Научная статья на тему 'Внутренние стимулы инновационной деятельности компаний'

Внутренние стимулы инновационной деятельности компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ СТИМУЛЫ / ИННОВАЦИИ И НИОКР / INTERNAL FACTORS OF INNOVATION ACTIVITY / INNOVATIVE INCENTIVES / INNOVATIONS AND R&D

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронов Александр Дмитриевич

В данной статье рассматриваются факторы инновационной деятельности компаний, которые относятся к внутренним факторам и являются либо характеристиками компании (например, ее размер, возраст и акционерная структура), либо решениями, принятыми компанией (например, решение конкурировать на международных рынках или нанять высококвалифицированных специалистов). Анализ в данной статье показывает, что инновации востребованы особенно в высокотехнологичных производственных секторах, где успех компании в большей степени зависит от НИОКР. При этом компании малого бизнеса часто являются теми, кто разрабатывает продукты, которые в последствие становятся инновационными для мирового рынка. Кроме того, деятельность в области НИОКР повышает вероятность успешных инноваций, но отнюдь не является необходимым условием для инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal incentives for innovation activities of companies

The article considers the factors of innovation activities of companies related to internal factors, that either characterize the company (for example, its size, age and shareholder structure), or are decisions made by the company (for example, the decision to compete in international markets or to hire highly qualified specialists). The analysis in this article shows that innovations are in demand especially in high-tech manufacturing sectors, where the company's success depends more on R&D. At the same time, small-sized business companies are often those who develop products that later become innovative on the world market. Besides, R&D activity increases the chances of successful innovation, but it is by no means a prerequisite for innovation.

Текст научной работы на тему «Внутренние стимулы инновационной деятельности компаний»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 11 • Номер 9 • сентябрь 2017 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

Внутренние стимулы инновационной деятельности компаний

Сафронов А.Д. 1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В данной статье рассматриваются факторы инновационной деятельности компаний, которые относятся к внутренним факторам и являются либо характеристиками компании (например, ее размер, возраст и акционерная структура), либо решениями, принятыми компанией (например, решение конкурировать на международных рынках или нанять высококвалифицированных специалистов). Анализ в данной статье показывает, что инновации востребованы особенно в высокотехнологичных производственных секторах, где успех компании в большей степени зависит от НИОКР. При этом компании малого бизнеса часто являются теми, кто разрабатывает продукты, которые в последствие становятся инновационными для мирового рынка. Кроме того, деятельность в области НИОКР повышает вероятность успешных инноваций, но отнюдь не является необходимым условием для инноваций.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: внутренние факторы инновационной деятельности, инновационные стимулы, инновации и НИОКР.

Internal incentives for innovation activities of companies

Safronov A.D. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

Введение

Перегруппировка факторов и источников экономического развития ведет к тому, что только инновации смогут помочь решить неотложные социальные и глобальные проблемы, включая демографические сдвиги, угрозы заболевания, нехватку ресурсов и изменение климата. Следовательно, ключевым фактором экономического роста и развития являются инновации, т.к. именно они создают основу для новых предприятий, новые рабочие места, обеспечивают рост экономики, решают насущные социальные и глобальные проблемы, включая демографические сдвиги, нехватку ресурсов и изменяющийся климат. Более того, инновации могут решить эти проблемы с минимальными затратами, т.к. инновационные экономики более продуктивны, более устойчивы, более адаптированы к изменениям и способны поддерживать более высокий уровень жизни. Укрепление инноваций является

фундаментальной задачей для стран в их стремлении к большему процветанию и улучшению жизни [1] (Becker, 2014).

Таким образом, инновации являются важной движущей силой на пути к повышению производительности. Различные факторы влияют на стимулы и способность фирм к инновациям, начиная от проникновения коррупции и заканчивая наличием квалифицированной рабочей силы, а также доступа к финансовым ресурсам. В данной статье автор рассматривает факторы, которые относятся к внутренним факторам и являются либо характеристиками компании (например, ее размер, возраст и акционерная структура), либо решениями, принятыми компанией (например, решение конкурировать на международных рынках или нанять высококвалифицированных специалистов) [2] (Edquist, 2011).

Драйверы инноваций на уровне компаний

Размер и возраст компаний

Желание фирмы и ее способность к инновациям будут зависеть от различных характеристик. В частности, вновь созданные, малые частные компании часто воспринимаются как основные движущие силы инноваций. И хотя такие фирмы действительно вносят важный вклад в разработку новых продуктов, они не обязательно отличаются более высокой инновационной активностью, чем крупные или средние компании.

