Научная статья на тему 'Формирование сети национальных исследовательских университетов как масштабная институциональная инновация в структуре высшей школы России'

Формирование сети национальных исследовательских университетов как масштабная институциональная инновация в структуре высшей школы России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПРОГРАММЫ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СЕРТИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / EDUCATIONAL STANDARDS AND PROGRAMS / DIVERSIFICATION / QUALITY MANAGEMENT / EXPERTS CERTIFICATION / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / NETWORKING / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHI PS / STRATEGIC DEVELOPMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аржанова Ирина Вадимовна, Жураковский Василий Максимилианович, Воров Андрей Борисович

В статье рассматривается вопросы современного состояния российского высшего образования, обсуждаются примеры инновационных преобразований в национальных исследовательских университетах (НИУ) в части совершенствования содержания образовательных программ и образовательных технологий, научно-инновационной деятельности,управления качеством,институционального развития,стратегических партнерств с реальным производством. Перечислены основные проблемы развития сети национальных исследовательских университетов, связанные с: недостаточной публикационной активностью авторов в изданиях, индексированных зарубежными организациями; отсутствием открытого доступа к учебно-методическим разработкам университетов; недостаточной активностью университетов в подготовке научно-педагогических кадров и в межвузовском взаимодействии. Сформулированы рекомендации для отечественных вузов, реализация которых позволит обеспечить инновационность и современный уровень высшего образования. В частности, отмечается необходимость вовлечения студентов, аспирантов и научно-педагогических работников в активную научно-исследовательскую и реальную инновационную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аржанова Ирина Вадимовна, Жураковский Василий Максимилианович, Воров Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network of national research universities formation as large institutional innovation in the structure of higher education in Russia

This article discusses the current state of Russian higher education, examples of innovative transformations in national research universities (NRU) with regards to improvement of the educational programs content and educational technologies, scientific innovation activities,quality management,institutional development and strategic partnershi p with the manufacturing sector. Are the main problems of the development of a chain of national research universities associated with: lack of publication activity of authors in publications indexed foreign organizations; the lack of open access to educational development of the universities; insufficient activity of universities in the preparation of scientific-pedagogical personnel and inter-university cooperation. Formulated recommendations for national universities the implementation of which will allow to ensure innovation and the current level of higher education. In particular, the necessity of involvement of students, postgraduate students and scientific-pedagogical staff in active research and real innovation.

Текст научной работы на тему «Формирование сети национальных исследовательских университетов как масштабная институциональная инновация в структуре высшей школы России»

^ррШРРЯЩ!!

И. В. Аржанова, В. М. Жураковский, А. Б. Воров (формирование сети национальных

исследовательских университетов как масштабная институциональная инновация в структуре высшей школы России

В статье рассматривается вопросы современного состояния российского высшего образования, обсуждаются примеры инновационных преобразований в национальных исследовательских университетах (НИУ) в части совершенствования содержания образовательных программ и образовательных технологий, научно-инновационной деятельности, управления качеством, институционального развития, стратегических партнерств с реальным производством.

Перечислены основные проблемы развития сети национальных исследовательских университетов, связанные с: недостаточной публикационной активностью авторов в изданиях, индексированных зарубежными организациями; отсутствием открытого доступа к учебно-методическим разработкам университетов; недостаточной активностью университетов в подготовке научно-педагогических кадров и в межвузовском взаимодействии.

Сформулированы рекомендации для отечественных вузов, реализация которых позволит обеспечить инновационность и современный уровень высшего образования. В частности, отмечается необходимость вовлечения студентов, аспирантов и научно-педагогических работников в активную научно-исследовательскую и реальную инновационную деятельность.

Ключевые слова: образовательные стандарты и программы, диверсификация, управление качеством, сертификация специалистов, инновационная инфраструктура, сетевое взаимодействие, государственно — частное партнерство, программы стратегического развития

I. V. Arzhanova, V. M. Zhurakovskii, A. B. Vorov

Network of national research universities formation as large institutional innovation in the structure of higher education in Russia

This article discusses the current state of Russian higher education, examples of innovative transformations in national research universities (NRU) with regards to improvement of the educational programs content and educational technologies, scientific innovation activities,quality management,institutiona1 development and strategic partnershi p with the manufacturing sector.

Are the main problems of the development of a chain of national research universities associated with: lack of publication activity of authors in publications indexed foreign organizations; the lack of open access to educational development of the universities; insufficient activity of universities in the preparation of scientific-pedagogical personnel and inter-university cooperation.

Formulated recommendations for national universities the implementation of which will allow to ensure innovation and the current level of higher education. In particular, the necessity of involvement of students, postgraduate students and scientific-pedagogical staff in active research and real innovation.

