Научная статья на тему 'Движущие силы и стимулы инновационной деятельности компаний'

Движущие силы и стимулы инновационной деятельности компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ СТИМУЛЫ / БИЗНЕС-СРЕДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / КОРРУПЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТКРЫТОСТЬ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / РАБОЧАЯ СИЛА / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATIVE INCENTIVES / BUSINESS ENVIRONMENT / ECONOMIC INSTITUTIONS / CORRUPTION / ECONOMIC OPENNESS / NATURAL RESOURCES / WORK FORCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронов Александр Дмитриевич

Неблагоприятная бизнес-среда может существенно увеличить затраты на разработку инновационных продуктов и сделать их менее инновационными, что подрывает стимулы компаний к инновациям. В некоторых случаях это может побудить как начинающие, так и работающие инновационные компании сфокусировать свою деятельность в других индустриях, что может привести к «утечке инноваций». В данной статье автор рассматривает внешние факторы, которые влияют на инновационную деятельность компаний, такие как экономические институты, экономическая открытость, зависимость от природных ресурсов и нехватка квалифицированной рабочей силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Drivers and incentives of innovation activities of companies

Unfavorable business environment can significantly increase the costs of developing innovative products and make them less innovative. All that undermines the incentives of companies to innovate. In some cases, this may induce novice and existing innovative companies to focus their activities on other industries, which can lead to a "diversion of innovations". In this article, the author examines the external factors that affect the innovative activities of companies, such as economic institutions, economic openness, dependence on natural resources and skilled labor shortage.

Текст научной работы на тему «Движущие силы и стимулы инновационной деятельности компаний»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 17 • сентябрь 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

движущие силы и стимулы инновационной деятельности компаний

Сафронов А.Д. 1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Неблагоприятная бизнес-среда может существенно увеличить затраты на разработку инновационных продуктов и сделать их менее инновационными, что подрывает стимулы компаний к инновациям. В некоторых случаях это может побудить как начинающие, так и работающие инновационные компании сфокусировать свою деятельность в других индустриях, что может привести к «утечке инноваций». В данной статье автор рассматривает внешние факторы, которые влияют на инновационную деятельность компаний, такие как экономические институты, экономическая открытость, зависимость от природных ресурсов и нехватка квалифицированной рабочей силы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационная деятельность, инновационные стимулы, бизнес-среда, экономические институты, коррупция, экономическая открытость, природные ресурсы, рабочая сила

Drivers and incentives of innovation activities of companies

Safronov A.D. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Инновации являются важной движущей силой на пути к повышению производительности труда. Различные факторы влияют на стимулы и способность фирм к инновациям, начиная от проникновения коррупции и заканчивая наличием квалифицированной рабочей силы, а также доступа к финансовым ресурсам. Факторы, о которых пойдет речь в данной статье, относятся к внешним факторам, или факторам, формирующим бизнес-среду, т.е. это условия, согласно которым осуществляется финансово-хозяйственная деятельность компании (например, таможенные и торговые правила) [10].

Неблагоприятная бизнес-среда может существенно увеличить затраты на разработку инновационных продуктов, а также сделать их менее инновационными, что может подорвать стимулы компаний к инновациям. В некоторых случаях это может побудить как начинающие, так и работающие инновационные компании сфокусировать свою деятельность в других индустриях, что может привести к «утечке инноваций» [2].

Как правило, компании, внедряющие инновации, более чувствительны к качеству бизнес-среды. Они, в частности, склонны испытывать затруднения в осуществлении своей деятельности по причине коррупции, ограниченных навыков рабочей силы и обременительных таможенных и торговых правил [1]. Сокращение таких бизнес-ограничений может оказать значительное положительное влияние на способность и готовность коммерческих структур к внедрению инноваций. В странах, где частично отсутствуют такие ограничения, компании, как правило, добиваются больших результатов в области инноваций.

Бизнес-среда как драйвер инноваций

Способность фирм к инновациям также зависит от внешних факторов. Следовательно, деловая среда, где широко распространена коррупция, слабое верховенство закона, обременительная административная волокита и т.д., может существенно увеличить стоимость внедрения новых продуктов и сделать более неопределенной отдачу от инвестиций в новые продукты и технологии. Эти проблематичные факторы ведения бизнеса могут подорвать стимулы и способность фирм к инновациям [3].