Отчасти это связано с тем, что инновационные стартапы, представляющие малый бизнес, часто быстро растут, становясь более крупными компаниями, как, например,

ABSTRACT:_

The article considers the factors of innovation activities of companies related to internal factors, that either characterize the company (for example, its size, age and shareholder structure), or are decisions made by the company (for example, the decision to compete in international markets or to hire highly qualified specialists). The analysis in this article shows that innovations are in demand especially in hightech manufacturing sectors, where the company's success depends more on R&D. At the same time, small-sized business companies are often those who develop products that later become innovative on the world market. Besides, R&D activity increases the chances of successful innovation, but it is by no means a prerequisite for innovation.

KEYWORDS: Internal factors of innovation activity, innovative incentives, innovations and R&D JEL Classification: O00, O10, O32 Received: 31.07.2017 / Published: 30.09.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Safronov A.D. (a-saf0mail.ru )

CITATION:_

Safronov A.D. (2017) Vnutrennie stimuly innovatsionnoy deyatelnosti kompaniy [Internal incentives for innovation activities of companies]. Kreativnaya ekonomika. 1 1. (9). - 967-974. doi: 10.18334/ce.1 1.9.38270

Google и Amazon. Так, на момент создания Google и Amazon имели штат сотрудников всего в несколько человек, а в настоящий момент количество их сотрудников превышает тысячи людей. С другой стороны, инновационные стартапы, деятельность которых не увенчалась успехом, как правило, не получают финансирования и уходят с рынка [3].

По этим причинам инновационная активность может быть выше среди средних и крупных предприятий, которые осуществляют финансово-хозяйственную деятельность в течение более длительного периода времени. Также одной из причин того, что небольшие фирмы (определяемые как компании с менее чем 20 сотрудниками) менее склонны участвовать в НИОКР, чем крупные предприятия (хотя они, как правило, тратят более высокий процент своего годового оборота на собственные исследования и разработки, см. рис. 1).

Крупные компании могут также реализовать больше инновационных проектов, что делает их более вероятными для успешного внедрения, по крайней мере, внедрение одного нового продукта (товара или услуги) в течение трехлетнего периода. В связи с этим неудивительно, что различия между малым и крупным бизнесом с точки зрения внедрения инноваций более выражены в высокотехнологичных секторах производства, таких как машиностроение или фармацевтические препараты, т.к. многоуровневые и комплексные технологические бизнес процессы сложно и дорого внедрять.

В последние годы «Роснефть» быстро увеличила свои расходы на НИОКР и догнала мировых лидеров по затратам в этой сфере, хотя видимого результата ее более высоких расходов на увеличение количества патентов не наблюдается [9]. «Татнефть» также увеличила свои расходы на НИОКР, но в этом случае это привело к большому количеству патентов [10].

При этом, согласно отчету ОЭСР, 27% крупных фирм [7] внедрили новые и/или улучшенные продукты и/или процессы за последние три года. И это не удивительно, т.к. стартапы и небольшие компании также менее склонны внедрять маркетинговые и организационные инновации. Это, вероятно, отражает тот факт, что более крупные предприятия в своем штате сотрудников имеют маркетолога или даже целый штат маркетологов, основной задачей которых является разработка и реализация маркетинговой стратегии компании.

При этом стартапы, небольшие фирмы могут иметь тенденцию к инновациям меньше, но стартапы по-прежнему представляют собой очень важный класс нова-

ОБ АВТОРЕ:_

Сафронов Александр Дмитриевич, аспирант кафедры организационно -управленческих инноваций (a-saf0mail.ru )

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Сафронов А.Д. Внутренние стимулы инновационной деятельности компаний // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 9. - С. 967-974. doi: 10.18334/ce.1 1.9.38270

торов. Это фирмы, которые, скорее всего, придумают инновации, которые являются новыми для мирового рынка. В некоторых случаях инновация является единственной причиной для создания фирмы [8].

Конкуренция на международных рынках

В дополнение к характеристикам на уровне фирмы, таким как возраст, размер и структура компании, различные решения, принимаемые компаниями, связаны с их стимулированием и способностью реализации инновационных решений. Одним из таких решений является конкуренция на международных рынках. Компании, которые экспортируют свои товары, могут распространять фиксированные затраты на инновации на более крупную клиентскую базу, поэтому экспорт может поддерживать инновации. Точно так же компании в более крупных странах с более крупными внутренними рынками могут легче внедрять инновации из-за более высокого уровня внутреннего спроса на новые продукты. Экспорт может также подвергать отечественных производителей к усилению конкуренции со стороны иностранных товаров, тем самым создавая стимул для инноваций. Кроме того, участие компаний в глобальных цепочках создания стоимости, которое включает в себя экспорт промежуточных или конечных товаров, способствует внедрению зарубежных технологий, особенно на развивающихся рынках.

