Научная статья на тему 'Инфраструктура малого предпринимательства: анализ состояния и перспективы развития в г. Омске'

Инфраструктура малого предпринимательства: анализ состояния и перспективы развития в г. Омске Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3431
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА / РЫНОК / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / КОНЪЮНКТУРНЫЙ ОПРОС / MARKET INFRASTRUCTURE / SMALL BUSINESS / MARKET / ENTREPRENEURSHIP / INNOVATION ACTIVITY / MONITORING / MARKET SURVEY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайнуллина Гузалия Анваровна

Динамичность рыночной среды как во всем мире, так и в России оказывает значительное влияние на условия ведения бизнеса. Для обеспечения конкурентоспособности отечественным предприятиям необходим профессиональный подход к организации деятельности в изменяющихся условиях, характеризующихся повышением требований потребителей и усилением конкуренции. Общепризнанно, что даже наиболее успешные предприятия на отдельных этапах своего развития могут столкнуться с рядом проблем, решение которых потребует от управляющего персонала применения специальных знаний и новых, неосвоенных ранее подходов. Эффективность управления предприятием, обеспечение ему долговременного конкурентного преимущества во многом зависят от способности и умения руководства грамотно взаимодействовать с инфраструктурным комплексом, оперативно получать информацию и с меньшей степенью риска решать возникающие проблемы. В статье рассмотрены особенности функционирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Инфраструктура рынка имеет важное значение для формирования и развития предпринимательской деятельности. Важно, чтобы все компоненты инфраструктуры рынка создавали благоприятные общие условия для эффективной предпринимательской деятельности в регионе и предпринимательских структурах. В этой ситуации необходимы меры по созданию интегрированной системы сбора, накопления, анализа и интерпретации информации о ходе и тенденциях развития процессов в социальной и экономической сферах. Этим требованиям отвечает разрабатываемая в последние годы система сбора и обработки информации о хозяйствующем субъекте мониторинг. В работе использованы данные конъюнктурных опросов руководителей малых предприятий Омской области, проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов, а также применены методы отраслевого, институционального и функционального анализа. Исследован состав и уровень развития инфраструктуры, осуществляющей поддержку деятельности малого предпринимательства в Омской области, представлена структура отраслевого распределения субъектов малого бизнеса, выявлены факторы, сдерживающие рост бизнеса. На сегодняшний день большинство индустриально развитых стран связывает долгосрочный социально-экономический рост и конкурентоспособное положение на мировой арене с переходом на инновационный путь развития. При этом очень важно добиться улучшения инновационной и инвестиционной привлекательности региона, кадровой инфраструктуры, а также повышения занятости населения и налоговых поступлений в бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гайнуллина Гузалия Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE OF SMALL BUSINESS: ANALYSIS OF STATUS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT IN OMSK

The dynamism of the market environment, both in the world and in Russia has a significant impact on the business environment. To ensure the competitiveness the domestic enterprises need a professional approach to the organization of activities in a changing environment, characterized by the increasing demands of consumers and increased competition. It is generally recognized that even the most successful businesses from the individual stages of their development can encounter a number of problems, the solution of which requires management personnel for the use of special knowledge and new approaches. The efficiency of enterprise management, providing it long-term competitive advantages is largely dependent on the ability of management to properly interact with the infrastructural complex, to get information quickly and with a lesser risk to solve arising problems. The article considers the features of the functioning of the infrastructure of the small business support. Market infrastructure is essential for the formation and development of the business. All the infrastructure components market should create favorable General conditions for efficient business activity in the region and business structures. In this situation, there are needed measures to establish an integrated system of collection, accumulation, analysis and interpretation of information about the progress and trends of the processes development in social and economic spheres. Developed in recent years a system of collecting and processing data about the business entity monitoring, meets these requirements. The article uses data of surveys conducted among managers of small enterprises of the Omsk region, analyzes works of domestic and foreign authors and also applies methods sectoral, institutional, and functional analysis. The article examines the composition and level of infrastructure development, which supports the activity of small entrepreneurship in the Omsk region, and presents structure of the sectoral distribution of small businesses and factors restraining the growth of business. Today the majority of industrially developed countries associates long-term socio-economic growth and competitive position in the international arena with the transition to the innovative way of development. It is very important to improve innovation and investment attractiveness of the region, personnel, infrastructure, and increase employment and tax revenues to the budget.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура малого предпринимательства: анализ состояния и перспективы развития в г. Омске»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2014. № 2. С. 166-173. УДК 334.012.64:005.584.1

