ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Комолова Валентина Адольфовна
зам. директора МАОУ лицей № 110 им. Л. К. Гришиной г. Екатеринбург
J ^
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ
КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО учреждения
Л_____________________._____________________г
Аннотация. В статье описаны возможности развития социального партнерства в условиях образовательного учреждения повышенного статуса. Представлена модель развития лицея, разработанная с учетом основных направлений развития социально-педагогического партнерства и включающая целеполагающий, методический и контрольно-оценочный компоненты. Рассмотрены вопросы устойчивости и социальной эффективности систем партнерства
Ключевые слова: социальное партнерство, социальная эффективность, взаимодействие субъектов образовательного процесса.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы сказано: «Серьезной проблемой российского образования является несформированность системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В такой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений, учреждений дополнительного образования детей». В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования отмечено: «Система условий должна учитывать организационную структуру образовательного учреждения, а также его взаимодействие с социальными партнёрами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия)» [9].
Последнее десятилетие в ряде стран мира отмечено возрастающим вниманием ученых и практиков к программам, стимулирующим подростков и молодежь самостоятельно принимать решение и отвечать за его последствия, независимо мыслить и последовательно действовать в направлении достижения поставленной цели. Постановка этой проблемы
Э. Эриксоном в его работе «Детство и общество» уже в 1951 году привлекла внимание психологов, социальных работников, социологов, философов, педагогов. В России тема независимой жизни становится особенно актуальной в 90-е годы в условиях нестабильности на всех уровнях социальных отношений и в связи с повышением внимания к человеческой индивиду-
альности, развитием социального государства. Социально-педагогическое партнерство, как педагогически организованное добровольное объединение сотрудников отраслей, ведомств, отдельных предпринимателей и учреждений образования привлекает внимание многих ученых. Различные аспекты этой проблемы стали предметом исследования В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой (межведомственное сотрудничество как стратегическое направление развития сельской школы),
В. Н. Гурова (социальные службы и семья), П. Карста-нье (миссия школы: концепция, функции, разработка), М. М. Поташника, A. M. Моисеева, В. П. Симонова (управление современной школой), В. Г. Рындак (повышение квалификации руководителей), Г. К. Селев-ко, А. Г. Селевко (социально-воспитательные технологии), К. М. Ушакова (ресурсы управления школьной организации) и других. Однако многие проблемы социально-педагогического партнерства в новых социально-экономических условиях по-прежнему остаются нерешенными. Эффективность социально-педагогического партнерства в условиях модернизации образования состоит, прежде всего, в долговременности проекта, а также в том, что это - один из наиболее реальных путей прогнозирования состояния школы, ее социального окружения, связей с внешним миром, культурного поля. Во временном же пространстве одни и те же социальные партнеры нередко занимают по отношению к школе разные позиции. Поэтому, учитывая данный фактор, необходимость поиска гибких подходов к партнерству, определение главных принципов обеспечивающих коммуникацию и желание со-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
13
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
циальных партнеров постоянно работать с образованием внутри школы и за ее пределами не вызывает сомнений.
В тоже время на повышение эффективности этой деятельности серьезное влияние оказывает противоречие между возрастающими потребностями современной школы во взаимодействии с различными структурами в целях обеспечения качества общеобразовательной, общекультурной, профессиональной подготовки молодежи и недостаточной профессиональной готовностью, компетентностью руководителей учреждений и организаций к социально-педагогическому партнерству.
Исследования в области социального партнерства в образовании позволяют выделить несколько параметров, от которых зависит устойчивость и социальная эффективность систем партнерства.
1. Степень свободы образовательного учреждения в развитии осуществляемого в нем учебного плана. Во многом эта свобода зависит от организационно-правового положения образовательного учреждения, его места в системе образования. Немаловажным фактором является гибкость в поведении управленческих эшелонов системы образования, формально отвечающих за действие системы на местном и региональном уровнях. Если достаточной свободы нет, то участие социальных партнеров, например заинтересованных гражданских организаций или ассоциаций работодателей, не приведет к оптимизации структуры и содержания образования. Степень автономии образовательного учреждения с точки зрения развития учебного плана, функционала внутренней организации и структуры подразделений, штатного расписания, ресурсов и внешних отношений является самой существенной переменной, позволяющей ему адаптироваться к изменяющимся потребностям общества и местного сообщества.
2. Свобода выбора в положении участников системы социального партнерства. Степень свободы, которой обладают, например, родители (дети, учащиеся) в ситуации своего выбора в пользу определенного образовательного учреждения, предопределяет осознанный характер и активность в поведении внешних социальных партнеров. От этой свободы, следовательно, зависит широта спектра партнеров и совокупный объем их потенциальных ресурсов, а также сила тех стимулов к изменению и адаптации, которые конкретное образовательное учреждение получает в локальной системе партнерства.
