DOI: 10.15293/1813-4718.1903.08 УДК 378.1
Маркеев Александр Иванович
Кандидат юридических наук, доцент, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected], ORCID 0000-0002-0572-7159, Новосибирск
Цукерблат Дмитрий Миронович
Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН; доцент, Новосибирский государственный университет экономики и управления, [email protected], ORCID 0000-0003-3177-6816, Новосибирск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические подходы модернизации образовательной системы подготовки кадров. Статья посвящена изложению различных аспектов реализации компетентностного подхода в системе высшего образования в условиях рыночной экономики. Рассмотрены сущность и особенности оптимизации компетентностного подхода в вузе.
Цель статьи - проанализировать педагогический инструментарий формирования компетенций будущего специалиста в условиях нестабильности рынка труда, обсудить практическую сторону совершенствования образовательной деятельности.
На основе методов анализа, систематизации, исследования феноменов, рассуждения рассмотрены пути поиска создания адекватной вызовам времени научно-образовательной системы страны. Представлен общий подход к новым моделям деятельности российских вузов. Определены основные преимущества, инструменты и формы реализации образовательных программ в системе высшего образования в России, а также были выявлены наиболее перспективные формы подготовки будущего специалиста при подготовке в вузе в условиях требований современного рынка.
В заключении выдвинуто предположение о том, что ключевым условием приобретения необходимых компетенций будущих специалистов является эффективное взаимодействие образования, общества, бизнеса и рынка труда. Активная работа по использованию педагогического инструментария совершенствования компетенций будущего специалиста должна позволить обеспечить качественное устойчивое функционирование университета как интеллектуально-публичного лидера, определяющего основные направления устойчивого развития экономики в пространстве региона.
Ключевые слова: подготовка кадров, рынок труда, научно-образовательная система, реформирование, предпринимательский университет, доступность информации, сетевая коммуникация, педагогический инструментарий.
Введение в проблему. Вопросы модернизации образовательной системы подготовки кадров обсуждаются на многих площадках, но пока мнения и идеи не обрели практическую ипостась с позиций регионального развития. Это обусловлено рядом факторов. Прежде всего, несогласованностью находящихся в разных плоскостях уровней управления в формировании
внутренней и внешней политики учебных заведений. Конкретно в Новосибирской области общеобразовательные школы, учреждения среднего профобразования находятся в ведении местной власти. А регламентация, контроль и финансирование системы высшего образования - на 95 % в федеральном подчинении. Как в этих условиях формируется спрос на образование?
Таблица
Спрос на образование
Заказчик Основание Интересы
Государство Национальная система квалификаций Формируются количеством бюджетных мест
Общество Выбор родителей и абитуриентов Формируются личным видением перспективности
Работодатели Профильное образование Формируются потребностями конкретного бизнеса
Понятно, что традиционно основным заказчиком является государство, формируя спрос количеством бюджетных мест, контрольными цифрами приема. Вторым в этом перечне числится общество - не столько сами выпускники, сколько их родители, выбирающие, кем их дети хотят быть, выбирающие для них вуз, программы сообразно своему видению и оплачивающие этот выбор, в том числе личными деньгами. Третий, не очень развитый сегмент - работодатели, формирующие спрос на собственно профильное образование, стараются учитывать потребительские интересы и вузы. Однако эффективно «сходятся» интересы упомянутых сторон не всегда.
Негибкими для основы системы прогнозирования являются и государственные образовательные стандарты. С одной стороны, декларируется, что вузы обладают широкой академической свободой. С другой, есть очень много формальных ограничений. Безусловно, интересной новацией является созданный Агентством стратегических инициатив атлас новых профессий [1]. В это русло направлено и прогнозирование. Однако вновь неясности. Например, вопросы, что конкретно является профессией, а что набором компетенций и знаний; как готовить этих новых специалистов [7].
На содержание образования превалирует ретроспективно-неперспективный взгляд, и мало отводится внимания возможному видению профессий будущего. Существует неопределенность миссии и
стратегии вуза в современных условиях. Хотя за рубежом законодателями моды в каких-то направлениях, новациях, теориях, новых подходах являются именно вузы. Новации рождаются в их стенах и только затем уходят во внешнюю среду. У нас, к сожалению, наоборот: что-то рождается во внешней среде, а потом в вузах про это рассказывается. Получается, что вузы не являются инициаторами изменений, а занимают догоняющую позицию и не формируют у студентов перспективного взгляда. Это в том числе и вопрос кадровой политики в отношении вузовского преподавателя.
