териальных и трудовых ресурсов и соблюдении качества продукции (услуг), т.е. призвана выполнять функцию регулятора производственного процесса (цикла) изготовления продукции (оказания услуг). В этом качестве целесообразно использовать нормы трудовых затрат) для оперативного управления производством, определения трудоемкости продукции (услуги), расчета роста производительности труда, сравнительного анализа и сопоставления результатов труда, оценки уровня техники и технологии, организации производства и труда и, в конечном счете, оценке уровня менеджмента данного предприятия (организации, фирмы) [5].
Основными задачами нормирования труда являются:
1) разработка и внедрение научно обоснованных норм и нормативов по труду;
2) выявление резервов роста производительности труда, потерь рабочего времени, недостатков в организации труда и производства, и на этой основе - разработка организационно-технических мероприятий по совершенствованию организации труда;
3) внедрение норм труда;
4) контроль за освоением норм труда и накоплением материалов для их пересмотра.
Задачи нормирования труда преследуют цели наилучшего использования средств производства при максимальной экономии и облегчении труда.
Важнейшим направлением совершенствования
организации и нормирования труда является автоматизация и компьютеризация этой работы в едином цикле с автоматизированным проектированием технологических процессов и организации труда, как на стадии проектирования технологических процессов, так и в действующем производстве. В целях сохранения принятой в теории и практике нормирования терминологии, целесообразно рассматривать нормы затрат труда (времени, выработки, обслуживания, численность и др.), как синоним производственно необходимых затрат времени при условии соблюдения требований их точности, прогрессивности и качества.
Библиографический список
1. Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях. -М.: Норма, 2005. - 448 с.
2. Козырев В.М. Основы современной экономики. - М., 2012. - С. 317-331.
3. Колосова Р.П., Рощин С.Ю. Экономика труда: от НОТ к теории социально трудовых отношений // Вестник Московского университета. - 1996. -№6 - С. 58-62.
4. Мосейчук М.А. Нормирование труда - понятие, виды и законодательное регулирование // Заработная плата. - 2004. - № 2. - С. 18-20.
5. Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. - М.: КНОРУС, 2005. - 320 с.
УДК 338.46
Логвин Нина Владимировна
кандидат экономических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье обосновывается положение о продуктивности определения инновационной деятельности как элемента качества управления модернизацией региональной системы образования.
Ключевые слова: региональная система образования, инновационная деятельность, качество управления.
Под инновационной деятельностью понимается комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационных процессов на том или ином уровне системы образования (образовательного пространства) и сам процесс. Напомним, что инновационная деятельность является сегодня механизмом развития всей сферы образования. Однако любые механизмы функционируют в определенных средах. А для инновационных механизмов принципиально значимым является институциональная среда. Институциональная среда характеризуется, с одной стороны, высокой степенью изменчивости, с другой стороны - данностью своего существования. Поясним свою позицию.
Изменчивость институциональной среды определяется изменчивостью институтов, ее формирующих. Согласно дискурсной точки зрения, в экономической литературе под институтами понимается совокупность формальных и устойчивых неформальных норм. Данное определение достаточно общо и вбирает в себя множество характеристик института как феномена общественной жизни. Синтез подходов к определению понятия осуществлен путем группирования выявленных признаков с учетом логических связей. Для нашего исследования значимым является выделение из всей совокупности институтов только институтов экономических и социальных (в силу специфики сферы образования и ее места и роли в социально-эконо-
60
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
© Логвин Н.В., 2013
мической жизни общества). Бытующие в литературе определения социальных институтов изначально многозначны настолько, что могут ввести в глубокое заблуждение. К институтам относят все: нормы и правила, организации и учреждения, органы и отношения, сообщества и статусы, рутины и ритуалы, обычай и традиции, образ мышления и поведения. При таком собирательном подходе понятие «социальный институт» теряет границы и масштабы собственного содержания, перестает быть тем особенным, которое есть результат взаимодействия всеобщего и единичного для определенного класса феноменов с качественно специфической информацией.
