Инновационная активность компаний стран-участниц ВТО: сравнительный анализ
Инновационный процесс - это разработка и применение нового или усовершенствованного способа производства или метода распределения продукции (или услуг).1
Инновационная деятельность стран-участниц ВТО, представляющих наибольший интерес для анализа и сравнения, это - Швейцария, США, Германия, Китай, Индия и Россия. Согласно «Глобальному рейтингу инноваций», опубликованному ведущей мировой школой бизнеса Г^ЕАБ и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), - специализированным учреждением ООН, в 2012 году лидирующую позицию занимает Швейцария. Страны-лидеры в соответствующих регионах представлены на рисунке 1.
Большой интерес вызывает ситуация со странами БРИК: если Российская Федерация не показывает больших успехов, то, например, Китай входит в восьмерку лидеров, опережая даже Соединенные Штаты Америки. Говоря об остальных странах БРИК, а именно Бразилии и Индии, можно утверждать о наличии определенных сложностей в области развития инновационной экономики.
Первая десятка стран - лидеров «Глобального рейтинга инноваций2»:
1. Швейцария
2. Швеция
3. Сингапур
4. Финляндия
5. Соединенное Королевство
6. Нидерланды
1 Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. - М.: Инфра-М. 2009. 885С.
2 Gokhberg L., Roud V., «The Russian Federation: A New Innovation Policy for Sustainable Growth». The Global Innovation Index (GII)
2012, Chapter 6. http://qtmarket.ru
С.В. Щурина, Е.В. Прокофьева
УДК 330.341+334 ББК 65.29 Щ-981
7. Дания
8. Гонконг (Китай)
9. Ирландия
10. Соединенные Штаты Америки
Рисунок 1
Страны-лидеры в соответствующих регионах
-
V
Источник: разработано авторами самостоятельно на основе Глобального рейтинга инноваций.
США
Американская система инноваций, которая имеет несколько директивных центров, предлагает интересные уроки в эффективном управлении, несмотря на размеры страны и постоянное внедрение новых организаций и учреждений. Создание дополнительных организаций идет вразрез с тенденцией концентрации финансирования в некоторых европейских государствах. Инновационная политика в США играет еще большую роль на государственном уровне, а правительства штатов находятся ближе к потребностям бизнесов в этих секторах региональной экономики.
В науку и технику вовлекаются фактически все штаты. При этом более 90% федеральных исследований курируются Министерством обороны, Министерством здравоохранения и медицинского обслуживания, Министерством энергетики, Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Национальным научным фондом и Министерством сельского
хозяйства. Свой вклад в финансирование вносят также Министерство торговли, Министерство внутренних дел, Министерство транспорта и Управление по охране окружающей среды.
В США большая часть НИОКР финансируется и осуществляется частным сектором промышленности. Но параллельно создана система трансферта результатов НИОКР, выполненных в университетах и федеральных научных центрах.
Среди характерных особенностей развития американской инновационной сферы следует выделить фактически независимое от федеральных государственных органов появление основных институтов инновационной сферы (технопарков и венчурных фондов). Второй особенностью инновационной сферы США является исключительно высокая активность малых инновационных компаний. Это в немалой степени связано с существованием специальных государственных программ поддержки таких фирм, а также с развитостью и доступностью венчурного капитала - основного источника средств.
Другими особенностями американской инновационной системы являются значительная доля образованных иммигрантов и высокий уровень конкуренции среди всех участников инновационной сферы. В качестве слабой стороны инновационной системы в США отмечается необходимость формирования законодательной базы для регулирования финансирования малых предприятий.
ШВЕЙЦАРИЯ
Наследие Швейцарии - это сильный новаторский дух и стремление к творчеству. Пионеры, такие как Генри Нестле, Альфред Эшер, Чарльз Браун и другие. заложили основу для высококонкурентной и инновационной среды, которая позволяет Швейцарии достигать высоких рейтингов в международных исследованиях бенчмаркинга повсеместно сегодня. Исключительная производительность Швейцарии в создании интеллектуальной собственности, ее выдающиеся университеты и научно-исследовательские институты, высокое качество и производительность рабочей силы и чрезвычайно высокий уровень жизни делают Швейцарию отличным местом для внедрения инноваций. Швейцария является одной из самых успешных стран в области инноваций. Это связано с благоприятной средой, которая позволяет швейцарским компаниям иметь высокие расходы на НИОКР и получать прибыль научных исследований швейцарских университетов.
В Швейцарии3 основные направления инновационной политики не претерпели существенных изменений за последнее десятилетие. Ряд изменений коснулся, прежде всего, образования, научных исследований и технологического сектора.