3. Разнообразие и дифференциация образовательных учреждений являются условием и следствием свободы выбора и важным стимулом для совершенствования их деятельности. При этом оказывается полезной некоторая степень маркетизации (обладание статусом и потенциалом субъекта соответствующего рынка услуг). Не следует преувеличивать маркетизацию в образовании, но она может стимулировать учреждение к развитию и совершенствованию. Так, например, вопросы развития школы
и профессионально-образовательных учреждений в направлении определенных специализаций и профилей как раз и могут подвергаться квалифицированному и полезному обсуждению с участием гражданских организаций.
4. Способность образовательных учреждений к выработке собственной политики должна быть достаточно развитой именно для того, чтобы они были в состоянии использовать возможности партнерства, опереться на гражданские организации. Если управленческий персонал образовательного учреждения недостаточно подготовлен к совместному с партнерами обсуждению и выбору ближайшей и отдаленной перспективы, если способность к выработке собственной политики остается слабой, то может возникать опасность «перегрузки» образовательного учреждения недостаточно упорядоченными внешними воздействиями. Важно, чтобы образовательное учреждение обладало аналитическим и концептуальным потенциалом для перевода внешних влияний в свои стратегические цели и в собственные ресурсы и способности.
5. Финансирование образовательных учреждений должно гарантировать, что они в состоянии принимать решения и имеют определенную свободу в соответствии со своей политикой (миссией, программой и принципами развития) и потребностями. Собственные финансовые ресурсы образовательного учреждения - существенное условие для вовлечения внешних партнеров и определенной экономической поддержки их деятельности в интересах системы образования.
Социальное партнерство как система взаимодействия заинтересованных субъектов развивается на основе взаимно вырабатываемых и реализуемых принципов, целей и задач, обеспечивающих достижение социального согласия по поводу жизненно важных интересов. Основные принципы социального партнерства можно сгруппировать в несколько следующих блоков:
• демократичность, законность, добровольность, равноправие сторон;
• гуманизм, социальная солидарность, социальная справедливость, свобода в экономической и политической сферах, уважение, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей;
• социальный диалог, сотрудничество, взаимодействие, свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих содержание соглашений и договоров, обязательность их исполнения, ответственность сторон за неисполнение принятых соглашений и договоров;
• конкуренция, конфронтация, противостояние, борьба;
• толерантность, компромисс, консенсус, нейтралитет.
С 2007 года ФГАОУ ВПО РГППУ (РГППУ)
и Уральское отделение Российской академии образования (УрО РАО) на основе Генеральных соглашений о сотрудничестве с рядом территорий Уральского региона выстраивают системную деятельность по консультационной поддержке науч-
14
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
но-обоснованной практики развивающего и развивающегося образования [3,4,5,6,7,8]. Конкретным способом построения взаимодействия с ОУ региона выступает сетевое взаимодействие на принципах самоорганизации ОУ, на протяжении многих лет сотрудничающих с научно-образовательными центрами УрО РАО. Под самоорганизацией в реализуемом в настоящее время проекте понимается свойство системы к саморазвитию посредством надстраивания, «выращивания» из себя новых, более жизнестойких управленческих структур. Самоорганизация образовательного учреждения в условиях сетевого взаимодействия рассматривается как неравновесная система особого вида, устойчивость которой обеспечивается взаимодействием внешних по отношению к ОУ и внутренних факторов [4]. Сетевое взаимодействие в этом случае представляет собой согласование действий субъектов сети для достижения общих целей инновационного развития и возникает при условии совместной коллективной распределенной деятельности, включающей совокупность отношений между всеми субъектами инновационного развития ОУ [3]. Большое внимание в развитии этих процессах уделяется развитию социального партнерства [1]. Под социальным партнерством мы пониманием добровольное взаимодействие образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, нацеленное на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса, влияющее на изменение ситуации.
Цель проекта, реализуемого в МАОУ лицее № 110 им. Л. К. Гришиной в рамках сетевого взаимодействия - создание эффективной системы взаимодействия с социальными партнерами и развитие сотрудничества для обеспечения удовлетворения образовательных, творческих и будущих профессиональных потребностей и реальных выборов детей и их родителей.
Задачи:
1. Определить структуру и содержание социально-педагогического партнерства как средства модернизации современного муниципального образовательного учреждения.
2. Разработать эффективную модель социально-педагогического партнерства в условиях развития современного образовательного учреждения.
3. Разработать систему мероприятий, направленную на удовлетворение потребностей детей и родителей, обеспечивающую творческое и профессиональное самоопределение детей и педагогов, их самореализацию в рамках активизации социального партнерства.
