ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК. 371:681.3 П. Р. Егоров, Г. Ф. Егорова
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ЯКУТИИ
Описываются специальные условия обучения студентов с особыми образовательными потребностями (ООП), которые созданы в Северо-Восточном федеральном университете. В свете ратификации Россией конвенции ООН о правах инвалидов автор предлагает внедрить теоретическую модель непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями, которая включает в себя все ступени развития образования (детский сад, школа, ссуз, вуз). В этом случае в вузы придут уже заранее подготовленные студенты с особыми образовательными потребностями. По мнению автора, для них не нужно писать специальные образовательные программы, и все студенты с ООП должны учиться инклюзивно на общих основаниях и по существующим федеральным государственным образовательным стандартам. На основании нового федерального закона об образовании в вузах необходимо создавать специальные условия для методического сопровождения учебного процесса студентов с ООП, что происходит в Северо-Восточном федеральном университете.
Ключевые слова: студенты с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, адаптивные компьютерные технологии, непрерывная система инклюзивного образования, концепция инклюзивного образования, конвенция ООН о правах инвалидов, методическое сопровождение, детский сад, школа, гимназия университет.
P R. Egorov, G. F Egorova
The North-Eastern Scientific and Innovative Centre of Development of Inclusive Education - the Resource Center of Republic of Sakha (Yakutia)
The article describes special learning environment for students with special educational needs established at North-Eastern Federal University. In light of the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities ratification in Russia, the author proposes to introduce a theoretical model of the continuous system of inclusive education for people with special educational needs which includes all stages of education development (kindergarten, school, vocational education institution, higher education institution). Then, in the
ЕГОРОВ Пантелеймон Романович - к. п. н., директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования СВФУ имени М. К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
EGOROV Pantelejmon Romanovich - PhD in Educational Science, the director of the Northeast scientifically-innovative Centre of development inclusive education of North-Eastern Federal University n. a. M. K. Ammosov.
E-mail: [email protected]
ЕГОРОВА Глафира Федоровна - начальник научно-инновационного отдела Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования СВФУ имени М. К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
EGOROVA Glafira Fedorovna - manager of the Northeast scientifically-innovative Centre of development inclusive education of North-Eastern Federal University n. a. M. K. Ammosov.
E-mail: [email protected]
author's opinion, universities will be attended by already prepared students with special educational needs, and there will be no need to spend an extra two years which is the case of some Russian universities. According to the author, there is no need to write special educational programs and all the students with SEN should study inclusively according to the usual procedure and existing federal state educational standards. Under the new federal law on education, it is only necessary for the universities to establish special conditions for the methodological support of the educational process of students with SEN, which takes place at North-Eastern Federal University.
Keywords: students with special educational needs, inclusive education, adaptive computer technologies, continuous system of inclusive education, the concept of inclusive education, the convention of the United Nations on the rights of invalids, methodical support, kindergarten, school, grammar school, university.
Введение
На современном этапе развития гражданского общества в Российской системе образования зарождается новая образовательная модель - инклюзивное обучение людей с особыми образовательными потребностями (ООП). Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети, а не только дети с особыми образовательными потребностями.
Принятые на законодательном уровне решения о вариативности образования для людей с ООП, создании и развитии специальных образовательных условий для указанной категории воспитанников и обучающихся в системе образования общего назначения на всех ступенях, во всех типах и видах образовательных учреждений (Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция реформирования системы специального образования» от 9 февраля 1999 г. № 3/1) вызвали необходимость конкретизации решения поставленной проблемы не только на федеральном, но и региональном уровне [1].
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова в лице ректора университета Е. И. Михайловой уделяет становлению инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) особое пристальное внимание с целью организации и проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в области инклюзивного образования в системе дошкольного, общего, высшего профессионального образования [2].
По приказу министра образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко от 30 декабря 2010 г. за № 2211 Северо-Восточный федеральный университет включён в перечень базовых образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации, обеспечивающих условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В ежегодном послании Президента России В. В. Пу-
тина к Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. прозвучали слова: «... Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью» [3].