Стратегические процессы управления знаниями связаны с определением областей применения знаний и отбором источников знаний, использование которых нацелено на решение стратегических задач развития организации. В экономической литературе выделяются три основные области применения знаний [1; 9; 10; 11]:
- разработка новых и совершенствование старых товаров и услуг;
- реинжиниринг и совершенствование организации бизнес-процессов;
- быстрое реагирования на изменения во внешней среде, предполагающее проведение улучшений как продукции и услуг, так и адаптацию процессов.
Управление знаниями эффективно организуется в рамках проектов, в которых четко поставлены цели и задачи, выделены ресурсы на их осуществление. Причем инновационный проект как единое целое характеризуется стадией развития разработки (технический аспект) и способом организации инновационного процесса (организационный аспект [4, с. 57]. Для выявления перспективных проектов, требующих различных источников знаний, обычно строится сбалансированная система показателей, отражающая некоторую стратегию развития организации [7]. В этой системе цели создания и использования системы управления знаниями представляются на уровне обучения и роста, отображающем использование инновационных технологий и человеческого капитала в организации.
В технологии управления знаниями в региональной образовательной среде на тактическом уровне должны быть предусмотрены, с одной стороны, организация эффективного взаимодействия подразделений в процессе создания знаний через механизм образования гибких рабочих групп, а, с другой стороны, создания специализированных информационных служб, обеспечивающих процессы управления знаниями (сервисные функции). В связи с этим в управлении знаниями выделяют два класса процессов [12, с. 35]:
- основные процессы - использование знаний;
- вспомогательные процессы - обеспечение знаниями.
В основе модели развивающейся и трансформирующейся образовательной среды [5] и лежат знания о высшем учебном заведении и его внешней среде в их развитии и взаимосвязи.
В условиях обеспечения конкурентоспособности вуза одна из главных задач постановки процесса «управления знаниями» состоит в том, чтобы собрать, обработать и распределить (довести до практического использования) эти знания. Реинжиниринг образовательного процесса позволяет реализовать конкурентные преимущества на основе:
- понимания того, что происходит во внешней среде;
- использования активов знаний для изучения и обучения;
- осуществления инноваций в виде новых услуг, каналов их доставки, новых процессов;
- проведения быстрых видоизменений и оценок их результатов, и характеристик выполнения работы [3, с. 75].
Очевидно, что реинжиниринг в сфере образования тесно связан с процессами внедрения средств компьютерной техники, вычислительной техники, с процессами автоматизации систем принятия решений и других типов автоматизированных систем. Отметим, что переход от создания отдельных автоматизированных систем их интеграции в рамках вуза как современного компьютеризированного предприятия весьма затруднен или даже невозможен без системного использования архитектурного подхода, который является одним из главных инструментов стратегического и тактического управления информационными технологиями (ИТ) в организации.
Для обеспечения конкурентоспособности и эффективности экономики необходимо, по меньшей мере, ориентировать научно-техническую и инновационную политику на своевременную разработку, освоение и распространение поколений техники и технологий перспективного технологического уклада. Особое значение это имеет в сфере образования, где происходят значительные изменения, основанные на следующих базисных нововведениях [13, с. 358-360].
Во-первых, обновление содержания образования, включение в него в полном объеме формирующейся постиндустриальной парадигмы и сети частных парадигм отдельных отраслей знаний;
Во-вторых, происходит гуманизация и экологизация образования, приоритет приобретают общественные, гуманитарные и экологические дисциплины. Возрастает и политехнизация образования с учетом новых требований к технологиям.
В-третьих, утверждается креативная педагогика, делающая упор не на запоминание нормативного объема знаний и усвоение узкопрофильных навыков, а на развитие творческих способностей обучаемых; политехнизация образования с учетом новых требований к технологиям.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
61
В-четвертых, происходит информатизация процесса обучения. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет соединить логический и образный методы освоения знаний, что многократно повышает продуктивность процесса обучения, позволяет индивидуализировать информационные потоки и методы обучения с учетом способностей и интересов обучающихся.