Данные ОЭСР [4] подтверждают, что предприятия, которые напрямую экспортируют свою продукцию, более склонны нести затраты на НИОКР и внедрять новые продукты, бизнес процессы, маркетинговые методы и организационные инновации, чем предприятия, которые обслуживают только свои внутренние рынки (рис. 2).

Доля компаний, инвестирующих в НИОКР собственными средствами

Доля расходов на НИОКР в общем объеме годовых продаж (° о)

Рисунок 1. Доля компаний (%) малого, среднего и крупного бизнеса, инвестирующих в НИОКР, и уровень их расходов на НИОКР. Источник: ОЭСР, 2015 [4].

Различия между экспортерами и не экспортерами (рис. 2) особенно велики, когда речь идет о внутренних НИОКР и технологических инновациях. Объясняется это тем фактом, что экспорт и выход на новые рынки подталкивают предприятия на улучшение своих знаний и производственных процессов, в то время как НИОКР может стать стимулом для внедрения новых технологий.

Влияние НИОКР на инновационную стратегию компаний

Еще одно важное решение, которое представит принять компании, являются затраты на НИОКР для разработки новых продуктов. НИОКР не является обязательным условием для разработки новых продуктов или процессов, поскольку компании могут принять это решение, следуя другим источникам. В то же время НИОКР значительно увеличивает вероятность разработки и внедрения успешных инноваций. Компании, которые инвестируют в НИОКР, в среднем на 22% больше склонны внедрять новые продукты или бизнес процессы [5]. Они также в среднем на 20% больше склонны внедрять маркетинговые или организационные инновации (возможно, потому, что эти типы инноваций часто неотделимы от технологических инноваций) [7].

Инвестиции в НИОКР оказывают большое влияние на вероятность разработки и выпуска нового продукта в высокотехнологичных производственных индустриях, таких как электрооборудование или фармацевтические препараты (рис. 3). В высокотехнологичных индустриях НИОКР увеличивает вероятность разработки и выпуска нового инновационного продукта в среднем на 26% [8], в то время как в менее интенсивных наукоемких индустриях (например, в сфере общественного питания или продаж) НИОКР практически не влияет на вероятность введения нового продукта.

Исследования и разработки тесно связаны с инновациями в индустрии производства высоких технологий, а также в индустриях низкотехнологичных производств, что связано с оптимизацией производств существующих продуктов, товаров или услуг. В качестве примера можно привести автоматизацию процессов производства, когда производитель одежды производит замену резки ткани вручную на резку ткани автоматической машиной. Проведение НИОКР в индустриях низкотехнологичных производств увеличивает вероятность внедрения нового процесса в среднем на 20% [5], по сравнению со средним значением в 11% в высокотехнологичных отраслях [8].

Человеческий капитал

Квалифицированная рабочая сила, имеющая сильные управленческие навыки, является одной из ключевых предпосылок успешных инноваций, как в высокотехнологичных, так и в низкотехнологичных отраслях, поскольку квалифицированные сотрудники более склонны к проявлению инициативы изучения новых методов производства.

Результаты, приведенные РпсеШа1егЬошеСоорег8 [11], показывают, что, хотя процент сотрудников с университетским образованием влияет на вероятность разработки и внедрения новых продуктов, товаров, услуг или процессов, это воздействие незна-

У У у

■ Экспортеры

i Не экспортеры

¿¿¡Г

Рисунок 2. Доля предприятий экспортеров и предприятий-не экспортеров, занимающихся инновационной деятельностью и НИОКР (%). Источник: ОЭСР, 2015 [4]

Рисунок 3. Влияние НИОКР на инновационную стратегию компаний в разрезе индустрий. Источник: ОЭСР, 2015 [4]

чительно по сравнению с влиянием других внутренних характеристик на уровне компании, рассмотренных выше. В то же время квалифицированный персонал компании отражает свои решения в процессе набора персонала, а также в разработке и реализации стратегии развития компании. При этом квалификация рабочей силы в значительной степени зависит от наличия квалифицированной рабочей силы на рынке труда.

Информационные и коммуникационные технологии

Фирмы, которые используют электронную почту для связи со своими клиентами или поставщиками, в среднем на 9% чаще внедряют новые продукты или процессы [8] и на 14% [8] более склонны к внедрению организационных или маркетинговых инноваций. Это свидетельствует о важности поддержки инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий в качестве содействия инновациям.

Наибольшее влияние информационно-коммуникационные технологии имеют на внедрение инновационных продуктов и процессов в высокотехнологичных и средне-технологичных отраслях (рис. 3). В то же время в низкотехнологичных секторах производства, таких как текстильная промышленность, индустрия продуктов питания, использование информационно-коммуникационных технологий, оказывает большое влияние на вероятность реализации маркетинговых и организационных нововведений.

