Научная статья на тему 'Инновации стратегический ресурс развития предпринимательских организаций'

Инновации стратегический ресурс развития предпринимательских организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
582
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСЫ / РЕШЕНИЕ / СИСТЕМА / СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INVESTMENT / INNOVATION / INNOVATION PROCESS / CAPACITY / RESOURCES / SOLUTIONS / SYSTEMS / STRATEGY / ECONOMY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поляков В. Л.

В статье рассматриваются вопросы, вытекающие из необходимости перевода российской экономики на инновационный путь развития. Раскрываются сущность и значение таких понятий, как инновации, инновационный процесс, инновационное управленческое решение, инвестиции применительно к предпринимательским организациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONA STRATEGIC RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF BUSINESS ORGANIZATIONS

This paper discusses issues arising from the need to translate the Russian economy to innovative development. Essence and meaning of concepts such as innovation, innovation process, innovation management solution, the investment in relation to business organizations.

Текст научной работы на тему «Инновации стратегический ресурс развития предпринимательских организаций»

ИННОВАЦИИ

ИННОВАЦИИ - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

INNOVATION

A STRATEGIC RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF BUSINESS ORGANIZATIONS

В. Л. Поляков,

Заслуженный учитель РФ

В статье рассматриваются вопросы, вытекающие из необходимости перевода российской экономики на инновационный путь развития. Раскрываются сущность и значение таких понятий, как инновации, инновационный процесс, инновационное управленческое решение, инвестиции применительно к предпринимательским организациям.

This paper discusses issues arising from the need to translate the Russian economy to innovative development. Essence and meaning of concepts such as innovation, innovation process, innovation management solution, the investment in relation to business organizations.

Ключевые слова: инвестиции, инновация, инновационный процесс, потенциал, ресурсы, решение, система, стратегия, экономика, эффективность.

Key words: investment, innovation, innovation process, capacity, resources, solutions, systems, strategy, economy, efficiency.

Насущная необходимость перехода российской экономики на инновационный путь развития вытекает из современных тенденций развития мировой экономики, которые определяются экономиками ведущих государств мира. Главная характеристика первого десятилетия XXI века в мировой экономике - формируется новая экономика, основанная на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях. Развернувшиеся процессы глобализации привели к обострению технологического соперничества как средства либо сохранить лидерство страны, либо вырваться вперед, либо просто интегрироваться в новый экономический миропорядок. Повсеместно пришло осознание того, что основой успешного развития (как экономического, так и социально-политического) является постоянное инновационное обновление. Основой такого обновления для любой страны все более становится приоритет инновационной направленности во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов. В российской экономике основным звеном в инновационном процессе являются предпринимательские организации (предприятия) и именно от их эффективной деятельности по внедрению инноваций зависит сегодня не только обеспечение собственной конкурентоспособности, но и конкурентоспособность страны.

Сам термин «инновации» в научной литературе имеет множество различных толкований. Инновация (англ. innovation) - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и

рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. В то же самое время инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, внедрение которого приводит к значительному повышению эффективности действующей системы. Часто это понятие применяется к творческой идее, которая была осуществлена. С этой точки зрения инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т.д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Общепризнанным стал факт значительного отставания России в научно-техническом прогрессе от развитых стран, и прежде всего, в области инноватики. По результатам исследования INSEAD 2011 г., Россия по уровню развития инноваций находится в мире на 58-м месте. Такое положение,

В. Л. Поляков

Инновации - стратегический ресурс развития предпринимательских организаций

конечно же, не может отвечать задаче государства российского как экономически независимого, процветающего, одного из лидеров современного мира. Это делает задачу перевода отечественной экономики на инновационный путь развития архи-важной и сверхактуальной, главным приоритетом деятельности правительства, государственных органов управления всех уровней и хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