Деятельность подразделений СВФУ направлена на теоретико-методологическое и научно-методическое обеспечение развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия), повышение квалификации и послевузовского профессионального образования специалистов образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование.
Создание специальных условий обучения студентов с особыми образовательными потребностями
В 2010 г. в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова решением Учёного совета СВФУ создана единственная в Российской Федерации, уникальнейшая по своему статусу и оснащению современным оборудованием по мировым стандартам общеуниверситетская учебно-научная лаборатория адаптивных компьютерных технологий (УНЛАКТ). Из восьми сотрудников пятеро с проблемами зрения и один с проблемами слуха. По программе развития было приобретено оборудование на 14 миллионов рублей: сорок брайлевских строк, включая органайзеры Pronto; десятки всевозможных цифровых видеоувеличителей, начиная с портативного Rubi, кончая стационарными топазами; видеокамеры Perl для мгновенного озвучивания плоскопечатных текстов и сохранения информации на винчестере компьютера; четыре брайлевских принтера Everest и один принтер «Emprint SpotDot» с технологией Тайгер для распечатки методических материалов и издания учебников по системе Брайля; устройства PIAF для изготовления рельефно-графических пособий; универсальные диктофоны с поддержкой формата Daze «Plextalk»; GPS-навигаторы, смартфоны, айпэды и айфоны.
За 2011-2014 гг. в УНЛАКТ прошли обучение и получили методическую помощь при подготовке к учебному процессу 253 студента с ООП. В компьютерном классе УНЛАКТ, который оснащён по последнему слову науки и техники, студенты работают во всемирной сети Интернет, готовят рефераты, курсовые и дипломные работы. Сотрудниками УНЛАКТ ведётся научное руко-
водство курсовыми и дипломными работами студентов по различным темам.
5 марта 2011 г. приказом № 149 ректора СВФУ Е. И. Михайловой создана постоянная комиссия по работе со студентами с особыми образовательными потребностями под председательством проректора по педагогическому направлению СВФУ М. П. Федорова. В СВФУ ведётся определённая социально-психологическая работа среди студентов с особыми образовательными потребностями, содействие в получении общежития и социальных стипендий, психологические беседы со студентами во время подготовки и сдачи зачётов, экзаменов.
1 июня 2013 г. в СВФУ на базе УНЛАКТ решением Учёного совета СВФУ создан единственный за Уралом Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования. Основной целью деятельности СВ НИЦ РИО является методологическая, технологическая и методическая разработка вопросов использования адаптивных компьютерных технологий для создания специальных условий студентам с особыми образовательными потребностями в процессе их инклюзивного обучения в вузе [4].
Основными задачами СВ НИЦ РИО являются:
- осуществление организационно-педагогического, психолого-педагогического, технологического сопровождения инклюзивного обучения студентов с ООП с целью создания комфортных условий для их адаптации в вузе, формирования у выпускников информационной компетентности, обеспечивающей их конкурентоспособность на рынке труда;
- ведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в области инклюзивного образования по использованию адаптивных компьютерных технологий в процессе обучения студентов с ООП, их апробация и практическая реализация в университете и в Северо-Восточном регионе РФ с учетом актуальных направлений модернизации российского образования и его интеграции в мировую образовательную систему;
- расширение международных связей университета в области инклюзивного образования студентов с ООП по проблемам доступности высшего образования, формирования открытого образовательного пространства;
- проведение организационной работы для привлечения как российских, так и зарубежных учёных-исследователей и бизнес-партнёров в области инклюзивного образования.
Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь школы. Смысл инклюзии - не просто поместить ребенка в обычный класс на часть дня или целый день, а таким образом изменить организацию пространства класса, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в жизнь класса. В идеале инклюзив-
ный класс должен объединять несколько групп детей с особыми образовательными потребностями, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом [5].
Инклюзивное образование не будет успешным, если оно будет лишь мертвой структурой. Это динамичный процесс, и чтобы сделать его «живым», требуется постоянный совместный мониторинг, с привлечением всех участников к критическому анализу и оценке действий. Основным принципом инклюзивного образования является гибкость данного вида образования и его способность реагировать на постоянные изменения, которые невозможно спрогнозировать [6].