Keywords: educational standards and programs, diversification, quality management, experts certification, innovative infrastructure, networking, public-private partnerships, strategic development programs

роИемы отечественной высшей v школы, обострившиеся в период

П

перехода к рыночной экономике, кризисного состояния многих отраслей производства и социальной жизни, длительного периода ресурсного обеспечения системы образования по остаточному принципу, не могли не сказаться на качестве массовой подготовки специалистов и научно-инновационном потенциале российских вузов. В результате образовался существенный разрыв между процессом обучения в вузах и адаптацией специалистов к условиям и требованиям современного материального производства и социальной сферы.

В российской образовательной политике начала XXI века и в государственном управлении развитием высшей школы стал реализовываться принцип адресной поддержки различных категорий университетов в форме организационного и ресурсного обеспечения их программ стратегического развития. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» сформирована сеть «ведущих» вузов из национальных, федеральных и национальных исследовательских университетов, которые, наряду с другими отобранными по конкурсу 55-тью вузами, получили существенное бюджетное финансирование программ стратегического развития. Таким образом, в государственном масштабе стала реа-лизовываться системная управленческая инновация, которая в явном виде реализует принцип инвестиционного проектного финансирования программ развития вузов с использованием такого механизма бюджетного планирования и расходования средств как бюджетирование, ориентированное на результат.

Формирование сети национальных исследовательских университетов (НИУ) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1448 начато в рамках пилотного проекта по созданию Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». По результатам конкурсного отбора программ развития университетов в 2009 и 2010 годах Правительством Российской Федерации категория «национальный исследовательский университет» установлена еще для 27 университетов. В результате сформирована сеть из 29-ти НИУ, программы развития которых включают в себя меры по преобразованию институциональной структуры, развитию кадрового потенциала, совершенствованию финансового менеджмента, активизации международного сотрудничества. Безусловно, центральное место в программах развития занимают меры по совершенствованию и интеграции образовательного процесса и на-¡»чно-инновационной деятельности [1].

В НИУ происходит существенная диверсификация содержания, организации и технологий

0бра1ш!ния,коТВрай спосвбвТвуюТ^1К1ДеМ'Ич1|1 ские свободы, предоставляемые ФГОС ВПО, а также законодательно закрепленное право ДлЯ десятков ведущих университетов работать по! самостоятельно устанавливаемым образователаЯ ным стандартам (СУОС). Всего за 2009 — 2013 годы разработано 388 СУОС: 198 — для бакалавриата, 145 — для магистратуры и 45 — для специалитета, опыт разработки и реализации которых позволяет осуществлять целый комплекс инновационных методических решений на основе повышенных требований к подготовке выпускников с использования следующих мер:

• изменение состава и количества компетенций выпускников и согласования компетенций выпускников с международными требованиями к результатам обучения (learning outcomes), например, со стандартами Всемирной инициативы CDIO (Conceive, Design, Implement, Operate);

• введение модульно-деятельностных принципов построения образовательных программ и конкретизация результатов обучения на диагностируемых уровнях освоения знаний, умений и владений, в том числе усиление роли креативных (творческих, аналитических, исследовательских, проектных) и общекультурных компетенций выпускников;

• вариативность траекторий обучения на основе увеличения числа дисциплин по выбору и совокупности практик, увеличение объема и эффективности языковой, управленческой, исследовательской и проектной подготовки;

• изменение соотношения теоретического и практического обучения (базовой и профильной, образовательной и исследовательской составляющих), установление специальных требований к обучающимся и выпускникам: публикации, изобретения, реальные разработки, сертификаты и т.п.

• повышение требований к преподавательскому корпусу, установление норм привлечения ведущих ученых и специалистов, в том числе зарубежных, использование академической и профессиональной мобильности на основе реализации совместных и сетевых образовательных программ;

• установление специальных требований к оснащению научно-образовательного процесса современным учебным и научно-технологическим оборудованием и использованию современных образовательных технологий, включая массовые открытые онлайн-курсы (MOOC);

• другие методические новации, которые представляются актуальными для развития университета в соответствии с реальными потребностями рынка труда.

Системная работа по разработке собственных инновационных образовательных стандартов и программ проведена в Национальном! исследовательском Томском политехническом! университете (НИ ТПУ) на основе глуб@к.оцо

яналиЗа^треобваНяи щИВВЩЪ йроизввдства и международных стандартов инженерного образования [2]. При проектировании, реализации и обеспечении качества базового инженерного образования университет руководствуется международными рекомендациями CDIO Standards, обеспечивающими комплексный подход к подготовке «высококлассных специалистов», способных вести инженерную деятельность на всех этапах жизненного цикла технической и технологической продукции.

Комплексная нормативная база для введения СУОС разработана в Московском авиационном институте, на ее основе утверждены стандарты бакалавриата, магистратуры и специалитета, которые предусматривают повышенные требования к условиям реализации образовательных программ в части увеличенного удельного веса занятий, проводимых в интерактивных формах, возможности внедрения индивидуальных образовательных программ, специальные требования к проведению лабораторных практикумов, практик, курсового и дипломного проектирования. При разработке и реализации СУОС используется оригинальная методика форми-¡рования структурированных, «измеримых» компетенций и результатов обучения, усложненные требования к рабочим программам дисциплин, практик и итоговой аттестации, обязательное внедрение проблемного обучения на базе созданных учебно-проблемных лабораторий и введение междисциплинарных курсов.

