y=aVx+b+o в зависимости от значений параметров а, в и с.
3. Вычислить определённый интеграл f03" (dx/5Vcos2 (x/9)).
4. Постройте график функции y=log (cos (x2 +3x+5) /2) и определите по нему точки минимума и максимума функции.
Литература
1. Алексеев Е.Р, Чеснокова О. В. Основы работы в Scilab. / Е. Р Алексеев, О. В. Чеснокова. Режим доступа - http:// www.scilab.land.ru.
2. Андриевский Б.Р., Фрадков А.Л. Элементы математического моделирования в программных средах Matlab 5 и Scilab / Б. Р. Андриевский, А. Л. Фрадков. Спб.: Наука, 2001.
3. Афанасьева Т. П. Разработка и экспертиза программ курсов: Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников: методическое пособие / Т. П. Афанасьева.- М.: я. Изд. АПК и ПРО, 2004.
4. Ермакова Д.С., Рыбкина Т. И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения / Д. С. Ермакова, Т. И. Рыбкина.- М.: Профильная школа, 2004.
5. Ермолаева И. Е. Проблемы подготовки учащихся к государственной аттестации по математике в форме ЕГЭ / И. Е. Ермолаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент- 2009.- № 2.- С.38-39.
6. Мордкович А.Г. и др. Алгебра и начала анализа. 10-11 в 2 частях (учебник и задачник) / А. Г Мордкович и др.- М.: Мнемозина, 2004.
7. Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 г. № 334 «О проведении эксперимента о введении профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программу полного (общего) образования».
8. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика.- М.: Дрофа, 2005.
9. Смыковская Т К. Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11классы / Т. К. Смыковская.- М.: Глобус, 2008.
10. Тимофеева О. Ю. Методы математической статистики как условие обеспечения достоверности экспериментальной деятельности / О. Ю. Тимофеева // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.- № 1.- С.29-39.
11. Тропин И.С., Михайлова О. И. Михайлов А. В. Численные и технические расчеты в среде Scilab (ПО для решения задач численных и технических вычислений) / И. С. Тропин, О. И. Михайлов.- М.: 2008.
Новикова Татьяна Геннадьевна
заведующая кафедрой развития образования
ФГОУ АПК и ППРО доктор педагогических наук, профессор Новиков Александр Евгеньевич
доцент кафедры развития образования ФГОУ АПК и ППРО г. Москва
J V.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В ПРОЕКТАХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Л______________________________________________________________________г
Аннотация. В статье дается аналитический обзор социально-ориентированных проектов, осуществляемых на территории России некоммерческой организацией Фонд «Новая Евразия», раскрываются ключевые направления и результаты деятельности в территориальных региональных системах.
Ключевые слова: социальные проекты, инновации, инновационные методы образования и самообразования, связь с общественностью.
Инновации в образовании можно рассматривать в качестве одного из основных инструментов для решения возникающих в обществе проблем. Исходным пунктом инновационного развития является использование достижений развертывающегося в мире научного и социального прогресса, результатом которого являются три процесса цивилизационных изме-
нений: а) переход к постиндустриальному, информационному обществу, б) глобализация национальных экономик и культур, в) построение гражданского общества.
Важной цивилизационной тенденцией становится глобальность, то есть мировой характер с присущими ему глубинными процессами. Эта черта отражает на-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
35
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
личие интеграционных процессов в современном мире, интенсивного взаимодействия между государствами в разных сферах жизни. Информация не имеет национальных границ, поэтому создание глобального информационного пространства будет означать усиление коммуникаций между людьми из разных стран, и это подтверждается проектами, реализуемыми Фондом «Новая Евразия» (ФНЕ). Проекты в сфере миграционных процессов: «Мир, в котором нет чужих. Проблемы миграции глазами детей», «Образовательная адаптация мигрантов (дети, подростки, молодежь) в России» направлены на целостный подход к решению актуальных вопросов, связанных с миграцией: решают задачи интеграции детей из семей мигрантов в жизнь местного сообщества; способствуют выстраиванию межрегиональных контактов среди сверстников; повышают осведомленность общества о проблемах детей из семей мигрантов.
Результатом проектов стали инновационные разработки: программы обучающих тренингов по адаптации детей и молодежи из семей мигрантов; ресурсные пакеты включающие комплект тренингов и методик по подготовке учителей, социальных педагогов, специалистов системы профориентации к работе с детьми и молодежью из семей мигрантов; механизмы распространения успешного опыта среди органов государственной власти и населения.