Постановка задачи. Проблема кадрового голода возникла не сегодня и не вчера. Кроме того, предпосылок к ее скорейшему решению нет, о чем свидетельствует целый ряд факторов. Так, в посткризисный 2018 г. состояние рынка труда характеризуется деформациями и изменениями как по структуре, так и по объемам. Например, в настоящий момент в Новосибирской области (НСО) насчитывается 21 образовательная организация, предоставляющая возможность получения высшего образования, в том числе 14 государственных и муниципальных, а также 7 частных. Численность студентов в 2017/18 учебном году по сравнению с данными за 2012/13 году снизилась с 134,9 тыс. до 100, 9 тыс. человек [9, с. 56]. Это объясняется несколькими причинами: последствиями демографического спада, который отразился на резком уменьшении выпускников школ и профессио-
нальных образовательных организаций, а также результатами сокращения бюджетных мест и бюджетного финансирования.
Между тем, более половины российских компаний испытывают кадровый голод, специфика которого не просто восполнить существующие потери, но и получить высокотехнологичных специалистов, способных принимать стратегические решения и нести за них ответственность. Поэтому необходимо понимать, что кризис на рынке труда - производная от общей экономической ситуации в стране. Как правило, рынок труда имеет отложенную реакцию: все, что происходит в экономике сегодня, найдет свое отражение в реальности трудоустройства через несколько лет.
Доля лихорадки на рынке труда принадлежит и политике нашего государства. Так, согласно национальному проекту «Цифровая экономика», к 2020 г. страна должна занять не ниже восьмого места в рейтинге привлекательности работы для высококвалифицированных специалистов [11]. Эксперты «Сколково» проанализировали профессии, которые будут востребованы уже в ближайшее время, а также те, которым предстоит вовсе исчезнуть. В числе последних водители такси, продавцы и менеджеры торговых залов [12].
Еще один фактор нестабильности рынка труда: если раньше новая профессия появлялась раз в 20 лет, то сейчас этот срок сократился до пяти. Но и это не предел: эксперты прогнозируют появление одной профессии ежегодно. Все эти обстоятельства работают на то, чтобы усложнить решение проблемы кадрового голода. Ориентироваться же во имя новой экономики на потребности экономики нынешней бессмысленно. Это всегда будет завтрашний день. Если сформулировать сейчас потребность, а вуз выпустит «под нее» специалистов необходимого уровня только через шесть лет, то возможно, работодателю это будет уже не нужно.
Результаты исследования. Надо смо-
треть на экономику в целом - на федеральные и региональные программы -и реагировать на рынок как снаружи, так и внутри. Если вуз «рыночный», в него идут «хорошие» выпускники. Но чтобы не утратить этого первенства, нужно чувствовать перспективу. Чтобы добиться рыночности внутри вуза, преподавателям необходимо быть, в первую очередь, исследователями. И государство уделяет переподготовке преподавателей немалое внимание, увеличивая во имя этого нового соответствующее количество бюджетных мест.
Взгляд на практическую сторону подготовки будущего специалиста сводится к тому, чтобы диплом становился старта-пом для выпускника. Однако далеко не все студенты смогут выйти к концу обучения на такой уровень. Делать это параллельно с обучением сложно. В то же время дипломные работы не должны быть оторваны от жизни, а касаться конкретного бизнеса. Надо искать для этого партнеров. Если идет борьба за кадры, а в 1Т-отрасли она идет, то необходимо сделать все, чтобы специалист на выходе имел как можно более реалистичные знания.
