научная жизнь
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ДОСТУПНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосо-ва» (Якутск) в рамках научно-образовательного форума «Education, forward - II» 23-26 июня 2014 года провёл вторую международную научно-практическую конференцию «Инклюзивное образование - доступное образование - безбарьерная среда». Целью конференции стало определение существующих проблем перспектив внедрения непрерывной системы инклюзивного образования на современном этапе развития гражданского общества. К участию в конференции были приглашены специалисты, занимающиеся теоретическим изучением вопросов и практическим внедрением непрерывной системы инклюзивного образования в России и за рубежом, осуществляющие подготовку педагогических кадров (ученые, педагоги, психологи); представители общественных организаций, фондов, родители детей с особыми образовательными потребностями и другие заинтересованные лица, решающие проблемы образования, социокультурной реабилитации и психолого-педагогической поддержки людей с ООП. В результате этой кропотливой, многомесячной работы в конференции приняли участие 14 российских и четверо зарубежных доктора наук.
К обсуждению был предложен широкий спектр направлений, раскрывающих многогранность теории и практики инклюзивного образования.
Пленарное заседание конференции открылось докладом ректора СВФУ Евгении Исаевны Михайловой «Университет: интеллектуальная платформа инновационного развития Северо-Востока России». На пленарном заседании также с докладами выступили: к. п. н., директор СВ НИЦ РИО СВФУ П. Р. Егоров («Создание специальных условий обучения студентов с особыми образовательными потребностями в СевероВосточном федеральном университете»); д. п. н., академик-секретарь РАО С. Н. Чистякова («Социальное партнёрство в педа-
гогической поддержке профессионального самоопределения учащейся молодёжи»); доктор педагогики, главный редактор «Нового журнала адаптации и школьного образования» («La nouvelle revue de l'adaptation et de la scolarisation») Эрве Бенуа («Какие институциональные барьеры могут помешать оперативной реализации принципа доступности в образовании?»).
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова в лице ректора Е.И. Михайловой уделяет становлению инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) особое пристальное внимание с целью организации и проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в области инклюзивного образования в системе дошкольного, общего, высшего профессионального образования. В 2010 г. решением Учёного совета СВФУ создана единственная в Российской Федерации, уникальнейшая по своему статусу и оснащению современным оборудованием по мировым стандартам, учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий; в 2013 г. создан единственный за Уралом Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования, а в 2014 г. на расширенной коллегии Министерства образования Республики Саха (Якутия) была единогласно утверждена Концепция развития инклюзивного образования Республики Саха (Якутия), автором которой является директор СВ НИЦ РИО СВФУ, к. п. н. П.Р. Егоров;
В рамках конференции работало пять секций:
Секция 1. Особенности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в рамках внедрения непрерывной системы инклюзивного образования (руководитель секции д.п.н., заместитель директора по научной работе института образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РАО (г. Москва) С. А. Боргояков.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Секция 2. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение школьников с особыми образовательными потребностями в рамках внедрения непрерывной системы инклюзивного образования (руководитель секции - д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО, Академик-секретарь Отделения профессионального образования РАО (г. Москва) С. Н. Чистякова.
Секция 3. Методы и специальные условия организации обучения студентов с особыми образовательными потребностями в рамках внедрения непрерывной системы инклюзивного образования (руководитель секции - к.п.н., старший научный сотрудник головного учебно-исследовательского методического центра Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (г. Москва), Э. И. Леонгард.
Секция 4. Подготовка педагогических кадров для реализации инклюзивного образования в России и за рубежом (руководитель секции к.п.н., проректор по учебной работе Института специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга (г. Санкт-Петербург) А. М. Витковская.
Секция 5. Дистанционные технологии и адаптивные компьютерные технологии, необходимые для внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями (руководитель секции - к.э.н., директор Института открытого и дистанционного образования Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск) А. А. Демин.
В докладах участников конференции, посвящённых вопросам внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями, отмечено следующее:
- инклюзивное образование является важнейшей общегосударственной задачей, определённой пунктом 27, второй статьи, первой главы нового Федерального закона об образовании №273 РФ и статьёй 24 международной конвенции ООН о правах инвалидов;
- развиваются позитивные инклюзивные процессы в общеобразовательных организациях, включая ДОУ, общеобразовательные школы, учебные заведения среднего и высшего профессионального образования;
- в силу своих компенсаторных возможностей адаптивные компьютерные тех-
нологии могут и должны выступать в инклюзивном образовании в двух ролях: как эффективный инструмент обеспечения образовательного процесса учащихся с особыми образовательными потребностями и как важнейший предмет для освоения.
- имеются проблемы в создании инклюзивного образовательного пространства, связанные с недостаточной подготовленностью специалистов и общества в целом к реализации инклюзивной практики;
- необходима дальнейшая разработка нормативно-правовых актов, способствующих внедрению непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями;
- необходимо выработать единый терминологический глоссарий в области образования, а именно исключить в быту, в социуме и во всех общественных, учебных, научных и культурных сообществах использование термина «инвалид» на основании того, что в новом федеральном законе об образовании РФ в понятийном аппарате данный термин отсутствует. Необходимо ввести в оборот словосочетание - люди с особыми образовательными потребностями, так как мы занимаемся обучением и образованием данной категории граждан современного общества;
- важным является развитие соответствующей инфраструктуры для создания необходимых специальных условий обучения, воспитания, социализации детей с особыми образовательными потребностями.
В образовательных учреждениях г. Якутска, реализующих инклюзивное образование, состоялись мастер-классы С. Б. Соловьевой; директора Российского фонда «Прозрение», Ю. А. Москвитина, зав. учебно-научной лабораторией адаптивных компьютерных технологий СВ НИЦ РИО; Л. И. Аммосовой, доцента кафедры адаптивной физкультуры ИФКИС СВФУ
Во время работы секций и круглого стола участники конференции высказали ряд предложений.
Правительству Республики Саха (Якутия):
сформировать в ближайшее время Координационный совет по инклюзивному образованию при Президенте Республики Саха (Якутия);
Государственному Собранию (Ил Тумэн) республики Саха (Якутия):
210
Сибирский педагогический журнал ♦ № 4 / 2014
SCIENTIFIC LIFE
всенародно обсудить и к концу 2015 года принять закон об инклюзивном образовании людей с особыми образовательными потребностями в Республике Саха (Якутия).
Министерству образования РС (Я):
- обеспечение общеобразовательных организаций новыми информационными, в том числе адаптивными компьютерными технологиями для организации комфортного обучения детей с особыми образовательными потребностями;
- предусмотреть возможность доплаты педагогическим работникам (воспитателям и учителям), работающим в группах, классах с детьми с особыми образовательными потребностями в количестве ниже, установленной нормы обучающихся;
- Министерству образования и науки Российской Федерации:
- разработка механизмов финансово-
го обеспечения инклюзивного процесса в общеобразовательных организациях (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации, внесение дополнений в положение об оплате труда и др.);
Северо-Восточному федеральному университету имени М.К. Аммосова:
- проведение фундаментальных и прикладных психологических, педагогических, социологических научных исследований по вопросам инклюзивного образования;
- развивать сотрудничество между образовательными организациями Российской Федерации и зарубежных стран, имеющих передовой опыт по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями.
Директор СВ НИЦ РИО к.п.н. П.Р. Егоров