Объект исследования: социально-педагогическое партнерство в образовании. Предметом исследования выступает процесс построения эффективной модели социального партнерства в условиях ОУ повышенного
статуса как одного из эффективных средств развития современного ОУ.
Гипотеза исследования включает следующие положения: социально-педагогическое партнерство будет реально эффективным средством развития современного ОУ, если:
• управленческое взаимодействие руководителей школы и социальных партнеров ориентируется на основы менеджмента, рефлексию, дифференциацию, сотворчество;
• стимулируется взаимная ценностно-смысловая, общественная направленность сотрудничества на основе взаимопонимания, доверительных отношений, демократизации деятельности;
• сотрудничество опирается на творческий подход, который заключается в максимально продуктивном и бескорыстном вкладе взаимодействующих сторон в совместной зоне интересов.
Методы исследования: сравнение, обобщение, систематизация, моделирование, педагогическое проектирование, педагогическое наблюдение, беседа.
Апробируемая в настоящее время модель развития МАОУ лицея № 110 им. Л. К. Гришиной разработана с учетом основных направлений развития социально-педагогического партнерства и включает целеполагающий, методический и контрольно-оценочный компоненты.
Целеполагающий компонент определяет цели, задачи социально-педагогического партнерства в условиях лицея,критерии (управленческий, образовательный, взаимовыгодный, социально-педагогический, психологический).
Методический компонент включает в себя содержание и формы социально-педагогического партнерства, повышение квалификации администрации ОУ и учителей, их готовность к работе в условиях развития сотрудничества лицея, семьи, социальных партнеров.
Контрольно-оценочный компонент определяет эффективность управления современным лицеем в процессе развития социально-педагогического партнерства.
Реализация модели отслеживается через диагностику состояния социально-педагогического партнерства в лицее, педагогическое стимулирование инновационной деятельности администрации и учителей, мониторинг качества образования, влияния социально-педагогического партнерства на уровень инновационной деятельности в лицее.
Взаимодействие с социальными партнерами ведется по следующим направлениям:
1. Создание информационного центра, оборудованного всем программным обеспечением для развития социальной и информационной компетентностей обучающихся (лицейская телестудия, школьная газета, клубы по интересам и т.д.).
2. Организация деятельности клуба «Дебаты», использующего новые формы и технологии развития компе-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
15
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
тентности в сфере гражданско-общественной деятельности.
3. Создание лицейского стадиона как основного условия эффективного формирования спортивно развитой и здоровой личности лицеиста.
4. Развитие проекта «Открытая школа - успешный жизненный выбор», обеспечивающего связь с рынками труда и образовательных услуг.
В качестве примера остановимся несколько подробнее на последнем проекте. В лицее № 110 им. Л. К. Гришиной сложились прочные связи со многими ВУЗами нашего города и других городов РФ и дальнего зарубежья. Эти взаимодействия равноправные и обоюдовыгодные. Они помогают в формировании социальных компетенций у старшеклассников, таких как: способность устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых социальных группах, брать на себя гражданскую ответственность, участвовать в решении проблем страны и региона, проявлять нравственное отношение к другим людям, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов. В свою очередь, наличие данных компетенций позволяет говорить о социальной успешности - это есть органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества. У лицея такие связи налажены с социальными партнёрами: УрФУ им. Б. Н. Ельцина, Институт предпринимательства и бизнеса (деловые игры), УрГПУ (руководство научно-исследовательской деятельностью), Академия государственной службы, УГГУ (открытие класса, спрофилированного на данный вуз), УрГЭУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, рядом образовательных учреждений Франции, Торгово-промышленной палатой Парижа [2]. Со всеми этими высшими учебными заведениями и организациями нормативно оформлена программа взаимодействия, в которой отражены: участие детей в предметных олимпиадах, проведение «Дней открытых дверей» для учащихся лицея,
проведение «Дней науки» на базе УрФУ, проведение воспитательных мероприятий («Рождественский бал» и Директорский приём родителей) в Царском зале УГГУ, помощь в повышении квалификации преподавательского состава, образовательные поездки и другие мероприятия. Одним из новых видов работы по формированию социальных компетенций у старшеклассников в этом году стала Летняя экономическая школа в Высшей Школе Экономики и Менеджмента (г.Москва), в Уральском Федеральном университете (в недавнем прошлом экономический факультет УрГУ). По данным исследования С. М. Год-ника, первокурсники в общей своей массе недостаточно владеют навыками интеллектуального труда, самостоятельной работы, психологически слабо подготовлены к активной познавательной деятельности, к преодолению естественных трудностей перехода из одной системы образования в другую. Именно на разрешение данных противоречий и была нацелена организация летней школы. Программа включала лекционные занятия, деловые игры, бизнес, английский и французский языки, самостоятельную подготовку материала к занятиям, экскурсии в консалтинговые компании, журналистский конкурс. Ученики десятых и одиннадцатых классов лицея в течение 10 дней знакомились и познавали азы университетского обучения. В ходе панельных дискуссий руководители ряда российских и зарубежных компаний презентовали достижения и опыт своих работников на рынке данных услуг. Учащиеся смогли познакомиться с ведущими современными профессиями и задать интересующие вопросы ведущим сотрудникам ряда компании. Ведь социальное партнерство в образовании - это взаимодействие не только образовательных учреждений: лицей - ВУЗ, но взаимодействие с объектами рынка труда, нацеленное на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
Ожидаемые эффекты от реализации проекта представлены в табл.1
Таблица 1
Ожидаемый эффект от развития социального партнерства в условиях МАОУ лицея № 110
Для лицея в целом
1. Модернизация образовательного процесса, позволяющая подготовить лицей к решению стратегических задач современного образования.
