ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
УДК 159.922.76:616.89
Егоров Пантелеймон Романович
Кандидат педагогических наук, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммо-сова, [email protected], Якутск
создание специальных условий обучения студентов с особыми образовательными потребностями
Аннотация. В свете ратификации Россией конвенции ООН о правах инвалидов автор предлагает внедрить теоретическую модель непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями, которая включает в себя все ступени развития образования (детский сад, школа, Суз, Вуз). Тогда, по мнению автора, в вузы придут уже заранее подготовленные студенты с особыми образовательными потребностями, и не будет необходимости тратить на них лишних два года, что происходит в некоторых Российских вузах. По мнению автора для них не нужно писать специальных образовательных программ и все студенты с ООП должны учиться инклюзивно на общих основаниях и по существующим федеральным государственным образовательным стандартам. Лишь нужно, на основании нового федерального закона об образовании, в вузах создавать специальные условия для методического сопровождения учебного процесса студентов с ООП, что происходит в Северо-Восточном федеральном университете.
Ключевые слова: студенты с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, адаптивные компьютерные технологии, непрерывная система инклюзивного образования.
Egorov Panteleimon Romanovich
Candidate of Pedagogical Sciences, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, [email protected], Yakutsk
the creation of special conditions of education for students with special educational needs
Abstract. In light of the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities ratificated in Russia, the author proposes to introduce a theoretical model of the continuous system of inclusive education for people with special educational needs which includes all stages of education development (kindergarten, school, vocational education institution, higher education institution). Then, in the author's opinion, universities will be attended by already prepared students with special educational needs, and there will be no need to spend an extra two years which is the case of some Russian universities. According to the author there's no need to write special education programs and all the students with SEN should study inclusively according to the usual procedure and existing federal state educational standards. Under the new federal law on education, it's only necessary for the universities to establish special conditions for the methodological support of the educational process of students with SEN which takes place at North-Eastern Federal University.
Keywords: students with special educational needs, inclusive education, adaptive computer technologies, continuous system of inclusive education.
В ежегодном послании Президента России В. В. Путина к Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года прозвучали слова о том, что «... Решающее значение для будущего российской школы приобретает про-
фессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью» [5]. 2012 год в России можно назвать
«революционным» в плане появления законодательных и правовых актов, регулирующих внедрение непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями (ООП), что, конечно же, способствовало активному внедрению инклюзивного образования в учебных заведениях Российской Федерации [2; 5; 6].
Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) имени М. К. Аммосова уделяет пристальное внимание становлению инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия). С 2010 г. включён в перечень базовых образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; создана постоянная комиссия по работе со студентами с особыми образовательными потребностями под председательством проректора по педагогическому направлению СВФУ (2011).
Деятельность подразделений СВФУ направлена на теоретико-методологическое и научно-методическое обеспечение развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия), повышения квалификации и послевузовского профессионального образования специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование. В университете создана единственная в Российской Федерации, уникальнейшая по оснащению современным оборудованием, учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий. Ее наиболее активными и заинтересованными пользователями стали студенты, аспиранты и специалисты с проблемами зрения (за 2011 - 2013 гг. - 253 человека). С одной стороны, именно эта группа пользователей испытывает наибольшую потребность в применении адаптивных, компьютерных технологий во время подготовки к учебному процессу, с другой - эта категория людей способна быстро обучаться, осваивать и использовать их на практике. В компьютерном классе учебно-научной лаборатории, студенты работают во всемирной сети Интернет, готовят рефераты, курсовые и дипломные работы. Сотрудниками лаборатории ведётся научное руководство курсовыми и дипломными работами студентов по различным
темам, в том числе и по социальной интеграции и профессиональной реабилитации молодёжи с особыми образовательными потребностями [2; 3].
В университет обучаются около двухсот студентов с ООП, в 2010 г. была разработана и внедрена модель организационно-педагогического сопровождения учебного процесса людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных, компьютерных технологий [4]; разработана учебная программа (72 часа) «Использование адаптивных компьютерных технологий в учебном процессе студентов с проблемами зрения»*. Цель данной учебной программы состоит в формировании у студентов с ООП информационной компетентности - основных пользовательских навыков работы в среде Windows и с офисными приложениями на основе невизуального интерфейса, умения использовать адаптивные компьютерные технологии (программы экранного доступа к информации Jaws и увеличения шрифтов Magic, Брайлевская строка Focus-40 Blue, Брайлевский принтер Index Braille Embosser Everest и т.д.) для обеспечения качественной подготовки к занятиям в учебном процессе. Освоение данной учебной программы закладывает у людей с ООП основы компьютерных знаний, формирует необходимые навыки работы на пользовательском уровне и умение применять адаптивные компьютерные технологии в учебном процессе. Так, сотрудники лаборатории подготовили и издали два произведения Якутского героического эпоса Олонхо для людей с проблемами зрения по системе Брайля рельефно-точечным шрифтом, разработали техническое задание для создания Якутского синтезатора речи, появление которого стало важным событием в в культурной и научной жизни незрячих и слабовидящих людей. Этот синетзатор, состоящий из мужского (Толбон) и женского (Сата)
* авторы программы: директор СевероВосточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования СВФУ к.п.н. П.Р. Егоров и заведующий учебно-научной лабораторией адаптивных компьютерных технологий СВФУ (незрячий) президент Якутской республиканской ассоциации инвалидов-студентов и специалистов Ю.А. Мо-сквитин
PEDAGOGICAL EXSPERIENTCE
голосов, помогает школьникам и студентам получать более качественное образование посредством использования адаптивных компьютерных технологий.