Взаимодействие с партнерами и потребителями выпускников потребовало от университетов нового подхода к анализу запросов регионов и отраслей в подготовке кадров для решения приоритетных задач социально-экономического и технологического развития с учетом современного состояния и тенденций формирования потребностей в трудовых ресурсах для перспективных промышленных кластеров и социальной сферы. Кроме СУОС в рамках утвержденных направлений подготовки, в НИУ впервые разработаны образовательные стандарты по новым направлениям, учитывающие перспективные потребности реальной экономики, например, «Организация и управление наукоемкими производствами (по отраслям)» «Экономика инно-ватики», «Инженерия наукоемких химических производств», «Суперкомпьютерное моделирование», «Медиакоммуникации», «Рискогенные системы» и др.

Примером органической связи с реальной экономикой может служить образовательная деятельность Казанского национального исследовательского технологический универси-кета (КНИТУ), который стал головным вузом в республиканском образовательном кластере ■Нефтехимия и нефтепереработка", который ЕоЦан на базе университета. В соответствии с кластерным подходом университетом разрабо-

'таныСйвмествететопряжёнйые учеоныетолгшы, которые обеспечивают многоуровневую непрерывную профессиональную подготовку кадров для нефтегазодобывающего и нефтегазохимиче-ского комплекса России и региона. По заказам предприятий ведется подготовка специалистов по индивидуальным программам с учетом специфики предприятий, мирового технического опыта и современных технологий опережающего обучения [3]. Заслуживает внимания и распространения инициатива РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина по созданию совместно с работодателями профессиональных стандартов по всей технологической цепочке нефтегазового производства: от поисков и разведки месторождений углеводородов до хранения нефти, газа и нефтепродуктов, организации систем нефтепро-дуктообеспечения и газоснабжения. На основе этих стандартов составлены компетентностью модели специалистов и реализованы меры по модификации основных профессиональных образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования [4].

Значительная работа проводится национальными исследовательскими университетами по развитию систем дополнительного профессионального образования. Только в 2013 году число специалистов, прошедших повышение квалификации и переподготовку на базе НИУ, составило 114 896 человек, из них 12 249 человек или 10,7% прошли профессиональную переподготовку по программам продолжительностью более 500 часов. Например, РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина является одним из лидеров по реализации 500 и 1000 - часовых программ дополнительного профессионального образования, которые направлены на формирование необходимых профессиональных компетенций у выпускников — бакалавров техники и технологии и специалистов нефтегазовой отрасли. Заслуживает внимания опыт Томского государственного университета (ТГУ) по созданию системы дистанционного образования и разработке модели сетевого взаимодействия по реализации дополнительных образовательных программ с использованием интерактивных дистанционных образовательных технологий, которая может быть распространена на всю систему образования России.

В области дополнительного профессионального образования широко реализуются программы по повышению квалификации специалистов реального бизнеса в области инновационного предпринимательства и технологического менеджмента. Системная организация этой работы ведется специально созданными в университетах образовательными структурами, например, Институтом инженерного предпринимательства НИ ТПУ, Институтом дистанционного образования и Высшей школой бизнеса ТГУ, Региональной школой инновационного менеджмента

и ргиощррымярринг -'щенТрОм Ирку^Ркого грсударственного технического университета, факультетом инноваций и высоких технологий ¡¡МФТИ, центрами развития предпринимательства Высшей школы экономики и др.

В национальных исследовательских университетах последовательно реализуются мероприятия по совершенствованию управления качеством, причем системы менеджмента качества организационно обеспечены специализированными структурами и нормативной базой. В целом к основным результатам работ по совершенствованию управления качеством в университетах можно отнести:

• создание вузовских стандартов разработки основных образовательных программ, программ дисциплин и модулей на компетентностной основе с кредитно-модульной структурой и оценкой образовательных результатов;

• разработку совместно с работодателями перечня компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность выпускников на рынке труда, и их сертификацию;

• разработку педагогических измерительных материалов, методик тестирования, внешней экспертизы как объективного инструмента контроля качества;

• приведение систем управления качеством в образовательной и научной сферах в соответствие с ISO 9001:2000 и сертификация систем по указанному стандарту, а также принципов Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area;

• внедрение балльно-рейтинговой системы контроля знаний и тестовых технологий оценки качества обучения.

Для системы инженерного образования разработаны критерии и процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, учитывающие требования международных стандартов EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes и IEA Graduate Attributes and Professional Competencies. Совместно с Российским Союзом научных и инженерных организаций реализуются российская и международная системы сертификации профессиональных инженеров с включением в Российский регистр Инженеров АРЕС и Международный APEC Engineer Register, на базе НИ ТПУ создан Центр международной сертификации технического образования и инженерной профессии. Критерии сертификации и регистрации профессиональных инженеров согласованы с используемыми в странах Евросоюза и АТЭС ¡АРЕС).