В-пятых, изменяется организация образования, укрепляется тенденция к формированию системы непрерывного образования. При этом используются возможности дистанционного обучения с применением современных информационных технологий, внедряется электронное обучение. Непрерывное образование укрепляет инновационный характер обучения, поскольку позволяет своевременно обновлять и пополнять полученный в школе и вузе багаж знаний, адаптироваться к переменам, находить пути инновационного решения возникающих проблем.
В связи с этим особый интерес представляет проблема образовательной квазиренты, требующая специальных исследований. Инвестиции в образование
- не менее (а может быть, и более) эффективное вложение капитала, чем в основной капитал, в технологические инновации [13, с. 362]. Организации, которые обеспечивают высокий образовательный уровень своих работников, поставляют на рынок конкурентоспособную продукцию, более эффективно осваивают и распространяют инновации, получают сверхприбыль, важной составной частью которой является образовательная квазирента.
Организация инновационной деятельности в образовании требует системного подхода к исследованию ее качественных характеристик. В широком смысле системный подход - это методология исследования любых объектов посредством представления их как систем и анализа этих систем.
При рассмотрении инновационной деятельности как объекта управления необходимо исходить из характерных особенностей этой экономической категории. Важная особенность инновационной деятельности состоит в том, что она, с одной стороны, обладает способностью удовлетворять определенные потребности, а, с другой, несет в себе определенную сумму затрат, поскольку является продуктом труда. Таким образом, возникает необходимость рассматривать инновационную деятельность в образовании со стороны качества как совокупность определяющих ее свойств, учитывая их взаимосвязь и взаимообусловленность с характером изменяющихся потребностей и экономическими возможностями образовательного учреждения. При этом возрастает роль регулирования со стороны государства. По мнению С.Ю. Глазьева, снижение системного риска, «связанное с нововведениями в области научно-технического прогресса» - важнейшая функция государства [2, с. 6].
Системность качества раскрывается в единстве двух аспектов рассмотрения внешних и внутренних свойств инновационной деятельности.
Функциональный аспект выражает внешнюю обусловленность. Она определяется совокупностью внешних свойств, которыми должен обладать инновационный продукт при выполнении определенных функций (действий), вытекающих из его назначения и условий использования.
Внешние свойства инновационного продукта проявляются в системе отношений и связей между взаимодействующими с ним объектами и предметами окружающей среды. Раскрытие функционального аспекта инновационного продукта состоит в выявлении его функций и определения качества их выполнения.
Структурный аспект выражает внутреннюю обусловленность, которая определяется внутриструктур-ными свойствами инновационного продукта, проявляющимися во взаимодействии составляющих его частей (элементов). Здесь функция характеризует способность структурного элемента выполнять ту внутреннюю роль, которая определяется его местом в системе отношений между взаимодействующими элементами. Раскрытие структурного аспекта инновационного продукта состоит в выявлении взаимосвязи внутриструктурных свойств.
В системном исследовании функционального и структурного аспектов прослеживаются два подхода: структурно-функциональный подход (СФП) и функционально-структурный подход (ФСП) [6, с. 8].
СФП основан на представлении объекта в виде деком позиционного множества подсистем и элементов, т.е. на раскрытии морфологической структурности инновационного продукта. Каждому элементу инновационной деятельности ставится в соответствие функция, которую он самостоятельно выполняет в системе отношений с другими элементами. Выявленные элементы группируются по признакам их однородности в модули. Выполненная декомпозиция позволяет представить качество объекта инновационной деятельности в виде иерархически организованной структуры качества образовательных услуг.
При ФСП происходит расчленение цели объекта инновационной деятельности на составляющие ее функции различных уровней, т.е. на раскрытии функциональной структурности. На каждом шаге декомпозиции выявляются конструктивные элементы, реализующие эти функции или участвующие в их реализации. Здесь первичной является функциональная декомпозиция, а второй - объектная (морфологическая).