Все проекты, разрабатываемые и реализуемые при поддержке ФНЕ, направлены на интеграцию информационных, научных, технологических и других ресурсов и представляют целостный подход к решению актуальных вопросов и распространению успешного опыта среди образовательного сообщества, органов государственной власти и населения.
Особенностью проектов является «пакетный» подход, пролонгированность во времени, четкая ориентация на получение запланированного результата, качественно изменяющего существующую практику.
Глобальный характер изменений в образовании заключается в:
• обновлении целей образования;
• углублении индивидуализации образования;
• развитии самоуправления и связи с общественностью;
• расширении инновационных методов образования и самообразования.
Глобальный характер изменений затронул российскую высшую школу, которая изменяется в соответствии с мировыми требованиями и направлена на существенное повышение конкурентоспособности европейской системы науки и высшего образования в мировом измерении, а также на повышение роли этой системы в общественных преобразованиях.
Преобразования в российской высшей школе выявили существенные проблемы: непроработанность способов перехода на новую двухуровневую модель обучения; неподготовленность профессорско-преподавательского состава к реализации новой модели обучения со всеми вытекающими последствиями; отсутствие модульных программ обучения; неразработанность новых форм учета достижений студентов (или затруднения в ее реализации на практике) - создание систем кредитов в соответствии с европейской систе-
мой трансфера оценок (ECTS), включая постоянную учебу; не разработанность сравнимых критериев и методов оценки качества; наличие препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей в пределах определенного пространства.
Учитывая значимость данного направления для Российского образования и необходимость поиска путей решения выявленных проблем Фондом «Новая Евразия» разработаны и реализованы проекты в рамках программы «Развитие высшего и послевузовского образования»: «Развитие международного сотрудничества в области высшего образования», «Региональный университет - ресурс развития региона», «Подготовка менеджеров по развитию для российских региональных университетов», объединяющие несколько инновационных направлений:
• обучение технологиям разработки модульных программ для двухуровневой модели;
• разработка программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского и управленческого состава высшей школы последнего поколения, основу которых составляет деятельностное умение. Разработанные программы прошли апробацию на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
• обучение ИКТ технологиям по управлению, организации образовательного процесса и сопровождению студентов. Участники проекта прошли стажировку в лучших университетах Западной Европы (Левенский государственный университет, Мехеленская высшая школа и др.).
В проекте принимали участие представители ведущих университетов России: Псковский государственный политехнический институт, Владимирский филиал Академии госслужбы при Президенте РФ, Тамбовский государственный университет, Таганрогский государственный радиотехнический университет и другие.
В последние годы к числу инновационных, требующих достаточно быстрого для системы образования освоения и внедрения их в массовую практику, относятся следующие приоритетные направления развития образования:
• выравнивание возможностей и доступность качественного образования независимо от места жительства;
• социальное партнерство и государственно-общественное управление образованием;
• расширение инновационных методов образования и самообразования, базирующихся на компетентнос-тном подходе;
• индивидуализация обучения, в том числе профилиза-ция старшей ступени школы;
• новая система оплаты труда педагогических работников;
• реструктуризация сети общеобразовательных учреждений;
• новые механизмы финансирования школ.
Из вышеназванных социально значимых направлений развития российской школы Фонд «Новая Евразия» сделал значительный шаг вперед в разработке и качественном дополнении их лучшими международными практиками, которые сопровождаются подготовленны-
36
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
ми пакетами материалов, позволяющих ознакомиться с ними заинтересованных лиц и организаций. К этим направлениям относятся следующие:
• выравнивание возможностей детей и молодежи с особыми потребностями;
• развитие самоуправления и связи с общественностью;
• социальное партнерство образования, бизнеса, власти;
• расширение инновационных методов образования и самообразования молодежи и взрослого населения, базирующихся на компетентностном подходе;
• связи образования с местным сообществом.
1. Выравнивание возможностей детей и молодежи с особыми потребностями. Как отмечалось выше, большинство проектов ФНЕ направлены на системные изменения, носят длительный характер, так как предполагают обязательное достижение запланированных результатов. Международный проект начавшийся как проект по сопровождению детей с особыми потребностями и имеющих психологические проблемы и преобразованный в последствии в цепь взаимосвязанных проектов продолжается более 12 лет на территории России. На первом этапе была решена серьезнейшая задача открытия инновационной организационной структуры - ПМС-центров, центры открыты в городах Псков, Красноярск, Сочи и др.