За последний год организованы и проведены следующие мероприятия:
- курсы повышения квалификации и научно-практические семинары по внедрению инклюзивного образования для начальников управления образованием районов и городов, директоров базовых школ, директоров реабилитационных центров с выездом в районы;
- подготовлен проект международного консорциума вузов по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования;
- совместно с подразделениями СВФУ разработаны адаптационные модули, направленные на минимизацию и устранение влияния ограничений здоровья при формировании необходимых компетенций студентов с особыми образовательными потребностями;
- созданы стажировочные площадки по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования на базе СВ НИЦ РИО для людей с проблемами зрения и слуха, на базе Педагогического института для людей с проблемами речи и ЗПР;
- совместно с управлением качества разработаны локальные акты по созданию специальных условий обучения студентов с ООП для подразделений СВФУ.
В этом году планируется создание учебной лаборатории по методическому сопровождению учебного процесса студентов с проблемами слуха, для этого закуплено современное уникальное оборудование - динамическая ФМ-система Роджер.
Одним из наиважнейших направлений работы Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова является социокультурная реабилитация студентов с особыми образовательными потребностями.
Ежегодно проводится традиционный конкурс «Студент года» среди студентов с особыми образовательными потребностями, обучающихся в Северо-Восточном федеральном университете. Данный конкурс проводится в мае с целью создания условий для раскрытия интеллектуальных и творческих способностей студентов с ООП, оказания им содействия в социальной интеграции в студенческое сообщество.
В Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова, в котором обучаются около двухсот
студентов с ООП (из которых 15 студентов с проблемами зрения, 22 студента с проблемами слуха), в 2010 г. был завершён педагогический эксперимент по методическому сопровождению учебного процесса студентов с ООП. В результате была защищена кандидатская диссертация на тему «Организационно-педагогические условия профессионального образования людей с особыми образовательными потребностями посредством использования адаптивных, компьютерных технологий».
Разработана уникальная учебная программа - адаптационный модуль (72 часа) «Использование адаптивных компьютерных технологий в учебном процессе студентов с проблемами зрения». Авторы программы: директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования СВФУ к. п. н. П. Р. Егоров и заведующий учебно-научной лабораторией адаптивных компьютерных технологий СВФУ, президент Якутской республиканской ассоциации студентов, аспирантов и специалистов с ООП Ю. А. Москвитин.
Цель преподавания адаптационного модуля
Инклюзивное образование как инновационный тип обучения людей с ООП представляет собой определённую форму организации учебной деятельности, при которой все обучающиеся, вне зависимости от их индивидуальных способностей и возможностей, а также принадлежности к определенным социальным и культурным меньшинствам, реализуют свое неотъемлемое конституционное право на получение качественного образования. Одновременно с этим инклюзивная модель обучения людей с ООП ориентирована не только на овладение ими конкретными умениями, знаниями и навыками в той или иной области научного познания, но и нацелена на их максимальную, успешную социализацию [7].
На современном этапе социально-экономических преобразований нашего общества и модернизации образования актуализируется проблема осознания новых целей и ценностей инклюзивного образования людей с ООП посредством использования адаптивных компьютерных технологий. Настоящий этап его развития в России может быть обозначен как переходный, включающий как совершенствование существующей системы, так и поиск путей перехода на более высокий качественный уровень, связанный с инклюзивным обучением людей с ООП в учебных заведениях. В силу этого возникла острая необходимость разработки новых методологических подходов в использовании адаптивных компьютерных технологий.
Адаптивные компьютерные технологии - это специальные компьютерные технологии, предназначенные для самостоятельной (без посторонней помощи) работы людей с ООП на персональном компьютере. Они имеют дополнительную компенсаторную функцию - ниве-
лирование вызываемых зрительной, слуховой и иной депривацией трудностей и предоставляют людям с ООП реальные возможности участия в различных видах и формах современной жизнедеятельности, включая образование и профессиональную работу наравне с остальными членами общества. Это определяет значимость адаптивных компьютерных технологий как эффективного фактора социализации людей с ООП и их полной интеграции в современное общество.