Результаты PricewaterhouseCoopers [10] это подтверждают. Так, в рамках данного исследования опрошены компании как занимающиеся разработкой и внедрением инноваций, так и не участвующие в инновационных разработках. Различия между взглядами инновационных и неинновационных фирм особенно велики, когда речь идет о навыках рабочей силы, коррупции, таможенных и торговых правилах [3]. Неадекватные квалификационные навыки сотрудников и коррупция в частности счи-

ABSTRACT:_

Unfavorable business environment can significantly increase the costs of developing innovative products and make them less innovative. All that undermines the incentives of companies to innovate. In some cases, this may induce novice and existing innovative companies to focus their activities on other industries, which can lead to a "diversion of innovations". In this article, the author examines the external factors that affect the innovative activities of companies, such as economic institutions, economic openness, dependence on natural resources and skilled labor shortage.

KEYWORDS: innovation activity, innovative incentives, business environment, economic institutions, corruption, economic openness, natural resources, work force

JEL Classification: 031, 032, 033 Received: 31.07.2017 / Published: 16.09.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Safronov A.D. (a-saf0mail.ru)

CITATION:_

Safronov A.D. (2017) Dvizhuschie sily i stimuly innovatsionnoy deyatelnosti kompaniy [Drivers and incentives of innovation activities of companies]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (17). - 2473-2480. doi: 10.18334/rp.18.17.38274

таются одними из основных ограничений ведения финансово-хозяйственной деятельности для всех компаний. Однако в большей степени эти факторы влияют на ограничение деятельности инновационных компаний.

В связи с тем, что только относительно небольшое количество неинновационных компаний импортирует производственные мощности или напрямую экспортирует свою продукцию, отчасти поэтому таможенные и торговые правила не являются серьезными проблемами для обычных компаний. Тем не менее, правила таможенного регулирования и торговли особенно влияют на инновационные фирмы, поскольку внедрение новых продуктов и технологий часто зависит от импортных ресурсов и способности реализовывать продукцию на экспортные рынки [4].

Инновационные компании также значительно могут пострадать от ряда других внешних факторов деловой среды, к ним относятся доступ к финансовым ресурсам, нездоровая конкуренция, административные барьеры, высокие налоги, и в меньшей степени тарифы на электроэнергию. Тем не менее, внешние факторы отличаются в зависимости от особенностей бизнес-среды региона, где работают инновационные компании. При этом в той или иной степени внешние факторы влияют на все компании, в том числе инновационные компании, и отличаются степенью своего влияния от региона к региону [7].

Например, в Центральной Европе и Прибалтике различия влияния внешних факторов на инновационные и неинновационные компании относительно невелики. Это говорит о том, что бизнес-среда в регионе Центральной Европы и Прибалтики более дружественна для инноваций. Тем не менее, ряд аспектов деловой среды остаются значительными препятствиями для роста как инновационных, так и неинновационных компаний, а именно доступ к финансовым ресурсам, высокие налоги и неквалифицированная рабочая сила [4].

В Юго-Восточной Европе основным сдерживающим внешним фактором является коррупция, данный фактор сдерживает рост всех компаний, но особенно он затрагивает тех, кто разрабатывает и внедряет инновации. Фактор неквалифицированной рабочей силы также влияет на развитие инновационных компаний, в то время как инновационные, а также и неинновационные компании часто жалуются на такие факторы как нездоровая конкуренция, сложный доступ к финансовым ресурсам и отсутствие льгот на тарифы электроэнергии [7].

ОБ АВТОРЕ:_

Сафронов Александр Дмитриевич, аспирант кафедры организационно-управленческих инноваций (а-ваЮ mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Сафронов А.Д. Движущие силы и стимулы инновационной деятельности компаний // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 17. - С.2473-2480. сЫ: 10.18334/гр.18.17.38274

Различия влияния внешних факторов на инновационные и неинновационные компании в Восточной Европе, на Кавказе, в Центральной Азии и России. В данных регионах основным сдерживающим фактором также является коррупция, а также неквалифицированная рабочая сила, кроме того, инновационные фирмы чувствуют себя ограниченными из-за ряда таких факторов деловой среды, как противоречащие таможенные и торговые правила, высокие административные барьеры, особенно, когда вопросы касаются лицензирования бизнеса и получения разрешений. В таблице обобщены основные препятствия деловой среды для деятельности инновационных компаний в различных регионах [4].

Результаты таблицы показывают, что улучшения в регламентировании инфраструктуры, дальнейшем дерегулировании в области получения/аннулирования лицензий и разрешений, а также улучшение качества государственных услуг могут непосредственно помочь инновационным компаниям более успешно вести бизнес и активнее разрабатывать и внедрять инновации.