Подготовка людей будущих профессий неизбежно столкнется с тем, что нужно будет организовывать рабочую практику по конкретным программам. И в этом многое зависит даже не от конкретного вуза, а от тех ограничений, которые создают наши ведомства, регулирующие систему образования. В этой связи был использован хороший опыт прошлого - взаимодействие практиков и теоретиков. По мнению Е. В. Полицинской, В. Н. Куровского, «одной из современных эффективных образовательных технологий является технология развития сетевого партнерства "вуз-предприятие". Ее роль в процессе формирования конкурентоспособного выпускника вуза состоит не столько в закреплении у обучаемых приобретенных компетенций, сколько в развитии взаимодействия с предприятиями, что позволяет
высшему учебному заведению владеть сложившейся ситуацией на рынке труда и знать о современных потребностях и требованиях работодателей» [10]. У вузов должны быть партнерские отношения с базовыми предприятиями, с которыми выстроены долгосрочные программы сотрудничества. В том числе это можно сделать через целевую контрактную подготовку. Однако взять «с рынка» деньги на целевое обучение сегодня практически невозможно: для этого на одного человека потребуется затратить около 200 тыс. рублей в год. Это значит, что компания должна заплатить вузу за все годы обучения 800 тысяч рублей, а целевой студент вполне может в нее не вернуться. Позволить себе такую подготовку кадров может только крупный заказчик. А таковые уже имеют свои корпоративные университеты или курсы. Им проще взять молодого специалиста - выпускника вуза - и «поднатаскать» его, потратив на это 20-30 тыс., и даже обеспечить стажировку в столичных вузах .
Но везде ли есть подобные адаптационные программы? Конечно, нет. Бизнес не готов к таким затратам. Гораздо чаще применяется практика внедрения в процесс студента-третьекурсника, который работает в компании до окончания учебы и, как правило, в ней и остается и даже вырастает затем до топ-менеджера, которому, возможно, уверенное в нем предприятие и оплатит МВА-образование. Такая практика существует. Но, опять же, не повсеместно.
С переходом в постиндустриальное общество внимание к проблемам образования, высшего в частности, существенно возросло. Сегодня национальные системы образования являются объектом реформирования во многих странах мира. И причин тому несколько. Во-первых, все понимают, что конкурентоспособность экономики все больше определяется качеством человеческого капитала. Экстенсивные пути повы-
шения эффективности экономик практически исчерпаны, а в основе интенсивных лежат новые знания и технологии. И государство должно задуматься о том, как в частности высшее образование может обеспечить появление новых знаний. Еще один фактор перемен связан с тем, что необходимость постоянного обучения становится массовой как в связи с увеличением средней продолжительности жизни, так и стремительным устареванием знаний. Сегодня, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, нужно постоянно обучаться, приобретать новые навыки, повышать квалификацию.
Мы являемся свидетелями технологического прорыва, который ведет к глобализации образования и, как следствие, повышению конкуренции между странами, территориями и отдельными субъектами образовательной сферы [13]. Если традиционно университеты были достаточно закрытыми системами, то с внедрением новых технологий границы стираются. Международные компании будут составлять более активную конкуренцию национальным образовательным рынкам. Уже сейчас свободно можно получить доступ к лекциям и методическим материалам от лучших университетов мира, а внедрение качественного автоматического перевода в ближайшие 5-10 лет создаст новый мощный импульс развитию этого рынка.
Очевидно, что в этих условиях национальные правительства, регуляторы и сама академическая среда находятся в постоянном поиске адекватной вызовам времени научно-образовательной системы. Создание такой системы требует ответа на вопросы, какие университеты нужны, чем они должны заниматься, какие решать задачи. При этом важно понимать, что сами вузы по своим приоритетам, характеристикам, роли и историческим предпосылкам составляют далеко неоднородную среду, и применять к ним единые нормативные шаблоны противоестественно.
Прежнее Министерство образования и науки РФ выстраивало систему образования через иерархию вузов: сначала появились федеральные и национальные исследовательские вузы, два года назад -опорные, число которых должно было вырасти до 80 к концу 2018 г. [8]. В особом статусе находятся МГУ и СПбГУ имеющие прямое финансирование из федерального бюджета. С позиции направлений деятельности сейчас модно говорить о моделях университетов, обозначая их как «версии»: 1.0, 2.0, 3.0, 4.0... Университет 1.0 - университет, осуществляющий только образовательную деятельность, 2.0 (модель Гумбольдта) совмещает ее с наукой, 3.0 - с инновациями и предпринимательством.
