УДК 339.1 Б01 10.17238/188П1998-5320.2017.30. 164
Г. А. Гайнуллина, Ю. В. Шляпина, Омская гуманитарная академия Ю. И. Авадэни,
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск
ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Статья посвящена вопросам формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Это связано с тем, что в условиях свободных экономических отношений и конкурентной среды система инфраструктурной поддержки субъектов малого предпринимательства призвана обеспечить их эффективное функционирование и развитие.
Ключевые слова: малое предпринимательство, инфраструктура поддержки малого бизнеса, конкурентоспособность, экономика региона.
Введение. В период финансовой нестабильности расширение деловой активности начинающих и действующих предпринимателей в экономике России напрямую зависит от обеспечения поддержки предпринимательской деятельности.
Для реализации нынешним предпринимательством своей роли стратегического фактора и главного внутреннего источника саморазвития экономики требуется трансформировать общие требования воспроизводства, т. е. инфраструктуру таким образом, чтобы возникла потенциальная возможность для обслуживания предпринимательской деятельности. Для этого необходимо проникновение предпринимательских начал в инфраструктурный сектор экономики на местном и федеральном уровнях [1].
Одной из наиболее весомых проблем в ситуации затянувшейся макроэкономической нестабильности, затрагивающей сферу малого предпринимательства, представляется реализация превентивных мер со стороны менеджмента малых предприятий с целью предупреждения назревающих кризисных явлений. Кризисы минувших лет демонстрируют, что существующие пробелы в инфраструктурной среде предпринимательства сдерживают развитие бизнеса хозяйствующих субъектов. В связи с этим требуется принять ряд решений, нацеленных на усиление поддержки малого предпринимательства.
В ситуации свободных экономических взаимоотношений и конкурентной среды система инфраструктурной поддержки субъектов малого предпринимательства призвана гарантировать их эффективное функционирование и развитие. Но, тем не менее, в трудные периоды такая система не действует по причине бессистемности и рассогласованности функций элементов инфраструктуры. Существующие системы не только не реализуют в достаточном объёме возложенные на них функции, но и поглощают бюджетные ресурсы. Большая часть малого бизнеса не удовлетворена качеством, объёмом и своевременностью предоставляемых услуг. В условиях, когда малое предпринимательство применяет ту же инфраструктуру, что и средний и крупный бизнес, снижается их конкурентоспособность и финансовая стойкость. До тех пор, пока не будет обеспечена согласованность элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства, все усилия государства, нацеленные на его стимулирование, не будут достигать нужного эффекта.
Создаётся необходимость развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на принципах комплексности и адресности. Таким образом, одной из главных функций инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства представляется координация взаимодействия между властными и предпринимательскими структурами, обеспечивающая управляемую самоорганизацию малого бизнеса [2].
Значение и роль малого предпринимательства в современных условиях. Малое предпринимательство на территории субъекта Российской Федерации в настоящее время является фактором, определяющим всеобщее социально-экономическое развитие территории. Предпринимательский сектор экономики Омской области представляет поступательное развитие. Самым динамично развивающимся является малый сектор предпринимательства, увеличивается его вклад в экономику
региона, в обеспечение занятости жителей. В местном инфраструктурном комплексе требуется трансформировать элементы инфраструктуры в целом и инфраструктуры рынка для обслуживания регионального предпринимательства. Такие процессы в регионах разворачиваются с различной интенсивностью. Отдельные регионы значительно продвинулись вперёд в этом направлении. В отдельных регионах развиваются и функционируют системы инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства. В других регионах можно выделить только лишь отдельные элементы инфраструктуры предпринимательства [3].
По уровню численности занятых на малых предприятиях Омская область входит в пятёрку лидеров среди регионов Сибирского Федерального округа. А по такому показателю, как численность малых предприятий на одну тысячу жителей, располагается на третьем месте в Сибирском Федеральном округе.