ИНФРАСТРУКТУРА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В г. ОМСКЕ

INFRASTRUCTURE OF SMALL BUSINESS:

ANALYSIS OF STATUS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT IN OMSK

Г.А. Гайнуллина G.A. Gaynullina

Омский экономический институт

Динамичность рыночной среды как во всем мире, так и в России оказывает значительное влияние на условия ведения бизнеса. Для обеспечения конкурентоспособности отечественным предприятиям необходим профессиональный подход к организации деятельности в изменяющихся условиях, характеризующихся повышением требований потребителей и усилением конкуренции. Общепризнанно, что даже наиболее успешные предприятия на отдельных этапах своего развития могут столкнуться с рядом проблем, решение которых потребует от управляющего персонала применения специальных знаний и новых, неосвоенных ранее подходов. Эффективность управления предприятием, обеспечение ему долговременного конкурентного преимущества во многом зависят от способности и умения руководства грамотно взаимодействовать с инфраструктурным комплексом, оперативно получать информацию и с меньшей степенью риска решать возникающие проблемы.

В статье рассмотрены особенности функционирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Инфраструктура рынка имеет важное значение для формирования и развития предпринимательской деятельности. Важно, чтобы все компоненты инфраструктуры рынка создавали благоприятные общие условия для эффективной предпринимательской деятельности в регионе и предпринимательских структурах. В этой ситуации необходимы меры по созданию интегрированной системы сбора, накопления, анализа и интерпретации информации о ходе и тенденциях развития процессов в социальной и экономической сферах. Этим требованиям отвечает разрабатываемая в последние годы система сбора и обработки информации о хозяйствующем субъекте - мониторинг.

В работе использованы данные конъюнктурных опросов руководителей малых предприятий Омской области, проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов, а также применены методы отраслевого, институционального и функционального анализа. Исследован состав и уровень развития инфраструктуры, осуществляющей поддержку деятельности малого предпринимательства в Омской области, представлена структура отраслевого распределения субъектов малого бизнеса, выявлены факторы, сдерживающие рост бизнеса.

На сегодняшний день большинство индустриально развитых стран связывает долгосрочный социально-экономический рост и конкурентоспособное положение на мировой арене с переходом на инновационный путь развития. При этом очень важно добиться улучшения инновационной и инвестиционной привлекательности региона, кадровой инфраструктуры, а также повышения занятости населения и налоговых поступлений в бюджет.

The dynamism of the market environment, both in the world and in Russia has a significant impact on the business environment. To ensure the competitiveness the domestic enterprises need a professional approach to the organization of activities in a changing environment, characterized by the increasing demands of consumers and increased competition. It is generally recognized that even the most successful businesses from the individual stages of their development can encounter a number of problems, the solution of which requires management personnel for the use of special knowledge and new approaches. The efficiency of enterprise management, providing it long-term competitive advantages is largely dependent on the ability of management to properly interact with the infrastructural complex, to get information quickly and with a lesser risk to solve arising problems.

The article considers the features of the functioning of the infrastructure of the small business support. Market infrastructure is essential for the formation and development of the business. All the infrastructure components market should create favorable General conditions for efficient business activity in the region and business structures. In this situation, there are needed measures to establish an integrated system of collection, accumulation, analysis and interpretation of information about the progress and trends of the processes development in social and economic spheres. Developed in recent years a system of collecting and processing data about the business entity - monitoring, meets these requirements.

The article uses data of surveys conducted among managers of small enterprises of the Omsk region, analyzes works of domestic and foreign authors and also applies methods sectoral, institutional, and functional analysis. The article examines the composition and level of infrastructure development, which supports the activity of small entrepreneurship in the Omsk region, and presents structure of the sectoral distribution of small businesses and factors restraining the growth of business.