2. Повышение качества образования.
3. Оптимизация форм и методов ведения образовательного процесса, ориентированные на личностные потребности обучающихся.
4. Совершенствование организационно-содержательных условий, позволяющих формировать у учащихся ключевые компетентности, необходимые современному человеку.
5. Формирование опыта самостоятельной творческой деятельности.
6. Рост конкурентоспособности лицея в социуме.
7. Существенное повышение инновационного потенциала лицея.
8. Повышение удовлетворенности образовательным процессом всех его участников.
9. Открытость образовательного процесса для родителей, учащихся, педагогов и представителей общественности.
16
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Для лицеистов 1. Овладение современным технологическим инструментарием, позволяющим выйти на формирование базовых компетенций. 2. Создание ситуации успеха. 3. Рост результативности обучения. 4. Рост мотивации к обучению. 5. Способность ставить перед собой цели разного уровня сложности и трансформировать их в практические задачи. 6. Потребность приобретать новые знания, стремление глубоко разбираться в разнообразных процессах и явлениях, аналитические способности. 7. Умение работать с любой информацией, выраженной в разных знаковых системах. 8. Повышение конкурентоспособности выпускников. 9. Высокие результаты качества образования. 10. Возможность реализации индивидуальных образовательных маршрутов. 11. Коммуникативные компетенции и толерантность. 12. Приобщение к ценностям мировой культуры. 13. Социальная адаптация учащихся.
Для педагогов 1. Рост профессиональной компетентности в сфере ИКТ и образовательных технологий. 2. Освоение и внедрение в практику новых инновационных продуктов. 3. Рост удовлетворенности результатами своей профессиональной деятельности. 4. Повышение профессионального и личного статуса. 5. Возможность горизонтального карьерного роста.
Для родителей 1. Включение в оценку результатов образовательного процесса: - ОУ в целом, - класса, - своего ребенка. 2. Повышение удовлетворенности родителей качеством предоставленных образовательных услуг. 3. Создание совместных продуктов с родителями (электронное портфолио). 4. Рост информированности о: - деятельности лицея, - деятельности класса, - деятельности своего ребенка. 5. Вовлечение родителей как полноправных социальных партнеров в управление лицеем.
Для системы образования педагогического сообщества города и области Получение положительного тиражируемого инновационного опыта, подлежащего передаче ОУ города и области.
Для местного сообщества и государства, для рынка труда 1. Получение полной информации о достижениях лицея, направлениях и задачах ее развития. 2. Подготовка выпускника - гражданина-патриота, готового к непрерывному образованию, способного к продуктивной, самостоятельной деятельности.
Для учреждений профессионального образования города Приток интеллектуальной и образованной молодежи, способной в соответствии с уровнем допрофессиональной подготовки к продуктивной, самостоятельной деятельности и самообразованию.
Литература
1. Бывшева М. В., Шулика А. Н. Социально-педагогическое партнерство в образовательном пространстве школы: модель со-бытия и со-действия. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 1.
2. Гавриш Л. Ф. Создание интегрированной системы билингвального развития и обучения школьников, изучающих французский язык. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2011. - № 4.
3. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1.- c.88-94.
4. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2010.- № 11.- с.23-32.
5. Давыдова Н. Н, Федоров В. А. Самоорганизационное управление образовательными учреждениями в се-
тевом взаимодействии: подходы к исследованию. // Вестник ФГАО ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина,-2011.- № 5.- с.56-63
6. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения. // Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012 г, с.56-64.
7. Сиденко А. С. Планирование экспериментальной работы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011.- № 1.
8. Сиденко А. С., Хмелёва В. С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008.- № 4.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Электронный ресурс: http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob2/pr_ooo.pdf
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
17