Концепция университета 3.0 пришла из западных стран, прежде всего США, где университеты стимулируют создание своими профессорами и выпускниками бизнес-компаний, а также становятся их соучредителями, что приносит дополнительное финансирование [14]. Университет 4.0 называют «университетом будущего», он должен быть ориентирован на принципиально новые идеи, разработки, технологии. Как видим, с развитием университетов их функционал и направления деятельности постоянно расширяются, вместе с этим повышается их значимость как с точки зрения развития отдельных отраслей и территорий, так и социально-экономического развития государства в целом.
В академической среде с конца прошлого века активно обсуждается модель «предпринимательского университета», которая не имеет пока общепринятого определения, но вполне вписывается в концепцию университета 3.0. Чем характеризуется предпринимательский университет? Наиболее распространенное заблуждение состоит в том, что предпринимательский университет готовит предпринимателей. Конечно, идея университета такого типа более универсальна. В связи с этим пред-
ставляет интерес предложение М. И. Ал-дошиной по совершенствованию образовательной деятельности в образовательном процессе современного университета, способствующее формированию предпринимательских компетенций обучающихся как основы предпринимательских отношений [2].
Определение предпринимательства как деятельности, направленной на поиски возможностей за пределами имеющихся ресурсов. В этом смысле предпринимательское мышление может и должно быть не только у бизнесменов, но и у наемных менеджеров, специалистов, чиновников, общественных деятелей. Университет, выбравший эту модель развития, должен давать соответствующие знания и развивать предпринимательские навыки, в том числе так называемые «мягкие навыки» (soft skills): учить принимать решения, оценивать риски и нести ответственность, развивать креативность, уметь собирать команду, выстраивать коммуникации с внутренней и внешней средой и так далее. Такой вуз должен обеспечить создание экосистемы предпринимательства как вокруг вуза, так и внутри него. Экосистема - это не только инфраструктура, которая позволит сотрудникам и студентам развивать предпринимательские навыки, реализовывать коммерческие и некоммерческие проекты, но и кадры (а значит, у вуза должна быть соответствующая кадровая политика), и специальные форматы и технологии работы, и поток событий, который вуз организует и в которых целевым образом участвует. Предпринимательские вузы должны также обеспечивать связь предпринимательства с образованием и наукой.
Бизнес же должен становиться более инновационным, основанным на знаниях, новых технологиях, собственных разработках, а не перепродаже чужих. Чтобы такой бизнес появлялся, нужны соответствующие кадры. Поэтому учредитель в лице Министерства науки и высшего образова-
ния РФ через систему отчетности, мониторинга, различных целевых показателей подталкивает вузы к реализации модели университета 3.0. Государство смотрит на успешный опыт зарубежных стран и пытается повторить его в наших условиях. Но нужно понимать: западные страны прошли эволюцию от университета 1.0 к 2.0 и далее к 3.0 естественным образом и за столетия, мы же пытаемся напрямую из университета 1.0 перескочить сразу на третью ступень.
В СССР академическая наука развивалась далеко не во всех вузах, ее перемещение из структур Академии наук в университетские стены - тренд последних 10-15 лет. Поэтому принципиальная смена модели деятельности российских вузов встречает серьезное ограничение в виде идеологической, организационной и ресурсной неготовности как внутренней, так и внешней среды. Переход к новым моделям развития университетов, безусловно, необходим, но он требует соответствующего времени и учитывающих российскую специфику подходов, исключающих прямое копирование зарубежных аналогов.
Вузы участвуют в таком бизнес-процессе как подготовка человеческого капитала. Где взять уверенность, что, например, бухгалтер, которого сегодня обучают, будет востребован через пять лет подготовки? Чтобы ее приобрести, высшей школе жизненно необходимо сделать несколько важных шагов. Сегодня много говорится о практико-ориентированном обучении, нацеленном на развитие навыков. Однако не следует уходить исключительно в подготовку ремесленников. Наша задача - создать такую креативную среду, в которой студенты научатся продуцировать собственные знания и научный продукт. Необходимо научить их учиться.