Следующей инновацией, реализованной в рамках проекта, была разработка и реализация для детей с ограниченными возможностями (особыми потребностями) инновационных игровых технологий, основанных на компетентностном подходе, основой которых является деятельностное умение. К числу технологий позволяющих решить вопросы выравнивания возможностей детей и молодежи и их адаптации и интеграции в сообщество относятся такие как: «Город углов», «Возможно быть другим», «Метод Гольштейна» и др.
Одной из задач, реализованных в рамках проекта, являлась подготовка кадров по сопровождению детей и молодежи с особыми потребностями. Участниками проекта разработан пакет инновационных способов, методов и технологий, позволяющий существенно улучшать динамику развития данной категории детей и молодежи .
2. Основной проблемой решаемой проектами при поддержке некоммерческих организаций в направлении развития самоуправления и связи с общественностью является обеспечение участия общественности в жизни города (села) через формирование активной жизненной позиции и сопричастности. Одним из таких проектов является проект « Местному сообществу - активную молодежь!», который реализовывается Фондом «Новая Евразия» в рамках программного направления «Молодежь и образование», имеет целью вовлечение молодежи в общественно-полезную деятельность для формирования у нее ответственной гражданской позиции.
Проект направлен на подготовку молодежи к реализации социально-значимых проектов, налаживание социального партнерства для реализации молодежных инициатив, разработку молодежных интернет и сетевых ресурсов, как для обмена мнениями между регионами, так и для тиражирования лучших молодежных практик. Проект позволяет повышать способность молодежных
общественных организаций реализовывать социально-значимые проекты, строить партнерские отношения с другими общественными организациями, бизнесом и властью, а также вовлекать молодежь из местного сообщества в гражданскую жизнь.
В проекте принятии участие молодежь Тамбовской, Саратовской, Псковской, Владимирской, Калининградской, Тамбовской, Томской областей, республики Карелия, которая разработала и реализовала следующие проекты: «Муниципальные молодежные программы в Саратовской области», Молодежная сеть СНГ (YOUTH-net CIS), «Дети должны жить в семье» «Теплый свет «Аппарели», «Молодёжь-объединени-е-сила!», «Молодежная газета: социальный вектор», «Добровольчество - путь воспитания активного и неравнодушного общества», «Государство молодых», «Региональное бюро содействия временной и постоянной занятости молодежи с ограниченными физическими возможностями», «АКВА».
В качестве инноваций реализованных в проектах можно выделить: разработанные механизмы сетевого взаимодействия для включения российской молодежи в процессы регионального развития на основе формирования партнерств; созданную и функционирующую межрегиональную сеть молодых лидеров, общественных организаций и партнеров по всей России; технологии работы молодежи и лидеров молодежных организаций с общественностью.
Результатами проектов являются также:
• Механизмы распространения лучших практик между регионами, основанный на Интернет ресурсах;
• Доступ к информации, связанной с нуждами и инициативами молодежи;
• Возросший обмен опытом среди молодежных организаций в целевых регионах;
• Возросшее распространение примеров лучших практик и материалов, созданных в результате деятельности молодежных организаций;
• Развитые Интернет ресурсы для обмена лучшими молодежными практиками и сетевого взаимодействия.
3. Социальное партнерство образования, бизнеса, власти. Как отмечают Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец: «Главным условием реализации стратегии технологического прорыва является формирование в стране инновационного партнерства государства, предпринимателей, науки и общества. Только при таком партнерстве, каждый из членов которого выполняет присущие ему функции и конструктивно сотрудничает с другими, возможны переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов, становление эффективной национальной инновационной системы развития общества».
Следовательно, проблему стратегического направления развития деятельности образовательных учреждений и стратегии профессиональной карьеры отдельного человека наиболее эффективно можно решить совместными усилиями образования и институтов гражданского общества.
В рамках концепции обучения в течение всей жизни пересматривается роль учебных заведений, которые должны функционировать в режиме диалога с теми гражданскими институтами общества, которые нужда-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
37
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
ются в компетенциях, умениях и способностях граждан, а это потребует введение уже следующих инновационных изменений, а именно привлечения общественности и бизнеса, промышленности и прочих организаций и структур, а иногда и отдельных личностей к сотрудничеству и совместному управлению, партнерству.