3 Периодический обзор инновационной деятельности стран-лидеров инновационного развития в Европе, Северной Америке и Азии №1. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. http://www.ved.gov.ru/.
Правительство увеличивало расходы в этих секторах в среднем на 6% каждый год в период с 2004 по 2007 год. Кроме того, правительство скорректировало направления работы Национальных центров компетенции в области научных исследований (National Centresof Competencein Research, NCCR) - NCCR, запущенных с 2004 года, которые стали более ориентированы на гуманитарные и социальные науки. Правительство также выделило несколько приоритетных направлений развития науки и экономики помимо NCCR-сети: научные лаборатории в составе университетов, повышение ценности знаний, поощрение диалога между наукой и обществом и др.
Инновационные разработки в Швейцарии не поддерживаются прямыми государственными инвестициями. Трансфер инновационных технологий в промышленность осуществляется в рамках существующих форм поддержки фирм, в том числе «стартапов», преимущественно в условиях технопарков, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Из-за отсутствия прямой государственной поддержки инноваций в бизнес-секторе инструменты инновационной политики в основном ориентированы на прикладные научные исследования. Другая сложность связана с человеческим капиталом: несмотря на значительные расходы на образование, доля населения с высшим образованием относительно мала, сохраняется и ограниченная мобильность в рамках системы образования.
КИТАЙ
Начиная с экономических реформ в 1978 году, в Китае продолжается быстрый экономический рост уже на протяжении трех десятилетий. Этот рост, однако, был в основном за счет ориентированных на экспорт трудоёмких отраслей обрабатывающей промышленности. В 2008 году общий объем экспорта Китая составляет 32% ВВП страны.
В то же время десятки миллионов рабочих заняты в экспортном секторе. В результате китайская экономика стала очень уязвима для внешних потрясений, таких как ипотечный кредитный кризис США в 2008 году, следствием которого стало снижение спроса на китайский экспорт.
Для поддержания экономического роста в будущем, Китайское правительство стремится повысить роль инноваций в экономическом развитии страны, с тем, чтобы в конечном счете преобразовать экономику в наукоемкую и в меньшей степени зависимую от внешних рынков. Задавшись этой целью, Правительство Китая даже отказалось от тотального контроля в сфере инноваций, чтобы предоставить больше творческого пространства китайским компаниям. Эта цель четко предусмотрена в «Средне - и долгосрочном плане национального развития науки и техники (2006-2020)», объявленном в феврале 2006 года.
В Китае с 1980-х годов значительную роль в развитии инновационного бизнеса играют различные виды льготных административно-территориальных формирований: специальные экономические зоны, зоны торгово-экономического развития,
промышленные парки и др. Указанные институты стали мощным инструментом привлечения к сотрудничеству иностранных компаний и специалистов, для которых применяются специальные льготы.
Активно вовлекается в инновационную деятельность и квалифицированная рабочая сила: важной составляющей ознакомления с зарубежными инновационными достижениями является направление национальных кадров на обучение за границу. В 2009 году по этой линии получили образование 51 тысяч граждан КНР. дополнительно открыты 14 новых зарубежных каналов получения высшего образования. Кроме того, в течение 2009 года были привлечены к работе в КНР в общей сложности 480 тысяч иностранных специалистов научно-технического профиля.
ГЕРМАНИЯ
Начало целенаправленного инновационного развития Германии4 относится к периоду после Второй Мировой войны, когда основную роль в формировании национальной инновационной системы играли государственные органы, определявшие направления ведения научно-исследовательской деятельности. В начальный период послевоенного восстановления Германии особую роль сыграла помощь США по плану Маршалла, в рамках которой предоставлялось финансирование предприятиям в наиболее развитых отраслях экономики - машиностроение, автомобильная промышленность, химическая промышленность и т.д. Начиная с 1950-х гг., вместе с американскими исследователями велись совместные работы в сферах космоса, авиации и атомной энергетики, в ходе которых страна получила доступ к американским разработкам.
Финансирование субъектов инновационной деятельности в Германии началось в 1950-х гг. с программ индивидуальной целевой поддержки определенных направлений. В период 1970-х гг. начали возникать первые венчурные фонды, направленные на развитие инновационных компаний в сфере малого бизнеса.
В 1970-х гг. начали реализовываться программы частно-государственного партнерства в научно-исследовательской сфере, благодаря чему доля бюджетной системы в расходах на НИОКР сократилась с 70% в 1970-х гг. до 30% в настоящее время.