Напрашивается вывод о целесообразности «выхода из аудитории» и геймифи-кация образовательного процесса, в основе которого лежит понимание, что занятие -
это не просто четыре стены: вкладывать информацию в головы студентов нужно всеми доступными способами. В частности адаптацию студентов к качественной информации можно достичь при помощи их ознакомления с печатными изданиями, с существующими электронными библиотеками, учебными и научными сайтами, справочными правовыми системами. Для этого современные преподаватели должны формулировать задания таким образом, чтобы студент был вынужден использовать представительный источник электронной информации или печатный ресурс. Обращение к первоисточнику, книгам, журналам, газетным статьям формирует у студента необходимые компетенции и позволяет в будущем различать достоверную и недостоверную информацию.
Готовность к самообразовательной деятельности является не только характеристикой личностных качеств, но и образовательной системой, развивающейся под педагогическим воздействием, отражающим меру сформированности некоторых характеристик личности, способствующих дальнейшему профессиональному росту.
Уровень сформированности умения применять полученные знания является важной составляющей процесса профессиональной подготовки выпускников. Так, компания по найму работников HeadHunter публикует в Интернет свои исследования рейтинга выпускников московских вузов, указывая критерием трудоустройство у работодателей. Мало получить диплом, следует найти престижную и высокооплачиваемую работу. Работодатели чаще всего приглашают выпускников из определенных вузов, предлагая им повышенное содержание.
В 2017 г. Г. Греф заявил, что, по его мнению, в наше время не нужны математические школы. Но ученики и преподаватели новосибирского Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета (СУНЦ
НГУ) с ним вряд ли согласятся. В 2018 г. школа заняла третье место из трехсот в рейтинге выпускников, поступивших в ведущие вузы России. В школе обучается 500 школьников. В рейтинге лучших школ России по конкурентоспособности выпускников СУНЦ НГУ занял 11 место из ста, в рейтинге лучших школ России по укрупненному направлению подготовки «Технические, естественно-научные направления и точные науки». Однако правительство второй год не финансирует интернатное содержание школьников, что затрудняет доступ талантливым детям к обучению в школе. Большой проблемой называют необходимость пересмотра программы обучения школьников каждые пять лет в сторону ослабления. Причина в том, что дети пытаются запомнить материал, а не понять [5].
В октябре 2018 г. в рамках трека «Цифровой университет» заведующий лабораторией компьютерных средств обучения института дистанционного образования Томского государственного университета (ТГУ) А. Фещенко представил новый подход к поиску талантливых абитуриентов. Проблема, актуальная для всех вузов мира, решается посредством анализа больших данных, собранных в социальных сетях. Лингвисты, философы и 1Т-специалисты ТГУ создали программу для анализа открытых пользовательских данных выпускников школ в «Вконтакте». Она анализирует «цифровой след» - подписки на тематические сообщества, определяет черты личности и интересы человека, предсказывает его когнитивные способности. После того как университет находит «своего» абитуриента в соцсетях, с ним связываются сотрудники рекрутинговой службы, рассказывают об университете, факультетах и специальностях. Новый инструмент, созданный в ТГУ, можно использовать для поиска талантливых абитуриентов или творческих, интеллектуальных и высоко мотивированных людей для работы в
сфере предпринимательства, управления и креативных технологий [3].
Очевидна необходимость развития и системы дополнительного образования с учетом того, что появляются абитуриенты «серебряного возраста» - люди, которые уже состоялись в жизни, но желают потратить свою энергию и деньги на саморазвитие. При реализации задач непрерывного образования «важно помнить, что на эффективность и результативность профессиональной деятельности определяющее влияние оказывает "humah factor" - человеческий фактор, а точнее внутренняя субъектная позиция человека по отношению к себе» [4]. Довольно остро сегодня стоит вопрос смены методологии преподавания фундаментальных дисциплин: зачастую складывается впечатление, что преподают историю изучаемых дисциплин, а не ее реальное состояние и перспективы развития. А между тем современные вузы рассматриваются в качестве драйверов развития регионов. Их цель - стать центрами подготовки кадров для инновационного, технологического и социального развития. Ключевым условием приобретения необходимых компетенций будущих специалистов является эффективное взаимодействие образования, общества, бизнеса и рынка труда.