Today the majority of industrially developed countries associates long-term socio-economic growth and competitive position in the international arena with the transition to the innovative way of development. It is very important to improve innovation and investment attractiveness of the region, personnel, infrastructure, and increase employment and tax revenues to the budget.

Ключевые слова: инфраструктура рынка, субъекты малого бизнеса, рынок, предпринимательство, инновационная активность, мониторинг, конъюнктурный опрос.

Key words: market infrastructure, small business, market, entrepreneurship, innovation activity, monitoring, market survey.

© Г.А. Гайнуллина, 2014

Для формирования конкурентоспособного малого предпринимательства большое значение имеет создание действенной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Ее назначение - создание и поддержание условий, благоприятных для наращивания конкурентоспособности малых предприятий. Наиболее важным при этом является формирование производственно-технической и финансово-кредитной поддержки информационного, кадрового, научно-методического, правового обеспечения.

При отсутствии удобной и функциональной «среды обитания» невозможно развитие малого предпринимательства. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым слагаемым современной модели рыночного конкурентного хозяйства, обеспечивающий ее инновационную активность. Поэтому важнейшей задачей властей является создание благоприятных условий, одним из которых на сегодняшний день будет развитие инфраструктуры для функционирования малого бизнеса [1].

Инфраструктура рыночной экономики включает всю совокупность отношений и организаций по обслуживанию функционирования экономики рыночного типа и взаимоотношений между ее хозяйствующими субъектами [2].

В научной литературе существуют различные взгляды на экономическую сущность инфраструктуры и ее место в воспроизводственном процессе. Одни считают, что инфраструктура - это «...составные части общего устройства экономической жизни, отрасли производства и сферы деятельности, носящие подчиненный, вспомогательный характер по отношению к основному производству, обеспечивающие нормальное функционирование основных производственных элементов в целях, определяющих факторы производства» [3]. Другие пишут, что «...инфраструктура представляет собой совокупность элементов производительных сил в виде отраслей производств и видов деятельности, придающих целостный характер как всему народному хозяйству, так и отдельным его сферам и комплексам, функциональное назначение которых состоит, во-первых, в создании общих условий, обеспечивающих эффективное функционирование основного производства, и, во-вторых, в обеспечении воспроизводства» [4]. Третьи уточняют понятие инфраструктуры рынка, утверждая, что «...это комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное функционирование рынка, выполняющих функции посред-

ников или берущих на себя решение вспомогательных задач товарно-денежного оборота между основными субъектами рынка» [4].

При всей разности подходов большинство авторов определяют инфраструктуру как систему отраслей и институтов, создающих благоприятные возможности для функционирования экономики и вполне справедливо подчеркивают, что совокупность отраслей инфраструктуры следует рассматривать как качественно определенную систему по отношению к производству конечного продукта. Инфраструктура должна быть адекватна человеческому потенциалу, соответствовать уровню и приоритетам развития производительных сил и институциональной системе, достигнутым в данный момент времени в отраслях экономики. Таким образом, инфраструктурный комплекс является динамичной системой, поскольку в результате углубления общественного разделения труда, с одной стороны, и трансформации системы управления экономикой - с другой, ее состав изменяется и будет изменяться за счет появления новых отраслей и видов деятельности [5].

Проблема инфраструктуры многоаспектна и сложна. Вопросы инфраструктуры воспроизводства, рынка, предпринимательства, государственной поддержки предпринимательства -лишь малая часть многообразных блоков данной проблемы. Решение каждого из них имеет большое научное и хозяйственное значение. Наименее исследованной является инфраструктура предпринимательства. Сущность инфраструктуры предпринимательства сама по себе многослойна [6].

Предпринимательство способствует формированию воспроизводства особого типа - предпринимательского. Современное предпринимательство развивается на рыночных принципах. Поэтому инфраструктура предпринимательства в целом приобретает рыночный характер, т. е. становится рыночной инфраструктурой. Это означает, что важнейшие связи между элементами инфраструктурного комплекса, как и его связи по обслуживанию воспроизводства капитала, основываются на рыночных принципах [7]. Инфраструктура рынка обслуживает и современное предпринимательство, перестраивая структуру, направленность и характер действия своих элементов под предмет обслуживания. Следовательно, инфраструктура предпринимательства приобретает сущностные признаки рынка. Но, вместе с тем, инфраструктура предпринимательства обладает и своей специфи-

кой, так как обслуживает особый тип воспроизводства - предпринимательский.

