3. Трусова, Н. В. Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога в новых реалиях времени [Текст] / Н. В. Трусова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 1 (07). — С. 27-30.
4. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка : от концепции к практике [Текст] / Е. И. Казакова. — СПб., 1998.
5. Битянова, М. Р. Психология в школе : содержание и организация работы [Текст] / М. Р. Битянова. — М., 2000.
6. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие. Ч. 2 / Э. М. Александровская, Н. В. Куренкова // Журнал прикладной психологии. — 2001. — № 1.
7. Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева ; под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. — СПб., 2008.
8. Чекунова, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы [Текст] / Е. А. Чекунова // Гуманитарные и социальные науки. — 2010. — № 6.
9. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] : [приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761 н (ред. от 31.05.2011)]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
УДК 376 И. В. Шадчин, зав. лабораторией
Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ МАГИСТРАЛЬНЫХ ПУТЕЙ
ГУМАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Одной из ключевых стратегических целей государственной политики в области образования выступает повышение доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям со-ицума и каждого гражданина. В статье обобщен опыт работы Челябинского института развития профессионального образования по научно-методическому сопровождению внедрения инклюзивного подхода в педагогическую практику профессиональных образовательных организаций Челябинской области, исследован широкий спектр вопросов, связанных с актуальными проблемами и перспективами развития системы инклюзивного профессионального образования в нашей стране.
Ключевые слова: доступная среда, инклюзивное образование, инвалид, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, одаренные обучающиеся, инклюзивный подход.
В наши дни развитие многоуровневой системы инклюзивного образования выделено в один из приоритетов социальной политики государства. Инклюзивное образование — закономерный процесс развития системы образования в любой стране мира. В этот процесс вовлечены многие развитые страны, в том числе и Россия.
Одним из самых значимых международных документов в области защиты прав людей с различными видами нарушений здоровья является «Конвенция о правах инвалидов» (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН
от 13 декабря 2006 г). Конвенция трансформирует само понимание инвалидности, признавая, что инвалидность — эволюционирующее понятие. Она является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и сре-довыми барьерами и которое мешает полному и эффективному участию таких людей в жизни общества наравне с другими [1]. Таким образом, в Конвенции признается, что человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, ко -торые существуют в обществе.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечено, что российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов — возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития [2].
Отношение общества к инвалидам показывает уровень готовности как государства, так и отдельных граждан идти по пути развития демократии и уважения прав человека.
В статье 43 Конституции Российской Федерации провозглашается право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья [3].
Третьего мая 2012 г. Президентом Российской Федерации был подписан закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Ратификация Конвенции знаменует намерение государства создавать все необходимые условия для полноценной жизни инвалида, а также развивать систему инклюзивного образования [4].
В статье второй Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование», которое трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [5]. Инклюзивное образование — новое образование со своей философией, образование возможностей и свободного выбора.
В основе практики инклюзивного обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного обучающегося, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого члена социума. Инклюзивное образование делает акцент на пер-сонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы.
Министерством образования и науки Челябинской области в целях выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [6] и распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации меро-
приятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 гг.» [7] был разработан «План мероприятий по формированию условий доступности обучения в учреждениях профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2013-2015 гг.».
Челябинский институт развития профессионального образования активно участвовал в реализации основных направлений плана.
С 2013 г. на базе ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» работает лаборатория инклюзивного образования. Одним из приоритетных направлений деятельности лаборатории является исследование широкого перечня проблем формирования условий доступности обучения в профессиональных образовательных организациях для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках реализации субсидии, предоставленной региональным министерством, в 2013/14 уч. г. институтом организовано комплексное повышение квалификации 70 педагогических работников, ответственных за обеспечение доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Лабораторией инклюзивного образования регулярно проводятся научно-практические семинары и вебинары для педагогических работников по различным аспектам проблемы формирования доступной среды для обучающихся, имеющих различные виды нарушений здоровья, организованы консультации по вариативным вопросам внедрения инклюзивного подхода в педагогическую практику профессиональных образовательных организаций.
Лабораторией разработаны методические рекомендации для руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций «Адаптация объектов социальной инфраструктуры с целью обеспечения их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» также издана серия методических рекомендаций по вариативным проблемам инклюзивного профессионального образования (нормативно-правовым, методическим, социальным, ва-леологическим, психолого-педагогическим и др.) [8, с. 119].
В 2013-2015 гг. проведен цикл книжных выставок «Инклюзивное образование: миф или реальность?».
Челябинским институтом развития профессионального образования была сформирована специальная рубрика «Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» в научно-практическом журнале «Инновационное развитие профессионального образования» № 2 (08) за 2015 г. В рамках этой рубрики консолидировался передовой опыт работы с обучающимися различных нозологических групп в образовательных организациях Челябинской и Свердловской областей.