Малый бизнес в Омской области представляет собой эффективно развивающийся сектор экономики (табл. 1). Путём формирования новых компаний и рабочих мест малое предпринимательство снижает остроту безработицы, обеспечивает занятость жителей, наполняет рынок различными услугами и товарами, способствует образованию «среднего класса», улучшению качества жизни народонаселения [4].
Таблица 1
Роль сектора малого бизнеса в экономической системе Омской области
Основные показатели развития Данные за 2014 г. Данные за 2015 г. Данные за 2016 г.
Средняя численность работников, чел. 131 108 136 352 141 806
Среднемесячная заработная плата одного работника, руб. 24 506 25 486 26 250
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, оказано услуг (без НДС и акцизов), млн руб. 118 287 136 030 163 236
Оборот оптовой торговли, млн руб. 258 237 278 895 292 839
Оборот розничной торговли, млн руб. 75 423 86 736 97 144
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов), млн руб. 559 959 655 152 759 976
В настоящее время организации инфраструктуры на местном уровне можно группировать следующим образом:
- производственное и научно-техническое обслуживание предприятий малого бизнеса;
- посреднические, торговые и сбытовые компании;
- финансово-кредитные организации;
- переподготовка кадров, трудоустройство, социальная защита жителей региона;
- информационное обслуживание субъектов малого бизнеса;
- местное самоуправление и правовое обслуживание рынка.
Совместно с этим присутствие достаточно широкого перечня объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса не гарантирует их полезного и эффективного взаимодействия и функционирования между собой и с данным сектором бизнеса. Высокая доля предпринимателей либо не доверяет, либо не располагает нужной информацией о функционировании этих структур [5].
Кроме того, предпринимательство в Омском регионе представлено в основном микропредприятиями. Значительная доля субъектов малого и среднего бизнеса приходится на город. В муниципальных районах области предпринимательство развивается неравномерно. Половина всех без исключения субъектов малого и среднего бизнеса расположена в 7 из 32 муниципальных районов.
Малое и среднее предпринимательство в Омской области не «выпадает» из общероссийских тенденций, развивается за счёт микропредприятий и растёт медленно. Сравнение Омской области с граничащими регионами (Новосибирской, Томской и Тюменской областями) демонстрирует, что помимо медленного роста, в малые и средние предприятия сокращаются инвестиции в основной
капитал. Объём кредитования малого предприятия не поясняет отличий. Таким образом, всё дело -в специфике Омской области, которая заключается в следующем:
- низкая конкурентоспособность местного бизнес-портфеля;
- «тяжёлый» (неблагополучный) бизнес-климат;
- относительно низкий уровень заработной платы жителей, неискушённый спрос со стороны потребителей на товары и услуги;
- отрицательный баланс сильных и слабых сторон [6].
В общем можно сказать, что по причине существования кризисных явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение деятельности (вложения в инфраструктуру, наём и обучение персонала, открытие новых торговых точек, модернизация методов управления, организация производства и сбыта и т. п.); прикладывать все усилия по снижению инвестиционных и налоговых расходов; пересматривать методы работы с контрагентами; наращивать привлечение заёмных средств с противозаконных кредитных рынков.
Проблемы развития субъектов малого предпринимательства на территории г. Омска. На предприятиях малого бизнеса, даже при условии нормального развития, могут присутствовать различные ошибки, которые часто приводят к кризису и представляют угрозу существования предприятия. Своевременное выявление отклонений позволяет руководству организации принять адекватные меры по нейтрализации нежелательных кризисных явлений и выбрать курс на развитие. Как правило, предприятия малого бизнеса сталкиваются с кризисом постфактум, когда основные показатели деятельности уже имеют отклонения от нормы. Поэтому знание процесса протекания кризиса и этапов его развития позволяют распознать его на более ранних стадиях, и принять своевременные меры к подготовке и его преодолению.