Адаптивные компьютерные технологии являются эффективным средством обеспечения людей с ООП в доступе к информации. Их использование расширяет возможности образовательной и профессиональной деятельности данной категории населения. Адаптивные компьютерные технологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих людям с ООП представления информации с монитора персонального компьютера в доступной для их восприятия форме: в речевом режиме, укрупнённым шрифтом, или рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля. Эти технологии позволяют людям с ООП самостоятельно работать на обычных персональных компьютерах с офисными приложениями и иными программами общего назначения (MS Word, Internet Explorer и др.). Они получают обычные пользовательские возможности [8]. Для грамотного применения адаптивных компьютерных технологий необходимо усвоение целостной системы умений, знаний и навыков, включающей как общую информационную культуру, так и специальную часть, связанную с использованием технических тифло-средств. Данные технологии при работе на персональном компьютере вносят совершенно принципиальные отличия в рабочий процесс пользователя с ООП. Для получения информации обычному пользователю достаточно изображения на мониторе персонального компьютера, которое обеспечивает возможность целостного обзора, а при невизуальном доступе к информации с помощью адаптивных компьютерных технологий её представление должно формироваться в уме пользователя с проблемами зрения на основе последовательных сообщений, выводимых на синтезатор речи или брай-левскую строку. При этом целостная информационная модель не имеет материального носителя, существуя только в абстрактном представлении пользователя с проблемами зрения.
Существенным отличием в работе пользователя с ООП является невозможность полноценного применения мыши, поэтому основным рабочим инструментом в этом случае становится брайлевская строка и клавиатура. Эти принципиальные отличия вызывают необходимость организации для пользователей с ООП специального обучения и разработки специальной учебной программы [9]. Данный адаптационный модуль направлен на освоение работы с программами общего назначения (MS Word, Internet Explorer и др.) и
строится на основе методик, учитывающих применение адаптивных компьютерных технологий. Цель данного адаптационного модуля состоит в формировании у студентов с проблемами зрения информационной компетентности - основных пользовательских навыков работы в среде Windows и с офисными приложениями посредством использования адаптивных компьютерных технологий на основе невизуального интерфейса, обеспечиваемого программой экранного доступа JAWS и брайлевской строкой, и умения использовать адаптивные компьютерные технологии для обеспечения доступа к информации в учебном процессе.
Задачи адаптационного модуля
Адаптационный модуль направлен на овладение студентами с проблемами зрения адаптивными компьютерными технологиями на основе невизуальной работы в среде операционной системы Windows. В качестве инструмента обеспечения невизуального интерфейса мы будем использовать брайлевскую строку Focus 40 Blue и программу экранного доступа к информации JAWS (версии 14 и выше) компании Freedom Scientific (США) с российской локализацией фирмы ООО «Элита групп»:
- формирование представления об основных элементах графического интерфейса программы Windows, приобретение умений, знаний, навыков работы в операционной системе Windows посредством использования адаптивных компьютерных технологий;
- освоение основных умений, знаний и навыков работы с сервисными программами (утилитами), такими как антивирусные средства и архивация файлов;
- освоение основных умений, знаний и навыков работы в текстовом процессоре MS Word;
- освоение основных умений, знаний и навыков работы в табличном процессоре MS Excel;
- применение сканера и программы распознавания текста FineReader для обеспечения доступа к информации, представленной в плоскопечатном виде;
- формирование умений, знаний и навыков работы с информационными ресурсами в глобальных сетях на примере браузера Internet Explorer, поиска информации на сайтах;
- использование электронной почты.
Место адаптационного модуля в учебном процессе
Адаптационный модуль преподаётся в учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова в сотрудничестве с кафедрой педагогики Педагогического института на протяжении двадцати двух лет для студентов с проблемами зрения, обучающихся на разных факультетах СВФУ и других высших и средне-специальных учебных заведениях Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации по разным специальностям. Основой для освоения учебной программы служат школьные знания по информатике и профориентационная работа, проводимая на протяже-
нии двух десятилетий по приобщению к адаптивным компьютерным технологиям школьников Якутской республиканской школы для слепых и слабовидящих детей. Для эффективного освоения учебной программы студентам с проблемами зрения необходимо умение пользоваться десятипальцевой системой работы на клавиатуре персонального компьютера. Изучение данного адаптационного модуля закладывает у студентов с проблемами зрения основы компьютерных знаний, формирует их информационную компетентность и необходимые навыки работы на пользовательском уровне в среде MS Windows и с офисными приложениями, умение применять адаптивные компьютерные технологии в своем основном учебном процессе. Его освоение обеспечивает базовый набор компьютерных знаний, умений и навыков, которые позволяют пользователям с ООП начать самостоятельно применять персональный компьютер на практике.