Проект «В мир профессий через образование» направлен на создание вариативных комплексных моделей развития региональной системы профессионального образования на основе взаимодействия образования, власти, бизнеса и местного сообщества и реализуется в Тамбовской, Владимирской и Псковской областях. Владимирская область - проект «Ресурсный Центр, как центр подготовки квалифицированных кадров для Владимирской области и регионов Центра России». Тамбовская область - «Разработка региональной системы оценки качества начального профессионального образования».
Проекты предполагают разработку:
• новых - инновационных механизмов взаимодействия между структурами профессионального образования, органами власти, бизнесом, и местным сообществом для удовлетворения обеспеченности регионов высококвалифицированными кадрами;
• регионального компонента государственных образовательных стандартов к потребностям работодателей;
• региональных профессиональных стандартов нового поколения;
• механизмов участия работодателей и общественности в оценке качества начального профессионального образования.
Также по данному направлению реализованы проекты: «Практика формирования готовности выпускников школ к эффективному поведению на рынке труда как результата взаимодействия образования, рынка труда и местного сообщества» (Ярославский центр «Ресурс»); «Практика создания эффективной модели взаимодействия образовательного учреждения и работодателей в процессе производственной практики» (Прикамский современный социально-гумманитарный колледж); «Практика создания сети информационно-консультационных пунктов по профессиональной ориентации, содействию трудоустройству и адаптации к рынку труда различных категорий молодежи «Содействие»» (Республиканский Информационно-аналитический Центр молодежи, Кабардино БР).
4. В современных условиях лишь формирование знаний не является главной целью образования. Знания и умения необходимы, но не достаточны в информационном обществе. Рынку труда не важно, каким путем будут достигнуты новые образовательные результаты, требуемый новый образовательный результат не сводится к простой комбинации сведений и навыков, ориентированных на решение реальных задач. В данном случае необходим инструмент, с помощью которого можно осуществлять различные действия, подготовиться к новым ситуациям, чем больше действий можно совершить с помощью данного инструмента, тем он лучше, таким инструментом является ком-петентностный подход в образовании. Фонд «Новая Евразия» в качестве одного из ключевых инновационных направлений, реализуемых через проектную дея-
тельность, рассматривает расширение инновационных методов образования и самообразования молодежи и взрослого населения, базирующихся на компетент-ностном подходе.
В соответствии с переориентацией образования на работу в логике компетентностного подхода, как одну из важнейших инноваций современного развития
общества, процесс его внедрения будет сопровождаться тем, что:
• «школа» должна будет адаптироваться к местным условиям и реализовывать принципиально новую модель жизни ученика;
• каждый педагог должен будет искать такие формы работы, которые предоставят больше свободы и ответственности самому ученику, решая практически вопрос мотивации к учебной деятельности конкретных учащихся.
Компетенция не начинает действовать исключительно в ее применении. Она достаточно близко связана с процессом учения и освоения различных видов деятельности, в которых участвует личность.
Проект ACT! - «Действуй!» разработан для повышения умений и навыков молодежных организаций в управлении проектами и взаимодействии с органами власти на региональном и муниципальном уровне в трех областях Российской Федерации: Псковской (Северо-Западный округ), Владимирской (Центральный округ) и Саратовской (Приволжский округ). Плюс ко всему, проект укрепляет гражданское общество посредством повышения управленческих способностей региональных правительств, муниципалитетов и молодежных НПО.
Молодежь, участвующая в проекте, прошла практикоориентированную подготовку по разработке и администрированию социальных проектов, осуществила аккумулирование профессионального опыта посредством изучения инновационных моделей и лучших практик местного сообщества, включая успешные процессы их тиражирования; освоила инструменты оценки, используя различные подходы, такие как самооценка, наставничество и организационное развитие или методика обучения на иллюстрирующих примерах, осуществила экспериментирование с инновационными подходами и методологиями в рамках пилотных проектов.
Проекты Фонда «Новая Евразия»: проект Томской области «Практика сопровождения взаимодействия образования и местного сообщества: использование технологий социального проектирования», проект Чебоксарского Института развития образования «Муниципальный образовательно-культурный комплекс как ресурс развития местного сообщества на селе. Эффективные модели взаимодействия», проект Центра социализации молодежи г. Самара «Практика общественного участия в управлении образовательным учреждением» позволили сформировать социальные, коммуникативные, профессиональные и прочие компетенции, необходимые как подрастающему поколению, так и взрослому населению для успешной жизни и построения трудовой (профессиональной) карьеры.