Экономическое содержание инфраструктуры раскрывается через систему ее функций (табл. 1). Для выполнения отмеченных и других функций необходима организационная со-

В современной экономике рост производительности и конкурентных преимуществ предпринимательских структур обусловливается изменением природы и источников их формирования, связанных с повышением значимости инновационного типа конкуренции, которая основана на активном использовании различных форм координации деятельности предпринимателей и широком распространении предпринимательских сетей [8]. Это во многом определяет специфику инфраструктурного обслуживания. Для обслуживания инновационного процесса в регионе должны быть созданы инновационные, маркетинговые, инновационно-аналитические центры (региональные и корпоративные). Таких структур в г. Омске сформировано недостаточно.

Необходимо рассматривать сферы предпринимательства и инфраструктуры во взаимосвязи и взаимопроникновении, т. е. в системе инфраструктуры возможно функционирование элементов предпринимательского действия. Осуществление взаимодействия инфраструктурных и непосредственно предпринимательских компонентов в процессе воспроизводства предполагает поэтапную, последовательную инфраструктурную обеспеченность каждого из этапов предпринимательской деятельности, осознание государственными органами, государственными и частными предпринимательскими структурами, предпринимательскими союзами необходимости создания условий для формирования целостного, многопланового, структурированного регионального инфраструктурного комплекса, эффективно обслуживающего предпринимательство.

ставляющая инфраструктуры, в которой выделяются крупные отрасли: транспорт, связь, энергетика, материально-техническое обеспечение, оптовая и розничная торговля, наука, образование, здравоохранение, информационное обеспечение, коммунальное хозяйство и т. д.

Модель эффективного функционирования механизма регулирования инфраструктуры рынка должна создаваться с учетом соответствующих принципов и целей, как на региональном, так и на народнохозяйственном уровне. Для более четкого представления об инфраструктуре рынка особо выделим основные принципы ее формирования: принцип регулируемости и управляемости процессом ее формирования и развития; дополняемости; преемственности; синергетического эффекта; необходимой и достаточной конкурентности; информационной обеспеченности; свободного перелива ресурсов; индикативности [9].

Элементы государственного регулирования, включаемые в модель функционирования инфраструктуры рынка, наряду с лицензированием деятельности, налогообложением, установлением нормативных банковских ставок, могут включать разработку и доведение до предприятий инфраструктуры рынка долгосрочных прогнозов, целевых программ ее развития и направлений эффективной деятельности народного хозяйства в целом. При формировании механизма регулирования инфраструктуры рыночного хозяйства можно выделить три направления: экономико-организационное, социальное, правовое.

Экономико-организационное направление включает в себя экономический анализ рыночных отношений, определение направлений создания эффективно функционирующего механизма регулирования, разгосударствление и приватизацию предприятий, демонополизацию деятельности предприятий инфраструктуры рынка, содействие развитию конкуренции, ли-

Таблица 1

Характеристика функций инфраструктуры

Функция Содержание

Организационная Создает общие условия для эффективного функционирования структурообразующих отраслей в народном хозяйстве в целом, в регионах, предприятиях, социальной сфере

Системообразующая Обеспечивает единство во всех фазах воспроизводства в народном хозяйстве в целом и в отдельном его структурном звене путем установления взаимосвязи в процессе воспроизводства

Связующая Обеспечивает неразрывность рациональных товарных, денежных, информационных и других потоков, создающих общие условия для динамичной устойчивости воспроизводства

Инновационная Создает общие условия для инновационного обеспечения

цензирование деятельности, установление нормативной учетной ставки банковской системы, планирование, прогнозирование, программирование деятельности объектов инфраструктуры рынка, формирование бизнес-планов, маркетинговые исследования. Кроме того, проводится оценка и страхование коммерческого риска, регулирование размеров и распределение дохода, хозяйственный расчет, стимулирование труда [10].