При этом надо понять причины и истоки сложившейся на сегодня неблагополучной ситуации в сфере внедрения инноваций в нашей стране. Не затрагивая политические трансформации и кардинальные изменения в социально-экономической системе обусловленные переходом к рыночной экономике необходимо отметить, что связано это, в первую очередь, с отечественным менеджментом, который не отвечает современным требованиям и вызовам XXI века. Причем речь в данном случае идет не только о менеджерах собственно предпринимательских организаций, но и о руководителях государственными органами управления на всех уровнях. Наиболее ярко кризис отечественного менеджмента проявился именно в инновационной сфере. Руководители предпринимательских организаций (предприятий) просто не знают как и что надо делать для внедрения инноваций; они как огня боятся инновационных и инвестиционных рисков, которые органично присущи данной области деятельности хозяйствующих субъектов. Собственно такое поведение объясняется не только отсутствием необходимых профессиональных качеств и навыков у многих менеджеров в инновационноинвестиционной сфере, но и их полной зависимостью от собственников, которые требуют от менеджеров максимизации прибыли здесь и сейчас. В инновациях собственники видят лишь затраты с непредсказуемым результатом, что конечно же их никак не стимулирует на внедрение инноваций. Их философия и менталитет сформированы с позиции известной американской поговорки: «Нет бога, кроме прибыли» да еще усугублены российской действительностью приобретения богатств. Изменить отношение собственников к инновациям может только конкурентная борьба, обострение которой следует ожидать в ближайшее время в связи с вступлением России в ВТО. И к этой борьбе надо быть готовыми, в том числе и с позиций государства.

В связи с этим важно понимать, что из себя представляет сегодня процесс управления инновациями как в теоретическом, так и в практическом плане. Инновационная деятельность предпринимательских организаций в современных условиях хозяйствования выходит далеко за рамки только лишь научно-технической политики, основанной

на разработке и внедрении нового продукта. Продуктовые инновации были и остаются важным стратегическим фактором развития, однако предпринимательским организациям в процессе конкурентных действий необходимо использовать целый комплекс нововведений, затрагивающий все сферы и области управления. Внедрение новых маркетинговых мер и подходов, реструктуризация, переход к новым типам и методам управления корпоративными ресурсами также становятся стратегическими целями предпринимательских организаций, причем наиболее эффективная инновационная политика строится на одновременном параллельном внедрении различных типов нововведений. Комплексный подход к инновационному процессу предполагает понимание инновационного процесса и инноваций как целенаправленно проводимых изменений во всех сферах хозяйственной деятельности предпринимательской организации для адаптации ее к тенденциям рынка с целью обеспечения конкурентоспособности и достижения долгосрочной эффективности функционирования предпринимательской организации.

В теории инновационного менеджмента инновационный процесс определяется как совокупность работ инновационной деятельности, которые регламентированы этапами их организации, ресурсного обеспечения от зарождения перспективной идеи до создания новых продуктов, услуг или техники, их коммерциализации в условиях конкуренции. Для более полной характеристики инновационного процесса в инновационной деятельности предпринимательской организации следует иметь ввиду что: во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное проведение научно-технологической деятельности, осуществление инвестиций и маркетинга; во-вторых, он предстает в виде сменяющихся фаз жизненного цикла продукции, услуг; в-третьих, его можно рассматривать как инвестиционный проект по стадиям финансирования исследований и разработок, распространения новых продуктов и услуг, их коммерциализации.

В экономической науке инновации в широкой интерпретации - это научно-технический прогресс в рамках отраслей, регионов и стран. А в узком смысле под инновациями следует понимать конкретные нововведения непосредственно в предпринимательской организации. Данное определение «инноваций» дает возможность выделения инновационного менеджмента как процесса управления нововведениями, основанного на применении присущих менеджменту принципов и функций. Это означает в практическом плане замену привычного сегодня менеджмента организации на инновационный менеджмент. Изучение опыта де-