Общими подходами к информатизации процессов управления университетами в рамках формирования среды «Электронный университет» является использование информационно — программных комплексов для основных про-

цессов образовательной и научной деятельности: проектирования основных образовательных! программ и разработки учебных планов; распределения учебных поручений профессорско-преподавательскому составу и планирования штатного расписания; создания единого банка электронных образовательных ресурсов; учета контингента студентов, текущей и сессионной успеваемости; организации электронного документооборота; учета результатов научной деятельности сотрудников университета, таких как монографии, статьи в рецензируемых изданиях, патенты; обеспечения доступа к российским и международным информационным ресурсам.

В национальных исследовательских университетах реализуются различные программы и проекты по развитию персонала, включающие меры по обеспечению притока на научно-педагогическую работу молодых, творчески активных работников, практикуется предоставление молодым преподавателям научных стипендий и грантов, направление их в приоритетном порядке на стажировки и повышение квалификации в ведущие научно-учебные центры, а также промышленные компании — партнеры. В рамках реализации мероприятий по развитию системы стажировок, повышения квалификации и профессиональной переподготовки персонала в 2013 году в ведущих мировых научных и университетских центрах прошли стажировку 9 052 аспиранта и научно - педагогических работника НИУ, в том числе 2992 человека (33,1%) — за рубежом. Всего за время реализации программ развития в 2009-2013 годах повышение квалификации прошли 34 067 научно-педагогических работников и аспирантов национальных исследовательских университетов. К выполнению исследований по 490 НИР в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, в том числе под руководством ведущих зарубежных ученых, привлечено 2 126 кандидатов наук в возрасте до 35 лет.

За время реализации программ развития доля докторов и кандидатов наук, осуществляющих преподавательскую и научную деятельность в НИУ, возросла с 69,4% в 2009 году до 73,8% в 2013 году, причем доля научно педагогических и инженерно-технических работников в возрасте до 49 лет и составила 51,9% общего числа. Эффективность работы аспирантуры и докторантуры в среднем по сети НИУ составила 42,3%, что почти вдвое превышает средний показатель по вузам страны.

В ходе реализации программ развития в национальных исследовательских университетах значительно укреплена материально-техническая база: комплексно оснащены современным оборудованием лаборатории и ресурсные центры для обеспечения новых образовательных программ и научной работы; введены в эксплу-

атацию новые опытно-технологические и научно-производственные участки для отработки инновационных технологий и коммерциализации наукоемких продуктов. За период реализа-щии программ развития в 2009 — 2013 годах в процентном выражении на приобретение оборудования национальными исследовательскими университетами в среднем было затрачено 77% от всех предоставленных в их распоряжение бюджетных средств — 34 302,7 млн. рублей.

Повышению эффективности использования современного оборудования способствует объединение структурных подразделений в локальные, общеуниверситетские и региональные сети: Объединенный центр коллективного пользования научным и высокотехнологичным оборудованием (Пермский национальный исследовательский политехнический университет ПНИПУ), Центр коллективного пользования уникальным научным оборудованием в области нанотехнологий (МФТИ), Центр компетенции по разработке, внедрению и сопровождению свободного программного обеспечения в рамках Национальной программной платформы (Самарский государственный аэрокосмический университет СГАУ), ресурсные центры (МАИ). В университетах ведется работа по оснащению ЦКП системами удаленного доступа, например, в НИ ТПУ сформирован университетский интегрированный каталог аналитического, измерительного, технологического и общелабораторного оборудования и размещен на сервере вуза с возможностью оформления заявки на его использование заинтересованными лицами и организациями.

Характерной чертой институциональных преобразований в НИУ является создание интегрированных научно-образовательных подразделений, в ряде случаев также выполняющих функции центров коллективного пользования приобретаемым современным оборудованием: Объединенный научно-технологический институт (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет СПбГПУ), Про-ектно-конструкторский институт и Институт социально-гуманитарных технологий (НИ ТПУ); проблемно-ориентированные ЦКП, Центр порошкового материаловедения, ОКБ «Темп», проектный центр «ПНИПУ-Нефтепроект», проектно-исследовательский технологический центр (ПНИПУ), Центр опытно-конструкторских разработок и межкафедральные лаборатории (Южно-Уральский государственный университет ЮУрГУ) и др.

Для оказания услуг промышленности с привлечением высококвалифицированных специалистов и инновационных научно-исследовательских разработок в университетах начато формирование инжиниринговых центров, на-ВШйер, «Ядерные и радиационные технологии» (НИ ТИШ Инжиниринговый центр волокон-

ной "•оптики (МЯрдр11йий|1Р1ю верситет им. Н.П. Огарева), Инжиниринговый научно-образовательный центр «Новые материалы, композиты и нанотехнологии» (МГТУ им. Н.Э. Баумана), «Инжиниринговая компания» (КНИТУ), Инжиниринговый центр инновационных лазерных технологий в машиностроении «КАИ-ЛАЗЕР» (Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева КНИТУ-КАИ) и др.