Социальное направление предусматривает планирование, прогнозирование, индикативное программирование социального развития, улучшение условий труда, экономической обстановки, повышение уровня жизни населения, содействие обеспечению жильем, регулирование занятости населения, социальную защиту, пенсионное обеспечение.

Правовое направление включает разработку и принятие законодательных актов, решений, нормативов о развитии инфраструктуры, определяет правовое положение субъектов во взаимоотношениях организаций инфраструктуры рынка с местными органами власти, нормативное регулирование рынка услуг (лицензирование, тарификация, регулирование цен).

Активное развитие инфраструктуры - одно из важнейших условий вывода экономики России и ее регионов на современный эффективный, предпринимательский способ хозяйствования. Следовательно, в переходной экономике возникает потребность в формировании инфраструктурных элементов, присущих рынку, таких как банковская система, финансово-кредитный механизм, обеспечивающий бесперебойное денежное обращение в стране; закупочно-заготовительная контрактная и торгово-коммерческая системы, осуществляющие оптовый и розничный товарооборот; система, предусматривающая страхование различных коммерческих рисков на всех стадиях рыночного оборота; налоговая система, устанавливающая взаимоотношения всех субъектов рынка с государственным бюджетом; современная информационно-аналитическая система, включающая специализированные каналы связи и другие средства коммуникации [11].

Рынок диктует необходимость развития таких важнейших элементов инфраструктуры, как транспортная сеть, товарные рынки. Следует отметить, что в силу неразвитости рыночных отношений в России многие мероприятия по поддержке малого предпринимательства не реализуются. В связи с этим малые предприятия в своей деятельности сталкиваются со значительными трудностями.

Выделять малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночной экономики не могут действовать наравне с крупными, поскольку малый бизнес - это предприятия, небольшие по численности работающих, объему производства, величине имущества, вовлеченного в процесс производства. В процессе хозяйственной деятельности они неизбежно сталкиваются с рядом организационно-технических и коммерческих трудностей - например, с дефицитом материально-технических ресурсов, высокими процентами на кредиты, относительно большими затратами на изучение рынка, рекламу, подготовку и повышение квалификации кадров. Малые предприятия - это повышенный риск всей хозяйственной деятельности. Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск продукции, то предприятиям малого бизнеса надо рассчитывать на оптимальную хозяйственную ориентацию, на узкие группы потребителей, находить выгодные формы взаимосвязи с крупными предприятиями. В таких условиях рыночных отношений функционирующие в регионах страны предприятия малого бизнеса нуждаются в поддержке и защите со стороны государства как особые хозяйствующие субъекты [12].

Необходимость усиления внимания к проблемам развития малого бизнеса определяется двумя основными причинами. Первая из них -та роль, которую играет малый бизнес в формировании гражданского общества; вторая - его удельный вес в современной экономике, достигающий в развитых государствах 70 % ВВП.

Значение малого бизнеса для современной экономики обусловлено его функциональными характеристиками: участием во внедрении инноваций, сдерживанием монополизации; оперативным «заполнением» ниш рынка или тех отраслей, где крупный бизнес малоэффективен. Малый бизнес выполняет и важные социальные функции: он является основой формирования «среднего класса», мобильно создает новые рабочие места, вовлекает в процесс общественного производства дополнительные трудовые ресурсы (пенсионеров, несовершеннолетних, многодетных) [3].

Сектор малого бизнеса - основной резерв развития экономики Омской области. Омская область - один из немногих регионов России, в котором разработана и утверждена Концепция государственной политики развития малого предпринимательства.