Кроме того, основываясь на использовании адаптивных компьютерных технологий, пользователь с ООП может (при необходимости) самостоятельно (читая книги общего назначения, экспериментируя или используя помощь зрячего помощника, не владеющего адаптивными компьютерными технологиями) осваивать работу в нужных ему приложениях.
Работа в операционной системе Windows посредством использования адаптивных компьютерных технологий
1. Устройства, входящие в состав персонального компьютера: клавиатура, монитор, системный блок, процессор, оперативная, постоянная и внешняя память, устройства ввода/вывода, единицы измерения информации.
2. Программа экранного доступа к информации Jaws, её назначение и приёмы работы.
3. Брайлевская строка Focus 40 Blue, её назначение и приёмы работы.
4. Программа увеличения шрифтов Magic, её назначение и приёмы работы.
5. Освоение десятипальцевого метода работы на клавиатуре, управляющие и алфавитно-цифровые клавиши, русская, английская и якутская раскладки клавиатуры.
6. Содержимое рабочего стола, работа с окнами, главное и системное меню, форматирование USB-флеш-на-копителей.
7. Работа с сервисными программами (утилитами), антивирусные средства, архивация файлов.
Система файлов и папок
1. Определение файлов и папок, имя и тип файла, режим «Мой компьютер», перемещение по файлам и папкам.
2. Операции над объектами: «копирование», «удаление» и «переименование» файлов, папок, создание папок, подпапок и иконок.
Диалоговые окна
1. Диалоговые окна, элементы управления, клавиатурные команды программы Jaws, облегчающие работу в диалогах.
2. Элементы диалога «Радиокнопка» и «Флажок» на примере диалогов настроек программы Jaws, списки и комбинированные списки.
3. Файловый менеджер «Total Commander», его назначение и приёмы работы.
Работа в текстовом процессоре Word
1. Запуск программы Word, создание нового документа, сохранение нового документа, внесение изменений и дополнений в существующий документ и его сохранение.
2. Форматирование документа, абзацы, стили, шрифты, операции над фрагментами документа «Копировать», «Вырезать», «Вставить».
3. Проверка орфографии, исправление ошибок в документе, гиперссылки, получение статистики.
4. Специальные элементы разметки, таблицы, сноски, колонтитулы.
5. Подготовка документа для печати, параметры страницы, расстановка полей страницы, автоматическое создание оглавления, режим печати.
Работа в табличном процессоре Excel
1. Запуск программы Excel, рабочее окно программы, режимы меню программы.
2. Организация табличных данных, ввод данных, ввод и копирование формул.
3. Создание диаграмм, сохранение книг.
Программа FineReader: сканирование и распознавание текстов
1. Окно программы FineReader, требования к сканерам и распознаваемым образам, создание пакетов, сканирование документов.
2. Некоторые настройки программы FineReader, настройка параметров сканирования, распознавания и форматирования.
3. Редактирование и подготовка отсканированной страницы для распознавания, распознавание текста, выделение зон распознавания, проверка и редактирование результатов распознавания, сохранение результатов распознавания, в том числе и в других приложениях.
Принципы работы в глобальных сетях на примере использования браузера Internet Explorer
1. Локальные и глобальные сети, всемирная паутина, настройка параметров браузера, начало работы, гипертекст, переход к новой странице.
2. Специализированные сайты для пользователей с проблемами зрения: www.tiflocomp.ru - компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих, www.integr. com - клуб незрячих пользователей компьютера «Интеграция», www.asi.ysu.ru - сайт Якутской республиканской ассоциации инвалидов - студентов и специалистов.