Национальные исследовательские университеты стали участниками 50% инновационных территориальных кластеров, объединяющих предприятия и организации научно-производственной сферы регионов для получения синергетического эффекта в развитии производств мирового уровня: инновационного территориального кластера Московской области «ФИЗТЕХ-ХХ1» (МФТИ), Камского инновационного территориально-производственного кластера (КНИТУ-КАИ) и др. Необходимо отметить высокую востребованность научно

- инновационного потенциала НИЯУ МИФИ (5 инновационных территориальных кластеров

- Красноярского края, Калужской области, городов Дубна, Саров, Димитровград).

В целях коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в инновационном поясе национальных исследовательских университетов созданы 540 малых инновационных предприятий (МИП) на 3015 рабочих мест, которыми в 2013 году выполнены заказы в обънме 2 млрд. 400,3 млн. рублей. За период 2009 — 2013 годов МИП университетов выполнили заказов на 8 млрд. 233,9 млн. рублей. Необходимо отметить, что объем доходов от реализации научно-технической продукции организаций инновационного пояса национальных исследовательских университетов (производственные подразделения, хозяйственные общества с контрольным пакетом, КБ, инжиниринговые центры и др.) значительно превышают объем продукции малых инновационных предприятий. Общий объем реализации продукции в рамках инновационного пояса вузов в 2013 году составил 28 млрд. 256 млн. рублей.

Значимым результатом преобразований в НИУ является создание или существенное развитие инновационной инфраструктуры: создание инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, конструкторских и технологических бюро, опытных производств, технопарков, малых инновационных предприятий и других структур. Например, в технопарке «Высокие технологии» Белгородского государственного университета НИУ «БелГУ» компактно размещены структуры, обеспечивающие генерацию и продвижение инновационных разработок ученых вуза и наукоемкой продукции МИПов на отечественный и мировой рынки: профильные НИЛ и НОЦ,

информационно-выставочный центр, центр инновационного консалтинга, центр сертификации качества материалов, центр научно-технической информации и прогнозирования, центр конструкционной керамики и инженерного прототипирования, пять малых инновационных предприятий университета. Оригинальным инфраструктурным решением является также созданный МФТИ биофармацевтический кластер «Северный» в виде пояса малых инновационных предприятий и корпоративных лабораторий в области живых систем, в состав которого помимо МФТИ входят фонд «Сколково», Центр Высоких Технологий «ХимРар», компания «Акрихин», ГК «Протек», ФГУП НПЦ «Фармзащита» и др.

Направленность программ развития национальных исследовательских университетов соответствуют задачам реальных сценариев научно-технологического развития страны, территорий, отраслей, высокотехнологичного бизнеса. Научно-инновационная деятельность университетов обеспечила включение потенциала в выполнение федеральных и региональных целевых программ, в выполнение проектов в рамках технологических платформ (ТМ) в кооперации с компаниями, определяющими приоритетное развитие экономики, и участие в программах развития (ПИР) конкретных высокотехнологичных компаний и предприятий.

По Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы в части выполнения исследований коллективами научно-образовательных центров НИУ выполняют более 18% общего количества проектов и за годы реализации программы в исследования вовлечены 9 609 исследователей, в том числе 1 633 доктора и 2 698 кандидатов наук, 2 190 аспирантов и 3 088 студентов.

В числе участников развития технологических платформ наиболее широко представлены НИ ТПУ (24 платформы), МГТУ им. Н.Э. Баумана (23 платформы), НИЯУ МИФИ (15 платформ). В выполнение ПИР госкорпораций активно включились университеты, выполняющие значительные объемы проектов в интересах корпоративного развития: МГТУ им. Н.Э. Баумана (25 компаний - ОАО «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и рр.), МАИ (16 компаний - ГК «Росатом», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Ракетно-космическая корпорация ЦЗнергия» имени С.П.Королева» и др.), НИЯУ ШИФИ (ГК «Росатом», ГК "Ростехнологии", ФГУП «ГКНПЦ имени М.В.Хруничева» и др.)

Национальные исследовательские университеты активно и эффективно участвуют в от-

крытых публичных конкурсах, направленных на государственную поддержку кооперации вузов с реальным бизнесом с целью развития наукоемких производств, стимулирование инновационной деятельности, привлечение к исследованиям ведущих ученых (постановления Правительства РФ от 09.04.2010 г. №№ 218, 219, 220). В частности, 44,3% проектов, поддержанных в рамках постановления Правительства № 218 (развитие кооперации вузов и бизнеса), 26% проектов по постановлению Правительства РФ № 219 (развитие инновационной инфраструктуры) и 49% проектов по постановлению Правительства № 220 (привлечение ведущих ученых) выполняются национальными исследовательскими университетами.