Реализация программы позволяет, с одной стороны, вывести развитие малых предприятий в городе на более высокий уровень, а с другой - повысить благосостояние населения города Омска и обеспечить его полную занятость, что окажет благоприятное воздействие на экономическую ситуацию в городе Омске. Направлениями поддержки малого предпринимательства в городе Омске являются:

- совершенствование системы муниципальной поддержки малых предприятий;

- выявление приоритетов с целью организации эффективной муниципальной поддержки малого предпринимательства;

- совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого предпринимательства на местном уровне;

- содействие в продвижении на рынок товаров и услуг местных товаропроизводителей -субъектов малого предпринимательства;

- развитие кредитно-инвестиционных механизмов (инвестиционных конкурсов, лизинга, микрокредитования и др.), облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, производственным и другим ресурсам;

- содействие развитию кредитных союзов, обществ взаимного кредитования, кооперации и страхования предпринимательских рисков;

- содействие развитию инновационного бизнеса;

- развитие регионального, международного сотрудничества и партнерства;

- создание условий для привлечения отечественных инвестиций в экономику города;

- повышение кадрового потенциала малых предприятий;

- дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- оказание организационной, методической, консультационной помощи и информационных услуг субъектам малого предпринимательства;

- оптимизация административного регулирования развития предпринимательской деятельности;

- повышение социальной защищенности субъектов малого предпринимательства;

- развитие информационного обеспечения деятельности малых предприятий, укрепление его социального статуса, формирование положительного имиджа;

- обеспечение безопасности собственности предпринимателей;

- устранение негативных процессов в малом предпринимательстве (теневой бизнес, нарушение трудового законодательства).

Малое предпринимательство, как особое явление социально-экономической жизни российских регионов и городов, ориентировано, в первую очередь, на местные рынки товаров, работ и услуг, поэтому местные власти должны быть заинтересованы в развитии предпринимательской деятельности на подведомственной территории. В настоящее время исполнительные органы области и города обладают достаточными правами и полномочиями для поддержки предприятий малого бизнеса. Кроме того, на местном уровне можно устранить не-доработанность и декларативность отдельных действующих законодательных норм, которые имеют место в федеральных законах, путем принятия законодательных и нормативных актов субъектов Российской Федерации в области поддержки малого предпринимательства [13].

В рамках реализации «Основных направлений содействия развитию малого предпринимательства в городе Омске» администрацией Омска при содействии бизнес-объединений (Омский областной союз предпринимателей, Омская торгово-промышленная палата и др.) проведено анкетирование с целью изучения мнения субъектов малого предпринимательства г. Омска по вопросам развития малого бизнеса. В анкетировании приняли участие 65 % субъектов малого бизнеса. Анкетирование показало, что начинать новый бизнес и расширять свою деятельность нелегко. В табл. 2 приведены факторы, сдерживающие рост бизнеса.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что субъекты малого предпринимательства нуждаются в определенной поддержке. Основная помощь, по мнению предпринимателей, может заключаться в системе государственного регулирования, развития институтов инфраструктуры: обучение предпринимателей, в том числе за счет средств государственного бюджета; снабжение предпринимателя полезной правовой информацией, сведениями по маркетингу и состоянию рынка и др. аспектам; создание механизмов, в том числе гарантийных государственных, которые помогли бы предпринимателю получить стартовые деньги; строительство многофункциональных бизнес-центров и размещение там инновационных и производственных предприятий.

Таблица 2

Факторы, сдерживающие рост малого бизнеса в Омске

Факторы Значение, %

Чрезмерная конкуренция 41

Налоговый режим 40

Высокая арендная плата 38

Нехватка оборотных средств 37

Недостаток квалифицированных кадров 31

Прохождение процедур административного регулирования 24

Несвоевременные расчеты потребителей продукции и услуг 15

Физический и моральный износ оборудования 11

Высокая капиталоемкость бизнеса 9

Нехватка знаний и навыков для ведения бизнеса 9

Недостаточная информационная база поставщиков сырья и потребителей продукции 6

Недостаточный спрос на продукцию 5

Для эффективного развития бизнеса в регионе, по мнению участников опроса, необходимо развивать недостающие звенья инфраструктуры малого предпринимательства: создать информационно-справочную систему для повышения информированности по различным аспектам предпринимательской деятельности (34 %); изменить существующее законодательство по поддержке и развитию предпринимательской деятельности (29 %); пропагандировать позитивный образ предпринимателя через проведение конкурсов, выставок и т. п. (19 %).