Научно-практический журнал октябрь-декабрь 2012

ятельности современных предпринимательских организаций позволяет выделить ряд общих принципов эффективного управления инновациями. Во-первых, это комплексность и перманентность инновационной деятельности. Комплексность предполагает создание системы управления, позволяющей максимально эффективно использовать конкурентные преимущества от продуктовых инноваций. Основными составляющими данной системы являются: инновативная организационная структура, кадровая политика стимулирующая творчество и новаторство работников, новые и усовершенствованные технико-технологические условия производственных процессов и, наконец, инновационный маркетинг, направленный на создание рыночных условий под реализацию нового продукта, услуги. Таким образом, достигается достаточно высокий уровень инновативности предпринимательской организации. Перманентность инновационной деятельности преследует те же цели и достигается путем создания соответствующей профилю предпринимательской организации инновационной базы, которая позволяла бы неоднократно использовать одни и те же ресурсы и ноу-хау для постоянного внедрения продуктовых инноваций. Во-вторых, оба вышеназванных принципа инновационного менеджмента являются основополагающими при стратегическом планировании инноваций, в котором должны использоваться также следующие принципы: обязательное целеполагание инновационных процессов для достижения корреляции между долгосрочными стратегиями предпринимательской организации и специфическими целями конкретных инновационных проектов; сочетание централизации в определении стратегических приоритетов и источников финансирования инновационной деятельности и децентрализации в области исследований и разработок, инновационного маркетинга, организации и оперативного управления инновационными проектами; коллегиальность в принятии важнейших инновационных решений и обеспечение участия низовых звеньев управления и максимально возможного количества работников в процессе внедрения инноваций. Таким образом, процесс управления инновациями охватывает всю систему, будь то предпринимательская организация, регион или экономика страны в целом.

Наиболее важным и ответственным этапом (звеном, элементом) в этом процессе является разработка и принятие многочисленных управленческих решений, от которых собственно и зависит существование и развитие любой системы. В самом общем смысле решения представляют собой реакцию системы на внутренние и внешние факторы воздействия (возмущения) на систему и направляются на сглаживание несоответствий и

преодоление препятствий в процессе достижения желаемого состояния такой системы. Вопрос о необходимости принятия решений возникает на всех этапах управления, а именно, решение является ключевым элементом всех аспектов управленческой деятельности. Таким образом, понимание природы решений и их места в сфере менеджмента необходимо для осуществления эффективного управления.

Применительно к проблеме инновационного развития любой системы, любого масштаба и уровня речь должна идти о управленческом решении целеориентированном на внедрение инноваций или иначе говоря о «инновационном управленческом решении».

Точкой отсчета в процессе принятия инновационного управленческого решения можно считать момент возникновения потребности в инновациях. Такая потребность возникает, как правило, после анализа экономических показателей функционирования предпринимательской организации и мониторинга ее положения на рынке. В более широком плане речь идет о том, что в человеческом сознании потребность в инновации формируется под влиянием противоречий между реальной и желаемой ситуацией. Под воздействием осознанных противоречий рождается идея, мысль о необходимости проведения изменений в направлении достижения желаемого состояния системы. По мере формирования и реализации идеи разворачивается инновационный процесс, что сопровождается изменениями в социально-технической системе. Существует взаимосвязь между обществом и технологическим укладом, так как применение технологий более современного типа в различных сферах человеческой деятельности имеет воспитательный, формирующий человека эффект. В процессе технико-технологического преобразования на основе инноваций изменяются качественные характеристики рабочей силы и существующие между людьми связи и отношения, в первую очередь, в рамках той или иной системы, в том числе и в рамках предпринимательской организации.

Инновационное управленческое решение в предпринимательской организации изначально ориентировано на рыночный успех, обеспечение устойчивого функционирования и конкурентоспособности, удовлетворение запросов конкретных потребителей продуктов и услуг. В тех случаях, когда в процессе реализации инноваций осуществляется материализация новых научных знаний, произведенные новшества, помимо потребительной полезности, обладают еще и научно-технической новизной, что в целом способствует прогрессивному развитию общества. Удовлетворяя общественные потребности посредством ново-

МИР

В. Л. Поляков

Инновации - стратегический ресурс развития предпринимательских организаций

введений, инновационно ориентированные предпринимательские организации по сути являясь лидерами технико-технологического развития, вынуждают в соответствии с условиями конкуренции остальных хозяйствующих субъектов двигаться за собой, повышая тем самым общий уровень развития экономической среды. Таким образом, инновации выступают движущей силой развития техники, технологии и экономики как отдельно взятой предпринимательской организации (предприятия), так и региона и страны в целом.