Под кризисом следует понимать ограниченный во времени, нестабильный и динамичный процесс с постоянным изменением значений его основных параметров. Процесс развития кризиса на предприятиях малого предпринимательства можно рассматривать как разновидность экономического механизма, согласно которому запускается цепочка взаимосвязанных кризисных явлений, в конце которой предприятие переходит в кризисное состояние. Каждое последующее кризисное явление оказывает большее разрушающее воздействие на деятельность субъекта малого предпринимательства и требует значительных затрат на преодоление его последствий. Очень важно уметь выявить исходный кризис, поскольку он непременно влечёт за собой целую цепочку кризисных явлений (рис.).
Представленная на рисунке модель позволяет определить наиболее адекватный выход из сложившейся кризисной ситуации и спрогнозировать развитие в будущем.
Авторский подход предполагает возможность оценки совокупности базовых критериев кризиса (широта и глубина охвата кризиса), скорости нарастания кризисных явлений и стадий кризисного процесса с целью более эффективного поиска причин и выработки управленческих решений по борьбе с кризисом.
Анализ специфики кризисных явлений и малого бизнеса позволил определить главные затруднения субъектов малого предпринимательства:
- ограниченный доступ к банковскому финансированию;
- ухудшение условий кредитования;
- переход к теневому кредитованию;
- сокращение спроса на продукцию;
- риск неплатежей со стороны контрагентов предприятий;
- увеличение стоимости импортной продукции;
- рост конкуренции за государственный и муниципальный заказ;
- замораживание проектов, нацеленных на совершенствование и развитие производства;
- усиление административного давления на бизнес и т. д.
Таким образом, можно констатировать жизненную необходимость в стимулировании роста доли предприятий малого бизнеса, призванную не только повысить показатели валового регионального продукта, но и гарантировать прирост востребованных в условиях кризиса дополнительных рабочих мест. Судьба малого предпринимательства напрямую сопряжена с региональным самоуправлением в России: если число малых предприятий останется на сложившемся в настоящее время уровне, местное самоуправление вряд ли реализует имеющиеся у него возможности [7].
Широта кризиса
Скорость нарастания кризисных явлений
Снижение потенциала преодоления кризиса
Снижение конкурентоспособности
Дестабилизация финансового положения
Снижение качества продукции (услуг)
Потеря потенциала развития Несоответствие стратегии Несоответствие результатов
Кризи с-стратегии / / / / / /
Криз1 с новых техн / / / тологциеских / / / идей
/ / / Кризис ли / / квидности
/ / / / / / Кризис п юизводства
« и
cd S Я И
(D H О
С
о S
00
5
6
>S о
s s
& «
>S о
я S
& s
ö &
о *
« о
S £
bä 00
0 S
1 & я
о а
X
О н
го
н и
а> о б ъ ё
м о
в
о to
Н и
W к
и
й
у р
о в
е
н
№
ф и
н
а
н
с
о в
о й
у с
т
о
и
в
о
о т
и
Глубина кризиса
Модель идентификации кризисного состояния малого предприятия
В нынешних условиях поддержка малого бизнеса - одно из приоритетных направлений деятельности Администрации г. Омска. В Омске действует программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства», определяющая ведущие направления поддержки: консультационная, имущественная, финансовая, имиджевая и информационная. Также предпринимаются шаги по устранению административных барьеров. Детальный анализ сегодняшнего положения дел в сфере малого предпринимательства даёт возможность выделить несколько групп проблем развития субъектов малого бизнеса в Омской области (табл. 2).
Ряд учёных отмечают необходимость создания механизма критериев отбора участников коммерческих тендеров и госзакупках субъектов малого и среднего бизнеса [8].
В нынешних условиях одним из ключевых компонентов предпринимательства является инно-вационность, которая в немалой степени определяет специфику инфраструктурного обслуживания. Для обслуживания инновационного процесса в регионе целесообразно создавать инновационные, маркетинговые, инновационно-аналитические центры (корпоративные и региональные).