Для устойчивого развития малого предпринимательства требуются шаги по преобразованию нормативной правовой среды, которая создавала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства. Формирование законодательной базы и механизмов правоприменения, других институтов обеспечило бы эффективное взаимодействие предприятий как между собой, так и с органами власти.

Важной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Укрепление системы финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства, охватывающей региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого предпринимательства, будет способствовать выработке и проведению последовательной политики по финансированию развития малого предпринимательства.

Одной из приоритетных целей является повышение занятости и снижение уровня безработицы населения, что предполагает подго-

товку высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства, создание системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов действующих малых предприятий, развитие институтов повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы малого предпринимательства, разработку методических основ для обучения предпринимательской деятельности.

Серьезной проблемой остается включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, что позволит значительно улучшить условия и эффективность их работы. Основные усилия по решению указанной проблемы должны быть направлены на создание сети конъюнктурной информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг. Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и предоставления отчетности должны являться первостепенными направлениями налоговой политики, призванными стимулировать улучшение налогового климата для малых предприятий.

По каждому из выбранных направлений имеется острая необходимость и определенные возможности осуществить обширный перечень мероприятий, способных, в конечном итоге, улучшить результативность малого предпринимательства, его структуру и потенциал. Малое предпринимательство быстро и успешно осваивает инвестиции и развивает инновации в отраслях, не привлекательных для крупного бизнеса [13].

Для оценки перспектив развития малого предпринимательства в экономике целесообразно сформулировать подходы в определении приоритетов отдельных отраслей народного хо-

зяйства в условиях проводимых модернизаци-онных изменений. Эти подходы должны основываться на объективных оценках достигнутого уровня, учитывая специфику созданной хозяйственной инфраструктуры, наличие и качество трудового потенциала.

Предпринимательство, как структурный и функциональный элемент национальной экономики, обладает определенными стратегическими преимуществами, которые необходимо реализовать в перспективе:

- адаптационный потенциал, характеризующий высокую степень приспособляемости субъектов малого предпринимательства к жестким и часто меняющимся условиям внешней среды, способность быстро перестраиваться исходя из запросов потребителей, быстро осваивать новые рыночные ниши, создавать конкурентоспособные производства при относительно низких капитальных и текущих затратах;

- потенциал регионального развития, определяющий вклад бизнеса в реструктуризацию региональной экономики и выравнивание уровня экономического развития регионов;

- инновационный потенциал, способность к самостоятельному продуцированию и освоению научно-технических, технологических, организационно-экономических нововведений и их коммерческому использованию с незначительными стартовыми затратами;

- мультипликативный потенциал, способность малого предпринимательства обеспечивать формирование спроса на продукцию других секторов экономики, стимулируя тем самым процесс воспроизводства, роста загрузки производственных мощностей;

- финансово-инвестиционный потенциал, способность к ускоренному освоению инвестиций, резкому увеличению капитальной стоимости бизнеса и быстрой оборачиваемости средств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- кадровый потенциал, обусловленный активным притоком в сферу малого предпринимательства специалистов высокой квалификации [14].

В целях совершенствования направлений поддержки малого бизнеса, повышения эффективности реализации намеченных мероприятий необходимо:

- проведение периодического мониторинга среди предпринимателей малого бизнеса по выявлению проблем, возникающих в их деятельности;

- создание перечня (в виде картотеки) научно-исследовательских разработок, проведенных и проводимых профессорско-преподава-

тельским составом всех вузов Омска по проблемам малого и среднего предпринимательства;

- проведение социологического опроса населения города по определению их отношения к деятельности малого предпринимательства;

- обобщение опыта и полученных результатов реализации программ поддержки малого предпринимательства в других городах России;

- разработка и реализация предпринимателями совместно с учеными города инвестиционных проектов в сфере науки, высоких технологий и инноваций в целях обеспечения на малых предприятиях Омска более высокого уровня организации производственного процесса, получения ими существенных конкурентных преимуществ на межрегиональном и международном рынках;

- содействие в разработке малыми предприятиями проектов для получения российских и международных грантов на финансирование внедрения научно-технических разработок;