Можно согласиться с мнением ученых о том, что такое взаимодействие в процессе подготовки кадров обеспечит формирование у выпускников вуза «ориентированности на инновационное обновление в отрасли, высокий уровень профессионализма, способность прогнозировать изменение производства, разрабатывать высокий уровень творческого мышления и социальной приспособленности» [6]. Возможно, современные образовательные технологии формирования конкурентноспособного выпускника вуза как важной компоненты политики модернизации системы образования обеспечат появление на рынке труда молодых, профессионально подготовленных специалистов.
Библиографический список
1. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. - URL: http://www. skolkovo.ru/public/media/documents/research/ sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения: 28.04.2019).
2. Алдошина М. И. Непрерывность как условие формирования предпринимательских компетенций в университетском образовании // Инновации в образовании. - 2018. - № 9. -С. 5-16.
3. В ТГУ выявили, какие группы «Вкон-такте» нравятся одаренным школьникам [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tsu. ra/news/v-tgu-vyyavili-kakie-grappy-vkontakte-nravyatsya-o/?sphrase_id=196980 (дата обращения: 28.04.2019).
4. Ильясов Д. Ф., Скрипова Н. Е., Девято-ва И. Е. Формирование профессиональной субъектности педагога в системе корпоративного обучения образовательной организации // Сибирский педагогический журнал. - 2018. -№ 4. - С. 51-58.
5. Как живет старейшая физико-математическая школа-интернат России. И почему приходится бороться за деньги и программу [Электронный ресурс]. - URL: https://mel.fm/ shkoly-rossii/9361842-sunc_novosibirsk (дата обращения: 28.04.2019).
6. КалугинаЮ. Н., ЗуйковаМ. А. Готовность к профессиональному самообразованию студентов вуза // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. -№ 3. - С. 111-114.
7. Лабзина П. Г., Москвина А. В. Развитие
креативных способностей студентов в информационно-исследовательской среде вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9, № 1. - С. 60-71.
8. Министерство науки и высшего образования РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 28.04.2019).
9. Новосибирская область в цифрах 2017: статистический ежегодник // Территориальный орган ФСГС по Новосибирской области. - Новосибирск, 2018. - 134 с.
10. Пояицинская Е. В., Куровский В. Н. Современные образовательные технологии формирования конкурентноспособного выпускника вуза // Вестник педагогических инноваций. - 2018. - № 3. - С. 21-28.
11. Цифровая экономика Российской Федерации программа: распор. Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. // Собр. законодательства РФ. - 2017. - № 32. - Ст. 538.
12. Эксперты «Сколково» [Электронный ресурс]. - URL: http://sk.ru/net/participants/p/ index.aspx (дата обращения: 28.04.2019).
13. The Global Innovation Index 2016: Winning with global innovation / eds. S. Dutta, B. Lanvin, S. WunschVincent. - Ithaca; Fontainebleau; Geneva: Cornell University: INSEAD: WIPO, 2016.
14. Lane J. E. Higher education system 3.0: Adding value to states and institutions // In: Higher education system 3.0: Harnessing systemness, delivering performance / eds. J. E. Lane, D. B. Johnstone. Albany; N.Y.: SUNY Press, 2013. - P. 3-26.
Поступила в редакцию 20.04.2019
Markeev Alexandr Ivanovich
Cand. Sci. (Law), Assoc. Prof. of Siberian Institute of Management - branch of Ranepa, [email protected], ORCID 0000-0002-0572-7159, Novosibirsk
Tsukerblat Dmitry Mironovich
Cand. Sci. (Pedagog.), Leading Researcher of the State Public Scientific and Technical Library of SB RAS, Assoc. Prof. of the Novosibirsk State University of Economics and Management, [email protected], ORCID 0000-0003-3177-6816, Novosibirsk
TEACHING TOOLKIT DEVELOPMENT COMPETENCIES OF THE FUTURE SPECIALIST
Abstract. The article deals with pedagogical approaches to the modernization of the educational system of training. The article is devoted to the presentation of the various aspects of the implementation of the competence approach in the higher education system in the conditions of market economy. The essence and features of optimization of the competence approach in high school are considered.
The purpose of the article is to analyze the pedagogical tools for the formation of competencies of the future specialist in the conditions of instability of the labor market, to discuss the practical side of improving educational activities.