Таким образом, инфраструктура поддержки малого предпринимательства - это феномен, обеспечивающий взаимодействие малых предприятий с внешней средой местного рынка и нацеленный на ликвидацию административных барьеров.
Таблица 2
Проблемы развития субъектов малого бизнеса в Омской области и пути их решения
Проблема Формы поддержки предпринимателей Основные направления политики в области содействия развитию малого предпринимательства
Нестабильность деловой среды Имиджевая поддержка 1. Проведение ежегодных городских выставок «Омская марка» и «Инновации года». 2. Мероприятия по проблемам предпринимательства в виде дискуссионных площадок, тренингов, семинаров и конференций. 3. Проведение конкурса «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса»
Организационно -правового характера Консультационная поддержка 1. Организация консультирования предпринимателей в «Центре поддержки предпринимательства» по управленческим, финансовым, кадровым и прочим вопросам. 2. Предоставление комплекса услуг в режиме одного окна с целью качественного улучшения обслуживания и снижения объёма времени заявителей на оформление нужных документов
Материально-финансовые Финансовая поддержка 1. Повышение финансовой поддержки малого предпринимательства. 2. Увеличение объёмов кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков. 3. Организация конкурса по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках. 4. Рост объёмов финансовой поддержки малых предприятий, образующих финансовую инфраструктуру поддержки малых предприятий. 5. Формирование новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств)
Информационного характера Информационная поддержка Проведение информационных мероприятий и акций: организация семинаров, конференций, брифингов; представление информации на сайтах федеральных и местных органов государственной власти по вопросам малого предпринимательства (www.admomsk.ru)
Безопасность Имущественная поддержка 1. Уменьшение ставок по аренде нежилых помещений и земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности. 2. Меры, нацеленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий и замещение импорта. 3. Привлечение к реализации госзаказа, а также увеличение интереса к участию в госзакупках у малых предприятий -потенциальных участников заказа. 4. Введение дополнительных таможенных пошлин на товары, связанные с потреблением
Выводы. В целях развития и совершенствования мер государственной поддержки малого предпринимательства региона мы рекомендуем осуществить следующее:
- провести конкурс и отбор муниципальных программ развития предпринимательства;
- обеспечить создание и реализацию программ поддержки начинающих предпринимателей;
- гарантировать реализацию образовательных программ для субъектов малого предпринимательства;
- продолжить развитие малого предпринимательства в промышленности, научно-технической сфере (поддержка малых предприятий, участвующих в промышленных кластерах, поддержка развития субконтрактации малых предприятий, развитие технологических центров коллективного пользования субъектов малого предпринимательства, разработку и развитие центров трансферта технологий, поддержка программ лизинга промышленного оборудования);
- продолжить развитие бизнес-инкубатора.
Таким образом, реализация комплекса мер позволит усовершенствовать инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, наладить координационную деятельность и систематизировать функции многообразных институтов поддержки, что приведёт к росту эффективности применения ресурсов, улучшению ориентации субъектов малого предпринимательства, разнообразию и комплексности оказываемых услуг. В качестве заключительного тезиса необходимо отметить, что надежда на развитие малого бизнеса в Омской области существует, но при условии улучшения бизнес-климата в регионе, с одной стороны, и принятии грамотных решений в бизнесе, с другой.
Библиографический список
1. Боровских Н. В. Состояние и проблемы развития малого бизнеса // Перспективы развития науки и образования : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конференции. - Тамбов, 2014. - С. 27-28.
2. Гайнуллина Г. А. Инфраструктура малого предпринимательства: анализ состояния и перспективы развития в г. Омске // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2014. - № 2. - С. 166-173.
3. Патласов О. Ю., Гордусенко А. В. Субъекты малого и среднего бизнеса: критерии, структура, финансовый механизм // Омский научный вестник. - 2011. - № 6. - С. 41-46.
4. Шляпина Ю. В. Результаты исследования состояния потребительского рынка на территории города Омска // Инновационное образование и экономика. - 2015. - № 19. - С. 7-10.