- развитие и обеспечение деятельности организаций, специализирующихся на предоставлении консалтинговых услуг в сфере малого предпринимательства с учетом особенностей и опыта работы в данной сфере существующих консалтинговых компаний (например, Омский региональный центр содействия предпринимательству);

- осуществление анализа кадрового обеспечения, состояния подготовки кадров в малом предпринимательстве;

- проведение семинаров, конференций, круглых столов по вопросам деятельности малого предпринимательства при совместном участии предпринимателей, ученых, представителей органов власти и общественных организаций;

- организация издания информационнометодической продукции для предпринимателей по ведущим специальностям рыночной экономики, организации собственного дела, справочной литературы, рекламно-информационных материалов, пособий по описанию моделей профессионального поведения предпринимателя и др.;

- привлечение преподавателей учебных заведений для участия в проведении аттестации кадров с целью составления плана развития персонала и совместной его реализации в работе субъектов малого бизнеса;

- организация бизнес-инкубирования предпринимателей на базе вузов города (включая информационное, методическое, консультационное, бухгалтерское, финансовое сопровождение бизнеса), направленное на успешное ста-

новление и развитие субъектов малого предпринимательства [13].

Подводя итоги, можно сделать вывод: для успешного развития малого бизнеса необходимо создание развитой инфраструктуры, которая должна представлять собой комплекс взаимосвязанных систем: информационного, финансового, ресурсного и материального обеспечения малого бизнеса, подготовки и переподготовки кадров, развития общественного движения и т. д. Развитие малого предпринимательства в г. Омске в среднесрочной перспективе должно быть направлено на повышение его роли в укреплении социально-экономического партнерства, обеспечение взаимодействия органов государственной власти местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности.

1. Гайнуллина Г. А. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках государственно-частного партнерства (на примере Омской области) : дис. ... канд. экон. наук. - Омск, 2010. - 153 с.

2. Гайнуллина Г. А., Авадэни Ю. И. Ретроспективный подход в исследовании феномена предпринимательства // Инновационное образование и экономика: научно-практический журнал Омского экономического института. -2013. - № 13 (24). - С. 4-8.

3. Мочальников В. Н. Государство и бизнес станут партнерами // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. - 2007. - № 3. - С. 68-72.

4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - М. : ИНФРА-М, 2006.

5. Стукач В. Ф. Региональная инфраструктура АПК : учебное пособие. - Омск : Изд-во Ом. гос. аграр. ун-та, 2003. - С. 62-84.

6. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / пер. с англ. и ред. Н. М. Макаровой.

- М. : Вильямс, 2007.

7. Авадэни Ю. И., Витушкин А. Н. Феномен предпринимательской организации // Развитие инновационной экономики в России : матер. 4-й Всерос. заоч. науч.-практ. конф. (Москва, 17 мая 2013 г.). - М. : Изд.-тип. центр МАТИ, 2013. - С. 227-234.

8. Бирюков В. В. Производительность хозяйственных систем и модернизация промышленного производства // Вестн. СибАДИ. -2012. - № 1 (23). - С. 84-88.

9. Гукова А. В. Производственная инфраструктура в экономике региона. - URL : http:// www. smartcat.ru/RegionEconomic/NetSales.shtml.

10. Квасов И. Н. Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур // Пути формирования эффективной социально-экономической модели трансформирующейся России : сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза : Тип. АНОО «Приволжский Дом знаний», 2007. - С. 64-67.

11. Государственное регулирование рыночной экономики : учебник / под общ. ред.

B. И. Кушлина. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : Изд-во РАГС, 2008. - С. 655-656.

12. Попков В. П., Евстафьева Е. В. Организация предпринимательской деятельности: схемы и таблицы. - СПб. : Питер, 2007.

- С.69-70.

13. Гайнуллина Г. А. Проблемы формирования инфраструктуры малого предпринимательства // Аграрно-экономическая наука о проблемах инновационного развития агропромышленного производства : матер. I Между -нар. науч.-практ. конф. - Омск, 2007. - Ч. 1. -

C.170-173.

14. Авадэни Ю. И. Формирование и развитие предпринимательского стиля управления на предприятиях автомобильного транспорта : дис. ... канд. экон. наук. - Омск, 2005.

- 186 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.