3. Использование клавиатурных команд программы
JAWS для перемещения по сайтам, работа с таблицами, создание и использование ориентиров.
4. Поиск информации в Интернете, специализированный поисковый ресурс для людей с проблемами зрения www.yandex.ru, формулирование запроса на поиск, просмотр результатов поиска, приемы ориентации на незнакомых сайтах, сохранение нужных страниц в режиме «Избранное».
Работа с электронной почтой
1. Запуск программы Windows Mail, настройка параметров программы, создание учётной записи пользователя.
2. Создание почтового ящика на бесплатном почтовом сервере www.mail.ru.
3. Работа с электронной почтой, папки «Входящие», «Исходящие», «Отправленные», «Удаленные», «Черновики», «Нежелательная почта».
4. Как написать письмо, отправить письмо, получить письмо, заблокировать приход нежелательных писем.
В 2012 г. в культурной и научной жизни незрячих и слабовидящих людей произошло наиважнейшее событие - создание синтезатора якутской речи. Синтезатор якутской речи, состоящий из двух голосов мужского (Толбон) и женского (Сата), был разработан сотрудниками учебно-научной лаборатории адаптивных компьютерных технологий совместно с сотрудниками объединённого Института проблем информатизации Национальной Академии наук Беларуси. Этот синтезатор поможет многим школьникам и студентам получить более качественное образование посредством использования адаптивных компьютерных технологий.
Разработан проект Концепции развития инклюзивного образования Республики Саха (Якутия) (автор к. п. н. П. Р. Егоров), обсуждение которой велось во всех районах и городах Республики Саха (Якутия).
24 августа 2012 г. в рамках августовского совещания учителей на заседании коллегии Министерства образования Республики Саха (Якутия) данная концепция была единогласно утверждена членами коллегии. Это первая концепция по инклюзивному образованию в Российской Федерации [10].
Получив знания в полном объёме по общеобразовательным программам вуза, студенты с ООП будут хорошими профессионалами, конкурентоспособными на рынке труда.
Все незрячие и слабовидящие студенты учились и учатся в российских вузах только на общих основаниях - инклюзивно, для них не разрабатываются специальные образовательные программы. Нужно в вузах создавать специальные условия для методического сопровождения учебного процесса студентов с ООП, что и осуществляется в Северо-Восточном федеральном университете [11].
В рамках внедрения непрерывной системы инклюзивного образования сотрудниками СВ НИЦ РИО
организовано и проведено семь семинаров-практикумов (280 часов) с общим охватом 196 воспитателей и педагогов.
16 ноября 2011 г. создана экспериментальная площадка по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования детей с проблемами зрения посредством использования адаптивных компьютерных технологий на базе МДОУ детский сад № 11 «Подснежник» в г. Якутске; из 330 посещающих детей 170 - дети с нарушениями зрения.
Сотрудниками СВ НИЦ РИО подготовлена законодательная инициатива по разработке и принятию закона инклюзивного образования Республики Саха (Якутия). Данный законопроект в октябре 2013 г. был передан А. А. Григорьевой - председателю профильного комитета по науке, образованию, культуре и СМИ Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Сотрудники СВ НИЦ РИО имеют тесные научные связи с коллегами из ведущих российских и зарубежных вузов: университет Масарика (Чехия, Брно), университеты Карлсруе, Дюйсбурга, Дортмунда, Дюссельдорфа, Гамбурга (Германия), университет Парижа (Франция), Институт спорта (Италия, Рим), а также университеты стран АТР.
На базе СВФУ в г. Якутске за три года организованы и проведены две международные научно-практические конференции. 21-23 сентября 2011 г. состоялась первая международная научно-практическая конференция на тему: «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения», на которую были приглашены учёные и специалисты из тридцати субъектов Российской Федерации и пяти зарубежных стран. Для проведения данной международной научно-практической конференции по инклюзивному образованию, инициаторами и организаторами которой выступили сотрудники УНЛАКТ, СВФУ выделена значительная денежная сумма, что позволило провести данную конференцию на высоком организационном уровне. Сотрудники УНЛАКТ были ответственны за организацию и проведение тендера и занимались непосредственно вопросами приглашения российских и зарубежных участников конференции. Уникальностью данной конференции является и тот факт, что организаторы смогли пригласить всех активных незрячих специалистов и учёных в области адаптивных компьютерных технологий со всей Российской Федерации.
