- совершенствуется контроль усвоения учебного материала;
- формируются умения исследовательской деятельности;
- обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Библиографический список
В заключение отметим, что при любых инновациях главным является человеческий фактор. Только при существенных изменениях содержания и методов работы преподавателя с обучающимися можно ожидать эффекта от внедрения образовательных ресурсов нового поколения.
1. Электронные образовательные ресурсы в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.slideshare.net/ssuser0958b9/ss-16209968.
2. Федеральные образовательные ресурсы для общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm.
3. Осин, А. Электронные образовательные ресурсы нового поколения [Электронный ресурс] / А. Осин. — Режим доступа: http://iite.unesco.org/files/policy_briefs/pdf/ru/eer.pdf.
4. Актуальные вопросы образования : Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества [Текст] : сб. материалов Международной научно-методической конференции (27 февраля — 1 марта 2013 г., Новосибирск). В 4 ч. Ч. 4. — Новосибирск : СГГА, 2013. — 248 с.
5. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53620-2009.
УДК 377/376.2 В. В. Сидоров, директор Златоустовского
индустриального колледжа (ЗлатИК) им. П. П. Аносова, канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected] И. В. Шадчин, зав. лабораторией инклюзивного образования Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ:
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с наиболее актуальными проблемами и перспективами развития системы информационной поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении профессионального образования и профессиональной подготовки. Анализируются результаты исследования официальным сайтов профессиональных образовательных организаций Челябинской области с целью выявления наличия специального раздела для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инвалид, информационная поддержка, лицо с ограниченными возможностями здоровья, раздел интернет-сайта для инвалидов, адаптированная версия сайта для слабовидящих интернет-пользователей.
Интеграция обучающихся с особыми обра- циум — это глобальный общественный процесс, зовательными потребностями в современный со- затрагивающий все высокоразвитые страны.
Как отметил в своем выступлении на первом заседании Совета при Президенте РФ по делам инвалидов 7 апреля 2009 г. Д. А. Медведев, «... государство обязано компенсировать те возможности, которые ограничены — во всяком случае, часть возможностей — у инвалидов, повышенным вниманием к нуждам этих людей, созданием необходимой инфраструктуры и эффективной нормативно-правовой базы».
Одним из самых значимым международных документов в области защиты прав людей с различными видами нарушений здоровья является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.). Конвенция трансформирует само понимание инвалидности, признавая, что инвалидность — эволюционирующее понятие. Она является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средо-выми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими [1]. Таким образом, в Конвенции признается, что человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, которые существуют в обществе.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.
№ 1662-р, отмечено, что российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов — возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития [2].
Третьего мая 2012 г. Президентом Российской Федерации был подписан закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [3]. Ратификация Конвенции знаменует намерение государства создавать необходимые условия для полноценной жизни каждого инвалида, развивать систему информационной поддержки граждан с различными видами нарушений здоровья, в том числе с использованием уникальных коммуникационных возможностей современного виртуального пространства.
При этом стратегической целью государственной политики в области образования выступает повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Увеличение числа обучающихся с особыми потребностями является общей тенденцией во всем мире. В 2014/15 уч. г. в 47 профессиональных образовательных организациях Челябинской области обучалось 258 инвалидов и 788 лиц с ограниченными возможностями здоровья (рис. 1).
800 700 600 500 400 300 200 100 0
720
2012
682
2013
652
363
ш
ШР
2014
788
258
>11111
2015
кЛ Инвалиды (чел.) %Лица с ограниченными возможностями здоровья (чел.)
Рис. 1. Численность инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в ПОО Челябинской области в 2012-2015 гг.
Анализ представленных на рисунке 1 данных позволяет сделать вывод о том, что число инвалидов, обучающихся в ПОО, достаточно велико. Также наблюдается рост числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Министерством образования и науки Челябинской области в целях выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N° 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [4] и распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 гг.» [5] разработан План мероприятий по формированию условий доступности обучения в организациях профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2013-2015 гг.
ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» активно участвует в реализации основных направлений плана.
Институтом сформирован интернет-ресурс «Атлас профессий и специальностей, по которым ведется подготовка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Челябинской области».
Доступ к ресурсу «Атлас профессий и специальностей» осуществляется с сайта института, сайта Министерства образования и науки Челябинской области и сайтов образовательных организаций региона через баннер, использующий gif-анимацию с иллюстрациями фрагментов профессиональной деятельности. В связи с расширением круга задач, стоящих перед профессиональным образованием, интернет-ресурс постоянно обновляется и модернизируется. В частности, в него добавлена информация о доступности среды в профессиональных образовательных организациях Челябинской области, в которых обучаются студенты-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья.
Атлас профессий и специальностей, по которым ведется подготовка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Челябинской области, включает в себя два раздела:
- обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Челябинской области;
- обучение инвалидов с различными видами нарушений здоровья в профессиональных образовательных организациях Челябинской области.
Данные разделы стали востребованными. На рисунке 2 приведена динамика посещаемости этого раздела с января по сентябрь 2015.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
19
15
15
13
-г
11
£ ^ ^ ^
^ ^ X
78
34
■ просмотры
=посетители
Рис. 2. Динамика посещаемости разделов ресурса «Атлас профессий и специальностей для лиц с особыми образовательными потребностями» с января по сентябрь 2015 г.
Анализ данных позволяет констатировать, что раздел посещается в основном такими категориями пользователей, как люди старше 18 лет и женщины. Вероятнее всего, это большей частью мамы или другие старшие родственники потенциальных абитуриентов.
На интернет-странице лаборатории инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» размещены методические материалы по вариативным аспектам проблемы формирования доступности среды в профессиональных образовательных организациях. На интернет-странице можно также ознакомиться с презентационными материалами научно-практических семинаров и вебинаров для педагогических работников, посвященных вопросам внедрения инклюзивного подхода в педагогическую практику образовательных организаций (режим доступа: http://www.chirpo.ru/p234aa1.html).
В 2013 г. на базе ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» создано областное методическое объединение педагогических работников, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области.
На заседаниях областного методического объединения ежегодно рассматривается широкий круг вопросов, связанных с проблемами создания условий для получения образования обучающимися с различными видами нарушений здоровья.
ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» с 1949 г. реализует идею инклюзивного образования. С 2008 г. ведется работа по созданию и наполнению сайта «Преодоление». Создано информационное пространство, являющееся дополнением к официальному сайту колледжа «Anosov.ru», которое позволяет студентам-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья не только включиться в образовательный процесс, но и общаться, находить друзей, делиться своими достижениями и проблемами. Сайт предназначен для организации свободного доступа к упорядоченным и систематизированным информационным ресурсам и реализован на платформе системы управления контентом 1оот1а. Колледж ведет профессиональную подготовку студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по двум специальностям: «технология машиностроения» и «программирование в компьютерных системах». С главной
страницы сайта «Преодоление» можно перейти на сайт «Перспектива», посвященный специальности «технология машиностроения» (www. perspective.anosov.ru), и на профориентацион-ный курс по специальности «программирование в компьютерных системах» (www.asu.anosov.ru). Популярностью у студентов с особыми образовательными потребностями пользуется раздел «Полезная информация», в котором представлены справочный материал, методические и мультимедийные пособия.
Сайт «Преодоление» имеет практическую направленность; будучи расположенным в локальной сети, он знакомит с историей колледжа и выбранной специальностью, является одним из инструментов дистанционного обучения, используется в профориентационной работе со студентами, имеющими особые образовательные потребности. Постоянное обновление сайта дает возможность следить за новинками, появляющимися в машиностроительной области и в области IT-технологий.