Инновационное управленческое решение может быть направлено как в сфере основной деятельности, так и при необходимости диверсификации функционирования предпринимательской организации с целью обеспечения своей конкурентоспособности в соответствии с рыночной ситуацией. При этом инновации могут различаться по признаку содержания или внутренней структуры - инновации технико-технологические, экономические, организационные, управленческие, социального характера и др. Выделяются также такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла продукции, товаров, услуг (выделение и анализ всех стадий и подстадий).

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п. В научной литературе насчитываются сотни определений термина «инновация». Из всего многообразия определений для практического применения в инновационном менеджменте можно выделить:

1) инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, услуг, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход;

2) ориентируясь на международные стандарты инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта услуги, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения в деятельности предпри-

нимательской организации, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения в направлениях, методах, формах деятельности предпринимательской организации с целью обеспечения стабильности и конкурентоспособности. Еще 100 лет назад (в 1911 г.) И. Шумпетер выделял пять типичных изменений, которые и сегодня являются характерными для инновационной деятельности предпринимательских организаций:

1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности приводящей к изменениям в различных сферах функционирования предпринимательской организации. Понятие инновационной деятельности шире, чем понятие инновации поскольку кроме собственно разработки и внедрения новшества предусматривает целый комплекс действий по завоеванию рынка, распространения инновации, охраны своего статуса правообладателя и др. Защита конкурентных преимуществ полученных в результате внедрения инновации и прав собственника на конкретную инновацию - один из важных аспектов инновационной деятельности предпринимательской организации. Пример из зарубежной практики: по решению суда США (25 августа 2012 г.) южнокорейская компания Samsung должна будет выплатить компенсацию в размере 1,05 миллиарда долларов своему конкуренту Apple за копирование дизайна и технологий устройств iPhone и iPad

Следует подчеркнуть, что специфика развития российской экономики в настоящее время и комплекс проблем, тормозящих распространение инноваций, существенно усиливают роль государства в регулировании инновационных процессов практически во всех секторах экономики, в первую очередь, в ее реальном секторе (предпринимательские организации, промышленные предприятии). Инструментарий государственного регулирования инновационных процессов, используемый в развитых странах, весьма разнообразен и сочетает институциональные методы с финансовой поддержкой инновационной деятельности, главным образом фундаментальных исследований. В современных условиях значительно возрастает роль

Научно-практический журнал

октябрь-декабрь 2012

МИР

государства в развитии инновационной сферы в России, поскольку в ходе деформационных процессов, сопровождающих трансформацию социалистической экономики в рыночную, значительно пострадала отраслевая наука и чрезвычайно слаба мотивация бизнес-структур, предпринимательских организаций к инновационной деятельности. Направление, где государственная поддержка особенно необходима, - это создание финансово привлекательных, стимулирующих условий для инновационной деятельности.

Для перехода к инновационной экономики чрезвычайно важным является реализация в полном объеме двух документов последнего времени: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. Этими документами предусматривается в частности, что к 2020 г. будет создано и модернизировано 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест, к 2018 г. - увеличена производительность труда в 1,5 раза относительно показателей 2011 г. Кроме того, к 2015 г. необходимо приумножить объем инвестиций не менее чем на 25% ВВП, а к 2017 г. - до 27%. Также предусматривается, что доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП к 2018 г. возрастет в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.

Библиографический список

1. Злобина Н.В. Управленческое решение: учебное пособие. Тамбов: изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.

2. Кравченко С.И. Исследование сущности ино-вационного потенциала / С.И. Кравченко, И.С. Кладченко // Научные труды ДонНТУ. Серия: экономическая. Выпуск 68. Донецк: ДонНТУ, 2003.

3. Орлов А. И., Орлова Л. А.Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями // Экономика XXI века. - 2002. - № 12.

4. Смирнов Э.А. Управленческие решения. М.: ИНФРА-М, 2001.

5. Социально-экономические условия перехода к инновационному типу развития в России. Монография / под ред. д.э.н. проф. Николаевой И.П. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010.

6.Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006.

7. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: учебник для вузов. 2-е изд., доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

Поляков В. Л. - Заслуженный учитель Российской Федерации, директор Колледжа автоматизации и информационных технологий № 20, г. Москва

Polyakov V. L. - RF Merited Teacher, Director, College for Automation and Information Technologies No. 20, Moscow e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.