23-26 июня 2014 г. состоялась вторая международная научно-практическая конференция на тему: «Инклюзивное образование - доступное образование - безбарьерная среда». Цель конференции - определить существующие проблемы и обозначить перспективы внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями в России и за рубежом, уточнить необходимые условия
внедрения непрерывной системы инклюзивного образования на современном этапе развития гражданского общества [12].
Завершена работа над докторской диссертацией на тему «Модель педагогического сопровождения людей с особыми образовательными потребностями в системе непрерывного образования на основе использования адаптивных компьютерных технологий». В ноябре 2014 г. данная докторская диссертация представлена для экспертной оценки и последующей защиты в диссертационный совет Московского психолого-социального университета.
Заключение
Таким образом, все студенты с особыми образовательными потребностями должны обучаться инклюзивно совместно со всеми студентами в общих группах. Для этого требуется еще много финансовых вложений и соответствующих педагогических кадров, чтобы учебные заведения могли создавать специальные условия по методическому сопровождению их учебного процесса.
Сегодня выбор инклюзивного учебного заведения является необходимым условием для успешной социализации детей с проблемами здоровья. Включение ребёнка с проблемами здоровья в социум может и должно происходить уже в первом учебном учреждении, детском саду. Тогда в школу и тем более в вуз придут уже подготовленные молодые люди, а вузам не надо будет тратить время и свои ресурсы для их адаптации, что сейчас происходит в некоторых российских вузах.
Тем не менее, это может происходить тогда и только тогда, когда права детей с проблемами здоровья укрепляются проводимой грамотной социальной политикой государства и толерантным отношением современного общества к этим детям.
Наряду с этим нужны современные педагогические программы и систематическое повышение квалификаций работников детских садов, учителей школ, преподавателей ссузов и вузов.
Л и т е р а т у р а
1. Витковская А. М. Современные подходы к формированию профессиональных компетенций в области инклюзивного образования = Modern Approaches to the Formation of Professional Competence in Inclusive Education / А. М. Витковская // Инклюзивное образование - доступное образование - безбарьерная среда: материалы второй международной научно-практической конференции (Якутск, 23-26 июня 2014 г.). - С. 235-238.
2. Егоров П. Р. Научно-методическое обеспечение повышения качества инклюзивного образования / П. Р. Егоров // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: материалы III международной научно-практической конференции 30 сентября 2014 г. - Белгород, 2014. - С. 38-44.
3. Послание Президента России В. В. Путина к Федераль-
ному собранию = The Address of President Vladimir Putin to the Federal Assembly. - 12 декабря 2013 г. Дата последнего обращения 12/05/2015 г. - Режим доступа: http://www.kremlin. ru/events/pre sident/news/19825.
4. Егоров П. Р. Психологические аспекты внедрения непрерывной системы инклюзивного образования людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика современной науки: материалы XIII международной научно-практической конференции 2-3 апреля 2014 г. - Москва, 2014. - С. 166-173.
5. Белкин Лиза // New York Times. - 2004. - 12 сент.
6. Stubbs Sue. Inclusive Education Where There are few resources = Стабс, С. Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах: пособие. - 2002 г.
7. Белова С. В. О феномене «Ковчега» и проблеме интеграционного обучения // Образование в современной школе.
- 2008. - № 1. - С. 78.
8. Рощина М. А. Опыт работы с учащейся незрячей молодёжью в Нижнем Новгороде и в приволжском федеральном округе / М. А. Рощина // Профессиональное образование лиц с нарушением зрения: проблемы, опыт, перспективы: материалы международной научно-практической конференции. - М., 2003. - С. 93-96.
9. Зарубина И. Н. Коррекционно-педагогическая поддержка студентов с нарушением зрения, обучающихся в высших учебных заведениях: канд. дис. / И. Н. Зарубина. - М., 2006.