Следовательно, инновационные компании, как правило, гораздо более чувствительны к некоторым факторам бизнес-среды по сравнению с неинновационными компаниями. Это ставит вопрос о том, насколько негативно влияют такие предполагаемые ограничения на результаты инноваций [5] (Gokhberg, Kitova, Roud, 2014).

Таблица

Основные препятствия деятельности компаний в разных регионах Европы

и России

Внешние факторы, влияющие на

все компании, включая инновационные компании все компании, а именно инновационные компании непосредственно инновационные компании

Центральная Европа и Прибалтика Высокие налоги, нездоровая конкурентная среда, затруднительный доступ к финансированию, неквалифицированная рабочая сила

Юго-Восточная Европа Нездоровая конкурентная среда, затруднительный доступ к финансированию, высокие тарифы на электроэнергию Коррупция, высокие налоги Неквалифицированная рабочая сила

Восточная Европа, Кавказ, Центральная Азия и Россия Затруднительный доступ к финансированию, нездоровая конкурентная среда Коррупция, неквалифицированная рабочая сила, высокие тарифы на электроэнергию Запутанные таможенные и торговые правила, высокие административные барьеры

Источник. PricewaterhouseCoopers [10].

Кроме того, бизнес-среда в значительной степени формируется экономическими институтами страны, которые поддерживают верховенство закона, осуществляют контроль над коррупцией, содействуют работе правительства, а также выполняют другие важные функции. Ниже рассмотрены также такие факторы, как экономическая открытость, зависимость от природных ресурсов и нехватка квалифицированной рабочей силы, которые являются важными факторами, формирующими бизнес-среду [6].

Экономические институты

Результаты Рпсе'№а1егЬошеСоорег8 показывают, что улучшение качества работы институтов связано с ростом патентования и зарубежным повышенным интересом к инновациям, что в свою очередь ведет к более высоким продажам патентов. Эффект улучшения качества работы институтов имеет большее значение в тех странах, где инфраструктурные учреждения относительно слабы.

В свою очередь улучшение качества работы институтов также связано с увеличением регистрации патентных заявок на 40-50% [10]. Следовательно, данный эффект является значительным, учитывая, что он только фиксирует прямое влияние качества учреждений. При этом помимо прямого эффекта, повышение уровня работы институтов может дать еще и косвенный эффект - повышение доходов и человеческого капитала в стране.

Экономическая открытость

Ужесточение правил торгового и таможенного регулирования сказывается прежде всего на инновационных компаниях, чем на обычных компаниях, которые не разрабатывают и внедряют инновации. В то же время компании, которые продают свою продукцию на зарубежных рынках, с большей вероятностью будут внедрять инновации. Результаты анализа подтверждают, [10] как размер рынка (рассчитанный как ВВП на душу населения) и экономическая открытость (рассчитанная как соотношение экспорта и импорта к ВВП) влияют на инновационную интенсивность экспорта. Рост открытости торговли, например, такой как на30 % от ВВП (от уровня Украины до уровня Латвии), связан с увеличением интенсивности на 9-15% внедрения инноваций в экспортных операциях [6].

зависимость от природных ресурсов

Изобилие природных ресурсов, измеряемое путем расчета ренты в натуральном выражении (т.е. доходы от использования природных ресурсов за вычетом затрат на добычу) в процентах от ВВП, оказывает противоположное влияние на экономическую открытость. Полагают, что зависимость от сырьевых товаров не влияет на регистрацию патентных заявок, но экспорт стран, которые зависят от природных ресурсов, как правило, значительно менее инновационен, чем экспорт других стран [8].

Это, конечно, частично отражает тот факт, что сырьевые сектора неизбежно составляют большую долю экспорта таких стран. Однако это отрицательное соотно-

шение может также возникнуть из-за того, что зависимость экономики от природных ресурсов снижает средние экономические стимулы для инноваций, поскольку значительная доля добавленной стоимости в экономике обусловлена деятельностью, которая менее зависит от непрерывного процесса разработки и внедрения инноваций. Например, хотя непрерывный процесс разработки и внедрения инновационных технологий является предпосылкой для сохранения конкурентоспособной позиции в автомобильном секторе, конкурентное преимущество страны в плане экспорта прежде всего зависит от природных ресурсов [8].

В то же время доступность платы за пользование природными ресурсами может позволить правительствам (а также университетам и коммерческим структурам) финансировать исследования, что может компенсировать любые негативные последствия, которые могут иметь природные ресурсы, на регистрацию патентных заявок, но это не обязательно усиливает стимулы для коммерциализации инноваций.