В процессе разработки и внедрения инновационных продуктов, товаров или услуг компании могут также воспользоваться консультациями экспертов и внешних консультантов. Наконец, важную роль играет наличие финансовых средств, поскольку фирмы могут отказаться от разработки новых продуктов при отсутствии необходимого финансирования.

Заключение

Снижающаяся эффективность использования традиционных (природных) ресурсов, связанная с приближением пределов физического их использования, означает, что доминантой новой модели экономического роста должны стать инновации. Так как необходимы новые источники роста, чтобы помочь миру перейти к более сильному, всеохватывающему и устойчивому пути экономического роста. Инновации, которые связаны с созданием и распространением новых продуктов, процессов и методов, могут быть важным решением [3].

Анализ внутренних характеристик на уровне компании выявил ряд факторов, которые играют важную роль в формировании стимулов и повышают способности компании в области инноваций. В целом, анализ в этой статье говорит о том, что усилия по дальнейшему повышению инновационного потенциала компании должны, в первую очередь, ориентироваться на улучшения навыков рабочей силы. Маркетинговые и организационные инновации, включая новые бизнес модели, все более важны для дополнения к инновациям в высокотехнологичных отраслях. Инновации также имеют постоянно расширяющуюся основу в информационно-коммуникационных технологиях, чему способствует рост мобильной связи, конвергенции голоса, видео и данных в Интернет [1] (Becker, 2014).

Анализ в данной статье также показывает, что инновации востребованы особенно в высокотехнологичных производственных секторах, где успех компании в большей степени зависят от НИОКР. При этом компании малого бизнеса часто являются теми, кто разрабатывает продукты, которые в последствие становятся инновационными для мирового рынка. Кроме того, деятельность в области НИОКР повышает вероятность

успешных инноваций, но отнюдь не является необходимым условием для инноваций. Влияние деятельности НИОКР на вероятность внедрения нового продукта особенно велико в высокотехнологичных секторах производства. Между тем НИОКР в низкотехнологичных индустриях может помочь оптимизировать производственные процессы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Becker B. Public R&D Policies and Private R&D Investment: A Survey of the Empirical

Evidence. 2014.

2. Edquist C. Design of Innovation Policy through Diagnostic Analysis: Identification of

Systemic Problems (or Failures) // Industrial and Corporate Change. - 2011.

3. Innovation. A BCG Senior Management Survey. The Boston Consulting Group, 2015.

4. OECD, 2015. The Innovation Imperative Contributing to Productivity, Growth and Well

- being.

5. UN, 2015. World Economic Situation and Prospects.

6. Гохберг, Л., Китова Г., Роуд, В. Налоговые стимулы для НИОКР и инноваций: спрос

и эффекты // Форсайт-Россия. - 2014. - № 8(3). - c. 18-41.

7. Наука и технология. Инновации. / Информационное общество: Pocket Data Book., 2016.

8. Перспективы развития экономики. / МВФ, 2016.

9. 200 патентов в год за последние 18 лет патентовала ПАО «Татнефть». Информагентство «Девон». [Электронный ресурс]. URL: http://iadevon.ru/ news/articles/%C2%ABtatneft%C2%BB:_dobicha_oslozhnyaetsya_-_tehnologii_ sovershenstvuyutsya-3329/ ( дата обращения: 24.07.2017 ).

10. Комсомольская Правда, 05 марта 2015 г. «... В 2014 году общее количество патентов выросло более чем на 20% - с 380 до 465. При этом дополнительно в 2014 году было подано 65 заявок на новые патенты». Статья Алексей Кузнецова «Каждый пятый рубль в бюджете от Роснефти»

11. PricewaterhouseCoopers "Global Innovation 1000: Proven Paths to Innovation Success: Ten Years of Research Reveal the Best R&D Strategies for the Decade Ahead", 2014

REFERENCES:

Nauka i tekhnologiya. Innovatsii [Science and technology. Innovations] (2016). GU-

VShE (Vysshaya shkola ekonomiki). (in Russian). Perspektivy razvitiya ekonomiki [Prospects for economic development] (2016). (in Russian).

Becker B. (2014). Public R&D Policies and Private R&D Investment: A Survey of

the Empirical Evidence [] . Edquist C. (2011). Design of Innovation Policy through Diagnostic Analysis: Identification of Systemic Problems (or Failures) Industrial and Corporate Change. Gokhberg, L., Kitova G., Roud, V. (2014). Nalogovye stimuly dlya NIOKR i innovatsiy: spros i effekty [Tax Incentives for R&D and Innovation: Demand vs. Effects.]. Forsayt-Rossiya. (8(3)). 18-41. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.