5. Безрук А. А. Особенности ведения бизнеса в Омском регионе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inbg.ru
6. Жураковский А. С. Обеспечение согласованности элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 25.12.14. - Тамбов, 2014. - 25 с.
7. Рой О. М. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Омском регионе в условиях финансового кризиса // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2009. - № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-v-omskom-regione-v-usloviyah-finansovogo -krizisa.
8. Патласов О. Ю., Самарин А. М. Алгоритмы проведения тендеров и модель отбора участников // Омский научный вестник. - 2013. - № 5. - С. 46-52.
G. А. Gainullina,
candidate of economic Sciences, associate Professor Omsk humanitarian Аcademy, 2а, 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation
Yu. V. Shlyapina,
candidate of economic Sciences, associate Professor Omsk humanitarian Аcademy, 2а, 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation
Yu. I. Avadjeni,
candidate of economic Sciences, associate Professor
Siberian State Automobile and Highway University,
5 Prospect Mira, Omsk, 644080, Russian Federation
INFRASTRUCTURE OF BUSINESS SUPPORT: PROBLEMS OF CRISIS PHENOMENA OVERCOMING IN SMALL ENTERPRISES ACTIVITY
The article is devoted to the formation of the small business support infrastructure, since the system of infrastructure support for small business entities is called upon to ensure their effective functioning and development in free economic relations and competitive environment conditions.
Keywords: small business, small business support infrastructure, competitiveness, regional economy.
References
1. Borovskikh N.V. The state and problems of small business development . Perspektivy razvitiya nauki i obrazovaniya. Tambov. 2014. pp. 27-28.
2. Gainullina G.A. Infrastructure of small business: analysis of the state and development prospects in Omsk . Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. 2014. Vol. 2. pp. 166-173.
3. Patlasov O. Yu., Gordusenko A.V. Subjects of small and medium-sized business: criteria, structure, financial mechanism. Omskiy nauchnyy vestnik. 2011. Vol. 6. pp. 41-46.
4. Shlyapina Yu. V. Research results of the consumer market state in the city of Omsk . Innovatsionnoye obrazovaniye i ekonomika. 2015. Vol. 19. pp. 7-10.
5. Bezruk A.A. Osobennosti vedeniya biznesa v Omskom regione. [Features of doing business in the Omsk region]. http://www.inbg.ru
6. Zhurakovskiy A.S. Obespecheniye soglasovannosti elementov infrastruktury gosudarstvennoy podderzhki malogo predprinimatel'stva. [Ensuring the consistency of the elements of the infrastructure of state support for small business. PhD dissertation. Tambov. 2014. 25 p.
7. Roy O.M. Problemy i perspektivy razvitiya malogo predprinimatel'stva v Omskom regione v usloviyakh finansovogo krizisa. [Problems and Prospects for the Development of Small Business in the Omsk Region in Conditions of Financial Crisis] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-v-omskom-regione-v-usloviyah-finansovogo-krizisa.
8. Patlasov O. Yu., Samarin A.M. Algorithms for holding tenders and the selection model of participants. Omskiy nauchnyy vestnik. 2013. Vol. 5. pp. 46-52.
Поступила в редакцию 3.11.2017 © Г. А. Гайнуллина, Ю. В. Шляпина, Ю. И. Авадэни, 2017
Авторы статьи:
Гузалия Анваровна Гайнуллина, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, 644105, 4-я Челюскинцев, 2а, e-mail: [email protected]
Юлия Викторовна Шляпина, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, 644105, 4-я Челюскинцев, 2а, e-mail: [email protected]
Юлия Ивановна Авадэни, кандидат экономических наук, доцент, Сибирский государственный автомобильно-дорожный униеврситет, 644080, Омск, пр. Мира, 5, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
С. М. Хаирова, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой управления качеством и производственными системами, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск. С. В. Шеремета, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления на транспорте, Омский институт водного транспорта.