Примером успешности участия в выполнении комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств (постановление Правительства РФ № 218) могут служить результаты разработок МАИ совместно с ОАО «РСК «МиГ» и ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» (разработан моделирующий комплекс со стереоскопической системой визуализации окружающей обстановки для моделирования режимов точного пилотирования, реализован проект по созданию высокотехнологичного производства многофункциональных бортовых радиолокационных систем для различных носителей), а также с ОАО «Конструкторское бюро химав-томатики», ФГУП «Исследовательский центр имени М. В. Келдыша» и специализированной лабораторией 1-го института физики Гессенского университета (Германия) (создана высокотехнологичная производственно-испытательная база для разработки, стендовой отработки и промышленного производства электроракетных двигателей нового поколения — высокочастотных ионных двигателей малой мощности).

Выполнение мероприятий в рамках программ развития в части повышения инновационной активности персонала, совершенствования материально-технической базы и институциональной инфраструктуры, развития стратегического партнерства с реальным бизнесом и социальной сферой позволило существенно повысить инвестиционную привлекательность национальных исследовательских университетов, их научную продуктивность и потенциал международного сотрудничества.

За время реализации программ развития НИУ по сравнению с 2008 годом (до начала реализации программ развития) средний общий доход на один университет возрос с 2 млрд. 031 млн. руб. до 4 млрд. 139 млн. руб. в 2013 году или более чем в 2 раза. При этом доля внебюджетных доходов от образовательной и научной деятельности составила 40,3%.

Средний объем исследований и разработок одного национального исследовательского университета за этот период вырос с 378 млн. ру-

©лейЩо 1 млрд. 134 млн. руолеЙ®ияи в 3 раза, pfc в 2,8 раза превышает достигнутый уровень в рреднем по группе классических и технических университетов страны: 1 млрд. 114 млн. рублей и 402 млн. рублей в год на один вуз соответственно. Наибольший объем НИОКР имеют МГТУ им. Н.Э.Баумана (5 млрд. 284 млн. руб.), НИЯУ МИФИ (2 млрд. 400 млн. руб.) и НИУ ВШЭ (2 млрд.214 млн. руб.). Анализ структуры доходов от НИОКР национальных исследовательских университетов показывает, что обладая значительным научным потенциалом и развитой инновационной инфраструктурой, они успешно конкурируют в конкурсных процедурах и имеют долю бюджетных ресурсов для исследований и разработок порядка 50%.

В 2013 году преподавателями, научными работниками, студентами, аспирантами и докторантами НИУ опубликована 34 021 работа в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирования), причем за время реализации программ развития в 2009-2013 годах количество индексированных публикаций в среднем на один университет возросло почти в 2,2 раза. Наибольшую интегральную публикационную активность в 2013 году (более 2000 публикаций) показали МГТУ им. Н.Э.Баумана, НИ ТПУ, ЮУрГУ, ТГУ, КНИ-ТУ. Коллективами научно-педагогических работников НИУ в 2013 году поставлено на учет в качестве нематериальных активов по приоритетным направлениям развития 1 227 объектов интеллектуальной собственности, за 2009 — 2013 годы — 2947 объектов.

Динамика поступлений в бюджет университетов от международного сотрудничества является косвенным подтверждением признания компетенции российских университетов и результатом их активности в рамках международного сотрудничества. Несмотря на то, что доля дохода от международной деятельности невысока и составила в 2013 году в среднем 2% по всем НИУ, можно констатировать позитивную динамику для сети НИУ в целом с увеличением дохода в 2013 году по сравнению с 2009 годом на 378,6%: 1 млрд. 972 млн. рублей и 412 млн. рублей соответственно. Лидерами по объему доходов от международного сотрудничества являются НИ ТПУ, КНИТУ-КАИ, ПНИПУ, МАИ, РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина и ТГУ.

Национальные исследовательские университеты являются наиболее активной категорией вузов в привлечении ведущих ученых из-за рубежа для выполнения под их руководством исследований в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной Рос-!ии» на 2009-2013 годы. Всего за 2009 - 2012 Юды в НИУ выполнены 163 НИР или 25% от числа всех исследований под руководством приглашенных ученых, в которых непосредственно

участвовали 2 239 человек, в том числе 1 050 докторов и кандидатов наук, 1 189 аспирантов и студентов.

Во всех университетах с целью развития экспорта образовательных услуг проводится работа по расширению информации о вузах для зарубежной аудитории, заключаются договоры и соглашения о сотрудничестве в образовательной сфере с партнерами за рубежом, готовятся и реализуются образовательные программы на иностранных языках, принимаются меры по улучшению бытовых условий и безопасности для иностранных обучающихся. В 2013 году численность обучающихся в НИУ иностранных граждан составляла 15 747 человек (6,9%), за период реализации программ развития в 2009 -2013 годах доля иностранных обучающихся возросла почти в 1,9 раза. Заметно активизирована совместная работа университетов с зарубежными партнерами по разработке образовательных программ и отдельных модулей, циклов лабораторных работ, информационных ресурсов, по международной аккредитации образовательных программ, в том числе в рамках международных договоров и соглашений.