- 221 с.
10. Концепция развития инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) = The Concept of Inclusive Education Development in the Sakha Republic (Yakutia) [Электронный ресурс] // Якутск, 2012. Дата последнего обращения 12/05/2015 г. - Режим доступа: http://sakha.gov.ru/sites/default/ files/page/files/2012_05/16/
11. Егоров П. Р. Инклюзивная форма обучения студентов с особыми образовательными потребностями // Методология, теория и практика современной педагогики, психологии, философии: Материалы III международной научно-практической конференции 21 апреля 2014 г. - Новосибирск, 2014. - С. 29-34.
12. Егоров П. Р. Создание специальных условий обучения студентов с особыми образовательными потребностями // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2014.
- № 5. - С. 151-154.
R e f e r e n c e s
1. Vitkovskaia A. M. Sovremennye podkhody k formirovaniiu professional'nykh kompetentsii v oblasti inkliuzivnogo obrazo-vaniia = Modern Approaches to the Formation of Professional
Competence in Inclusive Education / A. M. Vitkovskaia // Inkliu-zivnoe obrazovanie - dostupnoe obrazovanie - bezbar'ernaia sreda: materialy vtoroi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Iakutsk, 23-26 iiunia 2014 g.). - S. 235-238.
2. Egorov P. R. Nauchno-metodicheskoe obespechenie povy-sheniia kachestva inkliuzivnogo obrazovaniia / P. R. Egorov // Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoi nauki: materialy III mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 30 sen-tiabria 2014 g. - Belgorod, 2014. - S. 38-44.
3. Poslanie Prezidenta Rossii V. V. Putina k Federal'nomu so-braniiu = The Address of President Vladimir Putin to the Federal Assembly. - 12 dekabria 2013 g. Data poslednego obrashcheniia 12/05/2015 g. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/19825.
4. Egorov P. R. Psikhologicheskie aspekty vnedreniia ne-preryvnoi sistemy inkliuzivnogo obrazovaniia liudei s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostiami // Teoriia i praktika sovremennoi nauki: materialy XIII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 2-3 aprelia 2014 g. - Moskva, 2014. - S. 166-173.
5. Belkin Liza // New York Times. - 2004. - 12 sent.
6. Stubbs Sue. Inclusive Education Where There are few resources = Stabs, S. Inkliuzivnoe obrazovanie pri ogranichennykh resursakh: posobie. - 2002 g.
7. Belova S. V. O fenomene «Kovchega» i probleme integra-tsionnogo obucheniia // Obrazovanie v sovremennoi shkole. -2008. - № 1. - S. 78.
8. Roshchina M. A. Opyt raboty s uchashcheisia nezriachei molodezh'iu v Nizhnem Novgorode i v privolzhskom federal'nom okruge / M. A. Roshchina // Professional'noe obrazovanie lits s narusheniem zreniia: problemy, opyt, perspektivy: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - M., 2003.
- S. 93-96.
9. Zarubina I. N. Korrektsionno-pedagogicheskaia podderzhka studentov s narusheniem zreniia, obuchaiushchikhsia v vysshikh uchebnykh zavedeniiakh: kand. dis. / I. N. Zarubina. - M., 2006.
- 221 s.
10. Kontseptsiia razvitiia inkliuzivnogo obrazovaniia v Respublike Sakha (Iakutiia) = The Concept of Inclusive Education Development in the Sakha Republic (Yakutia) [Elek-tronnyi resurs] // Iakutsk, 2012. Data poslednego obrashcheniia 12/05/2015 g. - Rezhim dostupa: http://sakha.gov.ru/sites/default/ files/page/files/2012_05/16/
11. Egorov P. R. Inkliuzivnaia forma obucheniia studentov s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostiami // Metodologiia, teoriia i praktika sovremennoi pedagogiki, psikhologii, filosofii: Mate-rialy III mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 21 aprelia 2014 g. - Novosibirsk, 2014. - S. 29-34.
12. Egorov P. R. Sozdanie spetsial'nykh uslovii obucheniia studentov s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostiami // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. - Novosibirsk, 2014. - № 5. - S. 151-154.
^SNSMSr