Применять функционально-структурный подход целесообразно при разработке нового инновационного продукта. Выбрать рациональный вариант можно, определив оптимальный уровень качества образовательных услуг на основе сопоставления
62
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
конкурентных преимуществ и экономических результатов инновационной деятельности. С этой целью применяется функционально-стоимостной анализ для выявления путей снижения затрат в процессе разработки проектируемого инновационного продукта, включающий подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский и рекомендательный этапы.
Библиографический список
1. Букович У., Уильмс Р. Управление знаниями: руководство к действию. - М.: Инфра-М, 2002.
2. «Государство должно освоить функции развития». Интервью с С.Ю. Глазьевым // Инновации. - 2003. - № 6.
3. Зиндер Е.З. Современный архитектурный подход к организации предприятия в аспектах ре-инжиринга процессов и управления знаниями // Реинжиринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий системы управления знаниями. Сборник научных трудов. - М.: МЭСИ, 2005.
4. Зинченко В.И. Концепция и принципы разработки и применения методики комплексной оценки, и мониторинга инновационных проектов / В.И. Зинченко, Е.А. Монастырный, С.А. Погребняк, А.Б. Пушкаренко, Н.Е. Родионов, Г.И. Тюль-ков, А.А. Шапошников, Н. К. Шумихина // Инновации. - 2003. - № 6.
5. Иванов В.С. Концептуальные основы институционально-корпоративного реинжиринга региональной образовательной среды // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2004. - № 4.
6. Калейчик М.М. Квалиметрия. - М.: МГИУ, 2003.
7. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнс», 2004.
8. Логвин Н.В. Особенности методологических подходов в создании теории развития региональных систем образования // Экономика образования. - 2013. - № 2.
9. Мильнер Б.З. Управление знаниями. - М.: Инфра-М, 2003.
10. Нонака И., ТакеучиX. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2003.
11. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
12. Тельнов Ю.Ф. Технология процессов управления знаниями обучающейся организации // Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий системы управления. Сборник научных трудов. - М.: МЭСИ, 2005.
13. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. - М.: Экономика, 2004.
УДК 364
Семенов Роман Олегович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СНИЖЕНИЕ ПЕНСИОННОЙ НАГРУЗКИ НА БЮДЖЕТ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В статье представлено авторское видение проблем пенсионного обеспечения граждан РФ с позиции экономической теории. Информационной базой явились материалы Минтруда, опубликованные на сайте министерства, а также публикация Р. Ахмитзянова.
Ключевые слова: проблема пенсионного обеспечения, пенсионная нагрузка на бюджет, социальная защищенность, Парето-эффективность, экономика Эрроу-Ромера.
Не так давно Минтруда представил расплывчатые очертания новой пенсионной системы. Не пенсионной формулы, как пытаются ввести нас в заблуждение «некоторые» лица, а всей системы трудовых пенсий. Все же стоит заметить, что снизить пенсионную нагрузку на бюджет чиновникам удалось.
Каждый желающий вникнуть в суть пенсионных предложений имеет возможность ознакомиться с файлом под названием «Справка по новой пенсионной формуле», располагающимся на сайте министерства. Этот небольшой документ, во-первых, рушит надежды занятого населения о сносном пенсионном обеспечении, а, во-вторых, предвещает крупные социальные волнения, которые могут произойти в недалеком будущем.
Рассмотрим основные положения данного документа.
«Трудовая пенсия трансформируется с разделением на три компоненты: базовую, страховую и накопительную». Возникает вопрос, насколько глубока предлагаемая «трансформация»? И многое ли изменится по сравнению с ситуацией 2002 года? Да, тогда базовая часть вошла в состав страховой, но в сущности ничего не изменилось: государство продолжало финансировать своеобразное пенсионное пособие. Заметим, что данная ситуация наблюдается во многих странах. К примеру, в ФРГ государственные субсидии пенсионной системе приближаются к четверти пенсионного бюджета.
Тариф страховых взносов в ПФР на страховую и накопительную пенсии - 22% + 10% с сумм, пре-
© Семенов Р.О., 2013
Вестник КГУ им. KA. Некрасова ♦ № 3, 2013
63