On the basis of methods of analysis, systematization, research of phenomena, reasoning the ways of search for the creation of an adequate time challenges of the scientific and educational system of the country are considered. A General approach to the new models of Russian universities is presented. The main advantages, tools and forms of implementation of educational programs in the system of higher education in Russia were identified, as well as the most promising forms of training of future specialists in training at the University in the conditions of the requirements of the modern market.
In conclusion, it is suggested that the key condition for the acquisition of the necessary competencies of future specialists is the effective interaction of education, society, business and the labor market. Active work on the use of pedagogical tools to improve the competencies of the future specialist should allow high-quality sustainable functioning of the University as an intellectual and public leader, which determines the main directions of sustainable economic development in the region.
In conclusion, it is suggested that the key condition for the acquisition of the necessary competencies of future specialists is the effective interaction of education, society, business and the labor market. Active work on the use of pedagogical tools to improve the competencies of the future specialist should allow high-quality sustainable functioning of the University as an intellectual and public leader, which determines the main directions of sustainable economic development in the region.
Keywords: training, labor market, scientific and educational system, reforming, entrepreneurial University, information availability, network communication, pedagogical tools.
References
1. Agency for strategic initiatives [online]. Available at: http://www.skolkovo.ru/public/ media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_ SEDeC_Atlas.pdf free (accessed: 28.04.2019). (In Russ.)
2. Aldoshina, M. I., 2018. Continuity as a condition of formation of entrepreneurial competences
in University education. Innovations in education, No. 9, pp. 5-16. (In Russ.)
3. The TSU has identified which groups of "Vkontakte" like a gifted school-Kam [online]. Available at: http://www.tsu.ru/news/v-tgu-vyyavi-li-kakie-gruppy-vkontakte-nravyatsya-o/?sphrase_ id=196980 free (accessed: 28.04.2019). (In Russ.)
4. Ilyasov, D. F. Skripova, N. E., Devyato-va, I. E., 2018. Formation of professional subjectivity of the teacher in the system of corporate training of the educational organization. Siberian Pedagogical Journal, No. 4, pp. 51. (In Russ., abstract in Eng.)
5. How does the oldest physics and mathematics boarding school in Russia live? And why you have to fight for money and the program [online]. Available at: https://mel.fm/shkoly-rossii/9361842-sunc_novosibirsk free (accessed: 28.04.2019). (In Russ.)
6. Kalugina, Yu. N., Zuikova, M. A., 2013. Readiness for professional self-education of University students. Humanities, Socio-economic and Social Sciences, No. 3, pp. 111-114. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Labzina, P. G., Moskvina, A. V., 2017. Development of creative abilities of students in the information research environment of the University. Modern higher school: innovative aspect, Vol. 9, No. 1, pp. 60-71. (In Russ.)
8. Ministry of science and higher education [online]. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/, free (accessed: 28.04.2019). (In Russ.)
9. Novosibirsk region in figures 2017: statisti-
cal Yearbook, 2018. Territorial body of the FSGS for the Novosibirsk region. Novosibirsk, 134 p. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Policansky, E. V., Kurowski, V. N., 2018. Modern educational technologies of formation of competitive graduates of high school. Journal of Pedagogical Innovations, No. 3, pp. 21-28. (In Russ., abstract in Eng.)
11. The digital economy of the Russian Federation. The spacers. Government of the Russian Federation from July 28, 2017 № 1632-p, 2017. Collection of legislation of the Russian Federation. No. 32, pp. 538. (In Russ.)
12. SKOLKOVO Experts [online]. Available at: http://sk.ru/net/participants/p/index.aspx free (accessed: 28.04.2019). (In Russ.)
13. Dutta, S., Lanvin, B., WunschVincent, S., 2016, eds. The Global Innovation Index 2016: Winning with global innovation. Ithaca; Fontainebleau; Geneva: Cornell University Publ.: INSEAD Publ.: WIPO Publ. (In Eng.)
14. Lane, J. E., 2013. Higher education system 3.0: Adding value to states and institutions. In: Higher education system 3.0: Harnessing system-ness, delivering performance. Albany; N.Y.: SUNY Press Publ., pp. 3-26. (In Eng.)
Submitted 20.04.2019