Система СПО является мощным средством социальной адаптации и социализации инвалидов и лиц с ОВЗ. Создание условий для их успешного профессионального самоопределения и социализации через систему СПО предполагает разработку и реализацию мероприятий по профориентации, профессиональной адаптации, организации трудовой занятости и трудоустройству.
Главным критерием эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности СПО для инвалидов и лиц с ОВЗ в Российской Федерации будет являться ежегодное увеличение количества вовлеченных в систему СПО инвалидов и лиц с ОВЗ, увеличение доли обучающихся этой категории, завершивших обучение по образовательным программам СПО, увеличение числа трудоустроенных выпускников [9].
Лабораторией инклюзивного образования сформирован и размещен на сайте института банк образовательных программ для обучения в профессиональных образовательных организациях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Сегодня в банке содержится 205 программ учебных дисциплин и профессиональных модулей по следующим профессиям: каменщик, обувщик по ремонту обуви, плотник, слесарь механосборочных работ, столяр строительный, цветовод, плодоовощевод, швея, штукатур.
В 2013 г. на базе ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» было создано областное методическое объединение педагогических работников, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области.
Председатель методического объединения, директор Златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова Виктор Викторович
Сидоров, не один десяток лет занимается развитием системы инклюзивного профессионального образования в нашей области.
Виктор Викторович также входит в состав окружного методического объединения работников профессиональных образовательных организаций Уральского федерального округа по вопросам доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На заседаниях областного методического объединения ежегодно рассматривается перечень наиболее актуальных вопросов, связанных с проблемой формирования в профессиональных образовательных организациях Челябинской области доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» — одна из немногих профессиональных образовательных организаций, на протяжении длительного времени осуществляющих профессиональное образование глухих и слабослышащих студентов.
С сентября 2013 г. ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» приступил к обучению инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
В профессиональных образовательных организациях Челябинской области функционируют центры профессиональной ориентации и психолого-педагогической адаптации обучающихся — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- центр медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ГБПОУ «Златоустов-ский индустриальный колледж им. П. П. Аносова»;
- служба допрофессиональной, профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов на базе ГБПОУ «Катав-Ивановский индустриальный техникум»;
- центр психолого-педагогической адаптации, профориентации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
В 2014-2016 гг. шесть профессиональных образовательных организаций Челябинской области (Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова, Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева, Южно-Уральский государственный технический колледж, Копей-ский политехнический колледж, Саткинский
политехнический техникум им. А. К. Савина, Катав-Ивановский индустриальный техникум) прошли паспортизацию объектов социальной инфраструктуры, сформированы планы и адресные программы по адаптации объектов с целью обеспечения их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Третьего февраля 2016 г. первым заместителем губернатора Челябинской области Е. В. Реди-ным утвержден «Межведомственный комплекс мер по профессиональному образованию и (либо) профессиональному обучению в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования Челябинской области и трудоустройству инвалидов до 2020 г.».
В 2016 г. Челябинский институт развития профессионального образования продолжил работу по научно-методическому и информационному сопровождению внедрения инклюзивного подхода в практику региональных профессиональных образовательных организаций.
Институтом сформирован интернет-ресурс «Атлас профессий и специальностей, по которым ведется подготовка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Челябинской области».
Доступ к ресурсу «Атлас профессий и специальностей» осуществляется с сайта института, сайта Министерства образования и науки Челябинской области и сайтов образовательных организаций региона через баннер, использующий gif-анимацию с иллюстрациями фрагментов профессиональной деятельности. В связи с расширением задач, стоящих перед профессиональным образованием, интернет-ресурс постоянно обновляется и модернизируется. В частности, в него добавлена информация о доступности среды в профессиональных образовательных организациях Челябинской области, в которых обучаются студенты-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья.
На интернет-странице лаборатории инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» размещены методические материалы по вариативным аспектам проблемы формирования доступности среды в профессиональных образовательных организациях. На интернет-странице можно также ознакомится с презентационными материалами научно-практических семинаров и вебинаров для педагогических работников, посвященных вопросам внедрения инклюзивного подхода в педагогическую практику образовательных организаций.
Челябинский институт развития профессионального образования осуществил повышение квалификации 25 руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций Челябинской области по программе дополнительного профессионального образования «Формирование условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг в сфере образования».
Забота о талантливых студентах сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.
Лабораторией инклюзивного образования сформирован и размещен на сайте института банк образовательных программ для обучения одаренных обучающихся в профессиональных образовательных организациях Челябинской области. В настоящее время в банке содержится 56 рабочих программ по различным учебным дисциплинам, предусмотрено его дальнейшее обновление.