Немецкие компании увеличили свои инвестиции в исследования и разработки на 19% в период между 2005 и 2008 годами. Количество отраслевых исследователей, лаборантов и техников, в 2008 г. выросло на 12% по сравнению с 2004 годом. Кроме того, High-Tech стратегия распространяется и за пределы Германии. Недавно Европейская комиссия инициировала подобный процесс в стратегии «Европа 2020». Под эгидой Европейского института инноваций и технологий лучшие
4 Периодический обзор инновационной деятельности стран-лидеров инновационного развития в Европе, Северной Америке и Азии №1. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. http://www.ved.gov.ru/
университеты, исследовательские центры и инновационно-активные компании в странах Европейского союза создали рабочую сеть для обсуждения и разработки важных и перспективных инновационных идей.
Инновации в Германии в основном продвигаются малым и средним бизнесом, который переводит результаты научных исследований в новые технологии производства. С 2007 года с помощью программы High-Tech, Министерство образования и научных исследований помогло компаниям избежать рисков, связанных с внедрением передовых технологий. На данный момент профинансировано 450 проектов на сумму порядка 300 млн евро. Проекты охватывают такие области, как биотехнология, технологии энерго-и ресурсосберегающих к.п.д., информационные и коммуникационные технологии, нанотехнологии, оптические технологии, технологии производства, технологии безопасности и микросистем.
ИНДИЯ
В Индии инновационная деятельность координируется и реализуется в соответствии с Национальным планом и приоритетными направлениями, озвученными в нем. Тем не менее, на основании достоверных фактов, можно утверждать, что реализации инновационной политики в Индии намного более выражена, чем в других странах БРИК. Инновационная политика и функционирование инновационных агентств, таких как Департамент по науке и технологиям, тщательно изучаются и контролируются специальными комитетами Индийского парламента.
Индия продемонстрировала высокие темпы роста и инновационного потенциала в нескольких секторах, называемых «зеленые сады». Два из наиболее быстро растущих секторов Индии - это фармацевтика и автомобильная промышленность.
Индийская фармацевтическая промышленность играет важную роль в формировании и укреплении недорогого, доступного и инновационного фармацевтического продукта на крупных рынках. Индия занимает третье место по производству фармацевтической продукции в мире. Индийский фармацевтический рынок, как ожидается, составит более 55 млрд долл. США к 2020 году.
Индия является вторым самым быстрорастущим в мире автомобильным рынком с 2010 года. Индийская автомобильная промышленность успешно внедрила ряд новых продуктов, как на внутреннем, так и на международном рынке. Индийские компании, производящие автозапчасти, имеющие глобальные конкурентные преимущества с точки зрения стоимости и качества, стали конкурентоспособными поставщиками на мировом рынке. Совокупные темпы роста с 2005 по 2010 год составили 23% и достигли 19 млрд долл. США в 2008 -2009 гг.
Стимулы для инноваций в Индии традиционно были слабыми. Будь то политика, финансирование, инфраструктура во всех областях, Индия всегда отставала. Начиная с экономической либерализации в начале 1990-х годов, Правительство Индии приняло ряд мер по улучшению ситуации.
Основными целями являлось привлечение больших прямых иностранных инвестиций, удаление контроля монополии, стимулирование роста импорта и экспорта, пересмотр основ политики поощрения инновационного потенциала в промышленности. Тем не менее, ожидаемые результаты, как в России, еще не были достигнуты.
В наши дни слишком часто любое обсуждение инновационного развития сводится к обсуждению трудностей, с которыми сталкиваются экономики в некоторых частях мира в течение последних нескольких лет, и к последствиям этих трудностей для глобальной экономики. Существует большая необходимость в изучении того, как инновации могут быть использованы не только для развития производства в различных компаниях, но и для решения повседневных задач государств - сокращению бедности например. Необходимо создание международной платформы для многостороннего сотрудничества в области научно-технических исследований, культурного обмена, обмена передовым опытом и других форм связи.
Такие связи должны заряжаться и заряжать энергией инновационный и творческий дух, присущий каждому народу, несмотря на уровень экономического развития той или иной страны. В этом контексте, Индия выступает в качестве примера. С большим населением и ограниченными ресурсами, индийские предприниматели должны постоянно обновлять свое производство, успевать за меняющимися потребностями бесчисленных потребителей, при этом сохраняя эффективность и экологичность производства.
РОССИЯ
В последние годы инновационная политика России подверглась существенным изменениям. Инновации стали центральной темой политической повестки дня: были созданы ключевые стратегические документы, а также сеть институтов развития, обеспечивающих «инновационный лифт» для российского бизнеса.