Позиционирование национальных исследовательских университетов в международной системе учреждений высшего профессионального образования достаточно объективно может быть охарактеризовано их положением в глобальных рейтингах. В мировых рейтингах Times — Times Higher Education и ARWU 2013 (Шанхайский рейтинг лучших университетов мира) ни один национальный исследовательский университет не представлен.

В 2013 году в рейтинге QS (Quacquarelli Symonds) 334-е место занимал МГТУ им. Н.Э.Баумана, 352-е — Новосибирский государственный университет, места в группах мест 441-450 занимали МФТИ и СПбГПУ, 501 - 550 -НИУ ВШЭ, в группе мест 551 - 600 - НИ ТПУ и ТГУ, 700+ - Нижегородский государственный университет. В число 15-ти победителей международного конкурса на предоставление государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых образовательных центров (Т0П-5/100) вошли 11 национальных исследовательских университетов, что, безусловно, придаст действенный импульс их дальнейшему развитию как лидеров отечественной высшей школы.

Вместе с тем, в современных условиях относительной самостоятельности вузов, достаточно проработанной нормативно - правовой базы и реальной ресурсной поддержки на государственном уровне можно было бы ожидать более впечатляющей динамики развития российских национальных исследовательских университетов, получающих существенную адресную под-щержк» их программ развития.

проблемами развития сети национальных исследовательских университетов являются:

• Недостаточная активность университетов в использовании права на реализацию образовательных программ в рамках самостоятельно устанавливаемых стандартов по прорывным междисциплинарным направлениям, в том числе выходящим за пределы действующего перечня направлений (специальностей) подготовки.

• Учебно-методические разработки университетов не в полном объеме представлены в открытом доступе на сайтах вузов, как правило, не проходят независимой экспертизы, за исключением случаев добровольного представления образовательных программ на общественно — профессиональную аккредитацию на национальном или международном уровне.

• Качество абитуриентов существенно различается в пределах сети национальных исследовательских университетов: средний балл ЕГЭ по сети НИУ - 73,9; МФТИ - 93,2; НИУ ВШЭ -89,0; менее 70 - СГУ (68,5), КГТУ-КАИ, КНИ-ТУ, МАИ, ПНИПУ, ИрГТУ (61,6).

• Недостаточна активность университетов в подготовке научно-педагогических кадров: в среднем 28 аспирантов на 100 научно-педагогических работников, доля принятых в аспирантуру из сторонних организаций не превышает 26%.

• Слабая публикационная активность в изданиях, индексированных зарубежными организациями: доля НИУ в российских публикациях, индексированных в WoS - 12,7%, в совокупных публикациях национальных исследовательских университетов индексированные в WoS работы составляют около 20%.

• Научно-инновационный потенциал НИУ ограничено используется для решения конкретных проблем реального бизнеса и социальной сферы: доля хоздоговорных работ с хозяйствующими субъектами менее 40% общего объема НИОКР, доходы от использования объектов интеллектуальной собственности в экономике вШго около 300 млн. рублей в 2013 году (из них 293 млн. рублей - НИЯУ МИФИ).

• Недостаточна активность межвузовского взаимодействия и эффективность организационной и информационной поддержки сетевого взаимодействия национальных исследовательских университетов как между собой, так и с кластерами родственных вузов с целью распространения лучших практик.

На основании опыта выполнения программ развития национальных исследовательских университетов можно сформулировать некоторые общие рекомендации для отечественных вузов, реализация которых позволит обеспечить ин-новационность и современный уровень высшего образования в интересах инновационного развития экономики. С целью повышения качества подготовки кадров и обеспечения эффективности участия вузов в инновационном развитии

необходимо:

• активизировать работу по привлечению талантливой молодежи, повысить результативность мероприятий по профориентации и довузовской подготовке абитуриентов, использовать эффективные методы работы с одаренными детьми путем создания соответствующих структур в составе вузов или профильных классов в учреждениях общего образования, а также в дистанционной форме.

• активно использовать достижения собственных научных школ, интеграцию с академической наукой и передовой международный опыт с целью подготовки по актуальным прорывным направлениям, шире практиковать независимую экспертизу образовательных программ, отечественную и международную общественно-профессиональную аккредитацию.

• для учета и обеспечения потребности в кадрах расширять масштабы целевой подготовки по договорам с региональными и отраслевыми заказчиками специалистов, оптимизировать филиальную сеть и шире использовать возможности дистанционного обучения с применением современных информационно-коммуникационных технологий, в перспективе - с использованием массовых открытых онлайн - курсов (МООС);

• сосредоточить научно - образовательный потенциал университетов на подготовке специалистов и научно - педагогических работников в приоритетных направлениях модернизации экономики, обеспечить вовлечение персонала, аспирантов и студентов в активную научно-исследовательскую и реальную инновационную деятельность с целью приобретения ими компетенций, востребованных на рынке труда.