В 2013-2014 гг. ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» организовано комплексное повышение квалификации более ста педагогических работников, занимающихся выявлением и поддержкой одаренных обучающихся.
Институтом подготовлена и издана серия методических рекомендаций по различным аспектам проблематики выявления и поддержки одаренных обучающихся в профессиональных образовательных организациях (нормативно-правовые основы работы с одаренными обучающимися, средства реализации технологий развивающего обучения, психодиагностика одаренности, проектирование образовательной среды по выявлению и развитию одаренности обучающихся и др.).
Челябинским институтом развития профессионального образования разработан и размещен на официальном сайте перечень научно-исследовательских работ и программ педагогического и психологического сопровождения одаренных обучающихся.
Комплексное вовлечение обучающихся в техническое творчество — приоритетная задача системы профессионального образования. Одним из направлений работы профессиональных образовательных организаций является организация работы научного общества учащихся и студентов (НОУ).
Работа в НОУ предоставляет большие возможности для расширения и углубления знаний студентов в различных областях науки,
приобретения реального опыта технического творчества. В рамках научно-методического сопровождения организации работы НОУ институтом проводятся постоянно действующие научно-практические семинары с руководителями секций НОУ профессиональных образовательных организаций.
ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» расширил свою деятельность по повышению квалификации за счет внедрения такого направления технического творчества, как
лего-конструирование, не только в рамках семинаров, но и путем введения модуля «Технологии развивающего обучения» в программы по повышению квалификации педагогических работников областных профессиональных образовательных организаций, проводящих работу по выявлению и поддержке одаренных обучающихся. Такая многоплановая работа по формированию готовности педагогических работников к вовлечению обучающихся в техническое творчество дает результаты (рис. 1).
Рис. 1. Распределение работ областного конкурса ученических и студенческих научно-исследовательских работ по секциям (в сравнении с результатами 2013-2015 гг.)
Как мы видим, наблюдается значительный рост количества конкурсных работ технического направления (секция «Техносфера») в 2016 г. — по сравнению с 2015 г. их число увеличилось на десять. Положительная динамика вовлечения студентов областных профессиональных образовательных организаций в техническое творчество налицо. Научное общество обучающихся продолжает свою работу.
Следует подчеркнуть, что сотрудники ГБУ ДО ДУМ «Смена» традиционно принимают участие в работе жюри на III этапе областного конкурса ученических и студенческих научно-исследовательских работ. В 2016 г. МОиН Челябинской области было принято решение провести на базе ДУМ «Смена» финальный этап регионального конкурса, который собрал 169 обучающихся из 34 региональных профессиональных образовательных организаций (табл. 1).
Таблица 1
Информация об итогах участия профессиональных образовательных организаций в областном конкурсе ученических и студенческих научно-исследовательских работ в 2014—2016 гг.
———............................ 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Количество работ, представленных на II (заочный) этап конкурса 204 конкурсные работы 239 конкурсных работ 276 конкурсных работ
Количество работ, допущенных к участию в III (очном) этапе конкурса 112 конкурсных работ 117 конкурсных работ 117 конкурсных работ
Доля ПОО, которые представили работы на II (заочный) этап конкурса (% от общего числа ПОО) 86 % ПОО 87 % ПОО 87 % ПОО
Доля ПОО, которые приняли участие в III (очном) этапе конкурса (% от общего числа ПОО) 67 % ПОО 72 % ПОО 72 % ПОО
Комплексное вовлечение обучающихся в работу НОУ следует рассматривать как один из магистральных путей выявления и развития их интеллектуальной и творческой одаренности, создания социально-психологических предпосылок для повышения престижа рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность со-
Библиографический список
1. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] : [принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/disability.
2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1бб2-р]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
3. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар. голосованием 12.12.93. — М. : Астрель, 2012. — 63 с.
4. Российская Федерация. Законы. О ратификации Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс] : [федер. закон № 46-ФЗ : принят Гос. Думой 03.05.2012]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/05/invalidi-dok.html.
5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21.12.2012 : одобр. Советом Федерации 26.12.2012]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
6. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики [Электронный ресурс] : [Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597]. — Режим доступа: КонсультантПлюс
7. Об утверждении комплексных мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 гг. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 № 1921-р]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
8. Шадчин, И. В. Из опыта работы Челябинского института развития профессионального образования по информационно-методическому сопровождению профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе СПО области [Текст] / И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 2 (08). — С. 117-120.
9. Романенкова, Д. Ф. Реализация мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации [Текст] / Д. Ф. Романенкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 3 (11). — С. 25-30.
циума в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.
В настоящее время ГБУ ДПО «ЧИРПО» является одним из ключевых драйверов развития инклюзивного профессионального образования в нашей области, создает ряд важнейших условий для развития человеческого потенциала студентов с особыми образовательными возможностями и потребностями.