Квалификационные навыки рабочей силы

Третий важный фактор бизнес-среды, который особенно отрицательно влияет на деятельность инновационных компаний, является наличие квалифицированной рабочей силы на рынке труда. Показатели человеческого капитала включают процентное соотношение населения, которое получило среднее или высшее образование. Более того, среднее число лет обучения в высших учебных заведениях, как правило, не являются существенными детерминантами инноваций. Однако более высокое среднее число лет университетского образования часто связано с более высоким объемом зарегистрированных патентных заявок. При этом показатели охвата преимущественно захватывают количество проведенных лет в университете, чем качество образования [9].

В целом различные факторы, рассмотренные выше, объясняют от 60 до 90 процентов вариаций [9] результатов инноваций в разных странах Евроазиатского континента. Таким образом, учитывая доход на душу населения, развитость экономических институтов, степень экономической открытости, квалифицированные человеческие ресурсы, расходы на НИОКР и другие характеристики, страны с переходной экономикой внедряют инновации в несколько раз или чуть выше уровня, который можно было бы ожидать от них1.

Заключение

Следует отметить тот факт, что успешные инновации опираются на благоприятную бизнес-среду. Инновационные компании склонны рассматривать все факторы бизнес-среды, рассмотренные выше, как ограничение для своей деятельности и роста в отличие от компаний, которые не разрабатывают и не внедряют инновации [10].

1 Примечание автора. С точки зрения регистрации патентных заявок и их интенсивности экспорта инноваций.

Такая разная реакция на факторы внешней среды между инновационными и неинновационными компаниями особенно велики, когда речь идет о таких факторах, как коррупция, квалифицированная рабочая сила, а также правила таможенного и торгового регулирования.

С географической точки зрения, в Центральной Азии, Восточной и Юго-Восточной Европе, на Кавказе и в России для инновационных компаний бизнес-среда менее благоприятна. В отличие от этого в регионе Центральной Европы и Прибалтики различия реакции на деловую среду бизнесменов из инновационных и неинновационных компаний менее выражена, что указывает на тот факт, что в этом регионе бизнес-среда более благоприятна для инноваций [3].

Внешние факторы, определяющие регистрацию количества патентных заявок, не обязательно будут совпадать с факторами, определяющими интенсивность инноваций в экспорте страны. Например, страны, богатые природными ресурсами, как правило, имеют менее инновационный экспорт, несмотря на высокий уровень патентных заявок, который может быть сопоставим с уровнем патентных заявок в других странах [8].

В целом усилия по дальнейшему улучшению инновационного потенциала компаний и стран в переходном регионе должны в первую очередь ориентироваться на сокращение коррупции, большую открытость международной торговли и трансграничных инвестиций (включая разработку эффективных таможенных и торговых правил), а также улучшение навыков рабочей силы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Edquist, C., 2011. 'Design of Innovation Policy through Diagnostic Analysis: Identification

of Systemic Problems (or Failures). Industrial and Corporate Change

2. Innovation. A BCG Senior Management Survey. The Boston Consulting Group, 2015

3. OECD, 2015. The Innovation Imperative Contributing to Productivity, Growth and Well

- being

4. UN, 2015. World Economic Situation and Prospects

5. Гохберг, Л., Китова Г., Роуд, В. Налоговые стимулы для НИОКР и инноваций: спрос

и эффекты // Форсайт-Россия. - 2014. - № 8(3). - c. 18-41.

6. ГУ-ВШЭ (Высшая школа экономики), 2016. Наука и технология. Инновации. Информационное общество: Pocket Data Book

7. Перспективы развития экономики. , 2016.

8. Шалаева А.А. Влияние наличия природных ресурсов на экономический рост стран.

Научная библиотека открытого доступа «киберленинка». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vliyanie-nalichiya-prirodnyh-resursov-na-ekonomicheskiy-rost-stran ( дата обращения: 29.07.2017 ).

9. Международная Организация Труда, 2011. Квалифицированная рабочая сила

- основа интенсивного, устойчивого и сбалансированного экономического ро-

ста. Сколково. [Электронный ресурс]. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/ documents/research/sedec/g20.pdf ( дата обращения: 29.07.2017 ). 10. PricewaterhouseCoopers "Global Innovation 1000: Proven Paths to Innovation Success: Ten Years of Research Reveal the Best R&D Strategies for the Decade Ahead", 2014

REFERENCES:

Perspektivy razvitiya ekonomiki [Prospects for economic development] (2016). MVF. (in Russian).

Gokhberg, L., Kitova G., Roud, V. (2014). Nalogovye stimuly dlya NIOKR i innovatsiy: spros i effekty [Tax Incentives for R&D and Innovation: Demand vs. Effects]. Forsayt-Rossiya. (8(3)). 18-41. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.