• использовать меры по повышению инновационной активности научно-педагогических работников вузов, включая эффективные системы материального поощрения, российскую и международную академическую мобильность, приглашение ведущих преподавателей и исследователей из России и из-за рубежа, формирование интегрированных структур с академической и отраслевой наукой.

• разработать и реализовать комплекс мер по повышению психолого-педагогических, методических, информационных и языковых компетенций преподавательского персонала, внедрению системы стимулирования публикационной активности научно-педагогических работников, в том числе в высокорейтинговых зарубежных изданиях.

• повысить уровень публичности и открытости методических, научных и инновационных разработок вузов, обеспечить активное сетевое взаимодействие с образовательными, научными учреждениями и бизнес-партнерами с целью интеграции научно - образовательного потенциала и систематического информационного обмена лучшим опытом.

ИРМ! практйковатьорг'а'низацию -етрущур-^ ных подразделений, интегрирующих научно-образовательный потенциал и материальную базу исследований и разработок на междисциплинарной основе, активизировать работу по защите и использованию интеллектуальной собственности, по практической реализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на базе развитой инновационной инфраструктуры вузов.

щ для^обесИй'ченйя тршЩдаий"^общестк'а к качеству высшего образования и эффективности его вклада в инновационную экономику необходимо заинтересованное взаимодействие власти, социальных институтов и реального бизнеса при условии благоприятной нормативно - правовой, экономической и социальной государственной политики, стимулирующей инновационное развитие страны.

ЛИТЕРАТУРА

Жураковский В.М. Управление программами развития университетов как механизм формирования и апробации новых технологий университетского управления. // Ректор вуза. 2012. № 6. С. 6-9.

Похолков Ю.П., Рожкова С.В., Толкачёва К.К. Уровень подготовки инженеров России. Оценка, проблемы и пути решения // Проблемы управления в социальных системах. 2012. Т. 4, № 7. С. 6-14.

Подготовка инженера в реально-виртуальной среде опережающего обучения / Дьяконов Г.С., Жураковский В.М., Иванов В.Г., Кондратьев В.В., Кузнецов А.М., Нуриев Н.К.; под ред. С.Г. Дьяконова. Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2009. 498 с.

Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Двадцатилетний опыт уровневой подготовки инженерных кадров в Губкинском университете. Уроки, вектор развития / Инженерное образование для новой индустриализации. Казань: Изд-во КНИТУ 2013. С.131-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

Zhurakovskii V.M. Management of development programs of universities as the mechanism of formation and validation of new technologies in university management. Rector vuza - Rector of the University, 2012, no. 6, pp. 6-9 (in Russian). Pokholkov Iu.P., Rozhkova S.V., Tolkacheva K.K. Level of engineers training in Russia. Evaluation, problems and solutions. Problemy upravleniia v sotsialnykh sistemakh - Problems of control in social systems, 2012. V.4, Issue 7, pp. 6-14 (in Russian). Preparing Engineer in real-virtual environment advanced training / D'iakonov G.S., Zhurakovskii V.M., Ivanov V.G., Kondrat'evj V.V., Kuznetsov A.M., Nuriev N.K.; Ed. By D'iakonov. Kazan: KNRTU Publ, 2009. 498 p.

Martynov V.G., Sheinbaum V.S. Dvadtsatiletnii opyt urovnevoi podgotovki inzhenernykh kadrov v Gubkinskom universitete. Uroki, vektor razvitiia / Inzhenernoe obrazovanie dlia novoi industrializatsii [Twenty years of experience training engineers tier Gubkinsky University. Lessons vector development / Engineering Education for the new industrialization]. Kazan, KNRTU Publ, 2013, pp.131-142.

Информация об авторах Аржанова Ирина Вадимовна

(Россия, Москва) Доктор исторических наук, доцент, заведующая кафедрой управления системами образования Московский государственный гуманитарный университета имени М.А. Шолохова E-mail: [email protected]

Жураковский Василий Максимилианович

(Россия, Москва) Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой инженерной педагогики Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет E-mail: [email protected]

Воров Андрей Борисович

(Россия, Москва) Аспирант кафедры управления системами образования Московский государственный гуманитарный университета имени М.А. Шолохова E-mail: [email protected]

Information about the authors

Arzhanova Irina Vadimovna

(Russia, Moscow) Doctor of Historical Sciences, Associate Professor Head of Department of management of education systems Sholokhov Moscow State University for the Humanities. E-mail: [email protected]

Zhurakovskii Vasilii Maksimilianovich

(Russia, Moscow) Doctor of Technical Sciences, Professor Head of the Department of Engineering Pedagogy State Technical University—MADI (STU-MADI) E-mail: [email protected]

Vorov Andrei Borisovich

(Russia, Moscow) Postgraduate student of the Department of management of education systems Sholokhov Moscow State University for the Humanities. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.