В целях выполнения решений протокола заседания областного методического объединения педагогических работников, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области, от 4 июня 2015 г. лабораторией инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» проведен анализ официальных сайтов профессиональных образовательных организаций Челябинской области с целью выявления наличия специального раздела для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ официальных сайтов позволяет сделать вывод о том, что специальный раздел для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья сформирован двенадцатью ПОО:
- ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова»;
- ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева»;
- ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»;
- ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум»;
- ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»;
- ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»;
- ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум;
- ГБПОУ «Катав-Ивановский индустриальный техникум»;
- ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж»;
- ГБПОУ «Саткинский политехнический техникум им. А. К. Савина»;
- ГБПОУ «Юрюзанский технологический техникум»;
- ГБПОУ «Кыштымский радиомеханический техникум».
Справочная информация (нормативный срок обучения, требования к абитуриенту и др.) о профессиях и специальностях, по которым могут обучаться инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, размещена на официальных сайтах шестнадцати ПОО, в том числе:
- ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова»;
- ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева»;
- ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»;
- ГБПОУ «Челябинский автотранспортный техникум»;
- ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум»;
- ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»;
- ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»;
- ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум»;
- ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж»;
- ГБПОУ «Кыштымский радиомеханический техникум»;
- ГБПОУ «Аргаяшский аграрный техникум»;
- ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»;
- ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов»;
- ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»;
- ГБПОУ «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса им. М. Г. Гани-ева»;
34%
35% 30% 25%
20%
с 15%
Л
Д 10%
5% 0%
26%
Создан специальный раздел сайта
Размещена справочная информация о профессиях
4%
£
Создана адаптированная
версия для слабовидящих
4%
ШШ
ТР
Специальный раздел сайта находится в разработке
Рис. 3. Результаты анализа официальных сайтов ПОО с целью выявления наличия специального раздела для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж».
Специальный раздел для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья находится на стадии разработки на официальных сайтах двух профессиональных образовательных организаций:
- ГБПОУ «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса им. М. Г. Гани-ева»;
- ГБПОУ «Копейский политехнический кол -ледж им. С. В. Хохрякова».
Специальная версия сайта, адаптированная для слабовидящих интернет-пользователей, разработана только двумя ПОО:
- ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева»;
- ГБПОУ «Карталинский многоотраслевой техникум».
Анализ данных позволяет констатировать, что специальный раздел сайта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья создан двенадцатью ПОО (26 % от общего числа), на стадии разработки раздел находится на сайтах двух ПОО (4 % от общего числа), справочная информация о профессиях и специальностях, по которым могут обучаться инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, размещена на сайтах шестнадцати ПОО (34 % от общего числа), специальная версия сайта, адаптированная для слабовидящих интернет-пользователей, разработана двумя ПОО (4 % от общего числа), наглядно эта информация представлена на рисунке 3.
Библиографический список
Двадцатого октября 2015 г. в ГБПОУ «Челябинский автотранспортный техникум» состоялось очередное заседание областного методического объединения педагогических работников, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования Челябинской области, по проблеме «Информационная и консультативная поддержка инвалидов в получении профессионального образования». Членами методического объединения представлен перечень рекомендаций для руководителей профессиональных образовательных организаций по формированию инклюзивного виртуального пространства, в том числе:
- сформировать на официальном сайте специальный раздел для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- разместить на официальном сайте ПОО справочную информацию о профессиях и специальностях, по которым могут обучаться инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;
- создать специальную версию официального сайта ПОО, адаптированную для слабовидящих интернет-пользователей.
В настоящее время создание безбарьерного информационного пространства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выступает одним из ключевых направлений работы по формированию условий для успешной социализации и эффективной самореализации данной категории граждан в современном высокотехнологичном обществе.
1. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] : [принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 дек. 2О0б г.]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/ Ьоситеп18/Ьес1_сото/сотоепйоп8М8аЬИйу.
2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
3. Российская Федерация. Законы. О ратификации Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс] : федер. закон № 46-ФЗ : [принят Гос. Думой 25 апр. 2012 г]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/05/invalidi-dok.html.
4. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики [Электронный ресурс] : [указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
5 О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 гг. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 15 окт. 2012 г. № 1921-р]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.