В рамках внедрения в Республике Саха (Якутия) непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий, которая включает в себя все ступени развития образования, организованы семинары-практикумы (всего - 7) с общим охватом 196 воспитателей и педагогов. А в 2011 г. создана экспериментальная площадка по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования детей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий на базе МДОУ детский сад №11 «Подснежник» в г. Якутске, где из 330 посещающих детей -170 детей с нарушениями зрения [3].
Сотрудники учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий выступили с инициативой законодательной разработки и принятию закона инклюзивного образования Республики Саха (Якутия). В 2012 г. а также разработали проект первой в России концепции развития инклюзивного образования Республики Саха (Якутия) [4].
Концепция ориентированан на качественное и планомерное усовершенствование системы образования и социальной реабилитации детей с ООП, путём внедрения инклюзивного образования, направленное на полноценное развитие и самореализацию детей с ООП. Для этого необходимо создание комплекса мер:
- усовершенствование нормативно-правового, научно-методического, финансово-экономического обеспечения, ориентированного на внедрение инклюзивной формы обучения;
- развитие кадрового, методического, дидактического обеспечения образовательных учреждений, участвующих в процессе инклюзии;
- усовершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, медицинских и социальных работников, внедряющих инклюзивную форму обучения;
- привлечение родителей детей с ООП к участию в учебно-реабилитационном процессе с целью повышения его эффективности;
- формирование социально-психологической культуры населения для развития инклюзивных процессов;
- ввод инновационных образовательных технологий в контексте форм инклюзивного подхода и моделей предоставления специальных образовательных услуг для детей с ООП;
- внедрение теоретической модели непрерывной системы инклюзивного образования во всех учебных заведениях Республики Саха (Якутия) (дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательное учреждение, начальная и средняя профессиональная подготовка и высшее учебное заведение) с учетом потребности общества [Там же].
Таким образом, в свете ратификации Россией конвенции ООН о правах инвалидов представляется возможным внедрение непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями, которая включает в себя все ступени образования, что будет способствовать оптимизации адаптации студентов с особыми образовательными потребностями к обучению в вузе на общих основаниях и по существующим федеральным государственным образовательным стандартам. Необходимы специальные условия собственно для методического сопровождения учебного процесса студентов с ООП. Дл решения данной задачи создан Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования. К числу приоритетных направлений деятельности центра отнесены:
осуществление организационно-педагогического, психолого-педагогического, технологического сопровождения инклюзивного обучения студентов с ООП с целью создания условий для их адаптации в вузе, формирования у выпускников информационной компетентности, обеспечивающей их конкурентоспособность на рынке труда;
ведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в области инклюзивного образования по использованию адаптивных компьютерных технологий в процессе обучения студентов с ООП, их апробация и практическая реализация с учетом актуальных направлений модернизации российского образования и его интеграции в мировую образовательную систему;
расширение международных связей Университета в области инклюзивного образования студентов с ООП по проблемам доступности высшего образования, формирования открытого образовательного пространства;
проведение организационной работы для привлечения как российских, так и зарубежных учёных-исследователей в области инклюзивного образования и бизнес-партнёров.
Библиографический список
1. Послание Президента России В. В. Путина к Федеральному собранию от 12 декабря 2013 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www. garant.ru/hotlaw/federal/436087 (дата обращения: 19.08.2014).
2. Егоров П. Р. Организационно-педагогические условия профессионального образования людей с особыми образовательными потреб-
ностями посредством использования адаптивных компьютерных технологий: монография. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - 210 с.
3. Егоров П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. - № 3. -2012. - С. 107-112.
4. Концепция развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия), Якутск, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www. yakutia. info/article/85638 (дата обращения: 19.08.2014).
5. Ряписова А. Г., Чепель Т. Л. Исследование эффективности образовательного процесса в условиях инклюзивной практики //Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №2. - 226-233.
6. Дзоз В. А., Трифонов С. И. , Чеснокова Г. С. Организация инклюзии в системе непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №2. - С. 233-238.