Основная проблема заключается в том, что требования Правительства о введении инноваций в производство последовали до укрепления в общественном сознании их необходимости, тем самым обрушились на неподготовленную аудиторию. Таким образом, российские компании, в основной своей массе, занимаются «инновациями ради инноваций».
Были запущены целевые программы содействия университетам в научных исследованиях и разработках, поощряется инновационная деятельность в государственных компаниях, налоговые стимулы также были введены в действие.
Тем не менее, все эти меры пока не привели к увеличению влияния инноваций на экономический рост и социальное благополучие России. В настоящее время инновационная активность в промышленности России, по-прежнему, ограничена в
масштабах. Доля инновационных предприятий здесь не превышает 10-11% с 2000 года. Это значительно меньше, чем в развитых странах Европы и ряде развивающихся стран. Интенсивность инновационной деятельности, связанная с общим объёмом продаж, очень низка (1,9% в России, по сравнению с 5,5% в Швеции и 4,6% в Германии). Инвестирование в инновации аналогично не даёт поводов для радости5.
В мае 2010 г. PricewaterhouseCoopers, Российская экономическая школа, Российская венчурная компания и Российская корпорация нанотехнологий провели опрос руководителей 100 крупных компаний в России, чтобы оценить уровень инновационной активности крупного бизнеса, выявить ключевые факторы инновационных процессов и барьеры, препятствующие их развитию в компаниях и в России в целом, а также определить наиболее важные, с точки зрения крупного бизнеса, меры государственного стимулирования этих процессов.
Результаты исследования показали, что на российском рынке наибольшую инновационную активность демонстрируют крупнейшие компании, как иностранные, так и российские, работающие на международных рынках. По мнению крупного бизнеса, первоочередными государственными мерами по стимулированию инновационной активности должны стать повышение качества высшего образования, увеличение государственного финансирования НИОКР, налоговые стимулы для инноваций и усовершенствование законодательства. Уровень инновационной активности сильно зависит от характеристик самих компаний. Исследование показало, что наиболее высока вероятность инновационной деятельности в крупнейших частных компаниях, вышедших за пределы национального рынка. Доля компаний, вводивших новые продукты в 2008-2010 гг., среди частных компаний была в 4 раза выше, чем среди компаний с государственным участием и в полностью государственных компаниях.
Большинство компаний полагает, что к 2020 г. инновационная компонента российской экономики существенно увеличится — причем компании, которые уже сами внедрили глобально инновационные технологии, настроены гораздо более оптимистично6.
5 Gokhberg L., Roud V, «The Russian Federation: A New Innovation Policy for Sustainable Growth», The Global Innovation Index 2012, Chapter 6.
6 «Инновационная активность крупного бизнеса в России: механизмы, барьеры, перспективы». Исследование Российской экономической школы, PricewaterhouseCoopers в России и Центра технологий и инноваций PwC. Российский журнал менеджмента, Том 8, № 4, 2010. С .81-112.
Большинство развивающихся стран как будто не верят в свои силы, предполагая, что необходимо развить экономику до определенного мирового стандарта и заимствовать технологии у более успешных государств, прежде чем начать внедрение настоящих, собственных уникальных инноваций. Однако, если медлить с разработкой, внедрением и распространением собственных технологий, тем самым упуская возможность обучения на собственных ошибках, создания национальных «ноу-хау», а также вероятность появления изобретений, которые перевернут общественное сознание, уровень развития никогда не повысится до конкурентоспособного уровня, а разрыв между развитыми и развивающимися странами будет лишь увеличиваться.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Бабкин К.А., Кузнецов А.В., Корчевой Е.А., Пронин В.В., Самохвалов В.А. Последствия присоединения России к Всемирной Торговой Организации. - М.: ООО “Центр полиграфических услуг “Радуга””. 2012. 164 С.
Даутова З. Х. Последствия вступления России в ВТО. М.: Изд-во “Молодой учёный”,
2013. 222 С.
«Инновационная активность крупного бизнеса в России: механизмы, барьеры, перспективы». Исследование Российской экономической школы, PricewaterhouseCoopers в России и Центра технологий и инноваций PwC. // Российский журнал менеджмента, Том 8, № 4, 2010. 136 С.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Инфра-М. 2009. - 885 с.
Периодический обзор инновационной деятельности стран-лидеров инновационного развития в Европе, Северной Америке и Азии №1. / Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. http://www.ved.gov.ru/.
An Analytical Report 2011 under a Specific Contract for the Integration of the INNO Policy Trend Chart with ERAWATCH (2011-2012).
Gokhberg L., Roud V «The Russian Federation: A New Innovation Policy for Sustainable Growth». The Global Innovation Index (GII) 2012, Chapter 6. http://qtmarket.ru