5. Сквозными направлениями, проходящим через большинство проектов Фонда «Новая Евразия» являются сетевое взаимодействие и работа с граж-
38
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
данскими институтами общества. Проблема дефицита ресурсов (информационных, кадровых, технологических, методических и т. п.) в сфере образования не позволяет ее решить традиционными способами, но в век информатизации она успешно может быть решена посредством создания сетевого взаимодействия.
Возникновение и развитие сетевого взаимодействия обусловлено тем, что кооперация позволяет увеличивать свои ресурсы, создавая совокупный ресурс, развивая социальное партнерство, профессионально-педагогические ассоциации, консорциумы, товарищества. В рамках сетевого взаимодействия участники сети могут обмениваться различными типами ресурсов, в результате чего каждый имеет доступ к интегрированным образовательным ресурсам, принадлежащим совокупности общеобразовательных учреждений. Участниками сетевого взаимодействия являются не только общеобразовательные учреждения, учреждения профессионального образования, но и представитель культуры, спорта, здравоохранения, бизнеса, промышленности, власти рассматриваются как участники социального партнерства.
Построение сетевого взаимодействия для решения проблем молодежи реализуется через проекты: Красноярского сетевого института управления «Создание открытого сетевого образовательного модуля «Управляющие советы школ», как действенного системного способа выращивания Управляющих советов в Красноярском крае»; Молодежная сеть СНГ (YOUTH-net CIS), АСТ! - «Действуй».
Международный проект «Совершенствование управления школами через развитие сетевого взаимодействия и международного диалога» направлен на создание межрегиональной и международной сети директоров школ, которая будет способствовать развитию международного сообщества руководителей школ, заинтересованных во внедрении современных подходов в управлении и развитии школ. Основной целью проекта является описание, сбор и систематизация инновационных, интерактивных технологий подготовки управленческого корпуса, позволяющих применять их в современной управленческой практике для осуществления стратегического и оперативного управления образовательным учреждением.
Ожидаемые результаты проекта:
• Модульный курс и повышения квалификации директоров;
• База данных лучшего опыта на сайте проекта;
• Международное сообщество директоров школ, объединенных в сеть;
• Ежегодная международная школа как механизм развития профессионального сообщества директоров школ.
Проекты «Общественно-активные школы (ОАШ) в России: объединяем усилия», «Университеты мест-
ному сообществу», реализуют основную ключевую идею служения местному сообществу и способствуют территориальному развитию регионов гражданскими институтами общества.
Проект «Университеты местному сообществу» направлен на привлечение и использование потенциала регионального университета к процессам социально-экономического развития региона. В проекте участвуют региональные команды трех институтов высшей школы: из Псковского государственного политехнического института, Владимирского филиала Академии госслужбы при Президенте РФ и Тамбовского государственного университета.
Проект «Лучшие практики в области взаимодействия образования и гражданского общества» предполагает реализацию нескольких инновационных направлений:
• развитие общественного участия в управлении школой (управляющие, попечительские советы), и повышение качества образования через общественную инициативу, общественную оценку, общественную поддержку;
• разработку и реализацию эффективных моделей взаимодействия образования, местного сообщества и рынка труда;
• привлечения третьего сектора в образование (негосударственные и общественные организации) и развитие территории.
В проект включены Пермская, Томская, Волгоградская, Самарская и другие области.
Любая инновация должна критически анализироваться с точки зрения значения происходящих в результате ее введения образовательных изменений, так как не всякое изменение ведет к развитию. Инновации сами по себе не являются панацеей от образовательных проблем и противоречий. Поэтому сущность образовательных инноваций, позволяющих осуществить позитивные изменения, прорабатывается в рамках проектного подхода Фондом «Новая Евразия»,- «пакетное» предъявление позволяет успешно реализовывать их в практику и на их основе прогнозировать дальнейшее развитие образования.
Литература
1. СветенкоТ.В., Новикова Т Г., Галковская И. В., Яковлева Е. Н., Щедрина О. В. Практическое руководство для организаторов и ведущих интерактивные семинары. Методическое пособие. Псков: Дизайн-экспресс.- 2009.326 с.
2. Новикова Т.Г., Светенко Т. В., Голубев С. В. Университет как социально ответственный партнер территории - Москва, 2011,92 с.
3. Болотина Т.В., Йоффе А. Н., Казакова Е. И., Новиков А. Е., Петрова Е. Н., Руднева О. С., Шимутина Е. Н., Чиндилова О. В., Яковлева С. Г. Основные приемы и технологии в работе тренера-преподавателя. Учебно-методическое пособие М.: АПК и ППРО, 2010, 70 с.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
39